Формирование здорового образа жизни у школьников доклад на педсовет
Обновлено: 28.06.2024
В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Цивилизованное общество строится здоровыми людьми.
Задача школы - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях - педагог.
Здоровый образ жизни школьника – это условие не только здоровья, но и дальнейшей успешной работы, семейной жизни.
Крайне важно создавать у ребенка культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства. Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (соблюдения режима дня, выработки отрицательного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение). Иными словами, здоровью надо учить.
Как реализуется поставленная цель мною в качестве классного руководителя в деле формирования навыков здорового образа жизни?
Организация экскурсий по родному краю, посещение театра, музеев тоже способствуют формированию здорового мировоззрения. Ребята должны понимать, что жизнь прекрасна, а мир многообразен и интересен. Нельзя жизнь бездумно растрачивать на вредные привычки.
В осенне-зимний период традиционно проводится беседа с учащимися по профилактике гриппа, дети сами создают листовки с советами, как уберечься от простудных заболеваний.
В уголке взвода размещается периодически меняющаяся информация по безопасности жизнедеятельности (о поведении на водоемах, о здоровом питании и пр.).
- устойчивое положительное отношение к здоровому образу жизни;
- стремление к постоянному поиску знаний, к самообразованию;
- проявление творческой активности.
Формирование здорового образа жизни у учащихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих здорового образа жизни у школьников.
Наблюдения показывают, что использование различных форм работы с учащимися в воспитательном процессе позволяет им более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Ребенок - росток человеческий.
В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию.
В условиях модернизации российского образования, реализации
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, введения Федеральных государственных
образовательных стандартов второго поколения, возрастают
воспитательные функции школы.
При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.
Ключевой фигурой в реализации задач воспитания в школе был и остается классный руководитель. От того, насколько изменится его работа, во многом зависит успешность всех осуществляемых преобразований.
Цель деятельности классного руководителя по ФГОС:
- создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе;
- формирование здорового образа жизни.
Задачи деятельности классного
руководителя по ФГОС:
формирование здорового образа жизни;
формирование и развитие коллектива класса;
создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса.
Деятельность классного руководителя – это целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава ОУ и иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом.
Классному руководителю необходимо знать:
психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста;
быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности;
владеть современными технологиями воспитания.
Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля.
А. Шопенгауэр
Здоровье подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время- важнейшая социальная задача. Именно в раннем детстве формируется здоровье взрослого человека. Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой.
Если перенести данную метафору в область здоровья, то река - это образ жизни и наша задача - научить каждого ребёнка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.
Кто должен и может взять на себя такую роль? Как помочь школьнику? Как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Прежде всего - семья и родители, затем – школа и учитель.
Как учитель начальных классов я занимаюсь проблемами сохранения и укрепления здоровья младших школьников.
* признание ответственности за неблагополучие состояния здоровья учащихся;
*овладение необходимыми здоровьесберегающими образовательными технологиями;
* изучение научно-методической литературы по данной проблеме;
* реализация полученной подготовки на практике в тесном взаимодействии с учащимися и их родителями.
Главная цель программы – формирование ответственности у самого ребёнка за своё здоровье, оценки своих возможностей; развитие произвольных и непроизвольных привычек здорового образа жизни.
Здоровье –это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Во время стартовой беседы я предлагаю учащимся подумать над тем, что такое здоровье и как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми? Дети продумывают вопросы, на которые они хотели бы получить ответы.
Предлагаю учащимся начать путешествие в Страну Здоровья, которое продолжается в течение четырёх лет.
Эффективность процесса воспитания во многом зависит от использования форм и методов, развивающих познавательную активность. Занятия наполняю игровыми и сказочными сюжетами, персонажами. Введение игры в занятия позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
Уточнить и расширить знания и представления о факторах, укрепляющих и ослабляющих здоровье, о полезных и вредных привычках человека, воспитать разумный взгляд на состояние своего организма, привить навыки систематического самоконтроля, показать красоту физического, нравственного, психического совершенства, развивать осознанное стремление к его достижению – таковы цели моих занятий с учащимися.
Наиболее результативными были такие активные методы воспитания, как работы в парах, группах, практическая деятельность, обсуждение ситуаций, проведение сюжетно-ролевых и дидактических игр, дискуссий.
Содержание каждой темы предполагает выполнение разнообразных видов работ: составление и запись различных правил, упражнений для глаз, рисование, сбор интересных сведений и т.д.
Проконтролировать степень усвоения тех или иных знаний, умений и навыков мне помогает анкетирование и тестирование, которое провожу среди учащихся и их родителей.
Уже к 3-4 классам у учащихся вкладывают в понятие здорового образа жизни нечто большее, чем просто отсутствие недомогания или каких-либо жалоб на здоровье.
Основными компонентами здорового образа жизни учащиеся в этом возрасте указывают отказ от курения, необходимость занятий физкультурой и спортом, правильную организацию питания.
ЗАБОТА О СВОЁМ ЗДОРОВЬЕ
Если человек сам следит за своим здоровьем,
то трудно найти врача, который знал бы лучше
полезное для его здоровья, чем он сам.
Каждый из нас тысячами нитей связан с другими людьми. Чьи-то взгляды, улыбки или насмешки, добрые и грубые слова – это психологическая среда, от которой в определенной мере зависит наше самочувствие и здоровье.
На практических занятиях мы с учащимися разучивали физические упражнения для снятия стресса, упражнения по измерению ловкости, быстроты, гибкости и выносливости. Проведённая работа позволяет помочь детям задуматься о ценностях и охраны своего здоровья .
СПОРТИВНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
( ДВИЖЕНИЕ- ОСНОВА ЖИЗНИ)
Ничто так не истощает и не разрушает человека, как
продолжительное физическое бездействие.
Одним из наиболее универсальных средств укрепления здоровья человека является систематическая физическая тренировка или физкультура- просто двигательная активность. Она повышает работоспособность, улучшает самочувствие, снижает заболеваемость, регулирует процесс развития и делает его гармоничным.
При дефиците движений здоровье человека ухудшается. У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость. Поэтому, главное, что я стараюсь привить детям потребность в движении.
Объясняю учащимся, что во время физической нагрузки наши мышцы работают напряженней, поэтому им нужно больше кислорода. Сердце, которое работает бесперебойно, вынуждено перекачивать кровь сильнее и быстрее, чтобы доставить больше кислорода мышцам. Убеждаю учащихся, что если они будут ежедневно заниматься утренней зарядкой, их сердце станет сильнее.
Какие же виды физкультурных занятий присутствуют в режиме дня моих учеников?
- Утренняя гимнастика дома.
Гимнастика способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, поднимает жизненный тонус, усиливает дыхание и кровообращение, повышает работоспособность, а также имеет большое воспитательное значение, способствуя выработке воли и настойчивости.
- Физкультпаузы.
Материал для физкультминуток помогают разнообразить сами дети, поэтому он постоянно обновляется и по содержанию и по способу подачи.
- Динамические перемены.
Перемена - значит отдых! Значит можно делать всё, что любишь, то, от чего легко и радостно. Мячи, скакалки, игры –всё идёт в ход.
Цель и смыл динамической перемены –создать условия для возможно более содержательной и эмоционально привлекательной деятельности по интересам, направлять и разнообразить её не подавляя инициативы детей.
Динамические перемены провожу в игровой форме, под музыку. Моим ученикам они очень нравятся.
Уроки физкультуры.
Какой другой урок приносит детям столько радости, как физкультура? На каком ещё уроке так бурно и естественно проявляется скрытая в каждом ребёнке энергия? Какой учебный предмет разовьёт заложенные в нас природой гибкость, ловкость, силу, чувство ритма и другие физические способности, необходимые не только для двигательной деятельности, но и для разностороннего развития!.
Физкультура- настоящая школа здоровья. Поэтому стараюсь на уроках давать место заданиям, которые можно выполнять по-разному: скакать со скакалкой, кто как умеет, передвигаться кто как умеет, стараясь не повторять движение, которое делают другие дети, придумывать новые варианты знакомых игр.
ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ
Ваша пища должна быть лекарством,
а ваше лекарство должно быть пищей.
Современные исследования показали, что потребление пищи, богатой жирами и рафинированным сахаром, значительно увеличивает риск возникновения сердечно- сосудистых заболеваний, сахарного диабета, кариеса, ожирения. Крайне обременительны для органов пищеварения чрезмерные позиции еды и редкое питание. Частота приёма пищи – немаловажный фактор профилактики болезней желудочно-кишечного тракта.
Поэтому один из важных компонентов в системе физического развития школьников –организация правильного и рационального питания.
Основная цель в данном направлении – уточнить и расширить знания и представления учащихся о питании человека, полученные ими на занятиях; сформировать представления об основах рационального питания, обеспечивающего сохранность здоровья; оказать детям помощь в правильном выборе здоровой пищи, предупреждать пищевые отравления и заболевания желудочно-кишечного тракта.
ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ
Начинать воспитание негативного отношения к вредным привычкам, я считаю, необходимо с раннего возраста.
Психологи и педагоги установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный возраст. В этот период ребёнок значительную часть времени проводит в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Вот почему именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям.
В темы занятий были включены следующие вопросы: внешний вид курильщика, сколько живёт курильщик, почему не курят спортсмены.
А затем проявили свою инициативу предложив провести антирекламу табака и алкоголя.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СЕМЬЕ
Чтобы воспитать хорошего человека, надо
ежедневно в течение многих лет давать
ребёнку уроки здоровья, мудрости, любви
Древневосточная мудрость
Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост - здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
Одно из важнейших условий здорового образа жизни- создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, в заботе о здоровье членов семьи.
Второе условие - тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться.
Третье условие - повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи.
Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается и за счёт совместного участия детей и родителей в разнообразных делах.
Поэтому всю работу по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни я строю в тесном контакте с родителями.
Участвуя в различных праздниках, родители имеют возможность наблюдать своего ребёнка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку с подготовкой других детей. Они видят, какую радость и пользу приносят ребёнку спортивные игры и состязания.
Весёлая атмосфера на праздниках способствует пробуждению у них интереса к общения со своими детьми.
Родители моих учеников - хорошие помощники при подготовке и проведении практических занятий по здоровому образу жизни. О наличии у родителей интереса к нашим классным делам говорит тот факт, что всё большее количество мам и пап принимает активное и непосредственное участие в организации и проведении спортивных праздников, игр, туристических походов на природу.
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ
Дети, имеющие в младшем школьном возрасте нарушения эмоционально-волевой сферы, дети, не получившие вовремя психолого - педагогической помощи имеют ряд проблем.
С замкнутыми и необщительными детьми провожу доверительные беседы, создаю ситуацию успеха, вовлекаю в коллективную деятельность.
Родителям советую вовлекать детей в значимые семейные дела, больше времени уделять детям, помогать преодолевать трудности.
Что же влияет на психическое здоровье детей в семье?
чрезмерная загруженность родителей;
дисгармония семейных отношений;
особенности психотравмирующих событий, происходящих в семье.
Чтобы дети выросли психически здоровыми, отношения с ребёнком должны основываться на умении любить, поддерживать, прощать.
Поддерживать –значит верить в ребёнка.
Прощать –значит выражать свой осуждение по поводу поступка, но при этом не отказывать в любви.
- необходимо быть здоровым;
- здоровье –категория невечная, хрупкая, нуждающаяся в постоянной заботе;
- каждый человек несёт личную ответственность за своё здоровье;
- каждый человек, независимо от изначального состояния своего здоровья, может сам улучшить его, избрав здоровый образ жизни.
Правильная организация внеклассной и внешкольной оздоровительной работы даёт свои положительные результаты.
Систематические занятия физкультурой, двигательная активность (утренняя зарядка, физкультпаузы, музыкальные перемены, подвижные игры, дыхательная гимнастика и др.) улучшили производительность умственного труда и успеваемость, позволили детям удовлетворить свои потребности в движении, снять эмоциональное напряжение.
Таким образом, работая по формированию у младших школьников навыков здорового образа жизни, я пришла к выводу, что школа может и должна быть местом укрепления здоровья учащихся. А главная цель педагогической деятельности учителя - воспитание мотиваций, которые обеспечат активное и сознательное привлечение каждого ученика к процессу сохранения и укрепления здоровья физического, психического и духовного.
Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся и определить пути и способы совершенствования работы в данном направлении.
Участники: администрация, педагоги школы.
Подготовка:
- Подготовлены рабочие места для работы трех групп, председателя и секретаря педсовета.
- На доске написана тема педсовета.
- На столах игровых групп разложены материалы, необходимые для групповой работы.
- В зале прикреплены таблицы, схемы и диаграммы с результатами проведенного исследования состояния здоровья учащихся.
- Место проведения – школьная библиотека, оборудованная компьютерами.
- Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто. (Сократ)
I. Вступительная часть
Краткое выступление директора школы, в котором раскрывается замысел подготовки и проведения педсовета.
В настоящее время, уже проведенные многочисленные физиолого-гигиенические психофизиологические исследования школьников убеждают педагогов и руководителей образования в необходимости принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников. Эти положения вошли в важнейшие государственные документы определяющие стратегию развития образования. В частности концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Тема работы нашего образовательного учреждения – личностно-ориентированное обучение и воспитание учащихся.
Направление работы: Здоровьесберегающие технологии образовательного процесса
- создание эмоционально-психологического комфорта в учебно-воспитательной деятельности;
- творческая ориентация педагогического коллектива на овладение программами валеологической направленности;
- организация сотрудничества школы и семьи, основанного на принципах воспитания здорового ребенка.
Целью нашего образовательного учреждения является целостное развитие человека с сохранением его психофизического здоровья, развитие личности, способной заниматься самовоспитанием и самообразованием, найти свое место в жизни, творчески реализовать свои возможности.
Достижение этого целевого ориентира предполагает создание в школе условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей.
Результаты проведенного медицинского осмотра учащихся свидетельствуют о том, что больше всего зафиксировано заболеваний, связанных с нарушениями зрения, осанки, ВСД. (См диаграмму данные медицинского осмотра детей).
Главной причиной пропусков учебных занятий также являются проблемы со здоровьем учащихся. Чаще всего ученики пропускают занятия из-за респираторных и инфекционных заболеваний. Очевидна целесообразность более глубокого и детального рассмотрения педагогическим коллективом вопроса о влиянии учебно- воспитательного процесса на здоровье учащихся.
Однако еще не все сделано для того, чтобы учебно-воспитательный процесс только положительно влиял на здоровье учащихся. На данном заседании педагогического совета нам предстоит осуществить системный анализ работы школы по сохранению и укреплению здоровья детей и наметить пути и способы совершенствования этой деятельности.
II. Информационно-теоретическая часть
- ВСД – 27 учащихся
- Нарушение зрения – 16 учащихся
- Нарушение осанки – 15 учащихся
- Аденоиды носа – 9 учащихся
- Ожирение – 7 учащихся
Остальные болезни, как правило, хронические (их 17) присутствуют у 1-2 учащихся. Поэтому всем участникам пед. процесса необходимо обратить внимание на данную проблему.
Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несёт и система образования. Период взросления, приходящийся на пребывание в школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков. Каковы же основные причины ухудшения здоровья детей?
- объём учебных программ, их информационное насыщение часто не соразмерны с возрастными и функциональными возможностями школьников;
- до 80% учащихся постоянно или частично испытывают учебный стресс, который снижает иммунную систему и способствует заболеваемости детей;
- существенное увеличение учебной нагрузки и приготовление домашнего задания достигает в основной школе до 10-12 часов, в старших до 13-15 часов в сутки, вследствие чего наблюдается большая утомляемость, особенно к концу недели, нервно-психические нарушения, снижение сопротивляемости организма болезням.
2. Ухудшение питания
3. Факторы социального риска
4. Факторы экологического риска.
- Интеллектуально одарённые учащиеся, решая задания повышенной трудности, самореализуются в учебной деятельности и самоутверждаются в сообществе одноклассников.
- Учащиеся, обладающие более низкими интеллектуальным потенциалом, справляясь с дифференцированными заданиями невысокого уровня сложности, избавляются от комплекса неполноценности. При этом все ученики успешно выполняют требования образовательных программ.
Также многие педагоги в своей работе используют тесты при проверке знаний учащихся (как правило, тестовые задания разноуровневого характера). Такой подход способствует формированию положительных познавательных мотивов у детей, снижений у них уровня тревожности. Да и у учителей наблюдается рост удовлетворённости результатами своего труда.
Учителя технологии и иностранных языков используют метод проектов, который позволяет индивидуализировать обучение, повысить его социальную и личностную значимость, расширить спектр возможностей детей в проявлении инициативы и самостоятельности.
Использование коллективных и групповых способов обучения помогает учащимся занять активную позицию, чувствовать себя более раскрепощено, ощущать в выполненной работе поддержку одноклассников.
Однако, не всегда вопросы сохранения здоровья относятся к разряду приоритетных.
Обозначим основные факторы, их 8 влияющих на формирование здоровья школьников, связанные с образовательным процессом.
1. Объём учебной нагрузки (должен соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям школьников).
2. Расписание уроков, распределение нагрузки по дням. Расписание уроков должно быть максимально приближено к санитарно-гигиеническим нормам, удобно для детей.
- Рациональность урока должна быть не менее 60%, не более 80%.
- Количество видов учебной деятельности на уроке должно быть от 4 до 7.
- Продолжительность видов деятельности не более 10 минут, а в первой ступени – 5 минут.
- Число видов преподавания не менее 3 (словесный, наглядный, аудиовизуальный).
- Наличие физической или эмоциональной разрядки (минимум 2).
- Чередование позы ученика
Оптимальное распределение нагрузки во время урока:
Для поддержания работоспособности необходимо учитывать, что первые 5минут любого урока идёт привыкание к учителю предмета. Оптимальная устойчивая работоспособность длится около 10-15 минут в начальной школе, 20-25 минут в среднем звене, 25-30 минут в старшем звене. После этого на несколько минут наступает переутомление, если не изменить педагогическую тактику наступит состояние утомления, при котором работоспособность заметно падает, и ещё больше снижен интерес к происходящему в классе
4. Обеспечение интереса к предмету. Развитие учебной мотивации.
5. Психологический климат (преобладание положительного эмоционального климата)
6. Стиль педагогического общения (демократичный, гуманный)
7. Использование активных методов обучения
8. Личностная и психологическая особенность учителя, его характер.
Таким образом, современный уровень цивилизации и культуры выдвигает в число важнейших для человека задач – самому научиться, не болеть, быть здоровым. Для системы образования эта задача трансформируется в возможность использовать для достижения этой цели те технологии, которыми как раз и владеет педагог и обеспечить такие условия обучения и воспитания, развития, который не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса.
«Кто не ценит собственного здоровья тот меньше заботится и о других.
Эффективность учебного процесса в школе во многом зависит от умелой организации внеклассной работы учителем. Передо мной, как учителем, классным руководителем часто встаёт вопрос: как рассказать ребёнку о сложных явлениях нашей жизни, не раня ещё не окрепшую психику, не разрушая пока ещё чистого детского восприятия окружающего мира, не давя на сознание и волю юного человека. Какими мы хотим видеть наших детей? Родители обычно хотят, чтобы дети были в первую очередь здоровыми, а уж затем – успешными, уверенными в себе, хорошо образованными, приспособленными к современной жизни и т.д. Конечно, это хорошо, но где же честь, достоинство, сострадание, милосердие, совестливость? Современная очевидная данность – духовное оскудение и падение нравственности. От учителя зависит в большей степени духовное и физическое здоровье учащихся.
Всякий знает, как важно воспитать ребёнка с ранних лет. Моральные качества, приобретённые человеком в детстве, остаются в нём на всю жизнь. Состояние психологического, социального, физического благополучия определяет понятие здоровье. Наше здоровье схематично можно представить в виде треугольника, в основании которого заложена его физическая составляющая, а рядом нравственная и социальная.
Цели факультативного курса – научить детей быть здоровыми душой и телом, применять знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи факультативного курса: сформулировать мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасности жизни, здорового образа жизни физическое и психическое саморазвитие.
Занятия включают в себе теоретическую и практическую части.
Содержание теоретической части решают три взаимосвязанныхаспекта: воспитательный, обучающий, профилактический.
Рис. 8. Сравнительный анализ заболеваемости детей в 2005-2008 учебных годах.
(Источник: классные журналы 2 класса за 2005-2006 учебный год, 3 класса за 2006-2007 учебный год, 4 класс за 2007-2008 учебный год).
Дети любят участвовать в спортивных соревнованиях, хорошо справляются с нормативами по физической культуре.
Рис. 9. Динамика успеваемости учащихся по физической культуре в 2005-2008 учебных годах.
(Источник: классные журналы 2 класса за 2005-2006 учебный год, 3 класса за 2006-2007 учебный год, 4 класс за 2007-2008 учебный год).
Состояние здоровья ребёнка при поступлении в школу – эта та стартовая позиция, которая во многом определяет успешность не только первого года обучения, но и последующих лет.
а) снижение заболеваемости среди детей (простуды, вирусные заболевания и т.д.); (см. рис.8).
б) повышение качества образования; (см. рис.7)
Рис. 7. Динамика успеваемости учащихся 4 класса и 5 класса (первое полугодие)
Д) количество учащихся "отличников"
Б) количество учащихся "хорошистов"
Г) количество учащихся, имеющие одну и более "удовлетворительно"
А) количество учащихся имеющих одну или более "неудовлетворительно"
Вывод: Мои дети в начальных классах получили прочные знания и не утратили интерес к добыванию знаний. Успехи моих учеников, это Мой успех! (источник: классные журналы 4 класса за 2006-2007 учебный год, 5 класс за 2007-2008 учебный год).
в) создание сплочённого коллектива учащихся
Рис. 14. Социометрическое исследование комфортности и сплочённости класса в 2005-2008 учебных годах
Социометрическое исследование показывает, что во 2 классе – 20% учащихся считают, что коллектив класса создан, в 3 классе 46% учащихся, считают что классный коллектив дружный, в 4 классе – 86% учащихся с нетерпением ждут начала учебного года, очень комфортно чувствуют себя в коллективе, но 14% учащихся оценивают психологический климат в классе как очень плохой. В пятом классе классному руководителю предстоит активнее привлекать этих учащихся к жизни коллектива, найти дело по душе, постоянно поддерживать и поощрять.
г) личностный рост учащихся (см. рис.7);
д) принятие учащимися здорового образа жизни как основной необходимости.
Рис. 11. Оценка учащимися своего образа жизни в 2007 учебном году.
Б – здоровый образ жизни, В – употребляли пиво, А – курят
(Источник: анкеты, тесты для учащихся, проведенные в 5 классе 22.11.08, 29.11.2007)
В процессе работы, я пришла к выводу о необходимости комплексного подхода к пропаганде здорового образа жизни. Классная и внеклассная работа по проблеме здоровьесбережения должны быть взаимосвязаны и подчинены одной цели. Необходимо внимание со стороны учителей и родителей к вредным привычкам пятиклассников. Чем раньше будут выявлены такие дети, тем успешнее будет работа по устранению вредной привычки. Это поле моей и родительской деятельности.
3. Учитель физической культуры.
III. Проектная часть
Все члены коллектива определены в следующие группы.
1-я учителя начальных классов, музыки, социальный педагог, учителя иностранного языка, ИЗО и черчения.
2-я учителя русского языка и литературы, математики , ОБЖ, физической культуры.
3-я учителя истории, обществознания, химии, биологии, географии, технологии, физики, ОИВТ.
Директор школы предлагает группам выполнить три задания
3) Разработать перечень конкретных дел и мероприятий способствующих устранению вредных привычек .
В течение 15 минут группы педагогов выполняют предложенные задания и предлагают свои разработки.
Председатель заседания педсовета благодарит учителей за работу и выражает надежду на успешную реализацию предложенных мероприятий в жизнедеятельности школьного коллектива.
IV. Заключительная часть
высокую ку льтуру труда, быта и взаимоотноше ний с обще ством и пр иродой.
Сегодняшн ее состояние здоровья д етей вы зывает серьезн ую тревогу .
Здоровье – категория резерв ов жизни, жизне способнос ти человека как
целостного су щества в еди нстве его тел есных и психич еских хара ктеристик.
Такие резервы, ж изнеспос обность фо рмируются в проц ессе воспита ния
ребёнка в семье и ш коле. В наше в ремя пони мание здоровья как катего рии,
значимой для жиз ни общества, на ходит все более широк ое распростране ние.
Решать оздоровител ьну ю задачу на занятия х по физическ ой ку льтуре
Младший шко льный возраст - это период интенс ивного у своения самых
разных правил, н е только учебны х, но и обществен ной жиз ни. Всю
информацию, к оторую дети этог о возраста полу чают из вне шнего мира, он и
буквально впит ывают как гу бки. Кроме тог о, дети этого возраста наиб олее
восприимчив ы к тому, что им г оворят взрослые. Поэтому профилактику
отклоняющегося п оведения и з лоупотре бления псих оактивными вещ ествами
необходимо проводить у же в младшем школь ном возрасте, еще до того, ка к
дети приобрету т дезадаптивные форм ы поведени я и начну т употреблять
алкоголь, наркот ики и дру гие психоакти вные вещества. Дет ям важно, ка к
они приобретаю т новые знани я. Если этот процес с будет на вязанным и
Здоровый образ жизн и личности школьника представляет со бой
многофункциональ ную совоку пность, которая вклю чает в себя з нания и
представлен ия о здоровье как ж изненной це нности чел овека, о ЗОЖ,
сформированн ые привычки и мотивацию своего поведен ия как здо рового
человека, у мения и навыки здор ового поведения на ос нове пост оянной
двигательной акт ивности, не приятие вр едных привыче к, что позв оляет вести
здоровый стиль ж изни и быть физ ически и с оциально акт ивным, з доровым
Здоровый сти ль жизни ш кольника вклю чает в себя следующие
- организацию сво бодного в ремени с п реобладанием дв ижений,
Основные усл овия формирования здорового образа жи зни у школьник ов
- формирование з наний мл адшего школ ьника о здоровье, ЗОЖ, о
собственном зд оровье, о здор овых и вредн ых привычка х расту щего человека,
о нормальном н равственном и отклоняющемся п оведении де тей и
- организован ная двигатель ная активн ость учащихся в условия х
использования сп ециально раз работанн ых методик и те хнологий
- формирование ценностного отношени я к здоровью, здор овому образу
- формирование з доровых нав ыков и привыч ек учащихся.
Успешная у чебная деятельность и с остояние з доровья дете й не могу т сегодня
рассматриваться изолирова нно дру г от друга. Они взаимосвязан ы и требую т
к себе присталь ного внима ния взрослых , учителей и р одителей. Хороше е
здоровье благ оприятству ет полноценно му развитию дете й. Общая цель всей
деятельности в да нном нап равлении – не только научить ребенка о бъективно
оценивать сво и действия и поступки, а р азвить веру в свои возможност и и
силы, адекватн о реагировать на сл ожную жизненную ситу ацию и делать сво й
собственный вы бор. Помочь ему дост игну ть социально - значимых
результатов в жизни, и получить грам отно и своев ременно дозирован ную
информацию о разру шающем эффекте вредных привы чек не тольк о на
организм чел овека, но на саму жизненну ю ситуацию. Успешность работ ы в
формировании з дорового образа ж изни заключается в работе: ребен ок –
родитель – педаг ог. Известно, чт о здоровые п ривычки фо рмирую тся с самого
раннего возраст а ребенка. Поэт ому роль и значе ние семьи, семейного
воспитания в этом п роцессе должно быть обязатель ным. Родителям
необходимо еже дневно, изо дня в день, незаметно и неу клонно вест и
воспитание своег о ребенка, чт обы он осознал нео бходимост ь укрепле ния
родителям нео бходимо иметь о пределе нную теорет ическую и практическу ю
подготовку в этих вопроса х, котору ю в полной ме ре дает ко ллектив школы,
т.к. каждый пе дагог ставит од ной из главны х своих задач ра боты с клас сом –
Читайте также: