Геодезия в строительстве дорог доклад

Обновлено: 08.05.2024

Геодезия является востребованной отраслью в современном дорожном строительстве благодаря передовым технологиям. Изыскательские услуги геодезиста при возведении дорог необходимы на всех этапах проведения работ.

Геодезические исследования дают следующие возможности:

  1. Осуществлять ряд необходимых при дорожном строительстве действий — вынесение осей дороги, вынос запроектированных отметок на местности, оценка масштабов земляных работ, разработка исполнительных схем и т. д.
  2. Отслеживать степень просадки и деформации дорожного покрытия.
  3. Получать топографические съёмки. Геодезия в дорожном строительстве помогает создавать топокарты, планы, осуществлять требуемые расчёты.

При оказании услуг геодезист использует специальное высокоточное оборудование. Получаемые данные обрабатываются компьютерными программами.

Перед тем, как начать проведение работ по дорожному строительству, подготавливается вся необходимая проектная документация. В услуги геодезиста на подготовительном этапе входит создание разбивочной сети. Геодезия в дорожном строительстве помогает получать базовую информацию для сопровождения дальнейших работ по возведению дорог. Геодезисты определяют уровень положения дорожного покрытия, вычисляют оптимальные углы поворотов магистралей.

геодезия на дороге

Услуги геодезиста включают в себя непрерывное отслеживание создания котлованов. Он регулярно проводит соответствующие расчёты и проверяет наличие расхождений с проектными значениями.

Геодезия в дорожном строительстве даёт возможность создать на основе этих действий исполнительную схему. Она далее будет проверяться надзорными структурами.

После завершения выполнения всех работ разрабатывается топографический план, в котором будут указаны только что возведённые автомобильные трассы.

Параметры, для определения которых необходима геодезия в дорожном строительстве

  1. Профиль автомобильной дороги, маршруты, прокладываемые на ней, точки поворотов.
  2. Уровень возможного проседания почв. Геодезия в дорожном строительстве требуется, чтобы исследовать состав и свойства грунта, специфику ландшафта, чтобы правильно вычислить этот параметр.
  3. Продольные и поперечные ландшафтные характеристики исследуемой местности.
  4. Визуальные параметры прохождения дороги, которые рассматриваются на основе геодезической съёмки.

Геодезия в дорожном строительстве необходима, чтобы разбить полотно строительной площадки, учитывая проектные требования к ней, реальные особенности возведения дорожного покрытия.

Оказывая свои услуги, геодезист при создании топографических схем обязан принять во внимание все параметры строящейся магистрали. К этим параметрам относятся качество и габариты проезжей части, число и углы уклонов для слива дождевой и талой воды, особенности ландшафта, характеристики делянок. Кроме того, имеют значения параметры возводимых котлованов, разница между минимальной и максимальной высотой строящегося участка дороги, особенно в возвышенных местностях.

строительство дорог - фото

Геодезия в дорожном строительстве – основные этапы

Геодезические работы при возведении работ проводятся в 3 основных этапа:

  1. Предварительный анализ — нанесение на местности основных отметок магистрали, закрепление оси, подсчёт количества строительных работ, исходя из закреплённых дорожных осей. На этом же этапе ищутся и анализируются расхождения ландшафтных характеристик местности с данными проекта и принимаются соответствующие корректирующие решения. В частности, вносятся изменения в проектные схемы на основе собранных данных.
  2. Геодезия в дорожном строительстве необходима и для последующей экспертизы возводимой трассы. Специалистами оцениваются риски осадки дорожного покрытия. Они собирают информацию по прочностным характеристикам грунта, оценивают вероятность его проседаний. На основе собранных данных они строят прогнозы величины деформации полотна дороги под воздействием предполагаемых нагрузок.
  3. Заключительный этап – топографическая съёмка, необходимая для расчётов, разработка исследовательской документации. Топосъёмка проводится с высокой детализацией главных компонентов. Это даёт возможность практически безошибочно разработать графические материалы – схемы, карты и топопланы.

После выполнения всех этих этапов заказчику выдаётся документ, который привязывает конкретный ландшафт местности к проектной информации. Этот документ учитывает все требования ГОСТ, СНиП, технических регламентов и является базовым для дальнейшего топографического планирования строительных работ.

По всем этим причинам геодезия в дорожном строительстве играет очень важную роль. Чтобы осуществить строительство дорожного покрытия, соответствующего всем современным стандартам, требуются услуги геодезиста.


Геодезия- это основа эффективного строительства безопасной дороги любого уровня: от проселочных путепроводов до магистральных трасс федерального значения. В дословном переводе название науки звучит как "делить землю на части". И в этом заключается огромная роль геодезии в практике дорожного строительства.

Важность геодезии в дорожном строительстве

Роль геодезии в строительстве дорог

Изыскания геодезиста обязательны на всех этапах подготовки к возведению дороги и лежат в основе строительного плана. Суть геодезических работ в данном случае сводится:

  • к созданию разметки профилей трассы, ее маршрута, поворотных точек;
  • исследованию состояния и состава грунта ландшафта для контроля его проседания;
  • сбору данных по измерениям поперечных и продольных параметров ландшафта;
  • расчету положений инфраструктурных объектов;
  • проведению геодезической съемки для визуализации характеристик трассы.

Комплекс изысканий (геодезия дороги) необходим для разбивки полотна стройплощадки с учетом требований к ней, реальных обстоятельств обустройства проезжей части. В процессе разработки топографических схем профессиональная команда геодезистов должна учесть все особенности строительства магистрали:

  • количество, качество, размеры проезжих элементов дороги;
  • количество и угол уклонов для отвода воды;
  • строение ландшафта, обочины и боковых делянок;
  • параметры наклонных объектов и многое другое.

Как проводятся геодезические работы?

Измерительные геодезические работы, компьютерные расчеты и моделирование, контроль данных и исследование химических свойств площадки должны выполняться на подготовительном и камеральном этапах. За основу команда геодезистов принимает проектные документы. На выходе она должна представить пакет графической и расчетной документации, на которой будет основан весь процесс строительства дорог.

В ходе проведения измерений ландшафта геодезисту могут потребоваться как классические нивелиры, так и сложные современные устройства для сбора информации с максимальной точностью. Здесь большое значение имеет как квалификационная, так и инструментальная подготовка геодезиста.

ООО "ГеоСтройПроект" выполняет все виды изысканий, в том числе перед строительством трасс разного уровня сложности. Мы работали как с большими многополосными магистралями, так и с малыми проселочными путями, выдавая точные результаты исследований по приемлемой цене.

Этапы проведения геодезических работ

Роль геодезии в строительстве дорог

Этапы проведения геодезических работ

Комплекс геодезических изысканий на дорожной стройплощадке включает три большие группы операций.

  1. Предварительные заключения (включая инженерные изыскания):
    • вынос в натуру базовых отметок трассы;
    • закрепление осей;
    • оценка объема строительных операций на основании закрепленных осей дороги;
    • поиск расхождений реальных ландшафтных элементов с проектными;
    • разработка проектных схем с учетом собранной информации и т. д.
  2. Профессиональная экспертиза дороги:
    • геодезические работы по оценке "осадочных" рисков для дорожного полотна;
    • сбор данных по степени прочности почвы и расчеты вероятности ее проседаний;
    • построение прогнозов деформации дорожного полотна под влиянием естественных факторов.
  3. Топосъемка для расчетов, составления итоговых документов, обоснования выбора материалов. Включает проведение топографической съемки с максимальной детализацией основных элементов, разработку схем и карт, топографических планов.

Цели и задачи геодезии на площадке по строительству и ремонту дороги

По итогам заказчик получает обоснованную привязку реального ландшафта к проектным данным. Это лежит в основе топографического планирования строительно-ремонтных мероприятий. Без этого невозможно провести строительные операции с соблюдением требований СНиП и других регламентов.

На реконструируемых объектах геодезия проводится с целью:

  • оценки объема требуемых ремонтных мероприятий,
  • контроля просадки существующего полотна дороги,
  • измерений, построения прогнозов деформации трассы,
  • поиска эффективных долгосрочных решений для восстановления путепровода.

Что делает геодезист?

Роль геодезии в строительстве дорог

Кто такой геодезист?

Профессиональных геодезистов привлекают на стадии выноса параметров магистрали в натуру, контроля разработки котлованов, составления схематической документации и т. д. На каждом из этапов специалисты проводят определенный комплекс действий:

  • Для выноса в натуру выполняется:
    • геодезическое измерение расстояний между уклонами, самих уклонов дороги;
    • разбивка территории дорожного строительства на участки (пикеты длиной 100 м);
    • вынос в натуру на участках, которые не допускают провешивания;
    • прокладка магистрального хода и т. д.

    По результатам геодезии составляется итоговая схема с визуализацией реконструируемой трассы.

    Заказать геодезию в Пензе и области

    Переоценить роль инженерной геодезии в строительстве дорожных объектов сложно. От ее результатов зависят расходы на строительно-ремонтные мероприятия, скорость и цена получения разрешений, долговечность, надежность дороги и качество ее адаптации в условиях существующего ландшафта.

    Если вам нужно подготовить пакет документов по итогам измерений на территории будущей трассы, провести топографическую съемку или выполнить иные операции геодезии, обращайтесь к профессионалам "ГеоСтройПроект". С нами можно связаться:

    Мы работаем в Пензе и Пензенской области. Используем качественный инструмент (лазерное, электронное геодезическое оборудование) для получения точных данных по измерению, проектированию строительства трассы. Действуем точно, быстро и без ошибок.

    Дорожное строительство неотъемлемо связано с целым комплексом геодезических работ, которые посредством измерений, вычислений и выносу в натуре данных, позволяют обеспечить точность и правильность положения всех объектов инфраструктуры.

    Строительство — это возведение зданий и сооружений, а также их капитальный и текущий ремонт, реконструкция, реставрация и реновация. Процесс строительства включает в себя все организационные, изыскательские, проектные, строительно-монтажные и пусконаладочные работы, связанные с созданием, изменением или сносом объекта, а также взаимодействие с компетентными органами по поводу производства таких работ.

    Строительство дорог — это многоэтапный сложный процесс, который включает в себя в обязательном порядке в соответствии с техзаданием: ‒ выбор материалов и выполнение комплекса замеров; ‒ демонтаж при наличии старого покрытия; ‒ укладку основания в несколько уровней, обеспечивающего высокий уровень амортизации и прочности; ‒ использование современных механизмов и специальной техники; ‒ проверка качества покрытия на соответствие ГОСТу и СНиП.

    Геодезические работы при строительстве дорог начинают с детальной разбивки её оси по материалам предыдущего трассирования. При этом восстанавливают утраченные пикеты, углы поворота и главные точки круговых кривых. Выполняют детальную разбивку кривых одним из известных способов. Кроме того, производят контрольное нивелирование по пикетажу и плюсовым точкам, разбивают, при необходимости, дополнительные поперечные профили. После выполнения указанных работ трассу окончательно закрепляют на местности знаками, располагаемыми вне зоны земляных работ, и сгущают сеть рабочих реперов из расчета : 1 репер на 4-5 пикетов трассы.
    В зависимости от условий местности и положения проектной линии трассы выполняют разбивку земляного полотна дороги для различных случаев положения проектного и поперечного профилей трассы. Разбивка земляного полотна производится с учётом обустройства проезжей части, обочин, откосов и кюветов, соблюдением проектных уклонов в продольном и поперечном направлениях. Поперечные уклоны необходимы для обеспечения отвода воды в том и другом направлениях от оси дороги либо в одном каком-либо направлении, а также для обеспечения необходимой устойчивости движущегося на закруглениях транспорта. Поперечные уклоны не должны отличаться от проектных не более, чем на 0,030.
    Исполнительная геодезическая съёмка выполняется после возведения земляного полотна и после окончательного строительства дороги.

    Трассирование линейных объектов.

    Необходимость трассирования линейных объектов чаще всего возникает при проектировании крупных траcс инженерных сетей: газопровода, водопровода, канализационных систем, линий cвязи. Это очень трудоемкая и сложная работа, которая состоит в предварительном выборе конкурентоспособных вариантов трассы, согласовании ее местонахождения, выносе оси в натуру с закреплением главных точек трассы. Данный вид изысканий подразумевает полный комплекс работ, которые выполняются для выбора самого оптимального положения линейного объекта на определенной местности.

    При трассировании производится маршрутная аэрофотосъемка, планово- высотная геодезическая привязка, полевое и камеральное дешифрирование аэрофотоснимков. В местах расположения трассовых объектов, водостоков, оврагов, дорог, подземных коммуникаций и других различных препятствий производится крупномасштабная инженерно-топографическая съемка. В зависимости от природных условий, вида территории и своеобразных характеристик трассы устанавливается ширина полосы съемки, которая обычно составляет около 200–300 м.

    Результатом топографо-геодезических работ является составление ситуационного плана полосы трассы, инженерно-топографического плана пересечений трассы и ее сложных участков, а также полное описание продольного и поперечного профиля на всех плюсовых и пикетных точках. После того, как происходит согласование и окончательное утверждение варианта трассы, производится вынос оси трассы в натуру с закреплением створных точек, углов поворота, реперов и других основных объектов. При завершении работ производится исполнительная съемка для проверки качества всех выполненных строительных и земляных работ. Спутниковая связь и современное оборудование, а также программное обеспечение позволяет полевым бригадам выполнять работы практически в любых условиях, а также оперативно передавать материалы для обработки в офисы компаний.

    Нивелирные работы при прокладке трассы.

    Обработка журнала нивелирования производится в следующем порядке. Вначале вычисляют превышения между связующими точками (пикетами) для всех станций нивелирного хода. Превышение h на каждой станции находят как разность заднего а и переднего b отсчетов по рейкам: h=а-b При этом получают два значения превышения: h — из отсчетов по черным сторонам реек; h" — из отсчетов по красным сторонам реек. Из этих значений рассчитывают среднее значение превышения.

    Вычислив средние превышения на всех станциях и записав результаты, выполняют постраничный контроль. Для этого выполняют следующее: Получить суммы задних отсчетов по рейкам ∑а и по передним рейкам ∑b. Также получить суммы вычисленных ∑hвыч и средних ∑hср превышений: Получить разность сумм отсчета ∑а–∑b по задним и передним рейкам: В результате постраничного контроля должно выполняться условие: ∑а–∑b = ∑hвыч = 2*∑hср 1) ∑а–∑b =9923=2*4962 2) ∑а–∑b =8974=2*4488 3) ∑а–∑b =-3215=2*(-1606)

    Если это условие выполняется, то все расчеты верны, в противном случае следует все пересчитать. Управление превышения нивелирного хода. Контролем полевых измерений и вычислений является невязка. Величина фактической невязки по абсолютной величине не должна превышать значения допустимой невязки: f h ≥ f h доп При выполнении данного условия измерения, выполненные при прокладке нивелирного хода, считают качественными и пригодными для дальнейшей обработки, в противном случае измерения повторяют.

    Вычисление уравненных превышений. Следующим этапом камеральной обработки нивелирного хода является уравнивание превышений. Для этого величину фактической невязки распределяют с противоположным знаком поровну на все станции, т. е. рассчитывают поправку в каждое превышение: Значение поправки вычисляют с точностью до 1 мм. Если невязка не делится нацело на количество станций хода, полученный остаток по 1 мм распределяют на любые произвольно выбранные превышения. Величины поправок записывают со своими знаками над соответствующими им приращениями. Сумма всех поправок должна быть равна невязке с обратным знаком.

    После определения поправок находят абсолютные отметки всех связующих точек хода. Контролем правильности вычислений абсолютных отметок связующих пикетов является совпадение вычисленного и заданного значений абсолютной отметки конечного репера. На последнем этапе вычислений для всех станций нивелирного хода, где есть промежуточные точки, определяют абсолютные отметки этих точек. Для этого вначале на каждой из этих станций находят значения горизонта прибора (ГП), представляющее собой абсолютную отметку горизонтального визирного луча нивелира, которым брались отсчеты по рейкам.

    Продольный профиль автомобильной дороги

    Продольный профиль автомобильной дороги — это условное изображение разреза автомобильной дороги вертикальной плоскостью, проходящей через её ось. Продольный профиль показывает: рельеф поверхности земли по оси дороги; положение линии бровки земляного полотна относительно дороги; грунтовой разрез по оси дороги; размещение искусственных сооружений.

    Построение продольного фактического профиля трассы. Профиль продольного нивелирования является одним из главных геодезических документов при вертикальной съемке и служит основой для проектирования по нему трасс автомобильных и железных дорог и других линейных сооружений и коммуникаций. Студенты составляют профиль по результатам своих вычислений абсолютных отметок пикетов и промежуточных точек, выполненных в журнале нивелирования. Составление профиля производят на миллиметровой бумаге формата 55х80 см в данной последовательности. В нижней половине листа строят сетку профиля, состоящую из семи горизонтальных граф и содержащую всю необходимую числовую и графическую информацию.

    После составления профиля продольного нивелирования необходимо подготовить по данному профилю проект трассы автомобильной дороги. Дорогу проектируют с условием, чтобы отметка ее полотна на пикетах ПК0 и ПК10 совпадала с отметками этих пикетов. Составление проекта трассы автодороги включает в себя следующие этапы: — нанесение проектной линии; — вычисление проектных уклонов на всех участках проектной линии; — определение отметок проектной линии на пикетах и промежуточных точках; — расчет рабочих отметок; — нахождений расстояний до точек нулевых работ и проектных отметок этих точек; проектную линию наносят на существующий профиль продольного нивелирования, руководствуясь следующим;

    а) объем земляных работ должен быть минимальным; б) объем выемки и насыпи на всем профиле должны быть примерно равными; в) уклон проектной линии оси автодороги не должен превышать величины 0,05; г) проектная линия может состоять из нескольких участков, имеющих различный уклон, но границы этих участков должны совпадать с отвесными линиями, проходящими через пикеты или промежуточные точки; д) между участками проектной линии, имеющими уклоны с противоположными знаками, обязательно должен быть горизонтальный участок длиной не менее 100 м.. Величину уклона i каждого участка проектной линии вычисляют по формуле i=h/d,где h– превышение между концами линии на данном участке (определяется графически по профилю); d– горизонтальное проложение линии.

    Составление продольного профиля трассы автомобильной дороги. Особенности построения сетки поперечного профиля, нанесение линии земли и проектной линии. Вычисление рабочих отметок точек на вертикальных кривых и определение положения точек нулевых работ.

    Рубрика Геология, гидрология и геодезия
    Вид курсовая работа
    Язык русский
    Дата добавления 27.08.2012
    Размер файла 611,3 K

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Содержание

    1.1 Расчет горизонтальных круговых кривых.
    1.2 Вычисление элементов горизонтальных кривых.
    1.3 Вычисление пикетажных значений главных точек круговых кривых.
    1.4 Составление ведомости прямых и кривых.
    1.5 Построение магистрального хода горизонтальных кривых
    1.6 Вынос пикетов на кривую
    2.1.1 Вычисление превышений.
    2.1.2 Вычисление отметок связующих и промежуточных точек.
    2.2 Построение сетки профиля и нанесение линии земли.
    2.3 Нанесение проектной линии на продольный профиль дороги
    2.3.1 Вычисление проектных и рабочих отметок.
    2.4 Проектирование вертикальных кривых
    2.4.1 Вычисление элементов вертикальных кривых.
    2.4.2 Вычисление пикетажных значений главных точек вертикальных кривых.
    2.4.3 Вычисление проектных отметок точек на вертикальных кривых.
    2.5 Вычисление рабочих отметок точек на вертикальных кривых
    2.6 Определение положения точек нулевых работ
    3. Построение профиля поперечника трассы
    3.1 Обработка журнала нивелирования поперечника.
    3.2 Построение сетки поперечного профиля, нанесение линии земли и проектной линии.
    Список использованных источников
    1. Построение плана трассы автодороги
    После окончания трассирования, трасса разбивается на отрезки длиной 100 м, которые называются пикетами. Пикеты закрепляют на местности колышками забитыми вровень с землёй. Одновременно с разбивкой пикетажа по трассе закрепляют плюсовые точки, т.е. точки характерного изменения рельефа местности между пикетами.
    Поперечники разбиваются перпендикулярно направлению трассы, а на углах - по биссектрисам. Длина поперечника зависит от характера сооружений. В нашей курсовой работе длина поперечника 100 м.
    Разбив пикеты до вершины угла поворота, и установив пикетажное положение вершины угла по углу поворота трассы и выбранному радиусу, вычисляют основные элементы круговой кривой (тангенс, кривую, биссектрису, домер).
    Наименьшие радиусы кривых в плане на дорогах I - II категории 800 м, III - 600м, IV - 300м; V - 150м

    1.1 Расчет горизонтальных круговых кривых

    Основными элементами круговых кривых являются: угол поворота г (угол отклонения трассы от предыдущего направления), определяемый на местности; радиус кривой R, назначаемый в зависимости от условий местности и категории трассы; дорожный тангенс Т, отрезок от вершины угла (ВУ) поворота трассы до начала кривой (НК) или конца кривой (КК); длина кривой К; биссектриса Б, отрезок от вершины угла (ВУ) до середины кривой (СК); домер Д. Элементы и главные точки горизонтальной круговой кривой приведены на Рис.1.

    Рис. 1. Элементы и главные точки горизонтальной круговой кривой

    При трассировании на кривых линейные измерения проводят по тангенсам, а длину трассы считают по кривой.

    1.2 Вычисление элементов горизонтальных кривых

    Для значений б=22°41 и R=600 м первой круговой кривой:

    Для значений б=51?52 и R=300 м второй круговой кривой:

    Для значений б=34?06 и R=400 м третей круговой кривой:

    1.3 Вычисление пикетажных значений главных точек круговых кривых

    ПК НК= ПК ВУ - Т

    ПК КК = ПКНК + К

    ПК СК=ПК НК + К/2

    Контрольными являются формулы:

    ПК К = ПКВУ + Т - Д

    ПК СК=ПК КК - К/2

    Расчет выполняется в виде схемы:

    Контроль:

    Вычисление пикетажных значений главных точек круговых кривых:

    Первая круговая кривая:

    Контроль:

    Вторая круговая кривая:

    Контроль:

    Третья круговая кривая:

    Контроль:

    1.4 Составление ведомости прямых и кривых

    По заданному азимуту А, начального направления трассы и углам поворота вычисляют азимуты последующих направлений:

    где - азимут предыдущего прямого участка трассы;

    - азимут последующего прямого участка трассы;

    - углы поворота трассы вправо и влево.

    Вычисленные азимуты нужно перевести в румбы (Табл. 1.).

    Таблица 1

    Перевод азимутов в румбы

    Определение румба по азимуту

    № четверти, название румба

    Расстояние S между вершинами углов вычисляются по формуле:

    - пикетажное значение данной вершины угла;

    - пикетажное значение предыдущей вершины угла;

    Д - домер, относящийся к предыдущей вершине угла.

    Далее вычисляют длины прямых вставок (расстояние между концом предыдущей кривой и началом последующей). Длины прямых вставок находятся по формуле:

    - пикетажное значение начала последующей кривой;

    - пикетажное значение конца предыдущей кривой.

    Все вычисленные данные заносятся в графы 12-15 табл. 2

    Для контроля правильности составления ведомости прямых и кривых подсчитывают суммы чисел:

    1. Разность между суммой правых и суммой левых углов поворота должна равняться разности азимутов конечного и начального участка трассы:

    Убпр - Ублевп - А1.

    2. Сумма прямых вставок Р плюс сумма кривых К должна равняться сумме трассы по пикетажу:

    УР+УК=L.

    3. Сумма расстояний S между вершинами углов поворота минус сумма домеров должна равняться длине трассы по пикетажу:

    УS - УД = УL .

    4. Разность между удвоенной суммой тангенсов и суммой кривых должна равняться сумме домеров:

    2Т - К = Д.

    1.5 Построение магистрального хода горизонтальных кривых

    План трассы строят по румбам и расстояниям между вершинами углов на листе бумаги длиной 841 мм и шириной 297 мм в масштабе 1:2000, используя данные пикетажного журнала (вариант 9) и ведомости прямых и круговых кривых.

    Для построения плана лист бумаги располагают длинной стороной горизонтально, отступают 4-5 см от левого края листа, посередине короткой стороны листа намечают точку ПКО.

    От этой точки проводят горизонтальную линию, и на этой линии в масштабе 1:2000 откладывают расстояние S1 между ПКО и ВУ 1 и получают положение первой вершины угла поворота ВУ 1.

    В точке ВУ 1 при помощи транспортира откладывают первый угол поворота б1 вдоль этого направления откладывается расстояние S м., и находят положение второй вершины угла ВУ 2. Аналогичными построениями определяется положение последующих вершин и конец трассы.

    2Т - К = Д: 2·360,97-713,6=8,34

    Таблица 2- Ведомость прямых и кривых

    Пикетажное обозначение ВУ

    Элементы кривой, м

    Прямая вставка Р, м

    Далее на оси трассы находят положение главных точек круговых кривых НК и КК. Для этого откладывают в обе стороны от вершины углов поворота соответствующие тангенсы (для контроля измеряются на плане длины прямых вставок, расхождения между измеренными и вычисленными значениями не должно превышать ±0,2 мм).

    Положение пикетов и плюсовых точек наносят, пользуясь пикетажной книжкой (вариант 9). До ВУ 1 пикеты ПК 1, ПК 2, а также расстояние от задних пикетов до плюсовых точек откладывают в масштабе плана 1:2000. От ВУ 1 откладывается вперед домер Д и считают, что конец отрезка имеет то же пикетажное обозначение, что и вершина угла. От этой точки откладывается расстояние, равное дополнению до следующего пикета ПК 3, получают ПК 3, затем от этого пикета откладывают отрезки по 100 м и получают соответственно ПК 4, ПК 5, ПК 6. Дойдя до ВУ 2, все действия повторяются.

    Круговые кривые на плане строят методом прямоугольных координат. Для заданного радиуса R. (для первой круговой кривой) и числа k - интервала промежуточных точек кривой (k для первой круговой кривой) находят значения x и y. автомобильный дорога трасса поперечный

    Найденные абсциссы x откладываем по тангенсам от точек НК и КК в направлении вершины угла, на концах абсцисс строят перпендикуляры, на которых откладывают ординаты y.

    Для построения середины кривой в точке ВУ строят направление биссектрисы левого (если угол поворота левый) или правого (если угол поворота правый) по ходу лежащего угла и откладывают длину биссектрисы Б (для первой круговой кривой Б1).

    1.6 Вынос пикетов на кривую

    При трассировании некоторые пикеты попадают на тангенсы. Эти тангенсы необходимо вынести на кривую способом прямоугольных координат. Исходными данными для выноса пикетов являются величина радиуса кривой R и расстояние К от начала или конца кривой до пикета.

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    Комитет образования и науки Курской области

    областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    Выполнил: студент 2-го курса

    Геодезия -это наука об определении положения объектов на земной поверхности, о размерах, форме и гравитационном поле Земли и других

    Основная задача геодезии – создание системы координат и построение опорных геодезических сетей, позволяющих определить положение точек на земной поверхности. В этом существенную роль играют измерения характеристик гравитационного поля Земли, связывающие геодезию с геофизикой, использующей гравиметрические данные для изучения строения земных недр и геодинамики. Например, в геофизике геодезические методы измерений применяются для исследования движений земной коры, поднятий и опусканий массивов суши. И наоборот, нарушения во вращении Земли, которые влияют на точность геодезической системы координат, отчасти могут быть объяснены физическими характеристиками литосферы.

    1.Геодезия в строительстве играет важнейшую роль.

    На сегодняшний день без геодезического сопровождения не обходится ни одно строительство, начиная с небольшого частного дома и заканчивая многофункциональными торгово-офисными комплексами с обширной инфраструктурой. От наличия высококвалифицированных геодезистов на строительной площадке во многом зависит качество и надежность построенных конструкций. Геодезическое сопровождение строительства - это комплекс измерений, вычислений и построений в чертежах и натуре, обеспечивающих правильное и точное размещение зданий и сооружений, а также возведение их конструктивных и планировочных элементов в соответствии с геометрическими параметрами проекта и требованиями нормативных документов.

    Геодезические работы являются составной частью процесса строительного проектирования и производства, а их содержание и технологическая последовательность определяется этапами и технологией основного производства. Бригада геодезистов обязательно комплектуются геодезическим оборудованием – электронными тахеометрами, лазерными или оптическими нивелирами, ноутбуками со специализированным программным обеспечением и пр. При решении сложных геодезических задач будут использоваться специальные приборы: приемники GPS/ГЛОНАСС, приборы вертикального проектирования, построители плоскостей и пр.

    2.Приборы для геодезических работ

    Многофункциональные геодезические приборы, сочетающие в себе теодолит, лазерный дальномер и компьютер, предназначенный для решения множества строительных и геодезических задач

    Геодезический инструмент для определения направлений и измерения горизонтальных и вертикальных углов при геодезических работах. Теодолиты делятся на оптико-электронные и оптико-механические.

    Электронные (цифровые) нивелиры

    Геодезическое оборудование нового поколения для нивелирования, т. е. определения разности высот между несколькими точками земной поверхности происходит при помощи автоматического считывания отсчета со специальных реек, приборы их регистрируют в памяти и проводят обработку.

    Геодезический инструмент старого поколения, служит для определения разности высот между несколькими точками земной поверхности.

    GPS приемник (также GNSS-приёмник)

    Геодезические приборы для определения географических координат текущего местоположения антенны приёмника, на основе данных о временных задержках прихода радиосигналов, излучаемых спутниками навигационных систем. В зависимости от используемой системы навигации разделяются на GPS-приёмники, ГЛОНАСС-приёмники.

    3. Сопровождение в строительстве

    Изыскания для строительства включают в себя целый комплекс разнообразных геодезических и иных работ. Очень часто при выполнении геодезических изысканий все виды работ обозначают одним термином — инженерная геодезия.

    Инженерная геодезия- изучает методы геодезических работ, выполняемых при изысканиях, в проектировании, в строительстве и эксплуатации различных зданий и сооружений, при разведке полезных ископаемых, а также при использовании и защите природных ресурсов. Одно из основных направлений современной геодезии.

    Однако здесь нужно понимать, что топографическая съемка в частности, имеет принципиально важное отличие от строительных геодезических работ высокой точности. Геодезическое сопровождение должно осуществляться непрерывно, когда специалисты постоянно находятся на объекте строительства и выполняют контрольные замеры и их анализ. Такое решение выгодно при больших объёмах строительных работ. В случае необходимости, на небольших объектах может выполняться локальный геодезический контроль после определенного этапа СМР. Не рекомендуется выполнять геодезический контроль только на финальной стадии строительства, когда объект уже практически введен в эксплуатацию. Контроль должен быть поэтапным, для своевременного принятия решения о ликвидации существенных отклонений или изменения проекта. Комплекс инженерно-геодезических изысканий при сопровождении строительства металлических, монолитных и панельных зданий и сооружений, промышленных площадок, аэродромов и трасс линейных объектов (железных и автомобильных дорог, ЛЭП, магистральных трубопроводов и иных инженерных коммуникаций) включает в себя многие действия.

    4.Этапы при сопровождении в строительстве

    Сбор, анализ и детальное изучение проекта строительства, поиск возможных ошибок

    Создание и последующее развитие опорной геодезической сети объекта

    Вынос в натуру главных осей объекта строительства с закреплением их на местность

    Вынос в натуру второстепенных конструктивных элементов объекта

    Контроль и приёмка исполнительной документации субподрядных организаций

    Исполнительная съемка построенных элементов и составление исполнительных чертежей

    Геодезический контроль за соблюдением геометрических параметров строительных конструкци

    На заключительном этапе строительства осуществляется подготовка комплекта исполнительной геодезической документации к сдаче

    Сравнение полученных результатов с проектными координатами (отметками) и координатами одноимённых точек, характеризующих предыдущий контролируемый горизонт (в случае сопровождения строительства многоэтажного здания)

    Наблюдение за деформациями зданий и сооружений, их оснований, контроль перемещений грунта

    Составление и сдача технического отчёта о результатах, выполненных в процессе строительства, геодезических работ

    Сопровождение выемки котлованов (насыпи грунта), с последующим подсчётом объёмов земляных масс, составление картограммы,а так же расчёт объёмов строительных работ.

    5. Геодезическое сопровождение объектов

    Проектные организации (в т.ч. проектные институты). Необходимость в проведении предварительных инженерно-геодезических и инженерно-геологических изысканий, в т.ч. для разработки ППР (Проекта производства работ) Генподрядные организации. Осуществляется комплексное геодезическое обеспечение на всех этапах СМР, а так же геодезический контроль субподрядных организаций. Инвесторы и их надзорные службы. Создание штаба для инженерно-геодезического контроля генподрядных организаций. Землевладельцы и частные лица в сфере ИЖС

    6. Сопровождение в строительстве

    1)Создание постоянного геодезического штаба строительства при сопровождении строительства крупных и особо крупных строительных объектов (ежемесячное сопровождение)

    2)Регламентированное присутствие бригады или специалиста на объекте строительства и другие варианты, в зависимости от возникающих производственных задач (фиксированные выезды)

    3)Работа вахтовым методом в случае чрезвычайной удаленности от объекта геодезических изысканий

    Бригада геодезистов обязательно комплектуются геодезическим оборудованием – электронными тахеометрами, лазерными или оптическими нивелирами, ноутбуками со специализированным программным обеспечением и пр. При решении сложных геодезических задач будут использоваться специальные приборы: приемники GPS/ГЛОНАСС, приборы вертикального проектирования, построители плоскостей и пр.

    7.Заключение

    Реализация любого проекта начинается с комплекса инженерных изысканий: геодезических, геологических и экологических. Геодезия играет здесь ключевую роль. Именно данные топографической съемки содержат информацию о конфигурации рельефа участка, его характеристиках. Они затем ложатся в основу генерального плана строительного участка. Без геодезических данных невозможно перенести проекты зданий и сооружений на местность.

    8.Список литературы

    1) СНиП 3.01.03-84. Геодезические работы в строительстве

    2)СНиП 11-02-96. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения

    3)ГКИНП 02-033-82. Инструкция по топографической съемке в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500 ГКИНП (ГНТА) — 03-010-03.

    4)Инструкция по нивелированию I, II, III и IV классов. — М.: ЦНИИГАиК, 2004;

    5)Пособие к МГСН.2.07-01.Обследование и мониторинг при строительстве и реконструкции зданий и подземных сооружений. — М.: Москомархитектура, 2005

    6) ПТБ-88. Правила по технике безопасности на топографо-геодезических работах

    7)СП 11-104-97. Свод правил по инженерно-геодезическим изысканиям для строительства. — М.: Госстрой России, 1997

    8)СНиП 22-01-85. Геофизика опасных природных воздействий

    9)СНиП 2.02.01-83. Основания зданий и сооружений

    10)СНиП 2.01.09-91.Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах

    11)Руководство по наблюдениям за деформациями оснований и фундаментов зданий и сооружений. — НИИОСПС им. Н. М. Герсеванова, Госстрой СССР, 1975

    12)ГОСТ 24846-81. Грунты. Методы измерений деформаций оснований зданий и сооружений

    Читайте также: