Ереси на руси и в западной европе доклад
Обновлено: 02.07.2024
Файлы: 1 файл
история России 2.docx
Взгляд на ересь, как на смесь иудаизма с христианским рационализмом, разделяют Соловьев С.М. и Костомаров Н.И.
В советской период, в 60 –е годы, специальным изучением вопросов ереси занимались Лурье Я.С., Казакова Н.А., Клибанов А.И. Остальные историки касались ереси в связи с изучением других тем: по истории церкви, литературы, науки, истории Новгорода.
2. Еретические движения XIV- началн XVI .
Возникновение первых еретических движений на Руси относится к концу 13-14 вв. С середины 14 века открытые ереси наблюдались в городских центрах Руси – Пскове, Новгороде, Москве, Твери, Ростове. Как и на Западе, зарождение еретических движений в России, связано с развитием городского ремесла, торговли, расширения сферы общения горожан, развития культуры.
Социальной базой новгородской ереси был городской посад, а выразителями - рядовые представители белого духовенства. Эта была типичная городская ересь с характерными для нее элементами рационалистического мышления и критического отношения к обрядам и догматам церкви. Новгородские еретики с рационалистических позиций отрицали основной догмат христианства о троичности божества, выступали против церковного стяжательства, отрицали церковные обряды и церковную иерархию. Новгородская ересь конца 15 в. представляла собой явление, аналогичное городским еретическим выступлениям в Западной Европе. Во главе ее стояли представители низшего духовенства. По подсчетам Я.С.Лурье, из 27 известным по именам участников новгородской ереси не менее 22 принадлежали к попам, дьяконам, клирошанам и членам их семей . Небольшую поддержку встретило движение со стороны крестьянства. Было бы явной ошибкой считать, что крестьяне вообще не отозвались на эти движения и что в России единственной его базой явились города. Источники удостоверяют, что новгородская ересь имела сторонников в деревне, а также сельское духовенство. Однако идеи борьбы с феодальной церковью не всколыхнули основные массы крестьянства. Такие движения не стали всенародными, подобно западноевропейским, где кроме низшего духовенства и городского плебса, участвовали и крестьяне.
Выступление еретиков против официальной церкви произошло в то время, когда особую остроту приобрел вопрос о земельных владениях церкви и когда происходило присоединение Новгорода к Москве. Московская великокняжеская власть, постоянно использовавшая в своих интересах противоречия в лагере противников, воспользовалась выступлением еретиков. Оно было для нее тем более полезным, что руководители новгородской церкви сопротивлялись ликвидации Новгородской феодальной республики. Понятно, что новгородцы легко завязали дружеские отношения с князем. Но со стороны Ивана III это был не более как тактический шаг, облегчивший ему борьбу с новгородской знатью, и с претензиями церкви в целом.
Главное – состоялось соборное осуждение ереси, которая впервые была осуждена официально от лица церкви. Девять еретиков были преданы высшей мере церковного наказания – проклятию. Двое из них - гражданскому: Захар отправлен в заточение в Суздаль, Денис – в Галич. Если собор не пошел на крайние меры, то этому еретики обязаны не только воле князя, но и собственному бесстрашию.
Они были прокляты и отлучены от церкви, а потом отправлены для наказания в Новгород, где архиепископ Геннадий приказал посадить их на коней лицом к хвосту, одеть в шутовскую одежду и берестяные колпаки и в таком виде провезти по городу. Потом колпаки были сожжены на головах еретиков. Публичным поруганием церковный владыка хотел унизить и опозорить вольнодумцев, посягнувших на устои церкви.
Собор 1490 года не рассудил церковь с реформационным движением, распространявшимся, несмотря на моральное осуждение и расправу. Он не рассудил церковь и с великим князем, поскольку князь, хотя и делал уступку церкви, но не капитулировал перед ней, а в какой – то степени заставил считаться иерархов со своей волей.
Антагонизм между церковью и обществом в лице реформационного движения, как и своеобразно отражавшее его противоречие между церковью и государством, вскоре после собора вступил в новую фазу, отличающуюся политическим характером. В этой фазе церковной борьбы в качестве признанного идейного вождя клерикалов Геннадия сменил Волоцкий.
Отчасти это связано с тем, что после собора 1490 года центр еретического движения переместился из Новгорода в Москву. Это связано и с тем, что Геннадий, вызвавший личную враждебность Ивана, неоднократно продемонстрированную, тактически не подходил к роли идейного вождя церковной оппозиции. Воля князя в его борьбе с церковью была надломлена еще до собора. Он не принял во внимание обвинений, выставленных против придворной группы еретиков, а еретиков, связанных с Новгородом, выдал церкви, хотя тем спас их от физического уничтожения.
Правило "сколько людей - столько и мненией" не работает в среде строгих религиозных институтов. Автор delitant.media Александра Михайлиди выбрала самые известные еретические секты, которые радикально отошли от общепринятых религиозных учений.
Они, как и многие еретики, отрицали церковный институт и традиционные церковные обряды. Главным священнослужителем у молокан был старец. Богослужение состояло из пения псалмов и духовных стихов и чтения Библии вслух.
Некоторые общины молокан сохранились и до наших дней
Толстовство - это религиозно-этическая секта, представителями которой были члены дворянской и культурной интеллигенции России конца XIX — начала XX веков. Среди них были художник Н.Н. Ге и философ Махатма Ганди.
Представителем толстовства был Махатма Ганди
Основные элементы толстовства: пацифизм, уклонение от призыва, ненасильственное сопротивление, христианский анархизм и вегетарианство.
По слухам, к хлыстам принадлежал Распутин
По некоторым сведениям, общины хлыстов сохранились до наших дней в нескольких отдаленных российских деревнях.
Жидовствующие (или как их иначе называли субботники) - течение, которое сформировалось под влиянием иудаизма и Ветхого завета.
Субботники так же, как и стригольники не посещали церковь и отрицали институт монашества и иконопочитания. Однако они были более радикальными: подвергали критики тексты Библии, особенно те, в которых говорилось о богочеловеческой природе Иисуса Христа и его роли спасителя. Кроме этого, они подвергли осмеянию тексты, в которых говорилось о Святой Троице и посмертном воскрешении.
Первые субботники появились в России в XV веке
Главным борцом против жидовствующих был Иосиф Волоцкий. Он издавал обличительную литературу, в которой обвинял еретиков в отравлении и искажении основ русской духовной жизни. Однако на теоретических методах борьбы он не остановился. В 1504 году по его инициативе состоялся церковный собор, на котором он приговорил к сожжению четырех еретиков.
Стригольники – это первое массовое еретическое движение в России. Первое упоминание о них нашли в житии архиепископа Новгородского Моисея, который боролся против язычества.
Стригольники –первое массовое еретическое движение в России
Если верить источникам, то стригольники отрицали многие православные традиции. Считая церковное сословие излишним, они не ходили в храм, у них не было епископов и священников, полностью отсутствовало поклонение иконам. Главным своим идеалом считали иерея-бессеребреника, который должен был отличаться бескорыстием.
За свою веру в 1377 году они были преданы анафеме и впоследствии утоплены в реке Волхов по приказу местных властей.
Резкое усиление классовой борьбы наблюдается в середине 50-х годов XVI в. Русские еретические движения являлись одной из ее идеологических форм.
При исследовании форм религиозного решения политических вопросов в еретических направлениях общественной мысли необходимо учитывать, что они появились в период объединения государства, который исторически закономерно связан с ломкой всей совокупности старых отношений эпохи феодальной раздробленности. А это обстоятельство обычно пробуждает активную работу критической мысли (антифеодальной по своей направленности), подвергающей радикальному пересмотру старые порядки. Данные условия представляют собой питательную среду, характерную для возникновения средневековых реформационных движений.
В социально – политической теории, формулирующей идеалы еретиков, наиболее яркое воплощение получили идеи, оппозиционные по отношению к церкви, выражающие недовольство всем феодальным строем.
Характерной особенностью первых этапов развития еретических движений на Руси была ориентация их идеологов на помощь политической власти в освобождении от господства церкви.
Содержание
Работа содержит 1 файл
РЕФЕРАТ иппу.doc
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕРЕСЬ В РОССИИ.
Средневековая ересь в России………………………………………… …….4
Резкое усиление классовой борьбы наблюдается в середине 50-х годов XVI в. Русские еретические движения являлись одной из ее идеологических форм.
При исследовании форм религиозного решения политических вопросов в еретических направлениях общественной мысли необходимо учитывать, что они появились в период объединения государства, который исторически закономерно связан с ломкой всей совокупности старых отношений эпохи феодальной раздробленности. А это обстоятельство обычно пробуждает активную работу критической мысли (антифеодальной по своей направленности), подвергающей радикальному пересмотру старые порядки. Данные условия представляют собой питательную среду, характерную для возникновения средневековых реформационных движений.
В социально – политической теории, формулирующей идеалы еретиков, наиболее яркое воплощение получили идеи, оппозиционные по отношению к церкви, выражающие недовольство всем феодальным строем.
Характерной особенностью первых этапов развития еретических движений на Руси была ориентация их идеологов на помощь политической власти в освобождении от господства церкви.
Средневековые ереси в России.
Ересями традиционно принято называть все теории, которые в каких либо своих положениях расходятся с догматикой официального вероучения, в данном случае – православия.
Еретические движения в Московском государстве получили широкое распространение. Возникнув в конце XIV в., ересь, несмотря на гонения и преследования, продержалась до середины XVI в.
Церковное стяжательство во всех его формах подвергалось осуждению. Выдвигались требования уничтожения монастырей и монашества в целом.
Эти постулаты учения еретиков подрывали основы экономического положения церкви, а, следовательно, и ее политического влияния.
Определенной социально – политической программы у «стригольников не было, но теоретической основой их требований можно считать идеи
Именно московские еретики поставили вопрос о реформации церкви, полном уничтожении ее владельческих прав и ликвидации монашества как института, хотя в разрешении социальных проблем это направление политической мысли было менее радикальным.
Благосклонное отношение к нему со стороны великого князя московского Ивана III являлось наилучшим свидетельством того, что в какой-то мере политико-социальная программа ереси более соответствовала задачам великого князя, нежели официальная линия правящей церкви.
- истинный Бог есть един и не имеет ни Сына, ни Святого Духа, т.е. нет Пресвятой Троицы;
- истинный Христос, или обетованный Мессия, еще не пришел и когда придет, то наречется Сыном Божьим не по естеству, а по благодати, как Моисей, Давид и другие пророки;
- Христос же, в которого веруют христиане, не есть Сын Божий, воплотившийся и истинный Мессия, но является простым человеком, распятым иудеями, умершим и истлевшим в гробу;
- Потому должно принимать веру иудейскую как истинную, данную Самим Богом, и отвергать веру христианскую, как ложную, данную человеком.
себя от причастия, не видели смысла в молитвах по усопшим, обращали службу не к Иисусу Христу, а к Богу-Отцу и т.п.). То, к чему они пришли, было, верованием особого рода.
Также необходимо упомянуть об учении Феодосия Косого, которое явилось обобщением еретической мысли, завершающим этапом русского реформационного движения.
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Церковь, ереси и светская власть на Руси. Презентация на заданную тему содержит 30 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Ереси на Руси и в Европе Что объединяет стригольников с западноевропейскими еретиками XIII–XIV веков? Каковы различия между стригольниками и западноевропейскими еретиками XIII–XIV веков? Чем они вызваны?
Ереси на Руси и в Европе Как и европейские еретики, стригольники были, в основном, горожанами. Взгляды тех и других основывались на рационализме. Так же, как вальденсы и катары, стригольники критиковали нравы духовенства. Как и лолларды, они считали, что человек не нуждается в посреднике для общения с Богом, а потому отрицали священство. В отличие от крестьянско-плебейских еретиков Европы, стригольники не выдвигали социальных требований. Для этого русский город был еще недостаточно развит.
Новгородско-московская ересь Гонителем еретиков выступил новгородский архиепископ Геннадий. Вожди ереси Денис и Алексей бежали в Москву, где служили в кремлевских соборах. К ереси примкнули государевы дьяки Федор и Иван Волк Курицыны. Покровительствовала ереси невестка Ивана III Елена Стефановна.
Собор 1503 года Собор 1503 г. запретил вдовым попам священствовать, инокам и инокиням жить в совместных монастырях, святителям – взимать мзду за поставление священников. За нарушение запрета на мзду архиепископ Геннадий был смещен и отправлен в московский Чудов монастырь.
Читайте также: