Формирование здорового образа жизни у школьников доклад на педсовет

Обновлено: 28.06.2024

В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Цивилизованное общество строится здоровыми людьми.

Задача школы - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях - педагог.

Здоровый образ жизни школьника – это условие не только здоровья, но и дальнейшей успешной работы, семейной жизни.
Крайне важно создавать у ребенка культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства. Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (соблюдения режима дня, выработки отрицательного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение). Иными словами, здоровью надо учить.
Как реализуется поставленная цель мною в качестве классного руководителя в деле формирования навыков здорового образа жизни?

Организация экскурсий по родному краю, посещение театра, музеев тоже способствуют формированию здорового мировоззрения. Ребята должны понимать, что жизнь прекрасна, а мир многообразен и интересен. Нельзя жизнь бездумно растрачивать на вредные привычки.

В осенне-зимний период традиционно проводится беседа с учащимися по профилактике гриппа, дети сами создают листовки с советами, как уберечься от простудных заболеваний.

В уголке взвода размещается периодически меняющаяся информация по безопасности жизнедеятельности (о поведении на водоемах, о здоровом питании и пр.).

  • устойчивое положительное отношение к здоровому образу жизни;
  • стремление к постоянному поиску знаний, к самообразованию;
  • проявление творческой активности.

Формирование здорового образа жизни у учащихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих здорового образа жизни у школьников.

Наблюдения показывают, что использование различных форм работы с учащимися в воспитательном процессе позволяет им более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребенок - росток человеческий.

В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию.

В условиях модернизации российского образования, реализации

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России, введения Федеральных государственных

образовательных стандартов второго поколения, возрастают

воспитательные функции школы.

При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.

Ключевой фигурой в реализации задач воспитания в школе был и остается классный руководитель. От того, насколько изменится его работа, во многом зависит успешность всех осуществляемых преобразований.

Цель деятельности классного руководителя по ФГОС:

- создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе;

- формирование здорового образа жизни.

Задачи деятельности классного
руководителя по ФГОС:

формирование здорового образа жизни;

формирование и развитие коллектива класса;

создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса.

Деятельность классного руководителя – это целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава ОУ и иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом.

Классному руководителю необходимо знать:

психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста;

быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности;

владеть современными технологиями воспитания.

Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля.

А. Шопенгауэр

Здоровье подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время- важнейшая социальная задача. Именно в раннем детстве формируется здоровье взрослого человека. Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой.

Если перенести данную метафору в область здоровья, то река - это образ жизни и наша задача - научить каждого ребёнка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.

Кто должен и может взять на себя такую роль? Как помочь школьнику? Как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Прежде всего - семья и родители, затем – школа и учитель.

Как учитель начальных классов я занимаюсь проблемами сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

* признание ответственности за неблагополучие состояния здоровья учащихся;

*овладение необходимыми здоровьесберегающими образовательными технологиями;

* изучение научно-методической литературы по данной проблеме;

* реализация полученной подготовки на практике в тесном взаимодействии с учащимися и их родителями.

Главная цель программы – формирование ответственности у самого ребёнка за своё здоровье, оценки своих возможностей; развитие произвольных и непроизвольных привычек здорового образа жизни.

Здоровье –это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Во время стартовой беседы я предлагаю учащимся подумать над тем, что такое здоровье и как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми? Дети продумывают вопросы, на которые они хотели бы получить ответы.

Предлагаю учащимся начать путешествие в Страну Здоровья, которое продолжается в течение четырёх лет.

Эффективность процесса воспитания во многом зависит от использования форм и методов, развивающих познавательную активность. Занятия наполняю игровыми и сказочными сюжетами, персонажами. Введение игры в занятия позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.

Уточнить и расширить знания и представления о факторах, укрепляющих и ослабляющих здоровье, о полезных и вредных привычках человека, воспитать разумный взгляд на состояние своего организма, привить навыки систематического самоконтроля, показать красоту физического, нравственного, психического совершенства, развивать осознанное стремление к его достижению – таковы цели моих занятий с учащимися.

Наиболее результативными были такие активные методы воспитания, как работы в парах, группах, практическая деятельность, обсуждение ситуаций, проведение сюжетно-ролевых и дидактических игр, дискуссий.

Содержание каждой темы предполагает выполнение разнообразных видов работ: составление и запись различных правил, упражнений для глаз, рисование, сбор интересных сведений и т.д.

Проконтролировать степень усвоения тех или иных знаний, умений и навыков мне помогает анкетирование и тестирование, которое провожу среди учащихся и их родителей.

Уже к 3-4 классам у учащихся вкладывают в понятие здорового образа жизни нечто большее, чем просто отсутствие недомогания или каких-либо жалоб на здоровье.

Основными компонентами здорового образа жизни учащиеся в этом возрасте указывают отказ от курения, необходимость занятий физкультурой и спортом, правильную организацию питания.

ЗАБОТА О СВОЁМ ЗДОРОВЬЕ

Если человек сам следит за своим здоровьем,

то трудно найти врача, который знал бы лучше

полезное для его здоровья, чем он сам.

Каждый из нас тысячами нитей связан с другими людьми. Чьи-то взгляды, улыбки или насмешки, добрые и грубые слова – это психологическая среда, от которой в определенной мере зависит наше самочувствие и здоровье.

На практических занятиях мы с учащимися разучивали физические упражнения для снятия стресса, упражнения по измерению ловкости, быстроты, гибкости и выносливости. Проведённая работа позволяет помочь детям задуматься о ценностях и охраны своего здоровья .

СПОРТИВНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

( ДВИЖЕНИЕ- ОСНОВА ЖИЗНИ)

Ничто так не истощает и не разрушает человека, как

продолжительное физическое бездействие.

Одним из наиболее универсальных средств укрепления здоровья человека является систематическая физическая тренировка или физкультура- просто двигательная активность. Она повышает работоспособность, улучшает самочувствие, снижает заболеваемость, регулирует процесс развития и делает его гармоничным.

При дефиците движений здоровье человека ухудшается. У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость. Поэтому, главное, что я стараюсь привить детям потребность в движении.

Объясняю учащимся, что во время физической нагрузки наши мышцы работают напряженней, поэтому им нужно больше кислорода. Сердце, которое работает бесперебойно, вынуждено перекачивать кровь сильнее и быстрее, чтобы доставить больше кислорода мышцам. Убеждаю учащихся, что если они будут ежедневно заниматься утренней зарядкой, их сердце станет сильнее.

Какие же виды физкультурных занятий присутствуют в режиме дня моих учеников?

- Утренняя гимнастика дома.

Гимнастика способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, поднимает жизненный тонус, усиливает дыхание и кровообращение, повышает работоспособность, а также имеет большое воспитательное значение, способствуя выработке воли и настойчивости.

- Физкультпаузы.

Материал для физкультминуток помогают разнообразить сами дети, поэтому он постоянно обновляется и по содержанию и по способу подачи.

- Динамические перемены.

Перемена - значит отдых! Значит можно делать всё, что любишь, то, от чего легко и радостно. Мячи, скакалки, игры –всё идёт в ход.

Цель и смыл динамической перемены –создать условия для возможно более содержательной и эмоционально привлекательной деятельности по интересам, направлять и разнообразить её не подавляя инициативы детей.

Динамические перемены провожу в игровой форме, под музыку. Моим ученикам они очень нравятся.

Уроки физкультуры.

Какой другой урок приносит детям столько радости, как физкультура? На каком ещё уроке так бурно и естественно проявляется скрытая в каждом ребёнке энергия? Какой учебный предмет разовьёт заложенные в нас природой гибкость, ловкость, силу, чувство ритма и другие физические способности, необходимые не только для двигательной деятельности, но и для разностороннего развития!.

Физкультура- настоящая школа здоровья. Поэтому стараюсь на уроках давать место заданиям, которые можно выполнять по-разному: скакать со скакалкой, кто как умеет, передвигаться кто как умеет, стараясь не повторять движение, которое делают другие дети, придумывать новые варианты знакомых игр.

ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ

Ваша пища должна быть лекарством,

а ваше лекарство должно быть пищей.

Современные исследования показали, что потребление пищи, богатой жирами и рафинированным сахаром, значительно увеличивает риск возникновения сердечно- сосудистых заболеваний, сахарного диабета, кариеса, ожирения. Крайне обременительны для органов пищеварения чрезмерные позиции еды и редкое питание. Частота приёма пищи – немаловажный фактор профилактики болезней желудочно-кишечного тракта.

Поэтому один из важных компонентов в системе физического развития школьников –организация правильного и рационального питания.

Основная цель в данном направлении – уточнить и расширить знания и представления учащихся о питании человека, полученные ими на занятиях; сформировать представления об основах рационального питания, обеспечивающего сохранность здоровья; оказать детям помощь в правильном выборе здоровой пищи, предупреждать пищевые отравления и заболевания желудочно-кишечного тракта.

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

Начинать воспитание негативного отношения к вредным привычкам, я считаю, необходимо с раннего возраста.

Психологи и педагоги установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный возраст. В этот период ребёнок значительную часть времени проводит в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Вот почему именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям.

В темы занятий были включены следующие вопросы: внешний вид курильщика, сколько живёт курильщик, почему не курят спортсмены.

А затем проявили свою инициативу предложив провести антирекламу табака и алкоголя.

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СЕМЬЕ

Чтобы воспитать хорошего человека, надо

ежедневно в течение многих лет давать

ребёнку уроки здоровья, мудрости, любви

Древневосточная мудрость

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост - здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

Одно из важнейших условий здорового образа жизни- создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, в заботе о здоровье членов семьи.

Второе условие - тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться.

Третье условие - повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи.

Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается и за счёт совместного участия детей и родителей в разнообразных делах.

Поэтому всю работу по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни я строю в тесном контакте с родителями.

Участвуя в различных праздниках, родители имеют возможность наблюдать своего ребёнка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку с подготовкой других детей. Они видят, какую радость и пользу приносят ребёнку спортивные игры и состязания.

Весёлая атмосфера на праздниках способствует пробуждению у них интереса к общения со своими детьми.

Родители моих учеников - хорошие помощники при подготовке и проведении практических занятий по здоровому образу жизни. О наличии у родителей интереса к нашим классным делам говорит тот факт, что всё большее количество мам и пап принимает активное и непосредственное участие в организации и проведении спортивных праздников, игр, туристических походов на природу.

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

Дети, имеющие в младшем школьном возрасте нарушения эмоционально-волевой сферы, дети, не получившие вовремя психолого - педагогической помощи имеют ряд проблем.

С замкнутыми и необщительными детьми провожу доверительные беседы, создаю ситуацию успеха, вовлекаю в коллективную деятельность.

Родителям советую вовлекать детей в значимые семейные дела, больше времени уделять детям, помогать преодолевать трудности.

Что же влияет на психическое здоровье детей в семье?

чрезмерная загруженность родителей;

дисгармония семейных отношений;

особенности психотравмирующих событий, происходящих в семье.

Чтобы дети выросли психически здоровыми, отношения с ребёнком должны основываться на умении любить, поддерживать, прощать.

Поддерживать –значит верить в ребёнка.

Прощать –значит выражать свой осуждение по поводу поступка, но при этом не отказывать в любви.

- необходимо быть здоровым;

- здоровье –категория невечная, хрупкая, нуждающаяся в постоянной заботе;

- каждый человек несёт личную ответственность за своё здоровье;

- каждый человек, независимо от изначального состояния своего здоровья, может сам улучшить его, избрав здоровый образ жизни.

Правильная организация внеклассной и внешкольной оздоровительной работы даёт свои положительные результаты.

Систематические занятия физкультурой, двигательная активность (утренняя зарядка, физкультпаузы, музыкальные перемены, подвижные игры, дыхательная гимнастика и др.) улучшили производительность умственного труда и успеваемость, позволили детям удовлетворить свои потребности в движении, снять эмоциональное напряжение.

Таким образом, работая по формированию у младших школьников навыков здорового образа жизни, я пришла к выводу, что школа может и должна быть местом укрепления здоровья учащихся. А главная цель педагогической деятельности учителя - воспитание мотиваций, которые обеспечат активное и сознательное привлечение каждого ученика к процессу сохранения и укрепления здоровья физического, психического и духовного.

Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся и определить пути и способы совершенствования работы в данном направлении.

Участники: администрация, педагоги школы.

Подготовка:

  • Подготовлены рабочие места для работы трех групп, председателя и секретаря педсовета.
  • На доске написана тема педсовета.
  • На столах игровых групп разложены материалы, необходимые для групповой работы.
  • В зале прикреплены таблицы, схемы и диаграммы с результатами проведенного исследования состояния здоровья учащихся.
  • Место проведения – школьная библиотека, оборудованная компьютерами.
  • Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто. (Сократ)

I. Вступительная часть

Краткое выступление директора школы, в котором раскрывается замысел подготовки и проведения педсовета.
В настоящее время, уже проведенные многочисленные физиолого-гигиенические психофизиологические исследования школьников убеждают педагогов и руководителей образования в необходимости принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников. Эти положения вошли в важнейшие государственные документы определяющие стратегию развития образования. В частности концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Тема работы нашего образовательного учреждения – личностно-ориентированное обучение и воспитание учащихся.

Направление работы: Здоровьесберегающие технологии образовательного процесса

  • создание эмоционально-психологического комфорта в учебно-воспитательной деятельности;
  • творческая ориентация педагогического коллектива на овладение программами валеологической направленности;
  • организация сотрудничества школы и семьи, основанного на принципах воспитания здорового ребенка.

Целью нашего образовательного учреждения является целостное развитие человека с сохранением его психофизического здоровья, развитие личности, способной заниматься самовоспитанием и самообразованием, найти свое место в жизни, творчески реализовать свои возможности.
Достижение этого целевого ориентира предполагает создание в школе условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей.
Результаты проведенного медицинского осмотра учащихся свидетельствуют о том, что больше всего зафиксировано заболеваний, связанных с нарушениями зрения, осанки, ВСД. (См диаграмму данные медицинского осмотра детей).
Главной причиной пропусков учебных занятий также являются проблемы со здоровьем учащихся. Чаще всего ученики пропускают занятия из-за респираторных и инфекционных заболеваний. Очевидна целесообразность более глубокого и детального рассмотрения педагогическим коллективом вопроса о влиянии учебно- воспитательного процесса на здоровье учащихся.

Однако еще не все сделано для того, чтобы учебно-воспитательный процесс только положительно влиял на здоровье учащихся. На данном заседании педагогического совета нам предстоит осуществить системный анализ работы школы по сохранению и укреплению здоровья детей и наметить пути и способы совершенствования этой деятельности.

II. Информационно-теоретическая часть

  • ВСД – 27 учащихся
  • Нарушение зрения – 16 учащихся
  • Нарушение осанки – 15 учащихся
  • Аденоиды носа – 9 учащихся
  • Ожирение – 7 учащихся

Остальные болезни, как правило, хронические (их 17) присутствуют у 1-2 учащихся. Поэтому всем участникам пед. процесса необходимо обратить внимание на данную проблему.
Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несёт и система образования. Период взросления, приходящийся на пребывание в школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков. Каковы же основные причины ухудшения здоровья детей?

  • объём учебных программ, их информационное насыщение часто не соразмерны с возрастными и функциональными возможностями школьников;
  • до 80% учащихся постоянно или частично испытывают учебный стресс, который снижает иммунную систему и способствует заболеваемости детей;
  • существенное увеличение учебной нагрузки и приготовление домашнего задания достигает в основной школе до 10-12 часов, в старших до 13-15 часов в сутки, вследствие чего наблюдается большая утомляемость, особенно к концу недели, нервно-психические нарушения, снижение сопротивляемости организма болезням.

2. Ухудшение питания

3. Факторы социального риска

4. Факторы экологического риска.

  • Интеллектуально одарённые учащиеся, решая задания повышенной трудности, самореализуются в учебной деятельности и самоутверждаются в сообществе одноклассников.
  • Учащиеся, обладающие более низкими интеллектуальным потенциалом, справляясь с дифференцированными заданиями невысокого уровня сложности, избавляются от комплекса неполноценности. При этом все ученики успешно выполняют требования образовательных программ.

Также многие педагоги в своей работе используют тесты при проверке знаний учащихся (как правило, тестовые задания разноуровневого характера). Такой подход способствует формированию положительных познавательных мотивов у детей, снижений у них уровня тревожности. Да и у учителей наблюдается рост удовлетворённости результатами своего труда.
Учителя технологии и иностранных языков используют метод проектов, который позволяет индивидуализировать обучение, повысить его социальную и личностную значимость, расширить спектр возможностей детей в проявлении инициативы и самостоятельности.
Использование коллективных и групповых способов обучения помогает учащимся занять активную позицию, чувствовать себя более раскрепощено, ощущать в выполненной работе поддержку одноклассников.

Однако, не всегда вопросы сохранения здоровья относятся к разряду приоритетных.
Обозначим основные факторы, их 8 влияющих на формирование здоровья школьников, связанные с образовательным процессом.

1. Объём учебной нагрузки (должен соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям школьников).

2. Расписание уроков, распределение нагрузки по дням. Расписание уроков должно быть максимально приближено к санитарно-гигиеническим нормам, удобно для детей.

  • Рациональность урока должна быть не менее 60%, не более 80%.
  • Количество видов учебной деятельности на уроке должно быть от 4 до 7.
  • Продолжительность видов деятельности не более 10 минут, а в первой ступени – 5 минут.
  • Число видов преподавания не менее 3 (словесный, наглядный, аудиовизуальный).
  • Наличие физической или эмоциональной разрядки (минимум 2).
  • Чередование позы ученика

Оптимальное распределение нагрузки во время урока:

Для поддержания работоспособности необходимо учитывать, что первые 5минут любого урока идёт привыкание к учителю предмета. Оптимальная устойчивая работоспособность длится около 10-15 минут в начальной школе, 20-25 минут в среднем звене, 25-30 минут в старшем звене. После этого на несколько минут наступает переутомление, если не изменить педагогическую тактику наступит состояние утомления, при котором работоспособность заметно падает, и ещё больше снижен интерес к происходящему в классе

4. Обеспечение интереса к предмету. Развитие учебной мотивации.

5. Психологический климат (преобладание положительного эмоционального климата)

6. Стиль педагогического общения (демократичный, гуманный)

7. Использование активных методов обучения

8. Личностная и психологическая особенность учителя, его характер.

Таким образом, современный уровень цивилизации и культуры выдвигает в число важнейших для человека задач – самому научиться, не болеть, быть здоровым. Для системы образования эта задача трансформируется в возможность использовать для достижения этой цели те технологии, которыми как раз и владеет педагог и обеспечить такие условия обучения и воспитания, развития, который не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса.

«Кто не ценит собственного здоровья тот меньше заботится и о других.

Эффективность учебного процесса в школе во многом зависит от умелой организации внеклассной работы учителем. Передо мной, как учителем, классным руководителем часто встаёт вопрос: как рассказать ребёнку о сложных явлениях нашей жизни, не раня ещё не окрепшую психику, не разрушая пока ещё чистого детского восприятия окружающего мира, не давя на сознание и волю юного человека. Какими мы хотим видеть наших детей? Родители обычно хотят, чтобы дети были в первую очередь здоровыми, а уж затем – успешными, уверенными в себе, хорошо образованными, приспособленными к современной жизни и т.д. Конечно, это хорошо, но где же честь, достоинство, сострадание, милосердие, совестливость? Современная очевидная данность – духовное оскудение и падение нравственности. От учителя зависит в большей степени духовное и физическое здоровье учащихся.
Всякий знает, как важно воспитать ребёнка с ранних лет. Моральные качества, приобретённые человеком в детстве, остаются в нём на всю жизнь. Состояние психологического, социального, физического благополучия определяет понятие здоровье. Наше здоровье схематично можно представить в виде треугольника, в основании которого заложена его физическая составляющая, а рядом нравственная и социальная.


Цели факультативного курса – научить детей быть здоровыми душой и телом, применять знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи факультативного курса: сформулировать мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасности жизни, здорового образа жизни физическое и психическое саморазвитие.

Занятия включают в себе теоретическую и практическую части.
Содержание теоретической части решают три взаимосвязанныхаспекта: воспитательный, обучающий, профилактический.

Рис. 8. Сравнительный анализ заболеваемости детей в 2005-2008 учебных годах.

(Источник: классные журналы 2 класса за 2005-2006 учебный год, 3 класса за 2006-2007 учебный год, 4 класс за 2007-2008 учебный год).

Дети любят участвовать в спортивных соревнованиях, хорошо справляются с нормативами по физической культуре.

Рис. 9. Динамика успеваемости учащихся по физической культуре в 2005-2008 учебных годах.

(Источник: классные журналы 2 класса за 2005-2006 учебный год, 3 класса за 2006-2007 учебный год, 4 класс за 2007-2008 учебный год).

Состояние здоровья ребёнка при поступлении в школу – эта та стартовая позиция, которая во многом определяет успешность не только первого года обучения, но и последующих лет.

а) снижение заболеваемости среди детей (простуды, вирусные заболевания и т.д.); (см. рис.8).

б) повышение качества образования; (см. рис.7)

Рис. 7. Динамика успеваемости учащихся 4 класса и 5 класса (первое полугодие)

Д) количество учащихся "отличников"
Б) количество учащихся "хорошистов"
Г) количество учащихся, имеющие одну и более "удовлетворительно"
А) количество учащихся имеющих одну или более "неудовлетворительно"

Вывод: Мои дети в начальных классах получили прочные знания и не утратили интерес к добыванию знаний. Успехи моих учеников, это Мой успех! (источник: классные журналы 4 класса за 2006-2007 учебный год, 5 класс за 2007-2008 учебный год).

в) создание сплочённого коллектива учащихся

Рис. 14. Социометрическое исследование комфортности и сплочённости класса в 2005-2008 учебных годах

Социометрическое исследование показывает, что во 2 классе – 20% учащихся считают, что коллектив класса создан, в 3 классе 46% учащихся, считают что классный коллектив дружный, в 4 классе – 86% учащихся с нетерпением ждут начала учебного года, очень комфортно чувствуют себя в коллективе, но 14% учащихся оценивают психологический климат в классе как очень плохой. В пятом классе классному руководителю предстоит активнее привлекать этих учащихся к жизни коллектива, найти дело по душе, постоянно поддерживать и поощрять.

г) личностный рост учащихся (см. рис.7);

д) принятие учащимися здорового образа жизни как основной необходимости.

Рис. 11. Оценка учащимися своего образа жизни в 2007 учебном году.

Б – здоровый образ жизни, В – употребляли пиво, А – курят

(Источник: анкеты, тесты для учащихся, проведенные в 5 классе 22.11.08, 29.11.2007)

В процессе работы, я пришла к выводу о необходимости комплексного подхода к пропаганде здорового образа жизни. Классная и внеклассная работа по проблеме здоровьесбережения должны быть взаимосвязаны и подчинены одной цели. Необходимо внимание со стороны учителей и родителей к вредным привычкам пятиклассников. Чем раньше будут выявлены такие дети, тем успешнее будет работа по устранению вредной привычки. Это поле моей и родительской деятельности.

3. Учитель физической культуры.

III. Проектная часть

Все члены коллектива определены в следующие группы.

1-я учителя начальных классов, музыки, социальный педагог, учителя иностранного языка, ИЗО и черчения.

2-я учителя русского языка и литературы, математики , ОБЖ, физической культуры.

3-я учителя истории, обществознания, химии, биологии, географии, технологии, физики, ОИВТ.

Директор школы предлагает группам выполнить три задания

3) Разработать перечень конкретных дел и мероприятий способствующих устранению вредных привычек .

В течение 15 минут группы педагогов выполняют предложенные задания и предлагают свои разработки.
Председатель заседания педсовета благодарит учителей за работу и выражает надежду на успешную реализацию предложенных мероприятий в жизнедеятельности школьного коллектива.

IV. Заключительная часть

высокую ку льтуру труда, быта и взаимоотноше ний с обще ством и пр иродой.

Сегодняшн ее состояние здоровья д етей вы зывает серьезн ую тревогу .

Здоровье – категория резерв ов жизни, жизне способнос ти человека как

целостного су щества в еди нстве его тел есных и психич еских хара ктеристик.

Такие резервы, ж изнеспос обность фо рмируются в проц ессе воспита ния

ребёнка в семье и ш коле. В наше в ремя пони мание здоровья как катего рии,

значимой для жиз ни общества, на ходит все более широк ое распростране ние.

Решать оздоровител ьну ю задачу на занятия х по физическ ой ку льтуре

Младший шко льный возраст - это период интенс ивного у своения самых

разных правил, н е только учебны х, но и обществен ной жиз ни. Всю

информацию, к оторую дети этог о возраста полу чают из вне шнего мира, он и

буквально впит ывают как гу бки. Кроме тог о, дети этого возраста наиб олее

восприимчив ы к тому, что им г оворят взрослые. Поэтому профилактику

отклоняющегося п оведения и з лоупотре бления псих оактивными вещ ествами

необходимо проводить у же в младшем школь ном возрасте, еще до того, ка к

дети приобрету т дезадаптивные форм ы поведени я и начну т употреблять

алкоголь, наркот ики и дру гие психоакти вные вещества. Дет ям важно, ка к

они приобретаю т новые знани я. Если этот процес с будет на вязанным и

Здоровый образ жизн и личности школьника представляет со бой

многофункциональ ную совоку пность, которая вклю чает в себя з нания и

представлен ия о здоровье как ж изненной це нности чел овека, о ЗОЖ,

сформированн ые привычки и мотивацию своего поведен ия как здо рового

человека, у мения и навыки здор ового поведения на ос нове пост оянной

двигательной акт ивности, не приятие вр едных привыче к, что позв оляет вести

здоровый стиль ж изни и быть физ ически и с оциально акт ивным, з доровым

Здоровый сти ль жизни ш кольника вклю чает в себя следующие

- организацию сво бодного в ремени с п реобладанием дв ижений,

Основные усл овия формирования здорового образа жи зни у школьник ов

- формирование з наний мл адшего школ ьника о здоровье, ЗОЖ, о

собственном зд оровье, о здор овых и вредн ых привычка х расту щего человека,

о нормальном н равственном и отклоняющемся п оведении де тей и

- организован ная двигатель ная активн ость учащихся в условия х

использования сп ециально раз работанн ых методик и те хнологий

- формирование ценностного отношени я к здоровью, здор овому образу

- формирование з доровых нав ыков и привыч ек учащихся.

Успешная у чебная деятельность и с остояние з доровья дете й не могу т сегодня

рассматриваться изолирова нно дру г от друга. Они взаимосвязан ы и требую т

к себе присталь ного внима ния взрослых , учителей и р одителей. Хороше е

здоровье благ оприятству ет полноценно му развитию дете й. Общая цель всей

деятельности в да нном нап равлении – не только научить ребенка о бъективно

оценивать сво и действия и поступки, а р азвить веру в свои возможност и и

силы, адекватн о реагировать на сл ожную жизненную ситу ацию и делать сво й

собственный вы бор. Помочь ему дост игну ть социально - значимых

результатов в жизни, и получить грам отно и своев ременно дозирован ную

информацию о разру шающем эффекте вредных привы чек не тольк о на

организм чел овека, но на саму жизненну ю ситуацию. Успешность работ ы в

формировании з дорового образа ж изни заключается в работе: ребен ок –

родитель – педаг ог. Известно, чт о здоровые п ривычки фо рмирую тся с самого

раннего возраст а ребенка. Поэт ому роль и значе ние семьи, семейного

воспитания в этом п роцессе должно быть обязатель ным. Родителям

необходимо еже дневно, изо дня в день, незаметно и неу клонно вест и

воспитание своег о ребенка, чт обы он осознал нео бходимост ь укрепле ния

родителям нео бходимо иметь о пределе нную теорет ическую и практическу ю

подготовку в этих вопроса х, котору ю в полной ме ре дает ко ллектив школы,

т.к. каждый пе дагог ставит од ной из главны х своих задач ра боты с клас сом –

Читайте также: