Доклад на тему проблемы и перспективы

Обновлено: 05.07.2024

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

ХХ век - переломный не только в мировой социальной истории, но и в самой судьбе человечества. Принципиальное отличие уходящего столетия от всей предыдущей истории состоит в том, что человечество утратило веру в свое бессмертие. Ему стало доступно понимание того, что его господство над природой не беспредельно и чревато гибелью его самого. В самом деле, никогда прежде само человечество не возрастало количественно в 2,5 раза при жизни только одного поколения, наращивая тем самым силу “демографического пресса”. Никогда до этого человечество не вступало в период научно-технической революции, не доходило до постиндустриальной стадии развития, не открывало дороги в космос. Никогда прежде для его жизнеобеспечения не требовалось такого количества природных ресурсов, и возвращаемые им в окружающую среду отходы тоже не были столь велики. Никогда до этого не возникало такой глобализации мировой экономики, такой единой мировой информационной системы. Наконец, никогда прежде холодная война не подводила все человечество так близко к рубежу самоуничтожения. Если даже удастся избежать мировой ядерной войны, угроза существованию человечества на Земле все равно остается, ибо планета не выдержит непосильной нагрузки, которая образовалась в результате деятельности человека. Все более очевидно, что историческая форма существования человека, которая позволила ему создать современную цивилизацию, со всеми ее, казалось, беспредельными возможностями и удобствами, породила множество проблем, требующих кардинальных решений - и при том безотлагательно.

Структурно наша работа состоит из введения, трех вопросов, заключения и списка используемой литературы.

Глобальными проблемами называют те проблемы, которые, во-первых, касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов и социальных слоев; во-вторых, приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации; в-третьих, требуют для своего решения сотрудничества в общепланетарном масштабе, совместных действий всех стран и народов.

1. Проблемы экономического и политического взаимодействия государств (интерсоциальные). Среди них наиболее злободневными являются: глобальная безопасность; глобализация политической власти и структуры гражданского общества; преодоления технологической и экономической отсталости развивающихся стран и установление нового международного порядка.

2. Проблемы взаимодействия общества и природы (эколого-социальные). В первую очередь это: предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды; обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами (сырьем, энергией, продовольствием); освоение Мирового океана и космического пространства.

3. Проблемы взаимоотношений людей и общества (социокультурные). Главные из них: проблема роста народонаселения; проблема охраны и укрепления здоровья людей; проблемы образования и культурного роста.

Все эти проблемы порождены разобщенностью человечества, неравномерностью его развития. Сознательное начало еще не стало важнейшей предпосылкой человечества как единого целого. Отрицательные результаты и последствия несогласованных, непродуманных действий стран, народов, отдельных людей, накапливаясь в глобальных масштабах, стали мощным объективным фактором мирового экономического и социального развития. Они оказывают все более существенное влияние на развитие отдельных стран и регионов. Их решение предполагает объединение усилий большого количества государств и организаций на международном уровне.

Прогнозирование имеет разные объекты и осуществляется с помощью разнообразных методов, среди которых наиболее распространенным является - по крайней мере - применительно к глобальным проблемам, составляющим существенную часть мирового развития, - моделирование вообще и глобальное в частности и в особенности. Конец ХХ века рассматривается как точка бифуркации – кризис перехода от капиталистической мир-системы, доминирующей на планете с 1500 г., к мир-системе пока неопределенного типа. Капиталистическая мир-система есть первая историческая форма глобальной системы, которая развивается во взаимодействии ядра, периферии и полупериферии, претерпевая кризисы с периодичностью 50–100 лет. Имеющиеся критические обзоры позволяют приводят к следующим выводам:

Условно все мероприятия по оптимизации природной среды можно разделить на две группы. К первой относится то, что представляется уже достаточно очевидным и в значительной мере диктуется здравым смыслом, не требуя основательных научных разработок или принципиально новых технических решений. Это касается, прежде всего рационального и рачительного использования природных ресурсов в условиях нарастающего их дефицита, о чем уже говорилось в предыдущих разделах.

Вторая группа включает меры, требующие серьезного научно-технического обоснования, т.е. относятся к поисковым, и осуществление которых следует планировать на обозримое и отдаленное будущее. Действительно, одного лишь здравого смысла явно не достаточно. Также подчеркивалось, что для этого необходимо иметь политические, социальные и экономические предпосылки. Самые энергичные действия политического, юридического, технологического, экономического характера не приведут к желаемым результатам, если они не будут скоординированы на основе единой научной концепции оптимизации природой среды. Известно, что частные меры, предпринятые, казалось бы, с наилучшими намерениями, вступают между собой в противоречие и могут, в конечном счете, привести к негативным изменениям в природном комплексе. Так происходит, например, при сооружении гидроузлов и водохранилищ, когда удается получить дешевую электроэнергию и выровнять режим рек, но ценой затопления больших площадей, заболачивания окружающей территории и потери рыбных ресурсов. Другой пример: чем эффективнее меры по очищению атмосферы от вредных примесей, тем больше опасность загрязнения почв, внутренних вод и даже Мирового океана. Мы лишний раз убеждаемся, что всякое вмешательство в природные процессы должно основываться на доскональном учете взаимосвязей в геосистемах и на научном прогнозе возможных прямых и косвенных последствий осуществления инженерно-технических решений. Только наличие научной теории позволит выработать общую стратегию нашего поведения, создаст научные предпосылки для разработки правовых природоохранных норм, для экономических расчетов, инженерно-технических проектов и, кроме того, для педагогической и воспитательной работы на поприще охраны природы.

Создание общей теории оптимизации природной среды, как и других задач в рамках научного познания глобальных проблем вообще, – задача междисциплинарная, и в ее решение могут внести свой вклад многие науки.

Анализ глобальных проблем современности показывает наличие сложной и разветвленной системы причинно-следственных связей между ними. Наиболее крупные проблемы и их группы в той или иной мере сопряжены и переплетены между собой. А любая ключевая и крупная проблема может состоять из множества частных, но не менее важных по своей злободневности, проблем.

Разрабатываемые концепции глобального развития не могут в адекватной мере охватить все многообразие взаимосвязей между проблемами, чем в значительной мере обуславливается узкопрофильность и ненадежность предлагаемых прогнозных моделей дальнейшей эволюции мирового сообщества. Видится явный недоучет достижений тех культур, которые не вписываются в рамки западной цивилизации. В научном аспекте наблюдается преобладание социально-экономических подходов в решении глобальных проблем над естественнонаучными, даже в сфере приоритетов последних. Хотя не раз в истории науки именно естествоиспытатели становились носителями поистине новаторских идей, в том числе и в контексте глобальных проблем, которые становились в дальнейшем основополагающими (вспомним, к примеру, учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере). Поэтому требуется дальнейшее углубление интеграции наук в рамках междисциплинарных исследований системы причинно-следственных связей глобальных проблем, чтобы сделать поиск характера этих связей более целенаправленным, формализованным в полном соответствии с законами формальной и диалектической логики, а научный прогноз глобального развития, соответственно, более надежным.

2. Максимова М.М., Быков О.Н., Мирский Г.И. Глобальные проблемы современности. М.: Мысль, 1981. 285 с.

4. Страус А.Л. Униполярность (Концентрическая структура нового мирового порядка и позиция России) // Полис. 1997. № 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на районной секции "Проблемы и перспективы в работе учителей химиии биологии по новым образовательным программам ФГОС основного общего образования".

Гордеевского района Брянской области

«Проблемы и перспективы в работе учителей химии и биологии

по новым образовательным программам ФГОС

Подготовила доклад: учитель биологии и химии 1 категории Юркова Т.П.

Современная педагогическая ситуация характеризуется разнообразием и динамизмом, и учитель должен умело адаптироваться к непрерывно происходящим изменениям в содержании обучения.

Пожалуй, первый плюс нового ФГОС – это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось российское образование. Второй, не менее важный плюс – поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно - деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. Третий плюс ФГОС – это попытка вернуть школе воспитательную функцию, а четвертый – преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы.

ФГОС потребовал глубоких изменений в мировоззрении и психологии педагогов, работающих в современных условиях, отказа от сложившихся стереотипов, выработки новых подходов в воспитании и социализации учащихся. Школе нужен такой учитель, который сможет грамотно работать не только по новым методическим пособиям и учебникам, но и способен самостоятельно моделировать образовательный процесс, использовать современные активные методы обучения, анализировать свою деятельность на предмет соответствия требованиям нового стандарта, вносить коррективы там, где это необходимо.

Быть гибким - вот задача каждого учителя. Если мы хотим научить современного ребенка, научить качественно, то первыми перестраиваться необходимо, прежде всего, нам. Учитель, прежде всего, сам должен понимать актуальность требований к современному образованию. Теперь в школе мы должны сформировать новые умения - универсальные, составляющие основу умения учиться. Выход один - самообразование, самообучение, самовоспитание, движение вперёд навстречу всему новому, ежедневный труд и поиск.

В процессе введения Стандарта нового поколения обозначились следующие проблемы:

1. В связи с реализацией ФГОС, изменился объём документационного обеспечения. Документов надо составлять больше, на что уходит много времени, и соответственно, на деятельность учителя времени катастрофически не хватает.

2 . Не все кабинеты оснащены современной техникой и выходом в интернет, что позволяло бы более качественно построить процесс обучения и помогать учителю в оперативной обработке материалов и ведению мониторинга по развитию у ребёнка универсальных учебных действий.

3. Требуется совершенствование кадрового потенциала.

4. Определённые сложности у педагогов, приступающих к реализации ФГОС, может вызвать и контрольно-оценочной деятельность:

- объектом контроля и оценки довольно часто продолжают оставаться лишь знания, умения и навыки, не потому что учитель не хочет перестроиться, а потому что ТРУДНО;

- контрольно-оценочная деятельность по-прежнему остается полем деятельности лишь педагога;

- отсутствие надёжных диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя.

Перечень проблем, которые возникли на начальном этапе освоения ФГОС в 5

1. Выбор учебников. Для учителей, впервые начинающих работать по новым стандартам в пятом классе, выбрать учебники по своему усмотрению не представилось возможным. Соответственно пришлось работать по линии учебников автора Самкова В.А.

2. Соответствие новых учебников требованиям ФГОС. Когда, наконец –

то учебник вышел в свет, появилась возможность его оценить. Оказалось,

что он не совсем соответствует ожиданиям.

Кроме того, методические рекомендации и электронное приложение к учебнику вышли в широкий доступ не к началу учебного года.

3. Технология урока. Конечно, возникают вопросы о том, какова технология современного урока? Как достичь личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, изучая биологию 1 час в неделю? Как формировать универсальные учебные действия?

4. Оценка результатов. Как оценивать личностные, метапредметные и предметные результаты, если существующие технологии оценивают знания, умения и навыки? Как будет меняться структура ГИА И ЕГЭ?

Наверное, самое трудное для успешной работы по новым стандартам – желание учителя меняться и решать, поставленные перед ним задачи. Но проблемы возникают не потому, что не хочется перестраиваться, а потому, что трудно перестроиться за короткий промежуток времени. Поставленные условия заставили по-новому взглянуть на процесс обучения и активно искать пути решения поставленных проблем: например, курсы повышения квалификации. Прохождение предметных курсов повышения квалификации, посвященных переходу на ФГОС, помогает разобраться в теории ФГОС, определить модель современного урока, познакомиться с вариантами оценивания результатов обучения.

Преподавание биологии в школе в настоящее время ориентировано на усвоение огромного количества научной информации, что в современных условиях сокращения количества часов, отводимых в школе на изучение предмета, неизбежно ведет к формализации знаний обучающихся. Все это влечет за собой снижение интереса к изучению предмета. А это, в свою очередь, ставит перед каждым учителем биологии вопрос об активизации познавательного интереса.

Анализируя свою деятельность, как учителя биологии я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Для этого я использую на уроках современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные.

Очень важная проблема (и не только у биологов)- низкая мотивация учеников, все мы сознаем, что дети не хотят учиться. Возможно, сказываются многочисленные и незаконченные эксперименты в системе образования, необоснованно сложная программа при том, что все больше в классах появляется детей с проблемами усвоения и просто педагогически запущенных. Как повысить мотивацию к обучению? Чтобы решать эту проблему учителю нужно:

-знать психологические особенности ученика;

-знать его потребности и интересы;

-осуществлять личностный подход в обучении (что в реальности совсем не просто);

-самому постоянно учиться, использовать различные технологии в образовательном процессе, отдавая предпочтение деятельностным методам (в биологии это и лабораторные и практические работы, постановка домашнего опыта, проектная деятельность);

-использовать игровые, коллективные способы обучения – при этом снижается уровень тревожности у детей, возникает сотрудничество и взаимопомощь между учениками;

-использовать на уроках не просто интересную информацию, но и преподносить ее более современными способами-интернет, электронные пособия, видеофильмы и т.д.

В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Уроки биологии отличаются сложностью используемого оборудования. И поэтому использование компьютерных обучающих программ на уроках биологии актуальны, прежде всего, из-за возможности наблюдения таких биологических процессов и явлений, которые либо невозможно провести в кабинете, либо невозможно наблюдать и трудно представить, понять.

Интерес к предмету формируется под непосредственным влиянием преподавателя, его увлеченности предметом, умения передать учащимся свое отношение не только к предмету, но и к процессу самосовершенствования методик преподавания.

Интерес к чтению дополнительной литературы, посещению библиотек у массового ученика не наблюдается, а отсюда, выполнение домашнего задания оставляет желать лучшего. На уроке с использованием компьютера учащиеся больше стимулируются к усидчивости и вниманию. При работе на компьютере развиваются все виды памяти. Компьютер приучает учащегося к самообучению и самовоспитанию.

За последнее время для учащихся и преподавателей биологии разработаны и выпущены различные программы: обучающие, тренинговые, контролирующие (тесты), а также электронные учебники, справочники, и экзаменаторы.

Мой опыт педагогической деятельности показывает, что ученик может знать суть вопроса, но поделиться своими знаниями с окружающими не в состоянии, т.е. его коммуникативная компетенция не сформирована. С одной стороны, хорошо известно, что глубокое понимание предмета формируется тогда, когда ты можешь о сложном рассказать доступным собеседнику языком. С другой – условия задачи заданы неопределенно: при решении учащемуся приходится опираться на свой жизненный опыт, привлекать знания, полученные на других предметах естественнонаучного цикла, высказывать предположения и принимать или отвергать их.

Особенностью химического образования является сочетание теоретических выкладок с системой практических занятий. Для проведения химического эксперимента должна быть хорошо оборудована лаборатория и кабинет, должен иметься полный набор химических реактивов. Но многие опыты невозможно продемонстрировать в школьном кабинете. Подобная проблема решается посредством применения информационных технологий. Таким образом, в моей практике выполнение отдельных работ сопровождается показом опытов виртуальных лабораторий.

Надо отметить, что при разработке уроков химии. Мы уже ориентируемся на стандарты второго поколения, хотя продолжаем работать по учебникам старой линии.

Занятия по химии обеспечивают возможность формировать и развивать учебные компетентности, учебная деятельность на практических работах дает возможность формировать и развивать исследовательские умения: учащиеся, проводя реальные учебные исследования, активно работают с различными источниками информации (учебник, книга, инструктивная карта), представляют, обсуждают и систематизируют разнообразные информационные материалы.

Следовательно, вышеизложенные подходы не только вызывают мотивацию в изучении предмета учащимся, но и формируют у него ключевые компетенции: изучать, искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. Что важно для выпускника школы в период адаптации к новому витку жизни.

Итак, для выполнения нового стандарта, базирующегося на системно-деятельностном подходе, необходимо будет кардинально изменить методику обучения биологии. Учителю придется работать не только с классом, но и индивидуально с каждым учеником, проводить работу не только в коллективе, но и научиться организовывать коллективную познавательную деятельность. Самостоятельная работа должна стать ведущим видом деятельности учащихся в учебном процессе. В связи с этим особое внимание необходимо будет уделять формированию универсальных учебных действий (регулятивным, познавательным, коммуникативным), без которых самостоятельная познавательная деятельность учащихся будет мало эффективной. В то же время учитывая, что использование методов обучения всегда ситуативно, то учителю в каждом конкретном случае придется решать проблему оптимального сочетания репродуктивной и творческой познавательной деятельности учащихся.

В преподавании биологии все большее место будут занимать проектно-исследовательская деятельность и информационно коммуникационные технологии.

Все это потребует новых подходов и в подготовке будущих учителей в педвузах, и в переподготовке действующих учителей.

Важно, чтобы вопросы материально-технического, учебно- методического и информационного обеспечения были решены, как этого требует стандарт. В этом направлении активно работают издательства, перерабатывая школьные учебники и создавая различные пособия под новый стандарт.

5-7 классах у учащихся формируются первоначальные систематизированные представления о биологических объектах, их разнообразии, процессах, явлениях, закономерностях. В классе, на базе полученных знаний, у учащихся формируются представления об особенностях строения и процессах жизнедеятельности организма человека, о здоровом образе жизни.

Учитывая развитие современных подростков и деградацию морально этических ценностей в современном обществе, откладывать изучение подростками своего организма, его развития, научного обоснования важности соблюдения гигиенических, морально-этических норм поведения на более поздний срок недопустимо.

Утверждение, что учащимся 9 класса трудно усвоить общебиологические понятия не соответствует действительности.

Анализ опыта работы по действующим в настоящее время программам биологии в 9 классе показывает, что трудности возникают не из-за сложности изучаемого материала, а или из-за серьезного превышения объема формируемых понятий, или, что наблюдается, к сожалению, достаточно часто, из-за неправильной организации учебного процесса.

Это объясняется как недостаточной методической подготовкой учителей, их перегрузкой, так и отсутствием материально-технического обеспечения учебного процесса.

Обсуждать вопрос о переходе на линейное построение программы биологии можно лишь в том случае, если в 10-11 классах биология будет обязательным предметом для всех школьников. Но даже в этом случае, прежде чем принимать окончательное решение целесообразно провести сравнительный анализ результатов обучения при различных построениях программы биологии.

Необходимо так же учитывать, что значительная часть выпускников 9 классов продолжает свое обучение в системе НПО и СПО, где, мы это прекрасно знаем, биология изучается формально.

В настоящее время готовится стандарт для средней школы. Во всех предложенных вариантах стандарта доминирует идея индивидуализации и возможность выбора собственной траектории обучения учащимися. Нет никакого сомнения, что если ученик в классе не выберет естественно-научный профиль, то, в лучшем случае, он будет изучать биологию в составе интегрированного курса или вообще ее не будет изучать в средней школе. В таком случае обобщающий курс биологии в девятом классе становится не только желательным, а просто необходимым.

Вывод: Новый стандарт поддерживает традиции существующего образования, но расставляет иные акценты и ориентируется на иные приоритеты. Условия введения федеральных государственных образовательных стандартов как инновации потребовали от педагогов быстрой и массовой смены профессионального мировоззрения, профессиональной позиции, овладения навыками проектирования образовательного процесса.

Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя.

ФГОС - в нашей школе. Какие проблемы появились с его вступлением и каккие есть пути выхода из этих проблем?

ВложениеРазмер
doklad_k_pedsovetu_fgos_problemy_i_perspektivy.doc 66 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОС: проблемы и перспективы.

Введение новых образовательных стандартов - это требование времени. Ведь объем информации удваивается, как минимум каждые пять лет.

Что же изменилось? Отличительной особенностью нового стандарта является его системно - деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, приоритетной целью образования стало формирование у учащихся умения учиться. Стандарт указывает реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. На уроках, во внеурочной деятельности основное внимание уделяется развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Изменения в начальной школе проявились в совершенствовании и обновлении процесса образования.

Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи, т.е. умения учиться. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения.
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако, с введением Стандарта определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.

Что меняется в современном уроке.

Мы пришли к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации и сохраняющий в процессе деятельности целостность гражданского общества и правового государства.

Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

В соответствии с новыми стандартами, нужно усилить мотивацию ребёнка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки её

применения в реальной жизни.

В современном уроке упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. Но часто бывает, что некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия… А если нет?

  1. Определённые сложности у педагогов, приступающих к реализации ФГОС, может вызвать новизна контрольно-измерительных материалов для отслеживания стартового уровня, промежуточного и итогового образовательного результата обучающихся.

Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика проявления не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. Совершенно новым является диагностика результатов личностного развития. Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:

целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учеником действий и качеств по заданным параметрам),

самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),

результаты учебных проектов,

результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

  1. В профессиональной деятельности, в связи с реализацией ФГОС, изменился объём документационного обеспечения. Документов надо составлять больше, на что уходит много времени, и соответственно, на творческую деятельность учителя времени катастрофически не хватает.

3. Изменился в первую очередь подход к обучению. Учитель – инструктор, куратор, наставник. Ученик должен стать активным участником образовательного процесса, уметь мыслить, рассуждать, свободно высказывать и доказывать свою точку зрения.

4. Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока. Учителям трудно резко перестроить свою работу и в кратчайшие сроки модернизировать её. Это очень длительный процесс.

5. В здании школы не хватает учебных кабинетов для организации внеурочной деятельности, отсутствие игровых комнат, комнат релаксации для детей с ослабленным здоровьем.

6. Не всегда будущие первоклассники получают необходимую предшкольную подготовку, что является большим препятствием в реализации основных образовательных программ. А в нашей школе – незнание и непонимание русского языка.

7. Низкий процент читающих детей и родителей.

Много зависит от желания и характера учителя, от уровня его профессиональной подготовки. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

Карта

С 31 октября мир наблюдает за международной конференцией COP26 (Конференция сторон) в Глазго, Великобритания. На ней лидеры государств обсуждают климатический кризис, перерастающий в катастрофу, и пути его решения. Однако изменения климата не единственная глобальная проблема современности. Рассмотрим, какие еще вопросы влияют на жизнь всего человечества.

Климатические изменения и глобальное потепление

Согласно докладу ООН, деятельность человека — главный фактор, повышающий среднюю температуру на Земле. Из-за промышленного роста, вырубки лесов, добычи ископаемых, автомобильных выхлопов в воздух попадает все большее количество парниковых газов, которые разрушают озоновый слой и приводят к глобальному потеплению.

Глобальное потепление

Глобальное потепление: Pixabay

Какие глобальные проблемы связаны с климатическими изменениями? Даже незначительное повышение средней температуры на Земле, согласно ООН, может привести к катастрофе:

  • Тающие ледники повышают уровень Мирового океана, затапливаются прибрежные территории. Многие города, находящиеся на вечной мерзлоте, могут оказаться отрезанными от мира.
  • Часть территорий становятся засушливыми, непригодными для сельского хозяйства, а в некоторых случаях и для жизни. Это приведет к сокращению флоры и фауны.
  • Учащаются природные катаклизмы.

Если нынешняя тенденция сохранится, к 2100 году на планете может не остаться земель, пригодных для возделывания. Все живое окажется под угрозой вымирания.

Чтобы избежать катастрофических последствий, в 2015 году было принято Парижское соглашение. Его цель — сократить количество выбросов во всем мире и не допустить повышения температуры на 2 °C к концу ХХI века. Конференция COP26 — это возможность подытожить промежуточные результаты через шесть лет после Парижского соглашения.

Завод

Парниковые газы: Unsplash

Пандемия COVID-19

Быстро распространяющийся вирус SARS-CoV-2 в 2020 году стал вызовом для всех стран без исключения. Почему COVID-19 оказался глобальной проблемой человечества? Пандемия обнажила недостатки государственных систем здравоохранения: они оказались не готовыми ни бороться с возникшей эпидемией, ни оказывать жизненно важную медицинскую помощь. Как следствие — переполненные больницы и миллионы смертей.

Главной задачей, связанной с преодолением пандемии, была разработка эффективной вакцины против нового вируса. Теперь каждое государство должно обеспечить:

  • доступ всех граждан к вакцинам и средствам защиты;
  • доступ к необходимой медицинской помощи;
  • доверие общественности к мерам по борьбе с заболеванием, в том числе к вакцине.

Пока хоть кто-то находится в зоне риска, борьба с пандемией COVID-19 не закончится. Поэтому указанные меры должны охватывать самые уязвимые категории населения и самые отдаленные районы.

Люди в медицинских масках

Демографические проблемы и истощение ресурсов

Демографический кризис — важнейшая проблема современности. В развитых государствах рождаемость падает, численность населения сокращается, в отстающих — наоборот. Это приводит к неизбежной эмиграции бедного населения на территории более развитых стран.

Какие глобальные проблемы вызваны демографическим кризисом? Согласно прогнозу Вашингтонского университета, к концу века население планеты составит около 8,8 млрд человек, при этом структура населения значительно изменится. Примерно четверть популяции будет представлена людьми старше 80 лет, трудоспособное население сократится, что скажется на экономическом росте.

Однако главный вывод состоит в том, что у планеты банально не хватит ресурсов на все население:

  • Невозобновляемые ресурсы (полезные ископаемые) неумолимо исчерпываются.
  • Возобновляемые ресурсы и продовольствие будут в дефиците из-за роста населения и сокращения трудоспособных людей.

Люди в Гонконге

Рост населения: Unsplash

Чтобы предотвратить кризис, правительства внедряют демографические программы. Однако их возможности ограничены, ведь государство не может нарушать права женщин, заставляя или запрещая им рожать. Поэтому в каждой стране должны быть предприняты меры для повышения уровня жизни граждан и рационального использования ими ресурсов.

Угроза термоядерной войны и терроризм

Согласно опросу ЮНЕСКО, простые граждане видят глобальную проблему в мировых конфликтах, насилии и дискриминации. Несмотря на развитие общества, военные конфликты продолжаются в разных уголках мира по сей день. Глобально человечество обеспокоено потенциальной угрозой термоядерной войны.

Почему в мире встала проблема ядерного конфликта? Насколько ядерное оружие опасно для человечества, стало понятно еще после Второй мировой войны. С того времени на планете произошло около 60 конфликтов, и каждый из них мог перерасти в ядерный.

По состоянию на 2021 год в мире есть около 30 стран, обладающих таким оружием. Их совместного потенциала хватит, чтобы 30 раз уничтожить все живое на Земле.

Руины в Нагасаки

Руины в Нагасаки: Unsplash

Использование 100 ракет может привести к так называемой ядерной осени. Температура на планете упадет на 2–4 °C, большинство территорий станут непригодными для сельского хозяйства, участятся природные катаклизмы. Несколько сотен ракет могут спровоцировать ядерную зиму, и климат на всей Земле станет похожим на арктический.

Как избежать такого исхода? Государства ведут переговоры о снижении уровня ядерных потенциалов. Оружие постепенно уничтожается. Кроме этого, необходим тщательный контроль над разработкой, испытанием и торговлей оружия.

Загрязнение окружающей среды и Мирового океана

Чем опасно загрязнение окружающей среды? Исследование 2015 года показало, что по этой причине в мире погибли около 9 млн человек. Это значит, что каждая шестая преждевременная смерть вызвана грязным воздухом, водой или почвой.

Воздух, наполненный химикатами и вредоносными газами, влияет не только на легкие, но и провоцирует сердечно-сосудистые заболевания, диабет, нарушает когнитивные функции.

Более того, ядовитые отходы промышленных предприятий, попадая в воду и почву, лишают места для жизни многих живых существ. Из-за проблем с экологией целые виды растений и животных бесследно исчезают или значительно сокращают свою популяцию. Флора и фауна меняется до неузнаваемости, что в свою очередь влияет и на обеспечение ресурсами человечества.

Мусор в океане

Загрязнение Мирового океана: Unsplash

Чтобы сократить загрязнения, необходимы кардинальные и сплоченные меры:

  • переработка отходов;
  • уменьшение потребления пластика и химии;
  • переход на экологические источники энергии;
  • создание охраняемых территорий.

Глобальные проблемы современности требуют решительных действий уже сейчас. Их последствий не сможет избежать ни одна страна и ни один человек. Поэтому даже простым гражданам нужно принимать меры на своем уровне, в частности, бережно относиться к окружающей среде и влиять на политику государств посредством выборов.

Читайте также: