Государственные корпорации доклад кратко

Обновлено: 18.05.2024

Понятие государственной корпорации

Госкорпорации, госпредприятия и госкомпании

Стоит иметь в виду, что государственные корпорации и государственные предприятия имеют еще более выраженные различия. Первые наделены статусом субъектов, которые учреждены системой власти страны. А госпредприятия не должны учреждаться государством в обязательном порядке, однако им принадлежит наибольшая часть государственных акций. Необходимо знать, что совладельцами государственных предприятий могут выступать даже частные лица.

Различия между государственными предприятиями и корпорациями достаточно сложно проследить относительно организационно-правовых форм. Причина в том, что госкорпорации – это те же экономические общества, что и государственные предприятия. Они могут быть открытыми или закрытыми. Некоторые юристы считают правильным отнесение государственных корпораций к ряду организаций. Например, к ФГУП госкорпорации по ОРВД. Государственные предприятия могут существовать только как хозяйственные общества. Значит, унитарная форма им абсолютно не свойственна. Сегодня существуют эксперты, которые разграничивают понятия ФГУП и госкорпораций. Это связано с тем, что последние почти полностью не контролируются и не отчитываются перед государственными структурами. Исключение может составлять лишь необходимость периодически предоставлять некоторую информацию касательно реализуемой деятельности Правительству страны. Государственные структуры имеют гораздо больше полномочий относительно управления филиалами ФГУП. К госкорпорациям по ОРВД это не относится.

Правовое регулирование деятельности госкорпораций

Какие привилегии имеют госкорпорации?

Еще одним примечательным аспектом деятельности филиалов госкорпораций по ОРВД является исключение применения законодательных положений, которые регулируют банкротство. Помимо этого, некоторые привилегии учреждения имеют в плане отчетности: они не должны открывать сведения касательно деятельности подобно тому, как обязаны делать экономические общества; у них нет обязанности направлять отчетность в государственные органы, за исключением ряда правительственных структур; государственные корпорации наделены правом проведения конкурсов в рамках механизма государственных закупок исходя из правил, которые устанавливаются ими самостоятельно. Эти правила не обязаны совпадать с нормативами, утвержденными в законодательстве касательно государственных закупок.

Важно обратить внимание на то, каким образом создаются органы, управляющие государственными корпорациями. Как правило, выпускается соответствующий приказ госкорпораций, в котором прописано, что во главе стоит руководитель, действующий по нормам, определяемым отдельным законодательным актом. Таким образом, в соответствии с положениями ряда НПА, чаще всего главы государственных корпораций назначаются непосредственно президентом Российской Федерации.

История возникновения

Перечень госкорпораций

Список государственных корпораций, основанных на территории Российской Федерации, сегодня не очень большой. Однако он носит закрытый характер. В соответствии с задачами, которые ставят перед собой отдельные государственные структуры и государство в целом, могут формироваться новые организации рассматриваемого типа, а также упраздняться уже действующие. В число самых крупных государственных корпораций в настоящее время входят следующие структуры:

Перспективы государственных корпораций

Как перспективно дальнейшее развитие государственных корпораций? Здесь существуют разные мнения и точки зрения. За последние 2-3 года в средствах массовой информации появляется все больше уведомлений о том, что рассматриваемая форма деятельности предприятий вскоре будет отменена. В частности, в одну концепцию касательно совершенствования действующего законодательства, которое регулирует деятельность юридических лиц на территории России, были включены положения о надобности преобразования государственных корпораций в другие организационно-правовые формы учреждений. При этом актуальные привилегии, которые имеют государственные корпорации сегодня, должны быть аннулированы.

Отраслевые особенности развития госкорпораций

Сегодня существуют тезисы о том, что работа государственных корпораций должна регулироваться в соответствии со спецификой определенного сегмента их деятельности. Таким образом, финансовые госкорпорации являются совместимыми в большей степени с правовыми положениями, которые строго регламентируют их активность. Инновационным государственным корпорациям, скорее всего, не понадобится такое жесткое регулирование. По аналогии отраслевой подход может быть адаптирован к работе других учреждений. В итоге госкорпорации сохраняют свою актуальность в плане популярной формы деятельности и отличаются, по мнению аналитиков, хорошими перспективами в развитии.

Особенности иностранных госкорпораций

После полноценного изучения характеристик деятельности государственных корпораций Российской Федерации целесообразно перейти к рассмотрению специфике работы соответствующих типов предприятий за рубежом. Естественно, что наличие учреждений рассматриваемого плана предполагает не только наша политическая система. Госкорпорации работают практически во всех странах мира. К примеру, в США одной из самых масштабных структур является Amtrak. Эта фирма оказывает услуги в области железнодорожных перевозок. Она была учреждена еще в 1971 году, намного раньше, чем появились государственные корпорации в России. Интересно, что американские и российские учреждения рассматриваемого типа несколько схожи в таком аспекте, как формирование: госкорпорации в обеих странах создаются на базе нормативно-правовых актов, которые были приняты. Таким образом, компания Amtrak учреждена постановлением Конгресса США.

Еще одной крупнейшей государственной корпорацией США является OPIC. Данная структура инвестирует в зарубежные проекты. Она была создана еще в 1971 году, как и Amtrak. Многие эксперты считают ее агентством, подотчетным правительственным органам США. Именно в этом аспекте четко прослеживаются отличительные черты российских организаций соответствующего плана от американских.

Резюме

Тем не менее стоит иметь в виду, что все три из исследованных сегодня понятий зачастую являются синонимами. Конечно, в юридическом плане это не вполне корректно, однако в целом синонимия допустима по причине того, что представленные термины в действительности очень близки по смыслу. Госкорпорации в России, перечень которых проходит регулярные корректировки, в соответствии с динамикой и приоритетами законотворчества государственных структур являются, несмотря на положения касательно возможности упразднения рассматриваемого типа юридических лиц, достаточно перспективной формой деятельности. Успешное развитие государственных корпораций на территории Российской Федерации состоит в зависимости от качества действующего законодательства, регулирующего данный вопрос, особенно в области определения критериев эффективности работы.

Гост

ГОСТ

Правовые основы создания и деятельности государственных корпораций, их имущество

Государственные корпорации – это некоммерческие организации, учрежденные РФ посредством имущественного взноса с целью осуществления управленческих, социальных и правовых функций, отличающихся общественной полезностью.

Создание государственной корпорации осуществляется в соответствии с Федеральным законом. Правовое положение государственной корпорации определяется этим законом. При создании государственной корпорации не оформляются учредительные документы.

То имущество, которое передается Россией государственной корпорации, становится собственностью этой корпорации.

Государственные корпорации и Российская Федерация освобождаются от ответственности по обязательствам друг друга. Исключение составляют корпорации, для которых в соответствии с законом об их создании, предусмотрен иной порядок.

Имущество, полученное государственной корпорацией от России, может быть использовано для формирования уставного капитала. Уставный капитал государственной корпорации призван гарантировать интересы ее кредиторов на минимальном уровне.

Цели использования имущества государственной корпорации определяются Федеральным законом, на основании которого это корпорация создается.

Осуществление предпринимательской деятельности государственной корпорацией реализуется только в пределах, которые необходимы для достижения цели ее создания.

В обязанности государственных корпораций входит ежегодное опубликование отчетов об использовании их имущества.

Государственные корпорации являются объектом обязательного аудита, который проводится в отношении годовой бухгалтерской отчетности этих корпораций. Аудит государственных корпораций может проводиться только аудиторскими организациями. Отбор аудиторских организаций осуществляется в ходе открытого конкурса и подлежит утверждению высшим органом управления корпорации.

Готовые работы на аналогичную тему

Государственные корпорации обязаны публиковать годовой отчет. Годовой отчет содержит в обязательном порядке информацию о стратегии государственной корпорации и ее выполнение. Также законодательством Российской Федерации предусматривается перечень информации, подлежащей включению в годовой отчет государственной корпорации. Годовой отчет государственной корпорации и утверждается в срок до 1 июля года, который следует за отчетным. Российское Правительство наделяется полномочиями, позволяющими ему устанавливать дополнительные требования к содержанию годового отчета государственных корпораций.

Годовой отчет государственной корпорации подлежит размещению на официальном сайте этой корпорации в сети Интернет в соответствии с требованиями российского законодательства. Размещение отчета в сети Интернет осуществляется в течении двух недель с момента утверждения годового отчета органом управления государственной корпорацией.

Государственная корпорация наделяется правом инвестирования временно свободных средств. Это инвестирование осуществляется в соответствии с принципами прибыльности, возвратности и ликвидности объектов инвестирования. Российское Правительство наделяется возможностью ограничения перечня объектов инвестирования государственных корпораций.

Орган управления государственной корпорации наделен правом принятия решений по следующим инвестиционным вопросам:

  • во-первых, определение предельного объема инвестируемых средств;
  • во-вторых, определение порядка принятия решений относительно инвестирования средств государственной корпорации.

Орган управления государственной корпорацией наделен правом установления дополнительных ограничений относительно инвестирования средств корпорации.

Орган управления государственной корпорацией

Порядок формирования органов управление государственной корпорации определяется Федеральным законом, на основании которого эта корпорация создается. Для управления государственной корпорацией Федеральный закон может предусмотреть создание: либо совета директоров, либо наблюдательного совета.

Орган управления государственной корпорации может включать в свой состав членов, которые не являются гражданскими государственными служащими. Порядок участия государственных служащих и членов Правительства России в органах управления государственной корпорации определяется Правительством России.

Орган управления государственной корпорацией призван решать следующие вопросы, отнесенные к его исключительной компетенции:

  • во-первых, утверждать долгосрочную программу деятельности и развития госкорпорации, направленную на выполнение показателей производственного, инвестиционного и финансового содержания;
  • во-вторых, утверждать систему оплаты труда персонала государственной корпорации, определяющую зависимость между уровнем оплаты труда персонала государственной корпорации и достижением запланированных показателей деятельности этой корпорации;
  • в-третьих, определять порядок использования прибыли корпорации;
  • в-четвертых, принимать решения относительно передачи имущества корпорации или его части в казну государства.

Список вопросов, отнесенных к компетенции высшего органа управления государственной корпорации, может быть расширен требованиями Федерального закона, на основании которого это корпорация была создана.

Для осуществления практической реализации процесса управления государственной корпорацией высший орган управления этой корпорации наделен правом создания комитетов, комиссий по вопросам, отнесенным к его компетенции. Задачи этих комиссий и комитетов состоят в предварительном рассмотрении вопросов, отнесенных к компетенции высшего органа управления государственной корпорации. Специфика деятельности этих комитетов и комиссий определяются решениями относительно их создания.


Понятие государственной корпорации

госкорпорация по орвд

Госкорпорации, госпредприятия и госкомпании

госкорпорация аэронавигация

Стоит иметь в виду, что государственные корпорации и государственные предприятия имеют еще более выраженные различия. Первые наделены статусом субъектов, которые учреждены системой власти страны. А госпредприятия не должны учреждаться государством в обязательном порядке, однако им принадлежит наибольшая часть государственных акций. Необходимо знать, что совладельцами государственных предприятий могут выступать даже частные лица.

Различия между государственными предприятиями и корпорациями достаточно сложно проследить относительно организационно-правовых форм. Причина в том, что госкорпорации – это те же экономические общества, что и государственные предприятия. Они могут быть открытыми или закрытыми. Некоторые юристы считают правильным отнесение государственных корпораций к ряду организаций. Например, к ФГУП госкорпорации по ОРВД. Государственные предприятия могут существовать только как хозяйственные общества. Значит, унитарная форма им абсолютно не свойственна. Сегодня существуют эксперты, которые разграничивают понятия ФГУП и госкорпораций. Это связано с тем, что последние почти полностью не контролируются и не отчитываются перед государственными структурами. Исключение может составлять лишь необходимость периодически предоставлять некоторую информацию касательно реализуемой деятельности Правительству страны. Государственные структуры имеют гораздо больше полномочий относительно управления филиалами ФГУП. К госкорпорациям по ОРВД это не относится.

Правовое регулирование деятельности госкорпораций

госкорпорация росатом

Какие привилегии имеют госкорпорации?

Еще одним примечательным аспектом деятельности филиалов госкорпораций по ОРВД является исключение применения законодательных положений, которые регулируют банкротство. Помимо этого, некоторые привилегии учреждения имеют в плане отчетности: они не должны открывать сведения касательно деятельности подобно тому, как обязаны делать экономические общества; у них нет обязанности направлять отчетность в государственные органы, за исключением ряда правительственных структур; государственные корпорации наделены правом проведения конкурсов в рамках механизма государственных закупок исходя из правил, которые устанавливаются ими самостоятельно. Эти правила не обязаны совпадать с нормативами, утвержденными в законодательстве касательно государственных закупок.

Важно обратить внимание на то, каким образом создаются органы, управляющие государственными корпорациями. Как правило, выпускается соответствующий приказ госкорпораций, в котором прописано, что во главе стоит руководитель, действующий по нормам, определяемым отдельным законодательным актом. Таким образом, в соответствии с положениями ряда НПА, чаще всего главы государственных корпораций назначаются непосредственно президентом Российской Федерации.

История возникновения

приказ госкорпорации

Перечень госкорпораций

Список государственных корпораций, основанных на территории Российской Федерации, сегодня не очень большой. Однако он носит закрытый характер. В соответствии с задачами, которые ставят перед собой отдельные государственные структуры и государство в целом, могут формироваться новые организации рассматриваемого типа, а также упраздняться уже действующие. В число самых крупных государственных корпораций в настоящее время входят следующие структуры:

Перспективы государственных корпораций

филиал фгуп госкорпорация по орвд

Как перспективно дальнейшее развитие государственных корпораций? Здесь существуют разные мнения и точки зрения. За последние 2-3 года в средствах массовой информации появляется все больше уведомлений о том, что рассматриваемая форма деятельности предприятий вскоре будет отменена. В частности, в одну концепцию касательно совершенствования действующего законодательства, которое регулирует деятельность юридических лиц на территории России, были включены положения о надобности преобразования государственных корпораций в другие организационно-правовые формы учреждений. При этом актуальные привилегии, которые имеют государственные корпорации сегодня, должны быть аннулированы.

Отраслевые особенности развития госкорпораций

филиал госкорпорация по орвд

Сегодня существуют тезисы о том, что работа государственных корпораций должна регулироваться в соответствии со спецификой определенного сегмента их деятельности. Таким образом, финансовые госкорпорации являются совместимыми в большей степени с правовыми положениями, которые строго регламентируют их активность. Инновационным государственным корпорациям, скорее всего, не понадобится такое жесткое регулирование. По аналогии отраслевой подход может быть адаптирован к работе других учреждений. В итоге госкорпорации сохраняют свою актуальность в плане популярной формы деятельности и отличаются, по мнению аналитиков, хорошими перспективами в развитии.

Особенности иностранных госкорпораций

госкорпорация ростех

После полноценного изучения характеристик деятельности государственных корпораций Российской Федерации целесообразно перейти к рассмотрению специфике работы соответствующих типов предприятий за рубежом. Естественно, что наличие учреждений рассматриваемого плана предполагает не только наша политическая система. Госкорпорации работают практически во всех странах мира. К примеру, в США одной из самых масштабных структур является Amtrak. Эта фирма оказывает услуги в области железнодорожных перевозок. Она была учреждена еще в 1971 году, намного раньше, чем появились государственные корпорации в России. Интересно, что американские и российские учреждения рассматриваемого типа несколько схожи в таком аспекте, как формирование: госкорпорации в обеих странах создаются на базе нормативно-правовых актов, которые были приняты. Таким образом, компания Amtrak учреждена постановлением Конгресса США.

Еще одной крупнейшей государственной корпорацией США является OPIC. Данная структура инвестирует в зарубежные проекты. Она была создана еще в 1971 году, как и Amtrak. Многие эксперты считают ее агентством, подотчетным правительственным органам США. Именно в этом аспекте четко прослеживаются отличительные черты российских организаций соответствующего плана от американских.

Резюме

Тем не менее стоит иметь в виду, что все три из исследованных сегодня понятий зачастую являются синонимами. Конечно, в юридическом плане это не вполне корректно, однако в целом синонимия допустима по причине того, что представленные термины в действительности очень близки по смыслу. Госкорпорации в России, перечень которых проходит регулярные корректировки, в соответствии с динамикой и приоритетами законотворчества государственных структур являются, несмотря на положения касательно возможности упразднения рассматриваемого типа юридических лиц, достаточно перспективной формой деятельности. Успешное развитие государственных корпораций на территории Российской Федерации состоит в зависимости от качества действующего законодательства, регулирующего данный вопрос, особенно в области определения критериев эффективности работы.


В данной статье говорится об особенностях правового статуса государственных корпораций при помощи анализа понятия, признаков и классификации. Обобщаются выводы об исключительности правового состояния данных юридических лиц.

Ключевые слова: государственные корпорации; правовой статус государственных корпораций; классификация; признаки; юридическое лицо; организационно-правовые формы юридического лиц; некоммерческая организация.

Для более ясного и подробного изучения вопроса о правовом статусе государственных корпораций, нам необходимо будет отразить само понятие государственной корпорации, охарактеризовать её с помощью единых признаков, являющимися отличительными от иных юридических лиц, а также следует указать общие черты, при этом дать аналогичную классификацию, а также не забыть изучить и дать ответ на вопрос о юридической природе данного учреждения.

Государственной корпорацией является не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная государством на основании имущественного взноса, а также созданная для выполнения социальных, управленческих или других общественных функций [1]. Государственная корпорация конструируется при помощи федерального закона. Имущество, которое было передано государственной корпорации Российской Федерацией, относится к собственности государственной корпорации. В соответствии с такой нормой мы можем выделить следующие особенности корпорации:

− неизменным учредителем государственной корпорации может являться только государство. К этому можно добавить, что ни субъекты Российской Федерации, ни муниципальные образования не имеют в своём арсенале, таких функций, как создание государственной (или муниципальной) корпорации;

− при создании государственной корпорации цели носят масштабный характер и не направлены лишь на удовлетворение определенных граждан или юридических лиц

− федеральные законы, выполняющие функции учредительного документа являются особым порядок учреждения государственной корпорации;

− выполнение социальных или управленческих функций в интересах общества в целом или отдельной отрасли народного хозяйства. В то же время государственные корпорации не могут быть органом государственной власти, а также не могут быть отраженными в системе органов исполнительной власти [2];

− государство может в не которых случаях гарантировать какие-либо обязательства государственной корпорации [3]. Следует отметить, что государственная корпорация — является основным инструментом не прямого управления, а иного регулятивного воздействия государства на социальные отношения [4].

− исключено членство в государственной корпорации;

Государственные корпорации, как исключительный вид юридических лиц, занимающихся некоммерческой деятельностью, имеют определенные специфические признаки, которые в совокупности определяют и отличают их от иных видов юридических лиц. При изучении законодательства, о нормативно-правовом регулировании деятельности государственных корпорация, можно выделить следующие характерные признаки [8]:

Имеется и ещё одна классификация государственных корпораций:

По формированию органов:

По способу финансирования

− с фиксированным размером имущественного взноса Российской Федерации в уставный фонд корпорации, установленный федеральным законом и имеющий стоимостную оценку или без указания его стоимости;

− определяющийся только перечнем имущества, переданным Российской Федерацией.

и по прочим основаниям.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная корпорация, корпорация, Российская Федерация, юридическое лицо, имущественный взнос, лицо, некоммерческая организация, правовой статус, признак.

Ключевые слова

государственные корпорации, правовой статус государственных корпораций, классификация, признаки, юридическое лицо, организационно-правовые формы юридического лиц, некоммерческая организация

Похожие статьи

Неопределенность правового статуса госкорпораций в России

При этом государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает

Это происходит в силу особого правового статуса и юридической природы госкорпораций, сильно отличающейся от признанных.

Таким образом, возникает корпорация или юридическое лицо.

Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации

Исходя из определения корпорации в ГК РФ, корпорация не относится к какой-либо определенной правовой форме.

Правовой статус коммерческой организации по действующему.

Исходя из вышесказанного, правовой статус коммерческой организации в России по действующему законодательству в

государственная корпорация, корпорация, Российская Федерация, гражданское законодательство, имущество, государственный контроль, лицо.

Юридические лица, понятие и особенности их признаков

Это означает, что юридическое лицо представляет собой совокупность двух и более лиц

В едином государственном реестре юридические лица фигурируют как совокупность

Четвертым признаком юридического лица можно выделить то, что юридическое лицо несет.

Особенности учредительных документов корпорации

Органы управления корпоративного юридического лица. юридическое лицо, лицо, государственная регистрация, Российская Федерация, период ликвидации, государственная регистрация изменений, указанное юридическое лицо, ликвидируемое юридическое лицо.

Участие государства в акционерных обществах | Статья в журнале.

Классификация и виды юридических лиц: современные аспекты.

юридическое лицо является организацией; существуют государственные и негосударственные типы юридических лиц

Масленникова Л. В. Тенденции развития гражданского законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях.

Организация как субъект финансовых правоотношений

Для юридических лиц все эти три критерия включает в себя их правоспособность, которая возникает с момента государственной

Организации — это: ‒ юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ; ‒ компании и другие корпоративные.

Особенности правового положения государства-акционера

Позиция Российской Федерации как акционера отражается в директивах, выдаваемых Росимуществом наряду с доверенностями представителям для

ограниченная ответственность, общество, Российская Федерация, юридическое лицо, ГК РФ, нотариальное удостоверение.

Читайте также: