Формы и направления международного сотрудничества органов прокуратуры доклад

Обновлено: 02.07.2024

В предыдущем параграфе были приведены положения ст. 2 Закона о прокуратуре, перечисляющие формы международного сотрудничества органов прокуратуры РФ. Более детально основные направления международного сотрудничества и взаимодействия органов прокуратуры РФ с компетентными органами других стран в сферах обеспечения законности и правопорядка, прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью регламентируют многосторонние и двусторонние международные договоры и межведомственные соглашения.

Так, в соответствии со ст. 4 Положения о КСГП основными направлениями сотрудничества являются: 1) организация взаимодействия и сотрудничества прокуратур государств - участников СНГ в борьбе с преступностью, нарушениями законности и правопорядка в защите прав и законных интересов человека и гражданина; 2) координация (согласование) деятельности межгосударственных органов СНГ в сфере борьбы с преступностью и укрепления правопорядка; 3) изучение и обобщение практики выполнения международных договоров в сфере борьбы с преступностью и выработка предложений по совершенствованию правового регулирования этого направления деятельности; 4) осуществление обмена информацией о состоянии преступности и тенденциях ее развития, об организации и опыте работы органов прокуратуры, о координации деятельности национальных правоохранительных органов в борьбе с преступностью; 5) разработка и согласование предложений о месте и роли прокуратуры в государственной системе с учетом закономерностей и специфики ее развития в каждом государстве; 6) участие в работе по сближению законодательства государств - участников СНГ и созданию общего правового пространства; 7) сотрудничество в разработке и осуществлении мер подготовки и повышения квалификации прокурорских работников, их научного, научно-технического, методического и информационного обеспечения; 8) организация и проведение совместных научных исследований по актуальным проблемам борьбы с преступностью, прокурорского надзора и организации деятельности прокуратур в государства - участниках СНГ.

Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур России и Республики Беларусь к основным направлениям международного сотрудничества относит: 1) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина; 2) борьбу с преступностью, в том числе в ее организованных формах, терроризмом, коррупцией, незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ, с преступлениями в сфере экономики и высоких технологий и иными видами деяний, представляющих повышенную угрозу для общества; 3) организацию и обеспечение исполнения международных договоров о правовой помощи и правовых отношениях по уголовным делам, в том числе в вопросах выдачи и борьбы с отмыванием доходов от преступной деятельности; 4) пересылку материалов прокурорско-следственной деятельности, в том числе архивных; 5) подготовку и повышение квалификации кадров для органов и учреждений прокуратуры; 6) научно-исследовательскую деятельность по вопросам, представляющим взаимный интерес.

В ст. 3 Соглашения определены такие формы сотрудничества, как: 1) обмен информацией по вопросам совместной деятельности, в том числе о тенденциях преступности и в области защиты прав и свобод человека и гражданина; 2) проведение рабочих встреч по правовым вопросам, в том числе на этапах подготовки и рассмотрения конкретных запросов о выдаче и правовой помощи по уголовным делам; 3) проведение консультаций по вопросам, представляющим взаимный интерес, в том числе выносимым на обсуждение международных организаций и форумов; 4) обмен законодательными и иными нормативными правовыми актами, а также ведомственными изданиями и методическими материалами; 5) обмен опытом работы путем проведения ознакомительных визитов и стажировок; 6) проведение совместных научных исследований, научно-практических конференций и семинаров, подготовка научных публикаций; 7) взаимодействие в подготовке и повышении квалификации кадров для органов и учреждений прокуратуры, включая проведение лекций, консультаций, семинаров, совместную разработку учебных изданий; 8) обмен на взаимовыгодной основе учебной и методической литературой и научными трудами.

Соглашение устанавливает, что запрашиваемая сторона принимает все необходимые меры для обеспечения быстрого и возможно более полного исполнения запроса на основе законодательства запрашиваемой стороны. При этом запрашивающая сторона незамедлительно уведомляется об обстоятельствах, препятствующих исполнению запроса или существенно задерживающих его исполнение. Если исполнение запроса не входит в компетенцию запрашиваемой стороны, она незамедлительно уведомляет об этом запрашивающую сторону и по ее просьбе передает его компетентному органу своего государства.

В соответствии с международными договорами РФ и УПК основными формами международного сотрудничества и взаимодействия органов прокуратуры РФ с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств в сфере уголовного судопроизводства являются:

- рассмотрение и направление запросов о производстве следственных и иных процессуальных действий на территории иностранного государства, требующих согласия прокурора (п. 4 ч. 3 ст. 453 УПК);

- оказание содействия в вызове свидетелей, потерпевших, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, находящихся за пределами России, для производства процессуальных действий на территории РФ и надзор за соблюдением их прав и законных интересов (ст. 456 УПК);

- исполнение переданных в установленном порядке запросов о производстве процессуальных действий, поступивших от компетентных органов и должностных лиц иностранных государств (ст. 457 УПК);

- рассмотрение и направление материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования лица, находящегося в иностранном государстве, совершившего преступление на территории РФ (ст. 458 УПК);

- направление запросов о выдаче лица, находящегося на территории иностранного государства, для уголовного преследования на территории РФ (ст. 460 УПК);

- рассмотрение и исполнение запросов о выдаче иностранному государству для уголовного преследования лица, находящегося на территории РФ (ст. 462-465 УПК);

- рассмотрение ходатайств (заявлений) и принятие решений о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения в государстве, гражданами которого они являются или на территории которого имеют постоянное место жительства;

- рассмотрение запросов иностранных государств и принятие решений по вопросам транзитной перевозки на территории РФ лиц, выделенных третьим государством для уголовного преследования или исполнения приговора (ст. 462.1 УПК);

- подготовка и направление в компетентные органы РФ и международные организации предложений по совершенствованию национального законодательства и международной нормативной базы в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам, выдачи лиц для уголовного преследования, а также передачи лиц, признанных невменяемыми, для применения принудительных мер медицинского характера в государстве их гражданства или постоянного места жительства.

Организация работы органов прокуратуры Российской Федерации в сферах оказания правовой помощи, уголовного преследования, выдачи и передачи лиц, страдающих психическими расстройствами, для принудительного лечения

Взаимодействие и сотрудничество органов прокуратуры РФ с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств по вопросам оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам, выдачи лиц для уголовного преследования, а также передачи лиц, признанных невменяемыми, для продолжения принудительного лечения приобрело характер непреложного императива.

Правовая помощь по уголовным делам в России осуществляется на основании международных договоров РФ и положений гл. 53 и 54 УПК, в которых установлены основания и порядок оказания правовой помощи, ее виды и объем, субъекты и содержание, процедуры оформления, направления, получения и исполнения поручений об оказании правовой помощи.

Основными многосторонними международными договорами, регламентирующими вопросы оказания правовой помощи по уголовным делам в России, являются: Европейская конвенция о выдаче 1957 г. с Дополнительными протоколами 1975 и 1978 гг.; Европейская конвенция о взаимной помощи по уголовным делам 1959 г. с Дополнительным протоколом 1978 г.; Европейская конвенция о передаче судопроизводства по уголовным делам 1972 г.; Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания 1998 г.; Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. с Протоколом к ней 1997 г.; Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания 1998 г.; Конвенция о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения 1997 г.

Порядок организации работы и взаимодействия органов прокуратуры РФ с соответствующими компетентными органами зарубежных стран, в том числе с прокуратурами государств - участников СНГ по вопросам экстрадиции, выполнения процессуальных и иных действий, требующих решения суда или санкции прокурора, определен: Соглашением между генеральными прокурорами государств - участников Протокола к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 о порядке сношений компетентных учреждений при выполнении процессуальных и иных действий по уголовным делам от 29.06.2000 (далее - Соглашение от 29.06.2000); приказом Генпрокурора РФ от 12.03.2009 N 67 "Об организации международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации"; указанием Генпрокурора РФ от 18.10.2008 N 212/35 "О порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам выдачи лиц для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора и передачи лиц, совершивших общественно опасные деяния, для проведения принудительного лечения"; указанием Генпрокурора РФ от 12.03.2009 N 68/35 "О порядке рассмотрения и исполнения в органах прокуратуры Российской Федерации поручений об осуществлении уголовного преследования, запросов о правовой помощи или о возбуждении уголовного дела, поступивших от компетентных органов иностранных государств".

Закон о прокуратуре впервые наделил органы прокуратуры в лице Генеральной прокуратуры РФ значительными полномочиями по осуществлению международно-правового сотрудничества. В соответствии со ст. 2 этого Закона Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров РФ.

Такое взаимодействие с правоохранительными и правоприменительными службами, иными компетентными органами зарубежных государств, а также с соответствующими международными организациями, включая Европол и Интерпол, проводится в целях согласованности действий по противодействию организованной, транснациональной и иной преступности, по оказанию правовой помощи.

Это направление деятельности органов и учреждений прокуратуры получило развитие и актуальность также в связи с конституционным закреплением (п. 4 ст. 15 Конституции РФ) положения о вхождении в качестве составной части правовой системы РФ общепризнанных принципов и норм международного крова и международных договоров РФ. При этом, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Прямое действие международных договоров на территории РФ, а также определенные ими наряду с Конституцией РФ, и федеральными законами (ст. 3 Закона о прокуратуре) организации и порядок деятельности прокуратуры РФ, налагают на органы прокуратуры не только обязанности по надзору за их соблюдением и исполнением, но и по участию в работе по их разработке.

Развитие международной деятельности Генеральной прокуратуры РФ осуществляется в соответствии с ее компетенцией по следующим направлениям:

  • организация международного сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ);
  • организация международного сотрудничества в рамках Совета Европы;
  • организация международного сотрудничества в рамках ООН и ряда других международных организаций;
  • участие в разработке международных многосторонних и двусторонних договоров и соглашений по проблемам борьбы с преступностью и оказанию правовой помощи;
  • экстрадиция (выдача иностранных граждан за преступления совершенные вне пределов России, а также передача для отбытия наказания иностранных граждан, совершивших преступления на территории РФ).

Организация международного сотрудничества Генеральной прокуратуры РФ состоит в налаживании связей с прокуратурами других государств с использованием таких форм взаимодействия, как обмен делегациями специалистов для передачи опыта, консультации по правовым вопросам, научное и научно-практические конференции, семинары, встречи генеральных прокуроров и др.

Правовую базу международной деятельности прокуратуры РФ составляют различные международно-правовые акты: договоры, конвенции, декларации, соглашения, заявления, обращения и иные документы, в том числе и продолжающие действие в порядке правопреемства Россией договоры, заключенные СССР со многими странами, подтверждающие их действие до заключения новых договоров.

Во взаимоотношениях со странами СНГ следует выделить Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенную в г. Минске 22 января 1993 г., а также Соглашение между Генеральными прокурорами государств — участников Протокола к данной конвенции о порядке сношений компетентных учреждений при выполнении процессуальных и иных действий по уголовным делам, вступившим в действие с января 2001 г.

Согласно требованиям этих международно-правовых актов поручения о выполнении процессуальных и иных действий, проведение которых в соответствии с законодательством запрашивающей договаривающейся стороны санкционировано прокурором (судом), направляются для исполнения на территории запрашиваемой договаривающейся стороны прокурором, осуществляющим надзор за следствием и дознанием по уголовному делу, по которому дается поручение.

Поручения по вопросам выполнения действий, требующих санкции прокурора (суда) адресуются прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов органом следствия и дознания, к компетенции которого относится выполнение действий. В случаях, когда точное место выполнения процессуальных и иных действий неизвестно, поручение направляется в адрес Генеральной прокуратуры, не имеющей областного деления, или прокуратуры области (приравненной к ней прокуратуры), на территории которой они должны выполняться.

В соответствии с Конвенцией 1959 г. к вопросам оказания правовой помощи относятся:

  • исполнение судебных поручений, касающихся уголовных дел, в целях получения свидетельских показаний или передачи вещественных доказательств, материалов или документов;
  • вручение судебных повесток и постановлений о явке в суд запрашивающей стороны свидетелей, экспертов и обвиняемых;
  • передача выдержек из судебных материалов и информации о них, необходимых для рассмотрения уголовного дела;
  • информировании государств — участников Конвенции о вынесении обвинительных приговоров и принятии последующих мер в отношении их граждан.

В феврале 2000 г. Европейская Комиссия по проблемам преступности Совета Европы разработала типовую форму запроса о правовой помощи, в соответствии с которой запрос должен содержать ряд обязательных требований, в том числе наименование запрашивающего государства и органа, дату запроса, предмет запроса и т.п. реквизиты, также может содержать просьбу к запрашиваемой стороне подтвердить получение запроса и сообщить дату, к которой можно ожидать ответы.

При оказании правовой помощи на основании Конвенции 1959 г. обращающемуся с просьбой иностранному государству может быть отказано, если:

  • просьба касается преступления, которое запрашиваемая сторона считает политическим или связанным с политическим;
  • запрашиваемая сторона считает, что выполнение просьбы может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам страны;
  • преследование или исполнение решения по делу невозможно ввиду истечения срока давности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иные случаи.

Данная новация, так же как возможность отказа в экстрадиции в связи с политическим характером преступления, по поводу которого поступил запрос, отличает Конвенцию 1957г. от Минской конвенции 1993 г. и обязывает распространять содержащиеся в ратифицированной Конвенции стандарты на взаимоотношения со странами СНГ.

Выполнение поручений на территории России в порядке оказания правовой помощи производится с соблюдением действующих законов. Взаимодействие прокуроров, судов, следователей, органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международных организаций в сфере уголовного судопроизводства осуществляется в порядке, установленном гл. 53 вновь принятого УПК РФ.

Прокуратура, используя полномочия по взаимодействию с зарубежными странами, кроме обращений об оказании правовой помощи по уголовным делам вправе обращаться к компетентным органам сотрудничающих с Россией стран и по иным вопросам: о предоставлении сведений об установлении адресов, места работы и доходов лиц, к которым предъявлены имущественные требования в установленном законом порядке; о признании и исполнении судебных решений по гражданским делам и другим.

В Генеральной прокуратуре РФ с г. функционирует международно-правовое управление, которое выполняет основную работу по всем направлениям международного сотрудничества прокуратуры РФ, включая вопросы экстрадиции. Вместе с тем исполнение поручений об оказании правовой помощи, а также подготовка таких поручений для направления в иные страны возлагается на подразделения (отделы, управления) Генеральной прокуратуры РФ.

Эти подразделения в пределах своей компетенции исполняют непосредственно поступившие поручения либо организуют такое исполнение нижестоящими прокурорами, органами МВД, ФСБ, иными правоохранительными органами, либо подготавливают поручения об оказании помощи.

Особое внимание в международной деятельности прокуратуры уделяется формированию надежной системы антикриминального взаимодействия в рамках Совета генеральных прокуроров СНГ. Он создан в целях укрепления сотрудничества органов прокуратуры в сфере обеспечения законности, борьбы с транснациональной преступностью в СНГ, обмена необходимой информацией, оказания взаимной помощи по конкретным вопросам, выработки единой политики по соглашениям правоохранительного характера.

Для организации работы Совета в г. образована постоянно действующая исполнительная группа из числа представителей прокуратур СНГ — Секретариат Координационного Совета.

Деятельность Координационного Совета в первую очередь направлена на реализацию межгосударственных программ совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств — участников СНГ, Концепций взаимодействия государств — участников СНГ по борьбе с преступностью, которая одобрена решением глав государств СНГ 2 апреля 1999 г.

Генеральная прокуратура России является одним из инициаторов и активным участником учрежденной в 1996 г. международной ассоциации прокуроров, объединяющей органы прокуратуры 37 стран мира, которая ставит своей главной задачей налаживание тесного сотрудничества прокуратур всех государств мирового сообщества.

Кроме многосторонних международных соглашений прокуратура укрепляет двусторонние связи с отдельными государствами. Особо следует выделить быстро развивающиеся связи между прокуратурами России и Китайской Народной Республики, результатом которых стало подписание двустороннего соглашения о сотрудничестве, проведение совместного совещания приграничных прокуроров двух стран, подписание протокола о взаимоотношениях между органами прокуратуры России и КНР в приграничной зоне.

Представитель Генеральной прокуратуры участвует в работе Международного Трибунала в Югославии. Усилиями прокуратуры развивается сотрудничество с прокуратурами Финляндии, Швейцарии, Швеции, Кипра, Монголии, Вьетнама, Венгрии и ряда других государств. Налажено взаимодействие с прокуратурами Англии, Франции и Германии.

Содержание

Введение
Глава 1. Деятельность прокуратуры России
Глава 2. Международное сотрудничество органов прокуратуры
Глава 3. Международное сотрудничество органов прокуратуры: реальность и перспективы развития
Заключение
Список нормативно-правовых актов и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

студентка 5 курса 51 группы

Проверил: к.ю.н., доцент

Белавин Александр Аркадьевич

Глава 1. Деятельность прокуратуры России

Глава 2. Международное сотрудничество органов прокуратуры

Глава 3. Международное сотрудничество органов прокуратуры: реальность и перспективы развития

Список нормативно-правовых актов и литературы

Актуальность темы обусловлена происходящими в России демократическими преобразованиями, выбором курса на строительство правового государства, провозглашением приоритета личности, что в свою очередь создает предпосылки для повышения роли прокуратуры как федерального централизованного надзорного органа в укреплении законности и правопорядка в стране, охране конституционных прав и свобод граждан.

Прокурорский надзор, вся многогранная правоохранительная деятельность российской прокуратуры является одной из важнейших гарантии защиты прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц, независимо от формы собственности и подведомственности, и государства в целом. Поэтому государство, общество заинтересованы в том, чтобы надзорная и иная деятельность прокуратуры была максимально эффективной, приводила к реальному укреплению законности и правопорядка.

Характер и содержание работы состоит в том, что бы подвергнуть анализу все элементы механизма международного сотрудничества, а также формы его функционирования и то насколько оно есть или может быть эффективным.

Задачи курсовой работы:

1). Рассмотреть теоретические вопросы международного сотрудничества прокуратуры.

3). Установить направления и формы международного сотрудничества органов прокуратуры.

4). Определить насколько является эффективным и продуктивным международное сотрудничество органов прокуратуры Российской Федерации в наши дни.

5). Рассмотреть пути совершенствования условии эффективности международного сотрудничества прокуратуры.

Глава 1. Деятельность прокуратуры России

Прокурорский надзор − это самостоятельный обособленный вид государственной деятельности, реализуемый особым субъектом − централизованной единой системой органов прокуратуры путем осуществления от имени Российской Федерации надзора за соблюдением законности на всей территории Российской Федерации.

Понятие прокурорского надзора тесно связано с понятием законности, поскольку законность обеспечивается благодаря осуществлению прокуратурой надзора за соблюдением действующего законодательства в различных сферах деятельности общества и государства. Сущность законности заключается в строгом и неуклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами действующего законодательства. А прокурорский надзор обеспечивает это неуклонное и строгое соблюдение и исполнение законодательства. На всей территории России необходимо единство законности, одинаковое ее понимание и осуществление, и единственным органом государства, способным обеспечить это единство, может быть прокуратура. Для этого она была создана, в этом состоит ее главная задача.

Прокурорский надзор имеет существенное значение и в профилактике правонарушений, поскольку именно с помощью надзора достигается не только надлежащее исполнение законов, но и выявление правонарушений на ранних стадиях их формирования. Прокурорский надзор важную роль играет в защите прав граждан в различных сферах жизнедеятельности.

Активизирована надзорная деятельность прокуратуры в сфере административной юстиции. Прокуроры уделяют особое внимание выявлению нарушений законности, допускаемых должностными лицами уполномоченных государственных структур. В целях устранения допущенных нарушений законов прокуратура вносит представления, привлекает виновных должностных лиц к дисциплинарной и административной ответственности, осуществляет иные полномочия по устранению нарушений законности.

Необходимость повышения качества судебных решений обусловливает целесообразность обеспечения большего взаимодействия между судами и прокуратурой, в том числе по обязательствам, вытекающим из положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Главной целью при этом является создание подлинных гарантий для обеспечения законности и правопорядка, а также осуществление эффективной защиты прав и свобод человека и формирующегося гражданского общества.

Без надзорных полномочий прокуратуры и ее возможностей устранение нарушений законов значительно осложнилось бы, а для граждан доступ к государственной защите от правового произвола был бы крайне затруднен. Осуществляя от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов судебными приставами, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; участвуя в рассмотрении дел судами или принимая участие в правотворческой деятельности, органы прокуратуры преследуют при этом главную цель − всемерную защиту прав и свобод человека и гражданина.

Одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры Российской Федерации является взаимодействие с органами, организациями и учреждениями иностранных государств, а также международными органами и организациями.

Прокурорский надзор − это специфическая государственная деятельность, осуществляемая органами прокуратуры, которая играет активную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.

Глава 2. Международное сотрудничество органов прокуратуры

Реализация Генеральной прокуратурой Российской Федерации норм международного права осуществляется по двум направлениям1: международно-правовое сотрудничество и правовая помощь.

Эти понятия неоднозначны. Международно-правовое сотрудничество означает целенаправленную и постоянную, совместную и согласованную, широкую по масштабам и разнообразную по формам и направлениям деятельность компетентных правоохранительных органов, затрагивающую общие интересы сотрудничающих государств и направленную на достижение единых целей в борьбе с преступностью и обеспечение эффективности деятельности прокуратуры. Сотрудничество охватывает оперативно-розыскные действия, а также те процессуальные действия, которые осуществляются без запроса, в связи с обнаружением лиц или признаков преступления, затрагивающих интересы другого государства.

В частности, о сотрудничестве можно говорить в случае задержания лица, если есть предусмотренные законодательством основания подозревать, что оно совершило на территории другой договаривающейся стороны преступление, влекущее выдачу2.

Правовая помощь − это выполнение отдельных действий, предусмотренных соглашениями между государствами, которые призваны лишь содействовать решению отдельных вопросов, связанных с расследованием, судебным рассмотрением и исполнением наказания по отдельным уголовным делам. К тому же правовая помощь включает в себя только процессуальные действия, осуществляемые на основании просьб правоохранительных органов иностранных государств. Юридическое основание правовой помощи − поручения иностранных учреждений юстиции.

Международному сотрудничеству Генеральной прокуратурой Российской Федерации в последние годы уделяется достаточно серьезное внимание. Об этом свидетельствует тот факт, что, например, за 2006 г. были подготовлены 26 соглашений и меморандумов о сотрудничестве Генеральной прокуратуры Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств и международными организациями. Проведена правовая экспертиза более 50 проектов международных нормативных актов.

Ранее Генеральной прокуратурой Российской Федерации заключены несколько межведомственных соглашений о правовой помощи и сотрудничестве с прокуратурами Республики Армения, Украины, Азербайджанской Республики, Республики Грузия, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Туркменистана. С 1992 г. действует многостороннее Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между органами прокуратуры Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Российской Федерации, согласно которому образован Совет генеральных прокуроров. По этому Соглашению Стороны обязуются оказывать друг другу помощь по следующим вопросам: выполнение отдельных процессуальных действий, выполнение надзорных функций, связанных с расследованием преступлений, рассмотрение вопросов о реабилитации незаконно осужденных и репрессированных лиц, содействие в розыске без вести пропавших, пересылка материалов прокурорско-следственной деятельности и т.д. Сотрудничество по линии СНГ занимает одно из центральных направлений в деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Только в 2006 г. она участвовала в разработке следующих документов: Программа сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с торговлей людьми; Соглашение о создании Единой информационной базы нормативно-правовых актов государств-участников СНГ; Договор государств-участников СНГ о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма; Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма; Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств-участников СНГ в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств-участников СНГ в борьбе с коррупцией; Соглашение по сотрудничеству стран СНГ в борьбе с хищениями культурных и исторических ценностей.

За пределами СНГ подписаны двусторонние соглашения о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и прокуратурами Швейцарской Конфедерации (1994 г.), Китайской Народной Республики (1997 г.), Монголии (1997 г.), Федеративной Республики Бразилии (2006 г.) и другие.

Подписаны меморандумы о взаимопонимании между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Министерством юстиции Финляндской Республики, о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Высшим государственным представительством Чешской Республики.

Развитие Российской Федерации как демократического правового государства предусматривает взаимное сотрудничество на международной арене. Сегодня отчетливо видно, что Российская Федерация является активным участником международных отношений и занимает одно из ключевых мест в решении проблемы борьбы с международной преступностью. Одним из государственных органов обеспечивающих эффективное противодействие являются органы прокуратуры Российской Федерации, которые обеспечивают поддержание единства и укрепления законности.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бачук А.М.

Взаимодействие Генеральной прокуратуры Российской Федерации с международными организациями по вопросам борьбы с коррупцией

К вопросу о понятии и цели международного сотрудничества по противодействию коррупции с использованием полномочий прокурора в сфере уголовного судопроизводства

На этапе предварительного следствия прокурор наделен правом принятия окончательного решения, при поступлении к нему дела с обвинительным заключением. Здесь прокурор или утверждает обвинительное заключение и направляет дело в суд, или своим мотивированным постановлением возвращает дело следователю для производства дополнительного следствия, для выполнения необходимых, по его мнению, различных процессуальных действий. Но УПК РФ не регламентированы сроки, в течение которых руководитель следственного органа или следователь должен принять решение по постановлению прокурора о возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия. Причем предъявить какие-либо требования к руководителю следственного органа в этой части прокурор неправомочен, поскольку лишен возможности указать конкретную норму УПК, которая была нарушена.

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 30.03.2016).

3. Алексеев С.Н. Надзор за соблюдением прав и свобод участников уголовного процесса в системе конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина и полномочий прокурора (досудебные стадии): дис. . канд. юрид. наук. - Самара, 2002.

4. Лазарева В.А. Вопрос о соотношении предварительного расследования и судебного разбирательства в свете состязательности уголовного судопроизводства // Государство и право: вопр. методологии, теории и практики функционирования: сб. науч. ст. - Самара, 2007. - С. 393.

5. Шадрин В.С. Реалии и перспективы осуществления конституционных норм в уголовном судопроизводстве // Вестн. Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. - 2014. - № 1.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Крымский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, г. Симферополь

Развитие Российской Федерации как демократического правового государства предусматривает взаимное сотрудничество на междуна-

1 Студент 2 курса магистратуры.

родной арене. Сегодня отчетливо видно, что Российская Федерация является активным участником международных отношений и занимает одно из ключевых мест в решении проблемы борьбы с международной преступностью. Одним из государственных органов обеспечивающих эффективное противодействие являются органы прокуратуры Российской Федерации, которые обеспечивают поддержание единства и укрепления законности.

Ключевые слова Генеральная прокуратура Российской Федерации, международное сотрудничество, Главное управление международно-правового сотрудничества, международный нормативно-правовой акт.

В XXI веке международная преступность как отрицательное, социальное явление, причиняет значительный ущерб мировому сообществу, в связи с этим каждому государству требуется вложить большое количество усилий в совместное сотрудничество государств по борьбе с международными преступлениями, с целью выявления преступлений, их предупреждения, пресечения, а также их раскрытия, результатом которого, будет снижение уровня преступности.

Для выполнения этой цели в каждом государстве сформирована своя система государственных органов. В Российской Федерации одним из таких значимых органов является прокуратура Российской Федерации. Международная деятельность прокуратуры Российской Федерации обусловлена двумя целями: во-первых, прокуратура участвует этой деятельности в силу возложенных на нее надзорных полномочий по реализации надзорной функции за исполнением международных договоров, во-вторых прокуратура Российской Федерации сама оказывает активное участие в международной деятельности.

жет предоставлять рекомендации о заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам их ведения [4].

Правовой основой международного сотрудничества Генеральной прокуратуры Российской Федерации являются различные виды международных нормативно правовых актов: конвенции, договоры, соглашения, и иные документы, имеющие общеобязательный характер для стран, подписавших их, и таким образом, подтвердившим свою активную позицию по противодействию различным видам преступлений. Каждый документ представляет совокупность норм по противодействию конкретному виду преступных проявлений, а в совокупности образуют слаженную систему реагирования на преступления, имеющие различный противоправный характер.

Российская Федерация является активным субъектом международного сотрудничества, это подтверждает обширный перечень международных нормативно правовых актов, заключенных Российской Федерацией в сфере международного сотрудничества, по оказанию правовой помощи по различным категориям дел, например, к ним можно отнести:

1. Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам, заключенную в г. Страсбурге 20 апреля 1959 года.

2. Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, заключенную в г. Нью-Йорке 15 ноября 2000 года.

3. Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенную в г. Минске 22 января 1993 года.

4. Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию, заключенную в г. Страсбурге 27 января 1999 года.

5. Международную конвенцию о борьбе с финансированием терроризма, заключенную в г. Нью-Йорке 9 декабря 1999 года.

6. Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств - членов таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, заключенное в г. Астане 5 июля 2010 года, а также иные международные нормативно правовые акты.

Помимо выдачи лиц, Генеральная прокуратура Российской Федерации осуществляет передачу лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения, эта деятельность регламентируется Конвенцией о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения, ратифицированной федеральным законом Российской Федерации от 6 декабря 2000 года, №142-ФЗ. Также по инициативе Генеральной прокуратуры Российской Федерации создана Международная ассоциация прокуроров, обеспечивающая сотрудничество и в сфере правотворчества. Члены этой организации - прокуратуры, национальные объединения прокуроров, научные и образовательные учреждения, а также прокуроры разных государств. Индивидуальный член объединения - Генеральный прокурор РФ. На ежегодной конференции Ассоциации решаются наиболее важные вопросы взаимодействия, включая правотворческую деятельность.

Взаимодействие Российской Федерации с Группой взаимодействия против коррупции основано на принятом решении Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 16 декабря 2008 года, в котором было определено, что именно Генеральная прокуратура Рос-

сийской Федерации является головным ведомством ответственным за взаимодействие с этой организацией, для реализации общих задач в сфере противодействия коррупции.

В сфере борьбы с уголовной преступностью Генеральная прокуратура Российской Федерации сотрудничает с Интерполом, целью участия в нем является достижение поставленного нашей страной результата - борьба с преступностью и возможное её если не искоренение, то хотя бы снижение уровня искоренение преступности. Основным направлением взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации с Интерполом, на наш взгляд является координация международного розыска. Если говорить о сотрудничестве с Европолом, то для этого в 2004 году был создан Российский контактный пункт по взаимодействию с Европолом.

По мере развития международного сотрудничества в специальных областях увеличивается количество соглашений между соответствующими органами различных государств, что является характерной чертой современных международных отношений [9].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что международное сотрудничество по борьбе с преступностью является сложным процессом, включающим в себя многообразие форм и направлений деятельности в борьбе с этой проблемой.

1. Чувилев А.А. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник / Под ред. А.А. Чувилева. - М.: Юристъ, 2000. - 400 с.

2. Басков В.И., Коробейников Б.В. Курс прокурорского надзора / В.И. Басков, Б.В. Коробейников. - М.: ЗЕРЦАЛО, 2000. - 512 с.

6. Европейская конвенция о выдаче от 13.12.1957 г. (заключена в г. Париже 13.12.1957) (с изм. от 17.03.1978) // Собрание законодательства РФ. -05.06.2000. - № 23. - Ст. 2348.

7. Щерба С., Гаврилова Е., Международная ассоциация прокуроров (МАП) / С. Щерба, Е. Гаврилова // Законность. - 2005. - № 6. - С. 55-56.

8. Курдюков Г.И. Реализация норм международного права в сфере внутригосударственной компетенции / И.Г. Курдюков // Международное и внутригосударственное право: проблемы сравнительного правоведения. -Свердловск: Изд-во Свердл. юрид. ин-та., 1984. - С. 24-29.

9. Лукашук И.И. Органы, представляющие государство при заключении международных договоров / И.И. Лукащук. - К., 1965. - 93 с.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАДЕРЖАНИЯ

Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань

В статье рассмотрены основные задачи и принципы административного задержания, как основополагающие начала, которые определяют весь смысл и назначение данного вида административно-юрисдикци-онного производства.

Ключевые слова: принципы, задачи, основополагающие начала, административная ответственность, административное принуждение, административные органы, административно-юрисдикционное производство, административное задержание.

Административная ответственность является одним из ключевых ин-статутов в административном праве. Обладая собственной инфраструктурой, она является самодостаточным правовым регулятором, имеющим материальную и процессуальную обеспеченность в законодательстве, и обладает регулирующим воздействием на права и свободы человека (гражданина), институт административной ответственности обретает конституционное значение (признание) [1].

Так, административная ответственность, как вид государственно-властной санкции берет свое начало из общих положений регламентированных в ст. 2 Конституции Российской Федерации, о признании человека, его прав и свобод наивысшей ценностью, об уважении человеческого достоинства, а также недопустимости его умаления ни при каких обстоятельствах (ст. 21) и соответственно, являясь универсальным инструментом защиты правовых ценностей, охраняет как, гражданские, так и административные правоотношения, включая, реализацию прав в полном объеме.

В науке административного права административная ответственность традиционно определяется как составная часть и особый вид юридической ответственности, обладающая практически всеми качествами последних.

Целями моей курсовой работы являются:
раскрыть цели и задачи международного сотрудничества;
рассказать о деятельности главного управления международно-правового сотрудничества;
раскрыть деятельность прокуратуры в уголовно-правовой и других сферах;
проанализировать состояние международного сотрудничества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Общие положения международного сотрудничества органов прокуратуры
Осуществление Генеральной прокуратурой РФ функций международного сотрудничества…………………………………5
Главное управление международно-правового сотрудничества, его задачи, структура и правовые основы деятельности………..12

Глава 2. Особенности осуществления Генеральной прокуратурой РФ функции международного сотрудничества по отдельным направлениям деятельности
2.1 Осуществление Генеральной прокуратурой РФ функций международного сотрудничества в уголовно-правовой сфере……………..16
2.2 Международное сотрудничество прокуратуры вне уголовно-правовой сферы………………………………………………………………..19
Глава 3. Состояние международного сотрудничества и перспективы его развития………………………………………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………28

Содержимое работы - 1 файл

Готовая курсовая.docx

Министерство образования и науки Российской Федераций.

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

экономики и права>>

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

По дисциплине: “Прокурорский надзор”

На тему: “Международное сотрудничество органов прокуратуры ”

студент 5 курса очного

Ермаков Игорь Олегович

Глава 1. Общие положения международного сотрудничества органов прокуратуры

    1. Осуществление Генеральной прокуратурой РФ функций международного сотрудничества…………………………………5
    2. Главное управление международно-правового сотрудничества, его задачи, структура и правовые основы деятельности………..12

    Глава 2. Особенности осуществления Генеральной прокуратурой РФ функции международного сотрудничества по отдельным направлениям деятельности

    2.1 Осуществление Генеральной прокуратурой РФ функций международного сотрудничества в уголовно-правовой сфере……………..16

    2.2 Международное сотрудничество прокуратуры вне уголовно-правовой сферы………………………………………………………………. .19

    Глава 3. Состояние международного сотрудничества и перспективы его развития………………………………………………………… ……………….23

    Темой моей курсовой работы является международное сотрудничество органов прокуратуры.

    В настоящее время эта проблема является очень актуальной. После падения “железного занавеса” стали развиваться не только отношения между государствами, но и преступники стали действовать за пределами своего государства, объединяться в интернациональные группировки. Чтобы противостоять этой беде государствам приходиться объединить усилия, четко координировать свою деятельность и обмениваться практическим положительным опытом. Большая роль отводится прокуратуре, которая является компетентным органом в России по этим вопросам.

    Какова роль международного сотрудничества, его задачи и цели, какова роль генеральной прокуратуры РФ в этом? Что такое главное управление международно-правового сотрудничества РФ из каких подразделений оно состоит?

    На эти и другие вопросы я постараюсь дать ответ в своей работе.

    Целями моей курсовой работы являются:

    • раскрыть цели и задачи международного сотрудничества;
    • рассказать о деятельности главного управления международно-правового сотрудничества;
    • раскрыть деятельность прокуратуры в уголовно-правовой и других сферах;
    • проанализировать состояние международного сотрудничества.

    Объектом изучения в работе будет деятельность Генеральной прокуратуры в сфере международного сотрудничества и его подразделения.

    Предметом изучения были международно-правовые акты, отечественное и зарубежное законодательство, доклады международных организаций, юридическая и иная литература, касающаяся международного сотрудничества прокуратуры, данные статистики, отчеты.

    Теоретическую основу изучения составили работы отечественных и зарубежных ученых, доклады международных организации и отдельных стран.

    Нормативной базой работы стали: Конвенция ООН и иные международные акты, посвященные противодействую торговле людьми; Конституция РФ; уголовно-процессуальное законодательство РФ; приказы Генеральной прокуратуры РФ, международные договоры и соглашения.

    Методологической основой является диалектико-материалистический метод познания. Также использовались общенаучный, исторический, статистический, сравнительно-правовой методы.

    Курсовая работа состоит из введения, трех глав, две из которых разделены на параграфы и заключение.

    Глава 1. Общие положения международного сотрудничества органов прокуратуры.

      1. Осуществление Генеральной прокуратурой РФ функций международного сотрудничества.

      В связи с процессом глобализации, и как следствие распространением организованной преступности как внутри государств, так и за их пределами, на передний план выходит взаимодействие правоохранительных органов различных государств, и в частности прокуратуры.

      Проанализировав нормативно-правовую базу, касающуюся сотрудничества в сфере международных отношений, можно определить цели и задачи, в том числе относящиеся к деятельности прокуратуры в этом направлении.

      Цели международного сотрудничества:

      – повышение эффективности сотрудничества прокуратуры;

      – совершенствование практики применения международных договоров и соглашений о правовой помощи;

      – борьба с международной преступностью;

      – защита прав и свобод человека;

      – оказание правовой помощи.

      Задачи международного сотрудничества:

      – обеспечить строгое соблюдение и исполнение органами прокуратуры требований международных договоров и соглашений в правовой сфере;

      – способствовать повышению и укреплению авторитета Российской прокуратуры на международной арене, отстаивать и пропагандировать принципы ее деятельности, направленной на борьбу с преступностью, иными нарушениями законности, защиту прав и свобод человека;

      – проявлять инициативу в развитии международно-правовых отношений;

      – разрабатывать и вносить на рассмотрение руководства Генеральной прокуратуры РФ предложения о постановке перед компетентными органами Российской Федерации и международными организациями актуальных вопросов по борьбе с преступностью;

      – обеспечить участие прокуроров в международных совещаниях, конференциях, семинарах и других мероприятиях, проводимых международными организациями и правоохранительными структурами других государств по этим вопросам, при этом добиваться формирования у участников объективных позиций и выводов о характере деятельности правоохранительных органов Российской Федерации и их роли в борьбе с преступностью, обеспечении законности, защите прав и свобод человека;

      – участвовать в разработке механизма реального выполнения конституционного требования о возмещении и компенсации причиненного ущерба потерпевшим от преступлений в связи с ратификацией Российской Федерацией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и признании юрисдикции Европейского суда по правам человека;

      – обеспечить надзор за исполнением договоров Российской Федерации, в том числе и в сфере экономики, добиваясь реальной защиты экономических интересов Российской Федерации, государственной собственности за рубежом, прав и законных интересов человека и гражданина;

      – усилить контроль за исполнением международных поручений о правовой помощи;

      – систематически обобщать практику исполнения органами прокуратуры международных договоров Российской Федерации, информацию по результатам обобщений представлять в Международно-правовое управление Генеральной прокуратуры;

      Читайте также: