Ереси на руси и в западной европе доклад

Обновлено: 02.07.2024

Файлы: 1 файл

история России 2.docx

Взгляд на ересь, как на смесь иудаизма с христианским рационализмом, разделяют Соловьев С.М. и Костомаров Н.И.

В советской период, в 60 –е годы, специальным изучением вопросов ереси занимались Лурье Я.С., Казакова Н.А., Клибанов А.И. Остальные историки касались ереси в связи с изучением других тем: по истории церкви, литературы, науки, истории Новгорода.

2. Еретические движения XIV- началн XVI .

Возникновение первых еретических движений на Руси относится к концу 13-14 вв. С середины 14 века открытые ереси наблюдались в городских центрах Руси – Пскове, Новгороде, Москве, Твери, Ростове. Как и на Западе, зарождение еретических движений в России, связано с развитием городского ремесла, торговли, расширения сферы общения горожан, развития культуры.

Социальной базой новгородской ереси был городской посад, а выразителями - рядовые представители белого духовенства. Эта была типичная городская ересь с характерными для нее элементами рационалистического мышления и критического отношения к обрядам и догматам церкви. Новгородские еретики с рационалистических позиций отрицали основной догмат христианства о троичности божества, выступали против церковного стяжательства, отрицали церковные обряды и церковную иерархию. Новгородская ересь конца 15 в. представляла собой явление, аналогичное городским еретическим выступлениям в Западной Европе. Во главе ее стояли представители низшего духовенства. По подсчетам Я.С.Лурье, из 27 известным по именам участников новгородской ереси не менее 22 принадлежали к попам, дьяконам, клирошанам и членам их семей . Небольшую поддержку встретило движение со стороны крестьянства. Было бы явной ошибкой считать, что крестьяне вообще не отозвались на эти движения и что в России единственной его базой явились города. Источники удостоверяют, что новгородская ересь имела сторонников в деревне, а также сельское духовенство. Однако идеи борьбы с феодальной церковью не всколыхнули основные массы крестьянства. Такие движения не стали всенародными, подобно западноевропейским, где кроме низшего духовенства и городского плебса, участвовали и крестьяне.

Выступление еретиков против официальной церкви произошло в то время, когда особую остроту приобрел вопрос о земельных владениях церкви и когда происходило присоединение Новгорода к Москве. Московская великокняжеская власть, постоянно использовавшая в своих интересах противоречия в лагере противников, воспользовалась выступлением еретиков. Оно было для нее тем более полезным, что руководители новгородской церкви сопротивлялись ликвидации Новгородской феодальной республики. Понятно, что новгородцы легко завязали дружеские отношения с князем. Но со стороны Ивана III это был не более как тактический шаг, облегчивший ему борьбу с новгородской знатью, и с претензиями церкви в целом.

Главное – состоялось соборное осуждение ереси, которая впервые была осуждена официально от лица церкви. Девять еретиков были преданы высшей мере церковного наказания – проклятию. Двое из них - гражданскому: Захар отправлен в заточение в Суздаль, Денис – в Галич. Если собор не пошел на крайние меры, то этому еретики обязаны не только воле князя, но и собственному бесстрашию.

Они были прокляты и отлучены от церкви, а потом отправлены для наказания в Новгород, где архиепископ Геннадий приказал посадить их на коней лицом к хвосту, одеть в шутовскую одежду и берестяные колпаки и в таком виде провезти по городу. Потом колпаки были сожжены на головах еретиков. Публичным поруганием церковный владыка хотел унизить и опозорить вольнодумцев, посягнувших на устои церкви.

Собор 1490 года не рассудил церковь с реформационным движением, распространявшимся, несмотря на моральное осуждение и расправу. Он не рассудил церковь и с великим князем, поскольку князь, хотя и делал уступку церкви, но не капитулировал перед ней, а в какой – то степени заставил считаться иерархов со своей волей.

Антагонизм между церковью и обществом в лице реформационного движения, как и своеобразно отражавшее его противоречие между церковью и государством, вскоре после собора вступил в новую фазу, отличающуюся политическим характером. В этой фазе церковной борьбы в качестве признанного идейного вождя клерикалов Геннадия сменил Волоцкий.

Отчасти это связано с тем, что после собора 1490 года центр еретического движения переместился из Новгорода в Москву. Это связано и с тем, что Геннадий, вызвавший личную враждебность Ивана, неоднократно продемонстрированную, тактически не подходил к роли идейного вождя церковной оппозиции. Воля князя в его борьбе с церковью была надломлена еще до собора. Он не принял во внимание обвинений, выставленных против придворной группы еретиков, а еретиков, связанных с Новгородом, выдал церкви, хотя тем спас их от физического уничтожения.


Правило "сколько людей - столько и мненией" не работает в среде строгих религиозных институтов. Автор delitant.media Александра Михайлиди выбрала самые известные еретические секты, которые радикально отошли от общепринятых религиозных учений.

Молокане (XVIII век - н.в)

Они, как и многие еретики, отрицали церковный институт и традиционные церковные обряды. Главным священнослужителем у молокан был старец. Богослужение состояло из пения псалмов и духовных стихов и чтения Библии вслух.

Некоторые общины молокан сохранились и до наших дней

Толстовство (XIX — начало XX вв)

Толстовство - это религиозно-этическая секта, представителями которой были члены дворянской и культурной интеллигенции России конца XIX — начала XX веков. Среди них были художник Н.Н. Ге и философ Махатма Ганди.

Представителем толстовства был Махатма Ганди

Основные элементы толстовства: пацифизм, уклонение от призыва, ненасильственное сопротивление, христианский анархизм и вегетарианство.

Хлысты (XVII - XVIII вв.)

По слухам, к хлыстам принадлежал Распутин

По некоторым сведениям, общины хлыстов сохранились до наших дней в нескольких отдаленных российских деревнях.

Ересь жидовствующих (XV век)

Жидовствующие (или как их иначе называли субботники) - течение, которое сформировалось под влиянием иудаизма и Ветхого завета.

Субботники так же, как и стригольники не посещали церковь и отрицали институт монашества и иконопочитания. Однако они были более радикальными: подвергали критики тексты Библии, особенно те, в которых говорилось о богочеловеческой природе Иисуса Христа и его роли спасителя. Кроме этого, они подвергли осмеянию тексты, в которых говорилось о Святой Троице и посмертном воскрешении.

Первые субботники появились в России в XV веке

Главным борцом против жидовствующих был Иосиф Волоцкий. Он издавал обличительную литературу, в которой обвинял еретиков в отравлении и искажении основ русской духовной жизни. Однако на теоретических методах борьбы он не остановился. В 1504 году по его инициативе состоялся церковный собор, на котором он приговорил к сожжению четырех еретиков.

Стригольники (XIV век)

Стригольники – это первое массовое еретическое движение в России. Первое упоминание о них нашли в житии архиепископа Новгородского Моисея, который боролся против язычества.

Стригольники –первое массовое еретическое движение в России

Если верить источникам, то стригольники отрицали многие православные традиции. Считая церковное сословие излишним, они не ходили в храм, у них не было епископов и священников, полностью отсутствовало поклонение иконам. Главным своим идеалом считали иерея-бессеребреника, который должен был отличаться бескорыстием.

За свою веру в 1377 году они были преданы анафеме и впоследствии утоплены в реке Волхов по приказу местных властей.

Резкое усиление классовой борьбы наблюдается в середине 50-х годов XVI в. Русские еретические движения являлись одной из ее идеологических форм.
При исследовании форм религиозного решения политических вопросов в еретических направлениях общественной мысли необходимо учитывать, что они появились в период объединения государства, который исторически закономерно связан с ломкой всей совокупности старых отношений эпохи феодальной раздробленности. А это обстоятельство обычно пробуждает активную работу критической мысли (антифеодальной по своей направленности), подвергающей радикальному пересмотру старые порядки. Данные условия представляют собой питательную среду, характерную для возникновения средневековых реформационных движений.
В социально – политической теории, формулирующей идеалы еретиков, наиболее яркое воплощение получили идеи, оппозиционные по отношению к церкви, выражающие недовольство всем феодальным строем.
Характерной особенностью первых этапов развития еретических движений на Руси была ориентация их идеологов на помощь политической власти в освобождении от господства церкви.

Содержание
Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ иппу.doc

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕРЕСЬ В РОССИИ.

Средневековая ересь в России………………………………………… …….4

Резкое усиление классовой борьбы наблюдается в середине 50-х годов XVI в. Русские еретические движения являлись одной из ее идеологических форм.

При исследовании форм религиозного решения политических вопросов в еретических направлениях общественной мысли необходимо учитывать, что они появились в период объединения государства, который исторически закономерно связан с ломкой всей совокупности старых отношений эпохи феодальной раздробленности. А это обстоятельство обычно пробуждает активную работу критической мысли (антифеодальной по своей направленности), подвергающей радикальному пересмотру старые порядки. Данные условия представляют собой питательную среду, характерную для возникновения средневековых реформационных движений.

В социально – политической теории, формулирующей идеалы еретиков, наиболее яркое воплощение получили идеи, оппозиционные по отношению к церкви, выражающие недовольство всем феодальным строем.

Характерной особенностью первых этапов развития еретических движений на Руси была ориентация их идеологов на помощь политической власти в освобождении от господства церкви.

Средневековые ереси в России.

Ересями традиционно принято называть все теории, которые в каких либо своих положениях расходятся с догматикой официального вероучения, в данном случае – православия.

Еретические движения в Московском государстве получили широкое распространение. Возникнув в конце XIV в., ересь, несмотря на гонения и преследования, продержалась до середины XVI в.

Церковное стяжательство во всех его формах подвергалось осуждению. Выдвигались требования уничтожения монастырей и монашества в целом.

Эти постулаты учения еретиков подрывали основы экономического положения церкви, а, следовательно, и ее политического влияния.

Определенной социально – политической программы у «стригольников не было, но теоретической основой их требований можно считать идеи

Именно московские еретики поставили вопрос о реформации церкви, полном уничтожении ее владельческих прав и ликвидации монашества как института, хотя в разрешении социальных проблем это направление политической мысли было менее радикальным.

Благосклонное отношение к нему со стороны великого князя московского Ивана III являлось наилучшим свидетельством того, что в какой-то мере политико-социальная программа ереси более соответствовала задачам великого князя, нежели официальная линия правящей церкви.

  1. истинный Бог есть един и не имеет ни Сына, ни Святого Духа, т.е. нет Пресвятой Троицы;
  2. истинный Христос, или обетованный Мессия, еще не пришел и когда придет, то наречется Сыном Божьим не по естеству, а по благодати, как Моисей, Давид и другие пророки;
  3. Христос же, в которого веруют христиане, не есть Сын Божий, воплотившийся и истинный Мессия, но является простым человеком, распятым иудеями, умершим и истлевшим в гробу;
  4. Потому должно принимать веру иудейскую как истинную, данную Самим Богом, и отвергать веру христианскую, как ложную, данную человеком.

себя от причастия, не видели смысла в молитвах по усопшим, обращали службу не к Иисусу Христу, а к Богу-Отцу и т.п.). То, к чему они пришли, было, верованием особого рода.

Также необходимо упомянуть об учении Феодосия Косого, которое явилось обобщением еретической мысли, завершающим этапом русского реформационного движения.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Церковь, ереси и светская власть на Руси. Презентация на заданную тему содержит 30 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Ереси на Руси и в Европе Что объединяет стригольников с западноевропейскими еретиками XIII–XIV веков? Каковы различия между стригольниками и западноевропейскими еретиками XIII–XIV веков? Чем они вызваны?

Ереси на Руси и в Европе Как и европейские еретики, стригольники были, в основном, горожанами. Взгляды тех и других основывались на рационализме. Так же, как вальденсы и катары, стригольники критиковали нравы духовенства. Как и лолларды, они считали, что человек не нуждается в посреднике для общения с Богом, а потому отрицали священство. В отличие от крестьянско-плебейских еретиков Европы, стригольники не выдвигали социальных требований. Для этого русский город был еще недостаточно развит.

Новгородско-московская ересь Гонителем еретиков выступил новгородский архиепископ Геннадий. Вожди ереси Денис и Алексей бежали в Москву, где служили в кремлевских соборах. К ереси примкнули государевы дьяки Федор и Иван Волк Курицыны. Покровительствовала ереси невестка Ивана III Елена Стефановна.

Собор 1503 года Собор 1503 г. запретил вдовым попам священствовать, инокам и инокиням жить в совместных монастырях, святителям – взимать мзду за поставление священников. За нарушение запрета на мзду архиепископ Геннадий был смещен и отправлен в московский Чудов монастырь.

Читайте также: