Государственные гарантии прав инвестора доклад

Обновлено: 02.07.2024

Государство в соответствии с Федеральным законом "Об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:

- обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;

- гласность в обсуждении инвестиционных проектов;

- право обжаловать в суде решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

- защиту капитальных вложений.

Правительство Российской Федерации:

- устанавливает критерии оценки изменения в неблагоприятном для инвестора, осуществляющего приоритетный инвестиционный проект на территории Российской Федерации, отношении условий взимания ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды, режима запретов и ограничений в отношении осуществления капитальных вложений на территории Российской Федерации;

- утверждает порядок, определяющий день начала финансирования инвестиционного проекта, в том числе с участием иностранных инвесторов;

- утверждает порядок регистрации приоритетных инвестиционных проектов;

- осуществляет контроль за исполнением инвестором взятых им обязательств по реализации приоритетного инвестиционного проекта в сроки.

В случае неисполнения инвестором обязательств, указанных в части первой настоящего пункта, он лишается льгот, предоставленных ему в соответствии с настоящей статьей. Сумма денежных средств, не уплаченных в результате предоставления указанных льгот, подлежит возврату в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Капитальные вложения могут быть:

- национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации;

- реквизированы по решению государственных органов в случаях, порядке и на условиях, которые определены Гражданским кодексом Российской Федерации.

Страхование капитальных вложений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае нарушения требований законодательства Российской Федерации, условий договора и (или) государственного контракта субъекты инвестиционной деятельности несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Споры, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.

Прекращение или приостановление инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Порядок возмещения убытков субъектам инвестиционной деятельности в случае прекращения или приостановления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, определяется законодательством Российской Федерации и заключенными договорами и (или) государственными контрактами.

Рассматриваемый Закон содержит положения о гарантиях прав субъектов, осуществляющих инвестиционную деятельность. Они сводятся к признанию возможности защищать и обеспечивать интересы субъектов в порядке и с помощью способов, которые предусматриваются действующими законодательными актами.

Законодательное регулирование гарантий в области инвестиций

При анализе Закона, важно отметить, что государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности включают методы, средства и условия, создаваемые и используемые государством с целью обеспечения инвестиционной деятельности в качестве капитальных вложений.

В число таких гарантий необходимо включить:

  • равные права на ведение деятельности;
  • гласность в процессе обсуждения инвестиционных проектов;
  • обжалование в судебном порядке решений и действий (бездействия) государственных органов власти, местного самоуправления, включая их должностных лиц;
  • защиту, предусмотренную для капитальных вложений.

Обратимся к основополагающему началу — гласности, которое обсуждается в рамках инвестиционных проектов.

Смушкин А. Б. рассматривал данное требование с двух сторон – гласность в процессе разработки и обсуждения инвестиционного проекта, осуществляемая посредством самих субъектов инвестиционной деятельности, и гласность экспертиз (любого другого государственного участия в подобной деятельности).

Занковский С. С. вложил в определение понятия гласности определенное содержание. Он полагал, что она характеризуется открытостью в работе, которая проводится с проектами властных органов и муниципалитетов. Это обусловлено тем, что участие субъектов в данном обсуждении не всегда идет на пользу инвесторам. Таким образом, граждане, как и их объединения и предприятия, вправе получать своевременную и полную информацию о состоянии среды жизнедеятельности, включая ее предполагаемые изменения (строительство, реконструкция объектов жилищного и гражданского назначения, благоустройство, проложение транспортных и инженерных сетей). Исключением из этих правил является информация, которая представляет собой государственную тайну. Субъекты могут получать информацию от органов исполнительной власти (федеральные и региональные), местного самоуправления с помощью СМИ, через проведение общественных обсуждений, организацию выставок и экспозиций.

Любые нарушения в этой сфере (например, непредставление сведений, неполнота или недостоверность) могут являться поводом для того, чтобы граждане обратились в суд. Это происходит по той причине, что смысл этих сведений состоит в том, что до момента принятия определенных решений граждане вправе обсуждать проекты, вносить предложения и принимать участие в подготовке решений любых форм, включая собрания (сходы), общественные слушания. Они могут также требовать рассмотрения соответствующих предложений.

Особенности гарантии защиты

Отдельно следует рассмотреть гарантию защиты, которая направлена на неблагоприятное изменение законодательства (вместе с внесением изменений и дополнений в инвестиционные соглашения по причине изменения законодательства). Она представляет собой правовое средство, способное обеспечить стабильные условия осуществления инвестиций.

В этом случае инвестору, который осуществляет приоритетный проект, должны предоставляться льготы, в первую очередь, на протяжении срока окупаемости. В срок не более 7 лет инвестор должен оплачивать пошлины на ввоз продукции, которая требуется ему для реализации проекта инвестиций. Сумма пошлин составляет такую сумму, которая действовала на старте финансирования проекта для инвестиций, даже если в дальнейшем произошел рост ее размера. В число исключений можно включить пошлины особого вида, которые устанавливаются для защиты экономических интересов страны в процессе ведения внешней торговли.

Тот же Закон рассматривает и защиту капитальных вложений. Их изъятие производится только посредством 2 способов:

  • национализации в случае равноценного и предварительного возмещения страной убытков, которые были причинены субъектам инвестиций (регулирует Конституция и ГК РФ);
  • реквизицию в отношении органов государства в случаях, порядке и на условиях, содержащихся в ГК РФ.

Конституционные положения содержат правило, в соответствии с которым никого нельзя лишить имущества. Это допускается только при наличии решения суда. Осуществление принудительного отчуждения имущества для нужд страны производится только в случае возмещения.

Национализация, таким образом, осуществляется только при предварительном и равноценном возмещении убытков.

Гражданское законодательство включает ее в виды прекращения прав собственности, а ее общий порядок закрепляет статья 306. Она гласит, что национализацию производят на основании закона РФ, который прекращает право собственности. Также положение статьи указывает, что кроме убытков необходимо возместить сумму национализированного имущества. На основе 15 статьи ГК можно сказать, что убытки представляют собой расходы, которые человек, права которого нарушены, производит (должно будет производить) с целью восстановления нарушенных прав, утраты или повреждения имущества (реальный ущерб). Также это может быть неполученный доход, который это лицо могло получить при обычных условиях гражданского оборота, если его права не были бы нарушены (упущенная выгода).

В число недостатков этого регулирования национализации относится отсутствие законодательного закрепления ситуаций, в случае наступления которых страна может принять такие законы. Это приводит к злоупотреблению и нарушению прав, предусмотренных для инвесторов, поскольку риск утраты или сама утрата права собственности может являться весьма существенной для инвестора.

Реквизицию также можно отнести к способам, посредством которых происходит прекращение права собственности. Она производится при наступлении аварий, стихийных бедствий, эпизоотий, эпидемий и прочих обстоятельствах, которые обладают чрезвычайным характером. Понятие рассматривается как процесс изъятия имущества у собственников для интересов общества. Изъятие происходит в соответствии с решениями органов государства в порядке и на законодательно установленных условиях. Оно предусматривает выплату инвестору стоимости имущества после проведения оценки его стоимости. Стоимость собственник может оспорить только в судебном порядке.

Когда прекращаются обстоятельства, послужившие основанием для реквизиции, собственники имеют право в суде требовать вернуть им сохранившееся имущество. Тем не менее, основываясь на принципы гражданского законодательства, они должны возвращать полученную раньше компенсацию стоимости имущества, вычитая потери от снижения стоимости. В противном случае может возникнуть неосновательное обогащение собственника имущества.

Таким образом, рассматривая понятие реквизиции, необходимо отметить ее особенности:

  • осуществление в общественных интересах;
  • основанием является не закон, а акт, выпущенный компетентным органом государства;
  • выплата собственнику стоимости оценки имущества;
  • возможность вернуть имущество в случае исключения оснований для реквизиции.

Рассматривая государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности, которая производится посредством капитальных вложений, обратимся к ФЗ № 214. Он предусматривает контроль и регулирование государства в сфере долевого строительства многоквартирных домов и прочих объектов недвижимости.

Полномочия в области контроля (надзора) государства в сфере долевого строительства осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти определенного субъекта РФ. На его территории происходит строительство.

Отметим, что современное законодательство стремится устранить недостатки в этой области, которые имели место ранее. Все происходящие процессы концентрируются на росте степени безопасности инвестиционной деятельности.

СЗПК: Новый инструмент поощрения инвестиций в России

История вопроса

Уже в июле 2020 года должен быть запущен национальный план восстановления экономики. На момент подготовки статьи его текст не был опубликован, однако исходя из проекта плана, а также заявлений, сделанных чиновниками, теме инвестиций отводится серьезная роль.

В результате была принята компромиссная версия закона. Однако его опубликование 1 апреля текущего года на фоне разгоревшейся пандемии осталось во многом незамеченным. И вот теперь тема инвестиций вновь на повестке дня, правда, уже в несколько иных обстоятельствах.

Стабилизационная оговорка – основной предмет нового закона

Какие же меры поддержки инвестиций предусмотрены новым законом?

Основная новелла заключается в следующем: между организацией, реализующей инвестиционный проект (ОРП), с одной стороны, и одним или несколькими публично-правовыми образованиями, с другой стороны, может быть заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), в соответствии с которым публичная сторона гарантирует частной стороне неприменение актов, которые могут ухудшить реализацию инвестиционного проекта (стабилизационная оговорка).

Так, например, если основная ставка налога на прибыль на дату заключения СЗПК составляет 20%, то даже в случае ее повышения в отношении всех налогоплательщиков для ОРП она все равно останется на уровне 20% (в отношении прибыли, генерируемой инвестиционным проектом).

Не подлежат применению также акты, которые увеличивают сроки или количество процедур, необходимых для реализации инвестиционного проекта.

В данном случае важно понимать, что СЗПК – это не договор о совместном с государством ведении бизнеса, это, прежде всего, стабилизация законодательства. Как будет показано ниже, инвестор должен быть заинтересованным в реализации инвестиционного проекта и без такой стабилизации; однако если она предоставляется, это, безусловно, будет в помощь.

Требования к ОРП

В качестве ОРП может выступать любое российское юридическое лицо, в том числе проектная компания (за исключением государственных и муниципальных учреждений, а также государственных и муниципальных унитарных предприятий). При этом под проектной компанией понимается такая ОРП, которая была специально создана для реализации инвестиционного проекта и которая соответствует совокупности следующих требований:

а) в уставе организации содержится положение о том, что предметом ее деятельности является реализация инвестиционного проекта;

б) не менее 90 процентов всей выручки организации составляет выручка, полученная организацией от реализации инвестиционного проекта.

Иностранные инвесторы могут участвовать в СЗПК только через участие в капитале российского юридического лица.

Требования к инвестиционным проектам

Закон предусматривает, что инвестиционный проект должен считаться новым. Для этого должно соблюдаться одно из следующих условий:

  • ОРП приняла решение об утверждении бюджета на капитальные расходы (без учета бюджета на расходы, связанные с подготовкой проектно-сметной документации, проведением проектно-изыскательских и геолого-разведочных работ) до дня вступления в силу закона, но не ранее 7 мая 2018 года и подала заявление о реализации такого проекта не позднее 31 декабря 2021 года; или
  • ОРП приняла решение об утверждении бюджета на капитальные расходы (без учета бюджета на расходы, связанные с подготовкой проектно-сметной документации, проведением проектно-изыскательских и геолого-разведочных работ) после дня вступления в силу закона и подала заявление о реализации такого проекта не позднее одного календарного года после принятия такого решения.

Если в уставе ОРП, являющегося хозяйственным обществом, отсутствует указание на то, какой орган уполномочен на принятие решения об утверждении бюджета проекта, достаточно решения единоличного исполнительного органа.

Инвестиционный проект не может осуществляться в следующих сферах деятельности:

  1. игорный бизнес;
  2. производство табачных изделий, алкогольной продукции, жидкого топлива (ограничение неприменимо к жидкому топливу, полученному из угля, а также на установках вторичной переработки нефтяного сырья согласно перечню, утверждаемому Правительством РФ);
  3. добыча сырой нефти и природного газа, в том числе попутного нефтяного газа (ограничение неприменимо к инвестиционным проектам по сжижению природного газа);
  4. оптовая и розничная торговля;
  5. деятельность финансовых организаций, поднадзорных Банку России (ограничение неприменимо к случаям выпуска ценных бумаг в целях финансирования инвестиционного проекта);
  6. строительство (модернизация, реконструкция) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также жилых домов.

Так, например, для того, чтобы Российская Федерация могла быть стороной СЗПК, должны соблюдаться следующие условия:

1. Акты, предусматривающие увеличение ставок вывозных таможенных пошлин

Не менее 10 миллиардов рублей

2. Акты, предусматривающие увеличение ставок платы (сбора) и (или) расширение платежной базы (объектов обложения), используемых при определении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, платы за пользование водными объектами, утилизационного сбора, экологического сбора, подлежащих уплате в бюджеты бюджетной системы РФ

3. Акты, предусматривающие увеличение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, а также изменение порядка определения и общего размера арендной платы, устанавливаемых при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов на арендуемом лесном участке

4. Акты, изменяющие сроки и (или) объемы предоставления:

1) субсидий и бюджетных инвестиций в соответствии с бюджетным законодательством РФ

2) субсидий кредитору по кредитному договору, предусматривающему предоставление ОРП кредитных средств по льготной ставке

- не менее 250 миллионов рублей для новых инвестиционных проектов, относящихся к сферам здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта;

- не менее 500 миллионов рублей для новых инвестиционных проектов в сфере цифровой экономики, экологии, сельского хозяйства;

- не менее 1,5 миллиарда рублей для новых инвестиционных проектов в сфере обрабатывающего производства;

- не менее 5 миллиардов рублей для новых инвестиционных проектов в иных сферах экономики.

Максимальный срок применения стабилизационной оговорки также зависит от объема капиталовложений:

Максимальный срок применения стабилизационной оговорки

Объем капиталовложений ОРП

До 5 млрд. рублей

От 5 до 10 млрд. рублей

От 10 млрд. рублей

Процедура заключения СЗПК

Помимо стандартной конкурсной процедуры, закон устанавливает, что при соблюдении ряда формальных требований СЗПК заключается в заявительном порядке. Иными словами, публичная сторона не может отказать в заключении СЗПК, если соблюдаются все предусмотренные законом условия.

Муниципальное образование может стать стороной СЗПК на добровольной основе; согласие уполномоченного органа местного самоуправления на заключение СЗПК может быть предоставлено в комплекте документов при подаче заявки ОРП на заключение соглашения.

Ответственность сторон и расторжение договора

Таким образом, законодатель дает инвестору право на предпринимательский риск. Государство тоже, по сути, ничего не теряет: если представить, что инвестиционный проект не был запущен, то не было бы и уплаченных от его реализации налогов. Таким образом, нельзя говорить о недоуплаченных налогах вследствие стабилизации законодательства.

Ответственность публично-правовых образований

Ответственность публично-правового образования, по общему правилу, ограничена реальным ущербом. Методика его определения должна быть определена Правительством РФ. При этом объем реального ущерба (в совокупности с объемом мер поддержки, предоставленных в соответствии с законом) не может превышать размера обязательных платежей, исчисленных ОРП для уплаты в соответствующие бюджеты публично-правовых образований, являющихся сторонами СЗПК, в связи с реализацией инвестиционного проекта.

Дополнительно закон ограничивает возможность взыскания с публично-правового образования реального ущерба, предусматривая, что условием предъявления соответствующего иска является фактичекски реализация инвестиционного проекта (например, одним из таких условий является введение в эксплуатацию всех объектов недвижимости, предусмотренных проектом).

Таким образом, как отмечалось выше, инвестор должен быть действительно заинтересован в реализации инвестиционного проекта и при отсутствии СЗПК. Как видим, перспектива взыскания ущерба с публичной стороны является несколько отдаленной. В то же время, сама возможность взыскания такого ущерба, тем не менее, будет сдерживать публичную сторону от нарушений условия соглашения.

Меры государственной поддержки

Закон предусматривает, что в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, ОРП могут быть возмещены затраты:

  1. на создание (строительство), модернизацию и (или) реконструкцию объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в том числе на реконструкцию объектов инфраструктуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности;
  2. на уплату процентов по кредитам и займам, купонного дохода по облигационным займам, привлеченным для создания (строительства), модернизации и (или) реконструкции объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в том числе на реконструкцию объектов инфраструктуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.

Предельный объем возмещаемых затрат, указанных выше, не может превышать:

  • 50 процентов фактически понесенных затрат для объектов обеспечивающей инфраструктуры;
  • 100 процентов фактически понесенных затрат для объектов сопутствующей инфраструктуры.

Кроме того, как было указано выше, объем возмещаемых затрат в совокупности с объемом реального ущерба не может превышать размера вышеуказанных обязательных платежей, исчисленных организацией, реализующей проект, для уплаты в бюджеты публично-правовых образований, являющихся сторонами СЗПК.

Под капитальными вложениями в данном случае понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Авторы:


Читайте также: