Этапы трансформации отношения общества к лицам с овз доклад

Обновлено: 14.05.2024

Отношение к лицам с особенностями психофизического разви­тия в ходе исторической эволюции человеческого общества было не­однозначно. В зависимости от экономического развития общества, уровня развития его производительных сил, состояния образования, культуры, науки и здравоохранения, общественного сознания по-разному строилось взаимодействие окружающих с теми, кто имел нарушения в развитии и поведении. Человечество прошло сложный многовековой путь от нетерпимости к проявлению нарушения, же­стокости по отношению к его носителю до сострадания, милосердия, защиты и непосредственной материальной и моральной помощи людям, имеющим физический или психический недостаток.

На ранних этапах развития общества, в силу неразвитости про­изводительных сил, низкого уровня культуры, нравственных и духовных ценностей, отношение к людям спсихофизическими на­рушениями было нетерпимым. Детей, рожденных с выраженными

нарушениями, не считали полноценными гражданами и приравни­вали к рабам или животным.

В эпоху античности is ряде государств (Спарта, Древний Рим) любые отклонения в физическом развитии, уродство и иные нару­шения у детей считались нежелательными. Детей с такими недо­статками умерщвляли, руководствуясь правилом об отделении не­годного от здорового.

Эпоха Возрождения (XV - XVII вв.) в Западной Европе ознаме­новалась гуманистическими идеями возвеличивания человеческого разума, сострадания и милосердия к человеческим недостаткам, к психическим и физическим нарушениям. Врачи посещали мона­стыри и тюрьмы, вели наблюдение за душевнобольными, пытаясь осмыслить и оценить это психическое состояние человека. Так, в начале XVII в. профессор медицины Феликс Платтср (1537-1614) в г. Базеле впервые осуществил классификацию душевнобольных, в основу которой положил характеристику различных нарушений интеллекта, эмоций, физического состояния.

Чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670) впервые с педагогической точки зрения рассмотрел взаимосвязь интеллекту­ального развития ребенка и его поведения. Он выделил шесть типов детей, отличающихся друг от друга степенью умственного развития и особенностями характера.

В XV-XVI вв. предпринимались попытки индивидуального обу­чения детей представителей знати, имеющих нарушения слуха и зрения (Испания, 1578 г.; Англия, 1648 г. - опыт индивидуального обучения глухих детей, в 1670 г. во Франции - слепых). Этот опыт

не может считаться началом построения системы специального об­разования для некоторых категорий детей с особенностями психо­физического развития, однако, практика показала возможность и необходимость организации специальной педагогической помощи таким детям.

1706-1806гг.).

Началом этого периода Н.Н. Малофеев называет переосмысле­ние во Франции гражданских прав людей с сенсорными наруше­ниями (открытие в Париже специальных школ для глухонемых в 1770 г. и для слепых в 1784 г.).

Педагогический подход в помощи, обучении и воспитании детей С отклонениями в развитии формируется в конце XVJ11 - начале XIXв. Сторонниками его реализации выступают как педагоги, так И врачи, общественные деятели.

• посильность в обучении;

• использование дидактических материалов;

• сочетание умственного и физического труда;

• соединение обучения с производительным трудом.
Французский психиатр Жан Итар (1775-1838) с помощью ме­
тодой, основанных на развитии чувств, попытался из одичавшего

Но пторой половине XIX и начале XX в. в связи с потребностью производства в рабочих более высокой квалификации и расшире­нием сети школьного образования все острее встала проблема неу­спеваемости учащихся с отклонениями в умственном развитии. От­численные из школы учащиеся оказывались на улице и пополняли ряды асоциальных элементов. Поэтому обучение слабоумных детей стало рассматриваться как социальная проблема. С этого времени Н.Н. Малофеев предлагает вести отсчет нового периода.

Начало этого периода исследователь связывает со временем при­нятия в западноевропейских странах законов об обязательном все­общем начальном образовании и созданных на их основе законов об обучении глухих, слепых и умственно отсталых детей. В это время завоевывает признание гуманистическая концепция, в соответствии с которой дети, получившие специальное образование, перестанут быть обузой для общества и станут его полезными членами. Оче­видной становится такая социальная позиция, при которой лица с психическими и физическими нарушениями получают право на специальную педагогическую помощь.

Представителями психолого-педагогического направления в ра­боте с детьми с особенностями психофизического развития в первой четверти XX в. являются французы - педагог Жан Филипп и врач Поль Гонкур. Они пришли к выводу, что критерием нарушения раз-

вития является неспособность детей обучаться обычным образом в обычных педагогических условиях.

Известный итальянский педагог Мария Монтессори (1870-1952) создала ортофеническую школу для детей с нарушениями в разви­тии, где применила систему сенсомоторного воспитания как основу лечебной педагогики.

К началу XX в. сформировалось психометрическое направление (система измерения умственных и других способностей ребенка с помощью метода тестов) в изучении интеллектуальной недостаточ­ности.

Социальные, экономические процессы, а также проведенные исследования способствовали развитию сети специальных учреж­дений для детей с интеллектуальной недостаточностью и появле­нию законодательной базы, регламентирующей их деятельность. В 1892 г. в Англии были открыты первые специальные школы для умственно отсталых детей. А в 1899 г. был принят .чакон об обуче­нии умственно отсталых детей, который предусматривал следую­щий регламент:

• обучение умственно отсталых до 16 лет;

• осуществление отбора детей через школьную комиссию;

• дополнительное обследование ребенка по требованию родите­
лей в случае возникновения сомнений в его полноценности;

• штрафование родителей, отказывающихся от процедуры об­
следования ребенка на комиссии;

• периодическое обследование ребенка (в том числе и по требо-
иапиюродителей) с целью возвращения его в массовую школу не
чаще одного раза в полугодие.

В 1903 г. в Англии была создана Национальная ассоциация в по­мощь детям с нарушениями в развитии, которая существует и в на­стоящее время.

Именно третий период эволюции соотносится с первым этапом становления национальных систем специального образования -этапом зарождения, развертывания и оформления параллельных систем специального образования.

• развитие законодательной базы специального образования;

• структурное совершенствование национальных систем специ­
ального образования (в некоторых странах функционировало до 20
■шпон спецшкол);

• расширение охвата специальным обучением нуждающихся
(5 1.5% детей школьного возраста);

• формирование новой культурной нормы - уважение к разли­
чиям между людьми;

• признание специальных школ и интернатов сегрегационными
учреждениями, а изолированной от массовой школы системы спе­
циального образования - дискриминационной.

Проблемы детей с особенностями психофизического развития становятся предметом внимания таких международных организа­ций, как ЮНЕСКО, ВОЗ (Всемирная организация здравоохране­ния), отдела специальных служб ООН, отдела реабилитации ООН.

В 50-е годы в разных странах специальным обучением было охва­чено значительное число детей (в США обязательное специальное обучение для умственно отсталых детей было введено в 1950 г.).

В 1960 г. Международная конференция по народному образова-пию (г. Женева) приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией и области образования, в которой определялись права детей с осо­бенностями психофизического развития на образование в специ­альных учебных заведениях и в обычных школах среди нормально разминающихся сверстников в зависимости от их возможностей.

I la этом этапе система специального образования достигает сво­его пика.

В конце XIX - начале XX в. были созданы общества и обществен­ные организации по обучению и воспитанию детей с ОПФР. Екате­рина Константиновна Грачева (1866-1934) стояла у истоков созда­ния новых в России учреждений для детей с интеллектуальной не-

В 60-70-е годы XX в. психоневролог Г.Е. Сухарева разработала систематику олигофрении, которая учитывала время и причины по­вреждения нервной системы; М.С. Певзнер предложила классифи­кацию олигофрении по показателям недоразвития познавательной деятельности, по степени подвижности и уравновешенности про­цессов торможения и возбуждения.

Исследования в области изучения детей с особенностями психофизического развития, проводимые учеными Научно-исследовательского института дефектологии (НИИД), а затем Ин­ститута коррекционной педагогики РАО, позволили значительно продвинуться в понимании и объяснении феноменов психического развития, поиска адекватных и эффективных моделей, путей и ме­тодов обучения и воспитания таких детей.

М 1990-1991 гг. Россия провозгласила смену отношения к ин-нллпдам, продекларировала курс на интеграцию инвалидов в обще-

( ГПО.

История становления и развития специального образования на территории Белоруссии имеет свои особенности. Исследователь

исторических корней и оснований становления и развития системы специального образования И.М. Бобла отмечает, что:

• специально организованного государственного призрения де­
тей с особенностями психофизического развития в дореволюцион­
ной Белоруссии не существовало;

• определяющую роль в обосновании необходимости и возмож­
ности обучения детей с ОПФР сыграли контакты белорусских пе­
дагогов с Я.А. Коменским, деятельность профессоров Виленского
университета (Я. Снядецкого и др.), взгляды русских просветите­
лей (А. Радищева и др.) и практика работы дефектологов России;

• специальные учреждения для глухонемых, заикающихся и
слепых детей были открыты в конце XIX - начале XX в. (Минск,
Витебск, Гомель).

Призрение и лечение престарелых и больных, в том числе и лиц с отклонениями в психофизическом развитии, было в ведении приказов общественного призрения: Могилевского (1781), Мин­ского (1796), Витебского (1802), Гродненского (1805), Виленского (1808).

Среди первых специалистов-дефектологов были сурдопедаго­ги и логопеды М.Я. Нисневич, СО. Окунь (Минское училище для глухонемых и заикающихся детей - 1888 г.), И.О. Васютович (Ви­тебская школа глухонемых - 1896 г.), P.P. Слиозгер (индивидуаль­ное обучение глухонемых в Гомеле - 1902 г., школа глухонемых в Минске - 1908 г.). Тифлопедагогической практикой занимались И.У. Зданович, И.В. Георгиевский, К.С. Болтуць (Минское учили­ще для слепых мальчиков - 1897 г.). Школ для детей с нарушения­ми интеллекта до революции в Белоруссии не было.

Материалы переписи населения 1897 г. свидетельствуют о том, ЧТО в Белоруссии проживало свыше 7 000 аномальных детей.

В 1920 г. были созданы школы для глухонемых и умственно от­сталых детей в Витебске, детские дома для умственно отсталых де­тей в Гомеле и Могилеве, а в 1921 г. открылся детский дом для ум-СТпеппо отсталых детей в Минске.

Формирование системы специального образования в Бело­руссии потребовало подготовки кадров дефектологов. Ведущими формами подготовки и переподготовки кадров являлись курсы, Спадаиаемые на базе лучших специальных учреждений, и заочное обучение педагогов республики на дефектологических факультетах Myuou России.

По данным И.М. Боблы, в 1940/41 учебном году в Белоруссии работали 32 специальные школы: 18 - для детей с нарушением слу-

ха, 10 - для умственно отсталых детей, 3 - для слепых, 1 - для детей с расстройствами слуха и речи. В них обучалось около 3 000 воспи­танников и работало свыше 300 педагогов.

Сразу после освобождения территории Белоруссии от фашист­ских оккупантов Постановлением СНК БССР от 09.10.1944 г. №659 была определена сеть школ для глухонемых и слепых детей: 11 школ на 1 400 учащихся. К марту 1945 г. в республике действовало 5 школ для глухонемых (Мстиславль, Бобруйск, Гомель, Ошмяны, Ново-грудок) и школа для слепых (д. Поречье, Гродненская обл.). Осенью 1945 г. открылась республиканская школа для детей с расстройства­ми слуха и речи в Кобрине (Брестская обл.), а в 1949 г. была уком­плектована первая вспомогательная школа в Витебске.

В 60-х годах появились новые для Белоруссии типы школ: для слабослышащих и позднооглохших (1961), для слабовидящих (1963), для детей с нарушениями опорпо-двигателыюго аппарата (1964), для детей с тяжелыми нарушениями речи (1966).

Подготовка профессиональных специалистов для системы спе­циального образования в Белоруссии началась в 1960 г., когда в Минском педагогическом институте им. A.M. Горького было от­крыто отделение дефектологии, которое в 1976 г. было преобразова­но в дефектологический факультет (ныне факультет специального образования).

80-е годы характеризуются значительным расширением сети учебных заведений для различных категорий детей с ОПФР: в 1980 г. открываются школы для детей с задержкой психического развития, увеличивается число логопедических пунктов при общеобразова­тельных школах и поликлиниках, стационаров при сурдологиче-ских кабинетах и диспансерах, при Республиканском центре пато­логии слуха, голоса и речи.

1.1.3. Социокультурные основы дефектологии

лиц с особенностями психофизического развития способностей к образованию и развитию. Обществу вменяется в обязанность создание условий, благоприятных для развития и коррекционно-педагогической помощи таким детям: человек с особенностями психофизического развития имеет те же права и привилегии, что и все остальные члены общества (право жить, учиться, работать в своей местности, жить в сиогм доме, выбирать друзей и дружить с ними, право 6i.li I. желанным членом общества, право быть таким, как' нее).

Становление п развитие дефектологической науки основыва­лось на различных социокультурных идеяхи концепциях,опреде­лявших отношение общества к лицам с особенностями психофизи­ческого развития (табл. 1.1).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выполнила: Опара Юлия Основные периоды эволюции отношения общества и государ.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выполнила: Опара Юлия Основные периоды эволюции отношения общества и государ.

Выполнила: Опара Юлия Основные периоды эволюции отношения общества и государства к людям с ОВЗ

Этапы эволюции общества и государства к лицам с ограниченными возможностями з.

Этапы эволюции общества и государства к лицам с ограниченными возможностями здоровья. 1 этап – от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботиться о людях с ограниченными возможностями здоровья. 2 этап – от осознания необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них.

3 этап - от осознания возможности к осознанию целесообразности обучения трёх.

3 этап - от осознания возможности к осознанию целесообразности обучения трёх категорий детей: с нарушением слуха, зрения, умственно отсталых. 4 этап – от осознания необходимости обучения части аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех аномальных детей. 5 этап – от изоляции к интеграции.

Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности: МОДЕЛИ В ОБЩЕСТВЕННО.

Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности: МОДЕЛИ В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ. БОЛЬНОЙ ЧЕЛОВЕК НЕДОЧЕЛОВЕК УГРОЗА ОБЩЕСТВУ ОБЪЕКТ ЖАЛОСТИ ОБЪЕКТ ОБРЕМЕНИТЕЛЬНОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ РАЗВИТИЕ- модель интеграции, ПРОГРЕССИВНАЯ МОДЕЛЬ

Позитивная социальная модель - РАЗВИТИЕ В её основе лежит концепция нормализа.

Позитивная социальная модель - РАЗВИТИЕ В её основе лежит концепция нормализации, разработанная шведским учёным БЕНГТОМ НИРЬЕ (1968).

Основные идеи концепции: Люди с ограниченными возможностями при соответствующ.

Основные идеи концепции: Люди с ограниченными возможностями при соответствующих условиях могут усвоить социально значимые навыки и стереотипы социального функционирования. Каждый человек способен на обучение и развитие в соответствии со своими возможностями при организации адекватных условий для этого. Ответственность за создание особых условий развития и обучения берут, в первую очередь государство и общество, создавая социальные институты коррекционно-компенсаторной направленности. Необходимо целенаправленное формирование общественного восприятия человека с особыми потребностями как обычного человека с равным социальным статусом.

«Природа всех рождающихся существ такова, что они являются гибкими и всего ле.


В 90-е гг. Россия и Западная Европа переживают разные периоды эволюции отноше.

В 90-е гг. Россия и Западная Европа переживают разные периоды эволюции отношения к лицам с отклонениями в развитии, и, соответственно, находятся на разных этапах развития систем специального образования. В 90-е годы Западная Европа переживает пятый период эволюции и находится на третьем этапе развития системы. Причем, накопив к 90-м гг. двадцатилетний опыт реализации интегративных подходов к обучению, уже начинает извлекать из него уроки, широко обсуждая как достижения, так и очевидные сегодня потери на этом пути.

Россия в 1990 - 1991 гг только провозгласила смену отношения к инвалидам, пр.

Россия в 1990 - 1991 гг только провозгласила смену отношения к инвалидам, продекларировала курс на интеграцию инвалидов в общество, т.е. находилась на переходе от четвертого к пятому периоду эволюции. Система специального образования, соответственно, подошла к переходу со II на III этап своего развития. Определив место российской системы специального образования начала 90-х гг. на созданной шкале эволюции национальных систем, можно утверждать: 90-е гг. – это та критическая точка, тот закономерный этап в эволюции систем специального образования, который был пережит и другими европейскими странами, но в более ранние исторические сроки (70-е гг.) и в существенно иных социокультурных и политико-экономических условиях.

Исследование эволюции отношения общества и государства к
лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших
дней позволило выделить переломные моменты,
разграничивающие пять периодов эволюции, и периодизировать
этот процесс. Он охватывает временной отрезок в два с
половиной тысячелетия - путь общества от ненависти и агрессии
до терпимости, партнерства и интеграции лиц с отклонениями в
развитии.

1 ПЕРИОД
ОТ АГРЕССИИ И НЕТЕРПИМОСТИ К ОСОЗНАНИЮ НЕОБХОДИМОСТИ ЗАБОТИТЬСЯ О
ЛЮДЯХ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ (IX-VIII ВВ. ДО Н.Э. – XII ВВ.)
В этот период заподноевропейская цивилизация, на сколько
позволяют судить источники ( Геродот, Аристотель,
Ксенофонт, Плутарх, Сенека и т.д.) проходит путь от
отторжения и агрессии по отношению к людям с
выраженными отклонениями в развитии к первому
осознанию властью (монархом) необходимости помощи им,
организации учреждений презрения. Об этом
свидетельствует хронология важнейших исторических
событий данного периода.

Блаженный Августин
-христианский писатель, мыслитель
Оказал огромное влияние на развитие
педагогической мысли, но в тоже время
считал, что слабоумие, врожденное
уродство не соотносились
с тем, что человек создан по образу и
подобию божескому.
Провазглашена невозможность учить
глухих.

Распространение христианства привело к первым
попыткам церковных подвижников проявления
милосердного отношения к людям, отторгаемым
большинством;
III - IV вв. Слепые и калеки начинают получать
помощь в монастырях.
369 Открывается первый Хоспис (больница при
монастыре) с приютом для психически больных
(Кесарея, Византия).

Урбанизация привела к тому, что вместе с католической
церковью проблемами помощи начинают заниматься
городские органы самоуправления, что приводит к
созданию хосписов, богаделен, лепрозориев, лечебных
школ;
- После крестовых походов происходит слияние Церкви,
города и короны, которые становятся партнерами в деле
призрения убогих.
Церковь - создание первых монастырских школ.
Город - открытие хосписов, богаделен, лечебных школ.
Король - открытие приютов для слепых (1198 –Оттон IV),
парижский приют (1254- Людовиг IX).

Условной границей периода в Западной Европе является
первый прецедент государственной заботы об инвалидах открытие в Баварии первого приюта для слепых 1198 г. В России
же прецеденты возникновения первых монастырских приютов
приходятся на 1706 - 1715 гг. и связаны с реформами Петра.
НИЖНЯЯ ГРАНИЦА – ПРИНЯТИЕ ЗАКОНОВ ЛИКУРГА
ВЕРХНЯЯ ГРАНИЦА – ПОЯВЛЕНИЕ ПЕРВЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ УБЕЖИЩ ДЛЯ СЛЕПЫХ

НАЧАЛОМ ПЕРИОДА УСЛОВНО МОЖНО
СЧИТАТЬ ОТКРЫТИЕ ПЕРВЫХ ПРИЮТОВ
ДЛЯ СЛЕПЫХ В БАВАРИИ (1198) И
ФРАНЦИИ (1260) по инициативе монарховполководцев. (это 1-ый прецедент заботы не
церкви, а короны, т.е. власти, о слепых
подданных. В дальнейшем эта инициатива
получит распространение во многих
западноевропейских городах.)

XII - XIII вв.
считаются
переломными в
истории европейской
цивилизации, первые
ростки терпимости к
“инаковыглядящим” и
“инакомыслящим”.

Философские трактаты Э Роттердамского и Дж. Бруно,
теория Ф Платтера и идеи Я.А. Коменского, оказали
большое значение на изменение отношения общества к
людям с отклонениями в развитии.
ВОЗМОЖНОСТЬ обучения была доказана ,
стало очевидным, что таких людей можно
не только призревать, но и обучать.

Первые попытки обучения глухих и слепых
(Испания) 1550 – Педро де Леон – обучение глухого.
1620 - Боннет – обучение и трактат по результатам
(Франция) В.Гаюи – слепые ученики: Парадиз, Лезюэр,
Саундерсон.
1770 Открывается первая школа для глухонемых детей
(Делепе, Франция).
1784 Открывается первая школа для слепых детей (В.
Гаюи, Франция).
Обучение умственно отсталых только в теории

ВЫВОД
- политические, социальные и экономические изменения в жизни Европы XII - XV вв. не
повлияли на отношение общества к лицам с выраженными физическими и психическими
недостатками: обыватели, церковь, корона по-прежнему воспринимают их как
неполноценное меньшинство, находящееся вне общества;
- ростки терпимости к "иным" людям, зародившиеся в средиземноморских городах
Европы, гибнут в период инквизиции;
- разделение людей по их социально-экономической полезности для общества на
"ценных" и "неполноценных" автоматически относит к последним слабоумных,
психически больных, лиц с грубыми физическими недостатками;
Вместе с тем имеют место попытки индивидуального обучения детей с сенсорными
нарушениями представителей знати и открытию первых светских специальных учебных
заведений для глухонемых и слепых.
На это ушло шесть веков

3 период –от осознания возможности обучения к необходимости
обучения трех категорий людей с отклонениями в развитии
(к.XVIII - н. XX в.)
Согласно предложенной периодизации третий
период эволюции отношения общества и
государства к лицам с отклонениями в развитии
продолжается с конца XVIII в. до начала XX в.
На этом отрезке времени западноевропейские
государства проходят путь от осознания
возможности обучения детей с сенсорными
нарушениями к осознанию целесообразности и
необходимости обучения аномальных детей,
организации системы специального
образования.

Условной границей периода в Западной Европе можно
считать последнюю четверть XIX века - время принятия в
западноевропейских странах Законов об обязательном
всеобщем начальном образовании и на их основе законов
об обучении глухих, слепых и умственно отсталых детей.
Это время создания параллельной образовательной
системы - системы специального образования для трех
категорий детей. В России оформление параллельной
образовательной системы с теми же тремя типами
специальных школ приходится на советский период - 1927
– 1935-е гг. и связано с Законом о всеобуче.

Третий период - это время кардинального
изменения отношения общества и
государства к "неполноценному
меньшинству", становления и утверждения
нового, более гуманного и
демократического взгляда на гражданские
права лиц с выраженными отклонениями в
развитии.

ВЫВОД:
Закон о всеобуче распространен на 3 категории детей.
Достаточен экономический ресурс стран.
Развито университетское образование (специалисты).
Построена система светского призрения.
Крепнут общественные организации.
Педагогический подход в деле помощи детям с недостатками в
развитии и поведении, в деле обучения и воспитания детей с
аномалиями в развитии интеллекта формируется в конце XVIII начале XIX в. и характеризуется связью с медицинской линией
исследований.

4 период – от обучения отдельных категорий аномальных детей к
дифференцированной системе специального образования
(нач. XX в. - 70-е гг.)
Четвертый период эволюции отношения характеризуется
обретением большинством детей с физическими и умственными
недостатками гарантированного права на специального
обучение. Это время совершенствования и дифференциации
национальных систем образования, становления новых типов
специальных школ и новых типов специального обучения.

ВЕРХНЕЙ ГРАНИЦЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ПЕРИОДА В КАЖДОЙ СТРАНЕ МОЖНО
СЧИТАТЬ ВРЕМЯ ПРИНЯТИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА О
ВСЕОБЩЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ НАЧАЛЬНОМ БЕСПЛАТНОМ ОБРАЗОВАНИИ
И СЛЕДУЮЩИХ ЗА НИМ АКТОВ ОБ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С
ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ.
В некоторых странах имеется до 20 типов спецшкол. Существенно расширяется охват
специальным обучением нуждающихся детей. К концу 70-х гг. специальным
образованием в странах Западной Европы охватывается от 5 до 15 % детей школьного
возраста. В России же дифференциация системы, ее структурное совершенствование,
переход от 3 к 8 типам спецшкол и 15 видам специального обучения осуществляется в 50
– 90-е гг. Однако специальным образованием на территории СССР было охвачено не
более 3 % детей школьного возраста, а специальные образовательные учреждения и
дефектологические кадры крайне неравномерно распределялись по территории страны.

5 период – от равных прав к равным возможностям, от
институализации к интеграции ( 71-75 г.г. - ? ).
Борьба против дискриминации способствует
формированию новой культурной нормы - уважения
к различиям между людьми. Именно в этом широком
антидискриминационном контексте специальные
школы и интернаты признаются учреждениями
сегрегационными, а изолированная от массовой
система специального образования дискриминационной.

И если на предшествующем этапе эволюции общество, как мы показали,
боролось за организацию специальных учебных заведений, то теперь оно
стало рассматривать помещение ребенка в специальную школу как
нарушение его прав и "навешивание социального ярлыка".
Период характеризуется в западноевропейских странах перестройкой в 80 90-е гг. организационных основ специального образования, сокращением
числа специальных школ и резким увеличением количества специальных
классов в общеобразовательных школах, перестройкой взаимоотношений
массового и специального образования.
Россия же в 1991 году, была только на границе перехода к этому периоду
эволюции отношения к лицам с отклонениями в развитии.

ВЫВОД:
В 90-е гг. Россия находится на этапе перехода от 4 к
5 периоду, т.к. в России названный переход не был
подготовлен, как в Западной Европе, всем ходом
предшествующего эволюционного развития
общества.
А Западная Европа уже более двух десятилетий
переживает этот период и находится на его
продвинутой стадии.

Автор: Романова Анжела Валерьевна
Должность: учитель–дефектолог
Учебное заведение: МДОУ детский сад №2
Населённый пункт: города Карталы
Наименование материала: Статья
Тема: "Проблемы современности" (Отношение к лицам с ОВЗ)
Раздел: дошкольное образование

Проблемы современности

проблема толерантногоотношения к людям с ограниченными возможностями

здоровья (людям с ОВЗ).

специальной педагогике под редакцией Н. М. Назаровой, это лицо, имеющее

освоению образовательных программ без создания специальных условий для

Теперь обратимся к Декларации принципов толерантности (ЮНЕСКО,

1995 г.), где толерантность определяется как ценность и социальная норма

гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии

между различными конфессиями, политическими, этническими и другими

культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству

с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и

Характеристика определения толерантности в Преамбуле Устава ООН

звучит следующим образом: «проявлять терпимость и жить вместе, в мире

Из данных определений толерантности становится всё предельно ясно

Но что же происходит на самом деле?

Каждый из Вас, читателей, толерантен по отношению к людям с ОВЗ?

К людям, имеющим недостатки в развитии?

эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в

образование в России и за рубежом: часть 1. (М., 1996.).

Временной период

Характеристика этапа

Признание и осознание

Система призрения и первые

Обучение детей с

учреждений для детей с

учебных заведений и

законодательных актов о

нуждающихся в специальной

помощи детей. Отсутствие

закона о специальном

характер обучения в

специальных школ и

детей, с учётом вида

к интеграции лиц с

отклонениями в развитии в

общую систему социальных

отношений и включению их

развитии в общество, в образование.

На мой взгляд, вся проблема не в невозможности создания условий, а

Общество не готово полностью принять таких людей, кто-то их опасается,

кто-то безразличен, кто-то просто не понимает таких людей.

В сознании большинства людей яркая ассоциация – человек с ОВЗ =

старается огородить себя и своих близких от участников данной социальной

Да, люди с ОВЗ не совсем такие, как люди с нормой в развитии. Но в

чем же различия? В физических данных, умственных способностях. Эти

различия существуют у всех и каждого. Но порой именно люди с ОВЗ

становятся более полноценными членами общества, чем люди с нормой в

Ребёнок с нарушением зрения будет счастлив, исследуя новую игрушку

Подросток с нарушениями опорно-двигательного аппарата, преодолев

все свои страхи, будет интересоваться наукой, изучать, читать, стремиться к

Читайте также: