География как компонент национального сознания доклад

Обновлено: 30.04.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Мир вступил в третье тысячелетие, в новую цивилизацию, связанную прежде всего с информационными технологиями. На этапе переоценки общечеловеческих ценностей и роста общественного самосознания народов большое значение приобретают задачи по воспитанию у подрастающего поколения чувства уважительного отношения друг к другу, миролюбия, толерантности. Как известно, в последние годы в нашей стране произошли общественно – политические, экономические, социальные преобразования, сменились ценностные ориентации. Идет активный поиск наиболее прогрессивных форм и методов обучения, переоценивается и роль народного музыкального творчества в эстетическом воспитании школьников. Несмотря на общеизвестную значимость народной музыки в воспитании детей, большинство учащихся, особенно городских, воспринимают народную музыку, как некую экзотику: непонятный речевой диалект, чуждая эстетика звукоизвлечения нередко вызывают у ребят реакцию неприятия, так как у современных детей сформировался стереотип музыкального мышления на восприятие массовой музыкальной культуры. Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре, не извращая традиций, не выдавая за экзотику. Для характеристики своеобразных начал отечественной культуры особое значение имеет сохранившийся до наших дней комплекс традиций народов Татарстана – одного из самостоятельных районов сложения и бытования явлений, видов и форм национальной культуры. Научная, историко-культурная, художественная ценность разнообразных явлений Татарстана, их диалектная самобытность издавна отмечены исследователями и собирателями. Песни родной земли стоят в ряду самых ярких и значительных явлений в художественном наследии народов республики, их притягательная сила – в искренности, глубине и совершенстве поэтических образов, в жизненной энергии музыкальных ритмов. Народная песня и народная манера пения, наряду с языком – важнейшее составляющее этнической культуры. Они передают дух нации, чувства и переживания людей, в них отражаются обычаи и вера народа.

Народное пение - это вид музыкального искусства, в котором объединяется множество наук: фольклористика, этнография, музыкально - поэтическое творчество, история.

В настоящее время в музыкальном образовании школьников недостаёт специальных программ, в которых знания о культурных ценностях даются с учётом национально-региональных особенностей.

Основой основ любой национальной культуры является, как известно, народное творчество. Великий русский педагог К.Д.Ушинский ввёл понятие

заключённую в его песнях, сказках, былинах, пословицах и т.д. Для решения

непростых воспитательных задач в народной педагогике использовались различные средства. Одним из них являлась колыбельная песня, уникальное средство развития музыкального начала личности, гуманных качеств и духовности человека. Так, чуваши, характеризуя злого человека, говорили:

Обучение русскому и татарскому традиционному пению является одной из форм освоения отечественной культуры. Песне принадлежит главное место в музыкальном фольклоре. С помощью песенного фольклора можно и нужно приобщать детей к истории и культуре своего народа. Закладывая в школе знания народно- художественных традиций, закладывается фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры. Программа "Вокал", по которой я работаю, продиктована острой необходимостью воспитания цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности.

В процессе обучения вокальному пению решаются следующие задачи:

- обучение детей навыкам певческой и исполнительской традиции народов Татарстана ;

-обучение навыкам народного звукоподражания, приемам исполнения (скольжение, спады, огласовки), освоение говора, диалекта коренных жителей республики;

-формирование умения перенимать песню от носителей традиций;

-развитие навыков интонирования в ладах народной музыки;

-обучение вокально-хоровой технике: певческому дыханию, опоре, дикционным навыкам, художественной выразительности;

- формирование представлений о разнообразных жанрах народных песен, об основных музыкально- фольклорных понятиях;

-развитие голоса и его регистров, диапазон, тембра;

-развитие слуха, музыкальной памяти и мышления;

-формирование эстетического вкуса, познавательного интереса;

-формирование умения организовывать свой труд;

-формирование умения общаться, уступать, слушать других, понимать интересы коллектива в стремлении к достижению общих целей;

-воспитание чувства принадлежности к народу, его истории и культуре;

-формирование гуманистических нравственных норм жизни и поведения;

Учебное занятие я провожу по следующей схеме:

-показ и разучивание нового музыкального материала;

-слушание музыки и анализ прослушанного;

Существуют и другие формы проведения занятий.

Передавая певческий опыт из поколения в поколение, мастера традиционной культуры бережно сохраняли приемы и способы исполнения народных песен.

Следует констатировать, что в настоящее время совершился полный разрыв между певческими, народными традициями и современной поп-музыкой, оказывающей тлетворное и развращающее влияние на духовно-нравственное состояние подрастающего поколения. Истинным бедствием следует считать бесконечный поток рок-музыки , тотально заполнивший ТВ, радио, другие СМИ, несущий в себе огромную силу разрушения веками устоявшихся человеческих ценностей, связанных идеями добра и зла. Подобное отчуждение от подлинной духовной культуры и национальных корней привело к кризису общественного сознания, выразившемуся в крайне неблагоприятной атмосфере, сложившейся в современном обществе. Особенно сложная ситуация возникла в детской и подростковой среде. Поэтому назрела необходимость строить массовое музыкальное воспитание, в гораздо большей степени опираясь на традиции национальной культуры. Одной из них является формирование личности ребёнка через среду, создающую условия для восприятия искусства. В связи с этим обучение музыке следует вести в контексте национальных традиций, постепенно расширяя проблематику и тематику учебного процесса. Приобщение к национальному музыкальному наследию помогает сформировать в детях чувство национального самосознания, причастности к своему народу.

Подчеркну, что фольклор всегда естественным образом входил в народную педагогику. С его помощью в доступной форме передавались от поколения к

поколению эстетические, нравственные, трудовые идеалы, понятия об окружающем мире. Участие детей в календарных праздниках своего рода освоение жизненного опыта, школа восприятия традиций: "Широкая Масленица", "Навруз", "Пришла Коляда".

Отмечу, что народное песнетворчество включает целый спектр сопутствующих, но крайне важных для становления личности и её нравственного развития моментов: формирование критериев прекрасного и безобразного; определение норм общения как в процессе совместной деятельности, так и в обычной повседневной жизни; обучение детей гибкости и ответственности сосуществования, при сохранении личного достоинства, интеллигентности и доброжелательности.

Широкое использование фольклора в процессе обучения музыке способствует развитию эмоциональной отзывчивости, так как элементы игры, танца, драматизации , присущие народной песне, в значительной мере помогают этому.

Музыкальное воспитание в контексте национальных традиций делает возможным наиболее полное раскрытие всех внутренних психологических качеств учащегося (мышление, воображение, память, воля); развитие эмоционально-чувственной сферы психики (тонкости, чуткости, умения через музыку познавать глубину душевных переживаний в себе и других людях ) и, что особенно важно - постоянную и необходимую возможность самореализации, создания духовных ценностей, пусть ещё на детском уровне. Это уже полноценное творчество, которое ведёт к развитию самосознания, чувства собственного достоинства, ощущения собственной значимости и взаимопонимания с другими людьми. Без этих качеств нельзя себе представить полноценную личность.

Воспитать человека, мыслящего творчески и самостоятельного, сложная и очень актуальная сегодня проблема. В современных условиях на начальной стадии обучения важно предоставить ребёнку возможность полностью раскрыть свои задатки и развить творческие способности, воспитать у детей

качества, необходимые для того, чтобы в разных видах деятельности они могли успешно действовать и как исполнители, и как творцы.


Национальное сознание – сложная совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень духовного развития нации.

Национальное сознание является продуктом длительного культурно-исторического развития этнической общности. Оно включает в себя отношение группы к различным ценностям общества, отражает процесс ее исторического развития, былые достижения и ставит задачи перед будущим. Ядром национального сознания является национальное самосознание. Кроме него в число основных компонентов национального сознания входят осознанное отношение нации к ее материальным и духовным ценностям; способности к творчеству ради их умножения; осознание необходимости своего сплочения ради осуществления национальных интересов и успешных взаимоотношений с другими национально-этническими группами.

Как и любая друга форма общественного сознания, национальное сознание представляет собой сложное единство двух тесно взаимосвязанных составляющих: теоретического сознания и обыденного.

Обыденное национальное сознание – это эмпирический уровень национального сознания как результат стихийного, эмпирического отражения действительности в повседневном сознании широких национальных масс; в более привычном понимании – это бытовая повседневная национально-этническая психология. Это достаточно сложное динамичное, постоянно видоизменяющееся образование. Обыденное национальное сознание – особого рода синтез природно-биологического и социального опыта многих поколений. И в то же время оно отражает насущное конкретное социально-политическое бытие большинства представителей нации.

Структурно обыденное национальное сознание включает в себя три основных компонента.

Во-первых, это повседневные потребности, интересы, ценности и ценностные ориентации, установки, отражающие определенный этап развития данной национально-этнической общности, и имеющие в основе своего происхождения не столько исторические, сколько конкретные современные истоки.

Во-вторых, это построенные на определенной системе ценностей и ценностных ориентаций стереотипные представления, простейшие нормы и элементарные образцы поведения, а также традиции и обычаи, имеющие как исторические, так и социальные корни.

В-третьих, это эмоции и чувства и обусловленные ими формы выражения в образах, звуках, красках, совокупность которых составляет то национально-особенное в повседневной жизни, что обычно связывается с национальным характером, и исходит из него, хотя проявляется уже в национальном сознании.

Как уже отмечалось, национальное сознание весьма динамично, изменчиво. Этот фактор представляет собой довольно непростую проблему как для политико-психологического анализа, так и для оценки, прогнозирования поведения, жизнедеятельности той или иной национально-этнической общности. Наиболее динамичными компонентами национального сознания являются потребности и мотивы. Практически любые изменения в системе социально-политических отношений ведут к изменениям в потребностно-мотивационной системе, порождают новые потребности, соответствующие изменившимся условиям, а также видоизменяют способы реализации старых потребностей.

Новые или изменившиеся потребности могут вступать в противоречие с иными, менее подвижными компонентами обыденного национального сознания – с изжившими себя традициями и обычаями, со старыми стереотипными представлениями. В результате могут возникнуть внутренние противоречия, психологические конфликты, проявляющиеся в изменениях эмоциональной сферы. Наиболее заметно эти изменения выражаются в динамике массовых настроений. Настроения как демонстрация удовлетворенности потребностей, являются самым динамичным компонентом обыденного национального сознания. Этот динамизм усиливается недостаточной осознанностью настроений, что ослабляет (или делает невозможным) сознательный контроль над ними.

Наиболее устойчивыми элементами обыденного национального сознания являются национально-этнические обычаи и традиции. Они передаются из поколения в поколение, базируются на наиболее глубинных установках и системе ценностей прошлого, на социально-политической памяти национально-этнических групп. Отличаясь особой стабильностью, национально-этнические традиции и обычаи выполняют регулятивную и стабилизационную функции в поведении новых поколений. Именно в этом смысле следует понимать известную фразу о том, что традиции мертвых поколений тяготеют как кошмар над умами живых, оказываясь сильнейшим, часто непреодолимым барьером перед актуальными социально-политическими нововведениями и реформами.

По мнению Д.В. Ольшанского, наиболее весомую роль традиции и обычаи играют в жизни так называемых национальных меньшинств и других, сравнительно небольших национально-этнических образований. Сохранение и культивирование собственных традиций и обычаев является для них необходимой и важной защитной реакцией самосохранения, залогом национально-культурной идентичности и выживания в качестве национальной общности за счет дополнительной мобилизации внутренних, прежде всего, психологических ресурсов, при недостаточности ресурсов внешних. Гиперкомпенсаторное внимание к национальным обычаям и традициям часто оказывается естественной реакцией протеста против политики ассимиляции, обычно реально угрожающей малой нации со стороны более крупных наций-соседей, и, одновременно, формой национального самоутверждения. В этом случае традиции и обычаи выступают как средства передачи социально-политического опыта нации и являются инструментом пробуждения национального самосознания, интеграции национальной общности.

В отличие от обыденного, теоретическое национальное сознание – это научно оформленное и четко социально и политически ориентированное обобщение избранных элементов обыденного национального сознания. Это идеология национально-этнической группы, обычно включающая в себя обобщенно положительную самооценку истории, современности и совокупности целей развития нации, а также ценности и образцы поведения, обязательные для каждого представителя национально-этнической общности. В центре такой идеологии часто может находиться идея исключительности собственной национально-этнической группы, и тогда такая идеология будет приобретать националистический характер, вплоть до расизма.

Теоретическое национальное сознание, основанное на максимальном внимании к идее собственной нации, может исходить и из реалистического понимания взаимозависимости наций и народов в сегодняшнем едином, противоречивом, но взаимосвязанном мире. Подобная идеологическая конструкция приобретает уже принципиально иное, интернациональное звучание. Ключевые вопросы, позволяющие квалифицировать и типологизировать варианты теоретического национального сознания, сводятся к допустимости или недопустимости компромисса в реализации потребностей и интересов разных национально-этнических групп, а также в выборе путей и методов разрешения возможных противоречий.

совокупность представлений, традиций и понятий представителей нации или этноса, позволяющих воспроизводить эту общность людей как целое и причислять каждого индивида к данной социальной целостности.

Многостронность культуры и политики являются основой много­формности и многоуровневости национального самосознания. Для предста­вителей других наций многое в этом самосознании непонятно и чуждо. В то же время каждый представитель нации осознает себя как ее часть (са­моидентификация), с момента рождения становится носителем национальной культуры. Для каждого человека это сознание является основой для вклю­чения в систему политических и общественных связей, для социализации.

После распада СССР национальное самосознание неожиданно для многих политиков получило сверхактуальное значение. Многие националь­ные образования избрали путь автономии и самоопределения. Практика по­казала, что подобное самосознание не включает в себя всей социальной целостности, на его основе не удается разрешить социальные противоре­чия, которые имеются в действительности. В результате вместо нацио­нального объединения в целях реформирования бывшей сверхдержавы в ре­альности усиливается тенденция национального сепаратизма, ведущая к ослаблению всех субъектов национальных отношений и социальной деграда­ци. В особенности недопустимо военное противостояние, которое грозит национальным уничтожением.

Политология. Словарь. — М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

совокупность знаний, оценок, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений членов национально-этнической общности о свое истории, современном состоянии и перспективах своего развития, а также о месте среди аналогичных общностей и характере взаимоотношений с ними. Включает рациональные и эмоциональные компоненты. Самоопределение является основой национального сознания, прежде всего на эмоциональном, а затем уже на рациональном уровнях, является индивидуализированным понятием, выражающим степень усвоения тех или иных компонентов общенационального сознания индивидами - членами национальной общности.

Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .

Основные задачи курса – воспитание ответственного Гражданина.

Формирование объективных знаний об особенностях природы и ресурсах, экологии, демографии и экономики страны

Знакомство с важной проблемой современности: соотношение глобального и национального, формирование национального самосознания

Формирование умений самостоятельно получать и анализировать географические знания из разных источников информации

Современный образовательный процесс усложняется и удлиняется, опираясь на взаимодействие технологий образования:

Информального (повседневное образование) – чтение литературы, посещение музеев и театров, выставок, турпоездки, знакомство с новостями СМИ. Это самое продолжительное по времени образование.

Почему на первом месте – личностные?

В настоящее время уже не подвергается сомнению то , что воспитание личности – важнейшая цель образования, способная обеспечить устойчивое социально-экономическое и политическое развитие страны.

Уникальность географии в воспитании гражданина и патриота, в формировании национальной идентичности и самосознания:

Глобализация – унифицирует, насаждает некие общие правила во всем – культуре, одежде, архитектуре, образовании, кухне и пр.

Краеведение – подчеркивает уникальность родного края, особенности его природы, влияющие на жизнь, деятельность, быт людей, их национальные традиции и культуру.

Краеведение – опирается на предельно конкретный, знакомый и потому более понятный школьнику материал.

Рассматривать параллельно – общие географические закономерности и проявление их на краеведческом материале

В учебниках постоянно предлагаются задания по родному краю в сравнении с изучаемым в данный момент регионом и страной в целом

Изменение знаниевой парадигмы на системно-деятельностную усилило использование практико-ориентированных и проблемных задач при рассмотрении краеведческого материала

Это важно, потому что позволяет более объективно понять особенности нашего общества, а это необходимо для формирования национального самосознания и социализации личности школьника. Нам усиленно навязывают идеалы западного постиндустриального общества, которые чужды россиянам, поскольку искажают объективную сущность человека и не соответствуют нашим идеалам — духовности, доброты, совестливости, стремления к справедливости и созиданию.

ЧТО ДЕЛАТЬ? Изучать родной край и его место в стране и мире !

Знакомство с базовыми национальными ценностями – моральными и нравственными, культурными, семейными, религиозными, присущими обществу.

Национальное самосознание – это осознание своей принадлежности к определенной социально-этнической общности и ее положения в системе общественных отношений

Процесс формирования национального самосознания включает:

Развитие национального (патриотизм, шкала ценностей) и интернационального (отношение к представителям других национальностей) компонентов.

Читайте также: