Этические кодексы в медицине доклад

Обновлено: 05.07.2024

2. человеческая жизнь есть безусловная ценность;

3. врач должен уважать личную жизнь пациентов, воздерживаться от аморальных поступков;

4. врач должен соблюдать врачебную тайну, уважать свою профессию.

Итак, заповедь о врачебной тайне — это императив истории медицины, ярчайшее явление общечеловеческой культуры (сохранившее основной свой смысл и ценность в течение многих столетий), и потому она по праву может быть названа святыней. Каждый врач, каждый медицинский работник должен сознавать себя носителем священной традиции, недопустимости разглашения профессиональной тайны.

Расистские принципы выполняли методологическую роль при проведении преступных медицинских экспериментов. В качестве подопытных привлекались представители всех национальностей, кроме немцев.

Благодаря Нюрнбергскому процессу вопросы медицинской этики приобрели международное значение, какого они не имели никогда ранее.

Женевская декларация является присягой, которую врачи приносят в странах — членах ВМА. В целом для Женевской декларации характерна методология абстрактного гуманизма.

Биоэтика.

Биоэ́тика (от др.-греч. βιός — жизнь и ἠθική — этика, наука о нравственности) — учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии.

Биоэтика – это сложный культурный феномен, возникший как ответ на угрозы моральному и физическому благополучию человека, порождаемые бурным прогрессом биомедицинской науки и практики. Защита фундаментальных моральных ценностей, определяющих человеческое существование, является условием выживания человечества в современной ситуации.

Новые возможности медицины, связанные не столько с лечением, сколько с управлением человеческой жизнью (например, генетическая коррекция особенностей человека, допущение донорства без согласия, уничтожение жизни на эмбриональных стадиях, отказ и прекращение медицинской помощи безнадежному больному), вступают в противоречие с установившимися моральными ценностями и принципами. В силу этого противоречия и формируется биоэтика как система знания о границах допустимого манипулирования жизнью и смертью человека.

Термин биоэтика был введён в 1969 году американским онкологом и биохимиком В. Р. Поттером для обозначения этических проблем, связанных с потенциальной опасностью для выживания человечества в современном мире. Первое упоминание термина в медицинском журнале относят к 1971 году.

Позже биомедицинская этика формируется как учебная дисциплина в медицинских вузах. К вопросам биоэтики обращались и обращаются мыслители разных направлений. Например, известный японский специалист по истории буддизма Накамура Хадзимэ (1912—1999) в своих работах не раз касался проблем биоэтики.

В узком смысле понятие биоэтика обозначает весь круг этических проблем во взаимодействии врача и пациента. Неоднозначные ситуации, постоянно возникающие в практической медицине как порождение прогресса биологической науки и медицинского знания, требуют постоянного обсуждения как в медицинском сообществе, так и в кругу широкой общественности.

В широком смысле термин биоэтика относится к исследованию социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и любых живых организмов, включённых в экосистемы, окружающие человека. В этом смысле биоэтика имеет философскую направленность, оценивает результаты развития новых технологий и идей в медицине и биологии в целом.

К основным в биоэтике можно отнести следующие проблемы:

· защиты прав пациентов (в том числе ВИЧ инфицированных, психиатрических больных, детей и др. больных с ограниченной компетентностью);

· справедливости в здравоохранении;

· взаимоотношения с живой природой (экологические аспекты развития биомедицинских технологий);

· проведения экспериментов на человеке и животных;

· выработки критериев диагностики смерти;

· современной генетики (генодиагностики, генной терапии и инженерии);

· манипуляций со стволовыми клетками;

· клонирования (терапевтического и репродуктивного);

· оказания помощи умирающим пациентам (хосписы и организации паллиативной помощи);

· самоубийства и эвтаназии (пассивной или активной, добровольной или насильственной).

2. человеческая жизнь есть безусловная ценность;

3. врач должен уважать личную жизнь пациентов, воздерживаться от аморальных поступков;

4. врач должен соблюдать врачебную тайну, уважать свою профессию.

Итак, заповедь о врачебной тайне — это императив истории медицины, ярчайшее явление общечеловеческой культуры (сохранившее основной свой смысл и ценность в течение многих столетий), и потому она по праву может быть названа святыней. Каждый врач, каждый медицинский работник должен сознавать себя носителем священной традиции, недопустимости разглашения профессиональной тайны.

Расистские принципы выполняли методологическую роль при проведении преступных медицинских экспериментов. В качестве подопытных привлекались представители всех национальностей, кроме немцев.

Благодаря Нюрнбергскому процессу вопросы медицинской этики приобрели международное значение, какого они не имели никогда ранее.

Женевская декларация является присягой, которую врачи приносят в странах — членах ВМА. В целом для Женевской декларации характерна методология абстрактного гуманизма.

Биоэтика.

Биоэ́тика (от др.-греч. βιός — жизнь и ἠθική — этика, наука о нравственности) — учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии.

Биоэтика – это сложный культурный феномен, возникший как ответ на угрозы моральному и физическому благополучию человека, порождаемые бурным прогрессом биомедицинской науки и практики. Защита фундаментальных моральных ценностей, определяющих человеческое существование, является условием выживания человечества в современной ситуации.

Новые возможности медицины, связанные не столько с лечением, сколько с управлением человеческой жизнью (например, генетическая коррекция особенностей человека, допущение донорства без согласия, уничтожение жизни на эмбриональных стадиях, отказ и прекращение медицинской помощи безнадежному больному), вступают в противоречие с установившимися моральными ценностями и принципами. В силу этого противоречия и формируется биоэтика как система знания о границах допустимого манипулирования жизнью и смертью человека.

Термин биоэтика был введён в 1969 году американским онкологом и биохимиком В. Р. Поттером для обозначения этических проблем, связанных с потенциальной опасностью для выживания человечества в современном мире. Первое упоминание термина в медицинском журнале относят к 1971 году.

Позже биомедицинская этика формируется как учебная дисциплина в медицинских вузах. К вопросам биоэтики обращались и обращаются мыслители разных направлений. Например, известный японский специалист по истории буддизма Накамура Хадзимэ (1912—1999) в своих работах не раз касался проблем биоэтики.

В узком смысле понятие биоэтика обозначает весь круг этических проблем во взаимодействии врача и пациента. Неоднозначные ситуации, постоянно возникающие в практической медицине как порождение прогресса биологической науки и медицинского знания, требуют постоянного обсуждения как в медицинском сообществе, так и в кругу широкой общественности.

В широком смысле термин биоэтика относится к исследованию социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и любых живых организмов, включённых в экосистемы, окружающие человека. В этом смысле биоэтика имеет философскую направленность, оценивает результаты развития новых технологий и идей в медицине и биологии в целом.

К основным в биоэтике можно отнести следующие проблемы:

· защиты прав пациентов (в том числе ВИЧ инфицированных, психиатрических больных, детей и др. больных с ограниченной компетентностью);

· справедливости в здравоохранении;

· взаимоотношения с живой природой (экологические аспекты развития биомедицинских технологий);

· проведения экспериментов на человеке и животных;

· выработки критериев диагностики смерти;

· современной генетики (генодиагностики, генной терапии и инженерии);

· манипуляций со стволовыми клетками;

· клонирования (терапевтического и репродуктивного);

· оказания помощи умирающим пациентам (хосписы и организации паллиативной помощи);

· самоубийства и эвтаназии (пассивной или активной, добровольной или насильственной).


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Принят 3 ей Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации, Женева, Швейцария, в октябре 1949 года, дополнен 22 ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Сидней, Австралия, в августе 1968 года и 35 ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Венеция, Италия, в октябре 1983 года.

Общие обязанности врачей:

Врач обязан всегда поддерживать наивысшие профессиональные стандарты.

Принимая профессиональные решения, врач должен исходить из соображений блага для пациента, а не из собственных материальных интересов.

Вне зависимости от профессиональной специализации, врач должен ставить во главу угла сострадание и уважение к человеческому достоинству пациента и полностью отвечать за все аспекты медицинской помощи.

Врач должен быть честен с пациентом и коллегами. Он не имеет права покрывать коллег, обманывающих своих пациентов.

С нормами медицинской этики не совместимы:

а) Самореклама, если она специально не предусмотрена законами страны и этическим кодексом Национальной Медицинской Ассоциации.

б) Выплата врачом комиссионных за направление к нему пациента, либо получением платы или иного вознаграждения из любого источника за направление пациента в определенное лечебное учреждение, к определенному специалисту или назначение определенного вида лечения без достаточных медицинских оснований.

Врач должен уважать права пациента, коллег, других медицинских работников, а также хранить врачебную тайну.

Врач может осуществить вмешательство, способное ухудшить физическое или психическое состояние пациента лишь в интересах последнего.

Врач должен быть крайне осторожен, давая информацию об открытиях, новых технологиях и методах лечения через непрофессиональные каналы.

Врач должен утверждать лишь то, что проверено им лично.

Обязанности врача по отношению к больному:

С целью сохранения здоровья и жизни пациента врач должен использовать весь свой профессиональный потенциал. Если необходимое обследование или лечение выходит за уровень возможностей врача, он должен обратиться к более компетентным коллегам.

Смерть больного не освобождает врача от обязанности хранить врачебную тайну.

Оказание ургентной помощи - человеческий долг врача.

Обязанности врача по отношению друг к другу:

По отношению к своим коллегам врач должен вести себя так, как он хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему.

Врач не должен переманивать пациентов у своих коллег.

Врач обязан соблюдать принципы Женевской Декларации, одобренной Всемирной Медицинской Ассоциацией.

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОГО ВРАЧА

Утвержден 4-ой Конференцией Ассоциации врачей России, ноябрь 1994.

Руководствуясь клятвой Гиппократа, принципами гуманизма и милосердия, документами Всемирной Медицинской Ассоциации по этике и законодательством РФ в части права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, декларируя определяющую роль врача в системе здравоохранения, учитывая особый характер взаимоотношений врача с пациентом и необходимость дополнить механизмы правового регулирования этих отношений нормами врачебной этики, декларируя, что каждый врач несет моральную ответственность перед медицинским сообществом за свою врачебную деятельность, а медицинское сообщество несет ответственность за своих членов перед обществом в целом, Ассоциация врачей России принимает настоящий Этический Кодекс российского врача.

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (ВРАЧ И ОБЩЕСТВО)

Главная цель профессиональной деятельности врача - сохранение жизни человека и улучшение ее качества путем оказания ургентной, плановой и превентивной медицинской помощи.

Врач обязан быть постоянно готов оказать ургентную медицинскую помощь любому человеку вне зависимости от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности пациента, его социального статуса, религиозных и политических убеждений, а также иных немедицинских факторов, включая материальное положение. Предложение безвозмездной помощи неимущему этично и оправдано.

Врач должен всеми легальными способами способствовать делу охраны здоровья населения, в том числе, осуществляя просветительскую деятельность по вопросам медицины, гигиены, экологии и культуры общения.

Врач не может присутствовать при смертной казни и пытке, ни, тем более, участвовать в них. Врач не может ни санкционировать, ни оставить без внимания любые формы проявления жестокости или унижения человеческого достоинства.

Главное условие врачебной деятельности - профессиональная компетентность врача: его специальные знания и искусство врачевания.

Врач должен активно стремиться к углублению своих знаний, памятуя, что качество медицинской помощи не может быть выше полученного образования.

Именно профессиональная компетентность, наряду с гуманистической нравственной позицией, предполагающей высокую требовательность к себе, способность признавать и исправлять собственные ошибки, дает врачу право на самостоятельное принятие медицинских решений.

Недопустимо причинение вреда пациенту, нанесение ему физического, нравственного или материального ущерба ни намеренно, ни по небрежности. Врач не вправе безучастно относиться и к действиям третьих лиц, причиняющих такой ущерб.

Врач обязан сопоставить потенциальную пользу с возможными осложнениями от вмешательства, особенно если обследование или лечение сопряжены с болью, применением мер принуждения и другими тягостными для пациента факторами. Лекарство не должно быть горше болезни.

Злоупотребление знаниями и положением врача несовместимо с врачебной профессией.

- использовать свои знания и возможности в негуманных целях;

- без достаточных оснований применять медицинские меры или отказывать в них;

- использовать методы медицинского воздействия на пациента с целью его наказания, а также в интересах третьих лиц.

Врач не вправе навязывать пациенту свои философские, религиозные и политические взгляды. Личные предубеждения врача и иные непрофессиональные мотивы не должны оказывать воздействия на диагностику и лечение.

Врач, пользуясь своим положением лечащего или психической несостоятельностью пациента, не имеет права заключать с ним имущественные сделки, использовать в личных целях его труд, вступать с пациентом в интимную связь, а также заниматься вымогательством и взяточничеством.

Врач вправе принять благодарность от пациента и его близких.

Врач обязан быть свободным.

Право и долг врача - хранить свою профессиональную независимость. Во время войны и мира, оказывая медицинскую помощь новорожденным и старикам, военнослужащим и гражданским лицам, руководителям высшего ранга и лицам, содержащимся под стражей, врач принимает на себя всю полноту ответственности за профессиональное решение, а потому обязан отклонить любые попытки давления со стороны администрации, пациентов или иных лиц.

Врач должен отказаться от сотрудничества с любым физическим или юридическим лицом, если оно требует от него действий, противоречащих этическим принципам, профессиональному долгу или закону.

Участвуя в экспертизах, консилиумах, комиссиях, консультациях и т.д., врач обязан ясно и открыто заявлять о своей позиции, отстаивать свою точку зрения, а в случаях давления на него - прибегать к юридической и общественной защите.

Врач отвечает за качество медицинской помощи.

Врач должен приложить все усилия, чтобы качество оказываемой им помощи было на самом высоком уровне.

Оценивать качество оказываемой врачом медицинской помощи могут только коллеги, аккредитованные врачебной ассоциацией.

Врач имеет право отказаться от работы с пациентом.

Врач может отказаться от работы с пациентом, перепоручив его другому специалисту в следующих случаях:

- если чувствует себя недостаточно компетентным, не располагает необходимыми техническими возможностями для оказания должного вида помощи;

- данный вид медицинской помощи противоречит нравственным принципам врача;

- врач не в состоянии установить с пациентом терапевтическое сотрудничество.

РАЗДЕЛ 2. ВРАЧ И ПРАВА ПАЦИЕНТА

Врач и право пациента на свободу и независимость личности.

Врач должен уважать честь и достоинство пациента. Грубое и негуманное отношение к пациенту, унижение его человеческого достоинства, а также любые проявления превосходства или выражение кому-либо из пациентов предпочтения или неприязни со стороны врача недопустимы.

Врач должен оказывать медицинскую помощь в условиях минимально возможного стеснения свободы пациента, а в случаях, по медицинским показаниям требующих установления контроля за поведением пациента, строго ограничивать вмешательство рамками медицинской необходимости.

При возникновении конфликта интересов пациент-общество, пациент-семья и т.п. врач обязан отдать предпочтение интересам пациента, если только их реализация не причиняет прямого ущерба самому пациенту или окружающим.

Врач и право пациента на адекватную информацию о своем состоянии.

Если физическое или психическое состояние пациента исключает возможность доверительных отношений, их следует установить с его законным представителем, родственником или другим близким лицом, позиция которого, с точки зрения врача, в наибольшей степени соответствует интересам пациента.

Врач и право пациента на получение медицинской помощи, не ограниченной какими-либо посторонними влияниями.

При оказании медицинской помощи врач должен руководствоваться исключительно интересами пациента, своими знаниями и личным опытом. Никакие вмешательства во взаимоотношения врач-пациент вообще и в лечебный процесс в частности, иначе, чем по просьбе врача, недопустимы.

При возникновении профессиональных затруднений врач обязан немедленно обратиться за помощью.

Врач и право пациента согласиться на лечение или отказаться от него.

Информированное, осознанное и добровольное согласие пациента на медицинскую помощь вообще и любой конкретный ее вид в частности есть не спонтанное волеизъявление пациента, а результат эффективного терапевтического сотрудничества.

Поведение врача должно способствовать развитию у пациента чувства ответственности за свои поступки. Отказ вменяемого пациента от медицинской помощи, как правило, есть результат отсутствия терапевтического сотрудничества между врачом и пациентом, а потому всегда остается на совести врача.

Добровольный отказ пациента от медицинской помощи или отдельного ее вида должен быть столь же осознанным, как и согласие на нее.

Никакое медицинское вмешательство не может быть произведено без согласия пациента, кроме особых случаев, когда:

- тяжесть физического или психического состояния не позволяет пациенту принять осознанное решение,

- пациент является источником опасности для окружающих. В таких случаях применение врачом недобровольных мер необходимо и этично.

В случаях, когда на врача возлагается осуществление принудительного обследования или лечения, он может осуществлять эти меры только в строгом соответствии с требованиями законодательства. Врач не имеет права выполнять лечебные действия с использованием мер принуждения, если не находит к этому медицинских показаний. О мотивах своего отказа он обязан информировать орган, принявший решение о принудительном лечении.

Врач и право пациента на физическую и психическую целостность личности.

Во всех случаях неоспоримо право пациента на физическую и психическую целостность личности, а посягательство на него недопустимо.

Только в интересах лечения пациента этично и допустимо осуществлять вмешательства, способные повлечь ухудшение его физического или психического состояния.

Изъятие с недиагностической и нелечебной целью любых протезов, органов, тканей и сред организма, включая абортивный материал, ткани и среды, отторгаемые в процессе родов, может производиться только с письменного согласия пациента или его законного представителя. Это положение действует и после смерти пациента.

Врач и право пациента на соблюдение врачебной тайны.

Пациент вправе рассчитывать на то, что врач сохранит в тайне всю медицинскую и доверенную ему личную информацию. Врач не вправе разглашать без разрешения пациента или его законного представителя сведения, полученные в ходе обследования и лечения, включая и сам факт обращения за медицинской помощью. Врач должен принять меры, препятствующие разглашению медицинской тайны. Смерть пациента не освобождает от обязанности хранить медицинскую тайну.

Разглашением тайны не являются случаи предоставления или передачи медицинской информации:

- с целью профессиональных консультаций.

- с целью проведения научных исследований, оценок эффективности лечебно-оздоровительных программ, экспертизы качества медицинской помощи и учебного процесса.

- когда у врача нет иной возможности предотвратить причинение серьезного ущерба самому пациенту или окружающим лицам.

- по решению суда.

Если действующее законодательство предусматривает необходимость разглашения медицинской тайны в иных случаях, то врач может быть освобожден от этической ответственности. Во всех перечисленных случаях врач должен информировать пациента о неизбежности раскрытия информации и, по возможности, получить на это его согласие.

Врач и право пациента на достойную смерть.

Эвтаназия, как акт преднамеренного лишения жизни пациента по его просьбе, или по просьбе его близких, недопустима, в том числе и в форме пассивной эвтаназии. Под пассивной эвтаназией понимается прекращение лечебных действий у постели умирающего больного.

Врач обязан облегчить страдания умирающего всеми доступными и легальными способами.

Врач обязан гарантировать пациенту право по его желанию воспользоваться духовной поддержкой служителя любой религиозной конфессии.

Секционное исследование разрешается только в том случае, если семья умершего активно не возражает против его проведения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Врач и право пациента на свободный выбор врача.

Врач не вправе препятствовать пациенту, решившему доверить свое дальнейшее лечение другому врачу.

Самореклама в любой форме несовместима с врачебной этикой.

РАЗДЕЛ 3. ОТНОШЕНИЯ С КОЛЛЕГАМИ И ДРУГИМ МЕДИЦИНСКИМ ПЕРСОНАЛОМ

Врач обязан поддерживать честь и благородные традиции медицинского сообщества.

В течение всей жизни врач обязан сохранять уважение, благодарность и обязательства по отношению к тому, кто научил его врачебному искусству.

Врач обязан делать все от него зависящее для консолидации врачебного сообщества, активно участвовать в работе врачебных ассоциаций, защищать честь и достоинство коллег, как свои собственные, не применять диагностические и лечебные методы, осужденные ассоциацией врачей.

Моральная обязанность врача блюсти чистоту рядов врачебного сообщества, беспристрастно анализировать ошибки своих коллег, как свои собственные, активно препятствовать практике бесчестных и некомпетентных коллег, а также различного рода непрофессионалов, наносящих ущерб здоровью пациентов.

По отношению к коллегам врач должен вести себя так, как хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему.

Во взаимоотношениях с коллегами врач обязан быть честен, справедлив, доброжелателен, порядочен, должен с уважением относиться к их знаниям и опыту, а также быть готовым бескорыстно передать им свой опыт и знания.

Моральное право руководства другими врачами и персоналом дает не административное положение, а более высокий уровень профессиональной и нравственной компетентности.

Критика в адрес коллеги должна быть аргументированной и не оскорбительной. Критике подлежат профессиональные действия, но не личность коллег.

Недопустимы попытки укрепить собственный авторитет путем дискредитации коллег. Врач не имеет права допускать негативные высказывания о своих коллегах и их работе в присутствии пациентов и их родственников.

Врач не может переманивать пациентов у своих коллег. Предложение безвозмездной медицинской помощи коллегам и их близким родственникам - этично и гуманно.

РАЗДЕЛ 4. ВРАЧ И ПРОГРЕСС МЕДИЦИНЫ

Любое исследование с участием пациента может проводиться только с его согласия и при условии одобрения этического комитета.

Планируя эксперимент с участием пациента, врач обязан тщательно сопоставить степень риска причинения ущерба пациенту и возможность достижения предполагаемого положительного результата.

Врач, проводящий исследование, обязан руководствоваться приоритетом блага пациента над общественной пользой и научными интересами.

Испытания и эксперименты могут проводиться лишь при условии получения добровольного согласия пациента после предоставления полной информации.

Проводящий исследование врач, обязан гарантировать право пациента на отказ от участия в исследовательской программе на любом её этапе и по любым мотивам. Этот отказ ни в коей мере не должен отрицательно влиять на отношение к пациенту и оказания ему в дальнейшем медицинской помощи.

Врач должен соблюдать крайнюю осторожность при практическом применении новых для него методов.

Новые медицинские технологии или препараты могут применяться во врачебной практике только после одобрения медицинской ассоциацией.

Врач должен избегать рекламирования открытий или новых методов лечения через непрофессиональные каналы.

РАЗДЕЛ 5. ПРЕДЕЛЫ ДЕЙСТВИЯ ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА, ПОРЯДОК ЕГО ПЕРЕСМОТРА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО НАРУШЕНИЯ

Действие этического кодекса.

Настоящий кодекс действует на всей территории России для всех врачей, являющихся членами врачебных объединений, входящих в Ассоциацию врачей России.

Ответственность за нарушение профессиональной этики определяется уставами территориальных и профильных ассоциаций врачей.

Первый судья врача - собственная совесть. Второй - медицинское сообщество, которое в лице врачебной ассоциации имеет право наложить на нарушителя взыскание в соответствии со своим уставом и иными документами.

Если нарушение этических норм одновременно затрагивает и положения действующего законодательства Российской Федерации, врач несет ответственность по закону.

Пересмотр и толкование Этического Кодекса.

Право пересмотра Этического кодекса и толкования его положений принадлежит Ассоциации врачей России. Порядок пересмотра Кодекса определяется решением Совета Ассоциации врачей России.

В конкретных ситуациях может выясниться, что те или иные положения Кодекса допускают неоднозначное толкование. Столкнувшаяся с этим ассоциация врачей, оформляет свое толкование решением этического комитета или конференции. Толкование приобретает законную силу после утверждения его в качестве дополнения к Этическому Кодексу Ассоциацией врачей России.

ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ ЭВТАНАЗИИ

(принята 39-й Всемирной медицинской ассамблеей, Мадрид, октябрь 1987).

Эвтаназия как акт преднамеренного лишения жизни пациента, даже по просьбе самого пациента или на основании обращения с подобной просьбой его близких, неэтична. Это не исключает необходимости уважительного отношения врача к желанию больного не препятствовать течению естественного процесса умирания в терминальной фазе заболевания.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №5

Выполнил учащийся 3в класса

МБОУ СОШ №5 г.Пыть-Ях

Мазур Никита Игоревич

Руководитель: Трофимова Елена Александровна,

учитель начальных классов

Цель работы:

Формирование у сверстников необходимых поведенческих норм взаимоотношения между друг другом в обществе. Воспитание бережного отношения к окружающим.

Воспитание у ребят нашего поколения гуманного, доброго отношения к людям, чувства сострадания к чужой боли.

Проблема: моя мама работает доктором . Я решил написать проект об этических нормах в медицине, так как это очень важный аспект нашей жизни.

Паспорт проектной работы

Автор : Мазур Никита Игоревич

Руководитель: Трофимова Елена Александровна

Тип проекта:

по содержанию – информационно-исследовательский;

по уровню интеграции – межпредметный (естествознание, физическая культура);

по продолжительности выполнения – долгосрочный;

по способу преобладания деятельности – комбинированный (познавательная, исследовательская, творческая);

по уровню контактов – внутришкольный

Актуальность проекта:

Здоровье – самое дорогое, чем обладает каждый человек; сохранение здоровья – задача каждого. Здоровье – залог счастливой жизни и долголетия. Знать способы сохранения или восстановления своего здоровья очень важно для всех, особенно для молодых людей.

В процессе соблюдения здоровья необходимо знать и соблюдать этические нормы, которые важны при общении друг с другом и с докторами.

Особое значение этики состоит в том, что именно в ней философское размышление переходит непосредственно в практику повседневного человеческого общения, когда элементы мировоззрения становятся мотивами поступков. При недостатке этической информации воспитание идет ложными путями, учащиеся усваивают не лучшие образцы поведения и отношений.

Проблема этического воспитания становится чрезвычайно актуальной.

Гипотеза исследования:

Если дети в начальных классах будут знать и соблюдать этические нормы, то это будет способствовать повышению культуры поведения, уровню воспитанности.

учение о нравственности высшей, духовной, по вере;

наука о законах или нормах человеческого поведения.

Философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе.

Совокупность норм поведения (обычно применительно к какой-нибудь общественной группе).

Латинские аналоги греческих терминов

( в переводе Цицерона):

moralis - моральный (этический);

moralitas – мораль (этика);

моральная философия (этика как область знания).

Так что же такое мораль и нравственность? (12 слайд)

Еще со времен Гегеля принято различать мораль (нем. Moralitat , англ. moral , morality ) и нравственность (нем. Sittlichkeit , англ. morals , virtues ).

Нравственность является внутренней установкой человека

Мораль – внешнее требование к поведению человека

совокупность норм, правил поведения людей (реализуется в их поступках);

универсальная форма отношений людей в обществе.

Во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди,

так поступайте и вы с ними .

Сравнивая разные источники, я пришел к выводу, что во всех выше перечисленных источниках рассматриваются ключевые вопросы этики.

о природе морали, ее сущности и источнике;

о добре и зле, любви, долге, совести, свободе, справедливости, ответственности и других нравственных категориях;

о принципах и нормах должного поведения;

добродетелях и пороках;

о счастье и смысле жизни, назначении человека.

Задача же этики состоит в том, чтобы научить морали – предложить идеальную модель межчеловеческих отношений, в которой снято отчуждение между индивидом и родом, а счастье совпадает с добром.

(20 слайд, 21 слайд)

Проведя анкетирование в третьих классах и получив следующие результаты:

Какие этические нормы вы знаете? – 60%.

Я пришел к выводу, зачем нам надо изучать этику.

Нравственный человек будет:

приносить наибольшую пользу обществу,

жить в ладу со своей совестью,

пребывать в гармонии с природой .

А сейчас мы поговорим об этике в медицине, так как это тоже очень важный аспект в нашей жизни. Ранее я упомянул, что моя мама работает доктором. Именно это вдохновило меня к написанию данного проекта.

hello_html_4a7e9801.jpg

(24 слайд, 25 слайд)

Этика и деонтология в медицине

Диагностический процесс для врача начинается уже с момента появления больного: его внешнего вида, походки, особенностей речи и тому подобное. Однако нельзя забывать, что и больной с первых мгновений оценивает врача. Разница в том, что, если врач видит каждого пациента на фоне бесконечной вереницы больных, то для больного врач – человек необычный, уникальный, которому он вверяет свое благополучие, а то и жизнь. Поэтому он пытливо и с особым пристрастием изучает врача. Создающееся у него впечатление является фундаментом будущего психотерапевтического влияния

Клятва Гиппократа

обязательства перед учителями, коллегами и учениками;

принцип непричинения вреда;

обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия);

принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного;

принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии;

обязательство личного совершенствования;

Биомедицинская этика

Этико-прикладная дисциплина, предметом которой выступает нравственное отношение общества в целом и профессионалов (медиков и биологов) к человеку, его жизни, здоровью, смерти, и которая ставит перед собой задачу сделать их охрану приоритетным правом каждого гражданина. Круг основных проблем: установление статуса и роли моральных ценностей в профессиональной деятельности медиков и биологов; разрежение нравственных коллизий в конкретных ситуациях, возникающих в процессе биомедицинских исследований и лечения больных; этическая регуляция отношений в сфере медицины и здравоохранения.

Аспекты деонтологии

Медицинская деонтология охватывает широкий круг проблем, связанных с взаимоотношениями медиков с больными, их близкими, со здоровыми людьми (практические мероприятия), а также между собой в процессе лечения больного. Должное отношение медицинского работника к больному предполагает доброжелательность, сострадание, максимальную отдачу своих умений и знаний, основанных на высоком профессионализме в постоянном самосовершенствовании. Главный принцип состоит в следующем: относись к заболевшему так, как хотелось бы, чтобы относились в аналогичном положении к тебе.

Аспектами М.Д. являются: взаимоотношения медиков с больным, родственниками больного и медиков между собой.

( 30 слайд, 31 слайд)

Основные правила:

Врачебная тайна :

Это неразглашение медицинскими работниками ставших им известными в силу использования профессиональных обязанностей сведений о болезни и семейной жизни пациента.

Меры ответственности за жизнь и здоровье больных:

Как в мирное, так и в военное время врач должен оказывать медицинскую помощь любому в ней нуждающемуся независимо от возраста, пола, расы, национальности, вероисповедания, социального положения, политических взглядов, гражданства и других немедицинских факторов, включая материальное положение.

Проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе:

Нельзя критиковать или давать оценку действиям коллеги в присутствии больного. Замечания коллегам необходимо делать при необходимости с глазу на глаз, не подрывая авторитета врача. Врач в своей работе не должен замыкаться в себе, обсуждение вызывающих у лечащего врача случаев следует производить коллегиально. Врач должен не гнушаться любым советом, будь то от старшего или младшего. Никогда не стоит говорить больному о том, что этот консультант плох, если он не соглашается с вашим диагнозом.

Проблемы взаимоотношений с больными и их родственниками

Медицинский работник в отношении к больным должен быть корректным, внимательным, не допускать панибратства.

Научные исследования и биомедицинские испытания:

Биомедицинские исследования на людях могут проводиться врачами в следующих случаях:

-если они служат улучшению здоровья пациентов, участвующих в эксперименте;

-если они вносят существенный вклад в медицинскую науку и практику;

-если результаты предшествующих исследований и данные научной литературы не свидетельствуют о риске развития осложнений.

Медицинская этика — это наука о нравственных началах в деятельности медицинских работников. Цельность характера, отвага, оригинальность, доброта, благоразумие, смелость — всё это достоинства. Каждый человек обладает неповторимым набором индивидуальных достоинств. Интуитивно это чувствуется, мы стараемся каждый день использовать их в работе и учебе, на отдыхе, в любви, в дружбе. Эти черты присущи каждому из нас, и в наших силах оттачивать и развивать их.

Разрешение этических проблем зависит от юридической базы общества. Этические и юридические проблемы тесно взаимосвязаны. Без юридического документа любая этическая норма является простым лозунгом, а юридический закон без учета этической теории и практики является произволом.

На смену патернализма пришли современные, цивилизованные формы общения, при которых медработники и пациенты принимают равное участие в решении всех вопросов.

Разумеется, что полагающаяся по закону информация предоставляется родителям, но ребенку она также нужна. Если ребенок ничего не знает о том, что ему предстоит перенести, то мы можем столкнуться с бурным протестом пациента вплоть до агрессии, что не может не отразиться на здоровье ребенка. Рекомендуется беседовать с детьми в присутствии родителей, тогда они чувствуют себя более защищенными.

По степени общественного вреда правонарушения подразделяют на преступления и проступки.

Преступление — предусмотренное уголовным кодексом (УК) общественно опасное деяние (действие или бездействие), совершенное умышленно или по неосторожности и причинившее существенный вред государственным, общественным интересам или охраняемым законом правам и интересам граждан. Совершение преступления влечет применение мер уголовного наказания.




Согласно Уголовному кодексу РФ медицинские работники подлежат уголовной ответственности за следующие профес­сиональные преступления: неоказание помощи больному; ос­тавление в опасности; незаконное производство аборта; неза­конное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью; нарушение санитарно-эпидемиологических правил; служебный подлог; незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ; хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ; незаконная выдача либо подделка ре­цептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ; незакон­ный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в це­лях сбыта; халатность. Среди всех преступных действий медицинских работников халатность и небрежность при оказании медицинской помо­щи юристы рассматривают как преступления по неосторож­ности, а остальные относят к умышленным профессиональ­ным преступлениям медицинских работников.

Проступками называются все остальные правонарушения, которые причинили менее существенный вред, чем преступления. Совершение проступков влечет за собой дисциплинарную и административную ответственность.

Проступки могут быть трех видов:

1) административные - посягающие на государственный или общественный строй, на установленный порядок управления (например, нарушения санитарных норм, паспортного режима, правил воинского учета, порядка управления учреждением, в том числе и лечебными, и др.). За совершение таких проступков предусмотрены административные наказания в виде штрафа, исправительных работ на срок до 2 месяцев, административного ареста на срок до 15 суток;

2) дисциплинарные — противоправные нарушения трудовой дисциплины.

3) гражданско-правовые проступки — неисполнение обязанностей, предусмотренных гражданским кодексом (ГК), жилищным кодексом (ЖК), а также причинение вреда здоровью или имуществу другого лица. Ответственность за гражданско-правовые проступки наступает в виде денежной компенсации (например, за причинение вреда больному в связи с неправильным лечением, за материальный ущерб имуществу больницы и др.).

Разрешение этических проблем зависит от юридической базы общества. Этические и юридические проблемы тесно взаимосвязаны. Без юридического документа любая этическая норма является простым лозунгом, а юридический закон без учета этической теории и практики является произволом.

На смену патернализма пришли современные, цивилизованные формы общения, при которых медработники и пациенты принимают равное участие в решении всех вопросов.

Разумеется, что полагающаяся по закону информация предоставляется родителям, но ребенку она также нужна. Если ребенок ничего не знает о том, что ему предстоит перенести, то мы можем столкнуться с бурным протестом пациента вплоть до агрессии, что не может не отразиться на здоровье ребенка. Рекомендуется беседовать с детьми в присутствии родителей, тогда они чувствуют себя более защищенными.

По степени общественного вреда правонарушения подразделяют на преступления и проступки.

Преступление — предусмотренное уголовным кодексом (УК) общественно опасное деяние (действие или бездействие), совершенное умышленно или по неосторожности и причинившее существенный вред государственным, общественным интересам или охраняемым законом правам и интересам граждан. Совершение преступления влечет применение мер уголовного наказания.

Согласно Уголовному кодексу РФ медицинские работники подлежат уголовной ответственности за следующие профес­сиональные преступления: неоказание помощи больному; ос­тавление в опасности; незаконное производство аборта; неза­конное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью; нарушение санитарно-эпидемиологических правил; служебный подлог; незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ; хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ; незаконная выдача либо подделка ре­цептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ; незакон­ный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в це­лях сбыта; халатность. Среди всех преступных действий медицинских работников халатность и небрежность при оказании медицинской помо­щи юристы рассматривают как преступления по неосторож­ности, а остальные относят к умышленным профессиональ­ным преступлениям медицинских работников.

Проступками называются все остальные правонарушения, которые причинили менее существенный вред, чем преступления. Совершение проступков влечет за собой дисциплинарную и административную ответственность.

Проступки могут быть трех видов:

1) административные - посягающие на государственный или общественный строй, на установленный порядок управления (например, нарушения санитарных норм, паспортного режима, правил воинского учета, порядка управления учреждением, в том числе и лечебными, и др.). За совершение таких проступков предусмотрены административные наказания в виде штрафа, исправительных работ на срок до 2 месяцев, административного ареста на срок до 15 суток;

2) дисциплинарные — противоправные нарушения трудовой дисциплины.

3) гражданско-правовые проступки — неисполнение обязанностей, предусмотренных гражданским кодексом (ГК), жилищным кодексом (ЖК), а также причинение вреда здоровью или имуществу другого лица. Ответственность за гражданско-правовые проступки наступает в виде денежной компенсации (например, за причинение вреда больному в связи с неправильным лечением, за материальный ущерб имуществу больницы и др.).

Читайте также: