Функционирование слова в сознании человека доклад

Обновлено: 18.05.2024

Прикрепленные файлы: 1 файл

Роль языка в формировании сознания..docx

Абстрактно-понятийное мышление как определенный психологический процесс приобрел автономии только в процессе зарождения и использования системы языковых знаков.Язык стал главным детерминирующих фактором перехода от форм чувственного отражения к способам рационального постижения явлений реального мира.

Итак, язык выполняет четыре основные функции: информационную, коммуникационную, аккумуляционную и преобразовательную Все они взаимосвязаны, взаимодействуют и играют одинаково важную роль.

Язык - это система знаков. Знаком является любой материальный объект, в своем бытии представляет другие предметы реального мира и в связи с этим может быть использован в процессе познания и общения для приобретения, сохранения, преобразования и передачи информации.Изучает различного рода знаковые системы семиотика.

Язык, возникающий в процессе исторического развития того или иного общества и является средством общения людей.Он совершенствуется и изменяется в процессе развития всей общественной жизни. Вместе с тем в различных конкретных сферах практической и познавательной деятельности людей разрабатываются и внедряются специальные системы знаковых обозначений.Язык и сознание существенно отличаются. Если первоеявляется системой материальных знаков, то вторая - совокупностью идеальных образов.Слова - материальная оболочка для фиксирования представлений и абстракций, которые творю ют идеальное содержание, т.е. слов отличия между языком и сознанием - это разница между материальным и идеальным Г Гегель писал: "Язык является якобы телом мышления мислення".

Вместе с тем, как за своим источником происхождения, так и в процессе своего функционирования речь и сознание неделимые. Мнение без словесного воплощения невозможно. С помощью языка образы сознания актуализируются и становятся действительностью как для других людей, так и для самого человека .В свою очередь, слова, утратившие связь с духовным процессом, перестают быть языковыми знаками, потому что теряют статус средств мышления и общения людей.В развитии практического и духовной жизни общества и отдельного человека речь и сознание органически взаимосвязаны: обогащение языка; появление новых слов закрепляет и расширяет предметное содержание сознания.

Как слова хранятся в языковом сознании? Как, по какому принципу слова связаны друг с другом? Как они функционируют при естественной коммуникации? Как автору удается быстро найти нужное слово при порождении речи? Как реципиент понимает воспринимаемый текст? В современной ПЛ науке существует целый ряд различных подходов к значению слова и к его (слова) функционированию в речевой деятельности. Назовем основные:

параметрический подход — в этом случае вниманиеакцентируется на том, что для носителя языка значение слова не является монолитным, оно может быть разложено на ряд составляющих, степень выраженности которых поддается количественному измерению; этот подход связан с методом семантического дифференциала Ч. Осгуда, который измеряет коннотативное значение слова;

признаковый подход — в центре внимания при таком подходе находится то, как пользуется значением слова индивид, все стоящее за словом описывается через некоторый набор признаков, которые скорее характеризуют увязываемый со словом объект, действие, качество и т. д., изучение особенностей восприятия человеком внешнего мира и по следующей переработки воспринятого ведется в целях обнаружения и объяснения психологической структуры зна-

чения слова, с этим подходом связаны имена таких ученых, как Р. Л. Солсо, Л. Барсалоу;

прототипный подход — основывается на понятии типичности не только некоторого сочетания признаков, но и степени значимости таких признаков для отнесения того или иного объекта (действия и т. д.) к определенной категории; этот подход базируется на концепции Элеоноры Рош о прототипной категоризации (вкратце: существуют категории базового уровня обобщения, фундаментальной функцией которых является основанное на гештальтах восприятие поверхностных характеристик объектов в целом и их частей);

А теперь более подробно рассмотрим ассоциативный подход, так как одним из наиболее простых и действенных приемов получения материала в данном случае является метод свободных ассоциаций. Он состоит в том, что ии. предлагается слово-стимул, на которое он должен отреагировать первым пришедшим ему на ум словом или словосочетанием. Слово-реакция и есть та лексема, которая связана со словом-стимулом. Связи между словами, возника-

ющие в сознании, называются ассоциативными связями, или просто — ассоциациями.

Существуют ассоциации, общие для подавляющего большинства представителей того или иного националь-но-лингво-культурного сообщества. Проведем известный психологический эксперимент. Произнесите первые пришедшие Вам в голову слова:

русский поэт — ?

В значительном большинстве случаев у русских реакции представлены словами: Пушкин, нос, воробей, яблоко.

Если проанализировать (пока на поверхностном уровне) реакции, зафиксированные в указанном словаре, то можно увидеть, что ассоциации носят либо парадигматический, либо синтагматический характер (студентзаочник, отличник, институт и т. д.; студентбедный, вечный, голодный, учится и т. д.). Парадигматические ассоциации могут образовать отношения синонимии (другтоварищ), антонимии (другвраг), гиперонимии (студентучащийся), гипонимии (студентотличник).

Понятно, что ассоциации во многом национально детерминированы и маркированы, и в силу этого они будут различаться у представителей разных культур. Подробнее об этом мы будем говорить в курсе этнопсихолингвисти-ки, а сейчас приведем только один пример, зафиксированный А. А. Залевской: реакция на хлеб у русских — соль, у французов — вино, у немцев и американцев — масло, у узбеков — чай.

Но кроме национальной маркированности, ассоциации несут на себе и отпечаток того социума, к которому принадлежит ии.: кистьрябины у жителя Поволжья и винограда у жителя Средней Азии; плавная, мягкая у музыканта, дирижера; краски, волосяная у художника, ампутация у медсестры или врача.

Ассоциации в языковом сознании образуют ассоциативные (семантические) поля, в которых слова, близкие по значению, объединяются в группы. И сейчас рассмотрим серию экспериментов, проведенных А. Р. Лурия, которые показали природу и своеобразие семантических сетей и стали уже хрестоматийными. Эксперименты были основаны на некоторых особенностях физиологических реакций человека на болевой раздражитель в виде удара током. Следствием такого раздражения выступает сужение кровеносных сосудов головы и пальцев рук. Характер сосудистых реакций фиксировался с помощью специальных датчиков. Ученые выявили три типа реакций на внешний раздражитель:

нейтральная (нулевая) реакция — сосуды пальцев и головы не сжимаются и не расширяются;

ориентировочная — сосуды пальцев сжимаются, сосуды головы расширяются;

защитная (наиболее сильная, когда происходит мобилизация сил организма к сопротивлению) — сжимаются сосуды и пальцев, и головы.

Начало эксперимента: одновременно с произнесением слово-стимула ии. наносился легкий удар током. Это продолжалось до тех пор, пока у ии. не вырабатывался условный рефлекс (как у собаки Павлова) — защитная сосудистая реакция на определенное слово (в эксперименте — кошка и скрипка). В результате в конце начального этапа достаточно было произнести слово-стимул, чтобы у ии. (уже без болевого раздражителя) сжимались сосуды пальцев и головы. А дальше начинался сам эксперимент — основная серия опытов.

Вывод: в сознании существуют семантические поля, в которые входят слова, объединяемые общим понятием (здесь — музыкальные инструменты).

Вывод: у выявленного семантического поля можно выявить центр и периферию, где связи между словами ослабевают.

3. Ии. предъявляли слова, никак не связанные с миром музыки: сапоги, шкаф, облако, крыша, труба, печка. Эти слова вызывали нейтральную реакцию (т. е. отсутствие какой-либо реакции).

Что-нибудь вызвало у Вас сомнение? Наверное, слово труба! Эксперимент показал, что труба в ряду музыкальных инструментов вызвало ориентировочную реакцию, когда же его значение конкретизировали соседние слова крыша и печка, оно не вызвало никакой реакции.

Вывод: значения слов, входящих в различные семантические поля, конкретизируются в речевом контексте.

4. Ии. предъявили слова, сходные со словом-стимулом не по смыслу, а по звучанию, напр., скрепка. В этих случаях наблюдалась слабая ориентировочная реакция.

Вывод: слова в нашем сознании связаны не только по смыслу, но и по форме. При этом связь по форме значительно слабее смысловой связи.

Эксперименты с умственно-отсталыми детьми дали совершенно другую картину. Имбецилы (глубокая степень

умственной отсталости) не давали никакой реакции на слова из одного семантического поля и давали ориентировочную реакцию на слова, сходные по форме. Дебилы (слабая степень) показали одинаковую, ориентировочную, реакцию на слова из одного семантического поля и на слова, сходные по форме.

Итак, мы порассуждали о связях между словами в языковом сознании. А существует ли связь между словом и наглядным представлением?

Проведем такой эксперимент. Я говорю слово лимон. Вам стало кисло? А если так:

информацию о том, что в некой стране резко сократилась или, наоборот, выросла урожайность лимонов и прочих цитрусовых.

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом, как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.

В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Очень тесно, можно сказать органически, связаны между собой сознание и язык, в силу чего и научный анализ такого явления, как язык во всей его многосложности, немаловажен для осмысления сущности, природы сознания. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма.

Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм

ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.

Гельвеций говорил: “Чувства составляют источник всех наших знаний. Мы располагаем тремя главными средствами исследования: наблюдением природы, размышлением и экспериментом. Наблюдение собирает факты; размышление их комбинирует; опыт проверяет результат комбинаций. всякое наше ощущение влечет за собой суждение, существование которого, будучи неизвестным, когда оно не приковало к себе нашего внимания, тем не менее реально”

1. Происхождение сознания

Сознание - высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

Сознание это осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и

осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида; в то же время оно - осознание природы.

Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из

окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира.

Отражение в неживой природе соответствует первым трем формам движения материи (механической, физической, химической), отражение в живой природе - биологической форме, а сознание - социальной форме движения материи.

1.1. Роль труда в формировании сознания

Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Зачатки труда характерны для австралопитеков, труд же стал отличительным признаком их преемников - питекантропов и синантропов -

первых людей на земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению огня. Неандертальский человек значительно продвинулся вперед в изготовлении и использовании орудий, увеличил их ассортимент и вовлек в производство новый прикладной материал (научился изготавливать каменные ножи, костяные иглы, строил жилища и пр.). Наконец, человек современного типа - человек разумный, поднял уровень техники на еще большую высоту.

Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Именно рука как “воспринимающий” (непосредственно соприкасающийся с предметами) орган давала поучительные уроки другим органам чувств, например глазу. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием исполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия. В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата.

Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками. Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как-то осмысливают связь своих действий с действиями других членов коллектива и тем самым с достижением конечной цели. Формирование сознания человека связано с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов.

1.2. Роль языка и общения

в формировании и развитии сознания

Язык также древен, как и сознание. У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То немногое, что животные имеют сообщить друг другу, может быть сообщено и без речи. Многие животные обладают голосовыми органами, мимико-жестикулярными методами сигнализации, однако все эти средства имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д., либо простым указанием, либо призывом к совместным действиям или предупреждением об опасности и т.п.

Язык животных никогда не достигает в своей функции акта полагания некоторого абстрактного смысла в качестве предмета общения. Содержанием общения животных всегда является наличная в данный момент ситуация. Человеческая же речь оторвалась от своей ситуативности, и это была “революция”, породившая человеческое сознание и сделавшая содержанием речи идеальное, опосредованно воспроизводящее объективную реальность.

Мимико-жестикулярные и звуковые средства взаимного общения высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Язык - это система содержательных значимых форм. Язык - непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. Выражая свои мысли и чувства человек отчетливее уясняет их сам. Язык и сознание едины. Обе стороны этого единства отличаются друг от друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь - это не мышление, иначе величайшие болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Мышление детерминируется своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.

1.3. Структура сознания

Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном.

В более узком и специальном значении сознание - не просто психическое состояние, а высшая, собственно человеческая форма отражения действительности. В структуре сознания отчетливо выделяются такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке.

Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Но оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины.

Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).

В силу определенного отношения к объекту познания знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром.

Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе

как образное выражение, так и чувства.

Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложноструктурированное целое.

2. Происхождение языка

Чем бы ни занимался человек, он непрерывно говорит и даже тогда, когда работает или отдыхает, слушает или думает. Человеку свойственно говорить точно так же, как ходить или дышать. Мы очень редко задумываемся над тем, что такое язык и как возможно общение с другими людьми? Воздействие языка на нас настолько универсально, что трудно с уверенностью и однозначностью ска­зать, является ли он врожденной способностью или мы научаемся говорить, постепенно овладевая им. Ясно одно, что осознание чело­веком собственного бытия в разнообразии своих отношений к миру, к другому и к самому себе в значительной мере определяется воз­можностями его языка. Язык предоставляет ему необходимые ус­ловия и средства преодолеть ограничения своего психосоматиче­ского опыта, выйти за его пределы и удовлетворить свои жизнен­ные, познавательные и коммуникативные потребности.

2.1. Язык в сознательной деятельности

Столь принципиальная роль языка в сознательной деятельности определяется естественной (психической и телесной) и культурно-исторической природой человека. Человек создавал язык как сред­ство своей жизнедеятельности, с помощью которого он мог, как при­спосабливаться к окружающей среде, раскрывать тайны природы и воздействовать на нее, так и выражать собственные состояния со­знания и мысли, переживания, желания, воспоминания, сообщать что-либо другим людям.

2.2. Язык и речь

Речь является индивидуальным актом обращения человека к языку как социальному и культурному явлению. Она предполагает комбинаторную способность говорящего человека, его умение пользо­ваться языком для выражения чувственных образов, мыслей, эмо­ций, воли, памяти. Речь обеспечивается ресурсами органов речи че­ловека, позволяющими артикулировать и произносить звуки и зву­косочетания. Свободное комбинирование знаков и выстраивание их в нужные последовательности — высказывания, сделанные в устной или письменной форме, — есть основное назначение речи. Именно поэтому говорят, что без речи нет языка, хотя справедливо и обратное: без языка невозможно судить о речевой способности человека. Потребности общения людей диктуют соблюдение в речи формальных и нормативных предписаний языка: орфографических (написание), фонологических (произношение), синтаксических (орга­низация предложения), семантических (значения слов и других эле­ментов языка) и прагматических (особенности использования язы­ка в конкретных ситуациях). Речеоформление актов или процессов сознания осуществляется средствами фонологии, синтаксиса, семанти­ки и прагматики языка. Язык и речь обеспечивают выразитель­ность сознания совместными усилиями.

Владея языком, человек удваивает свои возможности сознатель­ного отношения к миру, раскрывая его средствами чувственного и языкового опыта. Язык оказывается в роли универсального посред­ника в отношениях сознания и бытия. Сознание человека может иметь дело с самим языком точно так же, как и предполагать суще­ствование внешнего мира. Из этого вовсе не следует, что язык тож­дественен бытию и сознанию.

2.3. Язык и сознание

Затрагивая вопрос о характере влияния языка и речи на наше сознание о мире, целесообразно вторгнуться в современную фило­ софию языка. Формирование в XX в. философии языка вызвало интерес к его природе, породило разногласия во взглядах и усилило конкуренцию между ними. Но в отличие от эмпирических и раци­оналистических парадигм традиционной онтологии и теории позна­ния новые модели языка объединил общий тезис, согласно которо­му отношение сознания к бытию является языковым. Язык прони­зывает все структуры бытия и сознания. Конечно, необходимо отличать существование внешнего мира от языка так же, как и отделять от языка сознание. Однако осознание внешнего мира че­ловеком настолько тесно связано с языком, что стремление отдель­ных философов отделить сознание и бытие от языка — это проти­воестественный акт и по сути дела это невозможно. Ведь сознание бытия становится по необходимости полным лишь в языковых фор­мах и с помощью языковых средств, а выражение актов сознания и обмен ими (общение) без языка трудно представить. Например, согласно Гадамеру язык превращает сознание в разговор и тем самым — в общение. Законы, причины, явления, свойства, отношения предопределяются значениями языка. Их нельзя понять иначе, чем через язык. Тот факт, что в мире существуют явления, свойства и отношения, ни у кого не вызывает сомнений. Но они конструиру­ются с помощью языка и являются его конструктами. Язык стано­вится способом осознанного конструирования мира.

Аналогичные затруднения возникают, если буквально принять разделение сознания и языка. С одной стороны, кажется разумным, например, что прежде чем говорить или писать, надо подумать. С другой стороны, как можно думать, не прибегая к языковым формам и средствам? Когда кто-то говорит, что он должен обдумать какую-то мысль, то он осознанно или не осознано делает это, находясь в пределах языковых требований. Мысль становится мыслью по мере того, как она оформляется в речи в соответствии с требованиями языка. Во всех случаях мысль должна найти выражение в языке и только тогда она будет считаться мыслью, доступной для другого человека и понятной ему. Не только мысль, но и переживания, эмо­циональные состояния, волеизъявления наталкиваются на сопро­тивление языка, который оказывается то послушным, то враждеб­ным средством для их выражения.

Заключение

Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. “Ядром” сознания, способом его существования является знание. Формирование сознания связано с возникновением труда. Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка. Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания. Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы - человеческого мозга. Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее, оно - единое целое.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.

Высшим уровнем психического отображения, характерного только человеку

как общественно-историческому существу, является сознание. Сознание – это

отображение в психике человека идеальных образов действительности, своей

деятельности, самого себя. Сознание – не просто образ действительности, а

особенная форма психической деятельности, ориентированная на отображение действительности.

Список литературы

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.

В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека.

1 Сущность сознания

1. 1 Происхождение и сущность сознания

Проблема сознания, его происхождения и сущности затрагивает прежде всего исходные мировоззренчески-методологические принципы разграничения материального и духовного, физического и психического, поэтому ключевое значение для раскрытия действительной природы сознания и его сущности приобретает диалектико-материалистическое разрешение основного вопроса философии. С этой позиции сознание – способность идеального воспроизведения действительности. К сознательной духовной деятельности человека относятся его мысли, чувства, воля, ощущения, представления, взгляды.

В понимании и объяснении природы сознания диалектико-материалистическая философия исходит из принципов отражения и деятельности. Принцип отражения раскрывает процесс становления материального носителя сознания – человеческого мозга как результата развития форм отражения в неживой и живой природе,
а также связывает появление сознания с качественным скачком – отражением на социальном уровне.

Отражение – всеобщее свойство материи, бытия, которое присуще любым видам материального взаимодействия и проявляется как способность предмета воспроизводить свойства тех предметов, которые на него воздействуют. Формы отражения многообразны.
В неживой природе оно проявляется в виде физико-химических взаимодействий. В живой – выступает в формах раздражимости, чувствительности, нейрофизиологического и психического отражения. Эволюция этих форм приводит к появлению сознания как формы отражения на социальном уровне.

Основу социального отражения составляет развитие всей совокупной человеческой деятельности, и движущей силой появления сознания выступает активное отражение внешнего мира в ходе общественной практики. Тем самым сознание, с одной стороны, является высшей формой психического отражения действительности, а с другой – качественно отличается от психики животных. Отражение на социальном уровне связано со способностью человека к абстрактному мышлению, т.е. к обобщающему отражению действительности в понятиях, выраженных словом. У человека существует физиологический механизм, при помощи которого человек реагирует на слово – это речь. Она присуща только человеку.

Итак, сознание возникает как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием деятельности, общества и речи, поэтому сознание человека – результат общественно-исторического развития в процессе деятельности. Деятельность – активность человека, которая направлена на удовлетворение своих потребностей по преобразованию природы, социальной среды и созданию орудий и средств производства и которая имеет целесообразный и мотивационно-организованный характер. Весь этот процесс создаёт специфически человеческую среду обитания, формы общения и социальной организации (пространство культуры). Опыт такого созидания и составляет содержание тех форм отражения, которые образуют человеческое сознание.

Таким образом, возникновение сознания связано с формированием культуры на основе преобразовательной общественной деятельности людей, с необходимостью закрепления навыков, способов, норм деятельности человеческого сообщества, что предполагает общение и кооперацию, которые входят в содержание человеческих представлений и отражают опыт культуры.

Носителем сознания всегда выступает отдельный человек, который обретает эту способность только тогда, когда он включён в систему общественных отношений и развит в соответствии с её требованиями. Обладает сознанием, мыслит не сам мозг, а человек с помощью мозга. Способность мыслить не наследуется мозгом, она передаётся от поколения к поколению через формы предметного мира, созданные в процессе деятельности, т.е. через формы культуры. Содержание сознания, формы его бытия, уровни и виды проявления, элементы и структура, состояние, функционирование и направленность развития являются общественно-историческим продуктом, закономерно связанным со способом жизни человека в данной социокультурной среде.

1.2 Свойства, структура, источники и функции сознания

Сознание является специфическим свойством человека, его родовым признаком. Природа сознания раскрывается через его свойства. К основным свойствам сознания относятся:

Идеальная реальность выявляется в сопоставлении с реальностью материальной, для которой характерна пространственно-временная и вещественная определённость, непосредственная чувственная данность. Это проявляется в том, что идеальный образ не имеет массы, запахов, размеров, не обнаруживается с помощью материальных средств.

Отношение между действительностью и сознанием является основным для решения вопроса о содержании сознания. Это отношение позволяет выявить такое свойство сознания, как интенциональность, которое проявляется в виде его предметности и направленности, т.е. сознание всегда предметно содержательно. Все акты сознания являются специфическими установками на что-либо, направленными актами, т.е. сознание возможно, если имеется направленность его на определённую предметную область. Не бывает беспредметного сознания, ибо это противоречит сущности его как феномена, непосредственно связанного с объективным знанием. Именно свойство предметности даёт возможность использовать язык и стоящие за ним идеальные значения той действительности, которую он выражает, обозначает.

Таким образом, что-то всегда является предметом сознания – окружающий мир, духовный мир. Идея, а вместе с ней и сознание направлены на определённый предмет, в этом процессе проявляются его формы, его осмысление, понимание и объяснение.

Как было отмечено, содержание сознания связано с идеями, которые отражают явления объективного мира, выражая их смысловое содержание в знаковых понятийных формах. Смысл должен быть понятен многим, т.е. идея имеет объективный характер и в определённой степени независима от внутреннего, индивидуального, субъективного. Доступность идеи для всех проявляется как интерсубъективность сознания. Объективность идеи закрепляется в практике её употребления, фиксируется в лексике языкового материала, что и является достаточным основанием для её принятия и понимания. Таким образом, любые способы понимания идей связаны с таким свойством сознания, как интерсубъективность.

Похожие страницы:

Сознание в философии (4)

. созна­ния человека к его бытию, вопрос о включен­ности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предостав­ляет человеку сознание . . Непосредственно сознание че­ловека нацелено на внешние предметы. Тело человека, его сознание, его .

Сознание как философская проблема (1)

Сознание (7)

. достижением конечной цели. Формирование сознания человека связано с возникновением общественных . собою целенаправленную деятельность одаренного сознанием человека, это ценностное отношение к . из его проявлений. Сознание — это сознание человека и общества во .

Сознание (8)

. дальше. От психики животных к сознанию человека. Происхождение сознания. Материалистическое решение основного вопроса философии . и целенаправленно его преобразовывать. Иными словами, сознанию человека свойственна творчески-конструкторская функция. Таково .

Человек в мире культуры (3)

. воспринимаются нами через призму человеческого сознания. Человек не может бесстрастно созерцать природные . , духовного здоровья человека и, включающая в себя субъекта профессии, его ценностное сознание, знания и идеалы .

Читайте также: