Философия общего дела доклад

Обновлено: 08.07.2024

Биография и философские взгляды Н.Ф. Федорова

Николай Федорович вел интенсивную духовную жизнь. Он всецело посвятил себя служению обществу, сведя свои материальные потребности к минимуму. Он занимал крошечную комнату и спал не более четырех-пяти часов в сутки на непокрытом сгорбленном бревне, подкладывая под голову вместо подушки что-то твердое.

С Федорова начинается глубоко уникальное философское направление вселенского значения — русский космизм, активно-эволюционная, ноосферная мысль, представленная в XX веке именами таких выдающихся ученых и философов, как К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чишевский.

взаимная борьба, подавление и смерть, но не природа как тотальность бытия, живое многообразие творения.

Федоров принципиально отказывается от совершенно однозначного представления о структуре бытия. Только творческая деятельность, всеобщий труд, практика, одушевленная великой идеей, приведет к ее познанию через радикальное преобразование мира.

Для Федорова абсолютное знание принципиально возможно только в созданной (в данном случае самим человечеством) модели. Он любил цитировать изречение Аристотеля о том, что мы знаем только то, что создали. Окончательное познание объекта, данного нам извне, возможно только тогда, когда этот объект является нашим творением, когда он приведен в порядок, сведен к нашему закону.

Он заменяет саму философскую идею, рациональную концепцию, проектом как результатом синтеза теоретического и практического разума. Достичь правильного, проективного состояния мира можно только тогда, когда объектом исследования и действия является все, а объектом — все.

Антропологические взгляды Фёдорова

В своих антропологических построениях Федоров всегда ссылался на сверхъестественные, божественные предпосылки человека. В своих антропологических исследованиях Федоров всегда опирался на сверхъестественные и божественные предпосылки человека.

Определение человеческой природы как состоящей из двух компонентов — животно-природного, с одной стороны, и самоопределяющегося и творческого, с другой — является основной предпосылкой антропологии Федорова, из которой вытекают самые крайние выводы его учения. Тот факт, что человек самосозидается посредством труда и сознания, является его сущностью, постоянно расширяющейся, и, наконец, его естественной и

биологическая основа. Абсолют не может быть основан на человеке с его несовершенной, противоречивой природой. Только идеал, стоящий выше человека, может быть принят за абсолют. Для Федорова только…

В основе нормативного плана Федорова, как уже говорилось выше, лежит убеждение, что человечество начнет новый этап в развитии мира, если откажется быть пассивным наблюдателем этого развития и направит развитие в новое русло.

Сейчас трудно сказать, реализуются ли эти идеи русского мыслителя на практике, но, несомненно, тенденция к объединению наук существует. Об этом свидетельствуют такие области знаний, как биохимия, биофизика, геохимия и т.д. По мере развития знаний о мире возникает все больше и больше проблем, которые уже не могут быть решены только одной отраслью. Особый интерес представляют так называемые исследования на стыке наук.

Высшим благом, по Федорову, должно быть не просто исследование и бесконечное познание неизвестно чего, высшим благом должна быть жизнь, причем жизнь в ее высшем, духовном оттенке, жизнь личности, ее сохранение, развитие и возвращение в преображенном виде тем, у кого она была отнята силой вещей.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Отнюдь не случайно произошло оживление интереса к личности и идей­ному наследию этого человека. Условия современной цивилизации, которая находится в ситуации экономического, энергетического и других кризисов, обострения глобальных проблем человечества, заставляют ученых вновь и вновь обращаться к истории науки и культуры, отыскивать в ней решения возникших задач. Эти обстоятельства обусловили возрастающий с каждым днём интерес к Федорову и идеям русского космизма в целом.

Глава 1. Русский космизм

С древности и до конца XIX в. космическая тема
развивалась не только в мифе, поэзии, но также в некоторых философско-утопических произведениях. Именно в России, ставшей родиной научного
учения о биосфере и переходе ее в ноосферу и открывшей реальный путь в
космос, уже начиная с середины прошлого столетия вызревает уникальное
космическое направление научно-философской мысли, широко развернув­шееся в XX в. В его ряду стоят такие философы и ученые, как В. И. Вернад­ский, К. Э. Циолковский, Н. Ф. Федоров, А. В. Сухово-Кобылин и др. В фи­лософском наследии мыслителей русского религиозного возрождения - В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева - также выде­ляется линия, близкая пафосу идей русского космизма. Имеется в виду то склонение в русской православной философии, которое Н. А. Бердяев назы­вал "космо­центрическим, узревающем божественные энергии в тварном мире, обра­щенным к преображению мира" и "антропоцентрическим, обра­щенным к активности человека в природе и обществе". Именно здесь ста­вятся "про­блемы о космосе и человеке", разрабатывается активная, творче­ская эсхатология, смысл которой, по словам Бердяева, в том, что "конец этого мира, конец истории зависит и от творческого акта человека". Идея активной эволюции, необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человече­ство направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство.
Поэтому возможно точнее будет определить это направление не
столько как космическое, а как активно-эволюционное, находящееся в про­цессе роста, далеко не совершенное, но вместе сознательно-творческое, при­званное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу. Речь по су­ществу идет о расширении прав сознательно-духовных сил, об управлении духом материи, об одухотворении мира и человека. Космисты сумели соеди­нить заботу о большом целом - Земле, биосфере, космосе с глу­бочайшими запросами высшей ценности конкретного человека. Недаром та­кое важное место здесь занимают проблемы, связанные с преодолением бо­лезни и смерти и достижением бессмертия. Гуманизм не прекраснодушный и мечтательный - он основан на глубоком знании, вытекает из целей и задач самой природной, космической эволюции.

Глава 2. Биография

Николай Фёдоров родился 26 мая (9 июня) 1829 года в селе Ключи Там­бовской губернии. Он был внебрачным сыном князя Павла Ивановича Гага­рина и поэтому получил фамилию крёстного отца. В 1849 году он окончил гимназию в Тамбове и поступил на юридический факультет Ришельевского лицея в Одессе, где проучился всего 3 года. Умер его дядя Константин Ива­нович Гагарин, который платил за обучение. После этого Николай Фёдоров преподавал историю и географию в уездных городах среднерусской полосы.

В середине 60-х годов Николай Фёдоров знакомится с Николаем Павло­вичем Петерсоном, который был одним из преподавателей в яснополянской школе Л.Н. Толстого. Из-за этого знакомства он был арестован по делу Дмитрия Каракозова, но освобождён через 3 недели.

Летом 1867 года Фёдоров оставил Боровское уездное училище, где он преподавал, и пешком отправился в Москву. В 1869 году он устроился по­мощником библиотекаря в Чертковской библиотеке, а с 1874 года в течение 25 лет работал библиотекарем Румянцевского музей. Страстный любитель книг, он знал на память содержание практически всех имеющих ценность и хранящихся в библиотеке музея. В последние годы жизни работал в читаль­ном зале Московского архива Министерства иностранных дел. В Румянцев­ском музее Фёдоров первым составил систематический каталог всех книг. В этом же музее после трёх часов дня (время закрытия музея) и по воскре­сеньям был дискуссионный клуб, который посещали многие выдающиеся со­временники.

Таким образом, в моём реферате я хотела бы остановиться подробнее на трёх главных проблемах учения Н.Ф.Фёдорова: небратском отношении людей, жизни, смерти и бессмертии и заселении других планет.

Глава 3.1. О небратском отношении людей

Глава 3.2. Жизнь, смерть и бессмертие.

Н.Ф. Фёдоров считал, что все люди должны задуматься о проблеме воскрешения. Он даже наметил и основные пути воскрешения: первый это собирание частиц праха умерших, второй непосредственно связан с понятием наследственности. Ведь каждый человек несет в себе частичку своего отца, предка, поэтому так необходимо тщательно изучать себя и свои корни – ради дела будущего воскрешения предыдущих поколений. Воскрешая жизнь, человек действительно доказывает превосходство, господство над природой, так как совершает акт сознательно направленной регуляция природного типа бытия.

Глава 3.3. О заселении других планет

Кроме того, решать грандиозные задачи бессмертия и освоения космоса можно лишь объединив усилия учёных всех стран, всего человечества. Именно это мы и видим сегодня. Например, это создание совместных космических стаций, совместная борьба против болезней, угрожающих всему человечеству, генные опыты.

2. Мир философии: Книга для чтения. Ч.2 Человек. Общество. Культура.-М.: Политиздат, 1991.-624 стр

6. Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие / Е.В. Зорина, Н.Ф. Рахманкулова [и др.]; под ред. А.П.Алексеева, Л.Е.Яковлевой.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.- 336 с.

7. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-622 с.

9. Философский словарь.

[1] Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30 т. Т. 30 Кн. 1.-Л., 1988. – С. 14.; Николай Фёдорович Фёдоров. Опят изложения его учения по изданным и неизданным произведениям, переписке и личным беседам В.А. Кожевникова. Ч.1.- М., 1908. – С. 320; Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1991.- С. 105; Письма В.С. Соловьёва. Т. 2. – СПб.1909.-С. 345.

В своём основном философском труде "Философия общего дела" Н.Ф.Фёдоров провозглашает общечеловеческие, общепланетарные задачи эпохи ноосферного выбора: управление природой ("внесение в неё воли и разума"), которое для Фёдорова является исполнением библейской заповеди об обладании землёй; победа над стихийными силами, над голодом, болезнями и смертью; перевод военной мощи в созидательную и мирную. Фёдоров отчётливо понимал то катастрофическое направление, в котором движется развитие нынешней "эксплуатирующей, а не восстанавливающей" природу цивилизации. "Мы виноваты, не в том только, что делаем (хищничество), но и в том зле, которое происходит по нашему бездействию". Бездействие человека содействует приближению Конца, означает измену эволюционному предназначению разума: стать орудием "внесения порядка в беспорядок, гармонии в слепой хаос". Как раз эту задачу и ставит разработанный в "Философии общего дела" проект "регуляции природы" [6]. Он включает некоторые конкретные предложения, в том числе, о регуляции погоды методом взрыва в облаках, который до сих пор применяется, а также и более глобальные проекты "регуляции природы": об управлении магнитными силами, движением земного шара, об овладении новыми источниками энергии, о метеорической регуляции в масштабах не только всей планеты, но и о выходе в космос и управлении космическими процессами.

Космос, космическое в философском сознании обычно были воплощением беспредельного, абсолютного, недоступного ограниченному человеческому пониманию, оставаясь предметом медитации, высокого восхищения, смешанного с трепетом ужаса перед бездной небытия. Созерцательное отношение к космосу, уходящее в глубокую древность, преобладало многие века. И только начиная с Фёдорова, в философию и науку входит требование преобразовательной активности со стороны человечества, направленной на макрокосмос. "Борьба с разъединяющим пространством" [6] для мыслителя - "первый шаг в борьбе со всепоглощающим временем". Две глобальные победы человечества: - над пространством и временем - взаимосвязаны и взаимозависимы. Полем преображённой, бессмертной, обоженой жизни может быть не только вся Вселенная, бесконечная и неисчерпаемая в своих энергетических и материальных возможностях, а также и долгоживущие, а потом и бессмертные создания с биологически гибким, переделанным организмом, управляемым сознанием, смогут жить и творить в самых невероятных внеземных условиях. Суть идеи "регуляции природы" не только в конкретных проектах, многие из которых уже осуществляются или могут быть осуществлены - она более радикальна, ставя высшей целью преобразование самого статуса природного и космического бытия, самой природы человека.

Пророческая идея Фёдорова о неразрывной связи космоса и человека находит своё подтверждение в современных научных подходах. В этой связи можно привести в качестве примера антропный принцип. Он состоит в следующем: мир не был бы таким, каков он есть, если бы в нём не было наблюдателя, т.е. людей (чувствующих и мыслящих существ). Если бы мир был другим хоть немного - и нас бы не было: чуть бы сместились параметры составляющих мира, какая-нибудь элементарная частица была бы другой или исчезла - не явились бы ни жизнь, ни сознание. Поэтому, когда мы ставим задачу изменения или мира, или человека, необходимо будет учитывать этот принцип. Изменять свою (человеческую) природу можно только вместе с изменением мира в том же направлении, и наоборот, когда человек, не изменяя себя, не став на путь собственного одухотворения, начинает покорять или преобразовывать природу (или мир), он приходит к неизбежному дисбалансу, к кризису, экологическому и нравственному. Такое одностороннее вмешательство, произведённое несовершенным, но самодовольным человеком в природу (вместо регуляции, сознательной и разумной) приводит к истощению природы, которая как бумеранг (в виде катастрофы) обрушивается на самого человека.

Фёдоров также выдвинул идею о необходимости победы над смертью ("учение о воскрешении" или более развёрнуто - "учение об объединении живущих сынов для воскрешения умерших") [6]. Для Фёдорова "трудовое воскрешение" является возможностью, вытекающей из духа христианского учения. Фёдоров предложил новое определение - "Супраморализм, или всеобщий синтез", которое затрагивает философские и этические подходы его учения. Эта философия этическая и можно сказать сверхэтическая выдвигает приоритет должного над сущим, зовёт к преображению бытия в благобытие. И предлагает последовательно синтетический способ мышления и достижения высших целей - это философия синтеза, "синтеза двух разумов (теоретического и практического) и трёх предметов знания и дела" (Бог, человек и природа), и, наконец, "синтеза науки и искусства в религии, отождествляемой с Пасхой". Подход, открывающий принципиально новые возможности науке и философии, которые, по мнению Фёдорова, шли и идут преимущественно путём разделения, расчленения, анализа. Этому Фёдоров противопоставляет путь воскрешения как собирания, сложения, синтеза всего разъединённого и разложенного - от знания до человеческого организма. Преобладающий сегодня аналитический тип мышления связан, по его мнению, с промышленной цивилизацией, которая умерщвляет, разделывает живые натуральные продукты природы и земледелия и готовит из них мёртвые, искусственные вещи. Преобладание анализа связано с подсознательным и сознательным согласием на смерть. Сама смерть и есть главный анализатор, разделяющий сложное на более простые элементы. Воскрешение же, напротив, - воссоединение простого в сложное целое, предполагающее приобретение нового, преображённого качества. Для этого необходим синтез всех способностей и возможностей человечества. Поэтому основная идея философии "всеобщего синтеза" состоит в преодолении противоречий: города и села, знания и дела, чувства и мысли, мечты и воли, веры и науки, эгоизма и альтруизма. На сегодняшнем этапе развития, как я считаю, человечество ещё не готово к идее единства и поэтому вполне закономерно, что эта идея является утопической.

Космос Фёдорова как и у В.С.Соловьёва - это христианский космос. Этот космос не дан, а задан, так как сегодня это беспорядок и хаос, мир неразумия, "странный извращённый порядок, который лучше бы, кажется, назвать беспорядком". Такое состояние есть следствие падения человека, так как изначальный мир, судя по Творцу, был миром невинности и чистоты. Поэтому и необходим всеобщий синтез (всеобщее единение). Космос у Фёдорова становится "хозяйством", подчинённым задаче воскрешения предков и его (космоса) художественного преображения. "Регуляция природы" - это христианство, обращённое в действие воскрешения. Из-за чего, сам проект (в измерении "реального дела") неизбежно и вопреки желанию самого автора приобретает утопические черты. Россия претендует сейчас на включение в мировое сообщество с единым типом хозяйствования и политического устройства. Потери России на этом пути велики: распад единства страны, отказ от высказанной ещё Фёдоровым геополитической задачи собирания земель и народов, умиротворения ислама, углубление межнациональной и межрегиональной розни, развал экономики, обнищание населения, утрата национальных ценностей и задач. "Философия общего дела" убеждает в том, что для того, чтобы выжить в будущем необходимо неуклонно восходить не только к новому уровню комфорта и использованию природы, где скоро наступит предел, а и в нравственном качестве, осознавая своё эволюционное предназначение.

Раздел: Философия
Количество знаков с пробелами: 63560
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Биография и философские взгляды Н.Ф. Федорова

Николай Федорович вел интенсивную духовную жизнь. Он всецело посвятил себя служению обществу, сведя свои материальные потребности к минимуму. Он занимал крошечную комнату и спал не более четырех-пяти часов в сутки на непокрытом сгорбленном бревне, подкладывая под голову вместо подушки что-то твердое.

С Федорова начинается глубоко уникальное философское направление вселенского значения — русский космизм, активно-эволюционная, ноосферная мысль, представленная в XX веке именами таких выдающихся ученых и философов, как К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чишевский.

взаимная борьба, подавление и смерть, но не природа как тотальность бытия, живое многообразие творения.

Федоров принципиально отказывается от совершенно однозначного представления о структуре бытия. Только творческая деятельность, всеобщий труд, практика, одушевленная великой идеей, приведет к ее познанию через радикальное преобразование мира.

Для Федорова абсолютное знание принципиально возможно только в созданной (в данном случае самим человечеством) модели. Он любил цитировать изречение Аристотеля о том, что мы знаем только то, что создали. Окончательное познание объекта, данного нам извне, возможно только тогда, когда этот объект является нашим творением, когда он приведен в порядок, сведен к нашему закону.

Он заменяет саму философскую идею, рациональную концепцию, проектом как результатом синтеза теоретического и практического разума. Достичь правильного, проективного состояния мира можно только тогда, когда объектом исследования и действия является все, а объектом — все.

Антропологические взгляды Фёдорова

В своих антропологических построениях Федоров всегда ссылался на сверхъестественные, божественные предпосылки человека. В своих антропологических исследованиях Федоров всегда опирался на сверхъестественные и божественные предпосылки человека.

Определение человеческой природы как состоящей из двух компонентов — животно-природного, с одной стороны, и самоопределяющегося и творческого, с другой — является основной предпосылкой антропологии Федорова, из которой вытекают самые крайние выводы его учения. Тот факт, что человек самосозидается посредством труда и сознания, является его сущностью, постоянно расширяющейся, и, наконец, его естественной и

биологическая основа. Абсолют не может быть основан на человеке с его несовершенной, противоречивой природой. Только идеал, стоящий выше человека, может быть принят за абсолют. Для Федорова только…

В основе нормативного плана Федорова, как уже говорилось выше, лежит убеждение, что человечество начнет новый этап в развитии мира, если откажется быть пассивным наблюдателем этого развития и направит развитие в новое русло.

Сейчас трудно сказать, реализуются ли эти идеи русского мыслителя на практике, но, несомненно, тенденция к объединению наук существует. Об этом свидетельствуют такие области знаний, как биохимия, биофизика, геохимия и т.д. По мере развития знаний о мире возникает все больше и больше проблем, которые уже не могут быть решены только одной отраслью. Особый интерес представляют так называемые исследования на стыке наук.

Высшим благом, по Федорову, должно быть не просто исследование и бесконечное познание неизвестно чего, высшим благом должна быть жизнь, причем жизнь в ее высшем, духовном оттенке, жизнь личности, ее сохранение, развитие и возвращение в преображенном виде тем, у кого она была отнята силой вещей.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института


С февраля 1854 г. он скитается по небольшим городам средней полосы России – Липецку, Богородску, Боровску, Подольску, работая учителем географии и истории в реальных училищах.

Федоров был автором многих оригинальных идей и трудов, но одновременно принципиальным противником их публикаций. При жизни статьи Н. Федорова появлялись редко, да и то анонимно и в малоизвестных изданиях.

Мыслитель скончался 15 декабря 1903 г. в Москве в Мариинской больнице для бедных и был похоронен на кладбище Скорбященского монастыря, уничтоженного в 1929 г.

1. Мир как он есть. Это злой, враждебный человеку и Богу мир, в котором властвуют слепые, стихийные силы природы, несущие голод, болезни и смерть. В этом отношении мир бессмыслен и должен быть отринут. Однако голое отрицание мира, во зле лежащего, не может привести само по себе ни к чему положительному, и смерть зла не есть еще добро, но опять-таки – смерть и разрушение. Мир, лежащий во зле, должен быть не уничтожен, но перестроен, реформирован, а для этого необходимо найти что-то такое в самой реальности, что явилось бы зерном нового мира, бессмертного и счастливого.

2. Мир как проект. Человечество, найдя в окружающей действительности эти самые ростки бессмертия, начнет создавать свою собственную историю, которая будет уже не историей разрушения, войн и смерти, а историей вступления человечества в вечность, обретения им бессмертия. Мир как он есть понимается здесь уже как материал будущего строительства и как схема этой реформы, ее замысел, план.

3. Мир каким он должен быть. Это бессмертный прекрасный космос, в котором все едино – человечество, природа и Бог; человечество становится орудием Бога, средством воплощения его воли, а природа – орудием и материалом действий человека; в мире наконец-то восстанавливаются должная иерархия, надлежащий порядок, в котором царствует разум и нет места стихии и смерти. Этот мир таков, каким он представляется в проекте, т. е. это мир-в-проекте.

Таким образом, в проективном сознании мир как он есть и мир, каким он должен быть, разрываются во временном плане: первый всецело принадлежит прошлому и настоящему, второй – будущему.

Таково внешнее содержание представлений Н. Федорова о мире. Более тщательное изучение сущности федоровской мысли обнаруживает немало особенностей, отличающих ее от философских построений других русских философов.

Итак, проект мира, каким он должен быть, созданный гением Н. Федорова, содержит впечатляющую картину должного состояния человеческого бытия, новых отношений человека к природе, обществу и Богу. Приведем основные характеристики этого проекта.

Коперникианское зодчество имеет ближайшее сходство с первобытным сельским прототипом архитектуры – хороводом, как мнимым солнцеводом: оно будет целым рядом хороводов, хоров воскрешенных поколений, из коих первый был бы действительный землевод, а все другие – планетоводы, также действительные. Все эти хороводы вместе составляют движущийся уже храм, части коего суть действительно корабли, эфироезоты, электроходы, пловцы эфирного пространства, свободно движущиеся в нем, но не прерывая общения с центром, с очагом, а все вместе, влияя на центральное тело, регулируют его ходом, а с ним и ходом всей системы солнечной, всего хора, всей эскадры Вселенной, флота миров-звезд. Это те хоры, которые предполагал уже осуществленными Пифагор и его школа – предшественники Коперника в древнем мире1129.

…Земля, а затем и другие планеты, созидаясь из космической пыли, под управлением разумных существ создадут из той же космической пыли и метеоритов проводники силы к Солнцу и от него получат силу свободного полета, т. е. электромагнитным бурям, возбуждаемым Солнцем на Земле, будет дано правильное движение, должный ход. Через эти же проводники, как было сказано, Земля и другие регулируемые планеты, влияя на центр, будут ускорять или замедлять движение всей системы. Совокупность одухотворенных воскрешенными поколениями миров в теснейшем братском соединении сделается сама орудием своих предшественников – отцов1130.

Кроме того, человек, воссоздав из праха своих предков, станет существом, создавшим самого себя через своих отцов, т. е. некоторым образом нерожденным, неполовым существом. В победе над слепой силою рождения – также торжество человеческого рода над слепыми силами природы. Как философ-космист, Н. Ф. Федоров первым в России выдвинул идею космической регуляции природы, соединив ее с экологическими потребностями человечества, его геокосмическим состоянием и нравственным диалогом перед умершими, утвердив эту идею на вере в безграничную мощь человеческого разума и науки.

Такое объединенное человечество и будет субъектом истинного богослужения в едином храме всего космоса.

Религия становится у Федорова всеобщей внехрамовой литургией, регуляцией. Литургия храмовая – это литургия оглашенных (профанов), литургия внехрамовая есть литургия верных, престолом которой является вся земля, а храмом – космос. В результате этой литургии мертвые встают из могил, и объединенный человеческий род достигает Единосущия с Богом – Творцом Вселенной. Культ втягивает в себя весь мир, вернее, весь мир становится культом, общением человека с Богом. Род человеческий выполняет непосредственно Божию волю, сознательно стремясь к общению с Ним. Бог и мир объединяются, и центральным звеном этого единства оказывается человек.

– не надо быть эгоистом, т. е. нельзя жить для себя, своей карьеры и своих наслаждений;

– не надо быть и альтруистом, т. е. жить исключительно для других;

В своем развитии, считал Федоров, искусство прошло две стадии: 1) птолемеевскую, когда своеобразной моделью геоцентрического космоса является христианский храм, а богослужение, совершаемое в нем, носит проективно-символический характер; 2) коперниканскую, имеющую в основе гелиоцентрическую модель, создающую синтетическое искусство будущего, которое в союзе с наукой и Церковью призвано разрешить противоречия между знанием и верой, исполняя Божью волю, воскресить умерших отцов и вывести человечество в космос.

Читайте также: