Доклад про солона 5 класс

Обновлено: 06.05.2024

Солон, живший приблизительно в 640-559 гг. до Р.Х., был одним из наиболее почитаемых людей в древней Греции. Древние греки любили составлять списки семи величайших мудрецов (впрочем, у некоторых писателей их число возрастало иногда аж до 17 человек). Но во всех дошедших до нас списках неизменно фигурируют четыре имени: Фалес, Биант, Питтак и Солон. На оставшиеся три места (если семь мудрецов) претендовало до двух десятков человек.

Солон, сын Эксекестида, был из древнего и знатного рода. С молодости он посвятил себя торговле, для поддержания семейного состояния, и путешествиям, для приобретения опыта и знаний. Дело было в том, что его отец слегка поиздержался на благотворительности. Из его деяний первым упоминают вновь поднятый вопрос о Саламине в 604 г. до Р.Х. А дело было так. После поражения в войне с Мегарами из-за Саламина в Афинах был издан закон, который под страхом смертной казни запрещал гражданам предлагать вновь воевать за Саламин. В городе было много сторонников такой войны, но никто не решался преступить закон. Тогда Солон притворился сумасшедшим и в венке прибежал на городскую площадь, где было множество народа, и огласил свою знаменитую элегию о Саламине. Афинян больше всего воодушевили следующие стихи:

"Лучше бы мне позабыть об Афинах, оставить отчизну,

Лучше бы родиной мне звать Фолегандр и Сикин,

Чтобы за мною худая молва не летела:

Вот из Аттики трус, вот саламинский беглец!"

[Фолегандр и Сикин, это два крошечных островка в Эгейском море. - Прим. Старого Ворчуна]

А в конце звучало:

"На Саламин! Поспешим и сразимся за остров желанный,

Чтобы с отчизны стряхнуть горький и тяжкий позор".

Воодушевленные афиняне отменили постылый закон, собрали войско и отвоевали желанный остров. Правда, после войны Солону пришлось на третейском суде доказывать справедливость притязаний афинян на Саламин, что он с блеском и проделал.

Наибольшую славу Солон приобрел как законодатель. Его избрали архонтом в 594 г. до Р.Х., когда город был разделен на враждующие группировки и страдал от их столкновений. Многие слышали о законах Солона и думают, что он полностью перестроил государственную машину. Ничего подобного! Он, конечно, ввел много новых и изменил старых законов. Но там, где дело обстояло благополучно, или где можно было ожидать ожесточенного сопротивления граждан, он ничего не менял.

Первым делом он ввел закон, согласно которому были отменены существовавшие долги и запрещено впредь давать деньги под "залог тела" (т.е. запретил гражданам продавать себя в рабство), это была, так называемая, сисахтия. Были освобождены все закабаленные за долги граждане, а также выкуплены на государственный счет граждане, проданные заграницу. Существовавшие же земельные владения он не тронул. Впрочем, существует версия, что он просто отменил проценты с платежей и уменьшил сумму самих платежей, изменив стоимость денег. Но эта версия менее популярна. Вначале эта мера, сисахтия, не была популярна в городе, а, наоборот, вызвала лишь новое озлобление. Богатые горевали об утраченных долгах, а бедные негодовали из-за того, что он не произвел передела земли. Сам Солон из-за отмены долгов тоже потерял значительную сумму денег, так что его не могли обвинить в корысти.

Этим законом Солон хотел добиться, чтобы в государстве не было очень бедных людей и чрезмерно богатых. Граждане вскоре поняли пользу от этого закона и предоставили Солону полномочия менять государственное устройство по своему усмотрению.

Первым делом он отменил все законы Драконта из-за их жестокости, кроме закона об убийствах. Во-вторых, Солон ввел оценку имущества граждан и разделил их на четыре категории. Это было сделано для того, чтобы и бедные могли иметь доступ к государственным должностям, но высшие должности по-прежнему были оставлены за богатыми. Солон возвысил значение судов, членами которых могли быть все граждане, а также ему приписывают создание совета Ареопага, который должен был следить за делами в городе и охранять законы. Интересен и закон, по которому гражданин лишался своих прав, если во время междоусобиц, он не примыкал ни к какой партии. Солон также запретил дурно говорить об умерших (вот откуда этот обычай!), а также внес много изменений и дополнений в гражданское законодательство, на которых я не буду подробно останавливаться. Добавлю только, что Солон занимался исправлением календаря и ввел в Афинах лунный. Назову еще несколько любопытных законов, введенных Солоном: кто не кормит родителей, наказуется бесчестьем; кто растратит отцовское имущество - также; кто празден, на того всякий желающий может подать в суд; опекун над сиротами не должен жениться на их матери; ближайший после сирот наследник не может быть опекуном и т.д.

После введения новых законов, к Солону стало обращаться множество народу с предложениями что-либо изменить или дополнить в законах. Решив, что всем сразу не угодить, Солон попросил разрешения у афинян покинуть город на 10 лет под тем предлогом, что ему, как владельцу корабля, надо много странствовать по свету и добывать себе средства к существованию. Он взял с граждан клятву, что законы изменяться не будут, и отбыл, надеясь, что за время его отсутствия, граждане привыкнут к его законам.

Солон много путешествовал, был на Кипре, в Киликии, в Египте, в Персии и т.д. Однако, когда он вернулся в родной город, то застал его опять разделенным на враждующие группы, каждая из которых стремилась захватить власть. Солон первым догадался о стремлении Писистрата к тираннии и всячески препятствовал его замыслам, хотя Писистрат и был его родственником со стороны матери. На народном собрании Солон предостерегал против замыслов Писистрата, но его уже не слушали. Тогда Солон сказал:

"Граждане афиняне! Иных из вас я умней, а иных из вас я храбрей. Умнее тех, кто не понимает Писистратова обмана, и храбрее тех, кто понимает его, но молчит".

Большинство совета, стоявшее за Писистрата, хотело объявить Солона сумасшедшим, на что он ответил:

"Точно ли я сумашедший, покажет недолгое время:

Выступит правда на свет, сколько ее ни таи".

После того, как Писистрат захватил власть, в городе начался переполох. Многие противники тиранна бежали. Советовали бежать и Солону, но он вышел на площадь и произнес знаменитые слова о том, что несколько дней назад было легче предотвратить тираннию, чем теперь искоренить ее, когда она уже возникла и выросла. Но его никто не слушал: сторонники тиранна из-за пренебрежения, а прочие - из страха.

О дальнейшей судьбе Солона сведения крайне противоречивы. Одни пишут, что он сразу же уехал из Афин, скитался, поселился на Кипре, где и умер. Другие пишут, что он остался в Афинах, и, несмотря на неприятие тираннии, помогал Писистрату советами в управлении государством. Мне эта версия кажется мало правдоподобной, так как Солон всю жизнь был ярым противником тираннии. Большая часть источников говорит о том, что труп Солона был сожжен на Кипре, а его пепел развеян на Саламине.

Жизненный путь

Мыслитель родился в Афинах около 635 г. до н. э. До наших дней дошли некоторые его стихи, что дает возможность говорить о поэтическом даре, но видно, что политические вопросы уже волновали юношу. Участие в военных действиях было тогда обязательной ступенью политической карьеры, для Солона таким событием стала война с Мегарами. Его авторитет и известность особенно выросли после успешной экспедиции на Саламин.

Афинский полис существовал тогда как аристократическая республика во главе с советом архонтов. Одним из них был избран Солон. За короткое время по его инициативе были проведены важные реформы, среди которых введение суда присяжных, имущественного ценза и т.д. Отойдя от дел, Солон много путешествовал. Говорят об его встречах с царем Крезом, но это исторически невозможно. Свои последние годы жизни мудрец провел в родных Афинах, продолжал интересоваться общественной жизнью города. Смерть пришла примерно в 559 г. до н.э.

Философские взгляды

Вся деятельность Солона говорит о том, что ведущим принципом его жизни была справедливость. Он придерживался фаталистических взглядов, верил, что боги определяют судьбу человека. За все то, что люди делают вопреки их воле, они или их потомки будут неизбежно наказаны. Справедливость понималась Солоном как порядок, установленный свыше, посягать на который опасно.

Проводимые им реформы имели целью поддержать справедливое устройство общества. В конечном итоге это значило сохранение гармонии, данной богами. Отстаивание сисархии — отмены долгов и освобождение должников из рабства, реформатор считал своей главной заслугой. Согласно принципу гармоничного воздаяния был проведен закон, запретивший родителям, не давшим своим детям никакого образования и ремесла, требовать от них поддержки в старости. Большое значение имело разделение граждан на 4 категории по имущественному принципу. Даже самые бедные получали право участвовать в работе народного собрания и суда присяжных.

Благодаря деятельности Солона афинская государственность укрепилась и получила дальнейшее развитие.

Краткая биография Солона (640 до н. э. - 559 до н. э.).

Солон - один из древнегреческих мудрецов, афинский политик, законодатель-реформатор, поэт. Точная дата рождения неизвестна, считается, что он родился около 640 г. до н. э. Был потомком старинного знатного рода Кодридов, представители которого некогда являлись царями. Есть версия, что Солон был уроженцем Саламина, но, согласно общепринятому мнению, он родился в Афинах. Чтобы обеспечить себя материально, Солон занимался морской торговлей, совершил множество путешествий. Вероятнее всего, до того, как выступить на политическом поприще, он уже получил известность в качестве первого афинского поэта.

С этого события началась политическая карьера Солона, которая продолжилась в 596 г. до н. э. участием в Первой Священной войне. О роли мудреца в этом мероприятии известно намного меньше. Есть сведения, что к 1594 г. до н. э. Солон превратился в авторитетнейшего и влиятельнейшего политического деятеля; его избрали правителем Афин. Солон остался в истории как политик, проведший целый ряд реформ, которые сыграли немаловажную роль в становлении Афинского государства. Первым структурным изменением (правитель называл его своей главной заслугой) стала сисахфия, отмена долгового рабства. Благодаря ей переселенцы получили гражданство, бедные слои населения - право участвовать в политической жизни и т.д.

Социально-политические и экономические реформы законодательства были призваны сбалансировать интересы низов и верхов, однако ни те, ни другие в результате не были удовлетворены полностью. Знать выказывала недовольство урезанием ее прав, а беднейшие слои посчитали реформы недостаточно смелыми. Единомышленники правителя настаивали на том, чтобы он ввел тиранию, но это противоречило принципам Солона. Выход он нашел в том, чтобы на время уехать из города. Когда закончилось его архонство, Солон на протяжении 593-583 гг. до н. э. путешествовал по Средиземноморью, нанес визиты в Египет, Лидию, на Кипр.

Когда он возвратился в Афины, его законы оставались действующими, но в обществе наблюдались сильные волнения, велась подготовка к перевороту. Солон отошел от активной политической деятельности, придерживался стратегии невмешательства, поскольку был человеком преклонного возраста. В этот период его биографии начал набирать политическое влияние Писистрат, родственник, в итоге установивший тиранию. Бывший правитель предпринимал попытки переубедить афинян в необходимости свергнуть ее. Некоторые источники свидетельствуют, что впоследствии он изменил точку зрения и превратился в советника Писистрата. Во всяком случае, несмотря на оппозиционные взгляды, Солон не подвергся гонениям. Прожил после этого он совсем немного, скончавшись в 559 г. до н. э. До наших дней сохранилось множество отрывков из его стихов на самые разные темы, но слава Солона-политика затмила его известность как поэта.

Кто такой Солон

К шестому веку до нашей эры в афинском обществе накопились изрядные противоречия. Основная власть была сосредоточена в руках аристократии, им же принадлежала большая часть земли и богатств. Население было обременено долгами, многие лишились имущества и даже свободы. Обнищавших бедняков продавали в рабство. Недовольство, копившееся внутри общества, в любую минуту грозило большим взрывом.

Из истории известно, что не допустить подобного исхода помог один из семи древнегреческих мудрецов — Солон.

О его личности, и чем обязаны ему Афины мы и узнаем в этой статье.

Кто такой Солон?

Выходец из бывшего царского рода Кодридов, к тому времени уже обедневшего, родился около 640 г. до нашей эры. В молодости, для улучшения материального положения, занимался морской торговлей, благодаря чему много путешествовал. В странствиях знакомился с жизнью и укладом разных стран. До начала политической деятельности прославился как поэт.

Первые шаги в политике Солон сделал во время конфликта между Афинами и Мегарой за владение островом Саламин. Как указывают древние авторы, упоминание этого конфликта в Афинах каралось смертной казнью. Прикинувшись умалишенным, Солон собрал вокруг себя большую толпу, в основном молодежь, и прочитал стихи, в которых призывал к борьбе за Саламин.

Восторженная толпа поддержала поэта. У власти не осталось другого выхода, как только организовать военную экспедицию, во главе которой и был поставлен Солон. Экспедиция оказалось удачной, стратегически важный остров был захвачен, а поэт пришел в политику.

К 594 году до нашей эры политический вес Солона был таким, что его избрали одним из девяти архонтов (правителей), то есть он достиг высшей власти.

На этом посту он провел ряд реформ, которые стали основополагающими для становления Афин как государства.

Реформы Солона

реформы Солона

Во-первых, была проведена сисахфия — отмена долгового рабства. Все долги были списаны, те, кого продали в рабство за пределы Аттики, выкуплены. Впредь было запрещено забирать свободу за долги.

Во-вторых, все население Афин поделили на 4 имущественных класса. При делении учитывались не размеры земельных наделов, а годовое количество мер продуктов, полученных с этих наделов. Такое деление облегчило доступ к различным должностям разным категориям населения.

В-третьих, была создана гэлия, народный суд. В то время он выполнял функции апелляционного суда, куда можно было подать жалобу на действия должностного лица. В его работе могли принимать участие даже беднейшие слои населения.

Кроме того, знаменитый реформатор ввел некоторые меры экономического характера. Главными из них были: защита своего производителя, введение новой системы мер и весов, упорядочение имущественных отношений.

В это время единомышленники Солона стали высказываться за введение им тирании. Чтобы избежать этого, по окончании периода архонства, политик взял у афинян клятву не менять установленные им правила в ближайшие сто лет, и в 593 г. до нашей эры уехал путешествовать.

В Афины он вернулся десятилетие спустя. Введенные им законы действовали, однако вскоре была установлена тирания. В эти годы Солон придерживался политики невмешательства.

Скончался мудрец, политик и поэт в 559 г. до нашей эры, но память о нем жива до сих пор.



Солон появился в Афинах, когда полис переживал далеко не лучшие времена. Политический и экономический кризис раздирал на части греческий город. Вернуть Греческому городу бывалое могущество решил Солон. Он был хоть и знатен и богат, но пользовался большим уважением и почтением у народа. В VI веке до нашей эры его приглашают на самую высшую должность – архонта в Афинах, Солон соглашается и практически тут же принимается за реформирование.

Экономическая реформа.

Политическая реформа.

Солон поделили всех граждан полиса на четыре категории, они определялись по состоянию его богатства, оно измерялось в количестве продуктов (денег тогда не было). Что бы точнее разобраться в количестве продуктов правитель ввел меру– медимн ( на сегодняшний пересчет примерно чуть более 50 литров). К первой категории относили жителей, богатство которых достигало четырехсот и более медимнов, ко второй причислялись люди с объемом продуктов около трехсот медимнов. Третья категория должна была иметь запас тянущий на неменее двухсот медимнов, а четвертая, последняя категория объединяла бедняков совокупной годовой доход которых составлял менее ста пятидесяти - двухсот медимнов.

Судебная система.

Эта сфера так же подверглась реформированию. Суд присяжных, который выносил решения по делам, стал более совершенным и беспристрастным, так как отныне практически все жители имели возможность стать его членами, они заносились в специальные списки и при помощи жребия выбирались на должность, прежде судьи приносили клятву о честном исполнении своих обязанностей.

Солон так же проделал большую работу касаемую составления единого кодекса законов. Он отныне охватывал все виды отношений между людьми. Но самое главное – законом удалось заменить ранее действующие жесткие правила Драконта, впоследствии времена меняли, но Афины так и продолжали жить по изданным Солоном законам.

Читайте также: