Гносеология канта философия доклад

Обновлено: 02.07.2024

Кант взялся решить главную задачу философского синтеза, связанную с преодолением абстрактной противоположности эмпиризма и рационализма.

Посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся. Рассудок – это вторая ступень познания. Будучи прекрасным знатоком современной ему логики, Кант выделяет двенадцать общих форм суждений, которые подразделяет на четыре группы: суждения количества (общие, частные, единичные), суждения качества (утвердительные, отрицательные, ограничительные). Например, вода – это жидкость; вода – не золото; успевающими являются все студенты, которые не имеют двоек. Суждения отношения (категорические, гипотетические, разделительные). Суждения модальности (проблематические, ассерторические, необходимости). По Канту этот список суждений является полным. Субъект должен, прежде всего, зафиксировать полученные восприятия; затем, в случае надобности, он должен уметь воспроизвести в своём уме прошлые восприятия и соединить их с новыми; наконец, он должен уметь узнавать воспроизводимые восприятия (представления). Для этого нужно, чтобы субъект познания оставался одним и тем же в процессе познавательной деятельности, т.е. сохранял априорное тождество с самим собой. Кант называет это условие возможности человеческого опыта трансцендентальным единством апперцепции, или доопытным единством самосознания.

Разум– это третья, высшая ступень познавательного процесса. Разум – это тот же рассудок, но стремящийся выйти за рамки опыта. Разум уже не имеет прямой, непосредственной связи с чувственностью, а связан с ней опосредованно – через рассудок. Разум стремится постичь мир сам по себе, он может опереться только на самого себя. Перед чистым разумом, по Канту возникают три проблемы: 1) психологическая, 2) космологическая, 3) теологическая.

Психологическая проблема (что есть наша душа?). Обычно мы считаем, что душа есть самостоятельная субстанция, она невещественная, т.е. не имеет пространственных форм. Душа неделимая, бессмертная. Кант считает эти выводы полученными посредством паралогизма – логической ошибки, когда один и тот же термин используется в разных смыслах. Наша душа не является предметом опыта. А раз так, тогда мы не вправе применять к душе категории рассудка. Вывод: о душе мы не можем высказать определённое суждение.

Космологическая проблема может быть расчленена на четыре части. Категориям количества относится вопрос о том, является ли мир конечным или бесконечным в пространстве и во времени? Категориям качества соответствует вопрос о существовании в мире абсолютно неделимых частей или же о делимости всего в мире до бесконечности. Категории отношения порождают вопрос о том, существует ли в мире свободная причинность, или же никакой свободы в мире нет, и всё в нём совершается по законам природы. С категориями модальности связан вопрос о том, существует ли в мире безусловная сущность – Бог или же её нет. Каждый из этих вопросов может иметь два варианта ответа. Первый вариант – утвердительный (тезис), второй вариант – отрицательный (антитезис). Тезис и антитезис имеют равную степень убедительности, в логическом отношении они равноправны. Но это плохо. Такую ситуацию И. Кант называет антиномической (противоречивые выводы). Выйдя за пределы опыта, наш разум теряет опору, у него нет критерия выбора ответа. Данных неразрешимых противоречий Кантом было обнаружено четыре.

Первая антиномия - ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА
Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. Мир не имеет начала во времени и безграничен.
Вторая антиномия - ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ
Существуют только простые элемен­ты. В мире нет ничего простого.
Третья антиномия - СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ
Существует не только причинность по законам природы, но и свобода. Свободы не существует. Всё в мире совершается в силу строгой причин­ности по законам природы.
Четвертая антиномия - НАЛИЧИЕ БОГА
Есть Бог – безусловно необходимое существо, причина всего сущего. Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа – причины всего сущего.

Вместе с тем, Кант подчёркивает, что тезис и антитезис не вполне равнозначны. На стороне тезиса стоит догматизм, на стороне же антитезиса этого свойства нет. Антитезисы больше соответствуют эмпиризму, установкам научного познания.

Третья проблема чистого разума – теологическая – состоит в утверждении существования Бога как безусловной первосущности. Вопрос о Боге должен решаться путём рассуждения. Все известные доказательства бытия Бога Кант свёл к трём основным. Онтологическое доказательство исходит из того, что раз есть понятие Бога как абсолютного совершенства, то он есть. Космологическое доказательство разворачивается от констатации сущности из частного. Раз есть движение в мире, то обязательно должен быть и перводвигатель. Физико-теологическое доказательство выводит существование Бога из упорядоченности, красоты и совершенства мироздания. Два последних доказательства, по сути, укоренены в первом. Кант утверждает, что онтологическое доказательство бытия Бога неправильно, так как из существования понятия вытекает лишь возможность существования Бога. Бытие Бога не может быть доказано, но и небытие тоже! Наш разум не может дать достоверного знания о чём-нибудь, выходя за рамки опыта. Кант призывает нас к сдержанности.

Свой категорический императив Кант формулирует в следующей форме:

Кант отклоняет религиозную мораль: мораль, считает он, не должна зависеть от религии. Напротив, религия должна определяться требованиями морали. Человек, другими словами, не потому морален, что верит в Бога, а потому верит в Бога, что это вытекает как следствие из его нравственности.

В целом философию И. Канта можно признать величайшим достижением теоретической мировоззренческой мысли Нового времени.

2. Объективный идеализм Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831) – крупнейший представитель немецкой классической философии, создатель грандиозной системы объективного идеализма и теории (метода) диалектики. Родился в Штутгарте. Его отец был государственным чиновником, и доходы позволяли дать сыну высшее образование. В местной гимназии Гегель изучал греческую и латинскую классику. С годами интерес к греческому миру у него будет возрастать, и это прямо отразится на теоретических обобщениях. В 1788 г. Гегель поступил в Тюбингенский университет, где сначала два года изучали философию, а три следующих – теологию. Некоторое время был домашним учителем, затем в 1808–1816гг. – директором престижной гимназии в Нюрнберге. С 1816 г. Гегель был приглашён в Гейдельбергский университет, а в 1818г. – в Берлинский, где он работал профессором (а некоторое время и ректором) до конца жизни.

Таким образом, Гегель выводит особое философское понятие – абсолютной идеи. Абсолютная идея- это:

•единственно существующая подлинная реальность;

• первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;

• Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

Следующим ключевым онтологическим понятием филосо­фии Гегеля является отчуждение. Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего опреде­лённого, отчуждает себя в виде: окружающего мира; природы; человека. А затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к са­мому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух – отчуждение – окружаю­щий мир и человек – мышление и деятельность человека – реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека – возвращение Абсолютного духа к самому себе. Человекв онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он – носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека – частица Мирового духа.Через человека Мировой дух:

• проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;

• целенаправленно и закономерно движется – действия, по­ступки человека, ход истории;

• познает себя через познавательную деятельность человека;

• творит – в виде результатов материальной и духовной куль­туры, созданной человеком.

Итак, исходный пункт гегелевской философской системы – идеалистическое отождествление мышления и бытия, сведение всех процессов к процессу мышления. Действительная история сводится к истории познания, а рост и углубление знаний о мире рассматриваются как развитие самой действительности. Гегель обожествляет процесс познания, осуществляемый человечеством, выдавая его за божественное самопознание, а также за познание человечеством Бога и тем самым самого себя.

Не буду вдаваться в подробности биографии философа, однако стоит отметить несколько основных моментов и, тем самым, начать издалека.

Итак, Иммануил Кант – родоначальник немецкой классической философии. Это, во-первых.

Первый период/этап длится до 1770 года – в это время Кант занимался естественнонаучными проблемами, а именно:

наметил идею генеалогической классификации животного мира, то есть распределения различных классов животных по порядку их возможного происхождения;

выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас;

изучал роль приливов и отливов на нашей планете.

Источник википедия, Иммануил Кант

Второй этап: начинается примерно с 1770-80ых – в этот период Кант занимается процессами познания, а также размышляет над общефилософскими (или метафизическими) проблемами бытия, познания, человека, нравственности, права и эстетики.

Теперь перейдем непосредственно к Теории познания.

Итак, по Канту, можно выделить два постулата:

Чистый разум = Т еоретический разум

Практический разум = Моральное сознание

И два основных латинских термина теории:

• Априори - знание, полученное до опыта и не поверяемое из опытным путем.

• Апостериори - знание, полученное из опыта .

В соответствии с теорией Канта существует два Мира:

1) Феноменальный мир (иначе мир вещей) - мир природной причинности, т.е. человек подчиняется законам природы;

2) Ноуменальный мир (или мир умопостижения) - мир свободной причинности, т.е. человек при помощи интуиции и сверх чувственности включается в размышление о сущности жизни.

Также Кант использует следующие термины:

Трансцензус - выход за рамки опыта, за мир ощущений. Трансцензус невозможен в мире вещей, но возможен в умопостижимом мире.

В человеке существует 3 познавательные способности или 3 формы сознания:

1) Чувствовать - способность к ощущениям

2) Рассудок - способность к понятиям и суждениям

3) Разум - способность к умозаключениям

В настоящем существуют и априорные элементы сознания. В человеческом сознании есть априорные формы чувственности рассудка и разума.

Априорные формы чувственности:


Пространство

Время

Пространство и время - это не характеристики материи, а наши внутренние психические характеристики. Наши ощущения изначально расположены в определенном психологическом пространстве. Смена ощущений и есть время. Изучая наше мышление, на уровне пространства и времени мы создаем математику. Изучая пространство, мы создаем геометрию, изучая время, мы создаем арифметику.

Математика - наука о пространстве и времени.

Благодаря соединению понятий и ощущений возникает научное знание (естествознание)


  • Наука не может опираться на апостериорные суждения (некоторые лебеди черные) т.к. человеческий опыт изменчив и недостоверен.

В своей теории познания Кант рассуждает над проблемой – как, исходя из субъективности, из человеческого сознания, можно прийти к объективному знанию?

Кант считает основной целью своей философии – осуществить ту самую критику чистого разума.

Философ пытается выяснить, что чистый разум может и чего он не может, каковы его основания и как рождаются его принципы.

Аналитические суждения всегда априорны: опыт для них не нужен, поэтому апостериорных аналитических суждений не бывает. Априорные суждения, согласно Канту, входят в состав математики и естествознания. Благодаря априорности, эти суждения содержат всеобщее и необходимое знание, то есть такое, которое невозможно извлечь из опыта; благодаря синтетичности, такие суждения дают прирост знания.

Кант считает, то если наше познание начинается с опыта, то его связь — всеобщность и необходимость — не из него. Эту связь он относит к необходимой априорной деятельности разума. Выявление этой деятельности разума в отношении опыта Кант называет трансцендентальным исследованием.

Как я уже говорил, в опыте можно выделить два уровня формообразования предмета. Это априорные чувства – пространство и время. Все чувства осознаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим.

Благодаря категориям рассудка связываются данности созерцания – т.н. рассудочный синтез.

Кант выделяет 12 категорий рассудка, в них же – 4 априорные категории – количества (единство, множество, цельность), качества (реальность, отрицание, ограничение), отношения (судстанция и принадлежность, причина и следствие, взаимодействие) и модальности (возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность). Познание, как раз, достигается именно соединением этих созерцаний и категорий и, как итог, представляет собою априорное упорядочение явлений и предметов на основе ощущений.

Вещь-в-себе (нем. Dingansichselbst)

Точного понятия Кант не дал, вероятно потому, что, если определить, что такое вещь-в-себе - это будет противоречить самому Канту – ведь вещь- в-себе непознаваема.

Тем не менее, в философии термин определен так: философское понятие, содержание которого составляет вся совокупность предметов внешнего мира, независимого от сознания и воли людей.

"То, что необходимо побуждает нас выходить за пределы опыта и всех явлений, есть безусловное, которое разум необходимо. ищет в вещах в себе в дополнение ко всему обусловленному . не представления о вещах, как они нам даны, сообразуются с этими вещами как вещами в себе, а . эти предметы как явления сообразуются с тем как мы их себе представляем"

Можно сделать несколько выводов из выше сказанного.

Первый. Вещь-в-себе непознаваема, т.к. познаваемо лишь то, что является предметом опыта

Второй. Вещь-в-себе является условием предметов опыта (или их причиной), поэтому вещь в себе является причиной самой себя, т.е. полагает сама себя.

Последний. Вещь-в-себе противоположна явлению, т.е. трансцендентна, но, с другой стороны, она, как условие явлений, связана с этими явлениями в единстве, и в этом смысле, любой объект раздваивается на вещь в себе и явление: вещь в себе стоит как бы за явлением.

Однако, не объясняется, почему вещи-в-себе, раз они являются абсолютно непознаваемыми: разрыв между принципиально непознаваемой объективной реальностью вещей в себе и вполне познаваемой субъективной реальностью мира явлений – основная черта теории познания Канта.

Однако понятие вещи в себе относится Кантом не только к трансцендентному нечто, вызывающему чувственные восприятия. Ведь если человек как познающий субъект создает мир явлений, то он сам не может быть только явлением, т.е. одним лишь представлением. Поэтому человек, по Канту, есть не только явление, но и вещь в себе. Это, в частности, относится к человеческой воле, которая не свободна как эмпирическая воля, но свободна как вещь в себе.

Гост

ГОСТ

Биография Иммануила Канта

Готовые работы на аналогичную тему

Кант совершил переворот в философии, который частично можно сравнить с коперниковским переворотом в астрономии. Вместо привычной тому обществу онтологической проблематики на первый план вышла гносеология. Перед тем, как начать рассуждения о мире, необходимо исследовать структуру и механизм познания, установить, что именно делает научное знание достоверным и всеобщим, ибо в конечном счете это определяет границы познавательных возможностей. При этом сама гносеология приобретает ряд основных положений.

Основные положения гносеологии Канта

Гносеология Канта имеет ряд специфических положений:

На уровне чувственности априорными считают время и пространство, в качестве всеобщих форм созерцания (речь идет об определенных способах упорядочивания ощущений, а не о временных характеристиках объектов). Благодаря зрению можно получить образ целостного предмета, а не разрозненные цветовые пятна, так как их пространственно-временная организация обеспечена некоторой способностью, изначально характерной для сознания.

Такой структурой обеспечивается объединение чувственного образа с формированием понятий и осмысленных суждений, что придает мышлению определенный и всеобщий характер.

Такая же структура является основой принципов науки, например, естествознания. То есть, причинность нельзя считать результатом привычки и веры, она является фундаментальным принципом естествознания, закрепленного в структуре мышления.

Познание – это совокупность чувственного и логического. Средствами этого являются априорные формы рассудка и созерцания. Они трансцендентальны относительно опыта – существуют за его пределами, но при этом организуют и оформляют любой опыт. Разум, в качестве высшей ступени мышления, с одной стороны, ограничивается априорными познавательными способностями, а с другой – внешней границей опыта.

Антиномии – это противоречия, в которые впадает разум, стремясь рассуждать о себе и о свойствах вещей.

Кантом было выделено четыре антиномии, затрагивающие наиболее фундаментальные проблемы устройства мира и человека:

  • конечность или бесконечность мира;
  • делимость до бесконечности или предел делимости;
  • детерминизм или свобода воли;
  • наличие или отсутствие Бога.

Прежняя метафизика стремилась дать ответ на обозначенные выше вопросы. Этим она допускала большую ошибку: предполагаемый ответ заранее был вложен в ход рассуждения. На самом же деле разум мог обосновывать обе противоположные позиции, затрагивающие каждый из четырех вопросов.

Кант считал ошибкой, само стремление разума к переходу границы гносеологического барьера. Появление противоречий, если не возникло никаких элементарных логических ошибок, свидетельствует о несуверенности разума, его неспособности познавать сущность мира за границей опыта.

Наиболее значительный резонанс был у четвертой антиномии, затрагивающей возможность доказать бытие Бога.

Кант выявляет рационально теоретическое содержание каждого из традиционно полемизировавших между собой моральных учений. Достижения различных типов обоснования морали своеобразно переплелись и заново воспроизводятся в его этической теории.

Содержание работы

1. Теория познания И.Канта 5

2. Категорический императив И.Канта 12

3. Этическое учение И.Канта и современность 19

Список использованных источников 23

Содержимое работы - 1 файл

теория познания канта.doc

1. Теория познания И.Канта 5

2. Категорический императив И.Канта 12

3. Этическое учение И.Канта и современность 19

Список использованных источников 23

Три основных течения этики нового времени – рационализм, натурализм и пантеизм - по-разному решают проблемы моральной целостности субъекта. Рационализм, наиболее ярким выражением которого является философия Декарта, вообще не ставит вопроса об условиях гармонии между индивидом и средой, стремится обосновать образ автономного субъекта, моральность которого раскрывается в условиях противостояния враждебной окружающей среде. Натурализм игнорирует разлад между внутренними, моральными мотивами, ожиданиями индивида и его социально вынужденными действиями. В рамках буржуазно-евдемонистической этики в качестве морального субъекта предстает индивид, который умело упорядочивает удовольствия и неудовольствия в целях обеспечения своей выгоды.

В своей сенсуалистически-критической ветви натурализм ощущает противоречия реального морального субъекта в буржуазном обществе, но они все же не становятся в нем предметом специального исследования. Критический сенсуализм полагает, что сама чувственно-эмоциональная природа, если ее понимать правильно, уже ориентирует человека на род, на прогрессивное развитие общества, это, конечно, была попытка обойти действительные противоречия, снять их крайнюю остроту. Пантеизм стремится осмыслить моральные проблемы в их реальной рассогласованности. Морально развитую личность пантеизм связывает с грядущим социальным порядком, который будет представлять собой действительную общность индивидов.

Такова была в самых общих чертах теоретическая ситуация в познании и этике, которые застал родоначальник немецкой классической философии Эммануил Кант (1724 - 1804). Основные типы осмысления моральных проблем буржуазного общества были намечены, и Кант просто не мог стать зачинателем нового познавательного этического направления. Для этого он слишком поздно вступил на философскую арену. Своеобразие и величие Канта состоят в другом - он вскрыл внутренние противоречия в существовавших познавательных и этических теориях, с исчерпывающей логической полнотой проанализировал их методологические основания, с новой глубиной и последовательностью переосмыслил постановку проблем. Его учение представляет собой попытку синтеза тех типов решения моральных проблем, которые в более или менее развитой форме представлены в вышеуказанных трех направлениях теоретической мысли в этике нового времени [1, с.210-211].

Кант выявляет рационально теоретическое содержание каждого из традиционно полемизировавших между собой моральных учений. Достижения различных типов обоснования морали своеобразно переплелись и заново воспроизводятся в его этической теории.

Рационализм с его идеей подчинения чувств разуму и пантеизм с его критикой буржуазного утилитаризма, препарированные предварительно в духе идеализма, слились в трансцендентальном законе свободной воли. Теория познания и этика Канта характеризуется необычайной целостностью и теоретическим богатством. В ее основу положен категорический императив, внутренний нравственный закон личности.

1. Теория познания И.Канта

Иммануил Кант (1724 – 1804) — одна из ключевых фигур мировой философской мысли. Гегель справедливо считал, что в учении Канта происхо­дит главный переход к новейшей философии. В его учении о категориях рассудка и антиномиях разума, об активности субъ­екта в познании и нравственной практике началась разработка диалектического метода познания — главного достижения не­мецкой классической философии.

Суть науки, суть человеческого познания, по Канту, заключается в том, что человек не тащится на поводу у природы. В математике, например, человек изобретает, строит геометрические фигуры, причем он делает это соответственно некоторой необходимости, согласно определенным принципам. В естествознании дело обстоит, согласно Канту, аналогичным образом. Естествоиспытатель ставит эксперимент, опыты, производит расчеты и, значит, заставляет природу отвечать на свои вопросы. Иными словами революционную перемену, которая должна произойти в философии, в метафизике, Кант видит в том, чтобы раскрыть творческий, конструктивный характер человеческого познания, человеческого мышления, деятельности человеческого разума. Речь идет об осмыслении исторического факта: наука не рождается вместе с природой, даже если это наука о природе. Наука конструктивное и творческое создание человеческого ума.

Иммануил Кант (22.04.1724 г. - 12.02.1804 г.) — философ, основоположник немецкой классической школы. В данной статье мы кратко рассмотрим ключевые аспекты философии Канта.

Периодизация творчества Канта

1. Докритический период (до начала 70-х гг.)

2. Критический период (с начала 70-х гг. и до 1804 года)

Теория познания Канта

Одно из основных отличий теории познания Канта в том, что он считал причиной трудности познания действительности — субъект познания, человека и разум. Знание у Канта – совокупность суждений, имеющих одновременно субъективно и объективно достаточное основание. Оно имеет две формы — апостериорное и априорное.

1. Апостериорное получено через опыт. Оно не достоверно и носит предположительный характер, требует проверки на практике.

2. Априорное существует изначально и носит доопытный характер. Доказательств не требует. На такое знание опираются физика и другие естественные науки.

Нельзя не затронуть понимание Кантом разума. Разум – познавательная способность, которая может руководить рассудком, высшая форма сознания. Рассудок не имеет цели и спонтанен, оперирует предельно общими понятиями, категориями (возможность и невозможность, количество, качество и т.д.), с помощью которых систематизируются первоначальные ощущения. С помощью категорий, рассудок переводит индивидуальное восприятие в общезначимый опыт. Разум же предлагает нечто безусловное в форме идей, представлений о конечной цели, побуждает рассудок к действию. В то же время, цели, что дает разум – невыполнимы, так как абсолютное познание невозможно.

Существует еще одна форма сознания, помимо рассудка и разума — чувственность. Чувственность помогает систематизировать ощущения в своих формах – пространстве и времени.

Подводя итог следует привести схему процесса познания, предложенную Кантом:

1. Окружающий мир оказывает воздействие на органы чувств.

2. Органы чувств воспринимают образы в формате ощущений.

3. Сознание систематизирует образы.

4. В разуме человека появляется целостная картина окружающего мира.

Кант обнаруживает четыре подобных противоречие:

1. Конечность/ бесконечность мира – ограниченность мира или отсутствие у него границ в пространстве и времени.

2. Все сложные субстанции состоят из простых частей/ не существует ничего простого.

3. Свобода существует/ причинность главенствует в мире.

4. Бог есть/ Бога нет.

Для каждого из вариантов с помощью разума можно найти логические доказательства, что и приводит в тупик.

Этика Канта. Категорический императив

Этика Канта базируется на понятиях о духовном бессмертии, свободе воли и бытие Бога, т.е. – на антиномиях разума. По мнению Канта, этика может быть построена как точная наука и одна из главных ее проблем — обоснование системы нравственных норм, автономной и общей для всех, не ограниченной религиозными постулатами. Нравственность должна быть универсальной. Кант отказывался видеть основы подобной общей морали в природе. В его этике человек сам является автором моральных норм, если выступает от имени всех и в общих интересах.

В основе всей этики Канта лежит категорический императив, гласящий - поступай так, чтобы правила, которым ты следуешь, могли быть основой всеобщего морального законодательства. Человечество – величайшая ценность и самоцель в этике Канта.

Категорический императив не нуждается в доказательствах и является высшим принципом науки о добре. При этом, он лишь дает форму способную породить более конкретные законы. Человек должен быть морален не из-за надежды на лучшее, а из уважения к закону.

Вне законов действия человека в нравственном плане, могут быть определены долгом, склонностями и страхом.

Читайте также: