Деструктивно тоталитарные секты доклад

Обновлено: 16.05.2024

Деструктивные религиозные организации, секты, организации, возникающие на основе определенного деструктивного культа, характеризуются как преимущественно религиозное направление, но возможны и вариации, причиняющие вред обществу или членам такой организации, вред может быть как материальным, так и психологическим, физическим, а кроме того из потенциальной опасности причинения такого вреда и вреда гражданам государства и государству подозреваемых.

Этот термин возник во французском языке и был распространен в 19 веке. В 20 веке этот термин вошел в оборот в Англии. В нашей стране деструктивные религиозные организации, а вместе с ними и терминология, обозначающая их, начали формироваться и образовываться в начале 1990-х годов, или с момента распада СССР, который произошел хронологически в одно время. Появление таких организаций было вызвано распадом атеистической системы, сформировавшейся во времена Советского Союза, и носило массовый и зачастую неконтролируемый характер.

За пределами бывшего Советского Союза это явление было наиболее ярко выражено в 1960-х и 1970-х годах в США, а затем в Западной Европе.

В России религиозные образования возникали и распространялись в основном благодаря усилиям иностранных миссионеров, в то время как некоторые неорелигиозные объединения возникли исключительно на российской почве.

В процессе своего формирования и распространения на территории Российской Федерации такие организации наносили ощутимый вред жителям и способствовали созданию, больших групп людей, используя различные психологические методы внушения и воздействия, что приводило к психозам и психологическим отклонениям и дегенерации среди значительной части населения, независимо от их социального статуса.

Иногда такие организации имели ярко выраженный садомазохистский, экстремистский, а зачастую антигосударственный, сепаратистский и террористический характер.

Часто деструктивные организации носили исключительно мошеннический характер и создавались различными мошенниками с целью наживы. Среди разнообразных и многочисленных случаев таких организаций есть психически нездоровые люди, которые стоят во главе их.

Актуальность проблемы. Актуальность проблемы определяется тем, что процессы, происходящие в современной России, сложившаяся социально-политическая, экономическая, духовно-нравственная ситуация, неспособность во многих случаях государственных органов решать свои проблемы, способствуют поляризации и дифференциации общества, его расслоению, разделению на социальные группы различной, даже деструктивной направленности. В таких группах, декларирующих в основном приверженность идеологически привлекательным традициям и поиск инноваций во всех сферах социальной жизни, личность ищет защиты от всего негативного, что окружает ее в обществе, одновременно пытаясь реализовать свое стремление к идентификации и самосовершенствованию.

Изучение и анализ деятельности таких организаций, защита от их воздействия, контроль за их созданием и распространением имеет важное значение, чем и обусловлена актуальность темы данной работы.

Деструктивные религиозные организации

Деструктивные религиозные организации, культы, секты

К числу опасностей, которые таятся для молодежи, следует отнести религиозные тоталитарные культы. Они привлекают молодежь, используя сетевые технологии и опираясь на мощные материальные ресурсы (обычно из-за рубежа).

Их служители проявляют настойчивость и терпение. Молодой человек может только посмеяться над попутчиком, который заводит разговор на религиозную тему, спрятать подальше пропагандистскую брошюру, забыть случайный визит в семинарию. Однако подсознание продолжает работать.

И при определенных обстоятельствах человек может вернуться к этим мыслям, поверить сектантам и попасть под их полное влияние.

Проблема сект сегодня стоит очень остро. Многие молодые люди, не имея достаточного представления обо всех аспектах этого вопроса, вступают в религиозные организации. Это приводит к разрушению семей и сломанным жизням.

Секта — это организация или группа людей, замкнутых в своих интересах (включая культы), не согласующихся с интересами общества, безразличных к ним или противостоящих им.

Культ: Та или иная мистическая практика или поклонение (религиозные культы), или круг людей, объединенных чрезмерной привязанностью, преданностью и почитанием какого-либо деятеля, направления, художественной или интеллектуальной программы, почти всегда сопровождаемые явными или неявными ритуалами; культы могут быть полезными или даже позитивными по своей природе.

Деструктивный культ — это группа или движение, которое демонстрирует значительную, глубокую или чрезмерную приверженность или увлеченность, преданность определенному человеку, идее или делу и использует неэтичные манипулятивные техники убеждения и контроля (например. изоляция от бывших друзей и семьи, истощение, использование специфических техник, направленных на повышение внушаемости и слепой преданности, сильное давление со стороны сверстников, управление информацией, временное устранение индивидуальности или приостановление критического здравого смысла, поощрение полной зависимости от группы и страха покинуть ее и т.д. и т.п.), направленные на достижение целей лидеров группы с фактическим или потенциальным ущербом для членов этой организации, их семей или общества.

С конца 80-х годов прошлого века в России появилось много новых религиозных объединений. Запрещенные во многих странах мира, они получили государственную регистрацию и свободно осуществляют свою деятельность в России.

Большое количество россиян, ранее отстраненных от религии, последовали призыву миссионеров, распространяющих нетрадиционные для России учения, и уже искалечили свою судьбу. Примеров социальной опасности сект становится все больше и больше.

Разнообразие религиозных образований настолько велико, что возникла необходимость в их общем обозначении. Единого мнения по их терминологическому обозначению нет ни в России, ни за рубежом.

Они называются по-разному: Секты, нетрадиционные религии, новые религиозные объединения, альтернативные верования, зарождающиеся религии или просто культы, New Age — религии нового века и т.д.

Отсутствие терминологии привело к тому, что каждый интерпретирует эти термины так, как считает нужным, исходя из своей идеологической позиции.

Возникновение деструктивных религиозных организаций

Конституционные гарантии права на свободу совести и вероисповедания, а также свобода выбора религии предоставляют верующим широчайшие возможности для создания религиозных объединений. При этом их доктрины и деятельность могут иметь как конструктивный, высший духовно-нравственный смысл, так и деструктивную, антисоциальную направленность. Например, религиозные организации Русской православной церкви характеризуются законопослушностью.

Следует отметить, что деструктивная деятельность религиозных объединений в России имеет определенные сопутствующие предпосылки, созданные длительной атеизацией российского общества и утратой ценностей и смысла жизни у значительной части россиян в постсоветский период.

Сознание многих людей было разделено, незащищено от развращающего влияния СМИ и различных культовых проповедников.

Подавляется восприятие реальности опасности, исходящей от новейших религиозных объединений деструктивного и оккультного характера. Опасности действительно существуют, они сформированы, а субъекты сохранения, равно как и объекты, не понимают приближающейся катастрофы.

Характеристика деструктивных религиозных организаций

В качестве единой зарубежной классификации деструктивных культов можно привести список религиозных объединений, которые, по мнению экспертов Государственного собрания Франции, могут представлять угрозу обществу по состоянию на 2009 год. Кандидаты в список были отобраны экспертами на основе десяти качественных критериев, с учетом наличия деструктивных характеристик:

  • Дестабилизация сознания;
  • Непомерные требования денег (вымогательство);
  • Заставляя порвать с прежним окружением;
  • Нападение на физическое здоровье;
  • Привлечение детей;
  • Антисоциальный язык;
  • Нарушение общественного порядка;
  • Предстать перед судом или находиться под следствием по серьезным обвинениям;
  • Экономические проступки (сокрытие средств);
  • Попытка подрыва властных структур.

Ассамблея обеспокоена существующими расхождениями в отношении деятельности сект и новых религиозных движений. Различные ассоциации и семьи, которые чувствуют себя ущемленными деятельностью культов, должны принять меры, отметил, что в докладе COTREL Европейский парламент обратился к Совету Европы с просьбой решить эту трудность. Просит все стороны обрисовать методы работы и юридические трудности. Считает, что свобода совести и религии, гарантированная в статье 6. Европейская конвенция по правам человека делает первичное законодательство о сектах нежелательным, если такое законодательство вмешивается в фундаментальные права и наносит ущерб обычным религиям.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Тоталитарная секта или деструктивный культ - авторитарная секта, использующая комплекс специальных психологических приемов (контроль сознания) с целью подавления воли человека и контролирования его мыслей, чувств и поведения, для превращения новозавербованного человека в лояльного, послушного, раболепного и подобострастного члена. Стремление лидеров секты к власти над своими последователями и к их эксплуатации тщательно скрывается под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками.

Тоталитарные секты прибегают к обману, умолчаниям и навязчивой пропаганде для привлечения новых членов, используют цензуру информации, поступающей к их членам, прибегают и к другим неэтичным способам контроля над личностью, к психологическому давлению, запугиванию и прочим формам удержания членов в организации. Таким образом, тоталитарные секты нарушают право человека на свободный информированный выбор мировоззрения и образа жизни.

Термин "тоталитарная секта" был впервые использован А.Л. Дворкиным в 1993 году.

Признаки тоталитарной секты

Наборы признаков тоталитарных сект варьируются в каждом конкретном случае. К характерным признакам можно отнести:

  • психологическое давление - когда новичок всегда окружается особым вниманием, его сознание подвергается интенсивному воздействию, называемому зачастую программированием сознания. В ряде сект для этого выстраивается целая система религиозного маркетинга;
  • двойное учение - одно для рекламы своей секты, а другое для внутреннего пользования;
  • иерархия - человек должен быть посвящен на определенную ступень иерархии в секте;
  • непогрешимость секты и ее основателя - секта всегда претендует на то, что это высшая истина, в противовес всем остальным;
  • элитарность - мысль о том, что они - единственно спасенные люди, что все окружающие - люди "второго сорта", обреченные на погибель потому, что не разделяют учения секты;
  • контроль жизнедеятельности - адепты секты вырываются из привычной жизни, лишаются привычного круга общения. В отдельных сектах стремятся к полному контролю, включая интимную жизнь адептов.

Симптомы человека, вовлеченного в секту

  • изменение поведения, манеры одеваться, словарного состава, интересов;
  • повторяющиеся и непривычные цитирования;
  • заученные речи или впечатление проигрываемой пластинки;
  • падение интереса к семье, друзьям, к профессии или школе, к развлечениям;
  • рост числа встреч в неделю (и собраний);
  • путешествия по стране и за границу;
  • много телефонных звонков;
  • большое количество писем;
  • длительное чтение или медитация;
  • режим питания;
  • монотонный голос;
  • агрессивность или безразличие;
  • замкнутость или экзальтация ради нового дела;
  • значительные денежные траты: займы в банке, сборы у родственников, друзей.

Листовка правительства ФРГ

Правительство ФРГ в листовке, которая раздается школьникам, выделяет следующие 17 признаков тоталитарных сект [1]:

  1. В группе ты найдешь именно то, что до сих пор напрасно искал. Она знает абсолютно точно, чего тебе не хватает.
  2. Уже первая встреча открывает для тебя полностью новый взгляд на вещи.
  3. Мировоззрение группы ошеломляюще просто и объясняет любую проблему.
  4. Трудно составить точную характеристику группы. Ты не должен размышлять или проверять. Твой новые друзья говорят: - Это невозможно объяснить, ты должен пережить это — пойдем сейчас с нами в наш Центр”.
  5. У группы есть учитель, медиум, вождь или гуру. Только он знает всю истину.
  6. Учение группы считается единственно настоящим, вечно истинным знанием. Традиционная наука, рациональное мышление, разум отвергаются, поскольку они негативные, сатанинские, непросвещенные.
  7. Критика со стороны не принадлежащих к группе считается доказательством ее правоты.
  8. Мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его.
  9. Твоя группа — это элита. Остальное человечество тяжело больно и глубоко потеряно: ведь оно не сотрудничаете группой или не позволяет ей спасать себя.
  10. Ты должен немедленно стать членом группы.
  11. Группа отграничивает себя от остального мира, например одеждой, пищей, особым языком, четкой регламентацией межличностных отношений.
  12. Группа желает, чтобы ты разорвал свои “старые” отношения, так как они препятствуют твоему развитию.
  13. Твои сексуальные отношения регламентируются извне. Например, руководство подбирает партнеров, предписывает групповой секс или, наоборот, полное воздержание.
  14. Группа наполняет все твое время заданиями: продажей книг или газет, вербовкой новых членов, посещением курсов, медитациями.
  15. Очень сложно остаться од ному, кто-то из группы всегда рядом с тобой.
  16. Если ты начинаешь сомневаться, если обещанный успех не приходит до виноват всегда окажешься сам, поскольку ты якобы недостаточно много работаешь над собой или слишком слабо веришь.
  17. Группа требует абсолютного и беспрекословного соблюдения своих правил и дисциплины, поскольку это единственный путь к спасению.

Листовка заканчивается предупреждением: “Если хотя бы один признак кажется тебе знакомым, БУДЬ ОСТОРОЖЕН!”

Антисектантские организации и центры помощи жертвам тоталитарных сект

Литература

Использованные материалы

[1] Цитируется по 1. Раздел 1, гл. 3, часть 2

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Религия сегодня рассматривается как эффективное орудие в деле преобразования мира. Именно об этом свидетельствует необычайная активность иностранных держав в распространении новых религиозных течений в нашей стране и их прямое вмешательство в жизнь России.

Секты — это не новое явление. Сколько существовало человечество, столько существовали и секты, состоящие из групп фанатиков, следующих за неким харизматическим лидером.

Наша страна традиционно многоконфессиональна; всю ее историю люди, исповедующие различные религии, жили бок о бок друг с другом, с уважением относясь к праву соседа веровать по-своему, свободно и сознательно выбирать свои религиозные убеждения. Но именно этого права стремятся лишить человека тоталитарные секты. Они превращают ничего не подозревающих людей
в рабов. Опыт показывает, что людям, попавшим в секту, будет нанесен серьезный вред. Разрушатся семьи, будет подорвано здоровье, деньги
и собственность будут потеряны и в конце концов, когда человек все-таки покинет секту, перед ним встанет проблема вновь научиться самостоятельной жизни, которую он далеко не всегда в состоянии решить.

Деятельность тоталитарных сект нарушает ряд международных актов и законов РФ. Все противозаконные действия несут в себе уголовную ответственность. Значит, государство не спит, а пытается предотвратить трагедию, крепко связанную с деятельностью сект.

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_office_word.docx 30.2 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние тоталитарных сект
на современное российское общество

Религия сегодня рассматривается как эффективное орудие в деле преобразования мира. Именно об этом свидетельствует необычайная активность иностранных держав в распространении новых религиозных течений в нашей стране и их прямое вмешательство в жизнь России. Их деятельность направлена не на защиту россиян от духовной агрессии сект, а на отстаивание интересов своих зарубежных покровителей. Новые культы используют все новейшие средства распространения своих учений, считают себя выразителями современности, используя также современные средства психологического воздействия.

Все это приводит к тому, что по-прежнему жертвами тоталитарных сект становятся отдельные россияне, рушатся семьи, страдает общество. Практика неопровержимо свидетельствует, что выход из сект чрезвычайно затруднителен, реабилитационный период затягивается на очень длительное время, отдаленные последствия пребывания в секте продолжают сказываться годами. Вот почему необходимо сделать все возможное для того, чтобы предотвратить вовлечение молодежи в секту. Для этого следует вооружить каждого хотя бы минимумом сведений, позволяющих противостоять напору сектантских миссионеров.

Напротив, религиозные секты могут оказывать культурообразующее влияние на традиции народов, сами постепенно превращаясь в мощные религиозные позитивные движения. Примером здесь может служить протестантство.

Тоталитарные секты — это авторитарные идеократические группы, которые манипулируют своими членами и эксплуатируют их, нередко причиняя им психологический, финансовый и физический вред. Руководители тоталитарных сект скрывают свои цели под религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-позна-вательными, культурологическими и иными масками. Криминальный характер таких организаций хорошо замаскирован, но тем не менее он проявляется в виде различных громких инцидентов.

Тоталитарные секты прибегают к различным способам контроля над сторонами жизни и личности адептов. Методы манипулирования людьми могут быть чрезвычайно эффективными и приводить к состоянию стойкой зависимости от манипуляторов. Эти методы базируются на двух основных принципах:

  1. Внезапные, резкие перемены среды могут сделать человека особенно восприимчивым к внешнему влиянию и способствовать резким
    и глубоким переменам его мироощущения, системы ценностей и веры.
  2. Если вы можете заставить человека вести себя так, как вы хотите, вы можете его и заставить его поверить в то, во что вы хотите.

Группа может долгое время контролировать своих членов, используя
с этой целью следующие приемы:

В результате совокупного действия приведенных приемов контроля над каждым членом тоталитарной секты происходит подавление подлинной личности и замещение ее набором поведенческих, речевых, эмоциональных и мыслительных штампов.

При полной ориентации на лидера подчиненные члены тоталитарной секты подражают ему во всем. Если же глава секты имеет криминальные или извращенческие наклонности, то срабатывает механизм психологической индукции, своеобразного заражения сектантов пороками и психическими патологиями основателя. Для тоталитарных групп характерно отношение к человеку как к инструменту или средству для достижения идеологических, меркантильных или патологических целей лидера; для здоровых, конструктивных религиозных и общественных организаций каждая личность является целью, но не средством.

Это ваш долг, омыть кровью своей

грехи нечестивого человечества.

Вполне соответствует этому заключению мнение доктора медицинских наук, профессора, главного специалиста НИИ МВД России Л. Гримака: «Руководители „Белого Братства“ стали в непримиримую оппозицию к традиционным формам религии и органам власти, ведут неприкрытую и жесткую охоту за душами верующих в молодежной среде. Применение в отношении завербованных в секту людей недозволенных методов психологической обработки приводит к провоцированию психических заболеваний, к разрушению молодых семей, к уходу несовершеннолетних из дома. Посредством гипнопрограммирования, кодирования
и иных воздействии они попадают в жесткую психологическую зависимость от своих руководителей. «

Секты — это не новое явление. Сколько существовало человечество, столько существовали и секты, состоящие из групп фанатиков, следующих за неким харизматическим лидером. Но в XX в. у них появилось нечто новое; систематическое использование современных психологических наработок, направленных на подавление воли человека и контролирование его мыслей, чувств и поведения. Наша страна традиционно многоконфессиональна; всю ее историю люди, исповедующие различные религии, жили бок о бок друг с другом, с уважением относясь к праву соседа веровать по-своему, свободно и сознательно выбирать свои религиозные убеждения. Но именно этого права стремятся лишить человека тоталитарные секты. Они превращают ничего не подозревающих людей
в рабов. Опыт показывает, что людям, попавшим в секту, будет нанесен серьезный вред. Разрушатся семьи, будет подорвано здоровье, деньги
и собственность будут потеряны и в конце концов, когда человек все-таки покинет секту, перед ним встанет проблема вновь научиться самостоятельной жизни, которую он далеко не всегда в состоянии решить.

Деятельность тоталитарных сект нарушает ряд международных актов и законов РФ. Все противозаконные действия несут в себе уголовную ответственность. Значит, государство не спит, а пытается предотвратить трагедию, крепко связанную с деятельностью сект.

1. Атеистический словарь / А. И. Абдусамедов., Р.М. Алейник, Б. А. Алиева
[и др.]; под общ. ред. М. П. Новикова. 2-е изд., испр. и доп. М., 1985. С. 400—403.

2. Ислам: Словарь атеиста / А. В. Авксентьев, О. Ф. Акимушкин, Г. Б. Акиниязов [и др.]; под общ. ред. М. Б. Пиотровского, С. М. Прозорова. М.: Политиздат, 1998. С.159—160.

3. Карманный словарь атеиста / Ю. А. Бахныкин, М. С. Беленький, А. В. Белов [и др.]; под ред. М. П. Новикова. 5-е изд. М., 1986. С. 208—210.

4. Как защитить себя и своих близких от тоталитарных сект / А. Дворкин
[и др.]; под ред. священника Л. Семенова и диакона М. Плотникова. М., 2006.
С. 8—29; 48—57; 93—101; 112—130.


Лекции


Лабораторные


Справочники


Эссе


Вопросы


Стандарты


Программы


Дипломные


Курсовые


Помогалки


Графические

Доступные файлы (1):

n1.docx

Выполнил : студент (ка)____курса ОЗО

факультет _________, группа_________

Краснодар 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………….……..…. 2

Глава 1. Идейные предпосылки возникновения тоталитарных сект

1.1. Понятие тоталитарная секта. Определение……………….……………. 3

1.2. Отличие тоталитарных сект от религиозных движений……………..…..5

1.3. Манипуляции, используемые в тоталитарных культах……. ……5

1.4. Риск возникновения психического расстройства………………………. 7

1.5. Оказание помощи при психическом расстройстве………………….…. 9

Глава 2. Возникновение тоталитарных сект в Российской Федерации

2.1. Возникновение тоталитарных сект в Российской Федерации………….10

2.2. Классификация тоталитарных сект в Российской Федерации…………11

2.3. Законы по борьбе с тоталитарными сектами в Росси……. ……….….12

Список использованной литературы…………………………………..…. 18

Московский Комитет по спасению молодежи от псевдорелигий и тоталитарных сект как общественная организация был создан в 1993 г. родителями и родственниками тех, кто попал в тоталитарные секты. Это была доселе незнакомая проблема для нашего общества. Нравственные устои общества надломились, рухнули прежние догмы и образовался духовный вакуум, человек почувствовал себя одиноким и потерянным.

Приезжие миссионеры обладали большими материальными средствами, жесткой организацией и отшлифованными методами работы. Им удалось установить контакты с правительственными кругами, что позволило получить поддержку и на более низких уровнях власти, успешно внедриться в общество.

Появление тоталитарных сект – явление социальное, фиксирующее нестабильность в обществе. Возникает оно, когда официальная религия не в силах разрешить душевные конфликты человека. Основатели сект, особенно базирующихся на мировых религиях, подчеркивают несоответствия в толковании святых книг и предлагают собственные пути.

1.1. Понятие тоталитарная секта. Определение

1.2. Отличие тоталитарных сект от религиозных движений


  1. является группой или движением;

  2. демонстрирует чрезмерную преданность какой-либо личности, идее, вещи;

  3. использует реформирующую мышление программу, чтобы убеждать, контролировать и подготавливать к жизни в коллективе членов (т. е. интегрировать их в групповую уникальную модель отношений, верований, ценностей и практики);

  4. систематически стимулирует состояние психологической зависимости у членов;

  5. эксплуатирует членов для достижения успехов в целях лидеров;

  6. причиняет психологический вред членам, их семьям и обществу.

1.3. Манипуляции, используемые в тоталитарных культах

Культовые манипуляции, приводящие к изменениям в системе мышления, были впервые описаны Р.Лифтоном. Они основаны на естественных потребностях человека быть связанными с другими людьми, принадлежать к какой-либо социальной среде (группе), получать социальное вознаграждение.

В исследованиях, проведенных Ф.В.Кондратьевым, установлено, что наибольшей подверженностью прозелитизму новых культов отличаются лица, имеющие психотравмирующие проблемы, находящиеся в постстрессовом состоянии, в состоянии декомпенсации, с латентной психопатологией. Если устанавливается факт добровольного присоединения к культовому образованию и у адепта не отмечается каких-либо психопатологических расстройств, то какое-либо психиатрическое вмешательство недопустимо при всей ненормативности нового поведения адепта.

Предрасположенность к психическим расстройствам в результате культовой травмы следует рассматривать во внутриличностном, межличностном и надличностном контекстах.

Внутриличностный контекст. Предрасполагающими факторами психических расстройств являются такие свойства личности, как повышенная внушаемость, ведомость, пассивность, склонность к магическому мышлению. Повышенная внушаемость является пре-ципитирующим (т. е. ускоряющим, подталкивающим) фактором для формирования диссоциативных психических расстройств, особенно при чрезмерных психофизических нагрузках.

Надличностный контекст. Включает социокультуральные изменения, которые стали происходить в России с конца 1980-х гг. Резкий слом устоявшегося атеистического менталитета homo soveticus привел к непривычной для него идеологической дезориентации, пробил брешь в догматически-материалистическом мировоззрении, оживил потенциальный интерес к духовным ценностям. Для многих крушение старого мировоззрения уже было стрессовым обстоятельством и предпосылкой развития тех расстройств психики, которые предрасполагают к восприятию неокультовых учений.

Нередко в секту вовлекаются больные с инициальными проявлениями шизофрении, стремящиеся преодолеть нарастающее чувство отгороженности. В этих случаях культовые воздействия провоцируют и утяжеляют течение заболевания.

Нарушения личности. Синдром зависимости (DDD-синдром). Аббревиатуру термина составляют три английских слова — deception — обман, dependency — зависимость и dread — страх.

1) в характерной для адептов потере собственной воли и интеллектуальной критичности к культовому учению,

2) в принятии жизненных решений только после совета и с разрешения старшего по культу,

3) в полной и неадекватной податливости лидеру,

4) в чувстве неудобства или беспомощности в одиночестве из-за чрезмерного страха,

5) в страхе быть покинутым лицом, с которым установлена тесная связь. Синдром зависимости является начальным нарушением психики, вслед за которым возможно развитие более тяжелых психических расстройств, вплоть до психозов с агрессивным поведением или суицидальными действиями.
1.5. Оказание помощи при психическом расстройстве

Согласно Законодательству РФ в области психиатрии, психиатрическая помощь может оказываться при согласии адепта (экс-культиста) на лечение. При возникновении в период пребывания в секте психотических состояний, представляющих опасность для самого адепта и для окружающих, или если фиксируется состояние, при котором неоказание психиатрической помощи ведет к дальнейшему утяжелению заболевания, принимается решение о недобровольной госпитализации. Особые трудности представляет психологическое консультирование экс-адептов в период выхода из культа. Здесь особый интерес представляет Вел-лспрингская программа лечения.

Цель Веллспрингской программы заключается в оказании помощи бывшим членам культа в возвращении к нормальной жизни, свободной от вредоносных влияний их культового опыта (фальшивое чувство вины, депрессия, тревога, страх, смущение, гнев). Сердцевина Веллспрингской программы состоит из психологического консультирования и учебных занятий по культовой динамике и спорным религиозным и духовным вопросам. К каждому индивиду относятся как к человеку с уникальной комбинацией потребностей и характерных черт, включая слабые и сильные стороны.

Образование новых сект, культов, религиозных учений, которые относили к еретическим, идет с древнейших времен и по наши дни. Это – реакция общества как на усиление роли религии в государстве, так и на ее ослабление.

2.1. Возникновение тоталитарных сект в Российской Федерации

В начале 1990-х годов в России появилось большое количество новых для страны религиозных организаций и групп. За рубежом с таким явлением в 1960-е годы столкнулись США, а затем страны Западной Европы. На Западе новые религиозные движения вначале воспринимались настороженно, но за последние двадцать лет отношение к ним заметно улучшилось. В России религиозные новообразования появлялись и распространялись в основном в результате усилий иностранных миссионеров, а некоторые неорелигиозные объединения зародились и на российской почве.
2.2. Классификация тоталитарных сект в Российской Федерации

Секты, действующие сейчас в России, можно классифицировать следующим образом:

1. Конфессии, или секты, являющиеся относительно традиционными для России - католики, баптисты, адвентисты, лютеране и др.

2. Тоталитарные секты псевдобиблейской ориентации - "Церковь Христа", "Новоапостольская церковь", харизматические движения.

3. Секты, претендующие на обладание новым "откровением" - "мормоны" (или "Церковь Иисуса Христа святых последних дней"), иеговисты, "Белое братство", "Богородичный центр", движение Муна (или "Церковь объединения"), Аум Сенрике, "Церковь последнего Завета" лжехриста Виссариона и др.

4. Учения и секты, имеющие оккультный характер, ставящие своей задачей развитие в человеке паранормальных и экстрасенсорных способностей: целители и колдуны, восточные культы - кришнаизм, йогическая практика, трансцендентальная медитация, неоведантизм, теософия, антропософия, "живая этика Рерихов", секта сайентологии Рона Хаббарда (центр "Дианетики"), астрология, неоязыческий центр "Ювенир" и др.

5. Сатанинские культы, носящие изуверский характер и опирающиеся в основном на молодежь. В такие группы молодых людей толкают юношеский нигилизм, отрицание авторитета родителей и Бога, жажда безнаказанности. Вербовка в них осуществляется на различных молодежных сборищах, где ребят привлекают оккультными фокусами или наркотиками. Иногда сатанисты прячутся под вывесками философских или культурных обществ. Подростков соблазняют обещанием чудесной силы, полной свободы, обогащением сексуального опыта. Девиз - "делай все, что хочешь, ты имеешь право на все и можешь убить тех, кто посягает на твои права". Все моральные преграды сознательно нарушаются, безнравственность возводится в принцип, сила и безжалостность - в культ.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановлением от 16.11.2006 г. № 55 внес на рассмотрение Государственной Думы проект Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в котором определил споры о прекращении деятельности организаций и религиозных объединений, угрожающих жизни и здоровью граждан, как направление, которое требует специального процессуального регулирования. В проекте Кодекса предусмотрены процедуры быстрого и жёсткого пресечения деятельности террористических организаций и тоталитарных сект.

Сказано, что «Настоящим Федеральным законом в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.

Статья 10. Приостановление деятельности общественного или религиозного объединения

Перечень религиозных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также перечень религиозных организаций, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности, — ведёт и публикует Министерство юстиции Российской Федерации.

Однако, этого не достаточно. Как отметил Сергей Морозов (губернатор Ульяновской области), одной из причин возникновения межнациональных и межконфессиональных проблем в стране является отсутствие государственного и общественного контроля за религиозными организациями и нетрадиционными молодежными объединениями. По мнению губернатора, решением этой проблемы может стать создание на федеральном уровне единой Концепции развития государственно-конфессиональных отношений. Этот документ должен четко определить основные принципы и направления взаимодействия между органами государственной власти и традиционными конфессиями, обозначить интересы и позицию государства.

Тоталитарные секты прибегают к обману, умолчаниям и навязчивой пропаганде для привлечения новых членов, используют цензуру информации, поступающей к их членам, прибегают и к другим неэтичным способам контроля над личностью, к психологическому давлению, запугиванию и прочим формам удержания членов в организации. Таким образом, тоталитарные секты нарушают право человека на свободный информированный выбор мировоззрения и образа жизни.

В обществе, в котором действует множество сект, умирает культура и прогрессирует страшная духовная болезнь - неспособность к различению добра и зла, истины и лжи. Вследствие, отрыва от общей культуры, понятия добра и зла становятся специфическими, не общепринятыми, что отделяет людей от общества. Такое общество лишается жизненных сил, коренящихся в религиозно-нравственной области, делается неспособным конструктивно решать свои проблемы и становится пассивным объектом влияния чужой, внешней воли.

Любая секта - это организация, руководство которой хочет получить неограниченную власть, влияние и деньги. Маски тут самые разные - философские, религиозные, психологические. Секта может прикинуться благотворительным комитетом, университетом, курсами английского языка или психологическим тренингом. Вся деятельность секты направлена на то, чтобы человек перестал думать, слепо и беспрекословно веря (в систему, Наставнику). Тогда тобой можно вертеть как угодно.

Сегодня человеку предлагается широкий выбор различных духовных учений и практик от католицизма до учений самых одиозных и изуверских сект. Но чтобы сориентироваться в этом видимом многообразии духовных и псевдодуховных течений необходимо знать критерий, по которому можно отличать истинную духовность от ложной.

Активной сферой противодействия деструктивным культам должно быть образование и просвещение, все остальные институциональные формы социализации, а также система коммуникации и информирования, т. е. СМИ - средства массовой информации (телевидение, радио, Интернет, печать). Теоретическая и практическая психология должны дать ясную и обоснованную систему критериев деструктивности, разработать инструменты и технологии профилактики, терапии и реабилитации культовой травмы.

Бывшие культисты, их семьи и друзья нередко борются на индивидуальном, частном уровне с богатыми, мощными, многонациональными деструктивными группами, обладающими могучим влиянием в самых высоких кругах. Теперь, получив поддержку в виде новых технологий, гигант становится еще больше. Контроль сознания привел к новому виду империалистической власти - покорению народов не только ради физических и природных ресурсов их стран, но и ради контроля над их умами. В новом тысячелетии настоятельно необходимо, чтобы все объединили свои усилия для защиты самых драгоценных человеческих ресурсов - нашего сознания.

Я за то, чтобы каждый человек хорошо понимал, что может стоять за теми или иными посулами и сам делал свой выбор, без принуждения и обмана, и не рвя в ослеплении связи со своими близкими ради этих посулов. Ведь именно через близких и доверенных (доверенные не только люди, но и все, что было авторитетом) и осуществляется непосредственно вся связь членов общества.

Читайте также: