Этические ценности в принятии решений и поведении менеджера доклад

Обновлено: 02.07.2024

Этика управления в основном связана с моральными аспектами акта принятия решений и общей практики управления. Сфера деятельности менеджеров включает в себя широкий круг проблем, которые требуют быстрого и эффективного решения. Некоторые из этих проблем уникальны, потому что они появляются впервые, в то время как другие повторяются.

повторяющиеся решения, которые были приняты в аналогичных ситуациях;
решения с высокой степенью новизны, что требует анализа и в некоторых случаях консультации с другими утвержденными лицами

В зависимости от важности последствий управленческих действий мы можем классифицировать этические действия на три категории:

С управленческой точки зрения каждая из трех систем имеет различную причинно-следственную связь. Независимо от того, к каким системам обращаются и каким образом некоторые решения были приняты в какой-то момент, руководство должно стать вовлеченным в их цель, то есть в их эффективное выполнение. В повседневной практике менеджеры должны принимать решения, связанные с производством, исследованиями, маркетингом, финансами и человеческими ресурсами. Из всех этих проблем наиболее распространенными являются человеческие ресурсы. Таким образом, появляется все больше и больше явлений, основанных на дискриминационной практике. Дискриминация - это незаконная практика, при которой к отдельным лицам или группам относятся менее благоприятно по сравнению с другими. Наиболее распространенные дискриминационные явления связаны с:

- дискриминация в отношении инвалидов;

- дискриминация религиозного характера.

Управленческая этика должна находить фундаментальные элементы поведения и определять необходимые установки в четырех приоритетных категориях:

Общество. В отношении общества управленческая этика призвана определять ее поведение и отношение к государству, правительству, местным органам власти и т. д.
Заинтересованные группы. Это группы акционеров, поставщиков, потребителей, экологических организаций и т. д.
Внутренние проблемы Они принимают во внимание отношения между компанией и сотрудниками, включая менеджеров.
Личные проблемы Это те, которые появляются внутри компании между людьми.

Когда деловые интересы вступают в конфликт с моральным духом, бизнес должен уступать; это, пожалуй, самый важный принцип деловой этики.

Соблюдение этических норм в отношениях руководителей и подчиненных. Роль человеческого фактора в решении управленческих задач. Обеспечение личного достоинства и благосостояния людей в процессе управления. Этические проблемы в управленческой деятельности.

Рубрика Менеджмент и трудовые отношения
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 30.03.2016
Размер файла 23,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

Институт экономики и управления

Кафедра экономики кино и телевидения

Выполнил: Петрова Н.А,

110 группа, II курс, Д/О

Руководитель: асс. Бочков А.П

этический управленческий руководитель отношения

1. Понятие и задачи

2. Этическая Концепция

3. Этические проблемы в управленческой деятельности

В настоящее время уделяется большое внимание изучению этики деловых отношений, бизнеса и управления с целью повышения уровня культуры этих отношений. Она занимается анализом взаимоотношений деловых партнёров с позиции толкования нравственных оценок причин успехов или неудач в какой-либо деятельности, в частности, в коммерческой и управленческой.

Есть комплекс причин, вызвавших появление интереса к деловой этике и этике менеджмента в частности. Главная среди них - суммарный вред неэтичного, нечестного делового поведения, ощущаемый не только потребителями, но и производителями, деловыми партнёрами, сотрудниками, обществом в целом, превышение этого общественного вреда над индивидуальной или групповой выгодой.

Особое значение имеет соблюдение этических норм в отношениях руководителей и их подчиненных. Нравственное и моральное здоровье любого трудового коллектива, как правило, обеспечиваются этическими канонами менеджмента.

1. Понятие и задачи

Управленческая этика - совокупность правил и форм делового общения с людьми, позволяющая выразить им уважение, способствующая установлению между руководителем и подчиненными атмосферы взаимопонимания.

Современный уровень развития науки и техники предъявляет высокие требования к уровню профессиональной подготовленности менеджера, специализирующегося в той или иной области. Кроме этого, любому менеджеру, независимо от сферы деятельности, будь то производство, коммерция, финансовое дело или шоу-бизнес, необходимо обладать навыками работы с персоналом, постоянно учитывать человеческий фактор в решении управленческих задач:

- предвидеть, прогнозировать дальнейшее развитие, определять цели и разрабатывать стратегию и тактику их достижения;

- организовывать деятельность предприятия (отдела, подразделения) в соответствии с его целями и предназначением;

- распоряжаться персоналом; - согласовывать (связывать, объединять, сочетать) все действия и усилия;

- контролировать выполнение управленческих решений и распоряжений.[1]

Таковы функциональные задачи менеджмента в целом. А в частности, каждый уважающий себя менеджер обязан четко соблюдать нормы этики, принятые на фирме, в которой он работает. Приведем некоторые из них:

* при поступлении на работу, менеджер принимает на себя этическое и правовое обязательство не разглашать конфиденциальную или представляющую коммерческую тайну информацию, даже если в дальнейшем он примет решение уйти из фирмы.

* менеджер фирмы должен с полной отдачей работать на ее благо.

Неэтично иметь посторонние деловые интересы, которые отвлекали бы существенную часть времени или внимания от выполнения должностных обязанностей в фирме или каким-либо иным образом отрицательно сказывались на деятельности фирмы [4].

2. Этическая концепция

Для того чтобы соответствовать этическим требованиям, менеджеру необходимо развивать ряд способностей и личностных черт руководителя, среди которых наиболее важными являются интеллект, уверенность в себе, честность, ответственность и здравый смысл. Любой менеджер часто сталкивается с необходимостью принимать такие решения, которые ставят перед ним сложные этические проблемы, и в таких ситуациях менеджер не властен изменить что-либо: он вынужден принимать решения, в результате выполнения которых неизбежно пострадают люди; ему приходится идти на сделки, в которых он должен выбирать между равно необходимыми материальными ценностями и следованием устоявшимся моральным принципам; он оказывается в таком положении, что интересы его организации и цели работы входят в противоречие с личными нуждами конкретных служащих или потребителей. Примером этого может служить злоупотребление инвестициями, используя доходы и ресурсы для личного обогащения. Менеджеры, применяют много способов косвенного получения денег, которые по праву принадлежат акционерам. Наиболее часто употребляемый способ - мошеннические операции со статьями расходов.

Другой общепринятый ход - завышение счета с последующей дележкой разницы между завышенной и реальной суммой счета с поставщиком. Наконец, существует практика продажи секретов фирмы конкуренту или использования внутрифирменной информации для игры на фондовой бирже [2].

Фундаментальной этической концепцией является обеспечение личного достоинства и благосостояния людей.

Для принятия решений, соответствующих этическим нормам, организации создают кодексы этических норм, которые устанавливают ценности и принципы поведения, необходимые для руководства процессом принятия решений. Хотя они существенно различаются по организациям в деталях, большинство из этих кодексов включают четыре основных философских подхода: утилитарный, индивидуальный, морально-правовой и справедливый.

Утилитарный подход. Суть его в том, что этичное поведение приносит наибольшую пользу, создает максимальный социальный результат для наибольшего числа людей. Данный подход предполагает, что тот, кто принимает решение, обдумывает, рассчитывает каждую альтернативу с привлечением всех заинтересованных сторон, выбирает решение, которое удовлетворяет наибольшее число людей.

Индивидуальный подход исходит из того, что действия являются нравственными, если они способствуют реализации долгосрочных индивидуальных интересов и целей человека. Индивиды рассчитывают наилучшие долгосрочные преимущества для себя как критерий решения высокого качества.

Но в конке концов достигается общая польза, так как люди стараются согласовать друг с другом свои долгосрочные интересы, порой идя на уступки в краткосрочной перспективе. Индивидуализм формирует поведение, учитывающее интересы других людей.

Морально-правовой подход основывается на предпосылке, что человек или группа людей имеют право на что-либо или имеют право на должное обращение. Решение считается неэтичным, когда оно нарушает права человека. Этот принцип ставит во главу угла взаимное уважение, даже если мы с кем-то не согласны или кого-то не любим. Такая этическая концепция заставляет ценить личность.

Справедливый подход состоит в том, что этически верное решение должно основываться на принципах равенства, честности и непредвзятости, другими словами, выгоды и издержки должны справедливо распределяться среди разных групп людей.

Менеджер должен помнить, что несет личную ответственность перед коллегами и компанией за содействие в устранении причин и обстоятельств, подрывающих такие условия и отрицательно сказывающихся на обстановке в коллективе [3].

4. Этические проблемы в управленческой деятельности

Главными этическими проблемами являются:

* сокрытие фактов и неверная информация в отчетах и при проведении проверок;

* неразумное завышение цен и прямой обман при проведении деловых переговоров;

* сознательное преувеличение преимуществ своего плана работы для получения поддержки;

* обман клиентов с целью получения выгоды для компании;

* перемещение по служебной лестнице по головам сослуживцев;

* принесение в жертву интересов других работников фирмы ради выполнения той или иной работы;

* производство продукции с сомнительными характеристиками по безопасности;

* создание союзов с сомнительными партнерами в надежде на счастливую случайность и т.д. [5]

Сегодня наиболее эффективно такое управление, которое направлено на повышение роли человеческого фактора. Нацеленное на человека, на личность. Обеспечивающее свободное развитие каждого работника, удовлетворение его личных интересов, замыслов. Раскрывающее инициативу, творческие способности каждого члена коллектива. Такой менеджмент именуется нравственным, поскольку базируется на нравственных основах, на совокупности интересов, ориентирован на развитие человеческих отношений, в фундаменте которых заложены культура, свобода и инициатива.

В каждой компании формируется своя "философия" управления, отражающая уровень управленческой этики и культуры. Если сегодня в центре внимания менеджмента находится человек, его личное достоинство, признание заслуг, максимальное использование его потенциала, то такое управление -- самое современное, нравственное, этически корректное.

1. Литвак Б.Г. Разработка управленческих решений. М.: КноРус, 2006.

2. Лучко М.Л. Этика бизнеса - фактор успеха. М.: Эксмо, 2006.

3. Ногин В.Д. Принятие решений в многокритериальной среде. М.: Физматлит, 2005.

4. Орлов А.И. Теория принятия решений. М.: Экзамен, 2005.

5. Петрунин Ю.Ю. Этика бизнеса. М.: Проспект, 2007.

Подобные документы

Понятие профессиональной этики. Управленческая этика как разновидность профессиональной. Этика поведения муниципального служащего. Этический фактор совершенствования системы муниципального управления. Кодекс этических норм муниципального служащего.

курсовая работа [52,1 K], добавлен 24.11.2009

Этика в бизнесе как социально ответственное поведение организации. Система рыночного типа. Общение и его роль в деятельности руководителя и подчиненных. Свободный рынок, управленческая этика. Организационная характеристика предприятия АП ЗАО "Боровское".

контрольная работа [35,3 K], добавлен 28.05.2010

Финансовая деятельность ООО "Моргауши-хлеб", организационная схема управления предприятием. Объективная необходимость децентрализации управления. Формирование центров затрат, ответственности. Содержание внутренней отчетности, ее роль в общем контроле.

курсовая работа [108,3 K], добавлен 10.09.2012

Акмеологический подход к развитию руководства и оптимизации его деятельности. Понимание управления в акмеологии и психологии менеджмента. Управленческая деятельность в акмеологии. Управленческая компетентность, признаки управленческой деятельности.

курсовая работа [37,6 K], добавлен 17.04.2010

Характеристика понятия деятельности человека, ее цели, мотивы и основные виды. Особенности управленческой деятельности, ее функции и структура. Разделение на руководителей и подчиненных. Критерии оценки эффективности управления, установки на перспективу.

В настоящее время система образования нашей страны переживает сложный период: двухступенчатая система высшей профессиональной подготовки в вузах России находится в стадии становления. Подписание Россией Болонского соглашения, вхождение в Европейское образовательное пространство требуют коренной перестройки отечественного образования, но при этом очень важно в процессе интеграции сохранить его лучшие традиции и прежде всего — приоритет нравственности и высокого профессионализма. Кроме того, существует множество проблем организационного, содержательного плана, а также информационно-методического сопровождения соответствующих образовательных программ. Это связано, прежде всего, с тем, что до сих пор не сложилась теория российского менеджмента, которая и должна лежать в основе подготовки бакалавра менеджмента. Представляется, что существенной причиной является попытка построить теорию российского менеджмента исключительно на основе моделей мирового менеджмента или на эмпирической основе опыта российских организаций. На протяжении долгих лет управленческая практика в нашей стране характеризовалась тем, что управленческая должность являлась результатом назначения, что приводило к автоматическому переносу этических ценностей других профессиональных групп в деятельность менеджера. Сегодня в России признается появление нового профессионального сообщества менеджеров, людей, которые имеют специальное профессиональное образование в области управления, что актуализирует проблему уже в процессе их подготовки сформировать нравственные ориентиры, профессиональные ценности, отвечающие требованиям данной профессиональной группы.

Глава 1. Уровни профессиональной этики

1.2 Макроуровень (в масштабе отрасли или национальной экономики)
Это гипернормы и близкие к ним этические постулаты, реализуемые в отраслевых или национальных кодексах этики бизнеса

Зарегистрируйся, чтобы продолжить изучение работы

В настоящее время система образования нашей страны переживает сложный период: двухступенчатая система высшей профессиональной подготовки в вузах России находится в стадии становления. Подписание Россией Болонского соглашения, вхождение в Европейское образовательное пространство требуют коренной перестройки отечественного образования, но при этом очень важно в процессе интеграции сохранить его лучшие традиции и прежде всего — приоритет нравственности и высокого профессионализма. Кроме того, существует множество проблем организационного, содержательного плана, а также информационно-методического сопровождения соответствующих образовательных программ. Это связано, прежде всего, с тем, что до сих пор не сложилась теория российского менеджмента, которая и должна лежать в основе подготовки бакалавра менеджмента. Представляется, что существенной причиной является попытка построить теорию российского менеджмента исключительно на основе моделей мирового менеджмента или на эмпирической основе опыта российских организаций. На протяжении долгих лет управленческая практика в нашей стране характеризовалась тем, что управленческая должность являлась результатом назначения, что приводило к автоматическому переносу этических ценностей других профессиональных групп в деятельность менеджера. Сегодня в России признается появление нового профессионального сообщества менеджеров, людей, которые имеют специальное профессиональное образование в области управления, что актуализирует проблему уже в процессе их подготовки сформировать нравственные ориентиры, профессиональные ценности, отвечающие требованиям данной профессиональной группы.

Глава 1. Уровни профессиональной этики

Глава 2. Этические нормы в менеджементе

Гост

ГОСТ

Общие сведения об этике менеджера

Этика менеджера – это комплекс поведенческих правил и норм, которые необходимы для оптимального выполнения профессиональных задач в сфере менеджмента.

Любой менеджер является стержнем организации и управляющим ее деятельностью. Также он часто становится примером для подчиненных, поскольку его этические принципы проецируются на деятельность всего коллектива в целом.

Важнейшие аспекты этики менеджера отражаются в следующих принципах деятельности руководителя:

  • верность ценностям и нормам, которые господствуют в организации. Другими словами, менеджер является членом организации, поэтому наряжу со всеми сотрудниками соблюдает профессиональные этические нормы;
  • уважение к подчиненным и искренний интерес к их деятельности, отрицание критики, которая будет уничтожать достоинство подчиненных;
  • исключение грубости, лицемерия, высокомерия, манипуляций и психологического насилия, попыток разжигать профессиональные и межличностные конфликты между подчиненными;
  • недопустимость обмана подчиненных, невыполнения обещаний, утаивания важной информации, которая может представлять интерес.

Принципы профессиональной этики менеджера

Важнейшим принципом профессиональной этики инженеров называют соблюдение субординации.

Субординация – это положение индивидуума в иерархической системе каких-либо отношений.

Соблюдение субординации представляет собой воздержанность от попыток решения служебных вопросов с вышестоящим руководством, минуя непосредственное начальство. Также субординация предполагает корректное общение между всеми участниками профессиональных взаимоотношений. Феномен субординации позволяет регламентировать отношения между всеми членами организации и стабилизировать психоэмоциональную ситуацию в коллективе.

Менеджер должен использовать по отношению к подчиненным допустимые методы убеждения. Принуждение применяется только в том случае, если методы убеждения уже исчерпали себя. Принуждения не может унижать честь и достоинство личности, нарушать ее естественные права. Талантливый менеджер всегда находит подход к любому человеку, не выходя при этом за рамки стандартных этических требований.

Готовые работы на аналогичную тему

Грамотный руководитель должен принимать управленческие решения при нормальном эмоциональном состоянии и корректной ситуации общения. Нестабильный эмоциональный фон может исказить процесс принятия решений и снизить степень объективности действий руководителя. Управленческое решение при этом также теряет правовую защищенность.

Управленческое решение – это важнейший вид управленческого труда, а также совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, которые обеспечивают реализацию управленческих задач. Оно имеет творческий характер и во многом зависит от личности руководителя.

Также важным называют нацеленность деятельности менеджера на гармонизацию деятельности коллектива и организации в целом, не только при возникновении конфликтных ситуаций, но и при стандартном общении.

Поскольку руководитель несет ответственность за деятельность всего коллектива, ему необходимо постоянно стремиться к повышению собственной профессиональной компетентности и уровня квалификации. Это поможет ему увеличить степень собственного авторитета в глазах подчиненных, а также снизить вероятность профессиональных промахов и ошибок.

Профессиональная компетентность – это интегральное качество специалиста, характеризующее его умение решать профессиональные задачи с применением профессиональных знаний и имеющегося опыта.

Менеджер, который работает в любой сфере деятельности должен соблюдать профессиональную конфиденциальность. Менеджер не имеет права разглашать личную информацию, а все профессиональные вопросы необходимо освещать строго в рамках этических норм.

Каждый руководитель должен понимать, что он несет ответственность не только за свои действия, но и за действия подчиненных. Готовность брать на себя ответственность за действия подчиненных отличает хорошего руководителя.

Требования к менеджеру

Профессия менеджера считается высоко престижной. При этом менеджер должен иметь:

  • высокий уровень образования;
  • должную степень профессионализма.

Менеджер служит примером отношения к собственным служебным обязанностям для всех рядовых сотрудников, а также других менеджеров.

Ответственность – это качество личности, выражающее ее отношение к необходимости принятия решений и совершения действий, от которых зависит возможность сохранения собственного благосостояния и уровня жизни других людей. Ответственность приравнивается к этическим качествам личности.

Нарушение менеджером этических норм может восприниматься рядовым сотрудником как сигнал, который говорит о том, что можно делать, а что нельзя. Так как менеджер находится в центре внимания, то нарушение им этических норм будет служить дурным примером больше, чем нарушение норм кем – либо из других сотрудников.

Любой поступок менеджера имеет не только ситуативный эффект. В течение некоторого периода времени поведение менеджера формирует комплекс профессиональных моральных устоев, которые окружают его, а именно подчиненных, потребителей, конкурентов, поставщиков.

Если отмечать особенности внешней среды, то менеджеры формируют стандарты взаимоотношений с конкурентами и поставщиками, а также многими деловыми партнерами. Учитывая этот факт, современный менеджер должен стремиться самостоятельно формировать образцы нравственного поведения, воспитывая их у подчинённых и партнеров.

От каждого человека зависит тот факт, на каком языке с ним будут разговаривать окружающие его люди, и как его воспримут сотрудники.

Этика — совокупность моральных принципов и правил, управляющих поведением человека или группы людей. Этика определяет положительные и отрицательные оценки их действий.

Этика менеджмента — внутренне усвоенные принципы, правила, ценности менеджера, связанные с его профессиональной деятельностью и личной жизнью, ставшие убеждениями. Как известно, ценности формируют организационную культуру. Поэтому можно сказать, что этика менеджмента основывается на организационной культуре. Этика менеджмента определяет социальную приемлемость тех или иных действий и решений.

Этическая проблема в менеджменте возникает, когда действия организации или сотрудника, обеспечивающие позитивный результат для организации негативно воспринимается социумом или приносит вред в рамках внешней среды организации. При этом речь не идет о нарушении законов. При соблюдении или несоблюдении законов мы имеем самую высокую степень выраженного (открытого) контроля. Этическая система (социальные нормы) характеризуется средней степенью выраженного контроля. И самой низкой степенью выраженного контроля характеризуется система свободы выбора (личные нормы, иными словами, совесть человека).

В менеджменте существует несколько подходов к формированию критериев принятия этически сложных решений.

Утилитаристский подход. Те действия, которые приносят наибольшую пользу наибольшему количеству людей, являются этичными;

Индивидуалистический подход. Морально приемлемыми, или этичными, для человека являются действия, которые обеспечат ему выгоду в отдаленной перспективе. Это значит, что для себя лично человек обеспечит больше добра, чем зла. Если все люди будут действовать так, то в конечном счете получается наибольшее количество добра, поскольку люди неизбежно будут угождать друг другу;

Правовой подход. Этически корректным является решение, которое способствует соблюдению права людей наилучшим образом. Фундаментальные права человека включают:

  • право на свободу согласия. Воздействие на другого человека допустимо, только если он не возражает;
  • право на частную жизнь. Вне организации человек может действовать так, как считает нужным, и имеет право контролировать информацию, которая затрагивает его личную жизнь;
  • право на свободу совести. Человек может не исполнять любой приказ, который противоречит его моральным или религиозным убеждениям;
  • право на свободу слова. Человек может обоснованно высказывать свое мнение относительно этичности и законности действий других людей;
  • право на надлежащее обращение. Включает право быть беспристрастно выслушанным и право на честное обращение с каждым;
  • право на жизнь и безопасность. Это право на защиту жизни, здоровья и безопасности.

Этически корректное управленческое решение не должно нарушать эти права.

Концепция справедливости. Этически корректное решение должно основываться на равенстве, честности и справедливости. Для менеджмента существуют три вида справедливости:

  • распределительная — решение относится к индивидам, которые не отличаются друг от друга по какому-либо критерию, поэтому, результаты решения не должны ущемлять никого из них;
  • процедурная — связана с корректным администрированием, правила которого должны быть понятными всем и обязательно исполнены;
  • компенсационная — означает, что менеджмент должен возмещать ущерб, который сотрудники получили из-за действий менеджмента или выполняя его решения.

Социальная ответственность менеджера

Принятие на себя ответственности и привлечение к ответственности являются необходимыми следствиями выполнения задач различными лицами с разделением труда между ними.

Ответственность — необходимость, обязанность отдавать кому-либо отчет в своих действиях, поступках. Ответственность может быть официальная и личная (чувство ответственности как черта характера).

Социальная ответственность — свойство (черта) характера личности наряду с чуткостью, скромностью, смелостью, щедростью, настойчивостью, гордостью и т.д.

Ответственность личности — черта характера, приобретаемая в результате воспитания и учета моральных норм общества.

Социальная ответственность менеджера отражается в его решениях, поставленных целях и их приоритетах, средствах и методах реализации решений. Реализуется в конкретных делах компании и менеджера (руководителя), направленных в первую очередь на помощь в создании приемлемого уровня жизнеобеспечения своих работников, членов их семей и социально незащищенных групп населения.

Социальная ответственность организации явно или неявно отражается в ее уставных документах. Особенно это проявляется в миссии и основных целях компании. Если основная цель компании направлена на максимальное удовлетворение потребностей и интересов персонала и клиентов, то это высшее проявление социальной ответственности. Если же основной целью является получение максимальной прибыли в интересах учредителей, то это означает минимальную социальную ответственность компании. При этом руководители компании будут сильно ограничены в попытках расширить свою социальную ответственность.

Параметры социальной ответственности:

  • широта определяет диапазон функций производства и управления, по которым компания берет на себя социальную ответственность, например, техническую безопасность, своевременную оплату труда, социальную справедливость и др.;
  • временной интервал — период устойчивого внимания и конкретных действий по соблюдению моральных норм во всем диапазоне заявленных функций производства и управления компании. Временной интервал может быть бессрочным и на заданный срок, например, на период выполнения определенного задания;
  • придаваемое значение — важность социальной ответственности перед технологическими целями компании. Для этого в приоритетном порядке выделяются ресурсы для реализации важнейших социальных целей компании. Например, для уменьшения профессиональных заболеваний руководство компании решило закупить технологию, в которой не используется асбест в качестве наполнителей для строительных блоков, при этом строительство нового технологического корпуса решили “заморозить”. Вовлеченность персонала — уровень участия персонала компании в реализации социальных целей.

Варианты организации выполнения социальных целей:

  • формирование отдельных коллективов в составе компании;
  • добровольное участие коллектива в нерабочее время.

Выполняя социальные цели, организации осуществляют добровольные пожертвования, проводят социальные мероприятия по специальным программам при помощи своих же сотрудников или освобождают сотрудников для выполнения общественной работы. Выполнение работ для общества улучшает отношения между предприятием и местным населением.

Социальная ответственность предотвращает конфликтные ситуации между организацией и обществом, в котором она функционирует. Для обеспечения высокой жизнедеятельности организации необходимо постоянно приспосабливаться к окружающей среде и постоянно откликаться на проблемы социальных сообществ для установления благожелательных отношений с ними.

Мероприятия по социальной ответственности свойственны не только крупным организациям. Их осуществляют и малые предприятия. И это не менее ценно, чем проведение мероприятий по социальной ответственности крупными корпорациями.

Управление этикой и социальной ответственностью

Управление этикой и социальной ответственностью в организации представляет собой процессы, очень близко взаимодействующие с корпоративной культурой, но, тем не менее, обладающие значительной самостоятельностью и оказывающие высокое влияние на состояние организации, эффективность процессов осуществления основных видов деятельности.

Управленческое воздействие в сфере этики и социальной ответственности активно осуществляется от субъекта (менеджера) к объекту (работнику). Эффективность этого воздействия тем выше, чем большую готовность для участив этом процессе проявляют как менеджер, так и сам работник. Менеджер по роду своей деятельности принимает активное участие в создании атмосферы этичного поведения и ответственности людей, которые ему подчинены по должности. При этом учитываются различные качества сотрудников:

  • отдельные личностные характеристики, такие как уверенность в своих силах, развитое чувство независимости;
  • стадия морального развития сотрудника;
  • степень угрозы негативных последствий на тот случай, если сотрудник проявит неповиновение;
  • возможности сотрудника для работы в группе;
  • способности к самостоятельному мышлению;
  • наличие внутренних ценностей и норм, позволяющих решать проблемы исходя из принципов морали;
  • готовность сотрудника к конструктивному участию в управлении организацией.

Для того, чтобы суметь мобилизовать эти качества сотрудника, менеджер и сам должен обладать не менее развитыми компетенциями в сфере этики и социальной ответственности:

  • понимать смысл в этически корректных решениях и быть готовым их принимать, даже если последствия могут оказаться не столь желаемыми;
  • соответствовать влиянию на мораль и культуру организаций, процессов глобализации;
  • уделять внимание проблемам улучшения этического климата организации, повышения чувствительности к социальным проблемам;
  • создавать и поддерживать условия, при которых люди ведут себя, как высоконравственные индивиды;
  • контролировать “моральное здоровье” организации, используя такие методы, как личный пример, моральный кодекс, различные этические структуры;
  • поддерживать нормы этического поведения открыто и уверенно, выступать инициаторами воспроизводства этических ценностей;

В процессе управления этикой и социальной ответственностью решения принимаются исходя из содержания норм и/или образцов поведения сотрудников, закрепленных в документах и организационных формах:

  • моральный кодекс организации — документ, котором содержится формальное изложение этических и социальных норм организации.
  • заявленная политика — общее описание порядка действий менеджмента организации и ее сотрудников при разрешении проблем, касающихся этики и морали,
  • этические структуры — различные системы, должности и программы, с помощью которых организация, стремится стимулировать соответствующее моральным принципам поведение сотрудников.
  • комитет по этике — организация, образуемая из высших руководителей, на которых возложена обязанность контролировать соблюдение работниками этических принципов.
  • уполномоченный по вопросам этики — один из высших руководителей организации, который занимается урегулированием конфликтов, указывает руководству на потенциальные источники осложнений.
  • горячая линия — бесплатная телефонная служба, по которой работники могут доложить о сомнительном поведении, возможном мошенничестве, убытках, несправедливом отношении менеджеров.
  • программа поддержки этики и социальной ответственности содержит комплекс соответствующих последовательных действий.

Самая сильная программа поддержки этики и социальной ответственности не гарантирует сотрудникам полное отсутствие ошибок. Этическая поддержка должна присутствовать во всех операционных действиях организации и активно побуждать работников принимать этически корректные решения в любой ситуации.

Управление этикой и социальной ответственностью

Управление этикой и социальной ответственностью в организации представляет собой процессы, очень близко взаимодействующие с корпоративной культурой, но, тем не менее, обладающие значительной самостоятельностью и оказывающие высокое влияние на состояние организации, эффективность процессов осуществления основных видов деятельности.

Управленческое воздействие в сфере этики и социальной ответственности активно осуществляется от субъекта (менеджера) к объекту (работнику). Эффективность этого воздействия тем выше, чем большую готовность для участив этом процессе проявляют как менеджер, так и сам работник. Менеджер по роду своей деятельности принимает активное участие в создании атмосферы этичного поведения и ответственности людей, которые ему подчинены по должности. При этом учитываются различные качества сотрудников:

  • отдельные личностные характеристики, такие как уверенность в своих силах, развитое чувство независимости;
  • стадия морального развития сотрудника;
  • степень угрозы негативных последствий на тот случай, если сотрудник проявит неповиновение;
  • возможности сотрудника для работы в группе;
  • способности к самостоятельному мышлению;
  • наличие внутренних ценностей и норм, позволяющих решать проблемы исходя из принципов морали;
  • готовность сотрудника к конструктивному участию в управлении организацией.

Для того, чтобы суметь мобилизовать эти качества сотрудника, менеджер и сам должен обладать не менее развитыми компетенциями в сфере этики и социальной ответственности:

  • понимать смысл в этически корректных решениях и быть готовым их принимать, даже если последствия могут оказаться не столь желаемыми;
  • соответствовать влиянию на мораль и культуру организаций, процессов глобализации;
  • уделять внимание проблемам улучшения этического климата организации, повышения чувствительности к социальным проблемам;
  • создавать и поддерживать условия, при которых люди ведут себя, как высоконравственные индивиды;
  • контролировать “моральное здоровье” организации, используя такие методы, как личный пример, моральный кодекс, различные этические структуры;
  • поддерживать нормы этического поведения открыто и уверенно, выступать инициаторами воспроизводства этических ценностей;

В процессе управления этикой и социальной ответственностью решения принимаются исходя из содержания норм и/или образцов поведения сотрудников, закрепленных в документах и организационных формах:

  • моральный кодекс организации — документ, котором содержится формальное изложение этических и социальных норм организации.
  • заявленная политика — общее описание порядка действий менеджмента организации и ее сотрудников при разрешении проблем, касающихся этики и морали,
  • этические структуры — различные системы, должности и программы, с помощью которых организация, стремится стимулировать соответствующее моральным принципам поведение сотрудников.
  • комитет по этике — организация, образуемая из высших руководителей, на которых возложена обязанность контролировать соблюдение работниками этических принципов.
  • уполномоченный по вопросам этики — один из высших руководителей организации, который занимается урегулированием конфликтов, указывает руководству на потенциальные источники осложнений.
  • горячая линия — бесплатная телефонная служба, по которой работники могут доложить о сомнительном поведении, возможном мошенничестве, убытках, несправедливом отношении менеджеров.
  • программа поддержки этики и социальной ответственности содержит комплекс соответствующих последовательных действий.

Самая сильная программа поддержки этики и социальной ответственности не гарантирует сотрудникам полное отсутствие ошибок. Этическая поддержка должна присутствовать во всех операционных действиях организации и активно побуждать работников принимать этически корректные решения в любой ситуации.

Читайте также: