Функции философии в современном мире доклад

Обновлено: 30.06.2024

Функции философии определяют её практическое и теоретическое значение. Это направления, в которых применяется философия как наука и посредством которых реализуются её цели, задачи и назначение.

Философия – особый вид познания и деятельности, с которыми связана общественно-историческая практика людей. Ориентируется на решение социальных задач, стремиться дать целостное представление о материальном и идеальном мире. В ходе взаимодействия с практической деятельностью преобразовывает и познаёт реальность.

Функции философии

Философия как наука выполняет несколько функций:

  • Мировоззренческую.
  • Познавательную.
  • Методологическую.
  • Ценностно-ориентировочную.
  • Мотивационно-побудительную.

Рассмотрим каждую более подробно.

Мировоззренческая функция

Основа мировоззренческой функции лежит в системе теоретически аргументированных взглядов на мир и его явления, свойства и взаимоотношения. Именно эти взгляды являются определяющими в направлении деятельности людей, которая базируется на их представлениях об окружающей среде и реальности. В этой связи можно говорить о том, какой характер имеет сама философия, такому направлению взглядов и придерживается человек. Потому как обе философии и научная, и религиозная имеют под собой теоретические обоснования.

Научная философия опирается на достижения, сделанные в разные времена в научной сфере, в свою очередь религиозная, подкреплена знаниями о религии и при этом достаточно яро критикует науку. Исходя из этого, можно говорить, что поведение человека формируют его мировоззренческие установки.

Часто случается, что видение мира вступают в борьбу с содержанием практической деятельности людей.

Некоторые учёные, которые занимались исследованиями природных явлений, были идеалистами. Они заявляли, что все явления мира выступают в качестве комплекса чувств человека, за гранями которого нет никакого объективного мира. Были и подлинные идеалисты, которые к своим научным исследованиям относились как материалисты.

Последних обычно называют стихийными материалистами. Они неосознанно философски относились к миру как к настоящей действительности.

Познавательная функция

Познавательная функция философии сопровождает науку с самого её зарождения. Потому как философия и возникла именно потому, что люди были склонны к познанию, изучению окружающей действительности, а также различных свойств и законов существования. В каждом периоде своего существования философия занималась решением этих задач и следовала по пути решения одних проблем к постижению других.

В начале своего развития познавательная функция реализовывалась в виде догадок древнейших философов, и достигла своего совершенства в создании безупречных философских систем, в которых философская мысль творчески проявляет себя. Несмотря на это многие философы были яркими представителями естественных и социальных наук.

Методологическая функция

Методологическая функция присуща философии ввиду того, что наука вырабатывает принципы отношения человека к миру и хранит знания об этих принципах. Соответственно она может выступать в качестве методологии или в роли учения о методах познания и преобразования реальности.

Методология, если рассматривать её как совокупность убеждений и правил, выступает в качестве проявления мировоззрений в действии. В этом направлении можно утверждать, что методологическая функция философии играет значительную роль в формировании и развитии всех видов наук. Исследователи очень часто используют методологические предписания философии в поиске новых способов и методов изучения.

Ценностно-ориентировочная или аксиологическая функция

Аксиологическая или ценностно-ориентировочная функция представляет собой систему теоретических убеждений относительно мира. А философия, в свою очередь, обуславливает отношение к его явлениям или даёт характеристику их значению для познающего субъекта и/или других людей, кроме этого даже для общества или человечества в целом.

Говоря простыми словами, этой функцией даётся оценка всех явлений, и то, какое значение они имеют в жизнедеятельности людей. Философия призвана порождать в человеке пробуждение определённых нравственных ориентаций, аксиологическая функция прекрасно с этим справляется посредством выявления социальных ценностей. Это, логично предположить, способствует формированию более адекватной приспособительной и творческой деятельности человека.

Мотивационно-побудительная функция.

Мотивационно-побудительная функция философии заключается в том, чтобы подталкивать человека к перманентному развитию и стремлению заниматься полезной для общества деятельностью. Философия как наука формирует у людей определённые взгляды и ценности, а значит, ориентирует в познании мира и понимании сути существования. Исходя из этого, мотивационно-побудительная функция побуждает искать и достигать достойного места в обществе. Кроме этого, философия воспитывает в человеке определённые интересы, идеалы, которые обусловливают мотивы его поведения и достижение поставленных целей.

Давая оценку философии как науке, принимая во внимание основные принципы её функций, можно утверждать, что она достаточно открыто влияет на становление и развитие духовного мира личности, воспитание активной жизненной позиции, а также независимость в избрании собственного жизненного пути. Кроме этого, влияет на формирование чувства ответственности перед обществом и другими людьми.

Философский анализ направлен во вне человека — на все мироздание и внутрь — на самого человека. Философия исследует мир внешний по отношению к человеку и мир внутренний (духовную жизнь человека, его сознание) в их взаимосвязи друг с другом. Иными словами, в самом общем виде она изучает субъектно-объектные отношения. Никакая другая наука этой проблемой специально не занимается. Поэтому все философские проблемы, так или иначе, затрагивают самый общий вопрос — о соотношении материи и сознания.

Цель данной контрольной работы — раскрыть содержание основного вопроса философии в контексте борьбы материализма и идеализма, рассмотреть функции философии, их актуальность на современном этапе.

Основной вопрос философии

Основной вопрос философии и состоит в отношении материи и сознания.

В зависимости от того, как философы понимали данное соот​ношение, что принимали за исходное, определяющее, они состави​ли два противоположных направления. Позиция, согласно которой мир объясняется, исходя из духа, сознания, получила название идеализма: в ряде моментов он перекликается с религией. Фи​лософы же, бравшие за основу миропонимания природу, мате​рию, объективную реальность, существующую независимо от чело​веческого сознания, примыкали к различным школам материа​лизма, во многом родственного по своим установкам науке. Су​ществование этих радикально противоположных направлений определяется не только теоретическими причинами, но и обстоятельствами социально-экономического, политического, духовного развития общества, в свою очередь, оказывая на него несомненное влияние.3

Материалисты, опираясь на данные научных исследований, утверждают, что первична материя, а сознание человека вторично, оно возникло в результате длительного развития материи. Идеалисты считают, что первично сознание: либо в виде некоего абсолютного духа или разума (объективный идеализм), либо в виде сознания человека (субъективный идеализм). Идеалисты не отрицают материю, но рассматривают ее как низший род бытия — не как творческое, а как вторичное (сотворенное) начало.

Идеализм бывает субъективным и объективным. Объективные идеалисты началом всего сущего признают нечто нематериальное и независящее от человеческого сознания (т.е. существующее объективно) — Бог, мировой разум, идею, Вселенский дух, Абсолют. Представители этого направления (Платон и неоплатоники, философы средних веков, Гегель и неогегельянцы) считают идеальное существующим объектив​но, независимо от человека. Субъективные идеалисты рассматривают мир лишь только через призму индивидуального (субъективного) сознания, которое творит мир в виде комбинаций идеальных образов. Субъективные идеалисты (Дж. Беркли, Д.Юм, Э.Мах и др.) считают идеальное формой внутреннего человеческого опыта. Крайняя форма субъектив​ного идеализма — солипсизм — предполагает, что реально лишь мое со​знание, существование же всего, что меня окружает, — про​блематично.

Материализм также имеет различные формы. Существует так называемыймеханистический материализм, основное свойство материи усматривающий в про​тяженности, (П.Гольбах, Ж. Ламетри), вульгарный материализм, сводящий все мыслительные процессы к физиологичес​кой основе, материализм естественнонаучный,обусловленный познавательной установкой ученого, и материализм диалектический(марксизм). Представители диалектического материа​лизма, подчеркивая генетическую связь между материей и со​знанием, признавали идеальное как особую реальность, существующую относительно автономно. Философов, призна​ющих существование двух самостоятельных субстанций (пер​вооснов), называют дуалистами. Все вышеперечисленные разновидности материализма и идеализма являются различными разновидностями фило​софского монизма.

Материализм и идеализм — противоположные философские направления. На протяжении всей истории философии они ведут сложный, напряженный и содержательный спор друг с другом.

В решении вопроса о познаваемости мира также существуют позиции-антиподы: точке зрения познавательного оптимизма противостоят более пессимистические системы взглядов: скептицизм (от греч. скептикос — рассматривающий, исследующий) — идеалистическое философское направление, подвергающее сомнению возможность достоверного познания объективной действительности; агностицизм (от греч. а — отрицание и гносис — знание; недоступный познанию) — идеалистическое философское течение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей. Учение о познании в философии называют гносеологией.

Формы материализма, как и идеализма, многообразны. Так, различают метафизический и диалектический материализм. Принципиальные различия между ними как двумя противоположными концепциями взаимосвязи и развития можно представить следующим образом:

1. Диалектика исходит из всеобщей, универсальной взаимосвязи явлений и процессов в окружающем нас мире, метафизика признает только связи случайные, возводя в абсолют автономность, самостоятельность вещи.

2. Диалектика исходит из принципа развития, качественных изменений явлений и процессов, метафизика сводит все изменения в мире только к количественным.

3. Диалектика исходит из внутренней противоречивости, закономерно присущей любому явлению или процессу, метафизика же считает, что противоречия свойственны только нашему мышлению, но отнюдь не объективной действительности.

4. Диалектика исходит из того, что именно борьба внутренне присущих явлениям и процессам противоположностей представляет собой главный источник их развития, метафизика же переносит этот источник вне исследуемого предмета.

Почему в истории философии диалектика и метафизика сменяли друг друга в качестве господствующих философских методов? Смена эта происходила закономерно, в связи с качественными изменениями в характере самой науки, и прежде всего естествознания. Так, античная диалектика, превосходившая метафизику в объяснении мира в целом, вынуждена была уступить свое первенство, как только конкретные науки занялись детальным, скрупулезным исследованием каждого явления в отдельности и в его статике. На этом этапе (а он длился сотни лет) метафизика как нельзя лучше отвечала духу тогдашней науки. Но затем наступил новый этап, когда научное знание из описывающего, собирающего начало превращаться в сравнивающее, классифицирующее, систематизирующее (вспомним то, что сделал Карл Линней в виде системы растительного и животного мира, Дарвин своей эволюционной теорией, Менделеев — периодической системой элементов и т.д.). Духу такого научного знания может соответствовать только диалектический метод.

Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в доста​точной степени полно, не затрагивая вопроса о ее функциях. Функции философии многообразны. Среди них важнейшими являются онтологическая, гносеологическая, методологическая, аксиологическая и мировоззренческая. Среди них основными функциями философии являются мировоззренческая и методологическая.

Мировоззренческая функция философии связана с осознанием мира как объекта практических интересов, целей и действий субъекта, формированием основных жизненных позиций, убеждений и идеалов людей. Мировоззренческая функция реализуется на двух уровнях: логико-рассудочном (понятийно-категориальном) и эмо​ционально-образном (представленчески-ассоциативном).

Методологическая функция заключается в обосновании необходимости общих принципов и методов познания мира.

Две основные функции философии — мировоззренческая и методологическая — взаимопереходят, взаимопроникают друг в друга. С одной стороны, метод включен в мировоззрение, ибо наше знание об окружающем социальном мире в самых существенных моментах будет неполным, если мы отвлечемся от универсальной взаимосвязи и развития в нем. С другой стороны, мировоззренческие принципы (и, прежде всего, принципы объективности законов общественного развития, принцип первичности общественного бытия) входят в состав философского метода.

Гносеологическая функция выражается в разработке общей теории познания и раскрытии уровней познания.

Следует выделить и прогностическую функцию философии, формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях раз​вития материи и сознания, человека и мира. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем боль​ше философия опирается на науку. Наконец, нельзя не упомя​нуть функцию философии как школы теоретического мышле​ния и мудрости. Особенно это касается изучения истории фи​лософии.

С критической функцией философии тесно связана и ее ак​сиологическая функция. Любая фило​софская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: социаль​ных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п. Осо​бенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

Следует подчеркнуть, что все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает осталь​ные и, так или иначе, включает их. Нельзя разорвать, например, мировоззренческую и методологическую, методологическую и гносеологическую, социальную и гуманитарную и т.д. функции. И вместе с тем только через их целостное единство прояв​ляется специфика и сущность философского знания.

Роль функций философии в жизни общества непрерывно возрастает. Тем более это справедливо для нашего времени. Без преувеличения можно сказать, что философия является сегодня важнейшим элементом духовной культуры человечества. Изучая философию, пытаясь понять ее смысл и назначение, мы не просто становимся образованнее, мы пытаемся спасти наше будущее.

Список использованной литературы:

1.​ Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений. В 2 ч. Ч.1. –Москва: Политиздат,1999.- 367 с.

2.​ Крапивенский, С. Э. Общий курс философии: Учебник / С. Э. Крапивенский.- Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1998.- 472 с.

3.​ Лешкевич, Т. Философия. Вводный курс / Т. Лешкевич.-Москва: Контур, 2001.- 464 с.

4.​ Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс.- Т. 21.-Москва, 1976.- 731 с.

5.​ Философия: Учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина.-Москва: Академический проект, 2003.- 656 с.

6.​ Философия: Учебник / под ред. проф. В. Н. Лавриненко.-Москва: Юристъ, 2002.- 520 с.

7.​ Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии / Ф. Энгельс.-Москва: ИНФРА-М,1989.- 358 с.

8.​ Франкл, В. Человек в поисках смысла /В. Франкл.- Москва: ПРЕСС, 1990. – 316 с.

1 Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии / Ф. Энгельс.-Москва: ИНФРА-М,1989.-С.54
2 Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс.- Т. 21.-Москва, 1976.- С. 282
3 Философия: Учебник / под ред. А .Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина.-Москва: Академический проект, 2003.-С.16
4 Лешкевич, Т. Философия. Вводный курс / Т. Лешкевич.-Москва: Контур,2001.- С.151
5 Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений. В 2 ч. Ч.1. –Москва: Политиздат,1999.-С.213
6 Лешкевич, Т. Философия. Вводный курс / Т. Лешкевич.-Москва: Контур, 2001.- С.156
7 Философия: Учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина.-Москва: Академический проект, 2003.- С.18
8 Франкл, В. Человек в поисках смысла /В. Франкл.- Москва: ПРЕСС, 1990. — С. 160.

Роль философии в обществе. Функции философии

Все функции философии можно разделить на две группы: мировоззренческие и методологические.

В свою очередь в мировоззренческих функциях можно выделить следующие:

- гуманистическая функция. Философия помогает нам осмыслить жизнь, укрепить свой дух. Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийству, наркомании, алкоголизму, преступлениям. На протяжении многих столетий значительная часть человечества пребывает в отчуждении от собственности, власти, продуктов своей деятельности. Человек оказывается порабощенным физически и духовно.

Политизация общественной жизни и особенно все более дающая о себе знать тенденция к тоталитаризму подавляет человека, ведет к конформистской личности, негативно действует на философию. Все больше мыслителей обращает внимание на оскудение личности, к чему приводит много факторов, например, рост специализации во всех сферах человеческой деятельности, усиление технизации общества, быстрый рост безликого естественнонаучного знания;

- социально-аксиологическая функция расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункция. Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале. С конструктивно-ценностными задачами философии переплетаются и составляют единство задачи по интерпретации социальной действительности и по критике ее структур, состояний, тех или иных социальных действий.

Интерпретация и критика связаны с ориентацией на ценности, общественные идеалы, с оценкой социальной действительности под соответствующим углом зрения. Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. Философия критична по своему существу;

- культурно-воспитательная функция. Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречий, изменяющейся сущности явлений;

- отражательно-информационная функция. Одна из главных задач философии - разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. В этой функции модифицировано основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и углублять знания, служить источником достоверной информации.

Подобно науке, философия есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Такая информация конкретизируется в философских понятиях (категориях), общих принципах и законах, образующих целостную систему.

Внутри этой системы выделяются разделы философского знания:

- онтология - учение о бытии;

- гносеология - учение о познании;

- социальная философия - учение об обществе;

- этика - учение о морали;

- эстетика - учение о прекрасном;

- логика - учение о законах мышления;

- философская антропология - учение о человеке;

- аксиология - учение о природе ценностей;

- методология - учение о методе;

- история философии - учение о развитии философских знаний.

Кроме того, можно выделить прикладные аспекты философского знания:

- философия науки - раздел философии, включающий исследования структуры научного знания, средств и методов научного познания, способов обоснования и развития знания;

- философия техники - раздел философии, связанный с интерпретацией феномена техники в современном мире;

- философия истории - раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания;

- философия политики - раздел философии, исследующий общие вопросы политической сферы общественного устройства;

- философия права - раздел философии, включающий общие вопросы правоведения и государствоведения;

- философия культуры - раздел философии, исследующий сущность и значение культуры;

- философия религии - это философия в ее отношениях с религией. Со стороны своего метода философия способна выполнять несколько функций по отношению к науке: эвристическую, координирующую, интегрирующую, логико-гносеологическую.

Существо эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Философия не содержит в себе каких-либо запретов на попытки предсказаний теоретико-мировоззренческого или общеметодологического характера. Рассмотрение эвристической функции философского метода показывает, что роль философии в развитии частных наук значительна, особенно в отношении формирования гипотез и теорий.

Координирующая функция философии состоит в координировании методов в процессе научного исследования. Потребность в координации частных методов возникает на фоне значительно усложнившихся соотношений предмета и метода в силу необходимости иметь противовес негативным факторам, связанным с углубляющейся специализацией ученых. Такая специализация ведет к тому, что происходит разделение между учеными по методам и методикам работы; отдельные исследователи оказываются неизбежно ограниченными в реализации методологических возможностей науки. В результате возникает опасность забвения познавательной силы ряда методов, преувеличения одних и недооценки других.

Интегрирующая функция связана с объединяющей ролью философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность. Взаимное размежевание наук явилось ведущей тенденцией в сфере науки вплоть до XIX века. Несмотря на большие успехи, достигнутые наукой, происходит рост рассогласования научных дисциплин. Возник кризис единства науки. В основе решения проблемы интеграции знания лежит, прежде всего, философский принцип единства мира. Поскольку мир един, постольку и его адекватное отражение должно представлять единство. Философия выступает в качестве одного из необходимых факторов интеграции научного знания.

Логико-гносеологическая функция заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания. Частные науки специально не изучают формы мышления, его законы и логические категории. Вместе с тем они постоянно сталкиваются с необходимостью выработки логико-методологических средств, которые позволяли бы обогащать истинностное представление об объекте. Частные науки нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания.

Философия, как особый вид духовной деятельности, оказывает непосредственное влияние на различные сферы деятельности человека. Ниже кратко рассмотрим основные философские функции.

Функции философии

Мировоззренческая функция философии

Одной из основных и наиболее значимых функций философии является мировоззренческая. Философия формирует представления людей о мире и его устройстве, о человеке и обществе, о принципах взаимоотношения с окружающим миром и месте человека в нем, тем самым формируя его мировоззрение. Философия проясняет взгляды человека, его цели, интересы и потребности и их связь с окружающей действительностью, вырабатывает универсальную философскую картину мира и раскрывает природу человека в результате осмысления и систематизации научного знания, а также содержания остальных форм общественного знания.

В категориях философии происходит рефлексия ми­ровоззренческих проблем, вырабатывается понятийный инстру­ментарий для анализа и сравнения различных типов мировоззре­ний. Таким образом, данная функция способствует построению единой и обобщенной системы знаний человека и выработке мировоззренческих идеалов.

Фундаментальная функция философии

Философия ищет в мире его онтологические, методологические, нравственные, эстетические основания. Философ всегда строит систему ценностей мира, и тем самым показывает исходные основания человеческой деятельности. Философия, в отличие от любой другой науки, начинается с человека.

Методологическая функция философии

Методологическая функция философии характеризуется формированием общих принципов и норм познавательной деятельности, а также содействует приросту научных знаний и созданию предпосылок для научных открытий.

Гносеологическая функция философии

Гносеологическая функция философии подталкивает мышление человека к познанию окружающего мира и поиску истины.

Благодаря теории философского познания раскрываются закономерности естественных и общест­венных явлений, исследуются формы продвижения человеческо­го мышления к истине, пути и средства ее достижения, обобща­ются результаты других наук. Овладение философскими знания­ми имеет важное значение для развития культуры мышления человека, для решения им разнообразных теоретических и прак­тических задач.

Логическая функция философии

Логическая функция философии проявляется в формировании определенной позиции человека в межличностных и социально-культурных отношениях, а также определяет культуру человеческого мышления. Также она заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, в логическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.

Если общая гносеология убеждает в возможности и необходимости адекватного научного познания объекта, то логика призвана обеспечить достижение этой адекватности. Она разрабатывает средства наиболее полного, точного отражения развивающейся, непрерывно изменяющейся сущности объекта.

Воспитательная функция философии

Воспитательная функция философии направлена на формирование в человеке моральных, нравственных и культурных ценностей, стремления самосовершенствоваться, творить и искать жизненные приоритеты.

Знание философии способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений.

Формирование философского мышления есть одновременно формирование таких ценных качеств культурной личности, как самокритичность, критичность, сомнение. Выработка сомнения не есть, однако, развитие скепсиса (и в данном смысле — скептицизма). Сомнение является одним из активных средств научного поиска. Философия дает прочное общеметодологическое и гносеологическое основание для последовательного саморазвития сомнения в научную уверенность, для гармоничного сочетания его с верой в преодоление ошибок, заблуждений, в получение более полных, глубоких, объективных истин.

Аксиологическая функция философии

Аксиологическая функция философии представляет собой отражение явлений окружающей действительности с точки зрения различных ценностей, определяющих выбор людей, их поступки, идеалы, нормы поведения.

Философия не может избавить общество от порождаемых со­циально-экономической системой негативных явлений. Но она может оградить систему ценностей от проникновения в нее ложного и критического непроверенного, порочного и политически авантюрного, примитивного и радикалистского.

Несомненной заслугой современной философской мысли является выдвижение ее представителями новых ценностей. К ним относятся общегуманистические, экологические ценности и ценности качества жизни. Ценность качества жизни противопоставляется уровню жизни, массовому производству и потреблению. Для человека, его здоровья и счастья не так важен уровень жизни, как ее качество. Оно определяется не столько ее комфортом, сколько добрыми и гуманными отношениями в обществе, социальным ра­венством и близостью к природе. Быть в гармонии с самим собой, с окружающими и природой — для многих людей становится приоритетным ориентиром и мотивом поведения.

Интегративная функция философии

Суть интегративной функции философии состоит в соединении воедино практического, познавательного и ценностного жизненного опыта людей. Философия старается обобщить, оценить осмыслить как интеллектуальные, духовные и практические достижения всего человечества, так и отрицательный исторический опыт.

Знания, доставляемые отдельными дисциплинами столь разнообразны, что они нуждаются в сведе­нии в единую целостную научную картину мира. Но разработка теоретических основ научного познания не сво­дится к механическому объединению данных различных дисциплин. Сам синтез научных открытий возможен лишь на более высоком теоретическом фундаменте, чем сами открытия. Если философия не есть основание отдельных наук, а целиком осно­вывается на этих дисциплинах, то при таком подходе философия превращается в побочное приложение к естествознанию, в некото­рый необязательный довесок для науки. Этот подход опровергается самой наукой. Крупнейшие ученые разных эпох, работавшие в об­ласти фундаментальных исследований от Ломоносова до Эйнштей­на, настойчиво и плодотворно работали над методологическими и мировоззренческими проблемами, не имея в наличной философии соответствующего обоснования для своих естественнонаучных иссле­дований. Таким образом, философия образует методологическую ос­нову для каждой научной дисциплины, достигшей высот самосозна­ния. И неразвита та наука, которая не поднялась до самосознания и не имеет методологической основы.

Критическая функция философии

Философия выполняет и критическую функцию, стремясь разрушить старые идеалы и взгляды, сформировать новое мировоззрение, что сопровождается сомнениями и критикой принятых догм и стереотипов.

Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. В критике выражается неудовлетворенность субъекта объектом, желание его изменить. Философия критична по своему существу. Основой и сущностью критической работы философа является обнаружение и раскрытие противоречий, несоответствия между принятой системой понятий и ценностей и тем содержанием, которое в них вносится новым этапом развития мировой истории.

Регулятивная функция философии

С помощью регулятивной функции философия влияет на взаимосогласо­ванность конкретных действий и направлений жизнедеятельно­сти человека на основе понимания общих принципов и целей, определяемых с помощью философского мировосприятия.

Прогностическая функция философии

Прогностическая функция философии основывается на прогнозировании форм и направлений развития будущих объектов, процессов, явлений, материи, сознания, человека и общества на основании имеющейся системы знаний об окружающей действительности.

Все философские функции тесно связаны между собой, и, в зависимости от целей, задач, установок, ситуаций степень их проявления может быть различной.

Предлагаем вам посмотреть видеоматериалы по теме:

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Читайте также: