Факторы влияющие на психическое здоровье студентов доклад

Обновлено: 05.07.2024

Согласно гипотезе нашего исследования – предполагается, что с появлением новой инфекции COVID-19 у студентов наблюдается расстройство психического здоровья, а именно изменение типа эмоциональной реакции и появление депрессивных состояний. Исследование проводилось при помощи 2-х методик: диагностика типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В.В. Бойко и дифференциальная диагностика депрессивных состояний Зунге. Участниками исследования стали студенты различных ВУЗов города Пермь. В результате было определено, что появление новой коронавирусной инфекции никак не повлияло на психическое и психологическое здоровье студентов.

Психическое и психологическое здоровье – главные компоненты здоровья. Благодаря данным компонентам здоровья, человек реализует свои возможности, противостоит стрессам и трудностям в жизни, вносит свой вклад в развитие общества и продуктивно работает.

Выделяют несколько показателей психического здоровья. К ним относятся: память, характер, эмоции, мышление, темперамент.

Множество различных факторов могут вызвать расстройство психического здоровья. Данные факторы условно разделяют на экзогенные, или внешние, и эндогенные – внутренние факторы. К внешним факторам относят инфекции, гипоксии, механические травмы мозга, психические травмы, истощение и так далее. К внутренним факторам можно отнести нарушения обмена веществ, функции эндокринных желез, аутоинтоксикации, генетический дефект.

Появление новой инфекции COVID-19 относится к внешним факторам, которые могут привести к расстройству психического здоровья.

Coronaviridae (COVID-19) – это большое семейство РНК-содержащих вирусов. Инфицирует как человека, так и животных. У человека вызывают ряд заболеваний – от легких форм острой респираторной инфекции (ОРВИ) до тяжелого острого респираторного синдрома (ТОРС или SARS).

Таким образом, целью данного исследования является выявления проблем психического и психологического здоровья студентов в условиях пандемии Covid-19.

Нами было исследовано психоэмоциональное состояние 84 студентов разных курсов различных высших образовательных организаций города Перми. Оценка данного показателя проводилась с помощью методики дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге. Данный опросник позволяет выявить состояние легкой депрессии ситуативного или невротического генеза, субдепрессивное состояние и истинное депрессивное состояние.

Также мы использовали методику диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В. В. Бойко, с помощью которой мы смогли определить доминирующий тип эмоциональной реакции каждого из студентов.

В дополнение к данным методикам были предложены такие вопросы, как работал ли опрашиваемый с больными Covid-19, болел ли сам Covid-19 и болели ли его близкие, чтобы понять, существует ли зависимость между психоэмоциональным состоянием студента и данными неблагоприятными факторами, обусловленными пандемией.

Результаты исследования таковы: у 16,6% обнаружено состояние легкой депрессии ситуативного или невротического генеза, у 83,4% диагностировано состояние без депрессии (рис. 1). При этом, зависимости наличия депрессии от таких факторов, как работа с больными Covid-19, студент или его близкие болели Covid-19, не обнаружено (рис. 2). Практически равные показатели наличия легкой депрессии среди студентов младших (1, 2, 3) и старших (4, 5, 6) курсов – 15% от общего числа студентов младших курсов и 17,6% от общего числа студентов старших курсов соответственно (рис. 3).

Рис. 1. Психическое состояние студентов

Рис. 2. Психическое состояние студентов и факторы окружающей среды

Рис. 3. Сравнение наличия депрессивного состояние между студентами старших и младших курсов

У испытуемых преобладают эйфорический и рефрактерный типы реагирования на внешние стимулы и свойственны 45% студентов каждый. На долю дисфорического типа пришлось 1,2% опрошенных. Для 8,3% студентов оказался характерным эйфорически-рефрактерный тип реакции (рис. 4). Зависимости наличия депрессии от типа реагирования на внешние стимулы не обнаружено: у 42,8 % опрашиваемых с обнаруженной депрессией рефракторный тип реакции, у 50% – эйфорический тип реакции, у 7,2 % – эйфорически-рефрактерный тип (рис. 5). Среди студентов младших курсов (1, 2, 3) преобладает рефрактерный тип реагирования (51%), среди студентов старших курсов (4, 5, 6) преобладает эйфорический тип реагирования (49%) (рис. 6).

Рис. 4. Типы реагирования на внешние стимулы среди студентов

Рис. 5. Тип реагирования на внешние стимулы у студентов с легкой степенью депрессии

Рис. 6. Разница между типами реагирования среди студентов младших и старших курсов

На основе результатов проводимого исследования можно сделать выводы, что ситуация, связанная с Covid-19, не отразилась на психическом здоровье студентов. Мы не можем утверждать, что тот невысокий процент студентов, имеющих легкую депрессию ситуативного генеза, является следствием влияния на них пандемии, так как мы не обнаружили зависимости между психоэмоциональным состоянием студентов и неблагоприятными факторами, обусловленными пандемией.

Депрессия – это неспецифическая реакция организма на стресс. Студенческая жизнь полна чрезвычайных и стрессогенных ситуаций, поэтому студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение, прежде всего это, конечно же, экзаменационный стресс. Так как во время пандемии все учебные заведения были переведены на дистанционное обучение, экзамены проходили в форме тестирования. Характер стрессовых реакций студентов зависит от формы экзамена. Тестовый экзамен дает менее выраженный стресс, чем традиционный устный [2, с. 85], что и показывают результаты нашего исследования.

Очень часто стрессом для студентов младших курсов становится разлука с близкими. Однако, формат дистанционного обучения позволил многим студентам усваивать учебный материал дома, что уменьшило возможность возникновения депрессии.


ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ И УСЛОВИЯ ЕГО СОХРАНЕНИЯ В ВУЗЕ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На психическое состояние студентов большое влияние оказывают такие стрессогенные факторы как постоянные рейтинги, экзамены, периоды социальной адаптации, необходимость личностного самоопределения в будущей профессиональной среде и др. Переживаемыt стрессs составляют серьезную угрозу психическому здоровью молодых людей [1]. В юношеском возрасте личностные ресурсы кажутся неисчерпаемыми, а оптимизм по отношению к собственному здоровью преобладает над заботой о нем. Молодым людям в этот период свойственны многообразные эмоциональные переживания [2], а способность к релаксации и отдыху – ограничена в силу убеждений о неисчерпаемости своих физических и психических ресурсов. Период активного вхождения в новую социальную среду сопровождается действиями, направленными на получение признания и высокого статуса в группе студентов-ровесников. При этом используются различные средства, не всегда отвечающие профилактике здоровья (никотин, алкоголь, наркотики). Попытки завоевания своего место среди ровесников часто связаны с рискованным поведением, желанием любой ценой добиться этого признания.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что современная образовательной среде является серьезным фактором риска для здоровья обучающихся [3]. В период острых социально-экономических перемен со всей силой проявляется еще один дополнительный фактор риска по отношению к сохранению психического здоровья - социальная и профессиональная неопределенность будущего специалиста в обществе и необходимость поиска рабочего места, соответствующего уровню образования и подготовки. Рассмотрим условия, от которых зависит психическое здоровье студенческой молодежи.

Пища влияет не только на физическое, но и на психическое здоровье, Избыточное потребление некоторых продуктов может увеличить производство гормонов в организме, которые способствуют гневу и раздражительности во время эмоционального напряжения. Обильное питье воды, наоборот, помогает управлять эмоциями.

Тщательное планирование и перерывы в работе помогут избежать чувства подавленности в последнюю минуту.

Умение управлять своими эмоциями - важный фактор хорошего психического здоровья и показатель эмоционального интеллекта. Необходимо настраивать мышление на позитивное. Для этого нужно прекратить накачивать себя отрицательной информацией, перестать критиковать существующие порядки. Следует активно развивать свои таланты,

Для сохранения и укрепления психического здоровья большое значение имеет здоровый образ жизни. Психическое здоровье формирует оптимистический взгляд на вещи, бодрость духа, уверенность в себе, независимость во взглядах, чувство юмора. Для психического здоровья характерна индивидуальная динамическая совокупность психических свойств, которая позволяет адекватно полу, возрасту, социальному положению познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней и выполнять свои биологические и социальные функции в соответствии с возникшими личными и общественными интересами, потребностями, общепринятой моралью.

Литература:

Кокаева И.Ю. Педагогическая психогигиена / учебное пособие / И. Ю. Кокаева; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Северо-Осетинский гос. пед. ин-т М-ва образования и науки Республики Северная Осетия-Алания". Владикавказ, 2007. С.35.

Кокаева И.Ю. Психоэмоциональное здоровье школьников и условия его сохранения в современной начальной школе / И. Ю. Кокаева; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Северо-Осетинский гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова". Владикавказ, 2009.

Кокаева И.Ю.Развитие регионального образовательного пространства как фактор сохранения и укрепления здоровья младших школьников (на примере республики Северная Осетия-Алания) // диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. Владикавказ, 2011


ПИ № ФС 77-69346

ISSN 2541-9250


Автор: Гилязева Зульфия Ильхамовна, студент
Рубрика: Медицинские науки
Название статьи: Факторы, влияющие на психическое состояние студентов медицинских ВУЗов

Статья просмотрена: 256 раз
Дата публикации: 30.03.2019

УДК 159.9.072.43

ФАКТОРЫ, ВЛИЯ ЮЩИЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Камашева Ольга Витальевна

студентка 4 курса педиатрического факультета

Гилязева Зульфия Ильхамовна

студентка 4 курса педиатрического факультета

Толмачев Денис Анатольевич

кандидат медицинских наук, доцент

Ижевская Государственная Медицинская Академия, г. Ижевск

А аннотация. Изучение личности будущих врачей является актуальной темой, так как раскрытие ключевых параметров личностных качеств позволяет встроить оптимальный путь развития будущих специалистов в зависимости от их личных особенностей. Изучение психических свойств и состояний студентов-медиков является важным в практическом плане, поскольку свойства и состояния влияют на формирование будущей профессиональной деятельности. В данной статье рассматриваются факторы, оказывающие наиболее значительное влияние на состояние соматического и психологического здоровья студентов Ижевской государственной медицинской академии.

Ключевые слова: студенты, психическое здоровье, психологическое состояние, питание, сон, отдых.

Психологическое здоровье – необходимое условие полноценного функционирования человека в социуме, что определяет неразделимость телесного и психического. Психологически здоровый человек – это человек творческий, жизнерадостный, открытый для всего нового, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих людей.

Результаты многих исследований последних лет свидетельствуют о нарастающих нагрузках на нервную систему, психику человека. Информационный объем, убыстрение ритма жизни, негативная динамика межчеловеческих отношений (замкнутость, снижение уровня социальной поддержки, возрастание агрессивных факторов и т.д.) и другие патогенные особенности современной жизни приводят к чрезмерному эмоциональному напряжению представителей различных социальных групп.

Среди них особо стоит выделить категорию студентов. На их психическое состояние, помимо вышеуказанных причин, большое влияние оказывают такие стрессогенные факторы, как постоянные рейтинги, экзамены, периоды социальной адаптации, необходимость личностного самоопределения в будущей профессиональной среде и др. Переживаемые стрессы составляют серьезную угрозу психическому здоровью молодых людей [1]. В юношеском возрасте личностные ресурсы кажутся неисчерпаемыми, а оптимизм по отношению к собственному здоровью преобладает над заботой о нем. Молодым людям в этот период свойственны многообразные эмоциональные переживания [2], а способность к релаксации и отдыху – ограничена в силу убеждений о неисчерпаемости своих физических и психических ресурсов. Период активного вхождения в новую социальную среду сопровождается действиями, направленными на получение признания и высокого статуса в группе студентов-ровесников.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что современная образовательная среда является серьезным фактором риска для здоровья обучающихся [3]. В период острых социально-экономических перемен со всей силой проявляется еще один дополнительный фактор риска по отношению к сохранению психического здоровья – социальная и профессиональная неопределенность будущего специалиста в обществе и необходимость поиска рабочего места, соответствующего уровню образования и подготовки.

Заинтересовавшись проблемой психического здоровья студентов, мы провели исследование и выявили состояние их психического здоровья, а также факторы, влияющие на данный показатель.

Нами было опрошено 1000 человек – студентов медицинских ВУЗов. Исследование проводилось на различных факультетах: на педиатрическом факультете было опрошено 282 человека, на лечебном – 599, на стоматологическом – 119.

По гендерному составу контингент исследуемых был представлен следующим образом: мужчины (19,0%) и женщины (81,0%). Разброс по возрасту был очень широким: в возрастной категории 17-19 лет оказалось (34,0%), 20-22 (51,0%), 23-25 (14,0%), 26 и более (1,0%). Среди них на первом курсе обучаются 17,0%, на втором – 19,0%, на третьем – 20,0%, на четвертом –19,0%, на пятом –15,0%, на шестом – 11,0%.

В нашем исследовании мы решили акцентировать внимание на факторах, которые, по нашему мнению, оказывают наибольшее влияние на состояние как соматического, так и психического здоровья студентов. Рассматривались такие показатели, как питание, отдых, организация свободного времени, социальные отношения.

Как известно, пища влияет не только на физическое, но и на психическое здоровье. Избыточное потребление некоторых продуктов может увеличить производство гормонов в организме, которые способствуют гневу и раздражительности во время эмоционального напряжения. Обильное питье воды, наоборот, помогает управлять эмоциями.

Питание оценивали по следующим параметрам: характер пищи (мясные, молочные, мучные продукты, овощи и фрукты, кофе, газированные напитки, фаст-фуд ) и частота приема вышеперечисленных продуктов (ежедневно, несколько раз в неделю/месяц, реже), количество выпитой жидкости в сутки. Оказалось, что мясные продукты ежедневно употребляют 52 ,0 % опрошенных; молочные продукты – 35 ,0 %; овощи/фрукты – 45 ,0 %; мучные изделия – 57 ,0 %; кофе – 36 ,0 %; газированные напитки/ фаст-фуд – 12 ,0 %.

Социальные факторы являются одними из наиболее важных компонентов окружающей человека среды. Взаимодействие социальных факторов с биологическими и психологическими особенностями индивидуума определяет ту или иную степень психического здоровья [5 ,6 ]. Социальный фактор мы оценивали по качеству отношений с одногруппниками . Так, 42 ,0 % респондентов считают, что их группа дружная, а 5 ,0 % отмечают, что им некомфортно в своей группе.

В ходе исследования оценили частоту встречаемости факторов, влияющих на здоровье. Так, питание студентов можно оценить как сбалансированное. Сон у большинства полноценный. Свободное время опрошенные проводят за чтением литературы и просмотром фильмов, лишь малая часть занимается спортом. Большинство респондентов удовлетворены отношениями с одногруппниками .

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Яцковская Л.Н., Мартиросова Т.А.

Психическая составляющая здоровья главный фактор, определяющий качество нашей жизни. От него в значительной степени зависит личное счастье, профессиональный успех, взаимоотношение в группе и все аспекты физического компонента здоровья.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Яцковская Л.Н., Мартиросова Т.А.

Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты проблемы здоровья и здорового образа жизни на современном этапе развития общества (концептуальный и прикладные подходы)

FACTORS OF MENTAL HEALTH THE STUDENTS OF THE UNIVERSITY

Mental health component is the main factor that determines the quality of our life. Significantly depends on personal happiness, professional success, relationship in the Group and all aspects of physical health component.

ФАКТОРЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

Яцковская Л.Н., Мартиросова Т.А.

Сибирский государственный технологический Университет

г. Красноярск, Россия

FACTORS OF MENTAL HEALTHTHE STUDENTS OF THE UNIVERSITY

Yatskovskaya L. N., Martirosova T. A.

Siberian state technological University Krasnoyarsk, Russia

Аннотация. Психическая составляющая здоровья - главный фактор, определяющий качество нашей жизни. От него в значительной степени зависит личное счастье, профессиональный успех, взаимоотношение в группе и все аспекты физического компонента здоровья.

Annotation. Mental health component is the main factor that determines the quality of our life. Significantly depends on personal happiness, professional success, relationship in the Group and all aspects of physical health component.

Ключевые слова. Cаморегуляция, целеполагание и целедостижение, копинг, атрибуционный, здоровьесберегающий.

Keywords. Self-regulation, goal setting and aldosterone, coping, attributional, health.

Психическое здоровье охватывает все эмоциональные и интеллектуальные реакции. Восприятие, память, мысли, мотивации, эмоции, сновидения и верования - это входит в понятие психического здоровья.

В литературе по психологии здоровья среди факторов, влияющих на здоровье, выделяют три основные группы:

I группа. Независимые факторы, которые показывают наиболее сильные корреляции с состоянием здоровья.

II группа - передающие факторы - представляют собой виды специфического поведения, которые осуществляются индивидом как реакция на воздействие различных стрессоров. В эту группу входят: а) совладание (копинг) с проблемами разного уровня (переживания и трансформация внешних ситуаций и внутренних конфликтов, саморегуляция, целеполагание и целедостижение).

С помощью эффективных копинг - стратегий индивид может оказывать влияние на гормональный уровень, изменения в соматике, работу иммунной системы; б) употребление и злоупотребление веществами (пищевыми продуктами, лекарствами, алкоголем,

никатином и т.п.); в) виды поведения, способствующие здоровью (физическая и умственная активность, выбор экологической среды, самосохранительное поведение в целом, как часть образа жизни, при котором индивид способен предвидеть проблему, мобилизовать ресурсы и проявить профилактическую активность); г) соблюдение правил по поддержанию здоровья и приверженность им (добровольные усилия, направленные на профилактику и лечение болезней).

III группа факторов - мотиваторы. К ним относят стрессоры (функция ключевого стимула, актуализирующего появление других факторов, прежде всего передающих, т.е. включающего механизмы копинга) и существование в болезни (атрибуционный и информационный поиск, потенциальная дистрофия и озабоченность своим состоянием, социальное сравнение, отрицание и принятие болезни). Независимые факторы могут влиять на состояние здоровья непосредственно или через группу передающих факторов. Под влияние мотиваторов запускаются в действие разнообразные индивидуальные механизмы совладания, которые могут использовать ресурсы независимых факторов.

Данная схема может быть использована при анализе и создании новых лечебных и профилактических программ по формированию разнообразных моделей здорового образа жизни. Укрепление психического здоровья - задача каждого человека в любом возрасте, особенно для студенчества. Решение этой задачи невозможно без глубокого знания сущности психики человека, индивидуальных особенностей ее организации, понимания ценности каждой индивидуальности, ее уникальности. Поэтому необходимо учиться и на основе соответствующих знаний формировать навыки управления своим психическим состоянием, укрепление здоровья, раскрытия резервных возможностей человека.

Речь идет об обучении основам когнитивной деятельности и психотерапии, начиная с отрочества и юности. К когнитивным факторам относят: представления о здоровье и болезни, о норме и патологии; различные модели веры в лечение; уровень контроля и влияния на жизненные обстоятельства; восприятие риска и уязвимости, ценности и установки, связанные со здоровьем. Исследование данных факторов происходят в русле эволюции базисных представлений о поляризации единства между сомой и психикой, биологическим и социальным, индивидуальным и средовым. Все большее значение приобретают многофакторный подход к этиологии заболеваний.

В связи с этим валеологическое образование должно стать сердцем и специального педагогического образования. Современный преподаватель должен быть валеологом, использующим свои знания и организующим здоровьесберегающую образовательную среду, способствующую гармоничному развитию студента.

Необходимым условием такой среды должна стать в первую очередь гармония отношений преподаватель-студент и студент-студент. Огромную роль в формировании психического здоровья может и должна играть культивация положительных эмоций, активное насыщение себя и окружающих ими.

Состояние эмоций обусловливает базу психического здоровья. Эти эмоции способствуют выработке в мозгу человека естественных внутренних стимуляторов - эндорфинов, обладающих обезболивающим действием и вызывающих чувства радости, счастья и устойчивый интерес к жизни. Поскольку эмоции влияют на функции организма, эмоциональное благополучие имеет прямое отношение к физическому здоровью.

1. Вайнер, Э. Н. Валеология: учебник для вузов / Э. Н. Вайнер.-Москва: Флинта: Наука, 2001.- 416 с.

3. Абаскалова, Н. П. Здоровью необходимо учить / Н. П. Абаскалова // Педагогические и медицинские проблемы валеологии : сб. трудов междунар. конф. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999, - С. 9-11.

7.Брехман, И. И. Валеология - наука о здоровье / И. И. Брехман. - 2-е изд. - Москва: ФиС,1990. - 208 с.

8.Быховская, И. М. Здоровье как практическая аксиология тела / И. М. Быховская // Мир психологии. - 2000. - № 1. - С. 82 - 89.

Шабарина Ирина Юрьевна


Черемховский медицинский техникум

Проблема психологического здоровья человека, условий его гармонизации относится к числу актуальных социально-психологических проблем. Психологическое здоровье людей является неотъемлемым условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе. В то же время современная социально-психологическая, социально-экономическая ситуация характеризуется ростом напряженности жизни, ее темпа, постоянно увеличивающимся потоком информации, интенсификацией межличностной коммуникации, что определяет проблему психологического здоровья человека как одну из приоритетных в социальной психологии.

Проблема психического здоровья личности рассматривалась и со стороны российских ученых с начала 20 века. Огромная заслуга в постановке проблемы и привлечения к ней внимания широкой общественности принадлежит академику В.М.Бехтереву, который формулирует тему психического здоровья еще в самом начале своей творческой деятельности. Основные мысли В.М.Бехтерева относительно условий формирования здоровой личности и главенствующей роли социального начала в жизнедеятельности человека значительно опередили во времени близкие по смыслу рассуждения в современной гуманистической психологии.

Психологическое здоровье - необходимое условие полноценного функционирования человека в социуме, что определяет неразделимость телесного и психического. Психологически здоровый человек - это человек творческий, жизнерадостный, открытый для всего нового, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь, прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии, и способствует развитию других людей. Понимая, что его жизнь может быть не совсем легкой, он должен научиться легко, адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни. Кроме того, он должен уметь находиться в ситуации неопределенности.

Таким образом, можно сделать вывод, что главным для психологически здорового человека является гармония или баланс. Это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими, гармония между окружающими людьми и человеком, с природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс.

Психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение будущей жизненной задачи. Жизненную задачу при этом можно рассматривать как то, что необходимо сделать для окружающих именно конкретному человеку с его способностями и индивидуальными возможностями.

Результаты многих исследований последних лет свидетельствуют о нарастающих нагрузках на нервную систему, психику человека. Информационный объем, убыстрение ритма жизни, негативная динамика межчеловеческих отношений (замкнутость, снижение уровня социальной поддержки, возрастание агрессивных факторов и т.д.) и другие патогенные особенности современной жизни приводят к чрезмерному эмоциональному напряжению не только взрослых людей, но и детей. Эксперты Всемирной Организации Здоровья отмечают заметное распространение нервно-психических расстройств не только у детей, но и у взрослых, работающих с детьми.

Для определения путей развития психологического здоровья людей необходимо определить само понятие нормы психологического здоровья. Для психологического здоровья норма - это присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и развиваясь самому, содействовать его развитию. Норма - это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения. Альтернатива норме в случае психологического здоровья - отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.

Критерии психологического здоровья рассматриваются во многих работах современных исследователей. В наше время все чаще к определению психологического здоровья предлагается уровневый подход. М.С.Роговин основывает уровни на сохранности функций внешней и внутренней регуляции. Б.С.Братусь выделяет как высший уровень - способность строить адекватные способы смысловых стремлений и особенности нейрофизиологической организации психической деятельности. Мы хотели бы остановиться на точке зрения, излагаемой В.С.Мухиной и ее сотрудниками - О.В.Хухлаевой, Т.Н.Счастной, строившим свою концепцию на положении, что развитие является необратимым процессом, заключающимся в изменении типа взаимодействия с окружающей средой. Эти изменения проходят через все уровни развития психики и сознания, где и формируется качественно иная способность интегрировать и обобщать опыт, получаемый в процессе жизнедеятельности. С этих позиций понимание нормы должно основываться на анализе взаимодействия человека с окружающей средой, что предполагает гармонию между умением человека адаптироваться к среде и умением адаптировать ее в соответствии со своими потребностями. Соотношение между приспособляемостью и приспособлением среды не является простым равновесием, оно зависит не только от конкретной ситуации, но и от возраста человека.

Состояние здоровья студентов привлекает все большее внимание специалистов различных областей медицины. Это обусловлено ролью, которую играет данная социальная группа в обществе. Среди проблем, связанных с охраной здоровья студентов, значительное место занимают нервно-психические расстройства. При сравнении психического здоровья различных групп населения оказалось, что в отношении студенчества эта проблема наиболее актуальна. Напряженный темп жизни и учебы предъявляет повышенные требования к компенсаторным механизмам психики, срыв которых приводит к возникновению стресса, психологическим и социальным конфликтам и, что сегодня особенно актуально, употреблению психоактивных веществ (ПАВ). В этой области проводятся широкие психопатологические, генетические и социально-психологические исследования.

Время обучения совпадает с возрастом наиболее высокого риска манифестации психической патологии, что, возможно, обусловлено не только биологической природой психических заболеваний, но также значительными стрессовыми нагрузками, создающими дополнительные условия для активного проявления до сих пор латентного болезненного процесса. Специфически важное значение для студенческой молодежи имеет, и фактор времени, поскольку учебная дезадаптация даже на относительно недлительный период приводит к неустранимому отставанию от графика обучения и, следовательно, к затяжной дезадаптации вследствие годичного перерыва в учебе (академический отпуск).

Отдел психического здоровья Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) включил в список выдающихся публикаций в области психиатрической эпидемиологии исследование, проведенное в университетах США, признав тем самым важность и актуальность изучения здоровья студентов. Исследователи поставили цель — оценить психические нарушения во время учебы в университете. Выборка состояла из 188 специально отобранных студентов мужского пола, у которых при поступлении в колледж не было обнаружено соматических или психических нарушений. Около 45 лет или до самой смерти за ними наблюдали один раз в два года или ежегодного посредством использования опросника. Как и в большинстве исследований выборок населения, авторы обнаружили общий коэффициент для "принадлежности к случаю заболевания" (20-25%). Наблюдаемая распространенность алкоголизма (14%) и большого депрессивного расстройства (6%) в этой выборке студентов (поступивших в колледж) сходна с коэффициентами их распространенности на протяжении жизни.

По обобщенным литературным данным, основное число расстройств нервно-психического уровня представлено невротическими колебаниями (около 19%), выявляющимися у студентов на первом курсе. На протяжении учебы колебания составляют от 5,8 до 14,8% всех нервно-психических расстройств в зависимости от факультета и курса вуза.

Оценивая распространенность пограничных нервно-психических заболеваний у студентов, отдельные авторы приводят цифру 56,6%. От 51 до 70,5% пациентов с невротическими заболеваниями — это лица в возрасте 19-25 лет. Е. Д. Красик с соавт. (1982) провели анализ заболеваемости студентов в различных многопрофильных вузах. Ими установлено, что распространение пограничных нервно-психических расстройств на технических, медико-биологических, физико-математических и гуманитарных факультетах составило пропорцию 1:1,5:2:6. Различные авторы считают, что наибольший риск возникновения этих заболеваний в изучаемой студенческой популяции приходится на младшие курсы (1 и 2), достигая максимума к 3 курсу. Это связано с трудностями адаптации к новым профессиональным и бытовым условиям. Затем вероятность развития этой патологии снижается, становясь минимальной на 4—6 курсах обучения. Причем в 46,6% случаев заболевание возникало во время экзаменационной сессии, так как она является пиком умственной перегрузки и сильной стрессовой ситуацией. Ведущий синдром невротического расстройства — астенический. Он возникает в результате психогений, связанных с учебной деятельностью студентов, и оказывающих наиболее сильное дезадаптирующее влияние. Отчисления из вузов по поводу пограничных состояний преобладают у студентов первого курса — 6,4% всех больных этого курса. Дезадаптация в целом характеризуется ухудшением успеваемости и ведет к необходимости оформления академических отпусков.

Читайте также: