Этнорелигиозные конфликты мира доклад

Обновлено: 02.07.2024

Религиозные и этнорелигиозные конфликты: понятия и сущность

Все многонациональные и многоконфессиональные государства подвержены этнорелигиозным конфликтам. Сами по себе этнический и религиозный факторы не являются конфликтогенными. Причины конфликтов - социальные, духовные, правовые, государственные, демографические и иные. Этнические и религиозные факторы могут или нейтрализовать конфликты или служить катализатором, усугубляющим конфликты, причины которых находятся вне их.

Конфликт (лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, острый спор.[1]

В социологии и политической теории существует несколько методологических подходов в трактовке социальных конфликтов. Один из них - поведенческий (бихевиористский) – характеризует конфликт как социальный процесс, в котором индивид или группа стремятся к достижению собственных целей (удовлетворению потребностей, реализации интересов) путем устранения, уничтожения или подчинения себе другого индивида или групп, стремящихся к сходным или идентичным целям.

Конфликт также может возникнуть между группами, стремящимися к разным целям, но использующих для их реализации одни и те же средства. В конфликте всегда есть осознание противника, четко определена ситуация, в которой противник оценивается через противоречие, существующее между стремлениями и целями той и другой стороны.[3]

Конфликт – это столкновение несовместимых целей, интересов, идей, которые принимают форму силового противостояния.

Политический конфликт – это всегда борьба за власть, то есть за реальную способность определенного социального слоя, определенной религиозной или этнической общности навязывать свою волю другим при помощи специального аппарата принуждения – государства.

Именно последним объясняется тот факт, что субъектом религиозно-политических и этнополитических конфликтов зачастую выступают этносы, не имеющие собственной государственности (например, курды) или их государственность носит номинальный характер (Северная Ирландия), то есть они фактически отстранены от власти и неспособны влиять на властные решения относительно своего народа. Этим же объясняется стремление народов, не имеющих или лишившихся собственной государственности приобрести ее любыми средствами как единственную в наше время гарантию национального самосохранения, реализации прав и интересов своего народа.


Политическое противоречие, лежащее в основе конфликта, порождается возрастанием различий интересов социальных слоев и групп по поводу политической власти. С увеличением этих различий и развитием противоречий сама политическая власть становится объектом конфликта, а социальные слои – его субъектом.

Современные конфликты чаще всего разгораются на этнополитической и этнорелигиозной почве.


В природе нет чисто религиозного конфликта, как нет и чисто этнического конфликта. Участниками крестовых походов двигало не только и не столько религиозные чувства. Не случайно вдохновитель за крестовых походов (за освобождение гроба Господни) папа Урбан IIговорил о богатствах, которые ждут на мусульманском Востоке участников походов. Другими словами, это были завоевательные, грабительские походы под религиозными лозунгами.

Не существуют и чисто этнических конфликтов. Борьба между различными этносами за жизненное пространство, социально-экономические и политические интересы приобретают религиозную окраску. Это обусловлено тем, что между этносом и религией существует онтологическая взаимосвязь.

Словом, этнический конфликт приобретает религиозную окраску и, наоборот, религиозный конфликт – этническую. В основе обеих конфликтов лежат социальные, политические проблемы, которые не нашли мирного способа решения.

Таким образом, во всех конфликтах, в основе которых лежат социально-экономические, политические и этнические факторы, в большей или меньшей степени негативную роль играет религиозный фактор.

Гост

ГОСТ

Этнорелигиозные конфликты – это одна из разновидностей этнических конфликтов, в которых религиозное различие выступает механизмом их усугубления.

Суть этнорелигиозных конфликтов

Конфликт — это радикальный способ разрешения противоречий в интересах, взглядах, целях сторон социального взаимодействия.

Особенно часто этнорелигиозные конфликты возникают в регионах, которые населены народами – выходцами из разных цивилизаций. Примером могут служить Кавказ и Балканы.

Конфликты, которые обостряются межнациональными взаимоотношениями в современном мире стали непременным атрибутом. Они вспыхивают на всех континентах планеты, как в развитых странах, так и развивающихся, в областях распространения тех или иных религиозных учений, где проживают люди с разнообразным уровнем достатка и образования.

Очаги распространения этнорелигиозных конфликтов могут быть:

  • глобальными (курдский, палестинский, чеченский);
  • локальными (касающимися отдельных регионов);
  • точечными (основанные на бытовых противоречиях между людьми в пределах села, города и т.п.).

Любой из этих конфликтов рождает нестабильность, которую трудно сдержать в рамках государственных границ. В противостояние этносов фактически всегда вмешиваются другие народности, которые являются соседями, а часто и отдаленные силы, которыми обладают значимые геополитические игроки.

Объектом современных этнорелигиозных конфликтов могут выступать: социальный статус, территория и ее недра, культурные ценности, язык.

В современном мире согласно данным некоторых социологических исследований наблюдается этнический кризис. Весь комплекс связанных с ним проблем, а также сущность и природу подобного феномена изучает географическая конфликтология.

Данная область знаний использует сведения философии, истории, социологии, правоведения, политологии, психологии, этнологии, биологии, экономики, политической географии и геополитики, физической и социальной географии.

Готовые работы на аналогичную тему

Как общественно-политическое явление, этнический конфликт развивается по конкретными законам и провоцируется разнообразными факторами, как объективными, так и субъективными. К объективным факторам относят те, которые не формируются общественным сознанием. Все факторы, которые способствуют развитию конфликта связаны в единый комплекс, который при некоторых обстоятельствах на практике реализуется в серьезный этнический конфликт.

Причины и специфика этнорелигиозных конфликтов

Одним из важнейших факторов, провоцирующих возникновение этнорелигиозного конфликта, является этноконфессиальное противоречие. и кризис этнического самосознания (часто его называют кризис идентичности).

Кризис идентичности – это особый период формирования личности, во время которого человек находится в поиске своего места, роли и предназначения в социуме. Этому периоду свойственно такое психологическое состояние человека, при котором он чувствует утрату собственной эго-идентичности и сталкивается с проблемой самоопределения.

Кризис идентичности часто проявляется в изменении этнической, конфессиональной, политической самоидентификации человека, а также в усилении влияния националистических группировок и объединений на установленный общественный порядок.

Сегодня многие государства хотят создать единую наднациональную общегосударственную идентичность с целью консолидации всех этнических, конфессиональных, а также социальных групп.

В однонациональных государствах (Япония, Португалия и Норвегия) такая проблема решается гораздо проще, чем в многонациональных державах.

Жизненная практика показывает, что во многих странах жители разделены на две группы, меньшая из которых в некотором роде составляет элитарный клуб. Другая более многочисленная группа существует на правах этнических меньшинств.

Этническое меньшинство – это представители этнической группы, проживающие на территории какого-либо государства, являющиеся его гражданами, но не принадлежащие к коренной этничности и осознающие себя национальной общиной.

Наибольшее количество этнорелигиозных конфликтов возникает в многонациональных государствах. В одних — централизованных некоторые этнические группы столь велики, что постоянно пребывают в центре общественно-политической жизни, диктуют свои интересы, выдвигают стандартизированную культуру, построенную на своем национально-культурном фундаменте, пытаются ассимилировать меньшинства.

Подобная ситуация также характеризуется следующими тенденциями:

  • формируется большой потенциал для конфликтов;
  • доминирующие социальные группы пре тендуют на исключительный контроль общегосударственных институтов.

Такая модель межэтнических отношений характерна для Ирана, Индонезии, Мьянмы. В некоторых из них стремление к консолидации доходит до таких пределов, при которых наличие доминирующего этноса ставит под сомнение возможность существования других групп.

Дискриминация национальных меньшинств, которая наблюдается при этнорелигиозных конфликтах внутри современного общества носит совершенно различные формы и часто выливается в запрет или ограничение национального языка и культуры, что в корне неправильно и противоречит общим правам человека.

Язык – это сложная знаковая система, естественно или искусственно созданная и соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание).

Ряд этносов требуют расширения прав вплоть до образования собственной государственности. Однако, если это допустить, то каждая этническая группа захочет иметь собственное государство, что спровоцирует разрозненность и дестабилизирует глобальное социальное пространство.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 22 08 2021

Анжелика Ивановна Иванова

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Безусловно, самым ярким событием столетия стало появление исламского фундаменталистского политического движения. Экстремизм в исламе представляет собой мощное течение в рамках современного исламизма, понимаемого как политическое движение, стремящееся повлиять на процесс общественного развития исходя из религиозных норм. Развернув свою деятельность по всей планете, это движение фактически превратилось в общемировое противостояние сил ислама всему остальному миру.

Солдаты ислама уже многие годы ведут непрекращающуюся войну во многих уголках земного шара (Алжир, Египет, Индонезия, Филиппины и многие другие страны). Не случайно, что атаку на Всемирный торговый центр почти моментально стали приписывать радикальным исламским группировкам. А одну из них - "Аль-Каида" - Соединенные Штаты Америки фактически признали организаторами этой операции.

Объектом агрессивных нападок религиозных экстремистов становятся современные политические институты и властные структуры, представленные "неверными", так как именно они являются главным препятствием на пути установления основ исламского порядка. Практика исламских радикалов заключается в активных и немедленных, а потому обычно агрессивных действиях по установлению исламского государства, прихода к власти истинных мусульман. Движущие силы современного исламского экстремизма составляют в основном студенты, рабочие, мелкие торговцы, инженеры, врачи. Расширению рядов религиозных экстремистов способствует происходящий в современном мусульманском мире процесс внедрения неприемлемой для ислама западной культуры и люмпенизация населения. На сегодняшний день, по приблизительным подсчетам, под знаменами различных экстремистских группировок, исповедующих ислам, находятся около шестидесяти миллионов бойцов.

2. РЕЛИГИОЗНОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ В ИРЛАНДИИ

Противоборство, в огромном количестве случаев вооруженное, между католиками и протестантами в Северной Ирландии, осложняющееся нежеланием первых оставаться в составе Великобритании, весьма и весьма показательно. Оно демонстрирует наличие серьезнейшей конфликтности в довольно благополучном регионе Западной Европы и лишний раз опровергает миф о "гармонии", которая якобы царит в странах западной демократии.

В данном случае религиозные противоречия теснейшим образом связаны с этническими, а также и с идеологическими. Идейно-теоретическую базу Ирландской республиканской армии (ИРА), стоявшей в авангарде сопротивления, можно охарактеризовать как радикально-социалистическую. К слову сказать, социалистические и даже коммунистические идеи активно берутся на вооружение большинством европейских "сепаратистов". Так, террористическая организация ЭТА, борющаяся за независимость басков и их выход из состава Испании, исповедует марксизм, парадоксально (казалось бы парадоксально) соединенный с радикальным национализмом. Внутри знаменитой УЧК ("Армии освобождения Косово") очень сильны радикально-социалистические настроения, причудливо сплетенные с национализмом и исламизмом.

В настоящий момент ирландское сопротивление находится в фазе затухания, вооруженную борьбу продолжает лишь непримиримое меньшинство из т.н. "истинной" ИРА. Однако сама проблема остается, и в обозримом будущем можно ожидать появления новых радикальных течений, причем религиозно-фундаменталистского окраса.

3. ИСЛАМСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ИРАНЕ

Революция, происшедшая в Иране, является одной из самых неожиданных побед исламского фундаментализма, которая, безусловно, потрясла привычный ход человеческой истории. Для многих тогда, в 1979 году, стало неожиданностью, что такое явление, как исламская революция, вообще оказалось возможным. Однако все сомнения были решительно развеяны революционно настроенными иранцами.

У самых истоков духовного сопротивления потрясавшей страну шахской тирании стоял духовный учитель, аятолла Хаири, ставший наставником и вдохновителем шиитских мыслителей и духовных деятелей - Хомейни, Табатабаи, Мотахарри, Мортэзалари и других. Его усилиями возник круг "революционных аятолл", который сделал возможным победу фракции "обновителей".

Зачистка исламского пространства от агентуры Мировой Системы прошла успешно и после выдержала испытание временем. После революции прошло уже больше двадцати лет. Когда произошла исламская революция, население Ирана насчитывало 37 миллионов, сейчас - 60 миллионов. Рост населения произошел, несмотря на то, что ущерб от прошедших после революции войны составил около 200 миллиардов долларов.

Для исламского религиозного сознания фигура имама Хомейни переросла чисто социальные мирские рамки. Само слово "имам", которое применяется к Хомейни, есть беспрецедентная уступка особому статусу личности лидера исламской революции, поскольку традиция шиизма признает только 12 имамов, последним из которых и будет Махди. Вождь последней великой войны, которая положит конец несправедливости и угнетению.

4. ВОЙНА НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

Самый широко освещаемый конфликт на религиозной почве - это развернувшаяся война за Святую землю Палестины. Особенностью ближневосточного кризиса в отличие от любого другого локального религиозного конфликта заключается в том, что главный предмет спора - Иерусалим - имеет огромное значение не только для непосредственных участников конфликта (мусульман и иудеев), но и для представителей всех христианских конфессий. Вопрос о статусе Иерусалима является главным камнем преткновения в израильско-палестинских отношениях, эту проблему можно было бы разрешить, не поступаясь религиозными чувствами и сохраняя доступ верующих к святыням, но пока этот долгожданный мир установить так и не удалось. Бесконечные крупные и мелкие военные столкновения происходят здесь уже не одно десятилетие. Количество жертв этого противостояния пока никем не подсчитано. События на Ближнем Востоке вызывают резко негативную реакцию со стороны представителей арабского мира. Палестинские отряды непрерывно черпают для себя новых рекрутов из числа мусульман, готовых сражаться за освобождение исламских святынь. В свою очередь, власти Израиля постоянно заявляют, что Иерусалим был, есть и будет единой и неделимой столицей Израиля, оставаясь святым городом для иудеев. И его израильтяне не согласны отдавать ни при каких условиях. Участники палестино-израильского конфликта пока что далеки от согласия. Удастся ли им найти общий язык и завершить многолетнее противостояние - покажет время.

5. ГОНЕНИЯ НА РЕЛИГИЮ В СССР

В прошлом веке в России развернулась беспрецедентная атеистическая кампания, важнейшим элементом которой были массовые репрессии в отношении священнослужителей и простых верующих. Вряд ли стоит сейчас подробно характеризовать масштабы репрессий, обрушившихся на православных и представителей иных конфессий. Об этом писалось и говорилось вполне достаточно.

Хотелось бы сказать несколько слов о том, что православие не выступало в те времена только лишь в "страдательной", так сказать, роли. Имели место быть случаи активного и пассивного сопротивления богоборческой власти. В период Гражданской войны органы церковного управления, существовавшие на "белой" территории, заняли откровенно антисоветскую позицию. В армии адмирала Колчака успешно сражался целый полк, сформированный из православных священнослужителей. Снос церквей и атеистические глумления коммунистических активистов часто срывались верующими, причем порой сопротивление принимало характер вооруженных восстаний.

Уже в 30-е годы, по данным органов НКВД, от 20 до 30% населения не являлись на работу в дни крупных религиозных праздников, что было чревато уголовным преследованием. Наряду с "сергианской" РПЦ, вынужденно занявшей примиренческую позицию, действовали тайные и явные структуры так называемой катакомбной - независимой - церкви. В эмиграции богоборческую власть осуждала Русская Православная Церковь Заграницей.

Именно упорное нежелание людей отказаться от веры во многом и вынудило коммунистическое руководство сделать определенные шаги навстречу верующим в 40-е годы - отказ от массовых репрессий, возвращение священников из мест заключения и ссылки, возврат храмов, оживление системы церковного образования и т.д.

6. КИТАЙСКАЯ ОККУПАЦИЯ ТИБЕТА

Это событие не вызвало особого резонанса на международной арене, хотя его значение для судеб мира трудно переоценить. 23 мая 1951 года 40-тысячная армия коммунистического Китая (КНР) вторглась на территорию Тибета - тогда еще независимого государства.

Формально тибетцам гарантировалась широчайшая религиозная и политическая автономия, однако собственные обещания китайские коммунисты стали нарушать с первых же дней своего владычества. За 50 лет господства маоистов в Тибете погибли полтора миллиона человек, из 6 тысяч монастырей уцелело лишь 13 (позже по сугубо прагматическим соображениям китайские власти разрешили открыть 1,5 тысячи монастырей). Кроме того, КНР проводил неблагоприятную для тибетцев демографическую политику, направленную на обеспечение китайского этнического преобладания в данном регионе. В настоящее время соотношение местного населения к китайскому составляет 6,5:7. Территория Тибета превратилась в свалку ядерных отходов КНР.

Имело (и имеет) место быть и сопротивление тибетцев красному Китаю. В 1959 году в регионе вспыхнуло вооруженное народное восстание, жестоко подавленное коммунистами. Тогда погибли около 100 тысяч человек. Лидер тибетцев Далай-лама бежал в Индию, где и создал правительство в изгнании.

В последнее время интерес мировой общественности к Тибету и его религиозно-политическим проблемам пробуждается все больше. Приведем лишь один пример - в 1989 году Далай-ламе была присуждена Нобелевская премия. Однако внимание к этой древней, "волшебной" стране все еще нельзя назвать достаточным.

По сути, политику китайских коммунистов в Тибете можно сопоставить с гонениями на православие в России, которые осуществляли коммунисты советские.

7. РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ В АФРИКЕ

Все последнее столетие Африканский континент становился полем боя для межконфессиональных войн. Многие страны континента пережили настоящую религиозную резню. Некоторые переживают ее до сих пор. Последние четырнадцать лет Судан раздирается ожесточенным противоборством между властью и оппозицией. Кровопролитная гражданская война унесла уже 2 миллиона человеческих жизней, а 600 тысяч суданцев были вынуждены покинуть свою родину.

Политические противоречия здесь отступают на второй план и уступают место противоречиям религиозным. Суданские власти выражают интересы мусульманской части страны, составляющей 70% всего населения, тогда как оппозиция строго ориентирована на язычников (25%) и христиан (5%). Причем ситуация усложняется тем, что правящий режим борется еще и с неортодоксальными нубийскими мусульманами, а также с многочисленными исламскими сектами.

В Нигерии, самой крупной стране Африканского континента, идет непрекращающийся религиозный конфликт между христианами, мусульманами и язычниками.

Этнические и религиозные распри, постоянно раздирающие Нигерию, стали одной из самых больших опасностей для этой молодой страны. Борьба за власть в федерации между политическими деятелями Севера (мусульмане хауса, фульбе) и Юга (христиане йоруба, игбо) непрерывно осложняет политическое положение в стране.

Жестокие столкновения часто парализуют Лагос - экономическую столицу и самый крупный город Нигерии. В этом десятимиллионном африканском мегаполисе кровопролитные столкновения на улицах между христианами и мусульманами считаются совершенно обыденным явлением. В Лагосе, бывшей столице Нигерии, экстремисты из "Конгресса народа Одуа", представляющего собой военизированную группировку народности йоруба, захватывают представителей народности хауса и вершат над ними самосуд.

В штате Кадуна после введение шариата христиане, составляющие примерно половину населения штата, устроили массовый марш протеста. В считанные часы город был охвачен погромами.

8. КОНФЛИКТ МЕЖДУ ИНДУИСТАМИ И ИСЛАМИСТАМИ

Граница Индии и Пакистана в любой момент рискует превратиться в глобальную линию фронта. Два государства непрерывно обвиняют друг друга в начале вооруженных действий.

Конфликт между Индией и Пакистаном, подобно конфликту в Югославии, является столкновением двух различных конфессий - индуизма и ислама. Сам раздел Индии на Пакистан и Индийский Союз в 1947 году произошел по конфессиональному признаку. Сейчас в Индии индуизм исповедует более 80% населения страны, однако в некоторых штатах большинство составляют приверженцы других религий. Так, в штате Пенджаб большинство населения являются сикхами, более половины жителей штата Нагаленд исповедуют христианство, а около двух третей населения штата Джамму и Кашмир составляют мусульмане. Поэтому Пакистан не перестает предъявлять территориальные претензии к Индии, желая присоединить к себе штаты, население которых исповедует ислам. В этих штатах функционирует ряд сепаратистских политических исламских организаций, чья деятельность направлена на создание независимого государства (например, "Фронт освобождения Джамму и Кашмира"). Семена раздора, посеянные еще в конце 40-х гг. при довольно условном и произвольном территориальном размежевании, многократно приводили к вспышкам насилия, пограничным конфликтам, не раз перераставшим в локальные войны. В ходе многолетнего противостояния уже погибли сотни тысяч приверженцев ислама и индуизма.

Оценивая отношения Пакистана к этой проблеме, не следует забывать обстоятельства последнего военного переворота: причиной недовольства пакистанских военных стал приказ президента Шарифа вывести пакистанских военных из Кашмира.

Как показывает практика, конфликты, имеющие в своей основе конфессиональные или этнические причины, могут длиться десятилетиями или даже столетиями. Об этом свидетельствует и опыт Балкан, и Кавказский регион, и противоборство в Северной Ирландии. Однако в случае индо-пакистанских отношений конфессиональный конфликт впервые может возникнуть между государствами, обладающими ядерным оружием.

9. ПРОТИВОСТОЯНИЕ СЕРБОВ И ХОРВАТОВ

Указанное явление более чем показательно. Оно еще раз подтверждает тот факт, что взаимная религиозная вражда может быть присуща и этнически схожим общностям. В случае с сербами и хорватами мы имеем дело с одним и тем же этносом, разделенным на две нации именно по религиозному признаку.

Поражает размах религиозно-этнических чисток, организованных хорватскими националистами-католиками в отношении православных сербов в период Второй мировой войны. Называется цифра в пятьсот человек убитыми, что же до различных изуверств, то они поражали даже видавших виды немецких нацистов. Гонения на сербов осудил и официальный Ватикан.

Вместе с тем необходимо во всем и всегда следовать принципу объективного освещения событий. Не подлежит сомнению тот факт, что в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (так называлась Югославия до 1941 года) хорватское население явно находилось в приниженном положении. Во всех значимых сферах общественно-политической и экономической жизни доминировали именно сербы, жизненный уровень хорватов был намного ниже сербского. В стране довольно агрессивно насаждался сербский национализм.

Но, конечно, реакция на все это хорватских националистов была, мягко выражаясь, неадекватна. За ошибки и злоупотребления правящей элиты расплачивались простые сербы.

В заключение еще раз обратим внимание на теснейшую, мистическую, можно сказать, связь двух православных славянских народов - русских и сербов. И речь сейчас идет даже не о совместной борьбе против фашизма. Мало кому известно, но в период Второй мировой на территории Югославии активно действовал т.н. "Русский корпус", состоящий из монархически настроенных участников Белого движения 1917-1921 гг., оказавшихся в эмиграции. Они сотрудничали с нацистской Германией, сражались против титовских партизан, но самоотверженно защищали единоверцев-сербов от посягательств их недоброжелателей.

10. ТЕОЛОГИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ

В 70-е ГОДЫ прошлого века в Латинской Америке возникло мощное религиозное течение, известное как "теология освобождения". Его идеологи (Густав Гутьеррес, Леонардо Боффа, Серхио Менендес и др.) бросили вызов мировой капиталистической системе, основываясь на собственной трактовке религиозных принципов христианства.

По мнению "теологов освобождения", жизнь и учение Христа представляли собой социальное восстание против Римской империи и эгоизма знати. По сути дела, они выдвинули концепцию некоего католического "джихада" - революционной религиозной войны против капитала.

В принципе, появление "теологии освобождения" есть лишнее свидетельство в пользу того, что в XX веке религии все больше и больше политизируются, активно включаясь в социально-политическое противоборство.

Надо отметить, что феномен "теологии освобождения" нельзя понять без рассмотрения его во взаимосвязи с персоной легендарного Эрнесто Че Гевары, который еще в 60-е годы предложил создать союз левых и католиков. Пламенный команданте, которого многие его последователи часто сравнивают с Христом, является культовой фигурой для "теологов освобождения", да и вообще для многих католиков. В Боливии, в тех местах, где сражался команданте, в каждой семье молятся святому Санто-Эрнесто-де-Ла-Игера - Че Геваре.

Столкновения между апологетами различных духовных учений, вызванные нарушением — мнимым или подлинным — их интересов, то есть религиозные конфликты , не прекращались на Земле никогда.

По статистике, 66% землян верят в Высшее Начало, те есть в Бога. Равнодушна к религии четверть населения нашей планеты, а 6% составляют атеисты. И, хотя все без исключения религии проповедуют мир и любовь, ежегодно тысячи людей погибают в кровавых религиозных распрях. Их не становится меньше, наоборот, они охватывают все новые страны, где уже много лет никто и не задумывался, что существует в мире такое зло — войны за веру.

межконфессиональные конфликты

Что такое религиозный конфликт

Действия, направленные на нанесение вреда — морального либо материального — сторонникам чуждых религиозных направлений, нетерпимость к их вероучению и обрядам, получили название религиозных столкновений.

Причины возникновения

К возникновению религиозного столкновения приводят определенные социоисторические факторы.

Наличие множества конфессий в стране

Если в государстве проживают верующие, принадлежащие к различным конфессиям, такая страна в большинстве случаев обречена на религиозное противостояние. Это может произойти, даже если в государстве не действуют дискриминационные законы, и права верующих одной конфессии нарушаются только с их точки зрения, а отнюдь не в реальном контексте.

Яркий пример — Ливан, где насчитывается около двадцати религиозных общин. В середине прошлого века на основные государственные должности по негласному соглашению стали назначать людей в зависимости от их вероисповедания. Президентом Ливана мог стать исключительно христианин, премьер-министром — исповедующий ислам суннитского толка, а парламент возглавлял мусульманин-шиит.

Казалось бы, все справедливо, но мусульманам очень не нравилось, что в числе лидеров исламской страны оказался христианин. В результате Ливан уже много лет находится в состоянии гражданской войны, носящей характер межрелигиозного столкновения.


Особенности государственного строения

После обретения независимости новые государства создавались без учета исторического ареала проживания людей, исповедующих одну веру. В бывших колониях апологеты одной религии оказывались разобщенными государственными границами либо, наоборот, становились согражданами представителей иных, порой враждебных конфессий. Например,

в Эфиопии многолетняя гражданская война между мусульманской провинцией Эритреей и основной, христианской, частью страны, закончилась выходом Эритреи в 1993 году из состава Эфиопии.

Дискриминация отдельных конфессий и групп

Часто религиозные кризисы провоцируются социально-экономической и политической дискриминацией определенных религиозных общин.

Так, в Англии, начиная с XVI века, репрессировали католиков, отказавшихся принять англиканство, во Франции — протестантов, а уже в наше время в Ираке при Саддаме Хусейне дискриминации подвергались шииты, составляющие большинство мусульманского населения страны.

Внешняя поддержка отдельных движений

Противостояние между религиями и межэтнические столкновения на отдельно взятых территориях весьма часто провоцируются государствами, будто бы защищающими попранные права своих единоверцев.

Так, в 80-е годы прошлого века официальным поводом ирано-иракской войны назвали шиито-суннитские противоречия.

На самом же деле в ходе этой войны элиты сопредельных держав оспаривали между собой контроль над нефтяными бассейнами Персидского залива.

Вмешательство политики в религию

Борьба между двумя православными патриархатами в современной Украине — яркая иллюстрация вмешательства политических интересов в дела религии. Противостояние между христианами восточного обряда, в основе которого — политические претензии России и Украины друг к другу, стали поводом для борьбы между Московским и пока не признанным Киевским патриархатом, то есть между исторически самыми близкими религиозными структурами, а также верующими, исповедующими единое религиозное учение.

примеры религиозных конфликтов в обществе

Формы межконфессиональных конфликтов

Изучение специалистами типов религиозных противоречий позволило классифицировать их с точки зрения причинно-следственных связей между средой зарождения и поводами для их возникновения.

С традицией

Иудаизм, христианство и ислам, три имеющие общие корни, но изначально враждебные друг другу религии, зародились в одном географическом регионе (территория их происхождения – Ближний Восток). В течение столетий они распространились по всей планете и ныне исповедуются в регионах, условия которых значительно отличаются от исходных.

Этим можно объяснить как принятие Римом христианства от иудеев, врагов Римской империи, так и разделение христианства на западное и восточное. Ислам также возник и распространился на территориях, где преобладало влияние иудаизма, и в последствии на уже своей новоприобретенной земле разделился на шиитские и суннитские течения.

С другой религией

Любая религия по определению считает себя истинной, следовательно, все остальные – ложными. Этот постулат, отраженный в мировоззрении миллионов рядовых верующих, и порождает межконфессиональные противоречия.

География столкновений с иноверием в последние десятилетия расширилась, что связано с изменением мировой общественно-политической системы.

К примеру, на территории бывшего СССР и стран социалистического лагеря проявилось закапсулированное ранее противостояние ислама и христианства. Карабахская, осетино-ингушская и югославская войны, возникшие у славян в бывших советских республиках Центральной Азии проблемы свидетельствуют о тлевших до поры разногласиях, чей огонь был раздут падением Советского Союза, на территории которого исламский фундаментализм вновь пустил корни.

С образованием еврейского государства началось доселе невиданное по мощи противостояние иудаизма и ислама; в африканском Судане власти открыто инспирируют обращение в мусульманство местных протестантов.

В буддистской Мьянме уже в XXI веке мусульман племени рохинджа преследовали вооруженные силы и полиция, а христиан маленького племени карен обращали в буддизм под угрозой смерти.

в современном мире

С внутриконфессиональным компонентом

Ересь, или в нутриконфессиональный компонент межрелигиозного столкновения, вызван изначальным стремлением всего сущего к отрицанию единообразия. Поэтому даже наиболее влиятельные религии раскололись: мусульмане разделились на суннитов и шиитов, христиане – на православных, католиков и протестантов, буддисты стали исповедовать хинаяну, махаяну и ламаизм.

С атеизмом

Борьба агрессивного атеизма с религией основана на неприятии Бога как создателя и высшего разума, создания исключительно светской культуры, не приемлющей религиозной духовности.

Яркий пример — атеистические государства социалистического блока во главе с СССР. Но к этому типу столкновений можно отнести и противостояние религии и секуляризационными процессов.

Примеры конфликтов на религиозной почве

Примеры религиозных конфликтов в обществе столь многообразны, что возникает мысль о том, что именно они и составляют фундамент мировой истории до того момента, как их заменили конфликты на почве идеологии. Впрочем, такие столкновения строятся на одном фундаменте — неприятии неких основополагающих концепций бытия отдельных социальных групп.

В обществе России

Хотя полномасштабных религиозных войн Россия не знала, столкновения на основе религиозных верований на Руси были всегда, начиная с преследования старообрядцев, установления атеистического режима и заканчивая акциями, направленными против некоторых протестантских общин.


Никонианский раскол

В ХVІІ веке в результате изменения обрядности русская Православная Церковь подверглась расколу, последствия которого сказываются и в наше время.

Патриарх Никон, в миру Никита Минин (1605—1681), обретя полное доверие царя Алексея Михайловича, в 1652 году стал патриархом и приступил к подготовке перестройки церковной жизни.

Гонения на религию в СССР

После захвата власти большевиками в России начались репрессии в отношении священников и простых верующих.

Если формально церковь была отделена от государства, на практике органы власти постоянно вмешивались в религиозную деятельность, зачастую физически уничтожая священников и верующих, не пожелавших отказаться от своей религии.

Поставленное перед фактом нежелания граждан отказаться от исповедания религии, коммунистическое руководство, во главе угла политики которого стоял воинствующий атеизм, в конце концов было вынуждено в 40-е годы отказаться от массовых репрессий, вернуть священников из лагерей, открыть храмы и не препятствовать возрождению системы подготовки священнослужителей.

межконфессиональные конфликты

“Ритуальное убийство”

Миша Дулов, родители которого были членами группы, погиб от переохлаждения, заблудившись в тайге, а не в ходе религиозного ритуала. Руководителя группы Василия Пискуна посадили на 10 лет, а отцов и матерей всех детей, живших в скиту, лишили родительских прав.

В современном мире

Исламские страны

Исламский фундаментализм в современном мире объективно противопоставил мусульманскую религию не просто другим культам, но и всему человечеству.

на религиозной почве

Северная Ирландия

Исламская революция в Иране произошла на фоне обнищания народа в богатейшей природными ресурсами стране, разворовывавшейся близкими к власти чиновниками. Непопулярная прозападная ориентация правительства шаха из династии Пехлеви, репрессии против исламского духовенства 11 февраля 1979 года вызвали вооруженное восстание, возглавляемое ортодоксальным шиитским духовенством.

В процессе подготовки восстания священнослужители во главе с находящимся тогда в эмиграции имамом Хомейни использовали мечети для призывов к неповиновению властям, и возникшее массовое движение протеста принудило шаха эмигрировать из страны. Через несколько дней в Тегеран прибыл из Парижа айятолла Хомейни.

Победа исламской революции и установление в Иране власти мулл привели к возникновению на карте мира уникального образования — Исламской республики, в которой представители иных религий подвергаются неприкрытым гонениям.

Палестина

Война в Палестине самая широко освещаемая в СМИ война на религиозной почве. Основной камень преткновения — Иерусалим — является сакральным символом как для сражающихся за него мусульман и иудеев, так и для христиан. Военные столкновения, сопровождающиеся акциями гражданского неповиновения, антифадами, происходят в Палестине уже семь десятилетий.

Африканские страны

Войны за веру на Африканском континенте стали предпосылкой для межконфессиональной резни во многих странах.

В Судане десятилетиями шла гражданская война между поддерживаемой правительством мусульманской частью страны, составляющей 70 процентов населения, и оппозицией, ориентированной на сравнительно немногочисленных язычников и христиан.

В Нигерии местные жители сражаются раздел власти между политическими деятелями Севера, представленными мусульманами племен хауса и фульбе, и Юга, население которого составляют христиане племен йоруба и игбо.

на религиозной почве

Индия и Пакистан

Война между индуистами и исламистами Индии и Пакистана была спровоцирована разделом по конфессиональному признаку колониальной Индии на Пакистан и Индийский Союз в 1947 году.

В настоящий момент в Индии более 80% населения страны исповедует индуизм, но, например, в штате Пенджаб большинство населения — сикхи, более половины жителей штата Нагаленд — христиане, а две трети населения штата Джамму и Кашмир — мусульмане. Пакистан до сих пор претендует на штаты, население которых исповедует ислам.

Видео

Здесь вы можете посмотреть реальные кадры из зоны боевых действий в Сирии.

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Содержание Введение3

2. Причины этнорелигиозных конфликтов7

3. Современные этнорелигиозные конфликты15

Заключение28

Список литературы30

Введение Современное человечество представляет собой довольно сложную этническую систему, включающую в себя несколько тысяч различного рода этнических общностей (наций, народностей, племен, этнических групп и т.п.). При этом все они отличаются друг от друга, как своей численностью, так и уровнем развития. Неравномерность социально-экономических, этнических и демографических процессов в развитии народов мира по-своему отразилась в политической карте мира. Все населяющие планету этнические общности входят в состав немногим более 200 государств. Поэтому большинство современных государств полиэтнично.

Вся эта пестрота этнической структуры закономерно порождает различного рода проблемы, противоречия, напряженность, конфликты в отношениях между народами. Одни из них носят затяжной характер и продолжаются уже несколько десятилетий, другие резко обострились в последние 10-15 лет. Практически все они являются межэтническими. Поэтому проблема этнических конфликтов актуальнейшей темой.

Как и всякий живой организм, а этнос является биосоциокультурным образованием, этническая общность либо противится деструктивным действиям, либо ищет формы адаптации, чтобы их ослабить. Поэтому состояние межэтнической напряженности — не только психологический фон конфликта, по и способ мобилизации внутренних психологических ресурсов этноса для защиты своих интересов.

Степень этнической напряженности зависит от структуры и содержания межэтнических коммуникаций, особенностей этнической культуры взаимодействующих общностей и исторического характера отношений между ними. Эти компоненты обретают свое существование в виде представлений, мнений, убеждений по поводу существующей практики межэтнических отношений в государстве; в виде этнокультурных установок, поведенческих моделей, а также в виде отдельных фрагментов исторической памяти этноса, включающей оценочное знание исторических событий в сфере межэтнических отношений.

Очень важна для формирования межэтнической напряженности история межэтнических отношений. Историческая память особенно хорошо помнит национальные обиды и признательности. А митинги на исторические темы очень способствуют переводу социальной напряженности в межэтническую. Всегда удобнее указать на исторического врага, чем разобраться в том, кто виноват в сегодняшнем положении народа и, самое главное,

Читайте также: