Эвтаназия в нидерландах доклад

Обновлено: 04.07.2024

Нидерланды были первой страной, которая исключила поддерживаемое врачом самоубийство из числа уголовно наказуемых деяний в послевоенный период. Интересно, что эта страна была оккупирована нацистами во время Второй мировой войны, и голландские врачи в то время активно сопротивлялись нацистским программам убийства.

Декриминализация добровольной эвтаназии началась в 1971, когда мать врача Гиртруды Постмы перенесла мозговое кровоизлияние. Кровоизлияние оставило пожилую женщину частично парализованной, глухой, и с большими нарушениями речи. Чтобы предотвращать падения, ее должны были держать привязанной к креслу в доме инвалидов (частной лечебнице). Согласно Постме, ее мать неоднократно просила о смерти. Наконец, рассказывала Постма, "когда я наблюдала мою мать, человеческую развалину, зависающую в том кресле, я не могла больше это вынести". 150 Постма сначала ввела морфий, чтобы вызвать бессознательное состояние, потом убила свою мать, введя кураре, и затем сообщила властям. Она была признана виновной в убийстве, но ей вынесли только условный приговор.

Двумя годами позже, в 1973, Королевская Голландская Медицинская Ассоциация выработала следующие руководящие принципы, которые были приняты Голландскими обвинителями и которые использовались Голландскими врачами в течение последних двух десятилетий:

1. только врачи могут практиковать добровольную эвтаназию;

2. просьбы должны быть сделаны компетентными пациентами;

3. решения пациентов должны быть недвусмысленными, неоднократными, и хорошо документированными;

4. практикующий врач должен консультироваться с другим врачом;

5. пациент не должен испытывать давление в его решении;

6. пациент должен испытывать невыносимую боль или страдание, без перспективы их устранения;

7. никакие другие меры не могут быть доступны, которые улучшили бы состояние и были бы также приемлемы для пациента.

Заметьте, что эти руководящие принципы явно не позволяют врачу убить вегетативного пациента, типа Карен Квинлан; и они не позволяют врачу убить пациента, который является сильно умственно отсталым (психически неполноценным), даже по просьбе семьи. Обратите внимание также, что состояние пациента не должно быть терминальным. Следует указать, что, технически, и содействие в самоубийстве и убийство из милосердия врачами являются все еще незаконными. За последние прошлые два десятилетия, Нидерланды двигались ближе и ближе к легализации, так фактически и не достигнув ее.

150 Quoted in: Humphrey Derek and Wickett Ann. The Right to Die: Understanding Euthanasia. – New York: Harper and Row, 1988. – P. 172.

Ч .2. Принципы и основные проблемы биомедицинской этики . 185

А . Н . Бартко , Е . П . Михаловска - Карлова . Биомедицинская этика : теория , принципы и проблемы .

По нескольким причинам, Голландские руководящие принципы не мо-

гут быть легко применимыми в России, большинстве европейских стран и Соединенных Штатах.

• Первая , должны быть учтены некоторые характерные особенности Голландского права. Судебные дела в Нидерландах решаются не присяжными, а профессиональными судьями, назначенными на всю жизнь. Пять генеральных прокуроров (генеральных атторнеев), и 200 прокуроров под ними, могут отказаться, преследовать в судебном порядке по их собственной инициативе. Правовая система, таким образом, не уязвима в отношении давления крайних групп или эмоциональных обращений к присяжным заседателям.

• Вторая – и очень важная – в Нидерландах все имеют бесплатное медицинское обслуживание , оплаченное большими налогами; таким образом, никакой врач, пациент, или семья не нуждается когда-либо в том, чтобы думать о прекращении жизни, чтобы облегчить финансовое бремя лечения.

• Третья , типичный Голландский пациент имеет врача, делающего домашние визиты , который имел отношения с ним многие годы, и который может быть является тем, кто фактически выполнит его просьбу о помощи в смерти.

• Наконец, судебные дела в отношении злоупотребления служебным положением против врачей -– редкие , а большие возмещения ущерба ист-

цам, которые выигрывают такие судебные дела, являются еще более редки-

ми; в результате, голландские врачи не практикуют "защитную медици-

Больше чем две трети голландцев одобряют эти руководящие принципы, и страна в целом кажется в высшей степени удовлетворенной. Если это была "этическая лаборатория" для эксперимента в смерти с участием врача, то скатывания по скользкому уклону не произошло (по крайней мере, не так сами голландцы видят их общество), и продолжение этих практик в Нидерландах не ставится под сомнение.

За два десятилетия, голландские врачи помогли в смерти от 2,000 до 3,000 тысяч пациентам ежегодно (население Нидерландов составляет 15 миллионов). Смерть с участием врача была принята большинством голландских врачей как случайная обязанность, которые расценивают ее как заключительную часть продолжающегося всю жизнь обслуживания каждого пациента согласно его собственным пожеланиям. Только 4 процента голландских врачей категорически отказались помогать пациентам в смерти. Из пациентов, которые просили смерть с участием врача, большинство было на последних неделях жизни, когда они выражали просьбу. Почти 85 процентов имели рак; остальные были на последних стадиях СПИДа, рассеянного склероза или других терминальных дегенеративных болезней, включающих паралич. Большинство было на шестом десятке, а не на седьмом или восьмом.

151 Диагностические или терапевтические мероприятия, производимые в первую очередь для избежания возможности ошибочных действий врача при лечении больного.

Ч .2. Принципы и основные проблемы биомедицинской этики . 186

А . Н . Бартко , Е . П . Михаловска - Карлова . Биомедицинская этика : теория , принципы и проблемы .

Естественно имела место некоторая вокальная оппозиция, главным образом со стороны людей, которые считают новые практики "падением в варварство". Также имели место более определенные беспокойства. В 1991, Реммелинкская комиссия сообщила, что больше 1,000 смертей за год были ускорены врачами без явного письменного согласия пациента. Согласно исследователям, эти смерти "могут быть в лучшем случае охарактеризованы как имеющие отношение к пациентам, которые были при смерти и, несомненно, мучительно страдающими"; но противники подчеркнули, что в таких случаях подлинные руководящие принципы уже были превышены. В начале 90-ых, несколько случаев смерти с участием врача по психиатрическим причинам также, казалось, превышали руководящие принципы и подняли вопросы относительно того, как далеко голландские врачи пойдут. В одном из этих случаев, женщина в возрасте двадцати лет была убита врачом по ее просьбе после десятилетия чрезвычайно неблагоприятной, не поддающийся контролю анорексии. 152 В другом случае, в мае 1993, врач помог в самоубийстве депрессированной женщине, которая была травмирована смертью ее двух детей и неудачей ее замужества. Оба эти врача были обвинены в убийстве.

Врачи других стран стремятся видеть в голландских методах то, что они хотят видеть. Противники смерти с участием врача убеждены, что Нидерланды "заставили нас заговорить о хроническом прогрессирующем заболевании, которое заразит нас во всех отношениях – к устранению любого, которого считают непригодным". Врач Карлос Гомез обнаружил, что в 26 случаях содействия смерти в Нидерландах, врачи были не в состоянии следовать одному или большему количеству руководящих принципов, однако не последовало никаких юридических последствий. 153 С другой стороны, Артур Каплан, хотя он выступает против смерти с участием врача в Соединенных Штатах, допускает это в Нидерландах, "производит глубокое впечатление, что имеются так немного проблем. Они чувствуют себя удобно с этим. Они не боятся, что доктор убьет их, потому что им не хватает страхования". 154

152 Анорексия – Снижение аппетита, отвращение к пище.

153 Gomez Carlos. Regulating Death: Euthanasia and the Case of the Netherlands. – New York: Macmillan, 1991.

154 Quoted in: Ubell E. Should Death Be a Patient’s Choice? Parade , February 9, 1992, p.27.

155 Hemlock (англ.) – болиголов – растение, из которого изготавливают наркотические вещества и

Ч .2. Принципы и основные проблемы биомедицинской этики . 187

А . Н . Бартко , Е . П . Михаловска - Карлова . Биомедицинская этика : теория , принципы и проблемы .

9.1.5. Хосписное 156 движение .

В 60-ых, два врача – одна, работающая в Соединенных Штатах, а другая в Англии – положили начало движению, с целью изменить медицину так, чтобы она могла обслуживать специальные потребности умирающих пациентов и их семей. Этими врачами были Элизабет Кюблер-Росс (которая родилась в Швейцарии) и Сесили Саундерс (рожденная в Англии); их программу называют хосписным движением. Некоторые лидеры хосписного движения доказывают, что просьбы о смерти с участием врача возникают только тогда, когда люди не знают, как действует современное хосписное обслуживание.

Кюблер-Росс и Саундерс развернули специальные учреждения, которые не пробовали бороться со смертью или задерживать ее, но просто делая умирание пациентов настолько комфортабельным, насколько возможно. Хоспис пытается дать умирающим пациентам достоинство и максимальный контроль над последними месяцами их жизни. Первоначально, хосписы были самостоятельными специальными учреждениями, но концепция скоро получила развитие, подчеркивая уход, в котором большая часть лечения предоставляется, посещающими на дому медсестрами и врачами, позволяя умирающим пациентам оставаться дома.

В результате работы Кюблер-Росс и Саундерс, врачи сегодня намного больше настроены, чем они были 20 лет назад, к облегчению боли и к психологическим потребностям умирающих пациентов. Медицинское обслуживание на дому, которое включает в себя хосписное обслуживание, является теперь одной из самой быстро развивающихся областей медицины, составляя большой процент от новых работ для медсестер и помощников. В Соединенных Штатах, Медикэр (программа для людей, которым более чем 65) теперь платит за хосписное обслуживание умирающих пациентов.

156 Хоспис – Учреждение, реализующее централизованную программу паллиативной и поддерживающей помощи для умирающих больных и их семей в форме соматического, психологического, социального и духовного попечения.

Ч .2. Принципы и основные проблемы биомедицинской этики . 188

А . Н . Бартко , Е . П . Михаловска - Карлова . Биомедицинская этика : теория , принципы и проблемы .

9.2. Доктор Кеворкян и помощь в смерти ( содействие в смер - ти ).

В июне 1990, Джанет Адкинс попросила Джека Кеворкяна, ушедшего на пенсию (отставного) патолога 157 , помочь ей умереть.

Джанет Адкинс, которая жила в Штате Орегон, было 54 года. Она любила музыку, спортивные состязания на открытом воздухе, играла в теннис и путешествовала пешком в Гималаях –, но теперь она была в начальных стадиях болезни Альцгеймера. 158 В течение некоторого времени, она стала все больше и больше испытывать фрустрацию 159 из-за увеличивающейся ее неспособностью помнить вещи, и она обнаружила, что она больше не могла читать ноты для ее фортепьяно.

Болезнь Альцгеймера характеризуется разрушительной потерей памяти, происходя в результате необратимой дегенерации невральных (нервных) клеток, и она неизлечима. В среднем, люди с болезнью Альцгеймера живут 10 лет после начала (появления) симптомов; в заключительной фазе, которая может длиться много лет, эти пациенты становятся вегетативными.

Согласно ее мужу, Рону Адкинсу, диагноз болезни Альцгеймера поразил Джанет Адкинс "подобно грому среди ясного неба (бомбе). . Ее разум был ее жизнью". По настоянию ее семьи, она попробовала THA (Tacrine), экспериментальное лекарственное средство. Согласно ее сыну, Нилу, "лекарственное средство не подействовал. В дальнейшем, ее взгляд был установлен. Качество жизни было всем для нее. Она хотела умереть с неповрежденным достоинством". Джанет Адкинс была членом Общества хемлок и твердо верила в право покончить с собой.

Так как в то время содействие в самоубийстве не было криминальным (запрещенным) в Мичигане, где жил Кеворкян, Джанет Адкинс прилетела туда со своим мужем и ее тремя сыновьями. Ее семья испытывала двойственные чувства в отношении ее намерения умереть, и ее муж, надеясь, что она могла бы передумать, купил для нее билет туда и обратно. В конечном счете, однако, вся семья Адкинс поддержала ее решение.

Джек Кеворкян, которому было тогда 63 года, вырос в Понтиаке, штат Мичиган, был сыном армянских иммигрантов и закончил медицинский факультет в 1953. После окончания его резидентуры 160 , он работал с 1969 по 1978 год в Детройте в больнице Сарасоты директором лабораторий. Позже, он работал в других больницах, последний раз в южной Калифорнии в 1982. Когда он вышел на пенсию с больничной работы, он начал жить на свои по-

157 Патолог – специалист по патологии, работающий преимущественно в лаборатории как консультант клинициста.

158 Альцгеймера болезнь (немецкий врач, 1864-1915) – органическое слабоумие, возникающее после 50 лет и сопровождающееся альцгеймеровским склерозом, нейрофибриллярной дегенерацией

и старческими бляшками.

159 Фрустрация – состояние психики при невозможности достижения желаемого.

160 Резидентура – Последипломная больничная подготовка врачей, предусматривающая специализацию в течение одного года интерном и в течение 3-5 лет резидентом.

Ч .2. Принципы и основные проблемы биомедицинской этики . 189

А . Н . Бартко , Е . П . Михаловска - Карлова . Биомедицинская этика : теория , принципы и проблемы .

собия по социальному обеспечению (550 $ в месяц) и на свои сбережения. Его дом был очень маленьким, 2-х комнатная квартира над магазином торговца цветами в Royal Oak, пригородном городе около Детройта. В течение нескольких лет перед тем, как Джанет Адкинс вошла в контакт с ним в 1990 году, Джек Кеворкян активно публиковал свои взгляды на смерть с участием врача.

Когда Джанет Адкинс приехала в Мичиган, Кеворкян и его две сестры собрали анамнез, расспрашивая Джанет и ее семью в течение 2 часов; это было в субботний полдень 3 июня. Никто из проводивших собеседование, не думал, что Джанет Адкинс была иррациональной, подавленной или амбивалентной в отношении ее решения умереть. Никто из них не думал также, что ей могла бы помочь медицина. Джанет Адкинс и ее семья подписали документы и сделал видеозаписи, чтобы доказать, что они были компетентны и понимали то, что они делали. Затем две семьи пообедали вместе, чтобы лучше друг друга узнать; после этого Джанет Адкинс и ее семья провели ночь, обдумывая дело.

На следующий день, в воскресный полдень 4 июня 1990 года, Джанет Адкинс встретилась одна с Кеворкяном и они оба поехали в его покрытом ржавчиной фургоне Фольксвагена 1968 года к общественному парку в северном округе Окленда, штат Мичиган. Кеворкян был не в состоянии найти ка- кое-либо лучшее место, где он мог бы помочь своей пациентке убить себя. Он честно (откровенно) сообщил нескольким клиникам, церквям и бюро похоронных процессий, что он намеревался сделать, и ни одна из них не позволила ему использовать их учреждение. В отчаянии, он выбрал парк и поместил кровать и его устройство самоубийства в фургоне.

Ни семья Адкинс ни Кеворкян не ожидали победы гласности (публичности), которая последовала. Кеворкяна за убийство преследовал по суду местный районный прокурор. Однако местный судья отклонил судебное дело, потому что не было никакого закона в штате Мичиган против содействия в самоубийстве, но он также предписал, чтобы Кеворкян не использовал механизм Мерситрон снова. (Так как помощь в самоубийстве не была противозаконной, неясно на каком основании судьи издал такое распоряжение.)

Ч .2. Принципы и основные проблемы биомедицинской этики . 190

А . Н . Бартко , Е . П . Михаловска - Карлова . Биомедицинская этика : теория , принципы и проблемы .

Джек Кеворкян начал формировать свои взгляды на эвтаназию, когда в качестве интерна он ухаживал за женщиной средних лет, чье тело было разрушено раком. Затем он стал интересоваться смертью, а также получением пригодных для трансплантации органов от заключенных и умирающих пациентов – намного раньше, чем стало технически выполнимо пересадить органы.

Во время его резидентуры в университетской больнице Мичигана, он порицал расточительство тел осужденных преступников и предложил, чтобы врачи вводили таких заключенных в постоянное бессознательное состояние, а затем использовали бы их тела для опасных медицинских экспериментов. "Он был вынужден уехать, когда [университетские] чиновники услышали о его предложении"; в своей карьере патолога, однако, он никогда не имел жалоб против него со стороны пациентов.

Когда он работал больничным патологом, он предложил, чтобы на поле боя кровь переливали непосредственно от тел мертвых солдат раненым солдатам, находящимся поблизости. Десятилетием прежде, чем он стал известным, он боролся за то, чтобы позволить заключенным камеры смертников стать донорами органов: "Каждый осужденный заключенный мог бы спасти пять, шесть, семь жизней. Они молоды, находятся в хорошей форме. Какое расточительство".

В 1986 он услышал о декриминализации смерти с участием врача в Нидерландах. Вместо того, чтобы просто защищать использование подобных рекомендаций в Соединенных Штатах, он расширил "свое предложение о камерах смертников, включив экспериментирование над добровольными пациентами, которые выбирают эвтаназию" и (под ошибочным впечатлением, что эвтаназия фактически была легализована в Нидерландах), он поехал туда, чтобы претворить в жизнь свое предложение. (Он обнаружил, конечно, что эвтаназия не была узаконена в Нидерландах, и его идеи о разрешении использовать умирающих пациентов в качестве объектов медицинских экспериментов, кажется, не получили там теплый прием.)

Хотя Кеворкян всегда искал способы увеличить доступность объектов для медицинского исследования и органов для трансплантации, он никогда не был медицинским исследователем или хирургом; не был он также когдалибо лечащим врачом. Таким образом, его предложения об объектах исследований и органов для трансплантаций являются, возможно, более абстрактными, чем предложения врачей о пограничных медицинских исследованиях, которые должны наблюдать, как их пациенты умирают из-за их собственной неспособности им помочь.

Нидерланды стали мировой столицей самоубийств, совершенных с врачебной помощью. Однако за происходящим скрываются злоупотребления на грани криминала и массовые манипуляции статистикой. Практика эвтаназии поставила перед голландским обществом и врачами массу весьма неудобных вопросов - прежде всего этических.

Добровольный уход из жизни с помощью врача практиковался в Нидерландах еще задолго до принятия в 2002 году нашумевшего закона об эвтаназии. Суды регулярно принимали решения в пользу докторов, делавших пациентам смертельные инъекции. В середине 90-х эвтаназию стали делать даже психически больным пациентам по их просьбе.

В 2002 году закон об эвтаназии был принят. Страна сразу оказалась впереди планеты всей – такого либерального подхода к самоубийствам до сих пор нет ни в одном государстве. Эвтаназию может требовать для себя любой гражданин страны, если ему или ей исполнилось 12 лет. Если пациенту от 16 до 18 лет, его родители будут поставлены в известность о его решении, но их мнение ни на что не повлияет. До 16 лет требуется разрешение родителей на процедуру.

Закон снимает с медиков практически всякую ответственность за смерть пациента. С 2002 года не было ни одного случая уголовного преследования доктора за эвтаназию. Тысячи врачей по всей стране помогают людям уходить из жизни, не задумываясь о том, как это согласуется с клятвой Гиппократа.

Как ни странно звучит, но добровольный уход из жизни стал своего рода предметом престижного потребления. Главными фанатами эвтаназии и сторонниками ее массового внедрения являются люди, принадлежащие к самым состоятельным стратам общества.

Несмотря на всю риторику о том, что неотъемлемым правом человека является право на достойный уход из жизни, в реальности массовая эвтаназия выглядит устрашающе. В прошлом году мировые СМИ обсуждали казус Ноа Потховен. 16-летняя девушка, страдавшая тяжелой формой анорексии, требовала, чтобы ей разрешили эвтаназию. Психиатры вынесли вердикт, что ей нужно подождать с этим до 21 года и закончить курс лечения.

Ноа стала активно бороться за право подростков на эвтаназию и выпустила книгу, в которой рассказала о своем трудном детстве. По ее словам, в 11 лет она пережила сексуальные домогательства, в 14 – изнасилование. Впоследствии эти травмы привели ее к затяжной депрессии.

Сегодня в стране фиксируется около 6,5 тысяч случаев эвтаназии в год. Интересно, что они вообще не упоминаются в статистике самоубийств.

Традиционным способом уходят из жизни меньше двух тысяч человек в год – только они и попадают в отчеты. Благодаря этой подтасовке Нидерланды отлично выглядят во всех мировых рейтингах по числу суицидов.

Другого старика подвергла эвтаназии его жена, хотя он, заболев деменцией, испугался своего решения и явно отказывался умирать.

В 2016 году много шума наделала история родителей Элько де Гойера. Их сыну было 38 лет, он был физически здоровым, но умственно отсталым мужчиной и страдал целым набором психических заболеваний. Родители фактически уговорили сына согласиться на эвтаназию и подали от его имени соответствующее заявление.

Принятие закона об эвтаназии сопровождалось многотысячными митингами его противников. Сегодня на их сторону готовы перейти даже многие врачи, в реальности столкнувшиеся с этой странной практикой. Однако у эвтаназии есть и свое влиятельное лобби.

Правительство Нидерландов готовит законопроект, согласно которому эвтаназия станет доступной не только для неизлечимо больных, но и для здоровых граждан, которые считают, что "их жизнь закончена". 13 октября стало известно об этой инициативе в письме министра здравоохранения Эдит Схипперс и министра безопасности и правосудия Арта ван дер Стера. Законопроект предполагается детально проработать до конца 2017 года совместно с врачами и специалистами по этике.

В таком случае поводом может послужить депрессия, неудавшаяся карьера и даже переживания по поводу личных отношений. "Недовольны жизнью? Убьем!" - говорят веселые голландцы.


Эдит Схипперс

Здоровому человеку никогда не придет в голову заниматься легализованным суицидом. За этим стоит долгосрочный и последовательный план и финансовые интересы отдельных лоббистских групп. О том, кто заинтересован в добровольном самоубийстве людей и почему это вызов самому Богу, расскажем в расследовании Царьграда.

Истоки идеи

Под красивым словом "эвтаназия" подразумевается насильственное прерывание жизни человека и животного. Первые идеи об эвтаназии в современном смысле возникли еще в XX веке: в 1920 году издается книга Хоча и Биндинга "Разрешение лишить жизни". Тогда и приоткрылось первое окно Овертона: если о самоубийствах знали все, то о возможности легально "дать добро" на это заговорили впервые.

Есть понятие пассивной эвтаназии: чтобы приблизить естественную смерть больного, ему перестают оказывать медицинскую помощь и прекращают борьбу за его жизнь. Это активно практикуется - где-то официально, а где-то негласно.
Между тем в традиционном обществе эвтаназия однозначно трактуется как убийство. Так, в клятве Гиппократа 5-й пункт говорит об отрицательном отношении врача к эвтаназии, а 6-я заповедь в христианстве прямо говорит: "Не убий".


Максим Обухов

"Когда эти страны (разрешившие эвтаназию. - Прим. ред.) начали либерализацию, было понятно, что здесь речь идет не о якобы случаях милосердия в каких-то исключительных вариантах, а о процессе. О процессе даже не расхристианивания, а обесчеловечивания. "Не убий" - это уже не христианская заповедь, а всеобщая. Даже атеисты признают, любая система признает - и философская, и религиозная - право человека на жизнь. А здесь уже дальше пошло, уже совсем плохо. Было сразу понятно, что это не единичный случай, одна акция, а это процесс, который имеет свои стадии. Поэтому сначала была дискуссия об эвтаназии, потом говорили о случаях-исключениях, потом о том, что все равно человек умрет, о пассивной эвтаназии. И постепенно расширяли рамки возможного", - пояснил Царьграду руководитель Православного медико-просветительского центра "Жизнь" Максим Обухов.

Где эвтаназия разрешена?

В настоящий момент эвтаназия легализована в Нидерландах, Бельгии, Швейцарии Люксембурге, а также в четырех штатах США, несмотря на критику и оппозицию церкви. Вводили инициативы постепенно: сначала провоцировали активное обсуждение в обществе, а потом лоббировали через министерства здравоохранения.

В 2002 году Нидерланды стали первой в мире страной, где была легализована активная эвтаназия - для тех, кто испытывает невыносимые страдания и не может излечиться. За 2015 год среди всех смертельных случаев в Нидерландах 3,5 процента - результат эвтаназии. То есть целых 5,5 тысячи жизней за один год!

Между тем в июне 2015 24-летняя женщина в Бельгии добилась права на эвтаназию, пребывая в депрессии, - ее жизни ничего не угрожало. А 17 сентября эвтаназии впервые подвергли ребенка - тоже в Бельгии.


Митинг за право на эвтаназию прошел в Оттаве. Фото: Adrian Wyld

Кому это выгодно?

Существует несколько версий, для чего Европа и США продвигают идеи эвтаназии. Первая - банальное сокращение численности населения в силу экономических факторов. Когда слишком много "ртов", проще уговорить население заниматься добровольным суицидом. Бомбу сбрасывать как-то уж совсем неэтично, а укол - ничего страшного.

Вторая версия: выгодный бизнес по трансплантации органов. Раньше об этом говорить вслух стеснялись, а теперь голландские врачи открыто предлагают совмещать эвтаназию с донорством органов. И даже проговаривают вслух возникающие проблемы: желающий умереть в большинстве случаев болен раком, что является противопоказанием для пересадки органов. Однако как минимум 25-30 процентов вполне подходят для таких операций. А если легализовать эвтаназию для здоровых граждан, процесс только упростится.


Они стараются не упоминать о том, что на самом деле подобное "комбо" (совмещение эвтаназии с трансплантацией органов) уже провели в Бельгии и Нидерландах как минимум 40 раз. Более того, уже звучат предложения делать операцию по изъятию органов еще живому человеку. Такие медики говорят, что органы лучше приживутся. Предлагают, например, сделать обезболивание, вытащить еще бьющееся сердце из пациента эвтаназии и тем самым убить его.

К счастью, в Европе еще звучат разумные голоса. Член британского парламента Фиона Брюс высказалась резко против инициатив: "Предложение подтверждает худшие страхи, выраженные парламентом. Палата общин проголосовала, чтобы остановить легализацию ассистированного самоубийства в этой стране. Возможность эвтаназии, достигнутой через донорство органов живых людей, например при удалении еще бьющегося сердца пациента, ужасает".

Высказался и лорд Карлайл Берью: "У меня есть огромные опасения по поводу омерзительной природы объединения эвтаназии и систем донорства органов в Нидерландах и Бельгии. Оба могут привести к невыносимому и непреодолимому давлению на человека, чтобы умереть, и на доктора, чтобы поощрить смерть".

Третья версия связана с налоговыми выплатами. Получается, что эвтаназия как минимум пожилого населения финансово выгодна: человек всю жизнь выплачивает налоги, а затем требует отдачи в старости. Государству это обходится дорого. "Я глубоко убежден, что эвтаназия связана с деньгами, и с большими деньгами. А это исходит из самой технологии пенсионных фондов и страховой медицины. Человек в течение жизни платит налоги, налоги в виде страховых взносов, пенсионных взносов. Это очень большие деньги. Человек в течение всей жизни работает. Деньги скапливаются у держателей этого капитала. Но тратит эти деньги человек в конце жизни в основном в старости, когда он на пенсии. Сами знаете, кто в очереди в поликлинике стоит чаще всего - люди пенсионного возраста", - пояснил Царьграду Максим Обухов.

"Посчитайте, сколько у человека пенсия - например, 10 тысяч рублей, 120 в год. А на какую сумму он ходит в поликлинику? Кроме того, когда человек умирает или он тяжело болен, вот он последнее время жизни проводит в реанимации. Какие там деньги! В реанимации содержание больного может доходить до тысячи долларов в день. Соответственно, если вы, например, предложите человеку на 7 дней раньше оставить наш бренный мир, вы сэкономите 7 тысяч долларов. А теперь помножьте это на массы…" - добавил Обухов.

Религиозный аспект: вызов самому Богу

В религиозном смысле это грех, как ни крути: 6-я заповедь запрещает убивать, а самоубийцам, как известно, не попасть в рай. В традиционном обществе страдание оправдано - сам Христос прошел через такие физические страдания, которые многим и не снились.

"Это легализация самоубийства. Это не убийство, потому что пока не принуждают, это еще не вычищение населения от пенсионеров, престарелых и так далее. Но это сигнал о том, что Нидерланды окончательно оторвались от христианских корней и смотрят на жизнь и смерть человека как на его частное дело безотносительно Бога, вечности, христианских ценностей", - сказал в интервью Царьграду протоиерей Максим Козлов.


Максим Козлов

Он отметил, что проблема вытекает из самого общества потребления. Во-первых, человек претендует на то, что жизнь не в руках Бога, а в его собственном распоряжении. Во-вторых, он хочет сам решать, когда ему умереть и насколько комфортно. "Главный антихристианский пафос этого законопроекта, этого мироощущения состоит в желании помимо Бога определять даже сроки своей смерти. Воля Божья, не говоря уже о несении креста в евангельском смысле, выносится за скобки уже окончательно", - отметил Козлов.
"Это некоторым образом вписывается в контекст атеистического общества комфорта и потребления. Просто это расширение сферы комфортности на сферу умирания. Человек делает для себя вывод: вот я пожил. Люди в Европе сейчас живут достаточно долго, как правило, с хорошим уровнем медицины, он испытывал минимальный уровень дискомфорта и страдания, в том числе физически. Он к ним не готов, он их не хочет. И эта сфера комфортности расширяется и на область умирания: я комфортно жил, я хочу комфортно умереть - безболезненно и по собственному выбору. По сути дела, это доведение до страшных, почти комичных выводов идеологии общества потребления", - подчеркнул протоиерей.


Сегодня - добровольно, а завтра - принудительно?

"Они скажут: ну вы знаете, человек же не может сам до конца решить, что он страдает и что ему нужно умереть. Но он сам еще не дошел до этой мысли. Ему надо помочь, он же недееспособен. И будет принудительная эвтаназия детей и взрослых", - отметил Обухов.
Пока проводят эксперименты на отдельных странах с либеральными правительствами, но в перспективе, при наличии достаточного количества лоббистов, это могут популяризировать во всем мире. "Сама по себе Северная Европа - это такой экспериментальный полигон для обкатки либеральных технологий с целью дальнейшего внедрения в других странах. То есть у нас уже были лоббисты эвтаназии. И они тоже говорят: вот, посмотрите на человека, который страдает. А это все закончится холокостом стариков, детей, больных и всех прочих. Так что там идет обкатка либеральных технологий", - считает Обухов.


Религиозное общество - единственно здоровое. Здесь даже не стоит вопрос: можно ли делать аборты, эвтаназию, менять пол. Однозначно нельзя. Нет дуализма, и сами люди психологически здоровы. Конечно, в нашем мире много страданий и болезней, но человек верующий будет молиться и всегда помнить, что именно Господь решает судьбу человека. Только Он ведает, в какой день нам суждено умереть и при каких обстоятельствах.

По мнению Обухова, чтобы не допустить подобных споров в России, необходимо "жестко, совершенно бескомпромиссно пресекать любые разговоры об эвтаназии в России". "Не должно быть попыток легализации эвтаназии, когда это совершенно недопустимо, потому что раскроются эти окна Овертона. И дальше закончится все принудительной эвтаназией и изъятием квартир у стариков в пользу неизвестно кого. И потом, нам не нужно изображать из себя слабых. Нужно действовать достаточно активно и влиять на законотворческие процессы. Церковь - ведь это же больше 100 миллионов человек крещеных. Церковь - это и крещеные политики, Церковь - это и президент, православный христианин. И журналисты - Церковь. И студенты. Так что мы должны быть сильными и должны влиять на вот эти, на эти процессы. И конечно, конечно, нужно выявлять тех политиков, которые принимают антинародные законы", - резюмировал Обухов.

"С одной стороны, как кажется, у нас (в России) сегодня такой тенденции не видно. С другой стороны, есть взаимодействие Церкви с институтами законодательной и исполнительной власти - и здесь позицию Церкви нужно доносить. Но самое главное влияние Церкви должно состоять в том, чтобы расширять круг людей среди наших соотечественников, которые внутренне не принимают идеологию жизни как мира потребления и комфорта", - заключил протоиерей Максим Козлов.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

В австралийском штате Виктория узаконили добровольный уход из жизни при помощи врачей. В Нидерландах же, которые известны как страна, первой признавшая эвтаназию, к разряду медицинских услуг относится каждый двадцатый случай смерти.

Победа Виктории

Законодательная ассамблея (нижняя палата парламента) австралийского штата Виктория проголосовала за легализацию эвтаназии; закон вступает в силу 1 июня 2019 года. Решение далось нелегко. Законопроект обсуждался полтора месяца — в общей сложности более 100 часов, причем три заседания затянулись до утра.

Законодательный совет (верхняя палата) принял закон об эвтаназии тоже после марафонских дебатов и тоже незначительным большинством голосов: 22 против 18. Заключительное голосование заняло 28 часов.

Надо сказать, что в Австралии добровольный уход из жизни впервые был легализован не в штате Виктория.

За это время врачи помогли уйти в мир иной четырем безнадежно больным пациентам. Не исключено, что федеральные законодатели упразднили бы и эвтаназию в Виктории, но законы, принятые в этом штате, им неподвластны.


Закон о правах неизлечимо больных пациентов принимают уже не в первый раз

Фото: Getty Images

Виктория — самый маленький из австралийских штатов по площади, но самый экономически развитый — обеспечивает четверть ВВП страны. Принятое там решение наверняка воодушевит сторонников эвтаназии из других штатов. В начале ноября аналогичный закон чуть было не появился в Новом Южном Уэльсе: за проголосовали 19 депутатов, против — 20. Также стоит упомянуть, что в 2013 году законопроект об эвтаназии отверг парламент Тасмании.

Умереть в один день


Ник и Трис Эльдерхорст вместе прожили долгую жизнь и вместе из нее ушли

Фото: CEN / Familie Elderhorst

Эльдерхорсты осуществили давнее желание — по словам их дочери, они мечтали умереть вместе. Пара скончалась в окружении родственников в собственном доме в Дидане. В 2012 году Ник перенес инсульт, в связи с чем утратил подвижность и испытывал постоянные боли. Здоровье Трис тоже оставляло желать лучшего. Ей все чаще изменяла память, врачи диагностировали сосудистую деменцию — проще говоря, слабоумие. Трис уже не могла ухаживать за Ником. Несмотря на помощь многочисленных родных и близких, супруги боялись, что, когда один из них умрет, оставшемуся в живых придется провести последние дни в доме для престарелых.

Медики проверяли, соответствуют ли престарелые супруги требованиям, необходимым для проведения эвтаназии.

По своей воле

Тема эвтаназии стала одной из самых горячих в Нидерландах в середине 70-х годов прошлого века — после громкого дела врача Гертруды Постма. В 1973 году она после неоднократных просьб безнадежно больной матери сделала той смертельную инъекцию. Постма настояла, чтобы ее судили, и постаралась привлечь к процессу внимание общественности. Наказание было символическим: неделя тюрьмы условно и еще неделя испытательного срока. Кроме того, эксперты по поручению суда представили перечень условий, исходя из которых врач теоретически мог бы совершить эвтаназию.

Над законом об эвтаназии медики и другие заинтересованные лица работали два десятилетия. На рассмотрение в парламент законопроект внесла министр здравоохранения Элс Борст.

Врач должен быть уверен, что пациент принял решение об эвтаназии добровольно и обдуманно, мотивом являются невыносимые страдания и отсутствие надежд на улучшение состояния, при этом больной в полном объеме информируется о перспективах. Врач обязан посоветоваться как минимум с одним коллегой, а тот — тщательно осмотреть пациента и выдать письменное заключение. Больному должно быть не менее 12 лет. Для эвтаназии пациентов в возрасте от 12 до 16 лет требуется согласие родителей.

Для более юных пациентов эвтаназия законом не предусмотрена. Однако медики совместно с прокуратурой разработали так называемый Гронингенский протокол, который содержит критерии, определяющие возможность эвтаназии для детей до 12 лет.

Чаще всего эвтаназия в Нидерландах осуществляется путем внутривенной инъекции тиопентала натрия. Примерно через минуту наступает кома, после чего вводится панкуроний, который вызывает остановку дыхания и смерть. Реже применяется раствор пентобарбитала.

За полтора десятилетия эвтаназия стала в Голландии рядовым явлением. По данным New England Journal of Medicine, в 2015 году доля узаконенных эвтаназий и самоубийств в общей статистике смертей в Нидерландах составила почти 5% — 6091 случай.

В 2017 году этот показатель превысит отметку 7000. Тогда как в 2012-м при помощи медиков добровольно ушли из жизни 4188 голландцев — плюс 67% за последние пять лет. В связи с чем директор упомянутой Levenseindekliniek (единственное в королевстве специализированное медицинское учреждение, обеспечивающее уход из жизни) Стивен Плейтер провозгласил, что

голландцы привыкли к эвтаназии и относятся к ней как к обычной медицинской процедуре.

Резкий рост популярности эвтаназии начался десять лет назад — в 2007 году. По словам профессора Тео Бойера, голландцам словно понадобилось пять лет, чтобы привыкнуть к самой идее организованной смерти.

В 2017 году количество просьб о проведении эвтаназии достигло 18 тыс. с учетом примерно 2500 обращений в Levenseindekliniek (в 2015-м было вдвое меньше — 1234). Кстати, сама процедура в клинике, расположенной в центре Гааги, проводится бесплатно. В 2012-м, в год ее открытия, медики провели 32 эвтаназии, а в 2017-м — около 720. В связи с таким ажиотажем Стивен Плейтер объявил набор персонала — он планирует увеличить его к концу 2018 года вдвое (сейчас в клинике работают 57 врачей и медсестер). Предполагается также новая услуга — эвтаназия на дому.

Исследование охватывает период в четверть века. В 1990 году, то есть еще до легализации, на эвтаназию и помощь в самоубийствах пришлось 1,7% смертей в Нидерландах. В 2010-м показатель вырос до 2,8%, в 2015-м — до 4,5%. У подавляющего большинства ушедших из жизни таким способом (92%) были очень серьезные заболевания. Чаще всего (87%) — рак, фатальные проблемы с легкими или сердцем, а также болезни нервной системы. Остальных замучили разнообразные нарушения, порожденные преклонным возрастом. Более трети прибегнувших к эвтаназии были старше 80 лет.

Уход или увод?

Эвтаназия была в почете у философов-утопистов. Томас Мор, к примеру, считал, что без нее не может функционировать идеальное общество будущего.

В Средние века отношение к добровольному уходу из жизни изменилось — самоубийцы сделались преступниками. В XIX веке в авангарде движения против эвтаназии оказались Соединенные Штаты. В Нью-Йорке в 1828 году, а затем и в других американских городах и штатах были приняты законы против добровольного ухода из жизни.

Через 100 лет новый разворот. В нацистской Германии принудительная эвтаназия стала частью государственной политики. В 1939 году была принята программа Action T4 по умерщвлению умственно или физически неполноценных детей в возрасте до трех лет. Постепенно в нее начали включать детей и более старшего возраста, а также взрослых. В рамках программы из жизни ушли более 150 тыс. человек.


Фашисты подвергли принудительной эвтаназии тысячи людей

Фото: Getty Images

Одним из главных противников эвтаназии как во времена фашистской Германии, так и сейчас является христианская церковь. Поскольку Бог дал человеку жизнь, утверждают священнослужители, только Он может ее и забрать.


Католическая церковь не только выступает против эвтаназии, но и отказывается отпевать тех, кто ушел из жизни таким путем

Фото: EPA / Vostock Photo

Кроме Нидерландов и Бельгии эвтаназия разрешена в Люксембурге (с 2009 года), Колумбии (с 2015-го) и Канаде (с 2016-го).

В Бельгии динамика эвтаназии напоминает голландскую. В 2015 году, к примеру, была проведена 2021 процедура, а годом раньше — 1924. Председатель комиссии по эвтаназии Вим Дистельманс полагает, что реальное количество может быть больше, поскольку не все случаи эвтаназии попадают в официальную статистику.

Бельгия вырвалась вперед в детской эвтаназии, которая разрешена в королевстве с 2014 года. Первый такой случай был зафиксирован в 2016 году.


Фото: AFP / EASTNEWS

В 2001 году администрация президента Буша-младшего безрезультатно пыталась сделать так, чтобы DWD признали неконституционным. Сейчас схожие законы действуют в Колорадо, Монтане, Калифорнии, Вермонте, Вашингтоне и округе Колумбия.

Билет в один конец

В России, как и в подавляющем большинстве стран, эвтаназия запрещена. Разговоры о ее легализации ведутся давно, но законодатели считают, что наше общество до узаконивания добровольного ухода из жизни пока не доросло. В 90-е годы прошлого века на волне либеральных настроений отношение к эвтаназии было довольно благосклонным. Однако в XXI веке эта тенденция ослабла.

Категорически против эвтаназии, которая является в России уголовно наказуемым преступлением, выступает и православная церковь.

Тем не менее Швейцария уже давно считается центром так называемого суицидального туризма. В 2007 году термин sterbetourismus даже был признан в немецкоговорящих кантонах словом года. Со всех концов континента — но главным образом из Германии, Великобритании и Франции — в Цюрих везут безнадежно больных пациентов.


Фото: Zuma Press / DIOMEDIA

Пациент должен все сделать самостоятельно, но под присмотром сотрудника Dignitas и родственника, которые официально являются свидетелями. Активная эвтаназия в Швейцарии запрещена, а вот помогать совершить самоубийство можно с 1942 года. От самоубийцы требуется справка врача, подтверждающая, что клиент уходит из жизни добровольно; также необходимо доказательство отсутствия у помощников мотивов финансовой выгоды.


Все попытки противников эвтаназии запретить суицидальный туризм провалились. Так, в мае 2011 года 85% жителей кантона Цюрих высказались на референдуме за легализацию эвтаназии для безнадежно больных швейцарцев и суицидальных туристов из других стран. 78,4% выступили против запрета суицидального туризма в масштабах страны.

Главные ценности

Эвтаназия — предмет горячих споров во всем мире, по ходу которых часто поминают глобальную проблему самоубийств. Согласно докладу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), самоубийства уносят больше человеческих жизней, нежели военные конфликты и насильственные преступления,— почти 1 млн в год, а попыток суицида фиксируется до 20 млн. В большинстве стран доведение до самоубийства и подстрекательство к нему являются преступлением. А, к примеру, в Индии и Нигерии преступниками считаются и сами самоубийцы.


В некоторых странах, где эвтаназия запрещена, самоубийц считают преступниками

ВОЗ выявила примерно 800 причин самоубийств, при этом почти в половине случаев (41%) причина остается неизвестной. Дальше идут страх наказания — 19%, психические расстройства и депрессии — 18% (среди больных депрессией примерно каждый седьмой совершает самоубийство), проблемы в семье — 18%. Доля физических болезней — 1,2%.

American Journal of Preventive Medicine приводит результаты исследования, предметом которого стали 2674 американца-самоубийцы и 267 400 человек из контрольной группы. Оказалось, что 17 из 19 болезней, обнаружившихся у участников исследования, существенно повышали вероятность самоубийства. Кроме онкологических заболеваний, мигреней и болей в спине до самоубийства, как выяснилось, часто доводят черепно-мозговые травмы.

Скажем, нарушения сна и СПИД увеличивают риск суицида почти вдвое, а последствия черепно-мозговых травм — в девять раз.

Как бы то ни было, количество тех, кто считает, что человек вправе полностью распоряжаться своей жизнью, в частности завершить ее с помощью эвтаназии, растет. Неудивительно, что увеличивается и число стран, где обсуждается возможность легализации добровольного ухода из жизни. Однако движение по этому пути сильно тормозится по причине чрезвычайной сложности и деликатности вопроса.

В мире все больше стран, где характеристики выживания (вроде потребления мяса и овощей) уходят на второй план. Более важными становятся такие понятия, как личное благополучие, автономия, самореализация, то есть ценности самовыражения. Споры об эвтаназии — отражение этого процесса.

В дискуссии об эвтаназии и ее сторонники, и противники кивают на страны Бенилюкса, которые имеют богатый опыт в узаконенной практике добровольного ухода из жизни. Конечно, и в этих сравнительно благополучных маленьких странах можно обнаружить злоупотребления, о которых так любят говорить противники эвтаназии. Например, когда добровольный уход по разным причинам оборачивается уходом принудительным. Однако востребованность эвтаназии там растет — это очевидно.

Динамика эвтаназии после ее легализации в Нидерландах, Бельгии и Люксембурге — основной аргумент сторонников этой системы, делающих вывод о том, что она вполне отвечает этическим нормам современного общества.

Инициатива сейчас на стороне защитников эвтаназии. Стран, которые от обсуждения эвтаназии переходят к практическим действиям по ее легализации, становится все больше. В данный момент такая дискуссия идет в Великобритании, Новой Зеландии, в отдельных штатах Австралии. Конечно, узаконивание этой практики — дело тяжелое, но оно движется.

Активнее в пользу эвтаназии высказываются в развитых странах, где доминируют как раз качественные, а не количественные критерии благополучия, но и там дорога сторонников добровольной смерти не усыпана розами (что хорошо заметно при анализе данных ценностных опросов — Всемирного и Европейского).


Французы выступают за мягкую и достойную смерть, но эвтаназия во Франции пока запрещена

Фото: Corbis via Getty Images

Когда именно произойдет коренной перелом в отношении общества к эвтаназии, судить трудно. Очевидно, что не скоро. Возможно, лишь тогда, когда ослабнет авторитет религии, которая защищает святость жизни и категорически не приемлет любое оправдание самоубийства. Тем не менее соображение, что человек должен обладать правом на смерть наряду с правом на жизнь, свободой слова и вероисповедания, многим сегодня представляется рациональным.

Читайте также: