Этиопатогенетический принцип в логопедии доклад

Обновлено: 04.07.2024

В статье затрагивается актуальная проблема, очень важная для родителей детей с нарушениями речи и без. Выявляются основные причины вероятного возникновения нарушения речевого развития и звукопроизношения. Статья дает возможность предугадать нарушения речи и своевременно принять меры или же и вовсе избежать их.

В этой статье мы поможем родителям разобраться, что может привести к нарушениям речи. Эта информация будет полезна и для тех, кто хотел бы предотвратить возможность возникновения данного отклонения в речевом развитии.

Под причиной речевых нарушений понимается воздействия на организм внешнего (экзогенного), внутреннего (эндогенного) факторов или же их влияние в совокупности, что в итоге определяет специфику речевого расстройства.

Соответственно причины речевых нарушений можно разделить на две группы: внутренние и внешние.

Внутренние (эндогенные) причины нарушений речи:

1. Внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развитию плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 нед. до 4 мес.

  • Внутриутробная гипоксия плода. Токсикозы, гестозы беременности, патология плаценты, повышение артериального давления у беременной, а также различные соматические заболевания матери могут стать причиной гипоксии плода.
  • Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция).
  • Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы.
  • Несовместимость крови матери и плода (резус-конфликт или конфликт по группе крови). Резус или групповые антитела, проникая через плаценту, вызывают распад эритроцитов плода. В результате из эритроцитов выделяется токсическое для ЦНС вещество - непрямой билирубин. Под его влиянием поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушением слуха.

2. Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям. К асфиксии (или гипоксии) во время родов может привести различная акушерская патология (неправильное предлежание плода, многоплодная беременность, многоводие, преждевременное отхождение околоплодных вод, узкий таз, затяжные или стремительные роды).

3. Употребление алкоголя, наркотических веществ и табачных изделий матерью во время беременности. В науке описан алкогольный эмбриотический синдром, включающий отставание физического, речевого и умственного развития. Никотин отрицательно воздействует на процессы кровообращения в матке и плаценте, что приводит к замедлению транспортировки аминокислот от матери к плоду.

4. Работа на вредном производстве (чрезмерные физические нагрузки, контакт с вредными химическими веществами, воздействие ультрафиолетового излучения, ионизирующей радиации).

5. Особенность психического состояния нервной системы матери в период беременности (стресс, длительно текущее депрессивное состояние, нагрузки социального характера, экономические и материальные трудности).

6. Наследственная предрасположенность, генетические аномалии. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключать такую возможность нельзя.

7. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни (инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции, травмы и ушибы головного мозга, хронические заболевания).

Внешние (экзогенные) причины нарушений речи:

  1. Немаловажное значение для развития ребенка имеют социально-бытовые условия, в которых он растет. Неблагоприятные социально-бытовые условия, могут приводить к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.
  2. Речь ребенка развивается по подражания. Из-за этого крайне важно, чтоб ребенка окружали люди с правильной речью. И если в семье имеются старшие дети с дефектом звукопроизношения, важно своевременно заняться его исправлением.
  3. Стресс, испуг, психотравмирующая ситуация в семье и другие различные психические травмы могут стать причиной возникновения нарушения речи. Помимо того, что это задерживает развитие речи, в ряде случаев это может приводить и к психогенным речевым расстройствам: мутизм или невротическое заикание.
  4. Сам факт общения имеет большое значение в развитии речи. Ребенку недостаточно просто слышать звуки (телевизор, радио), необходимо именно прямое общение со взрослыми. Важно общаться с ребенком соответственно его возрасту. Если с ребенком первого года жизни нормой является поддерживать эмоциональное общение, то с ребенком по старше (2-3 года) следует переходить уже на предметно-действенное общение. Если же этот переход не осуществляется, то следует задуматься о риске возникновения задержки психо-речевого развития.
  5. Подлаживание взрослых под детскую речь (сюсюкание) является одним из видов неблагоприятного социального воздействия, которое может мешать развитию речи и закреплять неправильное звукопроизношение.

В нашей стране последовательно осуществляются мероприятия по охране здоровья матери и ребенка. Среди них в первую очередь следует назвать диспансеризацию беременных женщин, страдающих хроническими заболеваниями, периодическую госпитализацию женщин с отрицательным резус-фактором и многие другие.

В профилактике аномалий речевого развития большую роль играет диспансеризация детей, перенесших родовые травмы.

Большое значение для предупреждения рождения детей с речевыми дефектами имеет распространение знаний о причинах и признаках речевой патологии среди врачей, педагогов и населения в целом.

В логопедической науке в связи с особенностями ее целей и задач можно выделить принципы и методы диагностики и принципы и методы коррекции.

ВложениеРазмер
printsipy_i_metody_logopedii.docx 24.75 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИИ.

В логопедической науке в связи с особенностями ее целей и задач можно выделить принципы и методы диагностики и принципы и методы коррекции.

Речь обследуется при диагностике как целостная система, в структуре которой все звенья связаны между собой.

Например: выявленные недостатки звукопроизношения у ребенка 7 лет могут сопровождаться несформированностью фонематического слуха и фонематического восприятия. И это будет угрожать возможными нарушениями письма и чтения.

Недостатки произношения и фонематических процессов могут затрудняться овладением словарем, особенно словами сходными по звуковому составу.

Следовательно, и в процессе диагностики и в последующей коррекции необходимо учитывать место и роль нарушения произношения в общей системе речевой деятельности ребенка. Что находит отражение в структуре речевых карт.

Логопедия опирается на следующие основные общедидактические принципы : научность, систематичность и последовательность, доступность, наглядность, прочность, воспитывающий характер обучения, сознательность и активность, индивидуальный подход.

И специфические принципы: системность, комплексность, принцип развития, принцип рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка, деятельностный подход, онтогенетический принцип, принцип учета этиологии и механизмов (этиопатогенетический принцип), принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта, принцип обходного пути,

Рассмотрим некоторые из них.

Этиопатогенетический – необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обусловливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы.

Системность и учет структуры речевого нарушения – предполагает необходимость учета в логопедической работе структуры дефекта, определение ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных признаков.

Комплексность - расстройства речи представляют собой синдром, в структуре которого выделяются сложные связи между речевыми и неречевыми симптомами. Необходимо комплексное воздействие.

Дифференцированный подход – осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей, учитываются общие и специфические закономерности развития аномальных детей.

Поэтапность – каждый этап характеризуется своими целями и задачами, методами и приемами коррекции, последовательно формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому.

Онтогенетический – учет закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи.

Учет личностных особенностей – бывает неравномерное развитие отдельных ее сторон, нарушение межличностных отношений.

Учет ведущей деятельности – игровая (дошкольники) или учебная (школьники).

Условия естественного речевого общения – моделирование различных ситуаций речевого общения, тесная связь логопеда с родителями, воспитателями, педагогами.

Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы.

Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Исследование детей с нарушениями речи, а также организация логопедической работы с ними осуществляются с учетом ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной).

Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе (онтогенетический принцип).

Возникновение речевых нарушений во многих случаях обусловлено сложным взаимодействием биологических и социальных факторов. Для успешной логопедической коррекции речевых нарушений большое значение имеет установление в каждом отдельном случае этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта.

В процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройки деятельности функциональных систем используется принцип обходного пути , т. е. формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.

Анализ речевых нарушений и логопедическое воздействие опираются во всех случаях на этиопатогенетический принцип (учет этиологии механизмов речевого нарушения); принцип дифференцированного подхода, поэтапности, формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения; принцип обходного пути (формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена).

Выдвинуты профессором Р.Е. Левиной.

Принцип развития- с позиции этого принципа определяется механизм нарушения речи. Необходимо собрать и проанализировать все клинические данные, общие сведения о пациенте. Это поможет определить клиническую форму речевой патологии. Это нужно для прогнозирования работы, для определения сроков работы, для определения связи с другими специалистами.

Принцип системного подхода. Речь представляет собой единую систему, которая включает такие компоненты: фонетику, лексику, грамматику. Они тесно между собой взаимосвязаны и определяют развитие друг друга. Выделяют по структуре дефекта следующие варианты: ФНР фонетическое недоразвитие речи - страдает только звукопроизношение; ФФНР на фоне дефектного звукопроизношения недоразвит фонематический слух. Фонематическое недоразвитие речи - умея правильно произносить звуки, смешивают их в произношении (сели дети на шалашки, как блештят у детей глашки). ОНР - страдает звукопроизношение, фонематический слух, бедный словарь, речевые аграмматизмы. Для определения речевого дефекта логопед тщательно изучает все компоненты речи у пациента. Логопед определяет содержание коррекционной работы.

Принцип связи речи с другими сторонами психического развития.

или зрительная память, восприятие, наглядно-действенное мышление в норме, недоразвита слуховая память, словесно-логическое мышление, значит первична речь, вторично – ЗПР.

Обучение проходит по первопричине.

Б) Логопед должен знать структуру психического развития ребенка, чтобы на логопедических занятиях работать не только над речью, но и доразвивать психические функции ребенка.

В) Необходимо учитывать реакцию пациента на свой дефект.

Пациенты с гиперпереживаниями - все неприятности, неудачи объясняют своими речевыми дефектами, редко верят в успех лечения, недостаточно критичны к себе, обладают малыми волевыми умениями.

Необходимо использовать приемы психотерапевтического воздействия (разъяснение, убеждение, внушение) логопед должен научиться владеть ими или подключить других специалистов в комплексную работу (психолог, психотерапевт).

Методы диагностики речевых нарушений логопедии как науки можно условно разделить на несколько групп.

Первая группа — организационные методы: сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный.

Вторую группу составляют эмпирические методы: обсервационные (наблюдение), экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперимент), психодиагностические (тесты, стандартизированные и прожективные, анкеты, беседы, интервью), праксиметрические примеры анализа деятельности, в том числе и речевой деятельности, биографические (сбор и анализ анамнестических данных).

К третьей группе относятся количественный (математико-статистический) и качественный анализ полученных данных, используется машинная обработка данных с применением ЭВМ.

Четвертая группа —интерпретационные методы, способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями (связь между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом, между функциями и личностью и др.).

Широко используются технические средства, обеспечивающие объективность исследования: интонографы, спектрографы, назометры, видеоречь, фонографы, спирометры и другая аппаратура, а также рентгенокинофотография, глоттография, кинематография, электромиография, позволяющие изучать в динамике целостную речевую деятельность и ее отдельные компоненты.

Принципы логопедического воздействия : комплексность воздействия при речевых нарушениях, дифференцированный подход в устранении речевых нарушений, поэтапный ход речевого воздействия, учет ведущего вида деятельности при коррекции нарушений речи.

Логопедическое воздействие – педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевыми нарушениями.

Каждому из этапов логопедического воздействия присущи свои цели, задачи, методы, приемы коррекции.

Цель: коррекция и компенсация нарушений речевой деятельности, воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением.

Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.

Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия — воспитанию человека.

Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Оно представляет собой сложный педагогический процесс, направленный, прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности.

Основные формы логопедического воздействия: обучение, воспитание, коррекция, компенсация, адаптация, абилитация, реабилитация.

Коррекция нарушений речи – исправление речи или ослабление симптоматики нарушений речи (устранение, преодоление речевых нарушений).

Компенсация – сложный многоаспектный процесс перестройки психологических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма.

Обучение – двусторонний управляемый процесс, включающий активную познавательную деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков и педагогическое руководство этой деятельностью.

Воспитание – целенаправленное систематическое, организованное управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общения.

Адаптация – приспособление организма к условиям существования, активное приспособление к условиям социальной среды посредством усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

Абилитация – это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества. В логопедии: формирование начального детского лексикона.

Реабилитация – восстановление или компенсация утраченной функции, мероприятия в отношении больных детей, направленные на то, чтобы ребенок овладел умениями и навыками, система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление здоровья больных и возвращение их к активной жизни. В логопедии: восстановительное обучение при афазии.

Эффективность логопедического воздействия обусловлена следующими факторами: уровнем развития логопедии как науки; связью теории и практики; характером дефекта и степенью выраженности его симптоматики; возрастом человека, состоянием его здоровья; психическими особенностями человека, его активностью в процессе логопедической коррекции; сроками начала и продолжительностью логопедической работы; реализацией основных принципов коррекционно-логопедической работы; мастерством и личностными качествами логопеда.

Таким образом, профессионализм логопеда, выбор им адекватных средств и методов логопедического воздействия с учетом структуры и характера нарушения речи, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка с речевой патологией определяют перспективу процесса устранения речевых нарушений.

Выбор и использование метода определяется характером речевого нарушения; содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия; этапом работы; возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка.

Словесные : определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями и задачами коррекции.

1. рассказ – форма обучения, при которой изложение носит описательный характер. Используют для создания у детей представления о явлении, для вызова положительных эмоций, для создания образца правильной речи, для подготовки детей к самостоятельной работе.

2. беседа – предварительные, итоговые, обобщающие; опираются на достаточный объем представлений, соответствует логике мыслительной деятельности ребенка, активизирует мыслительную деятельность, четкие и ясные вопросы.

3. пересказ – краткий, выборочный, развернутый;

1. упражнение – многократное повторение ребенком практических и умственных заданий.

А) подражательно-исполнительские – выполняются детьми в соответствии с образцом.

Б) конструктивные – конструирование букв из элементов, из одной буквы другую.

В) творческие – использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале.

3. моделирование: процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.

Наглядные: форма усвоения знаний, умений и навыков, которая находится в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и ТСО. Относятся наблюдения, рассматривания рисунков, картин, макетов; просмотр диафильмов, кинофильмов; прослушивание пластинок, записей; показ образцов выполнения заданий.

Формы организации логопедической работы: индивидуальные, подгрупповые, групповые, фронтальные, урок.

Принципы логопедической работы — это общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушений речи.

Общедидактические принципы логопедического воздействия: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода.

Специальные принципы логопедического воздействия:

1) Этиопатогенетический - учета этиологии и механизмов речевого нарушения (При устранении речевых нарушений необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обусловливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы. Содержание логопедического воздействия зависит от механизма речевого нарушения. При одинаковой симптоматике нарушений речи возможны различные механизмы.)

2) Системности и учета структуры речевого нарушения (Предполагает необходимость учета в логопедической работе структуры дефекта, определения ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных симптомов. Сложность структурно-функциональной организации речевой системы обусловливает расстройство речевой деятельности в целом при нарушении даже отдельных ее звеньев. Это и определяет значимость воздействия на все компоненты речи при устранении речевых расстройств.)

3) Комплексности (Комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие очень важно при устранении всех сложных речевых нарушений, но особо значимым оно является при устранении дизартрии, заикания, алалии, афазии.)

4) Дифференцированного подхода (осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В процессе коррекции нарушения речи учитываются общие и специфические закономерности развития аномальных детей. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи у различных категорий аномальных детей имеет свою специфику, обусловленную особенностями их сенсомоторного и психического развития. В процессе логопедического воздействия необходимо учитывать уровень развития речи, познавательной деятельности, особенности сенсорной сферы и моторики ребенка.)

5) Поэтапности (Логопедическое воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Последовательно формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому. Например, работа по устранению дислалии включает следующие этапы: постановка, автоматизация, дифференциация звуков.)

6) Развития (предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.)

7) Онтогенетический (Логопедическое воздействие строится на основе онтогенетического принципа, с учетом закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи. Формирование правильных речевых навыков, форм и функций речи осуществляется от простых к сложным, от конкретных к более абстрактным, от продуктивных форм к непродуктивным, от ситуативной речи к контекстной, от усвоения семантических отношений к усвоению формальных признаков речевых (языковых) единиц.)

8) Учета возрастных и личностных особенностей (Учитываются особенности формирования личности у детей с различными формами речевых расстройств, а также возрастные особенности. Особое значение имеет учет личностных особенностей при коррекции расстройства речевой деятельности, связанных с нарушением головного мозга (алалия, афазия, заикание, дизартрия). В этом случае в симптоматике нарушения отмечаются выраженные особенности формирования личности, которые носят как первичный характер, обусловленный органическим поражением мозга, так и характер вторичных наслоений.)

9) Деятельностного подхода (Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, в школьном возрасте ведущей деятельности является учебная.)

10)Использования обходного пути (т. е. формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена. Так, В процессе преодоления алалии, афазии большое значение имеет создание новых функциональных систем на базе сохранных звеньев.)

11) Формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения (С учетом ведущей деятельности ребенка в процессе логопедической работы моделируются различные ситуации речевого общения. Для закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, учителя, воспитателя, семьи.)

Метод обучения – это способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств. В логопедической работе используются различные методы:

а) упражнение - это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Подразделяются на подражательно-исполнительские (выполняются детьми в соответствии с образцом, например упражнения практического характера - дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику), конструктивные (с использованием различных видов конструирования) и творческие (предполагают использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале).

б) игры предполагают использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия).

в) моделирование - это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов. Широкое применение получило знаково-символическое моделирование.

2) наглядные: представляют собой те формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения. Использование пособий облегчает усвоение материалов, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным, повышает эффективность логопедической работы. К ним относятся наблюдения, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр диафильмов, кинофильмов, прослушивание пластинок, магнитофонных записей, показ образца задания, способа действия.

3) словесные: особенности использования их определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.

а) рассказ - это такая форма обучения, при которой изложение носит описательный характер. Его используют для создания у детей представления о том или ином явлении, вызова положительных эмоций, для создания образца правильной выразительной речи, подготовки детей к последующей самостоятельной работе, для обогащения словаря, закрепления грамматических форм речи.

б) беседа (в зависимости от дидактических задач организуются предварительные, итоговые, обобщающие беседы)

Все рассмотренные общедидактические принципы могут быть реализованы лишь при условии их взаимосвязи.

Специфические принципы. Принцип развития предполагает учет многих параметров: развитие личности человека с речевой патологией; самого патологического неречевого и речевого процессов; сохранных функциональных систем и тех изменений, которые наступают в организме, двигательной сфере и речи человека с речевым расстройством. Принцип развития обусловливает одновременное осуществление в процессе двигательной деятельности умственного, нравственного, эстетического и сенсорного воспитания.

Принцип всестороннего воздействия влияет на организм в целом. Ритмические и логоритмические средства повышают общую тренированность организма, совершенствуют нервнорефлекторные механизмы регуляции, создавая новые взаимоотношения между функциональными системами организма.

Этиопатогенетический принцип объясняет дифференцированное построение логоритмических занятий в зависимости от причины и патогенеза речевого расстройства. При заикании, дислалии, дизартрии, ринолални, афазии и других нарушениях занятия строятся по-разному. Например, при заикании логоритмические занятия направлены на коррекцию моторных нарушений, воспитание внимания, тормозных установок, произвольного поведения, связи между речевой и общей моторикой и т.д. с соответствующими специфическими средствами воздействия на речь заикающегося; а при ринолалии особое внимание уделяется воспитанию слухового внимания, дифференциации ротового и носового дыхания, снятию назализации и т.д.

Принцип учета симптоматики определяет физические возможности людей с речевой патологией, ослабленность детей с за -иканием, с ал алией, наличие параличей и парезов (или иной неврологической симптоматики) при алалии, афазии, дизартрии, частичную или средней степени выраженности ограниченность движений больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Принцип комплексности предполагает связь логопедической ритмики с медико-психолого-педагогическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения и т.д.). Например, на логоритмических занятиях с заикающимися следует опираться на те установки, которые они получили во время сеанса психотерапии и логопедических занятиях, или у детей с дизартрией после лекарственной терапии или физиотерапии использовать приближающееся к норме состояние мышечного тонуса и т.д.

Логопедия – наука о нарушениях речи, методах их предупреждения, выявления и устранения средствами воспитания и специального обучения. Логопедия изучает причины, механизмы, симптомы, течение, структуру нарушений речевой деятельности и систему коррекционного воздействия.

В Юсуповской больницы логопеды восстанавливают нарушенные речевые функции с помощью инновационных методик.

Основные понятия в логопедии

Принципы и наглядные методы логопедии

Когда обращаться к логопеду? Взрослым необходима логопедическая реабилитация после инсульта, черепно-мозговой травмы, опухолей мозга. Консультация логопеда нужна детям в следующих случаях:

С трёх лет детям рекомендуется проходить ежегодную консультацию у логопеда, даже если родителям кажется, что всё в порядке. Интенсивное развитие коры головного мозга у детей продолжается до 6-7 лет. С логопедическими проблемами лучше разбираться до школы, и начинать стоит заранее.

Логопедия опирается на следующие основные принципы:

  • системность;
  • комплексность;
  • принцип развития;
  • рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребёнка;
  • принцип учёта причин и механизмов речевого дефекта.

Методы логопедии условно разделяют на несколько групп:

  • организационные – сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный;
  • эмпирические – наблюдение, экспериментальные, психодиагностические (тесты, анкеты, интервью), биографические (сбор и анализ истории жизни пациента);
  • количественный и качественный анализ полученных данных, их машинная обработка с применением электронно-вычислительных машин и компьютерных программ;
  • интерпретационные – способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями.

Широко используются технические средства, которые обеспечивают объективность исследования: интонографы, назометры, спектрографы, видеоречь, фонографы, спирометры и другая современная аппаратура. Рентгенокинофотография, кинематография, электромиография, глоттография позволяют изучать в динамике целостную речевую деятельность и её отдельные компоненты. Неврологические проблемы также изучаются в логопедии.

ОНР в логопедии – что это

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это нарушение формирования всех сторон речи (лексико-грамматической, звуковой, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Различают различные виды ОНР в логопедии. Их коррекцию проводят, развивая понимание речи, обогащая словарный запас ребёнка, формируя фразовую речь, грамматический строй языка, полноценное звукопроизношение.

Классификация общего недоразвития речи в логопедии

По клиническому составу категория детей с общим недоразвитием речи неоднородна. Логопеды выделяют следующие формы патологии:

  • неосложнённые формы общего недоразвития речи у детей с минимальными расстройствами мозговой функции – недостаточной регуляцией мышечного тонуса, незрелостью эмоционально-волевой сферы, моторных дифференцировок);
  • осложненные формы ОНР у детей с психопатическими и неврологическими синдромами – церебрастеническим, судорожным, гипертензионно-гидроцефалическим, гипердинамическим;
  • грубое недоразвитие речи у детей с органическими поражениями речевых отделов мозга (при моторной алалии – отсутствии или недоразвитии речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте).

В настоящее время используется следующая классификация речевых нарушений в логопедии:

Некоторые термины, применяемые в логопедии

Просодика в логопедии – это сложный комплекс элементов, которые включают темп, ритм, тембр, логическое ударение. Апраксия является двигательным расстройством речи. У детей возникают проблемы произнесения звуков, слогов и слов из-за мозговых нарушений в планировании движений органов тела (губ, языка, челюсти). Ребёнок знает, что он или она хочет сказать, но его мозг испытывает трудности с координацией движений мышц.

Фонематическое восприятие - это способность воспринимать на слух и точно воспроизводить слова. Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи даже те звуки, которые отдельно произносят правильно. Они плохо справляются со звуковым анализом слов, встречают затруднения в чтении и допускают грубые нарушения письма.

Что такое дизартрия в логопедии? Дизартрия – расстройство произносительной организации речи. Оно связано с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. При дизартрии нарушается речевая моторика, звукопроизношение, речевое дыхание, голос. При подозрении на дизартрию в Юсуповской больнице проводят неврологическую диагностику с помощью новейших методов нейровизуализации, электронейромиографии. Коррекционная работа логопеда при дизартрии включает:

  • лечебное воздействие (медикаментозные курсы, массаж, лечебную физкультуру;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • логопедические занятия;
  • артикуляционную гимнастику;
  • логопедический массаж.

Повышенная саливация в логопедии встречается часто. У детей выделяется много слюны, которая создаёт трудности с речью. Её продукция уменьшается к двум годам.

Сенсорная (импрессивная) речь – восприятие и понимание речи. Поражение верхней височной извилины приводит к тому, что человек слышит слова, но не понимает их смысла. Моторная (экспрессивная) речь – произнесение звуков речи самим человеком.

Физиологические итерации – повторения детьми некоторых звуков или слогов. Они обусловлены возрастными несовершенствами деятельности слухового и речедвигательных анализаторов в период формирования речи в дошкольном возрасте. Дискалькуляция – нарушение развития навыка счёта. Прогнатия и прогения – нарушения прикуса, которые вызывают расстройства речи.

Полтерн – патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа несудорожного характера (спотыканием, запинками, необоснованными паузами). Характеризуется нарушением общей и речевой моторики, часто сочетается с другими нарушениями речевой функции.

Контаминация – ошибочное воспроизведение слов. Оно заключается в объединении в одно слово слогов, которые относятся к различным словам. Парафазии – нарушения речевого высказывания, которое проявляется в пропусках, ошибочной замене или перестановке звуков и слогов в словах или в замене необходимых слов другими, которые не имеют отношения к смыслу высказывания в устной и письменной речи.

Для того чтобы пройти курс лечения нарушений речи в логопедов звоните по телефону Юсуповской больницы. Ведущие специалисты в области логопедии применяют инновационные технологии коррекции речи – слоговые дорожки, кинезиотейпирование. Индивидуальный подход к лечению каждого ребёнка позволяет добиться знакомых результатов.

Читайте также: