Эвенки доклад 4 класс

Обновлено: 17.05.2024

Это коренное население Восточной Сибири. Себя провозглашали эвенкилами, а в истории известны как тунгусы. Первые поселения были вдоль реки Енисей и Охотского моря. Немногочисленный народ, всего 77 тысяч. Это одна из народностей в мире, которая имеет очень большое количество диалектов языка.

Численность

Основная масса эвенков проживает в КНР (39,5 тыс. человек — это Внутренняя Монголия и Хэйлунцзян), а также в РФ (37 тыс) и буквально 1000 человек в Монголии. Среди российских городов народ проживает:

  • Якутия (21 тыс);
  • Красноярск и Хабаровск (4 тыс);
  • Эвенкия (3,5 тыс);
  • Бурятия (3 тыс);
  • Амур (1,5 тыс);
  • Забайкалье (1,3 тыс);
  • Иркутск (1,2 тыс);
  • Сахалин (до 150 человек).

Языковая принадлежность

Эвенкийский язык — это разновидность языков тунгусо-маньчжурской группы и алтайской семьи. Различают 3 вида диалекта с делением на говоры:

  • Северный (агато-большепорожский, илимпийский, хантайский, туточанский, наканновский и ербогачёнский). Характеризуется тем, что произглашается согласный һ во многих словах.
  • Восточный (каларский, токкинский, бургузинский, джелтулакский, олёкминский, томмотский, тунгирский, тимптонский, зейский, амгинский, буреинский, хинганский, аянский, чульманский, тугурский, учурский, нельканский, селемджинский, сахалинский, урмийский, тоттинский, аимский, чумиканский, майский). Произноситься звук с.
  • Южный (качугский, северобайкальский, ангарский и верхнеангарский, ванаварский, полигусовский, куюмбинский, суриндийский, талочский, нерченский, байкитский, тунгокоченский, баунтовский). В тех же словах, что и в других диалектов выговаривается вместо һ и с — ш.

Литературный язык до сих пор не сформирован, используются практически все говоры.

Письменность на основе русского языка, с 34 буквами, добавляется звук ӈ.

Происхождение народности

Сущeствуeт очeнь много теорий и предположений о происхождении, но к общему мнению ни историки, ни исследователи не пришли. Но считается, что родственные связи имеют с такими народностями и общинами:

  • сибо;
  • орочи;
  • маньчжуры;
  • нанайцы;
  • удэгейцы.

Описание народа эвенки

У них не высокий рост, узкие темные глаза, широкий рот и выраженные скулы, волосы темные и жесткие, тело смуглое. Мужчины бороде не дают расти, чтобы зимой не намерзал лед. Мужчины ловкие охотники и имеют пылкий характер.

Религиозность

Как и большинстве древних племен, эвенкам присущая вера в то, что все предметы имеют душу. Кроме этого часть народа православные, иные шаманы и буддисты.

Кухня

Тунгусы предпочитают употреблять в пищу оленину. Переработка мяса была самая различная, так же как и разнообразие блюд. Второе место занимает рыба, ее также варят, жарят или коптят. Оленье молоко добавляют в чай или делают сгущенное молоко. Современная кухня эвенков состоит из таких традиционных блюд:

  • хунгэл;
  • шашлык по-эвенкийски;
  • лепешка по-эвенкийски;
  • юкола по-эвенкийски.

Одежда и украшения

Для эвенков очень важно, чтобы одежда была свободной, чтобы не мешала в охоте и повседневных делах. Поэтому, вся одежда свободного и единого покроя, как для женщин, так и мужчин. Отличие лишь в размерах и украшениях. Девушки носят повязки на голове — дербяки. Касаемо зимней и летней одежды, то отличие только в толщине шкур, которые используются для пошива.

Жилище

Эвенки строили чумы. Это дом из прутьев, который сделан в виде сферы. В летнее и зимнее время отличалось укрытием, так как зимой накрывали дом оленьими шкурами, а летом — берестой. Чтобы согреться зимой, разжигали костры, где грелись всей семьей. Со временем научились строить конические чумы.

Обычаи

Много обычаев связывает эту народность с религией. И так, весь мир у эвинков делиться на 3 части: небесную, земную, подземную. В каждом мире живут свои боги, духи и другие вещества.

Очень интересный Медвежий праздник, когда убивают медведя, готовят и едят его мясо, а кости закапывают.

Эта народность требует защиты, потому как культурное наследие с каждым годом уменьшается и грозит полным исчезновением.


Название

Где живут


С XVII столетия русские, буряты, якуты вытесняют эвенков с территорий Баргузина, Ангары, левого берега Амура. Часть эвенков переселяется на Сахалин, занимает свободные территории Оби, Таза. Устанавливаются границы России и Китая: это приводит к миграции бираров и манегров в Северный Китай.
Сегодня эвенки не имеют национальных селений, проживая в соседстве с русскими и северными народами. Общие границы расселения большей части представителей народности очерчены следующими границами:

  1. Север — Северный Ледовитый Океан.
  2. Юг — река Амур, территории Прибайкалья.
  3. Восток — Охотское море.
  4. Запад — река Енисей.

Численность

Общая численность эвенков в мире составляет порядка 80 000 человек: половина живет в России, другая часть — в Китае. По данным переписи 2010 г., в России находится 35 527 эвенков. Распределение по регионам:

  • Якутия — 18 232 чел.
  • Красноярский край — 4 632 чел.
  • Хабаровский край — 4 533 чел.
  • Бурятия — 2 334 чел.
  • Амурская обл. — 1 501 чел.
  • Забайкальский край — 1492 чел.
  • Иркутская обл. — 1 431 чел.

Китайская перепись 2000 года показала 38 396 представителей исторических эвенков на территории Китая. Формально они разделены на 2 субэтноса, официально признанных в числе прочих наций КНР:

  1. Орочоны — 8196 человек, проживающих во Внутренней Монголии, провинциях Хэйлунцзян и Ляонин.
  2. Эвенки — 30 505 человек, из которых выделены отдельные группы собственно эвенков, хамниганов и солонов. Проживают в городском округе Хулун-Буир, порядка 25 000 человек записаны солонами. Около 1000 эвенков разрозненно проживают в Монголии, подвергнувшись значительной ассимиляции, утратив культурные особенности.


Существует родственный эвенкам народ — эвены, обитающие в восточной части России: в Якутии, на Чукотке, в Магаданской и Камчатской областях, Корякском АО. Существует две версии появления этноса:

  1. В первом тысячелетии нашей эры, в период расселения тунгусов из Прибайкалья, отдельная группа родов достигла берегов Охотского моря, где ассимилировала местное население: юкагиров и коряков.
  2. В XIV-XVI веках пешие тунгусы, занимавшиеся собаководством и не имевшие оленей, вынужденно мигрировали на север под влиянием агрессивного освоения территорий якутами.

Перепись 2010 года показала, что в России проживает 21 830 эвенов. Другое распространенное название народности — ламуты.

Эвенкийский язык принадлежит к тунгусо-маньчжурской семье, наряду с негидальским и эвенским. Охарактеризовать его можно как переходный вариант между тюркскими и монгольскими языками. Отличается сложным многоступенчатым использованием гласных звуков, обилием сложных слов: деепричастий, падежных, глагольных форм.
Письменность появилась в 30-х годах прошлого столетия, сначала на основе латинской, затем русской графики. Ранее эвенки использовали примитивные пиктограммы: систему знаков, связанных с кочевками и охотничьим промыслом. Зарубками на деревьях вблизи покинутого стойбища обозначалось время ухода: тупой зубец означал непогоду, острый — солнечный день. Их количество и сочетание определяло время отбытия на кочевку. Если ушедшие люди не планировали возвращаться обратно, еловую ветку клали по направлению пути движения. Сложенная кругом ветка означала намерение вернуться на место стойбища вновь.
Особые знаки существовали на охоте:

  • положенная поверх следа палочка — дальше идти нельзя;
  • смотрящая концом вниз стрела, торчащая из зарубки — поблизости расставлены луки-самострелы;
  • чуть скошенная стрела, смотрящая концом вверх — оставивший стрелу охотник далеко;
  • находящаяся в таком же положении ветка — рядом идет охота.

История


Одним из наиболее влиятельных князцов был Гантимир, под властью которого находилось 15 кочевых родов, относящихся к ветви конных тунгусов. Гантимир был незаурядной личностью: у него было 9 жен, более 30 детей, с детства обучавшихся воинской премудрости, обращению с оружием. Князец был недюжинной силы и могучего телосложения: в Амурском музее хранится его лук впечатляющих размеров.
Гантимир оказал решающее влияние на установление партнерских отношений с Российским государством, в 80-х гг. XVII столетия приняв христианство и подданство России. Правитель добился права автономного управления народом, взамен обязывался охранять границы от монгольских набегов и предоставлять, в случае необходимости, обученных воинов. Столетие спустя создан пятисотенный Тунгусский казачий конный полк, в середине XIX столетия включенный в состав Забайкальского конного войска.
Приход советской власти эвенки не приняли, в 1924-1925 гг. затеяв Тунгусское восстание, которое было быстро подавлено. В 1930-х гг. начинается преподавание в местных школах на эвенкийском языке. Вместе с тем создаются колхозы и горпромхозы, народу навязывается оседлый образ жизни: существовавший веками жизненный уклад разрушался, ассимиляция стирала национальные особенности. Сегодня традиционные виды деятельности, в том числе кочевое оленеводство, сохраняются лишь в труднодоступных северных регионах. Большая часть эвенков ведет современный образ жизни, из привычных занятий практикуя лишь охоту.

Внешность и характер

Смешение с рядом аборигенных и соседских народов, а также значительная территория расселения привели к выделению среди эвенков трех антропологических типов внешности. Среди них:

Несмотря на различия, выделяют следующие характерные черты внешности тунгусов:

  • средний рост;
  • непропорциональное телосложение;
  • округлая форма лица;
  • широкие дугообразные брови;
  • узкие темно-коричневые глаза;
  • широкий плоский лоб;
  • выдающиеся скулы;
  • заостренный подбородок;
  • широкий рот;
  • черные жесткие волосы;
  • слабая растительность на лице и теле.

Одежда


Семейный уклад

Эвенки жили патриархальными общинами, состоявшими из 2-3 поколений, младший сын обычно оставался жить с родителями. Старшие женились, уходили из отчего дома в новые чумы. Род играл определяющую роль, состоял из малых семей, связанных близким и дальним родством по мужской линии. Летом, когда наступал срок родов важенок, связанные семьи собирались на общую стоянку: происходили совместные праздники, гулянья, свадьбы, укреплялись родовые отношения. Зимой малые семьи уходили на кочевку, объединяясь по 2-3 чума.
Брачный возраст мужчин наступал поздно: в 20-30 лет. Женщин в супруги предпочитали брать опытных, старше 20 лет, однако случались браки с девочками 12-15 лет. Свадьбы происходили по сговору с уплатой калыма, включавшего одну из трех форм:

  1. Олени (от 2 до 15).
  2. Отработка в семье невесты.
  3. Обмен сестрами между двумя семьями.

Женщины

Добрачные связи не были под запретом, однако за невест, которые до брака вели свободный образ жизни, давали калым меньшего размера. В жизни эвенков женщина имела зависимое положение: ей запрещалось есть вместе с гостями, перечить мужу, переступать через оружие, участвовать в общественных делах, наследовать имущество. Уважением пользовались пожилые женщины: в верованиях эвенков хозяйкой земли и тайги, духом Вселенной была женщина, представляемая в виде сгорбленной старушки.


Существовали специальные семейные обряды, выполнять которые могла только жена. Женщина была хранительницей очага: следила, чтобы он не погас, занималась кормлением — бросала в огонь мясо после охоты, перед приемом пищи. Важное место занимал обряд улгани, посвященный приветствию весенних перелетных птиц. Исполняли обряд пожилые женщины: ежегодный прилет птиц эвенки связывали с круговоротом жизни, а опытные рожавшие женщины несли вечную связь рождения и смерти. Действо заключалось в завязывании на сакральных деревьях или семейных идолах цветных лент, с просьбой благополучия, приветствием вестников весны.

Жилище

Традиционное жилище эвенков — чум-урус конической формы. Основа из плотно собранных жердей зимой покрывалась оленьими шкурами. Летом — прокопченными и вымоченными берестяными покрывалами: обработка материала давала мягкость, прочность, делала его непромокаемым. Покидая место стоянки, основу из жердей сохраняли, с собой забирали шкуры, бересту, утварь.
В центре уруса располагался открытый очаг или мазаный глиной камин, сверху размещали жердь для котла. Задняя часть чума предназначалась для почетных гостей, заходить на нее женщинам не полагалось. Оседлые эвенки проживали в полуземлянках с плоской крышей, скотоводы строили юрты, наподобие монгольских.


Жизнь

Эвенки ассимилировали аборигенные северные народы, подвергались влиянию бурятов и якутов, что привело к возникновению разных по типу хозяйствования ветвей:

  1. Пеших собаководов, занимавшихся рыбной ловлей.
  2. Охотников-оленеводов.
  3. Оседлых скотоводов.


Охотились поодиночке, на крупного зверя шли группами 3-5 человек. Использовали луки, самострелы, рогатины, выслеживали лосей, оленей, медведей, зайцев, соболей. Для маскировки надевали шкуру с головы оленя, зашивая прорези от глаз и рогов бисером.
Рыбная ловля играла для большинства эвенков второстепенную роль. В реки выходили на лодках-долбянках, лодках, сделанных из бересты, кожи оленей, морских животных. Рыбу лучили, пронзали острогой, реже устраивали запоры. Женщины занимались собирательством кореньев, трав, орехов, земледелие и огородничество развито не было.

Религия

Традиционная религия эвенков — шаманизм, основанный на обожествлении сил природы, анимизме, вере в духов-хозяев и покровителей. Вселенная Буга разделялась на 3 мира:

Шаманы путешествовали между мирами, были проводниками между живыми и мертвыми, приносили вести богов и погибших предков. Костюм шамана олицетворял волка или медведя, был украшен анимистическими фигурками, бахромой, птичьими перьями. Для обрядов использовали бубен, варган, неизменным элементом был огонь.


Шаманы участвовали в общих родовых праздниках, помогали при родах и болезнях, предсказывали будущее. Местами молений были большие поляны при общих родовых сборах, сакральные деревья, горные перевалы, большие камни.

Традиции


К приходу в регион русских, умерших хоронили в земле, в деревянных ящиках. По представлениям эвенков, в нижнем мире души продолжали жить так же, как в среднем. Однако после смерти все переворачивалось с ног на голову, поэтому умершему в гроб клали вещи из его повседневной жизни сломанными: трубку, лук, стрелы, предметы обихода, украшения.

На территорию Красноярского края эвенки стали проникать с веков из Прибайкалья, спускаясь по рекам Нижняя Тунгуска и Ангара.

Эвенки проживают на большой территории: от побережья Охотского моря на востоке до Енисея на западе, от Северного Ледовитого океана на севере до Прибайкалья и Амура на юге. За пределами России эвенки живут в Маньчжурии (Китай) и Монголии.

В Российской Федерации общая численность эвенков составляет 37 843 человека, по данным переписи 2010 г. Территориями преимущественного проживания являются Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Хабаровский край, Республика Бурятия, Читинская и Амурская области.

Говорят на эвенкийском языке группы алтайской семьи. Диалекты делятся на три большие группы: северную (к северу от Нижней Тунгуски), южную (к югу от Нижней Тунгуски), и восточную (к востоку от Витима и Лены). В была создана письменность на основе латинского, в 1937 г. — русского алфавита. Литературный язык — на основе говора.

Делятся на несколько субэтнических групп. Наибольшее различие — между западными (Красноярский край, Иркутская обл. и др.) и восточными (Амурская обл., Хабаровский край) эвенками. До XIX в. выделялась многочисленная группа так называемых конных эвенков Забайкалья, которая впоследствии была ассимилирована бурятами и русскими.

Где и когда появился народ, называемый эвенками, до сих пор неясно. Считается, что процесс его формирования начался еще в 1-м тыс. путем смешения местного населения Восточной Сибири с тунгусскими племенами, пришедшими из Прибайкалья и Забайкалья. В результате образовались различные типы эвенков: пешие (охотники), орочен — оленные (оленеводы) и мурчен — конные (коневоды).

На территорию Красноярского края эвенки стали проникать с из Прибайкалья, спускаясь по рекам Нижняя Тунгуска и Ангара. В XVIII в. ангарские эвенки откочевали на север, в район Подкаменной Тунгуски. Другие группы мигрировали в западном направлении, достигнув Енисея. Затем они повернули на север, расселяясь по енисейским притокам (реки Сым и Турухан), вплоть до Хантайского озера на Таймырского полуострова.

В 1927 г. были образованы Илимпийский, Байкитский и национальный районы, объединенные в 1930 г. в Эвенкийский национальный округ, с 1987 г. — автономный округ, с 1992 г. — самостоятельный субъект РФ, с 2007 г. — муниципальный район в составе Красноярского края.

В Красноярском крае численность эвенков со второй половины XX в. была стабильной, на уровне 4,2—4,5 тыс. человек. По данным переписи 2010 г., в Красноярском крае проживают 4372 эвенка. Здесь имеется 14 мест компактного проживания эвенков и несколько факторий, в т. ч. поселок Хантайское Озеро, где эвенки живут совместно с долганами, поселок Советская Речка Туруханского района и поселок Вельмо района, фактории Чиринда и Эконда.

Эвенки - один из самых интересных народов Сибири. О них мы сегодня вкратце и расскажем.

Первые сведения о них относятся еще к XII-му столетию. По внешности - типичный монголоиды. Язык эвенков, сегодня увы, стоящий на грани забвения, относится к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи. Ближайшие родственники эвенков - нанайцы, удэгейцы, эвены, манчжуры . Совсем дальние - тюрки .

Где живут эвенки

Известно, что на момент прихода русских в Сибирь (XVI век), рыбаки и оленеводы-эвенки занимали просто потрясающую территорию - кочевали от Камчатки до берегов Енисея до самой китайской границы. Своей землей философски называли любую, где только могли пройти. Посему дать им автономию или округ оказалось задачей весьма непростой.

Сегодня эвенки живут во множестве сибирских регионов России: Якутии, Красноярском и Хабаровском краях, Амурской и Иркутской областях. Прежде имели свой автономный округ, в 2007-м году на правах Эвенкийского района присоединенный к Красноярскому краю.

Часть эвенков исторически живет также в Монголии и северном Китае, где они - единственный народ оленеводов.

Как появились эвенки

Прародиной предков эвенков, известного по китайским летописям народа увань , ученые считают берега Байкала. Отсюда они (Глазковская культура) широко и расселились по всей матушке-Сибири.

Впрочем, это лишь одна из версий - точно происхождение разбредшихся по всей земле сибирской эвенков никому неизвестно.

Примерно в XI-XIII вв единый массив эвенков разрезал на две части внезапный приход с юга на сибирскую землю воинственных якутов. В результате от эвенков отделился близкородственный этнос эвенов (около 20 тысяч душ).

Сегодня эвенков в мире насчитывается около 80 тысяч человек. Самоназвание их звучит как эвенил. Прежде русские звали их тунгусами, название это сохранилось в ряде рек Сибири - Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска. Отсюда же и знаменитый Тунгусский метеорит.

Кто по религии эвенки

По сей день многие эвенки считаются язычниками-шаманистами. Называют своими предками оленя, медведя и ворона, говорят что живут непосредственно под покровительством вечной Полярной звезды.

Впрочем, немало эвенков следуют и православию. А в Китае и Монголии еще и тибетскому варианту буддизма.

Почему эвенков называют аристократами Сибири?

Любопытный момент. Именно эвенки первыми в истории додумались изготовлять солнечные очки. Мастерили такой аксессуар из кости животных, обтягивали кожей, в которой прорезали узкие отверстия для глаз.

Эвенки не освоили искусства обращения с лошадьми. Но зато великолепно научились скакать на северных оленях. Причем, могли проводить верхом на этих своенравных животных по много часов. Легко себе представить, какое впечатление производили на европейцев эвенкийские всадники на оленях.

Эвенки (эвэнк — самоназвание) — народ, живущий на территории, расположенной от побережья Охотского моря до Енисея и от Северного Ледовитого океана на севере до Прибайкалья и до реки Амур, главным образом в Якутии, Эвенкии и Красноярском крае.

Постепенно племена эвенков были вытеснены якутами, русскими и бурятами с части своей территории и переселились в Северный Китай. В позапрошлом веке Эвенки появились на нижнем Амуре и Сахалине. К тому времени народ был частично ассимилирован русскими, якутами, монголами и бурятами, даурами, маньчжурами и китайцами.

К концу XIX века общая численность эвенков составляла 63 тысячи человек. Согласно данным переписи 1926-1927 годов в СССР их проживало 17,5 тысяч. В 1930 году Илимпийский, Байкитский и Тунгусо-Чунский национальные районы были объединены в Эвенкийский национальный округ. По данным переписи 2002 года на территории России проживает 35 тысяч эвенков.

История эвенков

Быт эвенков

Эвенки-оленеводы использовали животных при езде верхом (в том числе и для охоты) и под вьюк, доили. После окончания охотничьего сезона несколько эвенкийских семей обычно объединялись и перекочёвывали в другое место. У некоторых групп были известны нарты различных типов, которые были заимствованы у ненцев и якутов.

Эвенки разводили не только оленей, но и лошадей, верблюдов, овец. В некоторых местах была распространена охота на тюленя и рыболовство.

Традиционными занятиями эвенков была обработка шкур, бересты, кузнечество, в том числе на заказ. В Забайкалье и Приамурье эвенки даже переходили к оседлому земледелию и разведению крупного рогатого скота. В 1930-х годах начали создаваться оленеводческие кооперативы, а вместе с ними и стационарные посёлки. В конце прошлого века эвенки стали образовывать родовые общины.

Традиционной пищей эвенков являются мясо и рыба. В зависимости от рода занятий эвенки также употребляют в пищу ягоды, грибы, а осёдлые — овощи, выращиваемые на собственных огородах. Основной напиток – чай, иногда с оленьим молоком или солью.

Национальное жилище эвенков — чум (дю). Он состоит из конического остова из жердей, покрытых шкурами (зимой) или берестой (летом). В центре располагался очаг,а над ним – горизонтальная жердь, на которую подвешивался котёл. В то же время у различных племён в качестве жилища использовались полуземлянки, юрты различных типов и даже заимствованные у русских срубные строения.

Быт эвенков

Культура эвенков

Эвенки говорят на собственном (эвенкийском) языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. По диалектам, распространённым в различной местности, он разделяется на группы: северный, южный и восточный. Больше половины эвенков владеют русским языком, а около трети и вовсе считают его родным.

Верующие эвенки в основном православные, хотя кое-где сохранились культы духов, промысловые и родовые культы, шаманизм. Традиционная одежда эвенков: суконные натазники, ноговицы, кафтан из оленьей шкуры, под который надевался специальный нагрудник. Женский нагрудник отличался бисерным украшением и имел прямой нижний край. Мужчины носили пояс с ножом в ножнах, женщины – с игольницей, трутницей и кисетом. Одежда украшалась мехом, бахромой, вышивкой, металлическими бляшками, бисером.

Общины эвенков обычно состоят из нескольких родственных семей, насчитывающих от 15 до 150 человек. До прошлого века сохранялся обычай, согласно которому охотник должен был отдавать часть добычи сородичам. Для эвенков характерна малая семья, хотя раньше в некоторых племенах было распространено многожёнство.

Национальный фольклор эвенков включал песни-импровизации, мифологический и исторический эпос, сказки о животных, исторические и бытовые предания. Некоторые группы эвенков имели своих эпических героев. Национальные музыкальные инструменты эвенков: варган, охотничий лук. Из народных промыслов были развиты художественная резьба по кости и дереву, обработка металла, вышивка бисером, тиснение по бересте.

Читайте также: