Государственный долг германии доклад

Обновлено: 20.05.2024

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………. ……………. 3
1. Характеристика финансовой системы ФРГ………………. …. 4
1.1. Бюджетный процесс и финансовый контроль…………..…. …4
1.2. Доходы федерального бюджета………………………………..…6
1.3. Расходы федерального бюджета……………………………. …9
2. Государственный долг и бюджетный дефицит ФРГ…….………. 11
2.1. Специальные правительственные фонды……………………….14
2.2. Бюджеты земель и общин Германии…………………………….15
2.3. Государственные предприятия…………………………………. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. …18
Список использованной литературы……………………………….………19

Работа состоит из 1 файл

курсовая - копия (Автосохраненный).docx

В 2000 году расходы федерального бюджета составили 45,1%. Самый пик был в 2003 году, составили 48,5%. В 2007 и 2008 году снизился до 43,6%. В 2009 году увеличился 47,5% из-за кризиса. 4

Структура расходов федерального бюджета отражает функции, выполняемые федеральным правительством. На центральное правительство ложатся все военные расходы и расходы на внешние отношения, основная часть социальных затрат, а также расходов на финансовое содействие (субсидирование, льготное кредитование или прямое финансирование) отдельных отраслей, производств и регионов, на науку и образование, на содержание административного аппарата.

Важное место в системе государственного регулирования принадлежит социальным расходам - 36% всех расходов федеральных финансов. Предполагается выплата пенсий, пособий (несколько фондов):

  • пенсии по старости (ввел Бисмарк) с 65 лет из расчет 1,5% средней з/пл за каждый год страхового стажа,
  • пенсии по инвалидности,
  • пенсии по случаю потери кормильца,
  • пенсии по несчастным случаям на производстве не более 25 марок в день.

Среди пособий основное место занимает:

  • пособие по безработице - в течение 6 недель 100% з/пл, затем - 80%.
  • по материнству - 6 недель до и 8 недель после - 100%, но не более 25 марок в день
  • по временной нетрудоспособности - 58% среднего трудового заработка.

Военные расходы в федеральном бюджете страны составляют примерно 20%. Причем нужно заметить, что большая доля военных расходов приходится на бюджеты земель и общин. Финансирование на экономические цели и НИОКР - 18%. Расходы по обслуживанию госдолга составляют - 11%. Расходы на управление составляют около 3% расходов федерального бюджета. Помощь другим странам - 3%, и расходы бюджет ЕС составляет - 7%. 5

В приложении 4, отображена ВВП стран ЕС (млн.евро). Там можно увидеть, что из лидирующих стран ЕС ФРГ на первом месте. В 2001 году ВВП составил 2 088 070 млн.евро, а в 2009 году 2 364 200 млн. евро. В 2010 году (плановый) составит 2 450 698 млн. евро.

  1. Государственный долг и бюджетный дефицит

С 1990 г. в связи с объединением Германии обнаружилась тенденция к довольно значительному росту бюджетного дефицита. Для замедления роста дефицит покрывается с помощью государственных займов.
Главной материальной базой, на которую опирались новые земли в выходе из кризисы были трансферты из госбюджета, а также средства различных фондов. Поскольку этих средств было не достаточно правительство пошло на увеличение налогов.

Восстановительные процессы в новых землях сопровождался новым устройством государственных финансов на их территории. Государственный долг ФРГ, как и других промышленно развитых государств, стал одним из факторов функционирования финансовой системы. Особенностью развития государственного долга ФРГ является тенденция к сокращению доли федерального правительства и земель при росте задолженности общин.

Наряду с ростом государственной задолженности увеличивается и кредитная деятельность государства. На протяжении нескольких последних лет сумма предоставленных кредитов превышает сумму полученных займов. ФРГ размещает займы внутри страны и за границей.
Рынок государственных ценных бумаг Германии - четвертый крупнейший международный рынок правительственных обязательств после США, Японии и Великобритании. Отличительной его особенностью является то, что он по своему объему не превалирует над рынком остальных типов долговых фондовых инструментов, но значительно превышает рынок акций.

Другой важной чертой рынка государственных облигаций в ФРГ является наличие единого статуса и универсальных правил совершения операций с разными видами правительственных долговых инструментов. В качестве эмитентов государственных ценных бумаг выступают: федеральное правительство; специальные его службы (железные дороги и почта); правительства земель; местные органы власти (общины коммуны). Все эти органы осуществляют займы от своего имени. Основным заемщиком на рынке государственных облигаций является федеральное правительство.
Для финансирования государственного долга федеральное правительство выпускает следующие виды ценных бумаг: облигации ФРГ; федеральные облигации; долговые сертификаты; федеральные кассовые облигации; сберегательные сертификаты; казначейские финансовые обязательства; беспроцентные казначейские сертификаты.

Большая часть государственного долга ФРГ размещена у банков, сберегательных касс и Фонда социального страхования. Кредиторами правительства в первую очередь выступает государственная кредитная система - государственные ипотечные специальные банки, Бундесбанк.

Об изменении доходов и расходов федерального бюджета свидетельствует таблица 3. Так, в начале 2000-х годов профицит бюджета снизился до 1,3%. С 2001 по 2006 году было дефицит, т.е. расходов больше было чем доходы. А в 2007-2008 году профицит составил 0,1-0,3%. В 2009 году был дефицит (-3%).

Динамика доходов и расходов федерального бюджета ФРГ
(в % к ВВП)

Доходы Расходы Дефицит/профицит
2000 46,4 45,1 1,3
2001 44,7 47,6 -2,8
2002 44,4 48,1 -3,7
2003 44,5 48,5 -4
2004 43,3 47,1 -3,8
2005 43,5 46,8 -3,3
2006 43,7 45,3 -1,6
2007 43,8 43,6 0,3
2008 43,9 43,8 0,1
2009 44,5 47,5 -3

Специальные фонды - важное звено финансовой системы ФРГ. По объему эти фонды стоят на втором месте после государственного бюджета страны. Главное место среди них занимает Фонд социального страхования, который состоит из большого числа автономных фондов, охватывающих отдельные виды страхования - это фонды страхования по временной нетрудоспособности, на случай безработицы, от несчастных случаев.
Общей для всех фондов социального страхования является система мобилизации доходов. Средства фондов образуются за счет трех источников:

      • обязательных отчислений;
      • взносов предпринимателей;
      • государственных субсидий из федерального бюджета.

      Наибольшую долю составляют отчисления предпринимателей.
      Фонды социального страхования включают страхование от несчастных случаев, страхование на случай болезни, пенсионное страхование рабочих и служащих, пенсионное страхование лиц, не работающих по найму.
      Самыми значительными, кроме налогов являются взносы на социальное страхование. Эти взносы представляют собой финансово-экономическую основу коллективной поддержки на случай старости, болезни и кризиса.

      Система пенсионного обеспечения Германии содержит сочетание двух систем финансирования обеспечения граждан в старости: перераспределительную и накопительную. Эта система называется "системой трех уровней". Первый - (около 80% всех пенсионных выплат в основном финансируется перераспределительным способом) - охватывает, прежде всего, обязательное пенсионное страхование всех работников по найму. Перераспределительная система характеризуется тем, что на выплаты пенсий пожилым используются поступления в фонд пенсионного страхования (ведомства пенсионного страхования). В Германии этими поступлениями являются страховые взносы застрахованных лиц и работодателей, а также дотации государства. Этой пенсии достаточно для обеспечения нормального уровня жизни пожилого человека. Второй и третий уровни пенсионного обеспечения из фондов предприятий и частные накопления, финансируются накопительным способом.

      Страхование и выплаты по безработице осуществляются федеральным ведомством занятости. Страховые отчисления обязательны для рабочих и служащих независимо от их доходов. Безработные получают пособие, которое зависит от общего трудового стажа, от размеров последней заработной платы, от возраста, от наличия обязательства по содержанию детей. Безработные, "снятые" со страхования по безработице, т.е. те, кто исчерпал право на причитающееся пособие, получают выплату по безработице. Размер такой выплаты составляет для безработных, имеющих детей - 58%, для безработных без детей - 56%. Финансирование выплат по безработице осуществляется за счет средств федерального бюджета. 6

      Финансы земель и общин занимают важное место в финансовой системе страны. Доля бюджетов земель и общин в национальном доходе ФРГ составляет свыше 20%. Земли и общины несут почти 100% общегосударственных расходов на коммунальное хозяйство, учреждения образования или здравоохранения, свыше 80% всех расходов на транспорт, дорожное или жилищное хозяйство, почти 3/4 расходов на содержание государственного аппарата и свыше 40% расходов по управлению государственным долгом. Рост расходов бюджетов земель и общин не сопровождается расширением их доходной базы. В связи с этим удельный вес собственных источников доходов снижается и увеличивается доля дотаций из вышестоящего звена бюджетной системы. Растет объем займовых операций местных органов власти, что в конечном итоге приводит к усилению дефицитности этих бюджетов.

      Налоговая система земель насчитывает около 25 налогов. Земли получают налоги на имущество, наследство, налог, взимаемый при приобретении земельного участка, налог на автомобили, на пиво, на проведение лотерей, скачек и содержание игровых домов, налог на пожарную охрану. Эти налоги дают свыше 85% всех налоговых поступлений земель. Большой удельный вес занимают платежи по социальному страхованию, включающие взносы на медицинское и пенсионное страхование и страхование по безработице.

      Общины получают промысловый, поземельный налог и местные налоги (на собак, на охрану и рыбалку, на второе жилище). Поземельным налогом облагаются сельскохозяйственные и лесные предприятия, а также земельные участки. Налог затрагивает широкие слои населения и взимается с приносимого дохода в размере 1-2%.
      В доход бюджетов общин поступают различные административные сборы и доходы от выдачи местных лицензий. К доходам от местного хозяйства относятся доходы от муниципальных домов, водоснабжения, газовых заводов, электростанций, мостов.

      Для финансирования расходов местных бюджетов земель и общин получают от федерального правительства дотации - целевые и общие.
      Местные бюджеты, как уже отмечалось, хронически дефицитны. Они обременены долгами. Особо высока доля долгов у общин. Постоянное использование займов на покрытие бюджетных дефицитов и финансирование капиталовложений усиливает рост местной задолженности, и являются одной из причин ухудшения финансового состояния местных бюджетов.


      Бундестаг страны 19 марта с.г. принял федеральный бюджет на 2010 год с рекордной за всю историю ФРГ задолженностью или дефицитом (т.е. превышением расходов над доходами) – 80,2 млрд евро. Кроме того, если прибавить расходы, предусмотренные программой по поддержанию деловой активности и противодействию рецессии, и государственные ассигнования на спасение банков, задолженность федерального бюджета на 2010 год составит 100 млрд евро.

      Причины возникновения долга

      Размер долга

      Размер государственной задолженности на конец 2009 года составил 1762 млрд евро, то есть 73,2% валового внутреннего продукта (ВВП) страны (абсолютный размер которого 2,4 трлн евро). При этом около 650 млрд евро – это долг перед отечественными кредитными институтами, и 342 млрд евро – долг перед частными лицами, учреждениями социального и других видов страхования и строительными сберегательными кассами страны, а 770 млрд евро – долг перед иностранными кредитными институтами. В связи с необходимостью взятия в 2010 году новых кредитов государственный долг возрастет ориентировочно до 1,9 трлн евро и составит 76,7% от ВВП страны. Чтобы дать наглядное представление о величине государственного долга, можно привести следующий пример: если, начиная с января 2010 года, государство (в лице его федерального и земельных правительств) больше не станет брать кредитов и примет на себя обязательство ежемесячно возвращать долг в размере 1 млрд евро, то процесс погашения долга растянется на 138 лет. При этом следует учесть, что на долю центра приходится 62% государственной задолженности, на долю федеральных земель – 32%, и остальные 6% – это долг коммун.

      Последствия существования долга

      Всем хорошо известно, что должник должен не только возвратить долг, но и уплачивать проценты на его обслуживание. Это касается и государства в целом. Поэтому государство сегодня примерно каждые 15 евро из 100, которые оно собирает через налоги, вносит в качестве уплаты процентов (а если взять только федеральный центр – то и все 20 евро из 100). Так, несмотря на относительно низкий уровень процентных ставок, в 2009 году на всех уровнях (федеральном, земельном и коммунальном) была выплачена сумма примерно в 71,3 млрд евро в качестве процентов по кредитам (при объеме собранных налогов в 485 млрд евро). Конечно, денег в государственном бюджете не хватает, чтобы покрыть все предусмотренные им текущие расходы. То и дело возникает срочная необходимость в получении кредита для снижения нагрузки на поступления от налогов и сборов. При этом надо учитывать растущую чувствительность государства в отношении изменения процентных ставок на финансовых рынках. Если только на один пункт повышаются эти ставки для среднесрочных кредитов, то расходы на уплату процентов по содержанию долга возрастают только для федерального центра на 8,8 млрд евро в год. А каждый дополнительно взятый миллиард евро обременяет последующий бюджет, а с ним и налогоплательщиков, на 45 млн евро процентных выплат. Долги, которые государство делает сегодня, мы или последующие поколения должны будут возвратить позже из налоговых поступлений.

      Сегодня во всех государственных бюджетах существуют две статьи расходов, которые возрастают в угрожающих размерах: проценты по кредиту и расходы по социальному обеспечению населения. По сути говоря, государственные бюджеты на всех уровнях находятся в долговой яме! Государственная задолженность угрожает выйти из-под контроля, так как начисление процентов на долги за прошлый период повышает размер сегодняшней задолженности. На начало 2010 года государственный долг в расчете на каждого жителя страны составлял 20 168 евро. В то же время непосредственно в государственных учреждениях и службах федерального центра, его земель и коммун сегодня работают 3,8 млн человек, а если учесть еще и работников, которые косвенно относились к государственной службе, то и все 4,5 млн человек. Таким образом, каждый девятый работающий человек в стране занят трудом на государственной службе. Материальное обеспечение почти 1,44 млн пенсионеров этой категории обошлось государству в 2009 году примерно в 35,3 млрд евро. В дальнейшем эти расходы государства вырастут многократно, когда сегодняшние государственные чиновники выйдут на пенсию. Так, по расчетам федерального правительства, в 2050 году расходы на выплату пенсий государственным чиновникам составят 90 млрд евро. Причем большая часть этой финансовой нагрузки ложится на плечи федеральных земель, в которых трудятся учителя, преподаватели вузов, полицейские и другие категории государственных служащих.

      Размер государственной задолженности является одним из важнейших индикаторов для оценки состояния дел в области финансов страны. Тем более сомнительным кажется то обстоятельство, что федеральный центр в 2009 году 90% своих бюджетных расходов использовал для целей потребления. О каких серьезных инвестициях в развитие экономики страны может идти речь, когда на их долю остается только 10% расходов.

      Может ли наличие государственного долга привести к экономическому краху?

      Кредит – обычный способ ведения бизнеса. Многие крупные и прибыльные корпорации постоянно имеют непогашенный долг. Ключом к пониманию целесообразности кредита как в отношении отдельных лиц и частных фирм, так и государства, является соотношение между ожидаемым доходом и обязательствами по уплате процентов. Пока прибыль фирмы велика по сравнению с ее обязательствами по уплате процентов, долг не создает особых проблем. То же самое касается и федерального правительства. Пока у граждан есть уверенность, что государство может с помощью налогов собрать средства, необходимые для обслуживания долговых обязательств, правительство не будет иметь проблем с финансированием и рефинансированием своего непогашенного долга. Так, в федеральном бюджете Германии на 2010 год предусматривается выделение 38,9 млрд евро на уплату процентов по государственному долгу, размер которого на федеральном уровне составляет примерно 1026 млрд евро. Это соответствует процентной ставке в 3,8%, что является не очень высокой величиной.

      Расходы на обслуживание государственного долга могут, однако, расти очень быстро и привести к истощению налоговых ресурсов. При большом государственном долге налогоплательщики могут не захотеть и дальше платить высокие налоги, все меньшая и меньшая часть которых будет направляться на предоставление налогоплательщикам государственных услуг. Ведь согласно расчетам экспертов, если не предпринимать никаких мер по снижению размера государственной задолженности, а, наоборот, прибегать и в дальнейшем к получению кредитов, то государственный долг может возрасти к 2025 году до 137% ВВП, а к 2050 году достигнуть величины в 388% ВВП. Чрезмерный долг везде приводил к финансовому краху. Экономика ряда стран Европейского Союза – Греции, Ирландии, Португалии – в течение последних лет медленно разрушается непомерными долгами. Если размер государственного долга будет и впредь возрастать, то и Германия не будет застрахована от подобной участи.

      Пределы государственной задолженности

      Согласно европейскому Пакту стабильности (Маастрихтскому договору от 1992 года) государственный долг не может превышать 60% ВВП страны, а дефицит государственного бюджета должен быть ниже 3% ВВП. Как известно, в период с 2002 по 2005 год государственный бюджет страны исполнялся с дефицитом более 3% ВВП, что приводило к наложению финансовых санкций на Германию со стороны комиссии Европейского Союза. Затем в период с 2006 по 2008 год дефицита бюджета практически не было, но в 2009 году дефицит бюджета страны составил 3,2% (77,2 млрд евро, из которых на долю федерального бюджета пришлось 34,1 млрд евро в абсолютном исчислении, – при ВВП в объеме 2,4 трлн евро). Эксперты восьми ведущих экономических научно-исследовательских институтов страны считают, что дефицит бюджета достигнет в текущем году 4,9% от ВВП, а в следующем снизится до 4,2%, что по-прежнему существенно больше допустимых пределов согласно европейскому Пакту стабильности. Институты призывают правящую коалицию перейти с 2011 года к беспрецедентному в истории страны режиму экономии, включающему широкомасштабное сокращение субсидий и отмену многочисленных льгот, и объявляют нереалистичными вынашиваемые в Берлине планы снижения налогов.

      Министерство финансов ФРГ предупредило, что к 2060 году объем госдолга Германии может достичь 200 процентов ВВП. В докладе Минфина, однако, подчеркивается, что виной этому - отнюдь не миграционный кризис.

      Канцлер Германии Ангела Меркель и министр финансов Вольфганг Шойбле

      Канцлер Германии Ангела Меркель и министр финансов Вольфганг Шойбле

      Министерство финансов ФРГ предупредило, что в отсутствие бюджетной дисциплины Германии в долгосрочной перспективе будет угрожать "греческий сценарий": объем государственной задолженности может превысить 200 процентов от объема валового внутреннего продукта. Об этом в пятницу, 12 февраля, сообщает газета Handelsblatt со ссылкой на копию доклада Минфина о долгосрочном развитии государственных финансов до 2060 года, который 17 февраля будет представлен правительству ФРГ и впоследствии - обнародован.

      Контекст

      50 миллиардов евро на беженцев в Германии: как произведен расчет

      Немцы и дети: желаемое и действительное

      Сейчас или потом? Как известно, немцы очень любят планирование. А как они видят свое семейное счастье - с детьми или без, об этом - в новом исследовании Forsa. (21.01.2016)

      Пенсионная система ФРГ: пример для подражания или устаревшая модель?

      Вопреки расхожему мнению об эффективности немецкой пенсионной системы, риск столкнуться с бедностью у пожилых людей в ФРГ выше, чем в других развитых странах, считают в ОЭСР. (10.12.2015)

      Авторы доклада указывают на насущную важность экономии государственных средств во избежание данного пессимистического сценария. При этом отмечается, что основную опасность представляет отнюдь не нынешний миграционный кризис, а демографические проблемы - низкая рождаемость, старение населения и связанный с этим рост социальных расходов.

      В докладе подчеркивается, что чем раньше страна возьмется за экономию, тем меньше окажется та финансовая брешь, которую будет необходимо заполнить для поддержания здоровых государственных финансов. Эта финансовая дыра может разрастись с уровня 0 - 2,4 процента в 2008 году до 1,2 - 3,8 процента в настоящее время. В конкретных цифрах это означает, что объем средств, перерасходованных государством, может составить от 37 до 119 млрд евро.

      Смотрите также:

      Купюры евро

      Как в Германии выводят на чистую воду транжир бюджетных денег

      133 случая ненужных трат госсредств

      За тем, как в Германии расходуются бюджетные деньги, следит неправительственная организация Союз немецких налогоплательщиков (BdSt). Ежегодно BdSt публикует многостраничную "Черную книгу", в которой приводятся примеры расходования государственных средств, которые, по его мнению, являются растранжириванием денег налогоплательщиков. В "Черной книге" за 2015 год перечислены 133 таких случая.

      Замок Эльмау

      Как в Германии выводят на чистую воду транжир бюджетных денег

      Дорогостоящий саммит в Эльмау

      По мнению Союза налогоплательщиков Германии (BdST), в 2015 году расточительностью отличилась канцлер ФРГ Ангела Меркель (Angela Merkel). В июне в роскошном отеле в замке Эльмау прошел двухдневный саммит G7, который обошелся немецкой казне как минимум в 132 млн евро. Саммит наверняка стал хорошей рекламой федеральной земли Бавария, в столице которой Мюнхене он все же обошелся бы намного дешевле.

      Октоберфест

      Как в Германии выводят на чистую воду транжир бюджетных денег

      Выпить пиво с агентом BND

      Уж если речь зашла о Мюнхене, оказалось, что на ежегодно проходящий здесь Октоберфест приезжают и сотрудники Федеральной разведслужбы (BND). Они не только пьют пиво и веселятся, но и, как выяснил BdSt, совмещают отдых с "деловыми разговорами". На еду и напитки выделяется по 50 евро на человека. Информация о том, сколько агентов приезжает, как часто и с каких пор, остается под грифом "секретно".

      Continental-Arena в Регенсбурге

      Как в Германии выводят на чистую воду транжир бюджетных денег

      Роскошный стадион для клуба региональной лиги

      Власти другого баварского города, Регенсбурга, построили новый стадион для местного футбольного клуба SSV Jahn Regensburg, играющего в четвертой (региональной) лиге. На возведение 15-тысячной крытой Continental-Arena ушло около 52 млн евро. BdSt - пусть с ним и не согласятся футбольные фанаты - считает стадион имиджевым проектом властей, реализованным за счет налогоплательщиков.

      Светящиеся канализационные люки

      Как в Германии выводят на чистую воду транжир бюджетных денег

      Светящиеся канализационные люки

      В сравнении с другими, этот проект не столь дорогостоящ. Чтобы оживить участок дороги с круговым движением, нижнесаксонский городок Валленхорст заплатил 10 тыс евро за установку светодиодной подсветки канализационных люков. Но вскоре жители стали подшучивать над очень слабо светящимися огоньками. Это может быть частным арт-проектом, но не оплачиваться из муниципального бюджета, уверены в BdSt.

      Смартфон с App Где они покоятся

      Как в Германии выводят на чистую воду транжир бюджетных денег

      Неудачный Арр

      "Где они покоятся" - так называется мобильное приложение для смартфонов, созданное на деньги из федерального бюджета. В сопровождении аудио-гида с помощью приложения можно увидеть более 1000 могил известных людей, захороненных в ФРГ. "Медленно, плохо, мало информации" - таково мнение пользователей о проекте, стоившем налогоплательщикам 548 тыс евро. Это были ненужные расходы, указывает BdSt.

      Набережная в Кельне

      Как в Германии выводят на чистую воду транжир бюджетных денег

      Дорогие лестницы, мосты и улицы

      Проекты, оплачиваемые за счет смешанного финансирования, могут стоить налогоплательщикам дороже, чем ожидалось. Речь идет о дорогах, мостах и спускающихся к Рейну лестницах на набережной в Кельне, рассчитанных на 10 тыс мест. Рейнский бульвар с видом на Кельнский собор обошелся городу в 10,5 млн евро вместо 4,5 млн. Дополнительные издержки земля Северный Рейн-Вестфалия брать на себя не стала.

      Бассейн для разведение морских рыб в Фёльклингене

      Как в Германии выводят на чистую воду транжир бюджетных денег

      Разведение морских рыб приносит городу убытки

      Город Фёльклинген в федеральной земле Саар, расположенный примерно в 600 км от моря, решил разводить морских рыб. Однако эксперимент, о котором BdSt стало известно еще в 2014 году, принес одни убытки. В августе проект передали частным инвесторам, однако комиссии, занимающейся расследованием случившегося, еще предстоит выяснить, почему никто не остановил рискованное вложение средств раньше.

      Государственный долг Германии, как и других индустриально развитых государств, стал одним из факторов развития финансового рынка и функционирования финансовой системы. По величине и темпам роста долга ФРГ стоит на третьем месте после США и Великобритании. Отношение государственного долга к ВВП составило к концу 2005 г. 67,5%, а к концу 2006 г., по оценкам аналитиков (опрошенных агентством Reuters), составит 69%, что значительно превышает уровень, заявленный в Маастрихстских соглашениях. Необходимо отметить, что особенностью развития государственного долга ФРГ, в отличие от США, является тенденция к сокращению доли в нем федерального правительства и земель при росте задолженности общин.

      Государственные облигации Германии являются одним из наиболее ликвидных активов в мире и пользуются значительным спросом со стороны как национальных, так и иностранных инвесторов.

      К примеру, по оценкам западных специалистов, 30% валютных резервов России хранятся в евро, из них, в свою очередь, треть инвестируется в немецкие государственные ценные бумаги. Средства Стабилизационного фонда Российской Федерации, пополняемого за счет прибыли от продаж нефти и газа, также будут размещаться частично в облигации Германии. В то же время долг России Германии (22,3 млрд дол.) в 2006 г. погашен полностью.

      Между тем фискальная ситуация остается неблагоприятной. Все дело в многомиллиардном недоборе налогов – как в государственную казну, так и в бюджеты федеральных земель и городов, т. е. в конечном итоге, в дефиците федерального и местных бюджетов. Причиной дефицита налоговых поступлений в немецкую казну является рост цен на углеводородное сырье (нефть, газ) и массовый отток иностранных (в первую очередь американских) инвестиций в условиях продолжения болезненных преобразований в структуре экономики восточных земель, а также дальнейшего отваживания механизмов функционирования экономики Еврозоны. Однако, помимо сложностей с налоговыми сборами, существует еще несколько значимых факторов, осложняющих ситуацию с бюджетом. Это – увеличение пенсионных и социальных отчислений в связи с увеличением доли пенсионеров в общем количестве работающего населения (к 2010 г. на 100 работающих придется 62 пенсионера, а к 2030 г. – уже 95), что, в свою очередь, подразумевает пересмотр пенсионной системы и системы социального обеспечения, а также других реформ в сфере занятости, что также требует дополнительного финансирования. При этом уровень безработицы все еще превышает 11%, требуются дополнительные государственные расходы как на содержание безработных, так и на их переобучение и повышение квалификации. Кроме того, в 2007 – 2009 гг. ожидается реформа системы налогообложения, которая будет финансироваться из государственного бюджета. Разумеется, все эти факторы увеличивают необходимость заимствований для правительства Германии.

      Таким образом, правительство Германии продолжает проводить политику государственных заимствований в целях финансирования дефицита бюджета и рефинансирования существующих обязательств. При этом уровень дефицита бюджета и объем государственного долга последние три года превышают так называемые Маастрихтские критерии для стран – членов Евросоюза (3 и 60% ВВП соответственно). Следует отметить, что в условиях сохранения тенденции роста бюджетных расходов, необходимости проведения требующих значительных государственных затрат реформ в сфере занятости и других соци-альных сферах долговая политика правительства Германии остается взвешенной и сдержанной.

      Государственный долг Германии не является государственной тайной. Сразу в нескольких городах установлены "долговые часы", показатель которых приближается к 1600 миллиардам евро.

      Считать деньги в чужом кармане - занятие предосудительное, чего нельзя сказать о подсчете денег, которые государство берет в кредит, так как долг, как известно, платежом красен, а расплачиваться в данном случае будут следующие поколения. Ответственность перед ними заставляет следить за тем, как и на какие цели тратятся государственные деньги.

      "Народный контроль" над министром финансов

      За ростом астрономической "черной" дыры в государственном кармане пристально следит авторитетная общественная организация - Федеральное объединение налогоплательщиков (Bund der Steuerzahler Deutschland e.V.) со штаб-квартирой в Берлине, а также его земельные представительства и экономический Институт имени Карла Бройера (Karl-Bräuer-Institut).

      Созданное в 1949 году, это объединение сейчас насчитывает около 350 тысяч членов по всей Германии. Организация является ровесницей Федеративной Республики, то есть в 2009 году она отмечает свой 60-летний юбилей.

      График 1. Государственный долг Германии.

      Французы всегда недовольны своим положением и чуть что выходят на улицу. Но сегодня у них есть для этого все основания. Они чувствуют себя обманутыми, обиженными, неудовлетворенными.

      Реформы образования, проводившиеся восемь раз после окончания войны 1939-1945 гг., вконец разрушили французскую систему образования. Каждый десятый ученик средней школы не умеет сегодня читать и писать. Диплом французского университета настолько обесценился, что многие предпочитают двухгодичный техникум – по крайней мере, можно легче найти работу. Исключение представляют собой шесть элитных учебных заведений, в которых готовятся высшие управленческие и научно-технические кадры. Но туда попадают лишь немногие.

      В последние годы благодаря сэкономленным дополнительным нерабочим дням (РТТ) французы пристрастились к досугу – удлиненным уик-ендам, домашнему кино, путешествиям. Никто не помышляет о работе, все думают, как бы получше провести свободное время. Но на все денег не хватает. Когда боролись за сокращение рабочего дня до 35 часов в неделю, профсоюзы проявляли умеренность в требовании повысить зарплату. Когда несколько лет назад 35-часовая неделя стала социальным завоеванием, французы решили, что надо получать больше, а работать все так же.

      Что особенно раздражает народ, так это зарплата руководителей крупных французских компаний. Сегодня эта зарплата самая высокая в Европе. Французские транснациональные компании получают за пределами страны гигантские прибыли. Вроде бы это неплохо, так как они платят громадные налоги французскому государству. Соответственно данная ситуация напрямую связана с внешними заимствованиями.

      Правительство Франции повысило прогноз дефицита бюджета на 2008 год до 2,5% от ВВП, тогда как ранее дефицит прогнозировался на уровне 2,3%. Соответственно данная ситуация напрямую связана с внешними заимствованиями.

      В настоящее время Франция испытывает все более сильное давление со стороны своих европейских партнеров, которые призывают ее сбалансировать бюджет к 2010 году и сократить государственный долг. В 2001 году дефицит бюджета Франции составлял 1,5% от ВВП, а к 2003 году вырос до 4,1% от ВВП. Тем не менее, в последние годы дефицит бюджета Франции стабильно снижался.

      Франция – единственная страна в Европе, которая не сокращает, а увеличивает свои государственные расходы. Они составляют 54,5% ВВП, тогда как в соседних странах они не превышают 48%. Во Франции один из самых высоких уровней безработицы в Евросоюзе – 10% всей рабочей силы. Стоимость труда во Франции – самая высокая в Европе, а продолжительность рабочей недели – самая низкая. В отличие от Германии, где уровень безработицы тоже превышает 10%, у Франции отрицательный торговый баланс.

      График 2. Государственный долг Франции.

      Ежедневные потоки средств между правительством и рынком отражаются движениями средств на счете Национального Кредитного Фонда (National Loans Fund - NLF) в Банке Англии. В случае краткосрочного дефицита NLF может покрыть его, взяв средства в Банке Англии, а лишние средства помещаются в Банке.

      Такое прямое финансирование является только краткосрочным и принципиальная роль Банка Англии, который действует от имени Казначейства, привлечь средства. Банк контролирует новый долг правительства и существующий объем долга. Тремя основными формами правительственных займов являются казначейские векселя, правительственные фондовые бумаги (известные как высоконадежные ценные бумаги) и займы на валютном рынке.

      Казначейские векселя - это краткосрочные (обычно сроком 3 или 6 месяцев) ценные бумаги IOU - I owe you, выпускаемые Банком Англии регулярно каждую неделю. Их главной целью является не финансирование расходов правительства, а изъятие наличности из системы для того, чтобы способствовать проведению монетарной политики. Количество выпускаемых векселей зависит от потоков средств в будущем. Векселя продаются по цене ниже их погашаемой стоимости, а дисконт отразит процентную ставку. (Например, если процентная ставка составляет 7% и вексель сроком на 3 месяца номинальной стоимостью 1000000 ф. ст. будет продаваться по цене 983000 ф. ст.: 17000 ф. ст. прибыли за 3 месяца будут эквивалентны годовой процентной ставке 7% ). Векселя могут покупаться и продаваться на рынке некоторое число раз.

      Высоконадежные ценные бумаги правительства - это долгосрочные ценные бумаги ( их жизнь может длиться от 5 до 40 лет), выпускаемые для финансирования дефицита, возникаемого в результате превышения правительственных расходов над его доходами. Процент по ним представляет собой купонный процент, выплачиваемый каждые 6 месяцев. Например, ценная бумага " 8% Teasury Stock 2015" предполагает выплату 8% в год от номинальной стоимости держателю данной ценной бумаги, а в 2015 году она будет погашена. Облигации обращаются на рынке "первоклассных" ценных бумаг, а их цена изменяется в зависимости от изменения процентных ставок, экономических условий и от цены, которую инвесторы готовы заплатить за долгосрочные ценные бумаги.

      Главная цель - продать достаточное количество таких ценных бумаг каждый год, чтобы удовлетворить потребность государственного сектора в средствах для покрытия дефицита (PSBR - public sector borrowing requirement) , который включает в себя не только бюджет правительства, но и бюджет местных органов власти и государственных корпораций. Когда доходы в бюджет наоборот превышают расходы (как было в Англии в конце 1980-х годах), цель - сбалансировать бюджет с помощью покупки этих ценных бумаг, т.е. извлечения их из оборота.

      Валютные займы принимают разнообразные формы, а их величина зависит от того, хочет ли правительство создать валютные резервы. Валютные займы включают облигации, выраженные в других валютах и среднесрочные кредиты, взятые в Международном Валютном Фонде (в 1960-х и в 1970-х годах). Значительная часть займов выражена в ECU в виде казначейских векселей сроком 1 месяц и казначейских билетов со сроком 3 года.

      Однако не смотря на приведенную выше систему на настоящий момент ситуация в Великобритании следующим образом:

      Тома Пикетти: Ни в коем случае. Здесь нет повода для радости ни для Франции, ни для Германии, ни уж тем более для Европы. Скорее, я опасаюсь, что консерваторы, особенно в Германии, как никогда близки к тому, чтобы уничтожить и Европу и европейскую идею — благодаря своей пугающе короткой исторической памяти.

      ZEIT: Но ведь мы, немцы, переосмыслили историю.

      Т. Пикетти

      Пикетти: Но не историю погашения долгов! Хотя как раз сегодня очень важно, чтобы Германия её вспомнила. Давайте же посмотрим на историю государственных долгов: и Великобритания, и Германия, и Франция — все были в ситуации, в которой находится сегодня Греция, страдая даже от ещё больших задолженностей. Первый урок, который мы можем извлечь из истории государственных долгов: эта проблема не нова. Всегда существовало множество возможностей погашения долгов, а не только одна, в чём Берлин и Париж пытаются убедить Грецию.

      ZEIT: Но долги выплатить она все же должна?

      ZEIT: Но отсюда не следует, что сегодня мы не можем поступить лучше?

      Пикетти: Когда я слышу, как немцы рассуждают о своём высокоморальном отношении к долгам и твёрдом убеждении в том, что долги нужно возвращать, я думаю: да это же шутка! Германия — как раз та страна, которая ни разу долгов не возвращала. Она не может читать нотации другим странам.

      ZEIT: Вы хотите при помощи истории показать, что победителями оказываются те страны, которые своих долгов не платят?

      Пикетти: Именно такой страной и является Германия. Но давайте по порядку: история учит нас, что для государств с высокой задолженностью существуют две возможности погасить свои долги. Одну из них продемонстрировало королевство Британия в XIX веке после разорительных наполеоновских войн. Это способ, требующий длительного времени, сегодня и советуют Греции. Великобритания выплачивала долг путём жёсткой бюджетной экономии, и это, хотя и сработало, но продолжалось бесконечно долго. Более ста лет от двух до трёх процентов ВВП британцы направляли на погашение долга, что превышало их расходы на образование и школы. Этого можно было избежать тогда, этого необходимо избежать и сегодня. Потому что второй способ работает гораздо быстрее. Германия опробовала его в XX веке. В сущности, он состоит из трёх компонентов: инфляции, специальных налогов на частную собственность и списания долгов.

      ZEIT: То есть сейчас вы хотите нам сказать, что в основе нашего экономического чуда лежит списание долгов, в котором мы сегодня отказываем Греции?

      Пикетти: Абсолютно верно. Долг Германии после Второй мировой войны в 1945 г. превышал 200% ВВП. Через десять лет от него почти и следа не осталось — госдолг составлял уже меньше 20% ВВП. Франции за это время удалось проделать похожий фокус. Такого небывало быстрого сокращения задолженности мы бы никогда не достигли посредством той бюджетной политики, которую мы предлагаем сегодня Греции. Вместо них обе наши страны использовали второй способ, состоящий из трёх упомянутых компонентов, включая списание долга. Вспомните о Лондонской конференции по долговой проблеме 1953 года, на которой было аннулировано 60% внешнего долга Германии и, помимо этого, был реструктурирован внутренний долг молодой Федеративной Республики.

      ZEIT: Но это произошло благодаря осознанию того, что предъявленные Германии требования по выплате значительных репараций после Первой мировой войны стали одной из причин Второй мировой. В этот раз захотели простить немцам их грехи.

      Пикетти: Чушь! Это не имело ничего общего с моральными убеждениями, это было рациональное экономико-политическое решение. Тогда существовало верное представление: после серьезных кризисов, которые влекут за собой большие долги, наступает такой момент, когда нужно обратиться к будущему. Нельзя требовать от новых поколений, чтобы они десятилетиями расплачивались за ошибки своих отцов. Конечно, греки совершили серьёзные ошибки. Вплоть до 2009 года правительство в Афинах фальсифицировало бюджет. Но это не значит, что молодое поколение греков сегодня в большей степени ответственно за ошибки своих родителей, чем молодое поколение немцев в 1950-е и 1960-е годы. Сейчас нужно смотреть вперёд. Европа была основана на прощении долгов и инвестициях в будущее, а не на идее вечного искупления. Об этом мы должны помнить.

      ZEIT: В конце Второй мировой войны цивилизация была разрушена. Европа была похожа на поле боя. Сегодня ситуация иная.

      Пикетти: Было бы неверно отрицать параллель с послевоенным временем. Возьмем финансовый кризис 2008/2009 г. Это был не просто кризис. Это был самый масштабный кризис с 1929 года. Так что мы не можем не проводить эту историческую параллель. Это относится и к греческому ВВП: в период с 2009 по 2015 гг. он сократился на 25%. Это сопоставимо с рецессией в Германии и Франции 1929—1935 гг.

      ZEIT: Многие немцы считают, что греки до сих пор не осознали своих ошибок и просто хотят, чтобы государство и дальше тратило много денег.

      Пикетти: Если в 50-е годы мы бы вам, немцам, заявили, что вы не до конца осознали ваши ошибки, вы бы до сих пор расплачивались с долгами. К счастью, мы были умнее.

      ZEIT: А вот министр финансов Германии, похоже, верит, что выход Греции из еврозоны мог бы ускорить сплочение Европы.

      Пикетти: Если мы исключим какую-либо страну из ЕС, тяжкий кризис доверия, в котором и так сейчас находится Европа, только усугубится. Финансовые рынки тут же займутся следующей страной. Это станет началом долгой агонии, в ходе которой мы рискуем и европейскую социальную модель, и её демократию, и даже цивилизацию принести в жертву консервативной, иррациональной долговой политике.

      ZEIT: Вы считаете, что мы, немцы, недостаточно щедры?

      Пикетти: Да о чём это Вы? Щедры? Германия до сих пор наживается на Греции, предоставляя ей кредиты под сравнительно высокие проценты.

      ZEIT: Какой выход из кризиса предлагаете Вы?

      Пикетти: Нам необходима конференция по долгам всех европейских государств, как после Второй мировой войны. Реструктуризация долгов неизбежна не только в Греции, но и во многих других европейских странах. Мы уже 6 месяцев потеряли на проведении абсолютно непрозрачных переговоров с Афинами. Идея Еврогруппы, согласно которой Греция в будущем добьется профицита бюджета в 4% и за счёт этого в ближайшие 30—40 лет выплатит свой долг, по-прежнему не отклонена. То есть в 2015 это должен быть профицит в 1%, в 2016 — 2%, в 2017 — 3,5 %. Полное безумие! Этого никогда не будет. Тем самым мы лишь откладываем необходимую конференцию по долгам до того дня, когда рак на горе свистнет.

      ZEIT: А что будет, если долги спишут?

      Пикетти: Потребуется новый европейский демократический институт, который установит допустимый уровень задолженности, чтобы исключить ее рост в дальнейшем. Им могла бы стать европейская парламентская палата, сформированная национальными парламентами. Бюджетные решения должны принимать именно парламенты. Подрывать европейскую демократию, как это делает сегодня Германия, настаивая на продавленных в первую очередь Берлином автоматически срабатывающих правилах по задолженности, — это большая ошибка.

      ZEIT: Ваш президент Франсуа Олланд как раз потерпел неудачу со своей критикой фискального пакта.

      Пикетти: Лучше от этого не стало. Если бы в предыдущие годы решения в Европе принимались демократическим путём, то и политика экономии сегодня была бы куда менее жёсткой.

      ZEIT: Но ведь как раз во Франции ни одна партия этой идеи не поддерживает. Национальный суверенитет считается священным.

      Пикетти: В Германии в самом деле больше людей задумывается о создании новой демократической Европы, чем во Франции, с её многочисленными поборниками суверенитета. К тому же наш президент всё время выставляет себя заложником провалившегося у нас референдума по Конституции ЕС 2005 г. Франсуа Олланд не понимает, что финансовый кризис многое изменил. Мы должны преодолеть национальный эгоизм.

      ZEIT: Каким национальным эгоизмом страдает Германия?

      Пикетти: Мне кажется, Германия сегодня находится под сильным впечатлением от объединения. Долгое время существовал страх, что оно приведёт к экономическому регрессу. Но потом, благодаря работающей социальной модели и эффективным промышленным структурам, всё прошло очень хорошо. А теперь Германия этим успехом так гордится, что читает нотации всем остальным странам. Это довольно инфантильно. Конечно, я понимаю, какую важную роль объединение сыграло, например, в жизни канцлера Ангелы Меркель. Но Германия должна изменить мышление. Иначе её позиция по долговому вопросу станет серьёзной угрозой для Европы.

      ZEIT: Что Вы посоветуете канцлеру?

      Читайте также: