Главное управление по вопросам миграции министерства внутренних дел рф доклад

Обновлено: 05.07.2024

от 15 апреля 2016 года N 192

(с изменениями на 23 декабря 2016 года)

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа МВД России от 13 декабря 2019 года N 940
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Министр
генерал полиции
Российской Федерации
В.Колокольцев

Приложение

Положение о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации

(с изменениями на 23 декабря 2016 года)

I. Общие положения

1. Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУВМ МВД России) (далее - Главное управление) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Министерство или МИД России), обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики, а также нормативному правовому регулированию в сфере миграции.

2. Главное управление выполняет функции головного подразделения Министерства в сфере обеспечения:

2.1. Производства по делам о гражданстве Российской Федерации, оформления и выдачи основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации.

2.2. Осуществления регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации.

2.3. Осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

2.4. Оформления и выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации.

2.5. Осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции.

2.6. Осуществления в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации.

2.7. Разработки и реализации во взаимодействии с иными структурными подразделениями Министерства, территориальными органами МВД России, иными государственными органами мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции.

2.8. Исполнения законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участия в установленном порядке предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства.

2.9. Осуществления оперативной координации действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также контроля за ее реализацией совместно с Межведомственной комиссией по реализации указанной Государственной программы.

3. Структура и штатное расписание Главного управления утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации (далее - Министр) по представлению первого заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственного за деятельность Главного управления (далее - первый заместитель Министра).

4. Главное управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Положением.

5. Работа Главного управления организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника органа внутренних дел Российской Федерации и федерального государственного гражданского служащего за состояние дел на порученном участке работы и выполнение отдельных поручений.

6. Главное управление в установленном порядке осуществляет взаимодействие по вопросам своей деятельности с подразделениями МВД России, соответствующими подразделениями правоохранительных органов, государственных и муниципальных органов, общественными объединениями и организациями, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями.

7. Главное управление в установленном порядке совместно с территориальными органами МВД России на региональном уровне обеспечивает эффективность деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Главного управления.

8. Главное управление имеет печать с изображением геральдического знака - эмблемы органов внутренних дел Российской Федерации, необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки со своим полным и сокращенным наименованием, а также может иметь учреждаемые в установленном порядке знаки и символику, отражающие специфику деятельности Главного управления.

Главное управление для обеспечения служебной деятельности пользуется печатью МВД России с изображением Государственного герба Российской Федерации.

II. Основные задачи Главного управления

9. Основными задачами Главного управления являются:

9.1. Организация и участие в формировании основных направлений государственной политики в сфере миграции.

9.2. Обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере миграции.

9.3. Обеспечение взаимодействия подразделений МВД России с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Главного управления.

9.4. Организация и координация деятельности территориальных органов МВД России по вопросам, входящим в компетенцию Главного управления.

9.5. Организационно-методическое обеспечение деятельности территориальных органов МВД России и их структурных подразделений, организаций, созданных для решения задач по реализации государственной миграционной политики, по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления.

III. Основные функции и полномочия Главного управления

10. Основными функциями Главного управления являются:

10.1. Осуществление анализа состояния миграционной обстановки, а также эффективности мер, принимаемых территориальными органами МВД России, их структурными подразделениями по реализации основных направлений государственной политики, отнесенных к компетенции Главного управления.

10.2. Определение приоритетных направлений совершенствования служебной деятельности территориальных органов МВД России, их структурных подразделений по вопросам, относящимся к компетенции Главного управления.

10.3. Подготовка на основе проводимого анализа прогнозов изменения миграционной обстановки, проектов стратегических решений по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления, с информированием заинтересованных органов государственной власти о тенденциях развития миграционной ситуации.

10.4. Разработка и внесение первому заместителю Министра предложений и проектов управленческих решений по формированию и реализации государственной политики в установленной области деятельности, а также по совершенствованию форм и методов работы территориальных органов МВД России, их структурных подразделений, приоритетных мерах, направленных на упорядочение функционирования и оптимизацию выполнения ими задач в сфере миграции на основе сочетания человеческих ресурсов и потенциала современных автоматизированных информационно-телекоммуникационных технологий, технических средств.

10.5. Осуществление мероприятий по формированию и реализации федеральных целевых программ по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления.

10.6. Участие в перспективном и текущем планировании деятельности МВД России, разработке концепций, основных направлений развития территориальных органов МВД России, их структурных подразделений по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления.

10.7. Обобщение практики применения законодательства Российской Федерации и выработка соответствующих правовых, организационных и иных мер по повышению эффективности деятельности территориальных органов МВД России, их структурных подразделений по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления.

10.8. Разработка проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, а также подготовка предложений по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, по вопросам деятельности Главного управления.

10.9. Разработка в установленном порядке либо участие в разработке по решению руководства Министерства совместно с заинтересованными подразделениями Министерства, федеральными органами исполнительной власти проектов международных договоров Российской Федерации, а также межведомственных нормативных правовых актов и соглашений в установленной сфере деятельности.

10.10. Подготовка или участие в подготовке проектов отзывов и заключений по проектам международных договоров Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

10.11. Обеспечение представления и представление по искам, предъявленным к МВД России, в установленном порядке в судах интересов МВД России, а по соответствующим поручениям - интересов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по предметам споров, отнесенным к компетенции Главного управления.

10.14. Ведение совместно с заинтересованными подразделениями Министерства баз данных нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, проведение работы по их систематизации.

10.15. Проведение антикоррупционной экспертизы изданных нормативных правовых актов МВД России при мониторинге применения нормативных правовых актов МВД России в соответствии с компетенцией Главного управления.

10.16. Разработка проектов типовых положений о структурных подразделениях территориальных органов МВД России, реализующих задачи и функции, отнесенные к компетенции Главного управления, а также участие в разработке типовых штатных расписаний указанных подразделений.

10.17. Организация и координация деятельности по:

10.17.1. Оформлению и выдаче работодателям, заказчикам работ (услуг) разрешений на привлечение в Российскую Федерацию и использование иностранных работников, разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также патентов для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности.

10.17.2. Выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства виз на въезд в Российскую Федерацию, их продлению, аннулированию и восстановлению.

10.17.3. Выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

10.17.4. Выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации.

10.17.5. Определению и оформлению наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации.

10.17.6. Составлению заключений на заявления об изменении гражданства Российской Федерации.

10.17.7. Ведению учета лиц, в отношении которых уполномоченным органом приняты решения об изменении гражданства.

10.17.8. Выдаче и замене гражданам Российской Федерации основных документов, удостоверяющих их личность на территории Российской Федерации.

10.17.9. Регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

10.17.10. Миграционному учету иностранных граждан и лиц без гражданства.

10.17.11. Оформлению и выдаче паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.

10.17.12. Учету выданных, утраченных, похищенных и признанных недействительными паспортов гражданина Российской Федерации.

10.17.13. Оформлению и выдаче приглашений иностранным гражданам и лицам без гражданства на въезд в Российскую Федерацию, а также ведению учета юридических лиц, ходатайствующих об их оформлении.

10.17.14. Проведению государственной дактилоскопической регистрации.

10.17.15. Осуществлению федерального государственного контроля (надзора):

за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;

за соблюдением правил привлечения работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда, за осуществлением трудовой деятельности иностранных работников.

10.17.16. Осуществлению контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства, должностными лицами, юридическими лицами, иными органами и организациями правил миграционного учета.

10.17.17. Осуществлению контроля за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

10.17.18. Приему и рассмотрению ходатайств о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, о признании беженцем и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

10.17.19. Содействию в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания иностранным гражданам или лицам без гражданства, получившим свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу и признанным беженцами, а также членам их семей.

10.17.20. Учету, регистрации, приему и временному размещению лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища либо о признании их беженцами, получивших статус беженца, а также оказанию содействия беженцам во временном обустройстве в Российской Федерации.

10.17.21. Учету, регистрации, приему и временному размещению лиц, ходатайствующих о признании их вынужденными переселенцами, получивших статус вынужденного переселенца, а также оказанию содействия вынужденным переселенцам в обустройстве на новом месте жительства в Российской Федерации.

10.17.22. Исполнению решений о реадмиссии иностранных граждан и лиц без гражданства и временное размещение иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии, либо иностранных граждан и лиц без гражданства, принимаемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Деятельность Главного управления по вопросам миграции МВД России

С 2004 по 2016 год в РФ существовала Федеральная миграционная служба. В 2016 году был издан указ Президента, которым она была упразднена. В то же время было создано ГУВМ РФ — аббревиатура расшифровывается как Главное управление по вопросам миграции МВД России. Все дела и полномочия УФМС перешли в распоряжение этой структуры.

Задачи ведомства

ГУВМ МВД РФ в Министерстве внутренних дел Российской Федерации является структурой, которая выполняет задачи миграционного характера. Она работает с гражданами РФ и гостями страны. Перечень вопросов, находящихся в ведении ГУВМ России, таков:

Главное управление по вопросам миграции

  • изготовление и выдача документов, удостоверяющих личность, в том числе и временных;
  • регистрация по месту проживания и нахождения;
  • установка и контроль за соблюдением правил постановки и снятия с регистрационного учета;
  • надзор за миграцией;
  • учет мигрантов, лиц, имеющих и не имеющих подданства;
  • контроль за движением через границы РФ граждан России и других государств;
  • оформление, замена и выдача разрешения на временное проживание (РВП), вида на жительство (ВНЖ);
  • изготовление, выдача и продление визы;
  • присвоение вынужденным переселенцам соответствующего статуса;
  • выдача лицензий на трудовую деятельность россиянам, которые уезжают за пределы страны, и иностранцам, въезжающим в нее;
  • оформление приглашений на въезд в РФ.

Также этой структурой МВД РФ производится контроль за трудоустройством россиян за границей и иностранных подданных в России. Разрабатываются законы, применимые к беженцам и переселенцам, контролируется их соблюдение.

Решаются вопросы по предоставлению убежища лицам без подданства.

Функции и полномочия

Отдел по гражданству и миграции

Главное управление МВД РФ по вопросам миграции главной целью имеет контроль за соблюдением миграционной политики государства и положений, которыми она регулируется. В соответствии со своими обязанностями работники ведомства должны следить за незаконными действиями лиц в процессе эмиграции и иммиграции.

Нарушения встречаются в процессе регистрации, при получении гражданства и пересечении границы. Должностные лица должны принимать меры по их пресечению. Иностранцы, которые находятся на территории РФ без соответствующего права, должны быть депортированы и наказаны. В качестве наказания применяются штрафы и запрет на повторный въезд.

Другой случай, когда человек, не имея документов, прибыл в Россию для получения убежища. Для обращения с такими людьми в УМВД есть свой регламент.

Главное управление по вопросам миграции

Но основной функцией ведомства является ведение государственного регистрационного учета россиян. В него входят оформление, замена и выдача персональных документов. Сюда включаются и внутренние бумаги, и документация, предназначенная для заграничного пользования.

В областных отделах ГУВМ контролируют получение гражданства России и отказ от него. Здесь же производят учет мигрантов в РФ и российских граждан за границей.

Государственные услуги

ГУВМ унаследовало полномочия УФМС и паспортного стола. При этом порядок обращения для граждан остался прежним. Единственное изменение — заявления теперь необходимо отправлять в МВД, а не ФМС. Воспользоваться услугами Управления по миграционным вопросам можно несколькими способами:

  • непосредственно в одном из отделов ведомства;
  • на официальном сайте;
  • через оператора МФЦ;
  • на сайте Госуслуг.

Задачи ведомства

В самом ведомстве предоставляют полный перечень услуг. Обратиться туда может как гражданин России, так и иностранец. Официальной горячей линии у ведомства нет, но имеющиеся вопросы все же можно задать по телефону. Для этого необходимо позвонить по номеру Управления субъекта РФ.

Официальный портал Управления в интернете — гувм. мвд. рф. Он позволяет использовать несколько онлайн-сервисов, для этого не нужна регистрация и авторизация через Госуслуги. Электронные сервисы используют базы данных, которые формируются работниками структуры на рабочих местах.

Обновление производится один раз в сутки. На сайте можно воспользоваться следующими услугами:

  • проверка готовности загранпаспорта, вида на жительство, разрешения на временное проживание;
  • формирование квитанции для оплаты госпошлины;
  • запись на прием;
  • проверка действительности загранпаспортов старого образца (имеющих срок действия 5 лет).

Аналогично работает сайт Госуслуги. Для получения услуг через интернет нужно иметь сканированные копии документов. Выдача результатов обращения производится в ГУВМ или МФЦ. Независимо от того, куда обратится гражданин, его заявление все равно будут рассматривать в Управлении по миграции.

УВМ МВД России: что за орган, история создания, функции и как найти

Для россиян и приезжих ФМС ассоциируется с миграционными вопросами. Однако с 2016 года в этой связи звучит другая аббревиатура – УВМ. Что это за орган, и какие функции он выполняет?

История создания УВМ МВД России

Изначально о необходимости учета населения задумались еще функционеры эпохи СССР. В 1932 году было основано главное управление рабоче-крестьянской милиции, на которое возложили функцию паспортизации страны. Эту дату можно считать стартовой для паспортно-визовой службы, которая за все годы неоднократно трансформировалась.

В 2006 году была образована Федеральная миграционная служба (ФМС). Она успешно выполняла функции, которые до этого были в ведении паспортно-визовой службы. Спустя 10 лет и ее упразднили. Вместо этого, государственной политикой в сфере миграции занялся новообразованный орган – УВМ МВД России или Управление по вопросам миграции.

Главное управление по вопросам миграции МВД России

Федеральная миграционная служба была образована в 2006 году

Функции и задачи

Фактически, ведомство получило все полномочия ФМС. Сюда обращаются россияне, чтобы зарегистрироваться по месту проживания или сняться с учета. Поскольку основной задачей управления считается ведение документации, которая позволяет контролировать миграционные процессы в стране.

Также этот орган обрабатывает сведения об иностранцах. В его подразделениях приезжие могут встать на регистрационный учет, сюда передаются все данные о мигрантах. Управление занимается проблемой незаконной миграции. В его полномочия входит депортация приезжих, которые прибыли в РФ нелегально или же совершили правонарушения.

Россияне могут обращаться в УВМ, чтобы получить паспорт, оформить визу для выезда в другую страну. Иностранные граждане сюда приходят, чтобы подать документы на РВП или ВНЖ. Ведомство занимается и заявлениями с просьбой предоставить российское гражданство.

Как найти подразделение

Главное управление (ГУ) ведомства находится в Москве. Но граждане РФ и приезжие могут и должны решать вопросы, которые в ведении этого органа, по месту своего пребывания либо регистрации. Поскольку собственные отделы имеют все территориальные округа: Центральный и Дальневосточный, Приволжский и Сибирский, Северо-Кавказский и Северо-Западный, Уральский и Южный.

Какова роль главного управления по вопросам миграции в России?

В Москве находится главное управление ведомства

На официальном сайте УВМ МВД России названы адреса и телефоны представительств, которые разделены на группы по территориальному признаку. Удобно, что каждое отделение располагает собственной страницей, где можно подробнее уточнить график работы и приема по разным вопросам, а также подать обращение в онлайн-режиме.

Государственные услуги

ГУВМ МВД и его представительства в регионах выполняет масштабный объем работ.

Российские граждане могут обратиться в ведомство для получения таких услуг:

  • предоставление адресно-справочной информации;
  • получение/замена гражданского паспорта;
  • оформление загранпаспорта (старого или нового образца);
  • регистрация/снятие с учета.

Мигранты могут обратиться в УВМ для оформления разрешения на временное проживание, вида на жительство, гражданства. Ожидая в гости человека из другого государства, в ведомстве можно оформить для него официальное приглашение. Иностранные граждане здесь получают трудовые патенты. Сюда же можно подать заявление на свидетельство участника госпрограммы по добровольному переселению в РФ соотечественников, которые проживают за рубежом.

Помощь в вопросах миграции

Масштабный объем работ выполняет ГУВМ МВД и его представительства

Образцы документов

Управление по вопросам миграции, отслеживая законность перемещения лиц, как внутри страны, так и с пересечением границ РФ, контролирует подлинность бумаг.

На сайте ведомства можно познакомиться с оригиналами:

  • приглашения для иностранца на посещение России;
  • заграничного паспорта;
  • вида на жительство;
  • разрешения на временное проживание;
  • удостоверения вынужденного переселенца и проч.

Информация для туристов, выезжающих за рубеж из России

УВМ МВД разрабатывает рекомендации для россиян, которые покидают пределы родины. Например, ведомство напоминает о том, что важно оформить медицинскую страховку. Поскольку в противном случае возникнут сложности, если понадобятся врачебные услуги.

Миграционная служба в России

УВМ МВД предоставляет информацию для туристов

Вопрос-ответ

Прием в гражданство Российской Федерации

Получение паспорта россиянина – это желанная цель многих приезжих. В 2020-м году алгоритм его оформления остается прежним: гражданство предоставляется после выполнения ряда условий. Для этого нужно прожить в стране не меньше пяти лет и собрать пакет документов, включая квитанцию об уплате госпошлины.

Кроме того, УВМ МВД проверит, есть ли у заявителя основания претендовать на российский паспорт. В первую очередь, его выдают по праву рождения – то есть детям россиян. Иностранцы же должны доказать свою финансовую состоятельность, пройти проверку знаний русского языка, подавая документы на гражданство.

Нескольким категориям делают исключения. К ним относят высококвалифицированных специалистов, в которых нуждается Россия, политических мигрантов и беженцев. Если же человек имеет особые заслуги перед РФ, то ему выдадут паспорт без предъявления каких-либо условий.


Следует отметить, что важнейшим событием в сфере государственного регламентирования вопросов гражданства и миграционных процессов в Российской Федерации стал специально изданный Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156 [3], который содержит информацию об упразднении Федеральной миграционной службы и, как следствие, передаче функций указанного органа Главному управлению по вопросам миграции МВД РФ (далее по тексту Главное управление). В силу п.2.1. Положения о Главном управлении по вопросам миграции МВД РФ, утвержденного специальным Приказом МВД России от 15 апреля 2016 г. № 192 [4], на Главное управление возложена функция обеспечения производства по делам о гражданстве РФ, соответствующей подготовки и выдачи основных документов, удостоверяющих личность граждан РФ.

Вопросы гражданства традиционно относятся к числу основополагающих в механизме государственного управления, поскольку затрагивают безопасность и будущее развитие государства как такового. Вместе с тем, следует констатировать, что в настоящее время Главное управление при решении вопросов гражданства сталкивается с многочисленными проблемами, связанными, в том числе, как представляется, с несовершенством законодательной базы в рассматриваемой сфере.

Наличие большого количества фиктивных браков, используемых в целях упрощенного получения российского гражданства, подтверждается органами ЗАГСа. В настоящее время очень часто в различного рода социальных сетях можно встретить объявления о заключении фиктивных браков, стоимости и сроках предоставления указанных услуг, а также подробное описание способов заключения таких браков для мигрантов.

Безусловно, факт заключения фиктивного брака достаточно сложно доказать. Это может быть выявлено через продолжительное время. В данной ситуации предлагаем увеличить срок пребывания в браке с трех лет хотя бы до пяти лет. При этом в случае отсутствия детей у пары названный срок пребывания может быть и гораздо больше. Если же у пары имеется ребенок, то срок пребывания в браке может составлять три года. Отсутствие детей является одним из признаков фиктивности вступления лиц в брак.

В научной литературе и на практике неоднократно высказывалось мнение за либерализацию доступа соотечественников к гражданству Российской Федерации. Вместе с тем, только известные события, произошедшие в Украине, привели к указанным изменениям в законодательстве о гражданстве.

Статья 33.1 Закона о гражданстве определяет условия, при наличии которых конкретное лицо может быть признано носителем русского языка:

1) успешное прохождение собеседования;

2) владение русским языком, а также повседневное использование русского языка в культурной и семейно-бытовой областях;

3) родственники указанных лиц по прямой восходящей линии или сами данные лица ране постоянно проживали либо постоянно проживают в настоящее время на территории России или на территории, ранее относившейся к СССР либо Российской империи, в пределах соответствующей государственной границы.

Считаем, что подобного рода формулировка статьи 33.1 Закона о гражданстве не является вполне корректной. Понятие носителя русского зыка, как представляется, — это, прежде всего, понятие, которое должно определяться соответствующим уровнем знания нашего языка. Данное понятие не может быть связано с место жительства родственников какого-либо лица либо непосредственного конкретного лица. Полагаем, что указанную норму необходимо сформулировать таким образом, чтобы место жительства конкретного лица (или же его родственников) выступало бы в качестве дополнительного условия в целях получения российского гражданства в упрощенном порядке для лиц, которые являются носителями русского языка.

Помимо этого, в настоящее время не совсем понятно, как указанные в рассматриваемой статье Закона о гражданстве лица смогут доказать факт жительства своих родственников в границах территории, которая ранее относилась к СССР и даже Российской империи. К сожалению, для многих лиц это станет неразрешимой проблемой, так как во время Великой Отечественной войны большое количество архивов на оккупированных территориях были утеряны или просто уничтожены.

Следует также отметить, что с позиции корректности юридической техники целесообразнее дать определение понятия носителя русского языка в ст.3 Закона о гражданстве.

Определенные проблемы возникают и в процессе признания конкретного лица носителем русского языка.

Так, Комиссия по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка после принятия соответствующего заявления от иностранного гражданина не позднее пяти дней назначает соответствующие дату и время проведения собеседования. Однако какой-либо максимальный срок такого ожидания не определен Законом о гражданстве, следовательно, оставлен на усмотрение самой Комиссии. Получается, что определенная дата собеседования зависит от графика заседаний самой Комиссии, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца [5].

Закон о гражданстве предусматривает, что заявление о признании носителем русского языка в случае временного пребывания иностранных граждан на территории Росси должно быть подано в Комиссию не позднее 15 суток до истечения такого срока временного пребывания. Однако в случае истечения срок временного пребывания в РФ иностранный гражданин должен выехать на пределы нашей страны, при этом подача рассматриваемого заявления о признании носителем русского языка не служит основанием для какого-либо продления срока временного пребывания иностранного гражданина [2]. Основываясь на вышесказанном, решение о признании либо непризнании конкретного лица носителем русского языка в случае принятия соответствующего заявления должно быть принято до истечения рассматриваемого срока временного пребывания, поскольку он может быть лишен в противном случае физической возможности пройти подобного рода собеседование просто по причине своего отсутствия на российской территории. Решение о признании конкретного лица носителем русского языка является основанием для получения специальной визы на въезд для целей получения российского гражданства. Итак, возможное затягивание срока проведения предусмотренного законом собеседования может послужить препятствием для реализации в разумные сроки права на признание носителем русского языка. Полагаем необходимым определить на законодательном уровне максимально возможные сроки с момента подачи заявления в Комиссию и непосредственно до проведения собеседования применительно к временно пребывающим, временно проживающим, а также имеющим вид на жительство иностранным гражданам, поскольку их правовой статус различен. В конечном итоге, это послужит укреплению правовых гарантий права наших соотечественников на гражданство.

Таким образом, вопросы, связанные с гражданством, которые приходится решать Главному управлению, многочисленны. Во многом они обусловлены несовершенством действующего законодательства о гражданстве. От решения указанных вопросов на законодательном уровне будет зависеть эффективность работы Главного управления.

  1. О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Российская газета. 2002. 5 июня.
  2. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст.4029.
  3. О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции: Указ Президента РФ от 05.04.2016 г. № 156 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2016. — № 15. — Ст.2071.
  4. Положение о Главном управлении по вопросам миграции МВД РФ: утв. Приказом МВД России от 15 апреля 2016 г. № 192 // Документ официально не опубликован. Доступен в СПС КонсультантПлюс.
  5. О порядке формирования и работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка: Приказ ФМС России от 26 мая 2014 г. № 380 // Российская газета. 2014. 20 июня.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, Главное управление, временное пребывание, гражданство, российское гражданство, иностранный гражданин, Российская Федерация, лицо носителем, признание носителем, срок пребывания.

Похожие статьи

гражданин Российской Федерации, иностранные граждане.

Российская Федерация, иностранный гражданин, трудовая деятельность, РФ, лицо, гражданство, трудовой договор, гражданин, правовое положение, правовой статус. Порядок пересечения государственной границы Российской.

Современное состояние правового положения иностранных.

В статье второй закреплено, что иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) другого государства.

Право иностранного гражданина проживать на территории РФ.

Разрешение на временное проживание разрешение на временное проживание — подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство.

Порядок пересечения государственной границы Российской.

гражданин Российской Федерации, иностранные граждане, государственная граница Российской Федерации, пересечение Государственной границы, лица без гражданства, виза, паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка.

Миграционные процессы и защита прав иностранных граждан.

Среди иностранных граждан, приобретших гражданство Российской Федерации в 2015 году, основную долю составляют граждане государств — участников СНГ (91,0 %), среди которых 35,3 % — граждане Украины.

Особенности конституционно-правового статуса иностранных.

Российская Федерация, иностранный гражданин, трудовая деятельность, РФ, лицо, гражданство, трудовой договор, гражданин, правовое положение, правовой статус.

Актуальные проблемы института гражданства в Российской.

двойное гражданство, Российская Федерация, гражданство, государство, институт гражданства, проблема, лицо, безвизовый въезд, государственная власть, иностранное государство.

Российская Федерация, иностранный гражданин, нелегальная.

Таким образом, осведомленность сотрудников полиции об иностранных гражданах или лицах без гражданства, срок проживания или временного пребывания которых в Российской Федерации сокращен.

Некоторые особенности применения административной.

Иностранные граждане в Российской Федерации. Российская Федерация, РФ, иностранный гражданин, Россия, гражданин, иностранец, правовой статус, Пенсионный фонд России, лицо, временное проживание.

Похожие статьи

гражданин Российской Федерации, иностранные граждане.

Российская Федерация, иностранный гражданин, трудовая деятельность, РФ, лицо, гражданство, трудовой договор, гражданин, правовое положение, правовой статус. Порядок пересечения государственной границы Российской.

Современное состояние правового положения иностранных.

В статье второй закреплено, что иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) другого государства.

Право иностранного гражданина проживать на территории РФ.

Разрешение на временное проживание разрешение на временное проживание — подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство.

Порядок пересечения государственной границы Российской.

гражданин Российской Федерации, иностранные граждане, государственная граница Российской Федерации, пересечение Государственной границы, лица без гражданства, виза, паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка.

Миграционные процессы и защита прав иностранных граждан.

Среди иностранных граждан, приобретших гражданство Российской Федерации в 2015 году, основную долю составляют граждане государств — участников СНГ (91,0 %), среди которых 35,3 % — граждане Украины.

Особенности конституционно-правового статуса иностранных.

Российская Федерация, иностранный гражданин, трудовая деятельность, РФ, лицо, гражданство, трудовой договор, гражданин, правовое положение, правовой статус.

Актуальные проблемы института гражданства в Российской.

двойное гражданство, Российская Федерация, гражданство, государство, институт гражданства, проблема, лицо, безвизовый въезд, государственная власть, иностранное государство.

Российская Федерация, иностранный гражданин, нелегальная.

Таким образом, осведомленность сотрудников полиции об иностранных гражданах или лицах без гражданства, срок проживания или временного пребывания которых в Российской Федерации сокращен.

Некоторые особенности применения административной.

Иностранные граждане в Российской Федерации. Российская Федерация, РФ, иностранный гражданин, Россия, гражданин, иностранец, правовой статус, Пенсионный фонд России, лицо, временное проживание.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ / МВД РОССИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МИГРАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ORGANIZATION OF WORK / NATURE AND SUBJECT MATTER OF COOPERATION / ILLEGAL MIGRATION / MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / OFFICIAL MIGRATION POLICY / MIGRATION SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лялякин Ю.А.

В статье рассматриваются вопросы международной миграции, раскрывается сущность, содержание, признаки и принципы взаимодействия в сфере противодействия незаконной миграции , проводится научный анализ направлений деятельности подразделений МВД России по внутреннему взаимодействию в обеспечении миграционной безопасности в Российской Федерации.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лялякин Ю.А.

Правовое регулирование участия граждан в предупреждении и пресечении незаконной миграции: проблемы и перспективы развития

Организационно-правовые основы деятельности уполномоченных органов в сфере миграции по регулированию миграционными процессами в Республике Беларусь

Implementing State Migration Policy and Ensuring Migration Security: Nature and Subject Matter of Cooperation in This Field between Different Branches, Bodies and Units of the Ministryof Internal Affairs of Russia

The author looks into problems poised by crossborder migration and explains the nature, subject matter, characteristic features and principles of cooperation, which has to be established between different branches, bodies and units of the Ministry of Internal Affairs of Russia in order to stem the influx of illegal migrants. An analysis is also presented of a variety of ways in which organizations of the Ministry cope with the task of organizing joint action to ensure migration security in the Russian Federation.

доцент кафедры государственно-правовых дисциплин,

кандидат юридических наук (Академия управления МВД России)

Yu.A. LIALIAKIN, Associate Professor of the Department of State Legal Subjects,

Candidate of Law

(Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

К вопросу о сущности и содержании взаимодействия подразделений МВД России в сфере реализации государственной миграционной политики и обеспечения миграционной безопасности

Implementing State Migration Policy and Ensuring Migration Security: Nature and Subject Matter of Cooperation in This Field between Different Branches, Bodies and Units of the Ministry of Internal Affairs of Russia

В статье рассматриваются вопросы международной миграции, раскрывается сущность, содержание, признаки и принципы взаимодействия в сфере противодействия незаконной миграции, проводится научный анализ направлений деятельности подразделений МВД России по внутреннему взаимодействию в обеспечении миграционной безопасности в Российской Федерации.

The author looks into problems poised by cross-border migration and explains the nature, subject matter, characteristic features and principles of cooperation, which has to be established between different branches, bodies and units of the Ministry of Internal Affairs of Russia in order to stem the influx of illegal migrants. An analysis is also presented of a variety of ways in which organizations of the Ministry cope with the task of organizing joint action to ensure migration security in the Russian Federation.

Организация деятельности, сущность и содержание взаимодействия, незаконная миграция, МВД России, государственная миграционная политика, миграционная безопасность.

Organization of work, nature and subject matter of cooperation, illegal migration, Ministry of Internal Affairs of Russia, official migration policy, migration security.

Произошедшие в последние годы глобальные социально-политические изменения в мировой геополитической обстановке создали условия для формирования устойчивой тенденции к ежегодному увеличению количества приезжающих в Россию иностранных граждан (внешняя миграция). При этом незаконная (нелегальная) миграция перестала быть стихийным процессом. Речь идет о глобально организованной сети различных организаций, имеющих в своей основе официальные, полуофициальные, теневые и открыто криминальные корни и функционирующих лишь с одной целью — получать прибыль от переправки иностранных граждан через границу и посредничества при трудоустройстве нелегальных мигрантов. Организация нелегальной миграции является прибыльным международным бизнесом наряду с организованной продажей наркотических средств и оружия.

Являясь по своему характеру во многом вынужденной, массовая международная миграция населения и связанные с ней процессы стали особым и долговременным фактором, оказывающим все более заметное влияние на социально-политическую, демографическую и криминогенную ситуацию в России, на межнациональные и межэтнические отношения в стране, а отдельные ее тенденции представляют угрозу миграционной безопасности России, прежде всего в области социальной и экономической деятельности, особенно в центральных и в приграничных субъектах Российской Федерации.

Основными сферами приложения труда нелегальных мигрантов являются строительно-монтажные и ремонтные работы, индивидуальная коммерческая деятельность и сфера услуг. В городских мегаполисах это в основном ремонт, строительство, мелкая оптовая торговля на вещевых рынках, частный извоз, швейное производство, общественное питание и другие виды бытовых услуг. В сельской местности — сезонные сельскохозяйственные работы, аренда земли и землепользование. Осуществляя трудовую деятельность, большинство мигрантов игнорируют правила регистрационного (миграционного) учета и уклоняются от уплаты налогов, сборов и других платежей. Значительная часть нелегалов вовлекается в криминальную деятельность, что не может не вызывать серьезной озабоченности в связи с продолжающимся ростом нелегальной миграции в России.

В последние годы активизация работы по реализации миграционной политики в Российской Федерации послужила основанием принятия важных федеральных законов, указов и иных нормативных правовых актов на различном уровне. Современная миграционная политика в отношении незаконных мигрантов про-

водится одновременно по трем направлениям: против нарушения законодательства о въезде, пребывании и занятости.

Несмотря на то что нормативная база, регулирующая миграционные процессы в России, в целом создана, с учетом бурно развивающихся общественных отношений в сфере внешней миграции она нуждается в постоянном совершенствовании. Федеральные законы и изданные с целью их реализации подзаконные акты, регулирующие пребывание иностранных граждан в России, по-прежнему носят ограничительную направленность. Требует изменения и совершенствования система регистрации мигрантов, их найма на работу; неэффективно организовано налогообложение работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу. Отсутствие автоматизированной системы идентификации личности и дактилоскопической регистрации иностранцев, въезжающих в Российскую Федерацию, создает серьезные трудности в борьбе с нелегальной миграцией в целом.

Следует признать, что состояние действующего миграционного законодательства не в полной мере соответствует реальным потребностям жизнедеятельности, обусловленным постоянным процессом прибывания в Российскую Федерацию различных категорий мигрантов.

В современных политико-правовых условиях, после издания Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 [5], определяющее место в государственном механизме по обеспечению миграционной безопасности занимает Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее — МВД России, Министерство). Важнейшим направлением эффективной деятельности Министерства является не только надлежащее выполнение разносторонних функций в соответствии с наделенными полномочиями и компетенцией, но и успешное осуществление внутреннего взаимодействия между подразделениями, а также внешнего, связанного с другими государственными органами правоохранительной направленности.

Для повышения эффективности деятельности уполномоченных подразделений Министерства по вопросам регулирования и обеспечения миграционных отношений необходима реализация соответствующих форм внутреннего взаимодействия между ними.

Для понимания и определения сущности и содержания взаимодействия в настоящей статье рассмотрены различные научные точки зрения и проведен анализ существующих научных мнений в исследуемой сфере. Прежде всего, как отмечает Л.Д. Воеводин, эффективного результата в любой социальной, экономической и политической сфере жизни, реализации и защиты прав и свобод человека и граждани-

Читайте также: