Философия человека философия жизни фрейдизм и неофрейдизм экзистенциализм доклад

Обновлено: 30.06.2024

С конца 19 века традиционные ценности классической немецкой философии оказались под угрозой. Развитие общественных наук привели к открытию цивилизаций, основанных на иных моральных ценностях, а развитие психологии привело к пониманию факта того, что наше поведение зачастую обусловлено причинами неосознаваемыми. Область бессознательного оказывается шире области сознания и гораздо шире области разума. Сознание, разум не могут более претендовать на единственно правильную оценку реальности. Отсюда и изменение наших качественных критериев. На место морали самоограничения, ущербности и неподвижности приходит этика индивидуальной свободы, полной самореализа-ции. Появилась, оформилась неклассическая философия.

Т. обр., водораздел между классической и неклассической философией в первую очередь проходит по вопросу об отношении к традиционному рационализму и его противоположности – иррациональному. Немецкая классическая философия (олицетворением которой стало творчество Канта, Фихте, Шеллинга и особенно Гегеля) внесла большой вклад в развитие мировой философии и максимально полно для своего времени объяснила сущность бытия, познания, других философских проблем с позиций идеализма. Кроме того, надо отметить следующие достижения Канта, повлиявшие на последующее развитие философии. 1. Разграничение ценности и бытия. 2. Создание этики долга как учения о нравственной сущности личной свободы. З. Построение эстетики как науки. Однако с идеалистическим объяснением картины окружающего мира классиками немецкой философии согласились не все.

Неклассическая философия отвергает логические связи в природе, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы, критикует диалектику Гегеля и саму идею развития. Основная идея неклассической философии в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтро-лен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле.

Гносеология. На место логики и рационализма заступает вчувствование в жизнь, ее переживание и понимание. Главное в жизни – не материя, а дух, который выражает подлинное изменение мира. Музыке, поэзии отдается предпочтение, ибо они более адекватно жизни выражают саму эту жизнь.

Шопенгауэр: в качестве главного принципа жизни и познания он рассматривает волю, которая изначально враждебна разуму. Воля – это вещь сама в себе, она не зависит от времени и пространства, не исправляется сознанием, а действует слепо, инстинктивно. Воля составляет сущность всякой вещи в себе и единственное ядро всякого явления. Мир же – это мировая, всеобщая воля. Мир есть наше представление о нем. Познание служит воле, а т.к. воля инстинктивна и ей чужд рационализм, то лучший способ познании – не наука, а искусство.

Философия экзистенциализма.Это одна из самых модных философских школ на Западе в середине 20 века. Ее наиболее крупные представители: Хайдеггер и Ясперс в Германии; Сартр, Марсель, Камю во Франции; Аббаньяно в Италии. Исходные идеи экзистенциализма взяты из сочинений датского религиозного мыслителя – С. Кьеркегора, резко выступавшего против философии Гегеля, который растворил конкретного человека в мировом духе, абсолютной идее.

Экзистенциализм заимствует у Кьеркегора прежде всего идею экзистенциального мышления. В отличие от научного мышления, исходящего из теоретических принципов, экзистенциальное мышление связано с внутренней духовной жизнью личности, с ее интимными переживаниями. Объективное мышление безразлично к субъекту и его существованию; субъективный же экзистенциальный мыслитель заинтересован в своем мышлении (он в нем существует). В силу этого он не может относиться к реальности как к чему-то объективному, не затронутому субъективностью. Жизнь человека противоречива и неустойчива. В силу этого рассудок бессилен понять ее.

По экзистенциализму, задача философии – заниматься не проблемами науки, а вопросами сугубо человеческого бытия. Человек помимо его воли заброшен в чуждый ему мир; жизнь его окружена таинственными знаками, она иррациональна, в ней преобладает страдание и страх. Мир тем более страшен, чем он непостижим. Люди под доброй маской действуют друг против друга.

Экзистенциализм исходит из того, что человек живет прежде всего эмоционально. Под существованием понимается духовное бытие личности, ее сознание. Человек существует как сознание. Чтобы осознать себя как нечто существующее, человек должен оказаться в пограничной ситуации (борьбы, вины, бытия перед лицом смерти). Тогда мир оказывается очень близко. Наиболее надежна интуиция как способ постижения мира. Свобода трактуется вне всякой закономерности и причинности. Свобода – это не свобода деятельности, а свобода отношения к окружающему миру. Сама свобода превращается в мучительную необходимость.

Экзистенциализм немыслим без страха, ощущения кризиса. Выход из кризиса экзистенциалисты ищут не в изменении общественных отношений, а в индивидуальной духовной жизни (религиозное крыло – в мистическом общении с Богом). Экзистенциалисты настаивали на необходимости сохранения личностной уникальности, в ее неприобщенности к социальному контексту.

Философия жизни представляет собой направление современной философии, сложившееся в XIX веке в Германии и Франции. Ее основные представители Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Вильгельм Дильтей, Освальд Шпенглер и др.

Фрейдизм — психологическая концепция начала XX в. З. Фрейда и развившееся на ее основе учение о психоанализе, основанное на исследовании глубинных пластов человеческой психики, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации.

В объяснении человеческого поведения использовалась трехуровневая модель психологической структуры личности (Ид — Оно, Эго — Я и Супер-Эго — Сверх-Я), позволившая осветить проблемы психологии делового общения, конфликтов, механизмы снятия стрессового напряжения и способы психологической защиты. С позиции менеджмента важными являются следующие гипотезы фрейдизма:

каждое психическое явление имеет определенную причину;

бессознательные процессы играют более значительную роль в формировании мышления и поведения, чем сознательные;

существуют три основные инстанции в организации психической деятельности человека: Ид, Эго и Супер-Эго, — которые объединяют сознание и подсознание человека и проявляются в его поведении.

Главным вкладом Зигмунда Фрейда в теорию психоанализа можно считать открытие им того факта, что психика человека состоит из сознательного, предсознательного и бессознательного.

Под бессознательным он понимает те элементы психики человека, которые подобны животным инстинктам, а именно, многие наши желания и чувства.

Бессознательное влияет на сознание человека, проявляясь в снах, оговорках, ошибках и в гипнотическом состоянии.

Сознательное же осознанно воспринимается человеком. Это восприятие идет извне и изнутри и представлено нашими чувствами и ощущениями. Состояние осознанности не является длительным процессом и имеет пределы.

Предсознательное находится все же ближе к бессознательному. Бессознательное играет определенную роль в психике человека и объединяет в себе все остальные элементы. Понятие о бессознательном вытекает из учения о вытесненном. Все вытесненное из психики есть бессознательное, но не все бессознательное вытеснено — так считает великий теоретик и практик психоанализа.

Психология бессознательного, по Фрейду, одно из величайших интеллектуальных достижений человека.

Велико значение теории психоанализа З. Фрейда не только для развития медицины, клинической психиатрии, биологии, но и для философии и социальной психологии.

Наделенное множеством противоречий и ошибок, это учение, тем не менее, вносит большой вклад в философскую картину современного мира, в анализ биологической и социальной природы личности.

Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. existentio — существование), также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.

Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р. Мэю, экзистенциализм не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного Западного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается.

Экзистенциализм (согласно Ясперсу) возводит свои истоки к Кьеркегору, Шеллингу и Ницше. А также, через Хайдеггера и Сартра, генетически восходит к феноменологии Гуссерля (Камю считал экзистенциалистом даже Гуссерля.

Экзистенциальная философия — это философия бытия человека

Основная категория философии экзистенциализма — это экзистенция.

В философии существования нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс, но бессильный объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха, отчаяния, безысходности.

В экзистенциализме, согласно Р. Мэю, человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса, который свойственен Западной культуре, в которой он переживает тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты

Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциализме как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой.

Аннотация: В данной лекции будут рассмотрены следующие вопросы: Психоанализ Зигмунда Фрейда и новое понимание человека. Фрейд о подсознании, сексуальности и ментальном аппарате человека. Философское значение психоанализа. Экзистенциализм, основные темы экзистенциализма: кризис в обществе и отчужденный человек, существование человека и смысл его бытия.

Цель лекции: познакомить студента с философией фрейдизма и экзистенциализма.

Рассмотренная нами философия иррационализма была достаточно популярным философским течением на рубеже 19-20вв. За многие годы господства строго логических и рациональных систем немецкой классической философии иррационализм выдвинул альтернативные подходу к восприятию мира. В центре философской проблематики оказался человек, его существование, эмоции, чувства, переживания, что, безусловно, ввиду актуальности такой проблематики усиливало популярность иррационализма. Однако, несмотря на всю специфику и популярность этого течения, все-таки оставалось множество вопросов относительно человека, его мышления, развития, восприятия мира, на которые идеалистическая философия иррационализма не могла дать подходящие ответы. На рубеже 19 - 20вв. попытку нового интеллектуального освоения действительности и человеческого существования представили философия великого немецкого ученого и философа З.Фрейда и философия экзистенциализма. Рассмотрим эти учения по-порядку.

Зигмунд Фрейд (1856-1939)

З.Фрейд был одним из выдающихся немецких исследователей начала 20в. Будучи врачом психиатром, З. Фрейд разработал комплексную систему психоанализа, некоторые вопросы которой интересны с точки зрения философии.

Основные труды Фрейда: " Введение в психоанализ ", " Психология бессознательного ", " По ту сторону принципа удовольствия ", " Я и оно ", " Очерки по психологии сексуальности ".

Историки философии обычно выделяют три периода в го творчестве:

  • (1895 - 1905) - ранний период в его психоаналитическом творчестве;
  • (1905 - 1920) - создание первой психоаналитической системы;
  • (1920-1939) - создание второй психоаналитической системы.

Основным предметом исследования Фрейда была психика невротичного человека, или "невротика", как называют психоаналитики. Понятие невроз очень емкое и в клинической психологии объединяет множество симптомов 1 Невроз - собирательное название для группы функциональных психогенных обратимых расстройств, имеющих тенденцию к затяжному течению. Клиническая картина таких расстройств характеризуется астеническими, навязчивыми и/или истерическими проявлениями, а также временным снижением умственной и физической работоспособности. . Однако именно в этом заключается особенность подхода Фрейда, который исходил не из психики здорового человека, но из психики невротика. Исследование неврозов принесли Фрейду не только всемирную славу, но позволили по-новому взглянуть на проблему психики человека и его восприятия мира. В процессе исследования невротических личностей Фрейд пришел к выводу о наличии бессознания в человеческой психике. Именно бессознание является центральной категорией в философии психоанализа Фрейда. На основе этого Фрейд создал очень интересную теорию личности. Бессознательное лежит в основе психики, над которым надстраивается сознание и сверхсознание, по мнению Фрейда. Ученый считал, что бессознательное есть тот "материал", на основе которого образуется сознание. Фрейд не давал четких определений сознанию и бессознательному, однако мы можем привести их из современной психологии.

Бессознательное - совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания.

Сознание - это врождённая высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.

Для объяснения этих понятий Фрейд обращался к следующей на сегодняшний день очень известной аналогии. Если представить небольшую квартиру с обширным коридором и маленьким чуланом, то вот бессознательное относится к сознанию, как обширный коридор к чулану соответственно. Таким образом, для Фрейда наше сознание было как остров в океане бессознательного.

Наряду с понятием бессознательного одной из центральных категорий в философии Фрейда было понятие либидо, с которым Фрейд также связывал множество теорий. Либидо в современной психологии трактуется как (лат. libido - влечение, желание, страсть, стремление) - одно из основных понятий психоанализа, разработанных Фрейдом. Оно обозначает сексуальное желание или половой инстинкт. Этот термин необходим для описания разнообразных проявлений сексуальности.

Либидо определяет сущность и деятельность бессознательного. Фрейд немного иначе трактовал это понятие, чем современные психологи, во-первых, психическую энергии сексуального влечения и любви в наиболее широком понимании этого слова (т.е. не просто любовь между женщиной и мужчиной, но любовь к детям, к родителям, дружба и пр.).

Еще одно понятие, которое вводит Фрейд - это понятие сублимация (лат. sublimo - возвышаю). Сублимация - это перенесение энергии либидо с объекта сексуального влечения на объекты социо-культурной сферы. Если использовать психоаналитическую систему Фрейда, сублимация - это переориентация психической энергии с объектов сексуального удовлетворения на объекты несексуального удовлетворения 2 З. Фрейд "Очерки по психологии сексуальности" - Санкт-Петербург, Азбука -классики, 2010г. . Таким образом, для Фрейда и искусство, религия, культура, наука, поэзия и многие другие акты проявления творческого акта человека были проявлением сублимации. Так Фрейд пришел к выводу, что многие произведения великих деятелей искусства - это прекрасный пример сублимации, в частности Леонарда да Винчи, Достоевского, Микеланджело и др. Фрейд анализировал мифы древности и также пришел к выводу о роли бессознательного в поведении человека. Так, например, Фрейд рассматривает миф про Эдипа, который убил царя Фив, чтобы завладеть его женой. Однако, он впоследствии узнает, что царь был его отцом, а царица, которой он хотел овладеть - его матерью. На основе анализа этого мифа Фрейд приходит к интересным выводам и вводит понятие Эдипова комплекса. Комплексы Фрейд считал такой же двигательной силой подсознательного, как и либидо. Комплексы, по Фрейду, бывают двух типов - Эдипов комплекс и комплекс Электры. Первый комплекс - это бессознательное влечение сына к своей матери (а отец воспринимается как соперник), которое вымещается в рамках социальной адаптации. Комплекс Электры - это бессознательное влечение дочери к своему отцу (а мать рассматривается как соперница), которое также вымещается с воспитанием.

В модели личности Фрейд пришел к триединству, т.е. рассматривал психику человека как совокупность бессознательного, сознания и предсознательное. Бессознательное действует на основе инстинктов, сексуального влечения и подавленных комплексов. Предсознательное связывает воедино действия сознания и бессознательного. Предсознательное определяется человеческим разумом, памятью, мышлением и саморефлексией. Сознание Фрейд рассматривает как восприятие человеком окружающего мира. Такова была первоначальная модель психики человека, созданная Фрейдом. Однако, эта модель подверглась серьезной критике со стороны многих коллег Фрейда. На основе этой модели можно сделать вывод, что ведущую роль в поведении человека играет бессознательное, которое действует на основе сексуального влечения и комплексов. Следовательно, все поведение человека выводится из этих достаточно низменных понятий. Безусловно, сводить сложную деятельность человека к сексуальным инстинктам и комплексам многим не хотелось. Учение Фрейда стали считать "асексуальным". В дальнейшем в более поздних своих трудах Фрейд переписал модель личности и психики. На его взгляды, безусловно, повлияла критика научного сообщества, а также кровавые и страшные события первой мировой войны, свидетелем которой он был. Окончательно такая модель личности была сформирована Фрейдом в произведении "По ту сторону удовольствия" и в произведении "Я и оно".

Фрейд считал, что человеческое поведение определяют три инстанции:

  • Оно (Ид),
  • Я (Эго),
  • СверхЯ (СуперЭго)

Оно - это бессознательное, глубинный слой инстинктивных влечений или котел инстинктивных влечений, как называл это Фрейд. Главный принцип в деятельности подсознательного - это получение максимального удовольствия. Поведение Я (Эго) основывается на принципе реальности. Я стремится к реализации поведения, которому Я подсказывает Оно. Однако, Оно руководствуется сексуальными инстинктами и стремится получить максимум удовольствия, но если такое поведение воплотить в реальности, то это может плохо сказать на существовании индивида в обществе. Следовательно, Я социально адаптирует желания Оно и стремиться претворить их в жизнь. Для Я существует некий идеал, на основе которого оно корректирует импульсы со стороны Оно. Пример, этому может быть такой. ОНО мужчины ориентировано на полигамию в сексуальных отношениях, в то время как Я содержит идеал семьи, как высшего счастья социальной реализации. Следовательно, Я будет сдерживать полигамные порывы ОНО и воплощать в реальность семейную модель поведения.

Под СверхЯ Фрейд рассматривал внутриличностую совесть или бессознательное чувство вины. Через СверхЯ оказывается влияние общества на поведение человека, которое осуществляется через социальные и родительские запреты, моральные общественные установки и пр. По своим функциям, СверхЯ ближе к Я, а по содержанию ближе к Оно. Из такой модели личности мы понимает, что сознание не исходит из самого себя и находится под влиянием Оно и СверхЯ (Супер Эго).

После анализа событий второй мировой войны Фрейд сделал еще несколько корректировок своего учения. Помимо сексуального инстинкта (Эроса) он ввел инстинкт смерти (Танатос), которыми руководствуется бессознательное. Как раз в войне и проявляется сила этого инстинкта -Танатоса, который нацелен на смерть и разрушение. Так вот по мнению Фрейда, для того чтобы усмирить проявление этих инстинктов была придумана культура, задачей которой является приведение в рамки социальной адаптации подсознательное действие инстинкта Эроса и Танатоса. А когда культурные рамки с этим не справляются, то бессознательные импульсы вытесняют сознательные ограничения из сферы поведения человека. Такое вытеснение , по мнению Фрейда, приводит к тяжелейшим неврозам. Такие неврозы, в частности как считал Фрейд, проявляются в религиозных верованиях, которые Фрейд рассматривал именно как продукт человеческого невроза. Далее Фрейд распространил понятие невроза не только на религиозную сферу, но в целом на всю цивилизацию, и предположил, что цивилизационное развитие также может быть формой проявления этих невротических состояний. Однако, Фрейд не обосновал свою позицию, а только выдвинул предположение.

Учение Фрейда вызвало огромный резонанс в научной среде. У Фрейда было много последователей и учеников, которые развивали идеи великого ученого. Учения последователей З.Фрейда называют в современной философии и психологии неофрейдизмом. Конечно, в основе неофрейдизма лежит учение Фрейда, но оно подверглось достаточно сильной модификации в трудах его учеников.

Наиболее крупные представители неофрейдизма- Альфред Адлер (1870- 1937), Карл Густав Юнг (1875-1961) и Эрих Фромм (1900-1980).

Основной критике подверглась идея Фрейда о том, что человек - это чисто биологический организм, в основе поведения которого лежат низменные инстинкты.

Неофрейдисты считали, что в бессознательное заложено не только биологическими инстинктами. Для примера можно сравнить поведение человека и поведение животных и увидим, что человек во многом преуспел в своем поведении. На человека огромное влияние оказывает социальная среда, которая контролирует агрессию и девиантное поведение. Эту проблематику рассматривал Э.Фромм -ученик и последователь Фрейда. Его основной труд "Анатомия человеческой

деструктивности". Фромм утверждал, что в личности нет ничего врожденного, что воспитание личности обусловлено социальной средой. В основе поведения личности лежит стремление к разрешению внутренних противоречий. Это следующие виды противоречий:

  • противоречия между жизнью и смертью
  • желание организовать свой внутренний потенциал, но ограниченность во времени

Если Фромм рассматривал личностные противоречия, то последовательница Фрейда К.Хорни рассматривала исторические противоречия и считала, что разрешение исторических противоречий приводит к развитию общества. К.Хорни произвела типологию личности и вывела следующие типы личности:

  • Услужливая, которая стремится получить любовь людей
  • Отрешенная, которая ищет личной свободы
  • Агрессивная, которая стремиться к власти

Эрих Фромм разработал концепцию "гуманистического психоанализа", задачей которого было восстановление гармонии между человеком и обществом, освободить человека от отчуждения и от иллюзий его бытия. Подлинной ценностью человека Фромм считал способность к любви. Как мы помним, Фрейд выделил два основных мотива человеческого поведения - Эрос и Тонатос, т.е. стремление к жизни и стремемление к смерти. Эрос Фромм рассматривал в произведении "Искусство любить. Исследование природы любви", а Танатос "Анатомия человеческой деструктивности". Фромм в этом произведенни не только вырабатывает модель личности, но и рассматривает биографию крупнейших политических деятелей- разрушителей ХХ в. (И.В.Сталина, Генриха Гиммлера, Адольфа Гитлера). Фрейд был популяризатором идей фрейдизма, а также экзистенциализма и марксизма и пытался создать единую концепцию, объединяющие эти различные учения.

Главной заслугой неофредизма, с нашей точки зрения, является стремление преодолеть пансексуализм учения Фрейда, т.е. попытки выведения человеческого поведения из сексуальных инстинктов исключительно. Большой вклад в эту проблематику внес последователь и ученик Фрейда Карл Густав Юнг. Главной заслугой Юнга является введение понятия архетипов и коллективного бессознательного. Архитип - это коллективные формы и образы бессознательного. Архитипы передаются по генам и по наследственной линии. Юнг считал, что в каждом человеке хранится генетическая информация о жизни его предков, которое также оказывает влияние на поведение человека. При этом Юнг обнаружил признаки одинаковых архитипов (представлений, образов символов) у разных людей, что проявляется через сноведения, мифы, изобразительное искусство. Именно это подтолкнуло его на идею об архитипах и коллективном бессознательном. Они способны воздействовать на сознание, разрушая рациональное, логическое мышление.

Еще одним положением неофрейдизма было отрицание хронического конфликта между Я и Сверх-Я. Такое состояние, возможно, характерно для психики невротика, но это не есть доминирующий тип личностей в обществе.

Зигмунд Фрейд является известным австрийским психиатром и психоаналитиком. От простой психиатрии он, изучая неврозы больных, эволюционировал к сложному психоанализу общества, культуры.

Итогом его научных изысканий послужила теория психосексуального развития общества и индивида. В своем мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень сложный и противоречивый путь. Делая свои первые шаги в области психиатрии, он руководствовался постулатами естественнонаучного материализма ХХ века, но как творец психоанализа ученый отошел от них в сторону идеалистическо-иррационалистической "философии жизни" (Шопенгауэр, Ницше и др.), под влиянием которой сложилось представление об основополагающем значении для человеческого поведения "психической энергии", присущей инстинктивно-физиологическим влечениям индивидов. В психике человека Фрейд сначала выделял две относительно автономные, но постоянно взаимодействующие между собой структуры бессознательного "оно" и сознательного "Я", а затем добавил к ним "сверх Я" или "супер-эго", которое внедряется в "Я", но без специального анализа не осознается им. По мнению Фрейда, причиной невроза является особого рода конфликт между "оно", "Я" и "сверх Я".

По своему замыслу и ближайшей цели фрейдизм ориентирован на изучение и излечение психики индивидов, но он с самого начала заключал в себе тенденцию объяснения общественного сознания в его настоящем и прошлом. "Запреты", которые, как считал Фрейд, вытесняют сексуальное влечение в сферу бессознательного и порождают неврозы, были, в сущности, ни чем иным, как социальными нормами нравственности и права, возникшими на заре человеческой истории. Фрейд назвал их "культурными запретами" и полагал, что чрезвычайно важно выяснить как, почему, при каких условиях они возникли, утвердились, эволюционировали.

Неофрейдизм. В качестве критиков теоретических постулатов Фрейда одним из первых выступил швейцарский психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961), разделявший основные идеи своего учителя.

Юнгу, как и Фрейду, присуща психологизация культурных и социальных процессов. Впрочем, такой подход к исследованию закономерностей общественного развития характерен не только для "новаторов" типа К. Юнга, но и для многих других неофрейдистов, включая К. Хорни, Г. Салливэна, Э. Фромма.

Как и Юнг, разошелся с Фрейдом по вопросу сексуальной обусловленности человеческого поведения другой критик классического психоанализа - Альфред Адлер (1870-1937).

В противовес фрейдовскому постулату о "первичных влечениях" и юнговскому постулату о "комплексах" и "архетипах", которые, по их убеждению, мотивируют человеческое поведение, Адлер выдвигает на передний план социальные побуждения человека.

Адлер не совершает революционного переворота в психоанализе, ибо его понимание "социального" не выходит за рамки бессознательных влечений человека. Рассмотрение отношений между индивидами замыкается у Адлера на раскрытии якобы присущих каждому человеку бессознательных "стремлений к власти". Поэтому изучение социальных побуждений личности сводится, по сути дела, к расшифровке вытесненных желаний властвования, преобладания, превосходства над другими.

Однако, оставляя без внимания взаимоотношения между личностью и обществом, Адлер лишь констатирует, что человек от природы является социальным существом. Разумеется, одного этого недостаточно для понимания подлинных связей и отношений в общественной жизни. Поскольку раскрытие социальных детерминант человеческого поведения проводится Адлером на бессознательном мотивационном уровне развития человеческой психики, то и результаты такого рассмотрения страдают психологической ограниченностью.

В центре познания — непосредственное переживание человеком своей ситуации в мире, его самоопределение в бытии, свобода и ответственность. Человек по аналогии с действительностью (субъективный разум, раскрывающий в действительности объективный разум или сознание, воспринимающее впечатления извне — предметом). Человек — остальной мир. Человек — реальность совсем иного порядка. Он не может познать себя. Добро и зло — функции совершаемого избрания, что человек избрал — это для него благо.

Проблема бытия в философии.

Читайте также: