Федеральный государственный лесной надзор и муниципальный лесной контроль лесная охрана доклад

Обновлено: 18.05.2024

В.К. Быковский,

Ключевые слова: лесное законодательство, надзор, понятие, лесная охрана, контроль, закон, орган государственной власти.

Контроль в системах социального управления — важнейший вид обратной связи, благодаря которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дел, о том, были ли исполнены решения, это один из способов обеспечения законности.

Контроль в общем виде представляет собой наблюдение за функционированием кого-либо или чего-либо, целью которого является проверка его правильности, т. е. соответствия определенным закономерностям (например, проверка работы механизмов) [3, с. 184]. Применительно к лесному контролю главным объектом контроля выступает деятельность субъектов исполнительной власти, т. е. органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также иных участников лесных отношений.

По общему правилу, контроль подразделяется на два вида: на собственно контроль, в процессе которого проверяются законность и целесообразность деятельности, и надзор, который ограничивается только проверкой законности. Надзор — это ограниченный (суженный) контроль [2, с. 744].

Таким образом, понятие контроля шире понятия надзора. В процессе контроля (в отличие от надзора) проверяется не только законность действий подконтрольных субъектов, но и целесообразность этих действий.

Контроль подразделяется на общий, ведомственный и надведомственный.

Общий контроль подразумевает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольных объектов органами общей компетенции. Ведомственный контроль, в свою очередь, осуществляется федеральными министерствами, не имеющими подведомственных им федеральных служб и агентств (например, МИД России). Он состоит в проверке этими органами в пределах своей компетенции соблюдения и исполнения законов и подзаконных актов, а также решений подведомственными им органами, а также организациями, предприятиями, учреждениями [1, с. 485—487].

Надведомственный контроль осуществляется органами межотраслевой компетенции. В основном его проводят отраслевые органы, наделенные государственно-властными полномочиями надведомственного характера. Он осуществляется органами межотраслевой компетенции, наделенными соответствующими контрольными полномочиями в отношении не находящихся в их ведомственной подчиненности органов. Они проводят проверки по вопросам, касающимся их компетенции, и вправе давать проверяемым объектам обязательные предписания об устранении обнаруженных в процессе контроля нарушений.

Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах (например, правил пожарной безопасности, санитарных, природоохранительных и других норм). Он осуществляется в отношении органов исполнительной власти, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений и граждан [1, с. 485—487].

Административный надзор — это надведомственный, систематический, специализированный контроль государственной администрации соблюдения гражданами и организациями правовых и технико-правовых норм.

Целесообразно выделить две разновидности административного надзора: надзор, осуществляемый за неопределенным числом субъектов (за теми лицами, которые обязаны соблюдать противопожарные, санитарные и иные правила) и за лицами, получившими лицензии и иные разрешения. Субъектами административного надзора, в основном, являются федеральные службы, государственные инспекции.

Главная особенность административного надзора заключается в отсутствии организационной соподчиненности между субъектами и объектами надзора. Как правило, деятельность органов надзора распространяется только на поднадзорные объекты вне зависимости от их ведомственной подчиненности и форм собственности. Следовательно, по своему характеру административный надзор является надведомственным.

Вторая особенность заключается в том, что субъекты надзора вправе при соответствующих обстоятельствах применять к поднадзорным объектам меры административного принуждения.

Административный надзор отличается от контроля тем, что в порядке административного надзора надзорные органы вправе привлекать к ответственности виновных лиц, обладая соответствующими полномочиями, а также вправе предупреждать и пресекать правонарушения [2, с. 757]. Органы лесного надзора обладают соответствующими полномочиями по привлечению к административной ответственности.

Главной задачей органов административного надзора является обеспечение четкого, единообразного исполнения специальных норм и общеобязательных правил, т. е. обеспечение законности в управлении. Данная цель достигается путем предупреждения, пресечения правонарушений, а также привлечения к ответственности виновных лиц. Для решения этой задачи органы государственного управления наделены полномочиями, которые носят надведомственный характер и позволяют им не только осуществлять надзор, но и воздействовать в пределах своей компетенции на деятельность поднадзорных субъектов [1], с. 486—487]. Административный надзор осуществляется систематически и связан с широким применением административного принуждения.

ЛК РФ предусмотрел еще один вид контроля — контроль над переданными субъектам Российской Федерации полномочиями. В соответствии с п. 5 ч. 9 ст. 83 ЛК РФ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Федеральное агентство лесного хозяйства Российской Федерации) проводит оценку эффективности осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий и подготовку при необходимости представления об изъятии с 1 января следующего года полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации и вносит это представление в Правительство Российской Федерации для принятия решения.

Итак, контроль делится на два вида: на контроль в собственном смысле слова и надзор. В процессе контроля проверяются законность и целесообразность деятельности, а надзор ограничивается только проверкой законности. Главная особенность административного надзора заключается в отсутствии организационной соподчиненности между субъектами и объектами надзора.

Проанализировав лесное законодательство, можно сделать следующие выводы: в лесном законодательстве разграничены понятия контроля и надзора, лесной надзор осуществляют федеральные органы государственной власти, лесной контроль — только муниципальные органы власти.

С одной стороны, в законодательстве произошли в целом верные терминологические изменения. По отношению к предпринимателям, использующим лесные ресурсы, действительно осуществляется надзор, поскольку органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не проверяют целесообразность их деятельности. Также контроль проводится органами местного самоуправления, но только по отношению к лесным участкам, находящимся на их территории.

С другой стороны, терминологические изменения в лесном законодательстве не учитывают, что федеральные органы государственной власти осуществляют по отношению к субъектам Российской Федерации не только надзор, но и контроль над качеством осуществления переданных им полномочий.

1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России. — М., 2011 (автор главы А.А. Кармолицкий).

2. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. — М., 2005.

3. Козлов Ю.М. Административное право. — М., 2002.

4. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995 . № 17. Ст. 1462.

5. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 34. Ст. 3426.

6. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 49. Ст. 4694.

7. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 2. Ст. 133.

8. Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 52 (ч. I). Ст. 6249.

9. Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 30 (ч. I). Ст. 4590.

10. Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 12. Ст. 1417.

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":

Под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований лесного законодательства (ст. 96 ЛК РФ).

Уполномоченные органы осуществляют свою деятельность посредством:

- организации и проведения проверок;

- проведения мероприятий по контролю в лесах;

- принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и

(или) устранению последствий выявленных нарушений;

- систематического наблюдения за исполнением требований лесного законодательства, при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды.

Законодательство предусматривает осуществление федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти.

Государственный лесной контроль и надзор осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Рослесхоз осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы государственный лесной контроль и надзор на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 ЛК РФ, в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, и в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Росприроднадзор осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы государственный лесной контроль и надзор на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный лесной контроль и надзор в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Должностные лица Рослесхоза и Росприроднадзора и их территориальных органов, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности, одновременно по должности являются:

а) главными государственными лесными инспекторами РФ — руководители;

б) заместителями главных государственных лесных инспекторов РФ — заместители руководителей и начальники управлений, ведающие вопросами государственного лесного контроля и надзора;

в) старшими государственными лесными инспекторами РФ — заместители начальников управлений, начальники отделов и заместители начальников отделов управлений, ведающие вопросами государственного лесного контроля и надзора;

д) главными государственными лесными инспекторами в субъектах РФ —

руководители территориальных органов Рослесхоза и Росприроднадзора;

е) заместителями главных государственных лесных инспекторов в субъектах РФ — заместители руководителей территориальных органов, ведающие вопросами государственного лесного контроля и надзора;

ж) старшими государственными лесными инспекторами — начальники отделов территориальных органов, ведающие вопросами государственного лесного контроля и надзора;

з) заместителями старших государственных лесных инспекторов — замес-

тители начальников отделов территориальных органов, ведающие вопросами государственного лесного контроля и надзора;

Перечень должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор и являющихся государственными лесными инспекторами, устанавливается указанными органами.

Приказом Комитета лесов РК от 21 февраля 2012 г. № 147 утвержден перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на территории Республики Коми. К ним относятся следующие должностные лица.

1. Должностные лица Комитета лесов Республики Коми, уполномоченные осуществлять федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на территории Республики Коми:

1) руководитель — главный государственный лесной инспектор Республики Коми;

2) заместители руководителя — заместители главного государственного лесного инспектора Республики Коми;

3) начальники отделов, заместители начальников отделов, специалисты старшей и младшей групп должностей отделов, на которых возложены функции федерального государственного надзора, организации использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов — государственные лесные инспекторы Республики Коми.

2. Должностные лица государственных учреждений Республики Коми, находящихся в ведении Комитета лесов Республики Коми, уполномоченные осуществлять федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на территории Республики Коми:

1) главный лесничий (главный государственный инспектор по охране леса)

2) лесничий (старший государственный инспектор по охране леса) — заместитель главного лесничего — руководителя лесничества;

3) лесничий (старший государственный инспектор по охране леса) — руководитель участкового лесничества;

4) государственный инспектор по охране леса — заместитель лесничего — руководителя участкового лесничества;

5) государственный инспектор по охране леса;

7) инженер по лесовосстановлению;

8) инженер по лесопользованию;

9) инженер по охране и защите леса;

10) мастер леса (участковый государственный инспектор по охране леса).

Указанные в настоящем пункте должностные лица являются государственными лесными инспекторами Республики Коми. Данные должностные лица имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях.

Должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

1) предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использования лесов;

2) осуществлять патрулирование лесов;

3) проверять у граждан документы, подтверждающие право осуществлять использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение;

4) пресекать нарушения лесного законодательства, в том числе приостанавливать рубки лесных насаждений, осуществляемые лицами, не имеющими предусмотренных Лесным кодексом документов;

5) ограничивать и предотвращать доступ граждан, въезд транспортных средств на лесные участки в период действия ограничения или запрета на пребывание в лесах;

6) осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства;

7) составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование,

охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение;

8) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;

9) осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание;

10) уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и о выявленных нарушениях;

11) предъявлять гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, требования об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений;

12) предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции;

13) осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях;

14) привлекать в установленном законодательством Российской Федерации порядке экспертов и экспертные организации к проведению мероприятий по контролю при проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также к проведению мероприятий по контролю в лесах;

15) задерживать в лесах граждан, нарушивших требования лесного законодательства, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;

16) изымать у граждан, нарушающих требования лесного законодательства, орудия совершения правонарушений, транспортные средства и соответствующие документы;

17) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами права;

18) имеют право на ношение, хранение и применение специальных средств, служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия в порядке, установленном законодательством.

Государственному лесному инспектору, лесничему выдаются служебные удостоверения и форма установленного образца.

Решения органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), являются обязательными для исполнения всеми участниками лесных отношений. Указанные решения могут быть обжалованы в судебном порядке.

Государственный пожарный надзор в лесах осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, их территориальные органы и органы исполнительной власти субъектов РФ при осуществлении ими федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).

Порядок осуществления государственного пожарного надзора в лесах устанавливается Правительством Российской Федерации.

Должностные лица, являющиеся государственными инспекторами по государственному лесному контролю и надзору, также уполномочены осуществлять государственный пожарный надзор в лесах в статусе государственных инспекторов по пожарному надзору.

На территории муниципального образования органами местного самоуправления осуществляется муниципальный лесной контроль в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, сложившая система государственного управления лесами состоит их институциальной организации, государственном лесном планировании, федеральном государственном лесном надзоре и муниципальном лесном контроле.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите функции управления.

2. Какие установлены государственные функции в системе управления государством?

3. Назовите уровни управления в Российской Федерации.

4. Какой государственный федеральный орган исполнительной власти разрабатывает политику в сфере лесного хозяйства?

5. Какой государственный федеральный орган исполнительной власти наделен полномочиями управления лесами?

6. Назовите уполномоченный орган РК, которому делегированы полномочия по управлению лесами на территории РК.

7. Назовите основную территориальную единицу управления лесами.

9. В чем суть либерализации в лесопользовании?

10. В каком виде из федерального бюджета предоставляются средства на осуществление переданных федеральных полномочий регионам?

11. К компетенции какого федерального органа исполнительной власти относится инвентаризация лесов?

12. На какой срок разрабатывается лесной план субъекта РФ?

13. На каком уровне управления разрабатывается лесохозяйственный регламент?

14. Какой структурой готовится проект освоения лесов?

15. Какой орган государственной власти уполномочен проводить государственный лесной надзор на территории Республики Коми?

Использованная литература и источники

2. Петров, А. П. Государственное и хозяйственное управление лесами в условиях децентрализации [Текст] : учеб. пособие / А. П. Петров. — Пушкино : ВНИИЛМ, 2007. — 92 с.

3. Петров, А. П. Государственное управление лесами [Текст] : учеб. пособие / А. П. Петров. — Пушкино : ВНИИЛМ, 2011. — 166 с.

ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСОВ

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.009)

Целью государственного лесного контроля и надзора является обеспечение соблюдения лесного законодательства. Государственный лесной контроль и надзор осуществляется органами государственной власти в пределах их полномочий, определённых в соответствии с Лесным кодексом РФ и другими федеральными законами. Государственный лесной контроль и надзор осуществляется также государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов РФ, в пределах полномочий указанных органов. Речь о полномочиях, которые передала РФ органам государственной власти субъектов РФ или в пределах полномочий, которые имеются у учреждений Московской области от Федерального агентства лесного хозяйства. Особенности правового положения указанных учреждений устанавливаются Правительством РФ.

Должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор (государственные лесные инспектора, лесничие), имеют право:

1) пресекать и предотвращать нарушение лесного законодательства;

2) осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства;

3) составлять по результатам проверок акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридических лицам, осуществляющим использование лесных участков;

4) давать обязательные для исполнения предписания об устранение выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки;

5) осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание;

6) уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту воспроизводство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и выявленных нарушениях;

7) предъявлять гражданам, юридическим лицам требования об устранении выявленных в результате проверок нарушений;

8) предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах их компетенции;

9) привлекать в установленном порядке научно-исследовательские, проектно-изыскательские и другие организации для проведения соответствующих анализов, проб, осмотров и подготовки соответствующих заключений;

10) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами права.

Государственному лесному инспектору, лесничему выдаются служебные удостоверения и форма установленного образца.

Решение органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль и надзор, является обязательными для исполнения всеми участниками лесных отношений. Указанные решения могут быть обжалованы в судебном порядке.

Порядок организации работы по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти субъектов РФ переданных им полномочий РФ по осуществлению государственного лесного контроля и надзора был утвержден Минсельхозом РФ 26.09.08 приказом № 443. В приложении к Порядку были утверждены формы: Акта о проведении проверки соблюдения лесного законодательства и Предписания об устранении нарушений при осуществлении органами государственной власти субъекта РФ государственного лесного контроля и надзора.

Порядок осуществления государственного пожарного надзора в лесах устанавливаются Правительством РФ.

1. Под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

2. Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

2.1. Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса.

2.2. Утратила силу.

3. Должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

1) предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использования лесов;

2) осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

3) проверять у граждан документы, подтверждающие право осуществлять использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение;

4) пресекать нарушения лесного законодательства, в том числе приостанавливать рубки лесных насаждений, осуществляемые лицами, не имеющими предусмотренных настоящим Кодексом документов;

5) ограничивать и предотвращать доступ граждан, въезд транспортных средств на лесные участки в период действия ограничения или запрета на пребывание в лесах;

6) осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства;

7) составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение;

8) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;

9) осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание;

10) уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и о выявленных нарушениях;

11) предъявлять гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, требования об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений;

12) предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции;

13) осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях;

14) привлекать в установленном законодательством Российской Федерации порядке экспертов и экспертные организации к проведению мероприятий по контролю при проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также к проведению мероприятий по контролю в лесах;

14.1) задерживать в лесах граждан, нарушивших требования лесного законодательства, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;

14.2) изымать у граждан, нарушающих требования лесного законодательства, орудия совершения правонарушений, транспортные средства и соответствующие документы;

15) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами права.

3.1. Должностные лица, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), имеют право на ношение, хранение и применение специальных средств, служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия в порядке, установленном Федеральным законом от 14 апреля 1999 года N 77-ФЗ "О ведомственной охране".

3.2. Государственные органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), и указанные в части 2.1 настоящей статьи государственные учреждения приобретают специальные средства, служебное и гражданское оружие, ведут учет, хранят и осуществляют их выдачу в порядке, установленном для юридических лиц с особыми уставными задачами Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии".

3.3. Правила хранения, ношения и применения специальных средств должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), определяются Правительством Российской Федерации.

3.4. Перечень и предельная численность должностных лиц, которые осуществляют федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) и которым разрешено хранение, ношение и применение специальных средств, служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3.5. Перечень типов, моделей и количество служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия, правила их применения должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Государственному лесному инспектору, лесничему выдаются служебные удостоверения и форма установленного образца.

5. Решения органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), являются обязательными для исполнения всеми участниками лесных отношений. Указанные решения могут быть обжалованы в судебном порядке.

6. Утратила силу с 1 августа 2011 г.

7. В случае, если по результатам проведенной проверки в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) выявлен факт размещения объекта капитального строительства в границах земель лесного фонда или в границах земель иных категорий, на которых располагаются леса, на которых не допускается размещение такого объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием лесов и установленными ограничениями прав на землю, должностное лицо, которое осуществляет федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения земельного участка, на котором размещен такой объект капитального строительства, или в случае нахождения указанного земельного участка на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Результаты указанной проверки могут быть обжалованы в судебном порядке.

Комментарий к Ст. 96 ЛК РФ

Сфера государственного контроля за состоянием, использованием, охраной лесов претерпела немало изменений.

Практически сразу после реформы федеральных органов исполнительной власти 2004 г. лесхозы лишились полномочий по осуществлению государственного контроля за лесами. Созданному Федеральному агентству лесного хозяйства вменили организацию деятельности государственной лесной охраны, за исключением функций государственного контроля и надзора (см. Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 283). Функции контроля и надзора за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов отнесли к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, у которой лес стал не единственным объектом государственного контроля и надзора, а одним из иных многочисленных объектов: земли, животного мира, недр, вод и т.д. (см. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400).

В связи с принятием нового Лесного кодекса РФ ситуация опять изменилась. Комментируемая статья устанавливает, что государственный лесной контроль и надзор осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных ст. 81 - 83 настоящего Кодекса. В соответствии со ст. 81 ЛК РФ, устанавливающей полномочия органов государственной власти РФ в области лесных отношений, федеральные органы устанавливают порядок осуществления государственного лесного контроля и надзора. Подчеркнем, что установление порядка и непосредственное его осуществление - действия разные. Статья 82, устанавливающая полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений, прямо данную функцию не предусматривает, но ее все же теперь должны осуществлять именно органы субъектов РФ в силу того, что осуществление государственного лесного контроля и надзора отнесено ст. 83 настоящего Кодекса к переданному полномочию РФ органам государственной власти субъектов РФ, осуществляемому за счет субвенций из федерального бюджета. К аналогичному статусу относится функция по установлению перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор. В соответствии с п. 2 ст. 83 ЛК РФ осуществление полномочий может не передаваться органам государственной власти субъектов РФ в отношении лесничеств и лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов РФ, плотность населения которых в 15 раз превышает среднюю плотность населения РФ. Перечень таких лесничеств, лесопарков и перечень таких субъектов РФ утверждаются Правительством РФ, т.е. в указанных случаях это может оставаться полномочием федеральных органов. Статьей 84 настоящего Кодекса предусмотрено осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности. Муниципальному лесному контролю и надзору посвящена специальная ст. 98 настоящего Кодекса.

Постановлением Правительства РФ от 20 марта 2006 г. N 150 было утверждено Положение о государственной лесной охране Российской Федерации. В соответствии с данным Постановлением была создана государственная лесная охрана РФ в структуре Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, отражены ее задачи, обязанности и права. В связи с вышеизложенными новеллами в части компетенций государственных органов данный нормативный акт нуждается в изменении или отмене. В любом случае новый порядок осуществления государственного лесного контроля или надзора должен быть установлен Правительством РФ.


Создание органов муниципального лесного контроля продиктовано необходимостью создания органов, пользующихся доверием населения и хорошо знающих местную лесохозяйственную жизнь. Такие органы должны принимать решения, соблюдая баланс между интересами местного населения и государственной лесной политикой государства. В соответствии со ст.98 Лесного кодекса Российской Федерации [1, c .1] под муниципальным лесным контролем и надзором понимается деятельность органов местного самоуправления за использованием, охраной и воспроизводством лесов, осуществляемая органами местного самоуправления.

Таким образом, из анализа вышеприведенных нормативных актов под муниципальным лесным контролем и надзором следует понимать деятельность органов муниципального образования, которая проводится в форме проверок, утвержденных в соответствии с планом работы, по выполнению должностными и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами выполнения требований при осуществлении ими своей деятельности по использованию, охране и воспроизводстве лесов.

На сегодняшний день не выделен специальный объект муниципального лесного контроля (надзора) и, в соответствии с Лесным кодексом РФ и из анализа регламентов о муниципальном лесном контроле (надзоре), можно сделать вывод, что под таким объектом следует понимать насаждения, находящиеся в городских лесах и лесах особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенного пункта. Такая трактовка не отражает весь спектр правового регулирования деятельности по использованию растительности в рамках муниципального образования. По нашему мнению, к объекту муниципального лесного контроля (надзора) также следует отнести лесопарковые зоны, парки, скверы, городские сады, цветники, дворовые насаждения, а также отдельно стоящие деревья, кустарники и иную растительность, независимо от ее ведомственной принадлежности и формы собственности.

Органы муниципального образования, осуществляющие лесной контроль и надзор, в процессе своей деятельности взаимодействуют с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъекта Федерации, организациями и гражданами по следующим вопросам, определяют цели, объем и сроки проведения плановых проверок, информируют о результатах проводимых проверок, соблюдении законодательства Российской Федерации в лесной сфере, деятельности и эффективности муниципального лесного контроля, готовят в установленном порядке предложения о совершенствовании законодательства Российской Федерации в части организации и осуществления муниципального лесного контроля, принимают административные регламенты взаимодействия органов государственного контроля и органов муниципального контроля при осуществлении государственного и муниципального лесного контроля, разрабатывают положения и обеспечивают повышение квалификации специалистов, осуществляющих муниципальный лесной контроль, оформляют разрешения на осуществление различных видов лесопользования и на вырубку зеленых насаждений на территории муниципального образования.

В соответствии с муниципальными регламентами непосредственное проведение мероприятий по лесному контролю (надзору) возложено на муниципальных лесных инспекторов, деятельность которых регулируется актами органов местного самоуправления. На сегодняшний день существует Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора [7, c .3], которое регулирует деятельность государственных лесных инспекторов. Данное постановление принимается за основу органами местного самоуправления при принятии актов, регулирующих деятельность муниципальных лесных инспекторов с небольшими вариациями трактовок объема полномочий последних, а также объектов, подлежащих такому контролю (надзору) и оформлении результатов проверок.

пресекать и предотвращать нарушения лесного законодательства в установленном порядке;

осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства;

взаимодействовать с прокуратурой и составлять ежегодного сводный план проведения плановых проверок;

составлять по результатам проверок акты о лесонарушениях с последующей их передачей в государственные надзорные органы, следственные органы МВД и прокуратуру с целью ознакомления гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, использующих лесные участки, с результатами таких проверок;

давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства на территории муниципального образования и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки;

уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и выявленных нарушениях на территории муниципального образования;

составлять в отношении  нарушителей законодательства в сфере охраны леса протоколы об административных правонарушениях;

В ходе таких проверок проверяется состояние зеленых насаждений на земельных участках, прилегающих к зданиям и сооружениям, эксплуатируемых учреждениями образования, здравоохранения и различными хозяйствующими субъектами. Так, при обнаружении в результате проверки сухостойных деревьев, которые необходимо вырубить в целях обеспечения безопасности здоровью и жизни населения, транспортных средств и сохранения остальных здоровых зеленых насаждений выдается предписание по вырубке таких деревьев. При обнаружении суховейных деревьев, проверяющими органов выдается предписание об обрезании усохших веток.

В результате выполнения предписаний происходит также озеленение городских территорий. Так, по результатам проверок 2009г. в г. Улан-Удэ Республики Бурятия было посажено 100 деревьев в парках им. Орешкова и им. Жанаева, обрезано 211 суховейных и вырублено 128 сухостойный деревьев. Сумма штрафов по рассмотренным протоколам составила 8,5 тыс. руб., поступило 5059 руб. в бюджет г.Улан-Удэ в качестве компенсационной стоимости вырубленных зеленых насаждений [9, c .4].

Основанием для включения в ежегодный план проведения плановых поверок является истечение трех лет со дня государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя; окончания проведения последней плановой проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя; начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

О проведении плановой проверки юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, уведомляются органом муниципального лесного контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения руководителя, заместителя руководителя органа муниципального лесного контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

для проверки исполнения предписаний соответствующих государственных инспекторов по использованию и охране лесов, об устранении ранее выявленных правонарушений, а также предписаний иных должностных лиц в случаях наделения их законодательством такими полномочиями в области лесных отношений;

в случае обнаружения в ходе осуществления муниципального и (или) государственного лесного контроля достаточных данных, указывающих на наличие правонарушений;

Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган муниципального лесного контроля, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

О поведении внеплановой проверки муниципальный орган должен уведомить органы прокуратуры. В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, граждан устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органа муниципального лесного контроля.

Документарная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности, по месту использования гражданином лесного участка.

Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При проведении мероприятия по муниципальному лесному контролю и надзору могут присутствовать представители других заинтересованных органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений, специалистов, потерпевших или их законных представителей, свидетелей, переводчик и другие лица на основании списка, подписанного муниципальным лесным инспектором. Мероприятие по муниципальному лесному контролю и надзору проводится с участием представителей проверяемого юридического лица (индивидуального предпринимателя) либо гражданина. Отсутствие руководителя организации или замещающего его лица не может служить причиной для переноса проведения проверки при наличии других должностных лиц или работников организации. При отказе от реализации своего права присутствия при проведении мероприятия по муниципальному лесному контролю и надзору проверка может быть осуществлена муниципальным лесным инспектором без участия представителей проверяемого юридического лица (индивидуального предпринимателя) либо гражданина, о чем делается соответствующая запись в акте проверки.

Таким образом, из анализа положений данного нормативного акта следует, что проверка может быть осуществлена муниципальным лесным инспектором без участия представителей проверяемого юридического лица (индивидуального предпринимателя) либо гражданина только в случае, если данное лицо не предоставило обоснованных доказательств причин своей неявки и заранее не известило об этом орган муниципального лесного контроля (надзора).

Юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, в отношении которых проводятся мероприятия по муниципальному лесному контролю (надзору), обязаны обеспечивать муниципальным лесным инспекторам доступ на объекты, подлежащие такому контролю, и предоставить документацию, необходимую для проведения проверки.

Мероприятие по муниципальному лесному контролю и надзору в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина должно быть проведено в срок до тридцати дней или иной срок, указанный в распоряжении, но не превышающий тридцати дней. В случае необходимости срок проведения мероприятия по муниципальному лесному контролю (надзору) может быть продлен распоряжением главного муниципального инспектора в области лесного контроля (надзора) муниципального образования на срок до одного месяца. В регламентах некоторых муниципальных образованиях предусмотрена возможность продления сроков контрольно-надзорных мероприятий в случае привлечения научно-исследовательских, проектно-изыскательских и других организаций для проведения соответствующих анализов, проб, осмотров и подготовки заключений, связанных с предметом проводимой проверки, распоряжением главного муниципального инспектора в области лесного контроля (надзора). Такая возможность продления сроков очень важна, так как сроки получения результатов экспертизы (в том числе и экологические), проводимые в отношении объектов лесного контроля (надзора) могут варьироваться в зависимости от характера, состава, состояния и объема исследуемого материала.

Результаты мероприятий по муниципальному лесному контролю и надзору могут быть обжалованы лицом, в отношении которого проводилась проверка, главному муниципальному инспектору в области лесного контроля и надзора городского поселения путем подачи жалобы в десятидневный срок со дня составления акта. Жалоба рассматривается в десятидневный срок со дня ее поступления.

об оставлении жалобы без удовлетворения;

Акт проверки подписывается должностным лицом (лицами), осуществляющими мероприятия по контролю. При проведении проверки совместно с иными контрольными органами акт проверки подписывается представителями указанных контрольных органов. Один экземпляр акта проверки с копиями приложений вручается физическому лицу, руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку, либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении. К акту проверки (в зависимости от вида нарушения) могут прилагаться результаты осмотра объектов лесного фонда, акты об отборе образцов (проб), обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований и экспертиз, объяснения лиц, в чьих действиях имеются признаки нарушения действующего законодательства и должностных лиц органов государственного и/или муниципального контроля (надзора) и другие документы или их копии, связанные с результатами проверки.

Должностные лица в случае ненадлежащего исполнения соответственно функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лесной Кодекс Российской Федерации от 04.12.2006г. № 200-ФЗ. СЗ РФ, 2006, № 50, ст.5278

Д. М. Зайцев. Лесное законодательство (Комментарии к проекту нового Устава Лесного). Типография М. Я. Квара, 1914. С.-Петербург. С.28

Основные термины (генерируются автоматически): муниципальный лесной контроль, надзор, муниципальный контроль, индивидуальный предприниматель, местное самоуправление, лицо, юридическое лицо, государственный контроль, муниципальное образование, Российская Федерация.

Похожие статьи

Осуществление органами местного самоуправления контроля.

Контроль органами местного самоуправления за деятельностью управляющих компаний может осуществляться также и в случае, если УК использует муниципальное имущество или средства местного бюджета.

Правовые основы муниципального финансового контроля

Внутренний муниципальный финансовый контроль является компетенцией финансовых органов муниципальных образований, внешний — контрольно-надзорных органов муниципальных образований.

Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации

государственный контроль, Российская Федерация, требование, контрольно-надзорная деятельность, муниципальный контроль, орган, предприниматель, надзор, индивидуальный предприниматель.

Проблемные аспекты правового регулирования муниципального.

Ключевые слова: муниципальный финансовый контроль, контрольно-счетные органы, местный бюджет.

6 октября 2014 года был создан проект федерального закона “Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации” (далее — законопроект). Согласно паспорту законопроекта, его разработчиком является Минэкономразвития России.

Повышение эффективности осуществления муниципального.

Ключевые слова: государственный земельный надзор, органы государственной власти, муниципальный земельный контроль, органы местного самоуправления, повышение эффективности, Республика Бурятия.

Трудности муниципального контроля в жилищно-коммунальной.

Муниципальный контроль – это деятельность органов местного самоуправления в сфере ЖКХ, которые наделены полномочиями в соответствии с законодательством на организацию и проведение в своём субъекте РФ проверок.

Правовое регулирование осуществления федерального.

государственный контроль, сфера образования, надзор, Российская Федерация, осуществление, лицо, проведение проверок, орган, федеральный государственный контроль, проведение мероприятий.

Правовые проблемы реализации государственного надзора.

Ключевые слова: земельное право, государственный надзор, муниципальный контроль, использование и охрана земель. Конституция как основной акт государства в Российской Федерации определяет общие основы деятельности в различных областях.

Читайте также: