Горевание в семье как в системе дополнительные возможности и трудности доклад

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовила: Лобанова Анастасия

Психологическое сопровождение семьи при потере ребенка………………….6

Особенности работы с детьми при травме потери…………………………….10

Особенности психологического сопровождения семьи с травмой потери….12

Внезапная смерть родного, близкого человека, потеря одного из родителей вследствие развода, потеря партнера, развод, смерть любимого животного – переживание таких тяжелых событий называют одним, очень емким словом – горе.

Горе это реакция на утрату чего-либо значимого для человека. Переживание горя поглощает и охватывает личность целиком, отнимая огромное количество энергии, не позволяя оставить мучительные переживания. Горевание может быть сопряжено с физическими страданиями, поглощенностью образом утраченного, чувством вины, раздражительностью, злостью, уходом от контактов с близкими, отсутствием интереса к ранее любимым занятиям, неспособностью и нежеланием организовать свою деятельность.

Оказание социальной и психологической поддержки необходимо не только семьям (людям) группы особого риска. Она может потребоваться любому человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, а также семьям переживающих утрату.

Понятие утраты

Травма потери является одной из шоковых травм, затрагивающей все сферы жизни. Особенность травмы потери — это стадии горя утраты, которые человек проживает после потери близкого.

Есть три основных аспекта проблемы:

помощь в ситуации траура при неожиданной потере (пожар, самоубийство, исчезновение и т.п.);

помощь в ситуации ожидаемой потери (болезнь);

помощь родным при утрате детей, с другой стороны - детям при утрате родителей.

Психологические переживания, которые сопровождают потерю ребенка, могут быть более сильными, чем при смерти другого близкого человека, а чувство вины или беспомощности иногда бывает всепоглощающими. Проявления скорби в ряде случаев может длиться всю жизнь. До 50% супругов, переживших смерть ребенка, разводятся.

Выделяется несколько фаз горевания:

1 фаза — шок и оцепенение — в таком состоянии человек может находиться от нескольких минут до нескольких недель, средняя продолжительность 10 дней, на этой фазе характерно,то что человек не может признать факта смерти, из памяти, даже стираются моменты похорон, все это механизмы психики, или же человек не может признать себя горюющим. Происходит некая потеря во времени.

3 фаза — острое горе - по длительности 6-7 недель с момента трагического события. Наиболее болезненный период. Человек сталкивается с тяжелыми переживаниями пустоты, бессмысленности, отчаяния,но постепенно человек возвращается в здесь и сейчас.

4 фаза — завершение - длится в течении года, за этот период утрата постепенно начинает приниматься, горюющий возвращается в привычное русло жизни.

Есть место, где память об этом событии, человек знает свои чувства по отношению к этому, он знает какой он по отношению к этому событию.

Психологическое сопровождение семьи при потере ребенка.

Вопрос о необходимости рутинного профессионального психологического сопровождения семьи в ситуации перинатальной потери остается недостаточно изученным как в России, так и за рубежом.

Под перинатальной потерей в медицинском смысле понимается гибель плода на различных стадиях беременности, во время родов или смерть новорожденного вскоре после родов.

Ориентируясь в фазах горя, непременно учитывая индивидуальные особенности клиента, консультант может отслеживать норму и патологию проявления горя. Консультант также должен понимать, когда горе принимает осложненные формы и требует терапевтического вмешательства, уметь мотивировать клиента обратиться за дополнительной помощью и разъяснить возможное содержание терапии.

Потеря ребенка - это вероятность повышенного риска развития осложненного переживания горя. Было отмечено, что, в сравнении с другими видами переживания потери, родительское горе особенно интенсивно, сложно и длительно, с сильными и внешне не связанными изменениями симптомов с течением времени. Для родителей возникает несколько встроенных преград для переживания траура после смерти ребенка. Потеря беременности и гибель новорожденного-это специфическая форма утраты.

Эмоциональная связь родителей с плодом возникает еще до рождения, и родители формируют свои надежды и мечты о себе как о родителях и о своем ребенке, который у них будет. Потерянные образы и проекции представляют собой основные вторичные потери, в том числе, относящиеся к себе, которые должны быть оплаканы вне зависимости от возраста ребенка, поэтому даже в случае смерти до рождения — родители очень много теряют.

Для родителей трудность в признании утраты возникает потому, что смерть нарушает их базовую родительскую функцию и противоречит законам природы; зачастую существует социальное отрицание такой утраты. Для большинства окружающих эта потеря не является реальной, а потому право родителей на длительное горевание и полноценное переживание процесса горя не признается культурологически. Пара, чья первая беременность заканчивается утратой, не считается выполнившей переход в родительство, и, соответственно, не приобретает статус взрослости. В случаях потери беременности или смерти новорожденного нет выраженного феномена отсутствия, чтобы дать сигнал об утрате, что способствует трудности интернализации того факта, что действительно произошла смерть. К тому же роль родителя предполагает большую активность и требует определенного ролевого поведения. Поэтому ее сложнее переструктурировать и перевести в здоровый интрапсихический план.

Таким образом, с потерей ребенка любого возраста для родителей происходит целый комплексфизических, символических утрат; утрата внешнего объекта, утрата значимого другого (объекта привязанности), утрата статуса (родительства), утрата будущего, утрата стадии жизненного цикла, утрата надежды, мечты, творения, части себя, семьи, друг друга, поколеблена самооценка, также присутствует и экзистенциальная потеря.

Большинство женщин испытывают период интенсивного эмоционального состояния сразу же после потери, характеризующийся переживанием горя, дисфорией, чувством вины и тревоги. Способность женщины справляться с ситуацией на первой неделе после потери является хорошим показателем того, как она будет переживать ее дальше. В целом отдаленные эмоциональные реакции не характерны. Риск более интенсивного или длительного переживания горя, скорее всего, усугубляется, если женщина очень желала своей беременности, долго не могла забеременеть, не имела живых детей, подвергалась выборочному искусственному прерыванию беременности или переносила выкидыши раньше, испытывала мало симптомов возможного выкидыша, перенесла прерывание беременности на достаточно большом сроке, не имела достаточной социальной поддержки, а также ранее демонстрировала случаи недостаточной способности преодоления трудной ситуации. Когда наблюдается повышенный уровень переживания горя, он имеет тенденцию принимать форму депрессивного или тревожного расстройства, часто сопровождаемого чувством вины и беспокойством о своей последующей репродуктивной компетенции. Некоторый регресс к ранним фазам переживания горя возникает в годовщины, относящиеся к беременности и смерти: день смерти, родов, приблизительный срок родов, год со дня смерти и т.п. В целом процесс переживания горя соотносится с описанным циклом длительностью около двух лет, но в некоторых работах для ситуации потери ребенка нередко выводятся временные рамки до пяти и более лет.

Осложненную ситуацию также представляет антенатальная диагностика пороков развития. В этом случае процесс переживания горя может начаться раньше, чем для родителей, которые узнают о наличии аномалий у своего ребенка после рождения. И те, и другие родители могут скорбеть об утрате ожидаемого образа нормального ребенка и своих надежд и мечтаний о его будущем. Чувства скорби могут присутствовать в сочетании с чувством вины из-за ответственности за состояние ребенка и возможных мыслей о том, чтобы ребенок не выжил. Если — его родители решают прервать беременность по причине диагностики тяжелой патологии или генетических показаний, некоторые полагают, что это решение правильно, но некоторые продолжают испытывать эмоциональные проблемы. С одной стороны, может присутствовать чувство облегчения оттого, что рождение ребенка с тяжелой патологией может быть предотвращено, с другой стороны, может возникать чувстве вины из-за необходимости прерывания желанной беременности.

В большинстве случаев процесс переживания горя у женщин после перинатальной потери не приобретает патологических форм, требующих психиатрического лечения. Невротические реакции, однако, весьма распространены.

Заблуждением было бы считать, что глубокому психологическому стрессу после потери подвержены только женщины. Ситуация потери ребенка провоцирует переживание горя и являет собой потенциальный фактор риска для осложнений во всей семейной системе или у отдельных ее представителей.

Хотя родители сталкиваются со смертью одного и того же ребенка, каждый из них переживает собственную потерю и проходит через индивидуальный процесс переживания горя. Мужское горе также имеет свои характерные особенности. Мужчина склонен подавлять свои депрессивные настроения большей активностью, рационализацией. Глубина и длительность переживания также имеет тенденцию коррелировать со сроком беременности. При этом социальное признание отцовского горя, вызванного утратой беременности или новорожденного, еще ниже, чем в отношении матери. Мужчине культурологически предписывается быть эмоционально сдержанным, активным и оказывать поддержку жене. Он поставлен в ситуацию наблюдателя, лишенного права эмоциональной включенности. Это может вызывать попытку рационального подавления своих эмоций и привести к депрессивному состоянию. Женщина проявляет больше эмоций вне зависимости от срока потерянной беременности и склонна обвинять мужа в нечувствительности. Родители практически никогда не оказываются в одной и той же фазе цикла, их реакции никогда не бывают абсолютно одинаковыми.

Перинатальная потеря, скорее всего, оказывает эффект не только на эмоциональное состояние, но и на качество жизни, психологическое состояние в последующие беременности и воспитание детей, вызывает нарушение отношений с ближайшим социальным окружением. Семьи, имевшие хорошо функционирующую семейную систему и внешние связи, еще более укрепляют их и получают существенную поддержку со стороны расширенной семьи и друзей. Большинство навсегда теряют отношения с некоторыми близкими — родственниками, друзьями, коллегами.

В отношении последующих беременностей наличие в анамнезе перинатальных потерь является фактором риска не только в аспекте физического здоровья и качества вынашивания, но и в аспекте психического здоровья как матери, так и воспитания последующих рожденных детей. При последующей беременности женщины имеют тенденцию хронически испытывать повышенную тревожность, особо обостряющуюся в преддверии очередного осмотра. Состояние хронического стресса является существенным осложнением течения беременности и требует особого врачебного и психологического сопровождения. Несмотря на то, что шансы благополучного вынашивания последующих беременностей, безусловно, велики, если гибель плода не была обусловлена аномалиями развития, существует опасность рождения преждевременного и/или маловесного ребенка.

Терапия показана в ситуациях патологического горя, когда происходит застревание на одном из этапов процесса горевания, или сложного горя, например, когда есть множественные утраты — в аварии погиб супруг и ребенок, или в опыте человека есть неоплаканный близкий родственник, горевание по которому было под запретом. Например, по причине того, что умерший покончил жизнь самоубийством, в верующей семье было не принято об этом говорить, равно как невозможно официально оплакать утрату и приемлемым способом чтить память, а смерть собственного ребенка актуализировала и прошлое не пережитое горе.

Особенности работы с ребенком при травме потери


Утрата близкого человека всегда травма. Особенно для ребенка. Как он ее проживет, сильно зависит от его возраста, от того, были ли травмы до этого, насколько серьезные, как он их проживал, был ли кто-то рядом, кто сейчас рядом с ним, насколько эмоционально устойчиво его близкое окружение.

Далее, очень важно иметь возможность встретиться с сильными чувствами ребенка по этому поводу и поддерживать его в их переживании.

Если горе затронуло всю семью, не только ребенка, важно, чтобы в близком окружении нашелся такой устойчивый человек, который мог бы переносить сильные чувства ребенка и оставаться при этом с ним в контакте. Это может быть тетя, мамина подруга, крестная, любой близкий и хорошо знакомый ребенку взрослый .

В первое время ребенку обычно не требуется психолог, ему гораздо важнее быть со своими близкими и получать поддержку от них. Но в последующем, помощь психолога может понадобиться, и не нужно игнорировать эту возможность, она может очень сильно облегчить жизнь всей семье.

Если ребенок не справляется со своими эмоциями: стал агрессивен, замкнут, наблюдаются признаки депрессии – сниженное настроение, нарушение сна, плохой аппетит, потеря интереса к тому, что раньше увлекало - все это является поводом для обращения к психологу.

К сожалению, как правило, это говорит о том, что событие оказалось настолько эмоционально непереносимым для ребенка, что он прервал контакт со своими чувствами. Они никуда не делись, они все еще с ним, просто закапсулированы и он не имеет к ним доступа. Эти заблокированные переживания будут влиять на него до тех пор, пока он не сможет их начать проживать. В этом случае особенно рекомендуется не откладывать визит к детскому психологу.

Особенности психологического сопровождения семьи с травмой потери

Сегодня сопровождение понимается как поддержка психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают личностные трудности.

Психологическое сопровождение представляет собой целостную систему. Как любая система, оно состоит из элементов (или компонентов), которые одновременно являются его инвариантными этапами.

В сопровождении можно выделить три основных компонента:

диагностика (отслеживание), служащая основой для постановки целей;

отбор и применение методических средств;

анализ промежуточных и конечных результатов, дающий возможность корректировать ход работы.

Когда клиент приходит к терапевту в состоянии травмы потери, его будущее туманно, и он судорожно цепляется сознанием за прежнюю реальность, за то, что прежде было для него дорого, пытается обнимать фантом, пытается удержать контакт с тем, что уже не существует.

По мнению Франца Рупперта, использование классических семейных расстановок особо эффективно для терапии травмы потери во втором и третьем поколениях, в этом случае основной целью работы является возобновление потока замороженных чувств между членами семьи, находящимися в переплетении, благодаря вынесению на уровень сознания незавершенного в семье процесса горевания по умершему.

Наиболее важным результатом успешной терапии травмы потери, привязанности или системной травмы является постепенное движение клиента к своим родителям, их принятие, и особенно к матери, что обычно отнюдь не просто. В процессе терапии клиенту, в первую очередь, необходимо проявить чувства гнева и разочарования по отношению к родителям, без этого невозможен дальнейший процесс принятия. Это важно помнить терапевтам при проведении расстановок.

Проведенная расстановка не влияет на другого человека, например, родителей клиента, расстановка - это способ для самого клиента по-другому взглянуть на ситуацию, увидеть скрытое, изменить негативный и спутанный образ родителей и взаимоотношений с ними на соответствующий реальности, различить их содержание и свое. И здесь важным для исцеления является не идеализация реальности, а принятие ее такой, как есть, чтобы у клиента была возможность пройти естественный процесс горевания, оплакивания этой реальности и, в конечном итоге, принятия ее. Оно, в итоге, приведет клиента к осознанию своей собственной силы и позволит ему начать жить своей собственной жизнью.

Работа со взрослыми членами семьи включает в себя следующие направления:

1. Информирование о психологических закономерностях горевания и, прежде всего, о том, что это длительный процесс.

2. Психологическое сопровождение и поддержка семьи в процессе горевания:

помощь в осознании и принятии факта смерти члена семьи;

оказание членам семьи психологической поддержки и помощи в отреагировании сильных чувств, связанных с болью потери;

помощь в реорганизации жизни семьи (перераспределение семейных ролей и функций, выработка ритуалов);

помощь в завершении эмоциональных отношений с умершим (отреагирование сильных чувств по отношению к нему и факту его смерти).

3. Поддержка и помощь членам семьи в планировании своей дальнейшей

Таким образом, психотерапевтической целью этапа кризисной поддержки для пациентов, переживающих утрату, является помощь в прохождении, проживании трудного периода горевания.

Признаком эффективной психотерапии считается адаптация человека, переживающего утрату, к новым для него условиям, нормальное функционирование в окружающих его реалиях.

3. Библиография

5. Основные понятия

Утрата – исчезновение или нарушение (реальное или
переживаемое как таковое) того, что даёт ощущение
безопасности или обеспечивает самоидентичность
человека или какой-то её части. Потеря, к которой
человек пытается адаптироваться.
Реакция утраты – процесс психических изменений,
направленный на приспособление к произошедшей
утрате (в случае необратимой утраты – горе).
Горевание – процесс, через который проходит
человек, адаптируясь к смерти.

6. Технические особенности работы с утратой

7. Технические особенности работы с утратой

• большая активность терапевта (вплоть до
прямого проявления сочувствия и эмпатии)
• аффекты, проявившиеся на сессии, должны
быть на сессии завершены
• скорость работы
• часто клиенты не мотивированы
• резкие движения, чрезмерный напор
терапевта недопустимы

8. Нормальное горе. История вопроса

Горевание так же необходимо для
возвращения в благополучное состояние, как
физиологическое лечение необходимо после
нанесения физической травмы (Д. Энгель,
1961)

9. Нормальное горе. История вопроса

10. Нормальное горе. История вопроса

Линдеманн Э. (1900-1980),
описал симптоматику острого
горя
• соматическое, телесное
недомогание;
• захваченность образом
погибшего;
• чувство вины по отношению
к погибшему или в связи с
обстоятельствами смерти;
• враждебные реакции;
• неспособность
функционировать так же, как
до потери

11. Нормальное горе. История вопроса

Боулби Дж. (1907-1990)
Теория привязанности
Горе как реактивный
сепарационный синдром.
- фаза оцепенения
(несколько часов –
неделя)
- фаза острой тоски и
поиска утраченной фигуры
(несколько месяцев)
- фаза дезорганизации и
отчаяния
- фаза реорганизации

12. Периодизация горевания (Э. Кюблер-Росс)

13. Классификация У. Вордена (по задачам)

• Принять реальность
потери (факт утраты, ее
значение и
необратимость)
• Прожить боль утраты
• Заново научиться жить –
без умершего
• Создать устойчивую связь
с умершим в этой новой
жизни
Особенности сеттинга (время
– самое раннее через
неделю после похорон,
место)

15. Отрицание факта утраты

16. Бесчувствие (not feeling)

17. Концепция переживания горя Ф.Е. Василюка

Горе – постепенный
переход горюющего из
этапа пребывания в
прошлом, где жив объект
утраты, в настоящее.
• Шок и оцепенение
• Поиск
• Острое горе
• Остаточные толчки и
реорганизация
• Завершение

19. Феноменология горя

• Чувства (печаль, гнев, вина, тревога, одиночество,
усталость, беспомощность, шок, тоска, освобождение,
успокоение)
• Физические ощущения (живот, напряжение в груди,
комок в горле, сверхчувствительность к шуму,
деперсонализация, дереализация, затрудненность
дыхания, слабость, упадок энергии, пересыхание во
рту)
• Мысли (неверие, спутанность, навязчивые мысли,
ощущение присутствия, галлюциноз)
• Поведенческие паттерны (нарушение сна, нарушение
аппетита, безотчетные действия, избегание социума,
сберегание вещей умершего, избегание того, что
напоминает об умершем, поиск, активность без устали,
плач, частое посещение памятных мест)

20. Концепция индивидуальных стилей горевания Т. Мартина и К. Докка

• Интуитивный
(аффективный) стиль
горевания
• Инструментальный
(когнитивноповеденческий) стиль
горевания
• Смешанные стили
горевания

21. Цели психологического консультирования в ситуации острого горя

22. Психологическое консультирование в ситуации острого горя

1. Говорить об утрате
Где произошла смерть? Как это случилось? Кто
сказал вам об этом? Где вы были, когда
услышали о смерти? Какие были похороны? Что
говорилось во время службы? Посещает ли
могилу? Что это значит для него?
Не надвигайте шляпу на глаза,
Вы горю слово дайте. Всякий знает:
Боль шепчущая разбивает сердце.

23. Психологическое консультирование в ситуации острого горя

24. Психологическое консультирование в ситуации острого горя

25. Техники

26. Осложненное горе. Трудности диагностики

DSM-V (2013)
Стойкое комплексное расстройство, вызванное тяжелой утратой
1. по крайней мере 1 из 4 признаков сепарационного дистресса:
тоска/печаль, интенсивная скорбь, поглощенность
воспоминаниями об умершем, поглощенность обдумыванием
обстоятельств смерти;
2. по крайней мере 6 из 12 дополнительных симптомов:
трудность принять утрату,
потрясение/ошеломление/онемение, отсутствие
положительных воспоминаний, ожесточение/злоба,
самобичевание, избегание напоминаний, трудности доверия,
желание присоединиться к умершему,
одиночество/отчужденность, отсутствие целей/пустота,
чувство, что умерла частица себя, а также трудности
поддержания интересов или выполнения намеченных планов.
!!Интенсивность, продолжительность, динамика!!

27. Факторы осложненного горя

28. Процедуры работы с патологическим горем


Исключить физические заболевания
Заключить контракт и установить альянс
Оживлять воспоминания об умершем
Определить, какая задача горя не решена и
выстроить работу в соответствии с этим
• Иметь дело с аффектом или отсутствием
аффекта при воспоминаниях
• Работа с фантазиями о конце горевания

29. Смысловая реконструкция

Переживание утраты - процесс смысловой
реконструкции (воссоздание символической
связи с ушедшим).
- нарративный пересказ о потере,
- терапевтическое письмо,
- использование метафор
- визуализация
(R.A. Neimeyer; Hendricks L.D.; Silverman P.R.; Browning D.)

30. Нарративная практика

- Если бы вы могли сейчас посмотреть на себя
его/ее глазами, чему бы вы порадовались, чем
бы могли гордиться?
- Когда вы вспоминаете то хорошее, что
связывает Вас с ушедшим, что это говорит о Вас?
- Что видел(а) он/она, когда смотрел(а) на вас
любящими глазами?
- Какие ваши поступки и слова делали Вас
особенным для него/нее? Что это говорит о
Ваших отношениях?
M. White, B. Myerhoff, L.Hedtke, J.Winslade

- открытость и честность в выражении чувств;
- близость;
- возможность делиться тяжелыми
переживаниями;
- оказывать поддержку через взаимное
уважение;
- терпимость как к позитивным, так и к
негативным чувствам.
Ответ на столкновение с утратой – рост близости
и совместности. (Kissane and Bloch)

32. Дезадаптивные паттерны семейного функционирования при столкновении с утратой

33. Теория семейных систем и горевание

34. Горе в семейной системе

- Признание факта утраты и осознание
уникальности опыта каждого члена семьи
- Реорганизация семьи в связи со смертью
- Установление связи с умершим
1. Работа с коммуникацией
2. Ритуалы и церемонии, позволяющие
установить и поддерживать новую связь с
умершим

36. Разговор о смерти с ребенком

ВЕБИНАР: Нарциссическая мать. Стратегия терапевтической работы с нарциссическим наследством

ВЕБИНАР: Практика использования метафорических карт в консультировании детей, подростков и их родителей

Скоро

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой

Психологическая поддержка семьям. Горевание

Авторы

/module/item/name

Горевание

В литературе горе определяется как страдание, переживаемое после значимой утраты, которое сопровождается сильными физическими и эмоциональными реакциями, характеризуется глубокой скорбью и ощущением неопределенности.

Выделяются следующие стадии переживания горевания (имеющие приблизительно одни и те же клинические проявления) [27]:

  • шок, резкий упадок сил;
  • отказ, отрицание, неприятие действительности;
  • гнев, протест, возмущение;
  • торг, попытка заключить сделку с судьбой;
  • страх, депрессия, потеря интереса к жизни;
  • принятие, смирение, ясность и обретенный мир;
  • надежда.

В модели горевания выделяют следующие компоненты:

  • Поведенческий компонент: способы психологической защиты 15 , стратегии совладающего поведения 16 , социальная изолированность. В случае смерти ребенка: разговоры с ребенком, поклонение месту смерти, существование комнаты в память о ребенке, избегание встреч с детьми возраста ушедшего ребенка.
  • Когнитивный компонент: ощущение своей крайней несчастности, суицидальные мысли; оценка помощи окружения, представления о ценностях, представления о Боге, представления о виновнике трагедии, представления о смысле жизни.
  • Эмоциональный компонент: чувство вины, плач, тревога, депрессия.

Выстраивая взаимодействие с горюющим человеком, стоит помнить, что горе — это не болезнь, которую нужно лечить, а нормальная реакция на потерю. И тяжелая болезнь ребенка для одних взрослых будет выступать как ситуация трудная, но духовно посильная. Для других — представлять испытание, препятствующее совладанию с собственными эмоциями и трудностями в целом.

Процесс горевания, несмотря на то, что является индивидуальным процессом, сопряжен с рядом общих трудностей [53].

Отметим некоторые из них:

Факторы, способствующие преодолению данных трудностей:

  • удовлетворенность заботой об умершем человеке (например, в период его лечения и после);
  • хорошая коммуникация с командой специалистов во время болезни ушедшего близкого;
  • наличие непрерывной помощи;
  • наличие профессиональной помощи;
  • возможность делиться проблемами с другими.

В чем нуждаются люди, понесшие утрату:

  • в информировании о процессе горевания (о том, чего стоит ожидать);
  • в возможности задавать вопросы и исследовать возможные ответы;
  • в поддержке своей группы/общины/коллектива (к которому принадлежит горюющий) и в целом общества;
  • возможности рассказывать свою историю снова и снова;
  • в осмыслении случившегося;
  • в возможности уединяться и иметь время для погружения в собственные мысли и чувства;
  • в возможности налаживать связи с теми, кто оказался в схожей ситуации;
  • в поддержании и укреплении эмоциональных связей с родственниками и детьми;
  • в осознании смерти близкого.

Важно, чтобы базовые (витальные) потребности людей, переживающих, возможно, самый трудный период в своей жизни, были удовлетворены.

Сюда стоит отнести, например:

Я принесу тебе красные маки,

Но их не возьмут твои руки,

Я помню, как ты их любила

До дня нашей долгой разлуки.

Я сяду поближе к забору

В том платье, что ты не надела,

И солнце растает в закате,

Как будто ты так захотела.

Мне б кинуться с мест этих рысью

И долго бежать без оглядки,

Но ноги не слушают, сердце

Играет в жесткие прятки.

Ты помнишь, как было печально,

Но быстро менялось на радость,

И кисть по бумаге скользила,

И в памяти жить оставалось.

Я лягу и сброшу усталость,

Смотреть, как ты красишь мне небо,

Ведь я принесла тебе маки

В том платье, что ты не надела.

Сноски

14 Костенькина Ольга об утрате сына (прим. автора).

15 Основные виды механизмов психологической защиты: подавление (вытеснение), отрицание, компенсация (гиперкомпенсация), регрессия (инфантилизация), реактивныеобразования, проекция, замещение, рационализация.

16 По Р. Лазарус и С. Фолкман: планирование решения проблемы; конфронтационный копинг; принятие ответственности; самоконтроль; положительная переоценка; поисксоциальной поддержки; дистанцирование; бегство-избегание.образования, проекция, замещение, рационализация.

Автор

Александрова Ольга Викторовна

кандидат психологических наук. Заместитель директора по учебной работе, доцент кафедры клинической психологии и психологической помощи Института психологии РГПУ им. А.И. Герцена.
Санкт-Петербург

Кушнарева Ирина Владимировна

прот. Ткаченко Александр Евгеньевич

Священнослужитель Русской Православной Церкви, протоиерей Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Николая Чудотворца, храма Иоанна Предтечи при Суворовском военном училище и храма Успения Божией Матери, строящегося Свято-Духовского собора в Санкт-Петербурге. Член Общественной палаты Российской Федерации (с 2017 года). Основатель и генеральный директор первого в России Детского хосписа, АНО "Детский хоспис"
Санкт-Петербург


Появление ребенка с ОВЗ становится крайне интенсивным опытом для семьи. Горе является естественной и здоровой реакцией человека, но родители иногда реагируют слишком неадекватно на ограничение ребенка, и им может понадобиться терапевтическая помощь. В статье рассмотрены цель, задачи, тактика процесса психотерапии семей с детьми, имеющими особенности развития, в контексте работы горя. Автор так же анализирует причины необходимости длительной психотерапевтической работы, связанной с работой горя.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, психотерапия, семейное консультирование, утрата, горе, компенсация дезадаптации.

Ребенок с ОВЗ требует особого попечения и заботы. Жизнь рядом с ним не является простой, нужны особые силы и энергия. Многие трудности, с которыми сталкиваются члены семьи, имеют долговременный характер. Как результат — физическая и эмоциональная усталость. Более того, если родители обычных детей сталкиваются с трудностями, они небезосновательно рассчитывают, что через некоторое время ситуация изменится, поскольку обычный ребенок динамично растет и развивается. Здесь же ситуация совсем иная. Поэтому в процессе психотерапии родители могут изменить понимание смысла происходящих событий, принять ребенка и его возможности, увидеть шаги в улучшении его состояния и развития.

Таким образом, в работе с семьей психотерапевт решает три взаимосвязанные задачи: компенсация дезадаптации каждого из родителей; компенсация дезадаптации семьи; включение родителей в медико-психологическую работу с ребенком, основанную на реалистическом подходе к перспективам лечения. При таком подходе мерой успеха является не степень близости к идеальному желаемому, а преодоление существующих трудностей.

Кратко рассмотрим вышеперечисленные задачи терапии:

а) Компенсация дезадаптации каждого из родителей.

б) Компенсация дезадаптации семьи.

В ситуации, когда один родитель, возражает против семейной психотерапии, то тогда лучше сосредоточить усилия на работе с другими членами семьи, в том числе сибсами пациента, используя все возможности для психотерапевтического переозвучивания нежелательного подхода и предупреждения небезразличных для ребенка семейных конфликтов вокруг его лечения и воспитания.

Проведение терапии с верой в ресурсность людей имеет преимущества. Строительство терапии на основании компетентности служит напоминанием при исследовании трудностей, что у семей есть не только проблемы, но и силы. Руководство этой метафорой в работе с семьями, в которых растет ребенок в ОВЗ, дает возможность больше узнать о различных аспектах компетентности родителей, об их уникальном опыте, сфокусироваться на ресурсных сторонах семейного функционирования.

в) Принятие семьей на себя терапевтической роли (включение родителей в медико-психологическую работу с ребенком).

В статье не уточняется направление психотерапии, в рамках которого проводиться проработка горя, т. к. автор статьи разделяет подход Д. Штерна [5]. Это предметно-изобразительные системы со стороны взаимодействующих лиц (родителей, ребенка), включающих в себя все желания, страхи, конфликты, фантазии, проекции, идентификации, интернализации. Если один элемент изменяется, поскольку к нему была приложена психотерапевтическая активность, следует, что все другие элементы должны измениться, чтобы приспособиться к изменению первого элемента. Точка ввода определяется направлениями в психотерапии (психодинамический, феноменологический (экзистенциально-гуманистический), поведенческий (когнитивно-поведенческий), а изменения во всей системе определяются природой самой системы. То есть, при динамической взаимосвязи двух основных элементов модели любая психотерапевтическая процедура, направленная на изменение одного элемента, будет модифицировать всю систему.

Поэтому, терапевтические вмешательства могут включать сочетание различных позиций и подходов, поэтому та или иная терапевтическая модель может быть полезной, эффективной в большей или меньшей степени в зависимости от целей, для которых она предназначена. На разных этапах работы может быть использован как индивидуальный формат встреч (терапия с одним родителем), также формат супружеской терапии (оба родителя), групповой формат (семейные группы). Психотерапевту, работающему с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, следует быть готовым к многолетней поддержке родителей, неизбежно переживающих периоды не только надежд и успехов, но и разочарований, подавленности, растерянности, когда все усилия кажутся напрасными.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, член семьи, Компенсация дезадаптации, Компенсация дезадаптации семьи, медико-психологическая работа, семейная психотерапия, терапевтическая помощь, терапевтическая роль.

Ключевые слова

психотерапия, ограниченные возможности здоровья, семейное консультирование, утрата, горе, компенсация дезадаптации

Читайте также: