Газман олег семенович доклад

Обновлено: 05.07.2024

. Позиция поддержки — это восстановление взрослым человеческих отношений с ребёнком

Вообще большая часть важных педагогических идей не предлагает нечто небывалое — а обращает пристальное внимание на то, что прежде казалось побочным, фоновым, интуитивно-случайным; переносит именно сюда смысловой центр, задачи специальных исследований и методических разработок.

Так и здесь: перед нами деятельность, связанная с помощью ребёнку в его жизненном самоопределении. С одной стороны, понятно, что эта сторона всегда присутствовала в человеческой жизни; с другой стороны — речь об определённой профессиональной позиции, претендующей на общественное признание (и уже получившей такое признание и распространение во многих странах), с третьей — это конкретная российская педагогическая практика, имеющая авторство, личную историю, своеобразные черты и традиции. .

Самый широкий круг — это особая сторона педагогической (да и просто человеческой) деятельности, принципиально не сводимая ни к обучению, ни к воспитанию.

Круг следующий — профессиональная позиция, посвященная поддержке ребёнка, которая может быть признана, выделена, специально организована.

И, наконец, третий круг — зта особая, разработанная группой российских исследователей стратегия, с особым инструментарием последовательно сменяющихся тактик, особым опытом взаимодействия с практикой воспитания и школьной жизнью.

Что это за инструментарий?

Эти названия отражают тот смысл, который педагогическая поддержка приобретает в зависимости от решаемой задачи.

Иногда при решении конкретной ситуации педагог использует одну из тактик, иногда сочетает несколько, следуя меняющейся обстановке, которая открывает новые задачи и возможности.

в) развивает в ребёнке способности избавляться от страха перед обстоятельствами.

Что ему в этом помогает?

умение, разбираясь в функциональных конфликтах, не втягиваться в конфликты межличностные;

умение занять организационную позицию по объединению вокруг себя людей, готовых так или иначе способствовать реализации прав ребёнка;

готовность, оппонируя сложившейся в школе системе, демонстрировать свою добросовестность в её рамках, намерение связывать со школой свои дальнейшие планы, длительное время находиться вместе с проблемными детьми и т.д.;

способность реально влиять на развитие системы, исподволь преобразовывая её;

Если ребёнок или подросток не встречает в школе людей, которым он действительно интересен, важен, нужен, то у него с каждым днем теряется возможность быть сопричастным к тому, что там происходит. Многие дети защищается от проблемы, блокируя свою активность. Очевидно, что такой способ защиты делает человека как раз абсолютно беззащитным и беспомощным.

Успех первой пробы должен быть гарантирован. Ребёнок не должен разочароваться в себе и в людях, поскольку это разочарование может ещё больше укрепить в нем страх перед действием. Педагог, оказывая помощь, страхует ребёнка от этого разочарования.

у него достаточно стабильное эмоциональное состояние;

его самооценка не занижена.

Потребуются действия, связанные с осознанием и оценкой собственных желаний, интересов, мотивов и основ выбора, производимого в них. Потребуется привыкать к тому, чтобы осознавать себя человеком, свободно и ответственно выбирающим, реально действующим в соответствии со своим выбором.

Договор — это единственная страховка, которую может реально предложить ребёнку педагог на. этом уровне разрешения ребёнком проблемной ситуации. Договор помогает педагогу самому не потерять необходимый уровень реализма и ответственности: ведь он ни при каких обстоятельствах педагог не должен опускаться ниже той черты реализма, за которой не сможет ребёнку гарантировать безопасность.

Через процедуры, связанные с договором, взрослый учит подростка не только овладевать своей свободой, но и учит понимать, какой страховкой они при этом пользуются. Показывает, как эта страховка делается. Затем, если увидит, что ребёнок вознамерился идти без страховки, обязательно будет принимать меры по восстановлению необходимого уровня безопасности.

Тот, кто концентрируется на проблеме, склонен делать ставку на отбор детей для своего класса. Тот, кто концентрируется на желании помочь ребёнку, вполне осознанно начинает осваивать деятельность по педагогической поддержке. Профессионализм в этом позволяет учителю избавляться от страха перед проблемой ребёнка.

Анализ истоков негативного или скептического отношения педагогов к поддержке показывает, что они в принципе не верят в возможность построения гуманистических (т.е. человеческих!) отношений между людьми вообще, и между ребёнком и взрослым в частности. Однако, педагогическая профессия напрямую связана с построением человеческих отношений -а потому педагог, не верящий в саму возможность существования таких отношений, становится источником собственных профессиональных проблем.

Не умея переводить негативные ситуации в образовательные, педагоги по сути теряют возможность для эффективной целенаправленной деятельности. Их педагогическая карьера и спокойствие становятся целиком зависимыми от случая: попадёт или нет в класс проблемный ребёнок.

Анализ деятельности классных воспитателей, получивших в ходе эксперимента специальную профессиональную подготовку по программе педагогической поддержки, убедительно показывает: педагоги научаются не бояться детей, они верят в их возможность овладевать траекторией собственного развития. Педагоги сами оказываются открытыми для осознания собственных профессиональных проблем — и это их не пугает. Им становится очевидным, что решая проблему ребёнка, они изменяются сами, их опыт становится многогранным и богатым, а собственная деятельность обретает особый смысл, смысл истинных человеческих отношений.

Газмаи угадал. И там, где коммунарство осознанно или интуитивно переплетается с принципами, выраженными в педагогике поддержки — там она сохранилось на высшем уровне по накалу, красоте, изумительной душевной тонкости и эффективности.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Технология педагогической поддержки О.С. Газмана. Презентация на заданную тему содержит 11 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Технология педагогической поддержки О.С. Газмана Выполнили Пищагина Мария и Первышина Татьяна 1 курс, Клиническая психология, 1 группа

Технология педагогической поддержки О.С. Газмана Направлена на: поддержку здоровья и физических сил ребёнка поддержку интеллектуального развития детей поддержку ребёнка в области общения поддержку семьи ребёнка Организует творческую атмосферу и культивирует ситуации выбора Воспитание планируется не от задач общества, а от жизненных проблем ребенка

Технология педагогической поддержки О.С. Газмана Правила в педагогической деятельности: 1. Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей. 2. Самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка. 3. Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении. 4. Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами. 5. Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка. 6. Дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание — диалог культур. 7. Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий. 8. Доверяй — не проверяй! 9. Признавай право на ошибку и не суди за нее. 10. Умей признать свою ошибку. 11. Защищая ребенка, учи его защищаться.

Технология педагогической поддержки О.С. Газмана Технологический алгоритм: Диагностический (диагностика проблемы) Поисковый (поиск причин возникновения проблемы) Договорный (сознательный выбор) Деятельностный (действия ребенка и педагога) Рефлексивный (обсуждение итогов)

Технология педагогической поддержки О.С. Газмана 1. Защита Кредо защиты: ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств Тактика защиты - это утверждение презумпции невиновности.

Технология педагогической поддержки О.С. Газмана 2. Помощь Кредо помощи: ребёнок многое может делать сам, если будет активен в решении своей проблемы. Тактика помощи направлена на создание условий, при которых ребёнок получает возможность действовать в атмосфере эмоционального комфорта.

Технология педагогической поддержки О.С. Газмана 3. Содействие Кредо содействия: ребёнок, имея объективную возможность выбирать, должен стать субъектом выбора. Тактика содействия развивает критические и аналитические способности; формирует ответственность.

Технология педагогической поддержки О.С. Газмана Итоги: Идеальная цель: целевая установка на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности Реальная цель: дать каждому ребёнку базовое образование и культуру, чтобы на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть желание самого индивида и объективные возможности семьи и общества в целом Основные критерии результативности: готовность ребенка к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации; развитость индивидуальных способностей; нравственная направленность личности; физическое и психическое здоровье; сформированность базовой культуры; защищенность и комфортность ребёнка в обществе.

Файлы: 1 файл

Концепция О.С. Газмана.doc

1.6. Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития (Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – С. 61 - 68).

Первый процесс способствует усвоению ребенком принятых в обществе ценностей, норм и способов поведения и деятельности (формирование в растущем человеке социально-типичного), а второй становлению его индивидуальности (развитие индивидуально-неповторимого в конкретном человеке).

Анализируя практику обучения и воспитания, сложившуюся в образовательных учреждениях России к концу 80-х и началу 90-х годов, Олег Семенович приходит к выводу, что школы и их педагогические коллективы выполняют лишь социализирующую функцию и крайне слабо обеспечивают процесс индивидуализации.

Не случайно он определяет воспитание как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, а обучение — как передачу и усвоение системы знаний о природе, обществе, человеке и способах человеческой деятельности. Он называет воспитание и обучение процессами приобщения человека к общему и должному. А следовательно, в системе образования, по его мнению, не существует процесса, направленного на развитие индивидуальности и субъектности ребенка. Вот таким процессом и должна стать педагогическая поддержка.

Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).

Продолжая разработку теоретических и технологических основ педагогической поддержки, ученики и коллеги этого известного ученого внесли некоторые коррективы концептуального характера.

Во-первых, в последних работах педагогическая поддержка не противопоставляется воспитанию.

Во-вторых, предлагается рассматривать педагогическую поддержку как важнейший принцип личностно-ориентированной (гуманистической) системы воспитания. Этот принцип и отличает Педагогику свободы от Педагогики необходимости (насильственного формирования).

В-третьих, под педагогической поддержкой нередко понимается мягкая педагогическая технология, направленная на содействие процессам самоопределения, самостроительства и самовыражения личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Цель и принципы воспитания. О.С. Газман считал, что в воспитании должны быть два вида цели — цель как идеал и реальная цель.

Целевую установку на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности он рассматривал в качестве идеальной цели.

А реальную цель воспитания он сформулировал следующим образом: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

Будучи приверженцем гуманистических идей, О.С. Газман считал, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов. Он советовал воспитателям соблюдать в педагогической деятельности следующие правила.

    1. Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.
    2. Самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка.
    3. Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.
    4. Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.
    5. Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.
    6. Дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание — Диалог культур.
    7. Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.
    8. Доверяя — не проверяй!
    9. Признавай право на ошибку и не суди за нее.
    10. Умей признать свою ошибку.
    11. Защищая ребенка, учи его защищаться.

Уточняя и корректируя правила деятельности педагога в контексте педагогической поддержки, Н.Б. Крылова называет нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции учителя (воспитателя). К ним она относит:

  • культура жизненного самоопределения;
  • культура семейных отношений;
  • экономическая культура и культура труда;
  • политическая, демократическая и правовая культура;
  • интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура;
  • экологическая культура;
  • художественная культура;
  • физическая культура.

Центральное звено базовой культуры — культура жизненного самоопределения личности учащегося в четырех важнейших сферах: человек, общество, природа, ноосфера (интегративные продукты человеческой деятельности).

Презентация на тему Презентация Педагог - новатор Олег Семенович Газман, предмет презентации: Разное. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 5 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Педагог - новатор Газман Олег Семенович

Педагог - новатор Газман Олег Семенович

О.С. Газман считал, что в воспитании должны быть два вида цели :

А реальную цель воспитания он сформулировал следующим образом:
- дать каждому школьнику базовое образование и культуру, и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные (желание человека), а объективные – это возможности семьи, школы, общественности.

О.С. Газман считал, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов. Он

О.С. Газман считал, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов. Он советовал воспитателям соблюдать в педагогической деятельности следующие правила:
- Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;
- Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;
- Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно только результаты действий;
Доверяя — не проверяй! Признавай право на ошибку и не суди за нее. Умей признать свою ошибку;
Защищая ребенка, учи его защищаться.

О.С. Газман последовательно проводил постулат о том, что главной обязанностью педагога в воспитании является мягкая, ненавязчивая помощь

О.С. Газман последовательно проводил постулат о том, что главной обязанностью педагога в воспитании является мягкая, ненавязчивая помощь педагога в саморазвитии, самоопределении и самоорганизации ребенка.

Читайте также: