Государственная служба в германии доклад

Обновлено: 05.07.2024

Мезенцева Анна Алексеевна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Студентка кафедры социологии и организации работы с молодёжью


Аннотация
В данной статье рассмотрены особенности современной государственной гражданской службы в России и в Германии. На основе проведенного анализа автором выявлены общие и различные черты, степень разработанности и реализации государственной службы указанных стран.

Mezentseva Anna Alekseevna
Belgorod State National Reserch Univercity
The student of department of sociology and the organization of work with youth


Abstract
This article describes the features of modern civil service in Russia and in Germany. On the basis of the conducted analysis the author reveals the common and diverse features, the degree of elaboration and implementation of the public services of these countries.

История развития человечества с древних веков свидетельствует о том, что то или иное общество людей нуждается во власти как необходимом условии адекватного функционирования системы на всяком этапе своего развития

Сегодня для многих государств одной из важнейших задач является формирование прочного слоя высококвалифицированных государственных гражданских служащих, готовых обеспечить эффективную и безупречную работу органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Организация государственной службы в различных государствах ,безусловно, отличается друг от друга. Рассмотрим схожие и различные черты государственной службы на примере России и Германии, так как среди европейских стран с федеративным типом государственно-административного управления служба Федеративной Республики Германия является наиболее влиятельной. Изучение опыта организации и реализации государственной службы в Германии, сравнительный анализ гражданской службы Германии и России особенно важны в настоящее время, когда формирование современной и продуктивной государственной службы Российской Федерации относится к важнейшим направлениям преобразований, протекавших в административно-политической и правовой сферах деятельности государства.

Государственная служба в России – вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан государства на должностях государственной гражданской службы по обеспечению осуществления полномочий государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, занимающих государственные посты Российской Федерации, и лиц, занимающих государственные должности субъектов Российской Федерации [1].

Организация и реализация публичной службы Германии осуществляется на всех трех уровнях государственного устройства:

  • на уровне Федерации;
  • на уровне отдельных земель;
  • на уровне общин.

В Российской Федерации в соответствии с принципом федерализма, находящим свою реализацию в законодательстве и правовой практике, структура государственной службы включает два уровня:

  • уровень федеральной государственной службы, находящийся в соответствии со ст. 71 Конституции РФ в исключительном ведении РФ;
  • государственную службу на уровне субъектов Российской Федерации, находящуюся в совместном ведении РФ и субъектов РФ в соответствии со ст. 72 Конституции РФ.

В отличие от Германии, муниципальная служба в России не в ходит в структуру государственной службы.

Табель о рангах Федеративной Республики Германия предусматривает 16 групп чиновников. Установлено четыре вида чинов государственных служащих:

  • А1-А5 – низшие чины;
  • А6-А9 – средние чины;
  • А10-А13 – высшие чины 1 ступени;
  • А14-А16 – высшие чины 2 ступени[3].

В Российской Федерации должности государственной гражданской службы подразделяются на 5 групп: младшие, старшие, ведущие, главные и высшие. В каждой группе разрядов предусматривается 3 степени градации: 3, 2 и 1 классы.

Виды классных чинов Российской государственной гражданской службы:

  • действительный государственный советник Российской Федерации 1-го, 2-го или 3-го класса;
  • государственный советник Российской Федерации 1-го, 2-го или 3-го класса;
  • советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го, 2-го или 3-го класса;
  • референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го, 2-го или 3-го класса;
  • секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го, 2-го или 3-го класса[4].

Всего, таким образом, существует 15 классных чинов.

Необходимо отметить, что классовая градация чинов в России и Германии существенно отличается друг от друга: если высшим классом в российской государственной службе является 1-й класс, а низший – 3-й, то в публичной службе Германии наоборот.

В России и в Германии действует правило о равных возможностях поступления на государственную службу. Равный доступ к гражданской службе и одинаковые условия ее прохождения имеют граждане России независимо от половой, расовой и национальной принадлежности, имущественного и должностного состояния, места жительства, отношения к религии, убеждений, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами специалиста[5]. Конституция ФРГ провозглашает, что каждый немец имеет равный доступ ко всякой государственной должности в соответствии со своими склонностями и профессиональной квалификацией, необходимой для данного вида деятельности.

Помимо равного доступа граждан к службе, государственная служба Российской Федерации базируется на следующих принципах приоритета прав и свобод человека и гражданина, единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, стабильности гражданской службы, доступности информации о гражданской службе, защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

В то же время государственная служба в Германии основывается на принципах государственно-правовой защиты статуса чиновника, долга верности чиновника государству и принципам Конституции, добросовестности в работе, права на адекватную труду оплату и социальное обеспечение[6].

Таким образом, государственная служба в Германии весьма престижна. Занять вакансию государственного служащего крайне сложно. Лицо, получившее такую должность, безоговорочно соблюдает все предписанные ему правила, обязанности и ограничения. Но за это государство обязуется защищать и поощрять своих чиновников, создать им условия для достойного проживания.

Проанализировав организацию государственной службы в Германии и в России, можно сделать вывод, что сходства государственной службы вышеназванных стран очевидны, но, безусловно, существуют и различия.

Изучение международной практики организации государственной службы поможет избежать ошибок и заблуждений при реформировании государственной службы Российской Федерации, но при этом необходимо учитывать собственный опыт и устои, выработать уникальные методы, способствующие формированию эффективного института государственной службы в России.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Для современной Германии характерно тесное взаимопроникновение и переплетение политической и административной сфер. Это нашло свое отражение и в законе о государственной службе, согласно которому чиновники имеют право участвовать в деятельности политических партий и добиваться парламентской карьеры. Чиновники, избранные в Бундестаг или Земельный парламент, пользуются правом двухмесячного отпуска на время избирательной кампании. Наряду с депутатским содержанием они продолжают получать значительную часть своего основного жалованья. Кроме того, они сохраняют право на получение пенсий для государственных служащих. Их профессиональная компетентность и финансовая независимость позволяют им добиваться значительного продвижения в партиях. В отличие от многих европейских стран (Великобритании, Франции и США), карьера государственного служащего в Германии не является альтернативной политической карьере. Напротив, зачастую она становится предпосылкой для успешной политической деятельности.

Основным нормативным актом, регулирующим деятельность чиновников, является Федеральный закон о чиновнике (ФЗоЧ) в редакции 1971 года. По этому закону чиновниками считаются следующие лица: чиновники государственного аппарата, судьи, преподаватели школ и высших учебных заведений, военнослужащие, работники почты, железнодорожной службы, государственных банков. Табель о рангах предусматривает 16 групп чиновников: А1-А5 - низшие чины (вспомогательно-технические); А6-А9 - средние чины (правительственные секретари, обер-секретари, гаупт-секретари); А10-А13 - высшие чины 1 ступени (правительственные инспекторы, регирунгс-атаманы); А14-А16 - высшие чины 2 ступени (высшие правительственные советники). Материальное содержание чиновников составляется из основного оклада, территориальной надбавки, надбавки на детей, за выслугу лет, за звание. Размеры, динамика и структура выплат определяются специальным законом об оплате.

Особую группу составляют политические и почетные чиновники. Политические чиновники – это наиболее близкие сотрудники к политической программе правительства или отдельного чиновника, они приходят и уходят с поста вместе с правительством. К ним относятся: статс-секретари в федеральных министерствах, ведомствах федерального канцлера и федерального президента; руководители отделов в федеральных министерствах, ведомствах федерального канцлера и федерального президента, федеральном ведомстве по делам печати и информации, администрации Бундестага и Бундесрата; руководители в земельных министерствах и канцеляриях (государственные советники).

Почетные чиновники – это лица, имеющие гражданскую профессию, которых назначают на почетную должность без оплаты и права претендовать на особое социальное обеспечение. К ним относятся присяжные, выборные консулы.

Закон о чиновнике называет особые качества, позволяющие претендовать на это звание. Прежде всего, требуется быть немцем в смысле ст. 116 Основного закона. В особом порядке закон допускает назначение чиновником иностранца (например, в качестве преподавателя высшего учебного заведения Германии); такое назначение, однако, не ведет автоматически к приобретению гражданства. Далее, лицо, претендующее на должность чиновника, должно предоставить гарантии своей политической благонадежности, т.е. готовности в любое время выступить в защиту конституционного строя. Помимо этого будущий чиновник должен обладать необходимой профессиональной подготовки устанавливаются соответственно уровню служебной иерархии.

К службе на низшем уровне (А1-А5) допускаются лица, успешно закончившие народную школу и прошедшие подготовительную службу (§ 16 ФЗоЧ), службе на среднем уровне (А6-А9) – лица, успешно кончившие народную школу, проходившие служебную подготовку в течение года и сдавшие специальный экзамен для поступления на должность среднего уровня (§ 17 ФЗоЧ).

Значительно более строгие требования предъявляются к поступающим на службу высшего уровня. К службе на высшем уровне 1 ступени допускаются лица, успешно окончившие среднюю школу, проходившие специальную подготовку в течение 3 лет и сдавшие экзамен по требованию этого уровня (§ 18 ФЗоЧ). Наконец, к службе на высшем уровне 2 ступени допускаются лица с высшим образованием, сдавшие первый государственный экзамен, прошедшие подготовительную службу в течение 2 лет и сдавшие второй экзамен (§ 19 ФЗоЧ).

Правовое положение федеральных чиновников регулируется двумя важнейшими законами: Федеральным законом о государственных служащих (в ред. от 27.02.1985 г.) и Федеральным законом о правовом положении чиновников (в ред. от 27.02.1985 г.). Землями Германии приняты собственные законы, устанавливающие правовое положение чиновников земли; при этом требуется строгое соответствие этих законов положениям федерального закона.

В Германии (Пруссии) профессиональная государственная служба появилась одной из первых в Европе. Она строилась на основе принципов верности службе, законности, единства профессионализма стабильности.

Государственными гражданскими служащими в Германии являются следующие лица: чиновники государственного аппарата, судьи, а также преподаватели высших учебных заведений, учителя, врачи, работники почт, железной дороги, государственных банков и др.

Законодательство классифицирует государственных служащих на две большие группы: чиновников и лиц наемного труда (служащих и рабочих). Государственные чиновники как элита государственной службы обязаны соблюдать традиционные правила профессиональной бюрократии.

Условия прохождения службы чиновников существенно отличаются от условий трудовой деятельности наемных работников:

  • для первых они определяются назначением: для служащих и рабочих государственной службы они основываются на договоре частного права;
  • права и обязанности чиновников регулируются законом о государственной службе. Заработная плата и оклады работающих по найму, как и прочие условия их труда, определяются тарифным соглашением;
  • оклады чиновников определяются в зависимости от должности и стажа службы. Жалованье служащих устанавливается тарифом с учетом их возраста и особенностей выполняемой работы:
  • чиновник имеет пожизненное назначение; служащих могут уволить;
  • в отличие от чиновников рабочие и служащие не несут дисциплинарной ответственности; на них распространяется общее административное право;
  • для чиновников действует безусловный запрет на организацию забастовок; за работающими по найму право на забастовку сохраняется;
  • государство несет все расходы по содержанию чиновничества. Чиновники получают особую пенсию. Рабочие и служащие получают пенсию, как все, из пенсионного страхового фонда.

На практике существуют также категории чиновников, наделенные особыми полномочиями, обладающие специфическим правовым и политическим статусом, так называемые политические чиновники. Существует группа служащих — почетных чиновников, которые имеют преимущественно гражданскую профессию и которые назначаются на специальные должности при особом социальном обеспечении. К почетным чиновникам относятся присяжные, выборные консулы и др.

Общий закон о правовом положении государственных служащих ФРГ устанавливает четыре вида должностей государственных служащих:

  • нижний уровень службы (простая служба);
  • средний уровень службы (средняя служба);
  • повышенный уровень службы (ответственная служба);
  • высший уровень службы (высшая служба).

В пределах каждой группы государственным служащим присваиваются ранги. Всего их 16:

  • А1-А5 низшие ранги (вспомогательно-технический персонал);
  • А6-А9 - средние ранги (правительственные секретари);
  • A10-A13 — высшие ранги первой ступени (правительственные инспекторы);
  • A14-A16 — высшие ранги второй ступени (высшие правительственные советники).

По принципу подчинения они подразделяются на федеральных, состоящих в непосредственном подчинении федерации, чиновников земли и чиновников общины. Другим основанием классификации может служить срок нахождения на службе. Выделяются также четыре основные категории служащих: назначенные на испытательный срок, назначенные на неопределенный срок (их могут уволить в любой момент), назначенные временно (бургомистры), назначенные пожизненно.

Государственная служба Германии как федеративного государства основывается на принципе единства, который обеспечивается общей для всех уровней системой званий и чинов, едиными правилами прохождения службы, перечнями прав, обязанностей, ограничений и гарантий, пенсионного обеспечения и оплаты труда.

Для Германии характерно единство прав и обязанностей государственных служащих при регламентации служебно-правовых отношений. Государственные служащие имеют право на государственное обеспечение и защиту, на служебные наименования, которые устанавливаются президентом или уполномоченными лицами, на присвоение государством званий и ученых степеней.

Законодательством предусматривается право государственных служащих на должностной оклад. Размер окладов приведен в Федеральном законе об оплате и состоит из основного оклада, местной доплаты, должностных надбавок, а также прочих дополнительных выплат. Все вопросы, связанные с должностными окладами, регулируются на единой правовой основе и действительны для служащих федерации, земель и общин.

Государственным служащим гарантируются выплаты по социальному обеспечению, включающие пенсионное обеспечение, материальную помощь, обеспечение семье в случае потери кормильца, компенсации в особых возрастных и служебных случаях. Служащие получают компенсации в случае переезда с одного места жительства на другое. Каждый работник имеет право на отпуск с сохранением полной заработной платы. Характерно, что чиновникам предоставлено право сохранения оплаты в случае, если они баллотируются на выборные давности, или исполняют почетные обязанности, или для работы в местных представительных органах.

Служащий имеет право на доступ к своему личному делу. Ему обязаны сообщать обо всех жалобах на него или отрицательных заключениях на его деятельность, при этом мнение работника заносится в его личное дело. Немецкие государственные служащие имеют право на объединение в профсоюзы. Применение каких-либо санкций за эту деятельность не допускается. В силу действия принципа служебной верности чиновник не имеет права участвовать в забастовках. Отметим, что закон открыто не запрещает этого, но и не предоставляет чиновнику права на забастовку.

Спецификой немецкого законодательства является закрепленное право государственных служащих на иную оплачиваемую деятельность: деятельность в объединениях, учреждениях, на предприятиях, капитал которых принадлежит публичному собственнику, пли деятельность в межгосударственных объединениях. На то чтобы заниматься такой деятельностью, требуется специальное разрешение руководителя государственного органа.

Основные обязанности государственных служащих определяются принципами публично-правовых служебных отношений. Чиновник обязан выполнять все распоряжения своего руководителя; он несет личную ответственность за правомерность своих действий по исполнению должностных обязанностей. Если служащий сомневается в законности распоряжений своего начальства, он обязан немедленно сообщить об этом своему непосредственному руководителю. Если его сомнения не развеяны, чиновник имеет право обращения к вышестоящему руководителю. При этом подтверждение распоряжения для чиновника должно быть дано в письменном виде.

Каждый гражданский служащий при поступлении на службу обязан дать присягу. Чиновник обязан строю соблюдать государственную и служебную тайну. По истечении срока служебных отношений обязанность держать в тайне сведения, ставшие известными ему в процессе работы, сохраняется. Без разрешения руководства государственный служащий не имеет права давать показания в суде или делать публичные заявления в СМИ по поводу государственной службы. Сведения для прессы вправе давать только руководитель учреждения и пресс-служба.

В законодательстве Германии четко оговорены последствия невыполнения или ненадлежащего исполнения служащими своих обязанностей. Они изложены в Уставе федерального дисциплинарного права. Государственный служащий, виновный в нарушении своих обязанностей, считается совершившим служебный проступок. Каждое нарушение обязанностей влечет за собой применение меры ответственности. В Уставе определяются процедуры привлечения служащих к ответственности. Порядок увольнения со службы рассматривается в законе о правовом положении государственных служащих и в законе о федеральных служащих.

Служебные правонарушения рассматриваются по принципу благоприятствования: вопрос о мерах наказания входит в компетенцию непосредственного руководителя и вышестоящей инстанции. При этом учитываются не только сам проступок, но и служебное поведение чиновника. В случае мелких нарушений назначается денежный штраф. В качестве иных дисциплинарных мер устанавливаются следующие наказания: выговор, уменьшение оклада, перевод на другую должность с меньшим денежным окладом, увольнение со службы, сокращение пенсионного обеспечения, отказ в выплате пенсионного обеспечения и пр.

Если выговор может назначаться непосредственным начальником, то все другие меры ответственности назначаются только специальными дисциплинарными судьями в ходе официального дисциплинарного процесса. Когда против служащего проводится уголовное расследование, тогда дисциплинарное преследование откладывается до завершения уголовного дела. Сам служащий имеет право подать жалобу в Федеральный дисциплинарный суд, который находится во Франкфурте-на-Майне. Закон Германии предусматривает наказание за особый вид проступка, который связан с поведением чиновника вне службы, в случае если чиновник наносит вред престижу государственной службы и государству в целом.

На должностях высшего уровня испытательный срок продолжается 3 года, после чего сдается должностной экзамен. Половина испытательного срока проходит в органах внешнего управления. Должность более высокого уровня службы одного профессионального направления может быть предоставлена самым способным служащим высшего уровня, если они по своим личным качествам пригодны для такой работы, имеют возраст… Читать ещё >

Система государственной службы Германии ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • 1. Особенности государственной службы как социального института
  • 2. Система государственной службы Германии
    • 2. 1. Поступление на государственную службу
    • 2. 2. Продвижение по службе
    • 2. 3. Прекращение государственно-служебных отношений

    Чиновник обязан, особенно в критических ситуациях, поддерживать дееспособность государства и сохранность государственного порядка.

    Продвижение по службе

    Законодательством Германии строго регламентируется порядок продвижения по службе. Он основан на принципе обязательного повышения квалификации и принципе постепенного продвижения. Согласно первому принципу для повышения в должности чиновник должен в обязательном порядке повысить свою квалификацию. Это подтверждается специальной проверкой с соответствующей оценкой или сдачей специального экзамена. Принцип постепенного продвижения означает, что работник должен последовательно пройти все должности, нельзя повышать в должности минуя очередную ступень (перескакивать). В исключительных случаях по специальному разрешению Федеральной комиссии по кадрам возможно продвижение по службе через ступень. При продвижении по службе в каждом конкретном случае учитывается качество работы и ее практические результаты.

    Продвижение по службе включает подготовительную службу и испытательный срок. Во время испытательного срока, который не может быть менее года, служащий не имеет права быть повышен в должности.

    Подготовительная служба чиновников низшего уровня длится 6 месяцев, испытательный срок — год (этот срок может быть продлен). Подготовительная служба чиновников среднего уровня продолжается не менее года. После прохождения подготовительной службы сдается должностной экзамен. Испытательный срок составляет 2 года. Для служащих, сдавших экзамен с результатом выше среднего уровня, он может быть сокращен до года или даже до 6 месяцев. К службе среднего уровня могут быть допущены и служащие низшего уровня, если они по своим личным качествам и результатам работы доказали пригодность к занятию новой должности.

    Подготовительная служба чиновников высшего уровня длится не менее 3 лет. После успешной сдачи экзамена служащий проходит испытательный срок, составляющий 2,5 года. Служащие среднего уровня могут быть переведены на более высокий уровень, если они прослужили не менее 4 лет и пригодны к работе на таком уровне. Ознакомление с новой должностью длится не менее 3 лет, после чего сдается переходный экзамен.

    На должностях высшего уровня испытательный срок продолжается 3 года, после чего сдается должностной экзамен. Половина испытательного срока проходит в органах внешнего управления. Должность более высокого уровня службы одного профессионального направления может быть предоставлена самым способным служащим высшего уровня, если они по своим личным качествам пригодны для такой работы, имеют возраст от 40 до 58 лет, прошли все требуемые ступени карьерной лестницы и успешно справляются с новой должностью. Ознакомление с новой работой длится не менее 3 лет.

    Законодательством регулируются также вопросы назначения на должности других кандидатов. При этом вопрос об их пригодности решается Федеральным комитетом по кадрам. Испытательный срок для них определяется следующим образом: низший и средний служебный уровень — 3 года; высший уровень 1 ступени — 4 года; высший уровень 2 ступени — 5 лет.

    Государственный служащий может быть временно откомандирован в другое учреждение в связи со служебной необходимостью для выполнения работы, соответствующей его должности. Согласие служащего требуется, если срок командировки превышает год, а во время испытательного срока — 2 года.

    Служащий может быть переведен по службе в пределах сферы служебных полномочий своего работодателя по своему заявлению или по служебной необходимости. Перевод на должность в другое ведомство без согласия государственного служащего допускается только в том случае, если сохраняются те же условия прохождения службы и тот же основной оклад. При смене управления должно быть выслушано мнение государственного служащего.

    При ликвидации учреждения или изменении его структуры, слиянии учреждений государственные служащие могут быть переведены и без их согласия на другую службу с таким же или равноценным прохождением службы. При этом их основные оклады и льготы могут быть меньше прежних.

    Перевод государственного служащего в сферу служебных полномочий другого работодателя допускается только с согласия служащего.

    Прекращение государственно-служебных отношений

    Служебные отношения между государственным служащим и соответствующим органом прекращаются вследствие увольнения, отстранения от должности согласно дисциплинарным наказаниям, а также при уходе на пенсию. Государственный служащий подлежит увольнению со службы в случае утраты гражданства.

    Основаниями увольнения государственного служащего являются:

    · отказ от принесения присяги;

    · неспособность выполнять служебные обязанности;

    · письменное заявление об увольнении;

    · достижение предельного возраста;

    · избрание без согласия своего начальника места жительства, которое затрудняет выполнение им служебных функций;

    · длительное нахождение за границей.

    Государственный служащий может быть лишен прав государственного служащего:

    за преступление, повлекшее наказание в виде лишения свободы на год и более;

    за уголовно наказуемое деяние, направленное против мира;

    за измену родине;

    за преступление, направленное против свободного правового государства;

    за ущерб внешней безопасности.

    Служебные отношения прекращаются с уходом на пенсию. Предельный возраст пребывания на государственной службе — 65 лет. В исключительных случаях этот возраст может быть увеличен до 68 лет. Государственный служащий уходит также в отставку, если он в течение длительного времени не может выполнять свои служебные обязанности вследствие неудовлетворительного физического или душевного состояния. Он может быть переведен на пенсию и по собственному ходатайству, если является инвалидом или достиг 62 лет.

    В заключение данной главы работы можно резюмировать следующее:

    Согласно Основному закону, при допуске к государственной службе отсутствует какая-либо дискриминация в отношении вероисповедания или мировоззрения гражданина Германии.

    Государственная служба представляет собой практическое участие гражданина в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения обязанностей и осуществления полномочий по государственной должности. Именно исполнение, означающее не просто работу в определенный отрезок времени, отведенный на нее, или какое-либо количество подготовленных и подписанных документов, а формирование властно-управленческих взаимоотношений между государством и обществом, государством и гражданином, отношений способствующих достижению общественно значимых интересов каждого члена общества в демократическом правовом государстве. Именно такой подход к государственной службе позволяет осознать особенность правоотношений государства — государственного служащего — гражданина — общества. Именно в таком контексте понимается и развивается государственная служба в большинстве развитых демократических государств.

    В Германии очень высок престиж государственной службы. Занять должность государственного служащего сложно. Лицо, получившее такую должность, строго соблюдает все предписанные обязанности и ограничения. Но за это государство защищает и поощряет своих чиновников, создает им условия для достойного проживания.

    Автономов А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник. — М.: Проспект, 2010.

    Габричидзе Б. Н. Административное право. — М.: Проспект, 2008.

    Дмитриев Ю. А. Административное право. — М.: Эксмо, 2006.

    Козырина А.Н., Штатина М. А. Административное право зарубежных стран. — М.: Спарк, 2009.

    Крашенинникова Н. А. История государства и права зарубежных стран. — М.: Норма, 2009.

    Чубинский В.В., Морозов В. И. , Волошин В. В. и др. Государственное управление и государственная служба за рубежом. — М.: Юрист, 2008.

    Габричидзе Б. Н. Административное право. — М.: Проспект, 2008. — С. 91.

    Автономов А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник. — М.: Проспект, 2010. — С.

    Козырина А.Н., Штатина М. А. Административное право зарубежных стран. — М.: Спарк, 2009. — С. 102.

    Государственная служба в Германии рассматривается, прежде всего, в качестве публично-правового института. Во­обще, в странах Европейского Союза понимание института публичной службы тесно связано с представлениями о сущ­ности самого государства, определяется существующей си­стемой государственной власти и зависит от роли и значения государственно-административной деятельности в развитии общества.

    Можно выделить два основных подхода к сущности пу­бличной службы.

    В рамках первого публичная служба - это институт власти, элемент политической структуры; государственная служба выступает как механизм реализации властных пол­номочий государственных органов.

    В рамках второго подхода подчеркивается социальная природа государственной службы, ее роль как социального института, основной функцией которого является организа­ция жизнедеятельности общества.

    Государственная (публичная) служба большинства госу­дарств-членов ЕС, в том числе и Германии, характеризуется следующими признаками:

    Государственная служба в Германии - это сугубо про­фессиональная деятельность, суть которой состоит в том, чтобы выполнять возложенную на нее работу согласно про­фессиональной компетентности. При этом все действия должны осуществляться в строгом соответствии с норматив­ными актами, утвержденными на законодательном уровне.

    службы ФРГ влиятельных чиновников. Поэтому от их поли­тических назначений во многом может меняться стратегия развития определенных направлений во всей стране. Инсти­тут политических назначений в ФРГ процветает, тут активно действуют принципы так называемого партийного патрона­жа.

    Институт публичной службы в Германии получил до­вольно детальную регламентацию благодаря принятию ряда важных с юридической точки зрения документов. Они ут­верждались в период с 1957 по 1985 год. Среди указанных до­кументов следует назвать:

    • Закон о федеральных чиновниках, принятый 14 июля 1953 года (новая его редакция утверждена 27 февраля 1985 года);
    • Закон об окладах федеральных служащих, вступив­ший в силу 27 июля 1957 года (изменения редакции к нему утверждены 3 декабря 1998 года);
    • Рамочный закон о праве чиновников, действующий с 1 июля 1957 года (новая его версия вступила в юридическую силу с 27 февраля 1985 года).

    Весьма интересен по своему правовому содержанию Федеральный дисциплинарный устав. Он был принят в 1967 году и именно с тех пор на законодательном уровне были четко закреплены основные требования к государственным служащим Германии. Подобный правовой документ смог создать вместе с Положением о прохождении государствен­ной службы (действует с 1978 года) прозрачный регламент функционирования публичной службы в стране.

    Современную модель германской государственной гражданской службы можно охарактеризовать следующим образом:

    В Германии существуют четыре уровня государственной службы: нижний, средний, повышенный и высший. В преде­лах каждого уровня присваиваются ранги. В органах государ­ственной власти для чиновников устанавливается 16 рангов (A1 - A16). При этом в каждой должностной группе предус­матривается увеличение окладов чиновников в зависимости от служебного стажа.

    Единство государственной службы в Германии обеспе­чивают:

    • общая для всех ее уровней и видов система званий, чи­нов, рангов;
    • единые правила прохождения службы;

    - единые установленные права, обязанности, ограниче­ния и гарантии, пенсионное обеспечение и оплата труда.

    Общее руководство госслужбой в Германии осуществля­ет Федеральный комитет по кадрам, состоящий из семи по­стоянных и семи замещаемых членов.

    Законодательство ФРГ достаточно подробно регулирует порядок приема на государственную службу. При поступле­нии на государственную службу действует ряд общих требований. Основными требованиями, которые предъявляются к государственным служащим в Германии, являются: нали­чие профессионального образования и прохождение специ­альной предварительной подготовки (ее вид и длительность определяются в зависимости от уровня служебного положе­ния).

    Нужно отметить, что предварительная подготовка не узкоспециализирована. Ее целью является гармоничная ин­теграция чиновника низшего звена в систему госслужбы, формирование у него навыков, которые способствуют уста­новлению межличностных контактов, позволяют адаптиро­ваться к административной среде. На данном этапе молодой специалист знакомится с основными задачами государствен­ной службы, правами и полномочиями госслужащего.

    Повышение квалификации госслужащих осуществля­ется в Федеральной академии государственного управления. Образовательные программы строятся по модульному прин­ципу, что делает их гибкими, отвечающими потребностям общества.

    Вместе с тем, несмотря на комплексность системы под­готовки кадров для госслужбы в Германии, связь между результатами обучения и дальнейшим использованием специалистов недостаточно тесная. Принятие решения о должностном перемещении зависит от стажа работы, сдачи экзаменов, а отметка о повышении квалификации содержит­ся лишь в личных делах госслужащих.

    В обучение служащих входит не только теоретическая подготовка, но и практическая часть. Организации, которые занимаются обучением государственных служащих, гибко откликаются на требования публичной службы в услугах об­разования. Построенные по модульно-блочному принципу, учебные программы способны легко изменяться в зависимо­сти от требований, которые выдвигают органы государствен­ной власти для подготовки служащих.

    Следует особо отметить отдельные немецкие методы формирования и повышения квалификации государствен­ных служащих:

    1. Обязательное обучение для определенных категорий сотрудников. К ним относятся молодые сотрудники, трудо­вой опыт которых меньше двух лет. Это делается для того, чтобы интегрировать их в структуру государственной служ­бы в целом и того органа управления государством, где они работают на данный момент. Они должны получать именно те знания, которые пригодятся им в будущем для квалифи­цированного исполнения своих обязанностей. Также они должны не только научиться формировать системное виде­ние проблемы и ее решение, но и развить в себе навыки ком­муникации и работы в команде.
    2. Постоянное обучение для исполнения своих обязан­ностей и подъема по карьерной лестнице. Для этого может организовываться сдача экзаменов по обязательным и допол­нительным предметам.
    3. Гибкость учебной программы в процессе подготовки и повышения уровня подготовленности государственного служащего. Блочно-модульные программы помогают сфор­мировывать именно тот план учебы, который будет подхо­дить требованиям текущего периода и эффективно решать поставленные задачи.

    Вместе с тем, на эффективность исполнения функций государства определенными гражданами в Германии влия­ют не только вышеперечисленные формальные принципы. Применяются также неформальные методы, среди которых можно выделить:

    1. Регулярное активное вмешательство общества в дея­тельность государственных служащих. Общество может спо­койно высказать свое мнение насчет приемлемой или непри­емлемой деятельности какого-либо служащего.
    2. Репутационный контроль. Статус и репутация госу­дарственного служащего играет большую роль после ухода из политики или службы. Они могут быть использованы в качестве существенного общественного капитала, который вполне может быть востребован.
    3. Существование референтных групп. Государствен­ный служащий может взять пример с действий какого-либо лица, имеющего авторитет, или же соотнести свои действия с предполагаемой оценкой подобной группы.

    Госслужащие обязаны соблюдать ряд специальных ограничений, установленных для них в законодательстве. Од­ной из форм контроля над государственными служащими является подробная регламентация оснований и видов от­ветственности государственных служащих за нарушение за­конодательства о государственной службе. Государственные служащие подлежат дисциплинарной, гражданско-право­вой и уголовной ответственности.

    Прекращение служебных отношений возможно: вслед­ствие увольнения; отстранения от должности согласно дис­циплинарным наказаниям; при уходе на пенсию.

    Таким образом, уровень организации публичной (госу­дарственной) службы в Германии можно охарактеризовать как очень высокий. Приняты нормативные акты, детально регламентирующие порядок приема на госслужбу и предъ­являемые к госслужащим каждого уровня требования. Обе­спечен высокий уровень ответственности госслужащих. Кро­ме того, четко контролируется профессиональное развитие госслужащих.

    МИШАЛЬЧЕНКО Юрий Владимирович
    доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)

    КАРАСАЕВА Лариса Владимировна
    кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права Санкт-Петербургского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)

    Читайте также: