Этносоциологическое изучение общества доклад

Обновлено: 17.05.2024

Социальная структура общества вместе с другими аспектами характеризуется наличием и взаимодействием социально-этнических общностей. Социология изучает генезис, сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэтнические (межнациональные) отношения и разрабатывает основные методологические принципы их исследования.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………. 2
Этническая социология………………………………………………………3
Предмет и объект этнической социологии…………………………………….3
О методологии исследований…………………………………………………. 4
Функции этнической социологии и основные типы исследования…..………6
Этническая общность. Этнос. Народ. Нация………………………………10
Взаимодействие этносов…………………………………………………….13
Результаты взаимодействия этносов…………………………………………..13
Национально-этнические отношения………………………………………….15
Содержание межнациональных отношений…………………………………..17
Гармонизация межнациональных отношений…………………………….…..19
Этноцентризм………………………………………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………………23
Список использованной литературы……………………………………………..24

Содержимое работы - 1 файл

Реферат - Этническая социология.doc

Содержание

Введение………………………………………………………… …………………. 2

  1. Этническая общность. Этнос. Народ. Нация………………………………10
  1. Взаимодействие этносов…………………………………………………….13

Заключение…………………………………………………… ……………………23

Список использованной литературы…………………………………………….. 24

Введение

Социальная структура общества вместе с другими аспектами характеризуется наличием и взаимодействием социально-этнических общностей. Социология изучает генезис, сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэтнические (межнациональные) отношения и разрабатывает основные методологические принципы их исследования. Этносоциологическое изучение современного общества имеет прежде всего практическую ценность. Исследования социологических аспектов этнических процессов, отношений, различий особенно значимы для полиэтнических, многонациональных государств, в том числе и для Российской Федерации.

Этническая социология изучает весьма сложную сферу национально-этнических отношений. Эти отношения касаются практически всех сторон жизни различных этнических общностей. К тому же они нередко бывают весьма запутанными и противоречивыми. В них выражаются природные и социально-психологические качества этнических общностей, или этносов. Попробуем разобраться в сути этих явлений и отражающих их понятий, а также в содержании национально-этнических отношений и исторических тенденциях их развития, в содержании так называемого национального вопроса и его решении в современных условиях.

1. Этническая социология

1.1. Предмет и объект этнической социологии

Этническая социология в том виде, как она представлена в последнем десятилетии XX в., начала развиваться на отечественной почве в конце 60-х годов, чему способствовало возрождение социологии после XX съезда КПСС.

С самого начала предметная область этнической социологии была достаточно широкой. В центре внимания оказались: социальная структура народов, особенности социальных изменений в их среде; миграции; специфика внутрисемейных отношений у народов с учетом социальной дифференциации; тенденции в использовании языков в различных социальных группах; соотношение модернизированной и традиционной культуры, функционирующей в городе и деревне, в социальных группах; межкультурные взаимодействия; этническое самосознание; межэтнические отношения. Этносоциологию определили как пограничную научную дисциплину, изучающую социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах. Народы-этносы в их социальном многообразии были в центре ее изучения. Народы изучаются и этнографами, или, как теперь говорят, этнологами. Однако у этносоциологов есть особенности и в объекте, и в предмете изучения. В этносоциологических исследованиях объект изучается через личность, включенную в этническую группу. Этнические группы в социологическом понимании — это сегменты, части общества, члены которых осознают себя (или считаются с точки зрения других) носителями общей культуры и обладают чувством солидарности.

Этносоциология формировалась как специальная социологическая теория среднего уровня на основе эмпирических исследований.

Предмет этносоциологии — изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды.

Область этносоциологического изучения чрезвычайно широка. Это — этнические особенности социальных изменений (прежде всего в среде русских и титульных этносов республик, а также в диаспорах), в том числе тенденции в профессиональных ориентациях, темпы социальных перемещений в этнических группах, внутриреспубликанская и межреспубликанская миграция в Российской Федерации, и межгосударственная миграция на постсоветском пространстве; этническая специфика внутрисемейных отношений; тенденции изменений в использовании русского языка и языков титульных народов республик и диаспор в различных социальных группах; соотношение современной и традиционной культуры в социальных группах; роль традиционализма в политической жизни и социальном поведении, процессах модернизации, постиндустриальном развитии; межкультурные взаимодействия, проблемы межкультурных границ, роль религии в культурной дистанции, этническое самосознание, авто- и гетеростереотипы, внутриэтническая солидарность; этнические интересы и установки на межэтническое общение, межэтнические ориентации, толерантность и нетерпимость, проблемы национализма, социальные и социально-психологические основы межэтнических конфликтов. По существу этносоциология изучает этническую специфику всех социально значимых областей жизни общества, рассматривая их с точки зрения социологических критериев и с применением методики социологического исследования.

1.2. О методологии исследований

Как и в исследованиях других направлений социологии, этносоциологи стремятся осуществить комплексный подход, т.е. учитывать особенности не только макросреды — социально-политические и экономические условия в стране, но и мезо- и микросреды — конкретную обстановку в республиках, этнокультурную специфику контактирующих групп и уровень их общения (теоретическую вероятность контактов и характер расселения), различия по типу городов и сел, их этническому составу, а также особенности производственных коллективов, типы семьи и т.д.

Этносоциология — междисциплинарное научное направление, и это усложняет методологию этносоциологических исследований. Каждый раз приходится соотносить методологические принципы, позволяющие изучать закономерности общественного развития, развития этнической группы и личности. При таком варианте наиболее общим принципом является принцип деятельности. Деятельность в социологии рассматривается как способ существования человеческого общества, как реализация социальных законов, которые и проявляются через деятельность людей. Через деятельность личность включается в систему общественных отношений. Внутриэтнические и межэтнические отношения являются одним из их видов и сопряжены со всей системой общественных отношений.

Применяя принцип деятельности к изучению личности, включенной в этническую группу, этносоциологи, как и социологи, работающие в других направлениях, используют ряд социологических подходов для изучения и объяснения различных фактов. Совокупность таких подходов составляет методологию, применяемую в данной области знания.

Понять поведение людей в сферах, затрагивающих этнические стороны их бытия, помогает также подход, который выявляет взаимоотношения. Согласно данному подходу, взаимодействия людей друг с другом обусловлены ролями. Роль — это поведение людей, которого ожидают от них, когда они занимают определенную позицию в группе. У человека бывает множество ролей: и в семье, и на работе, и в неформальных образованиях, в каких-то общностях, группах. Наконец, очень важный подход — психологический. Он объясняет поведение людей как личностей, т.е. не просто как индивидов, а людей, включенных в этническую группу в том смысле, что в их представлениях или поведении присутствует в той или иной мере этничность. С точки зрения этого подхода, этническая идентичность, взгляды, мотивы поведения, социальные установки, ценностные ориентации понимаются как результат взаимодействия личности и общества, влияния среды, в том числе этнической, на личность в процессе ее социализации и деятельности.

1.3. Функции этнической социологии и основные типы исследования

Подобно другим направлениям социологического знания, этносоциология выполняет теоретико-позновательную, прогностическую, практика-преобразовательную и просветительскую функции. Что касается первой — теоретико-познавательной — функции, то необходимо остановиться на следующих наиболее важных моментах развития этносоциологического знания.

Научное исследование предполагает изучение конкретного объекта с помощью мобилизации всего необходимого объема знаний. Объектом в этносоциологии являются, как уже отмечалось, народы, этнические группы в их социальной дифференциации, а также социальные группы с присущими им этническими особенностями.

Специфика объекта познания в любой науке неизбежно ставит перед исследователем вопрос о характере привлекаемых данных, с помощью которых можно получить наиболее полное и точное знание об изучаемом объекте. В этнической социологии, возможно, в силу первоначальных профессиональных ориентацией исследователей, с самого начала привлекались как факты открытого поведения групп, в том числе исторические события, в которых проявились действия этнической общности, так и факты, характеризующие сознание групп.

Итак, мобилизация необходимого объема знаний как одна из непременных черт научного исследования в этносоциологии имеет ту специфику, что предполагает большее, чем во многих других направлениях социологии, привлечение исторических и этнокультурных данных. Но это одна сторона процесса реализации этносоциологией ее теоретико-познавательной функции.

Другой стороной научных исследований в этой отрасли социального знания служит решение теоретико-познавательных задач, и прежде всего выявление логических, причинно-следственных, закономерных связей. Социология не столь строгая наука, как математика, поэтому приданию логической строгости в ней служит такой этап в исследованиях, как формулирование гипотез и последующая проверка их на стадии обобщения эмпирического материала.

К теоретико-познавательной функции относится и формулирование специальных теорий. Ведь, начиная исследование, ученые на стадии теоретической подготовки, как правило, отбирают общие теории, т.е. определяют методологию работы, и теории среднего уровня, или специальные теории, ориентирующие на изучение именно конкретного избранного предмета. На завершающем же этапе делаются выводы на базе данных, полученных в ходе исследования, и эти выводы либо подтверждают и развивают специальные теории, либо формулируют новые.

Следующую функцию социологических исследований в любой области называют практико-преобразовательной. С самого начала в качестве цели исследования ставится не только объяснение полученных фактов, проверка гипотез, но и прогнозирование в будущем новых процессов и явлений, а также тенденций развития существующих, поэтому нередко ученые выделяют в качестве самостоятельной прогностическую функцию науки. Именно процесс объяснения и прогнозирования дает основание для последующей выработки практических рекомендаций (на этом основании некоторые ученые считают возможным вычленить у науки так называемую практическую, или инженерную, функцию).

Э̀тносоциоло́гия (этническая с оциология) — дисциплина, изучающая социальные процессы и явления в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах.

Этническая социология — часть социологии, одно из ее направлений (как и социология семьи, сельская социология и т. д.). Предметом этносоциологии является изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды [1] .

Основные темы, разрабатываемые этносоциологами:

  • влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения;
  • использование и рациональное распределение трудовых ресурсов с учетом их этнической принадлежности;
  • социальная детерминированность национальн ого самосознания, межнациональных отношений;
  • межэтнические конфликты;
  • национальные особенности ценностных ориента ций, стереотипов поведения, культурных интересов и потребностей в социальных группах;
  • этноязыковые процессы, в том числе билингвизм.

Этническая социология в том виде, как она представлена в последнем десятилетии XX в., начала развиваться на отечественной почве в конце 60-х годов, чему способствовало возрождение социологии после XX съезда КПСС.

Во второй половине XIX — начале XX в. в Русском географическом обществе развернуло свою деятельность Отделение этнографии. Оно собирало материал по специально разработанной программе сначала о нерусских народах, затем о жизни русского народа.

Заметной тенденцией развития науки о народах был взгляд на нее, исходивший от классического эволюционизма, как на всеобъемлющую науку.

В 1925г. факультет общественных наук МГУ был преобразован в этнологический факультет и просуществовал до 1930г. В курсах, которые читались на факультете, духовная и материальная культура рассматривались в контексте социальной жизни, как ее тогда понимали ученые, хотя не все принимали такую ее расширительную трактовку.

В конце 20-х — начале 30-х годов в этнологии, как и в других областях обществознания, шли бурные дискуссии на почве теоретических разногласий и утверждения марксистской методологии в исследовании народов. В результате этнология превратилась в этнографию и обрела статус отрасли исторической науки.

Изменения в этнографии наметились в 50-х годах, когда появился интерес к странам, получившим независимость после второй мировой войны, а во внутренней политике советское руководство хотело показать успехи в национальной сфере. Но до 60-х годов о соединении этнологии с конкретно-социологическим подходом не могло быть и речи, ибо на этнографию чаще всего смотрели как на науку о традиционной архаике.

Ситуация изменилась после XX съезда КПСС. Возрожденная социология обратилась к исследованию изменений, происходивших в жизни народов, в межэтнических отношениях, поскольку Советский Союз был полиэтническим государством, в котором нерусские в 60-х годах составляли 45% населения. 14 народов (35% населения страны) имели свои союзные республики, в 12 из которых титульный этнос являлся большинством.

Кроме того, в административном делении имелось 20 автономных республик (16 из них — в РСФСР), в пяти из которых тогда, а по последующим переписям в семи, титульный этнос составлял большинство.

Практически все республики были полиэтническими, поэтому серьезные исследования социальных изменений в стране становились невозможными без учета этнического многообразия. Вообще, надо сказать, регулирование межэтнических отношений в России, в том числе и в советское время, всегда было нелегкой проблемой. На XX съезде КПСС этому вопросу — впервые после тридцатилетнего перерыва — был посвящен специальный раздел доклада, он многократно упоминался в выступлениях делегатов, как, впрочем, и на последующих съездах.

Так постепенно начала вновь осознаваться потребность в социологических знаниях, отражающих реальную ситуацию изменений в жизни народов, их самосознании, межэтнических отношениях.

Предмет и объект этнической социологии

С самого начала предметная область этнической социологии была достаточно широкой. В центре внимания оказались: социальная структура народов, особенности социальных изменений в их среде; миграции; специфика внутрисемейных отношений у народов с учетом социальной дифференциации; тенденции в использовании языков в различных социальных группах; соотношение модернизированной и традиционной культуры, функционирующей в городе и деревне, в социальных группах; межкультурные взаимодействия; этническое самосознание; межэтнические отношения.

Этносоциологию определили как пограничную научную дисциплину, изучающую социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах 12 . Народы-этносы в их социальном многообразии были в центре ее изучения.

Народы изучаются и этнографами, или, как теперь говорят, этнологами. Однако у этносоциологов есть особенности и в объекте, и в предмете изучения.

В этносоциологических исследованиях объект изучается через личность, вклю ченную в этническую группу. Этнические группы в социологическом понимании — это сегменты, части общества, члены которых осознают себя (или считаются с точки зрения других) носителями общей культуры и обладают чувством солидарности.

Предмет этносоциологии — изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды.

Область этносоциологического изучения чрезвычайно широка. Это — этнические особенности социальных изменений (прежде всего в среде русских и титульных этносов республик, а также в диаспорах), в том числе тенденции в профессиональных ориентациях, темпы социальных перемещений в этнических группах, внутриреспубликанская и межреспубликанская миграция в Российской Федерации, и межгосударственная миграция на постсоветском пространстве; этническая специфика внутрисемейных отношений; тенденции изменений в использовании русского языка и языков титульных народов республик и диаспор в различных социальных группах; соотношение современной и традиционной культуры в социальных группах; роль традиционализма в политической жизни и социальном поведении, процессах модернизации, постиндустриальном развитии; межкультурные взаимодействия, проблемы межкультурных границ, роль религии в культурной дистанции, этническое самосознание, авто- и гетеростереотипы, внутриэтническая солидарность; этнические интересы и установки на межэтническое общение, межэтнические ориентации, толерантность и нетерпимость, проблемы национализма, социальные и социально-психологические основы межэтнических конфликтов. По существу этносоциология изучает этническую специфику всех социально значимых областей жизни общества, рассматривая их с точки зрения социологических критериев и с применением методики социологического исследования.

Этническая социология в системе научных знаний

Этническая социология- часть социологии, одно из ее направлений (как и социология семьи, сельская социология и т.д.). Этносоциологическая теория — это теория среднего уровня. В рамках ее или как сопредельные с нею разрабатываются теории этнической стратификации, социальных параметров этнодемографии, этноязыковых процессов, межкультурных взаимодействий, этнической идентичности, межэтнических отношений. (Подробнее об этом рассказывается в специальных разделах книги.) В целом внутренняя интегрированность этносоциологического направления в социологии заметно усилилась.

В российской социологии на этнометодологию сейчас обращается особое внимание, хотя в западной социологии дискуссии вокруг нее прошли в 70-х годах и теперь ее роль там не столь заметна. Критика шла по нескольким направлениям; отмечалось, в частности, что она занимается тривиальными темами, ориентируется на идею сверхупорядоченности повседневной жизни, тогда как сама жизнь изобилует конфликтами и фактами непонимания людьми друг друга, этнометодология пренебрегает социальными факторами, направляющими деятельность людей. Тем не менее, само появление этнометодологии ориентирует на изучение повседневности, а повседневность имеет в немалой степени и этническую специфику. Можно ожидать, что внимание к ней не ослабнет.

Концептуальной идеей этнометодологии является идея значения практик. Согласно этой идее, смысл явлений фиксируется в действиях, по отношению к которым слова — только часть практики. Значение же практик громадно. Вспомним, например, выборы президента А.Масхадова в Чечне. Сама процедура выборов была вполне демократичной. Но понять, какие механизмы были включены (договаривались в тейпах, между командирами и т.п.), можно, только хорошо зная этнокультурную специфику народа, т.е. ту фоновую практику, без которой понять суть происходящего в чеченском обществе просто нельзя. Поэтому ее (практику) важно зафиксировать и всесторонне анализировать.

Исследовательский интерес к разнообразию человеческих обществ и культур возник давно. Поэтому к категории "зачатков" социологического и этнографического знания иногда относят отдельные сочинения древних и средневековых авторов. Однако историю современных представлений об обществе, государстве и народе все же принято начинать с более позднего времени — эпохи Великих географических открытий, Реформации и первых европейских революций. На этом этапе преобладали описательный и умозрительный подходы . Попытки же регулярных прикладных и аналитических исследований феномена этничности и всего, что с ним связано, стали предприниматься только с XIX века. Их появление было вызвано несколькими причинами: во-первых, процессом образования национальных государств и сопутствовавшим ему кризисом "старых" европейских империй (Оттоманской, Австро-Венгерской, в меньшей степени Российской); во-вторых, колониальной экспансией отдельных западноевропейских стран, США, Японии, России в Старом и Новом свете. Изыскания велись параллельно в рамках нескольких дисциплин: демографии, истории, права, социологии, физической антропологии, филологии, философии, этнографии и др. (из диссертации Кудрина)

Как и в исследованиях других направлений социологии, этносоциологи стремятся осуществить комплексный подход , т.е. учитывать особенности не только макросреды — социально-политические и экономические условия в стране, но и мезо- и микросреды — конкретную обстановку в республиках, этнокультурную специфику контактирующих групп и уровень их общения (теоретическую вероятность контактов и характер расселения), различия по типу городов и сел, их этническому составу, а также особенности производственных коллективов, типы семьи и т.д. (учебник Арутюнова и др.)

Этносоциология — междисциплинарное научное направление, и это усложняет методологию этносоциологических исследований. Каждый раз приходится соотносить методологические принципы, позволяющие изучать закономерности общественного развития, развития этнической группы и личности . При таком варианте наиболее общим принципом является принцип деятельности . Деятельность в социологии рассматривается как способ существования человеческого общества, как реализация социальных законов, которые и проявляются через деятельность людей. Через деятельность личность включается в систему общественных отношений. Внутриэтнические и межэтнические отношения являются одним из их видов и сопряжены со всей системой общественных отношений.

Такой подход близок к функционализму Г. Спенсера и Э. Дюркгейма, которые считали, что общественные явления можно объяснить, анализируя их функции в общественной системе.

Применяя принцип деятельности к изучению личности, включенной в этническую группу, этносоциологи, как и социологи, работающие в других направлениях, используют ряд социологических подходов для изучения и объяснения различных фактов. Совокупность таких подходов составляет методологию, применяемую в данной области знания.

Один из них — культурологический , согласно которому поведение людей рассматривается и объясняется через господствующие в той или иной культуре ценности и правила поведения. Другой подход — рассмотрение фактов через совместную социальную деятельность людей , в ходе которой возникают особые коммуникативные связи. Понять поведение людей в сферах, затрагивающих этнические стороны их бытия, помогает также подход, который выявляет взаимоотношения . Согласно данному подходу, взаимодействия людей друг с другом обусловлены ролями. Наконец, очень важный подход — психологический. Он объясняет поведение людей как личностей, т.е. не просто как индивидов, а людей, включенных в этническую группу в том смысле, что в их представлениях или поведении присутствует в той или иной мере этничность.

Как правило, этническая идентичность формируется и существует в контексте того социального опыта и процесса, с которыми идентифицируют себя люди, или идентифицируются другими, как члены определённой этнической группы. С внутригрупповой точки зрения, идентичность группы основывается на комплексе культурных черт, которыми члены этой группы отличают себя от всех других групп, даже если они в культурном отношении очень близки. Различия, которые они могут проводить по отношению к другим, обычно довольно определённы и многоуровневые, тогда как внешние представления о группе имеют тенденцию к генерализации и стереотипичным критериям при определении характеристик группы. Так, например, цыгане в разных странах мира отличают себя не только от не-цыган, но и от других групп цыган. Этническая реальность предполагает существование социальных маркёров как признанных средств дифференциации групп, сосуществующих в более широком поле социального взаимодействия. Эти различительные маркёры образуются на различной основе, включая физический облик, географическое происхождение, хозяйственную специализацию, религию, язык и даже такие внешние черты, как одежда или пища.

2. Типы этносоциологических исследований.

Типы этносоциологических исследований соотносимы с типами исследований социологических и могут быть как качественными, так и количественными. В этносоциологических исследованиях могут быть использованы практически все методы конкретно-социологических исследований. Наиболее распространенными являются методы интервью, формализованного опроса, наблюдения и контент-анализ документов.

3. Организация этносоциологического исследования и ее сложности.

В процессе организации этносоциологического исследования необходимо учитывать факторы, которые обуславливают специфику подобных исследований , прежде всего, это этнические условия, в которых необходимо провести исследование. К таким факторам можно отнести: моно- или полиэтничность региона, где проводится исследование, выбор языка исследования, взаимодействие с представительными органами различных этнических групп.

4. Особенности программы этносоциологического исследования.

Основная особенность программы этносоциологического исследования заключается в том, что исследователь может выбрать этническую позицию , с которой будет проводиться исследование. Т.е. глазами какой этнической группы (или с нейтральных позиций) будет рассматриваться выборочная совокупность. Например, если проводится исследование взаимоотношений татарского, башкирского и русского населения в республике Башкортостан, соответственно, на ход и результаты исследования будет влиять с точки зрения татар, башкир или русских будет смотреть исследователь. Оптимальным и наиболее научным в данном случае, является нейтральное положение исследователя.

Существенные проблемы могут возникнуть и на этапе операционализации терминов, поскольку в один и тот же термин, представители различных этнических групп могут вкладывать разное значение в следствие различия культур.

Этническая социология – сравнительно молодая отрасль научного знания, формирование которой происходит на протяжении ХХ столетия. Как и всякая область научных исследований, этносоциология развивается, отвечая одновременно потребностям изменяющейся социальной практики и предметной дифференциации фундаментальной науки.

Файлы: 1 файл

Этносоциология как научная дисциплина.docx

Этносоциология как научная дисциплина

Этническая социология – сравнительно молодая отрасль научного знания, формирование которой происходит на протяжении ХХ столетия. Как и всякая область научных исследований, этносоциология развивается, отвечая одновременно потребностям изменяющейся социальной практики и предметной дифференциации фундаментальной науки.

Объектом этносоциологии, как и этнологии, этнографии и культурной антропологии является этническая общность. Но предметные области каждая из этих наук в этом объекте выделяет свои. Предметом этносоциологии является изучение специфического преломления социальных процессов в разной культурной среде и влияния этнического фактора на протекание общесоциальных процессов и функционирование социальных институтов.

Первый подход требует рассмотрения общества в целом, его системной целостности, которую невозможно обнаружить при близком рассмотрении (опросы общественного мнения, интервью, отслеживание событий конкретной истории и пр.): здесь требуется выход на высокий уровень теоретического абстрагирования от конкретно наблюдаемых явлений и процессов. Второй подход к определению предмета, напротив, требует приближения к нему: включенного наблюдения, интервьюирования специалистов-экспертов и массовых опросов населения, анализа статистических данных, описывающих динамику конкретных процессов и явлений. Сближение этих двух уровней исследования – теоретического и эмпирического – стало наблюдаться в начале ХХ в. когда ученые подошли к необходимости анализировать развитие социальных процессов, явлений и структур локального уровня. В центр внимания стали попадать не только глобальные явления (например, мир как целое, урбанизация и модернизация современного общества и др.) и не только микрогруппы (например, семья), но и локальные сообщества – городское или сельское поселенческие сообщества, национальное (государственное) сообщество. К числу таких локальностей относится и этнос. Исследование локальных сообществ потребовало использования как методов теоретической социологии, так и эмпирических методик. Такой сплав позволял, с одной стороны, выйти на уровень теоретических обобщений накопленных фактов, а с другой – вносить коррективы в теоретические построения, описывающие макросоциологические процессы. Так в социологии возникли теории среднего уровня, одной из которых является этносоциология.

Иными словами, этносоциология представляет собой социологическую теорию среднего уровня, объектом рассмотрения которой является этническая общность.

Этнос – это большая социальная группа, возникшая и развивающаяся на основе общности языка, моделей поведения и групповой идентичности, которые транслируются через поколения.

Этносоциология отличается от этнографии прежде всего тем, что не изучает формирование и содержание культурных, лингвистических отличий народов, а кладет их в основу образования этнических общностей. В этом отношении этносоциология опирается на результаты этнографических исследований, исходит из них как из предпосылки выделения своей предметной области.

Таким образом, можно отметить, что предметные области исследований этнологии и этносоциологии пересекаются. Это объясняется в первую очередь тем, что этнология стремится интерпретировать этнос в социумных характеристиках и поэтому широко использует и социологические методы анализа и категориальный аппарат социологии.

Развитие этнической социологии

В отечественной науке этносоциология стала развиваться в 60-70-е гг., когда в политических условиях сближения различных народов, потребовавших исследования оптимальных условий его развития. Этносоциологические исследования в России особенно активизировались в 90-е гг., вследствие политической нестабильности на почве разрушенных межэтнических отношений, зафиксированной почти во всех бывших республиках СССР.

Из всего сказанного следует, что этносоциология как особое направление научных исследований развивается в условиях, когда этнокультурные группы проявляются как субъекты активной социальной деятельности в современном обществе. Это явление наблюдается при непосредственном контакте организованных на основе внутриэтнических принципов трайбовых групп с большинством населения полиэтничного общества, утративших эти принципы. Постепенная утрата обществом традиционных норм регуляции жизнедеятельности была вызвана технологическими и политическими революциями XVII – XX вв., обусловивиших становление принципиально новых форм социальной организации и новых общественных связей (рынок, политическая демократия, социальная мобильность и пр.).

Иными словами, проявление этносов как субъектов социальной деятельности требует от социологии, анализирующей социальные процессы и деятельность социальных субъектов, обращения к этнографическим, этнологическим и антропологическим знаниям, в результате чего и конституируется новая специальная область теоретических и эмпирических исследований. Однако этносы в качестве таких субъектов проявляются только в ХХ в. Почему?

Социологи предлагают ряд гипотез, объясняющих это явление. Одна из них связана с акцентом на процессе глобализации мира, ставшей возможной благодаря резким темпам развития промышленности, транспорта и коммуникаций (концепции З.Бжезинского, И.Валлерштайна, Э.Гидденса и др.). В этих условиях формируются мировые рынки, транснациональные производства, требующие перемещения больших потоков людей. Адаптация мигрантов к новой социокультурной среде эффективнее протекает на групповом уровне, особенно для представителей традиционных культур. Групповая этническая солидарность выступает механизмом социальной защиты. Поэтому этническая группа становится субъектом социальной активности.

Другая гипотеза акцентирует внимание на том, что в условиях унификации и стандартизации культур, вызванных общемировыми социальными процессами, у ряда этнических групп возникает потребность к сохранению собственной специфики и уникальности. Одним из способов реализации этой потребности является обращение к истокам – этнокультурной традиции. Поэтому возрождение и усиление влияния первичных (примордиальных) структур (этнической общности, семьи) – явление повсеместное, свидетельствующее о возникновении новых закономерностей социального развития.

В отечественной науке этносоциология появляется сравнительно поздно, что объясняется скорее политическими, чем гносеологическими причинами. Долгое время в нашей стране господствовала концепция, объясняющая организованность ассоциаций по этнокультурным признакам своеобразным атавизмом исторического развития, архаизмом, который активно вытесняется другими объединениями, прежде всего классовой солидарностью трудящихся. С 1917 г. начался период государственного строительства в России, в течение которого новые политические силы столкнулись с проблемой активного влияния этнического фактора на политическую жизнь страны. Ответной реакцией представителей государственной власти стали эксперименты в области нивелировки этнокультурной специфики различных социальных групп: от формирования специальных этнотерриториальных административных единиц, наделенных специальными управленческими полномочиями, до жестких репрессивных мер, направленных на разрушение этнокультурной солидарности людей.

Читайте также: