Электронное правительство в швеции доклад

Обновлено: 25.06.2024

Эстония — лидер цифровизации госфункций, согласно рейтингу Еврокомиссии (The Digital Economy and Society Index (DESI) 2017).

99% государственных услуг в Эстонии доступны онлайн в режиме 24/7. Исключениями, когда для получения услуги придется выйти из дома, как говорится на официальном сайте страны, являются заключение брака и развод, а также покупка недвижимости.

У большинства граждан есть электронный паспорт — ID Card, который позволяет получать услуги онлайн, в том числе голосовать на муниципальных и парламентских выборах. В 2005 году Эстония первой ввела электронное голосование; в 2015 году в ходе выборов в парламент более 30% избирателей голосовали онлайн. Электронная цифровая подпись в стране законодательно приравнена к обычной и активно используется с 2002 года.

30,5% граждан Эстонии голосуют онлайн

В докладе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) отмечается, что Эстонии удалось выстроить эффективную электронную систему госуправления благодаря в том числе принятому в 1997 году правилу, не позволяющему чиновникам требовать от граждан информацию, уже однажды полученную в любом другом государственном учреждении.

+
E-residency Эстонии

С 2014 года страна предоставляет цифровое резидентство для ведения бизнеса. Сейчас эстонским e-residency пользуются 27 тыс. граждан из 143 государств. Большинство компаний в стране регистрируются и отчитываются онлайн.

Подключен — значит защищен

Дания, по данным рейтинга DESI 2017, лидирует в Евросоюзе по общей цифровизации экономики — развитию стационарной и мобильной сети, диджитализации государства и бизнеса, соответствующей квалификации кадров.

95% домохозяйств Дании имеют доступ в интернет

С 2004 года страна активно инвестирует в цифровизацию госорганов. С 2015 года взаимодействие граждан и бизнеса с ними производится только через интернет. Органы власти на уровне страны и муниципалитетов связаны в единую сеть, что позволяет взаимодействовать со всеми ведомствами с помощью единого личного кабинета. По данным The Boston Consulting Group (BCG), 95% домохозяйств страны имеют доступ в интернет.

Тем не менее в Дании продолжается развитие и модернизация широкополосной сети в частном секторе, компаниях и общественных учреждениях. На эти цели в 2016–2019 годах выделено €40,2 млн. Кроме того, в течение последних трех лет датские власти предоставляют гражданам налоговый вычет на установку широкополосного доступа — до €1600 на семью (данные официального ресурса Еврокомиссии).

+
Диджитал-медицина Дании

Еще в середине 1990-х годов при поддержке правительства, Минздрава и медицинских ассоциаций был запущен частный портал MedCom — единая сеть, связывающая большинство крупных медучреждений (больницы, лаборатории, аптеки). Сегодня эта единая база данных медицинских карт всех пациентов позволяет обслуживать граждан в любой точке страны и экономить на транзакционных издержках порядка €100–120 млн.

Цифровая экономия

$4,3 млрд сэкономила Британия благодаря ИТ-реформе госсектора

Программа объединения госорганов в единую систему услуг, по подсчетам BCG, позволила Великобритании в 2015–2016 годах сэкономить $4,3 млрд.

В частности, оптимизация управления госсобственностью, контроль госзакупок и расходов (все финансовые действия автоматически проверяются в единой системе) сократили операционные затраты более чем на $1,5 млрд.

Около $1 млрд бюджета было сэкономлено за счет роста эффективности работы чиновников и перевода ряда функций в электронный формат. Эффект от сокращения мошенничества, коррупции и хищений в госорганах за счет роста прозрачности действий чиновников и возросшего уровня контроля составил более $800 млн. Сберечь еще $400 млн позволили портал для голосования и портал госуслуг.

+
Государственная сеть Британии

Беспроводная сеть GovWifi охватывает более 200 государственных офисов и будет расширяться. Один раз зарегистрировавшись в сети, госслужащий или посетитель правительственного ведомства может автоматически подключаться к GovWifi в любом госучреждении страны. Сеть не только позволяет чиновникам быть всегда на связи, но и контролирует их перемещения в течение дня.

Государство в смартфоне

Сингапур возглавил международный рейтинг цифровых правительств исследовательского центра при японском Университете Васэда (2017).

Страна пошла по пути так называемой цифровой приватизации: самые неэффективные отрасли — электроэнергетика, ЖКХ, транспорт и другие — по заказу государства цифровизуют подрядчики. Ежегодно на протяжении последних восьми лет правительство Сингапура выделяет на эти цели $1,8–2 млрд в рамках национальной концепции Smart Nation.

$1,8–2 млрд в год выделяет Сингапур на Smart Nation

+
Мобильное правительство Сингапура

С 2011 года страна развивает мобильное правительство (m-Government). Проникновение мобильной связи в Сингапуре составляет почти 98%. Поэтому правительство делает ставку на оказание госуслуг с помощью мобильных сервисов. Более 300 госуслуг граждане уже получают с помощью смартфонов.

В данной статье проведен анализ развития электронных систем управления на государственном уровне. Рассмотрен зарубежный опыт и оригинальный опыт некоторых регионов России. Аккумулированы наиболее интересные для развития российского электронного документооборота и формирования электронного правительства элементы зарубежного опыта. Выделены некоторые отличительные особенности формирования электронного правительства в России. Так, в России система электронного правительства в большей степени ориентирована на удобство работы населения, минимизацию издержек и времени получения государственной услуги, тогда как за рубежом подобные системы в значительной степени ориентированы на функционирование обратной связи органов государственной власти и населения и демократизации процессов принятия государственных решений. Все предложенные рекомендации повысят эффективность функционирования электронного правительства в России.


3. Cтратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 – 2020 годы и на перспективу до 2025 года.

4. Мизюн В.А. Основы регулятивного управления интегрированным наукоемким производством / В.А. Мизюн // Аудит и финансовый анализ. – 2013. – № 4.– С. 265–276 (начало – 1,7 п.л.).

5. Мизюн В.А. Основы регулятивного управления интегрированным наукоемким производством / В.А. Мизюн // Аудит и финансовый анализ. – 2013. – № 5.– С. 294 – 311 (окончание – 2,17 п.л.).

6. Мизюн В.А. Интеллектуальное управление производственными системами и процессами: принципы организации и инструменты [Текст] / В.А. Мизюн. – Самара: СНЦ РАН, 2012. – 214 с.

7. Никулина Т.Н., Багдасарьян И.С. Имидж муниципального служащего в системе органов государственной власти / Основные тенденции развития Российского законодательства. 2013. № 8. С. 63-66.

9. Сочнева Е.Н. Институциональные основы социальной политики / Экономика и предпринимательство. – 2011. – № 3. – С. 35-51.

11. Bagdasaryan I.S., Almabekova O.A., Karaseva M.V., Stupina A. Automation of information base development for multilingual adaptive training technologies // SGEM 2015 International multidisciplinary scientific Conference on social sciences and arts 2-nd international multidisciplinary scientific conference on social sciences and arts. 2015. C. 81-88.

В условиях постиндустриальной экономики, с учетом усложнения хозяйственных связей, интенсификации и увеличения скорости протекания экономических и социальных процессов особую значимость и ценность приобретают новые, более совершенные формы работы с населением и взаимодействия между органами государственной власти, а именно электронное правительство. С другой стороны большинство государств, и конкретно Россия, считают себя демократическими, а это означает необходимость постоянного общения органов власти с населением, в том числе в режиме обратной связи.

Электронное правительство (англ. e-Government) является способом предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу и различным органам государственной власти, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано за счет максимально возможного использования информационно-коммуникационных технологий.

Развитие системы электронного правительства как части государственного управления, посредством внедрения информационных компьютерных технологий, является непременным требованием для вхождения любой страны в глобальное информационное общество [11, C. 81-88].

В настоящее время не существует единой концепции электронного правительства, имеется лишь набор общих требований, выполнения которых позволяет создавать эффективные методы быстрого и простого взаимодействия заявителей с государственными органами.

Существуют следующие виды взаимодействия в системе электронного правительства:

- Между государством и гражданами (G2C, Government-to-Citizen);

- Между государством и бизнесом (G2B, Government-to-Business);

- Между различными ветвями государственной власти (G2G, Government-to-Government);

- Между государством и государственными служащими (G2E, Government-to-Employees).

Следует учесть, что электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия граждан и органов власти на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.

На наш взгляд, преимущества или социально-экономические эффекты от введения электронного правительства следующие:

- эффективное и менее затратное администрирование;

- оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

- повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;

- поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

- рост технологической осведомленности и квалификации граждан;

- повышение ответственности власти перед народом.

- снижение воздействия фактора географического местоположения.

1. Кроме всего перечисленного, необходимо отметить, что электронное правительство и используемые в его архитектуре программные средства вынуждают служащих госучреждений работать четче и быстрее, поскольку каждое обращение автоматически фиксируется и ставится на контроль [7, С. 63-66].

В развитых странах мира накоплен определенный опыт формирования национальных систем электронного правительства, уникально сочетающий особенности национальной культуры, приоритеты и наличные ресурсы той или иной страны. Рассмотрим зарубежный опыт подробнее.

В ходе исследования мы выяснили, что согласно данным нового доклада ООН E-Government Survey 2016, опубликованного 28 июля 2016 года, мировым лидером по уровню развития электронного правительства является Великобритания [12].

Полагаем, что такой способ даст дополнительный эффект, так как современный гражданин слабо ориентируется в структурах российских ведомств и государственных организаций, и не всегда понимает, какое из них оказывает необходимую услуги. Например, пособия по социальному страхованию можно получить от ФСС РФ, а можно от региональных органов власти. Когда ФСС РФ начнет информировать граждан о выплатах лично (то есть посредством SMS), то в случае возникновения вопросов или претензий у граждан возникает четкое понимание того, куда именно им надо обращаться. Мы также считаем, что SMS – информирование о любых действиях государственных органов в отношении конкретного гражданина поможет гражданам боле эффективно работать с государственными ведомствами и органами власти.

С 2016 года в США набирают популярность интересные мобильные приложения, помогающие обеспечить безопасность и принять срочные меры в случае угрозы жизни и здоровью. Одно из них – BlackBox – позволяет записывать и передавать видео и аудиофайлы, а также GPS-информацию на облачный сервис, который находится в распоряжении правоохранительных органов. Таким образом, данные становятся вещественными доказательствами. Кроме того, через приложение можно звонить на номер 911 и автоматически отправлять записи выбранным контактам.

Большинство граждан страны считают электронные услуги главным инструментом обращения внимания государственных властей на нужды населения, экономии государственных средств и денег налогоплательщиков.

Ключевым элементом генерального плана реформирования германского государства на базе современных информационных технологий стала программа BundOnline 2005. Программа ориентирована на реализацию в сети Интернет максимально возможного количества функций и услуг органов власти общегосударственного масштаба, а также на поиск, совместно с администрациями всех федеральных земель, возможностей внедрения электронных служб на региональном и местном уровнях.

- электронная идентификация и электронные платежи;

- требования к раскрытию информации с использованием электронных бюллетеней;

- электронного управления документами и использования заменяющего сканирования;

- публикация государственными органами наборов данных в машиночитаемых форматах (открытые данные / открытое правительство);

Ключевыми моментами нового закона являются следующие:

- обязательность для государственных органов открытия электронного канала взаимодействия с гражданами и организациями, а, кроме того, канала взаимодействия через государственную электронную почту;

- принципы представления электронных документов и заменяющего сканирования бумажных документов;

- поддержка использования электронных доказательств и электронных платежей в административных процедурах;

- официальная публикация документов в электронном виде;

- требования к документированию и анализу процессов;

- открытость данных [16].

С 2008 года в Швеции реализуется проект по активизации гражданского диалога путем использования различных информационно-коммуникационных технологий. Среди достижений этого процесса можно выделить следующие онлайн-инструменты:

- портал The Dialogue – для граждан, которым есть что сказать чиновникам;

- портал для подачи онлайн-петиций;

- SMS-портал гражданских панелей, с помощью которого проводятся опросы общественного мнения;

- стимулятор бюджета для участия граждан в процессе планирования и распределения бюджетных средств с возможностью выдвинуть свои предложения с документальным фото- или видеосопровождением [17].

- единая система межведомственного электронного взаимодействия;

- единый портал государственных и муниципальных услуг;

- национальная платформа распределенной обработки данных;

- единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;

- информационная система головного удостоверяющего центра.

В настоящее время в России действуют следующие виды электронных услуг для граждан: дорожная карта; оптимизация приоритетных региональных услуг; электронные платежи; предварительная запись на прием в ведомства; юридически значимые уведомления; досудебное обжалование; единый контактный центр; мониторинг качества госуслуг; применение инфраструктуры электронного правительства для взаимодействия с банковскими организациями [18].

В международном рейтинге ООН по развитию информационного общества Россия в 2016 году заняла 35 место (для сравнения в 2014 году – 27-е место). На одну позицию выше составители рейтинга поставили Уругвай, а следующую за Россией строчку занимает Польша. Казахстан в рейтинге опередил Россию – он занимает 33 позицию, а Украина и Белоруссия отстают – они находятся на 62 и 49 позициях соответственно.

Данный рейинг ООН проводит по индексу развития электронного правительства (The UN Global E-Government Development Index) – это комплексный показатель, который оценивает готовность и возможности национальных государственных структур в использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для предоставления гражданам государственных услуг. Все страны, охваченные данным исследованием, ранжируются в рейтинге на основе взвешенного индекса оценок по трём основным составляющим:

1. Степень охвата и качество интернет-услуг.

2. Уровень развития ИКТ-инфраструктуры.

3. Человеческий капитал.

Рассчитывается данный показатель раз в два года. Максимальный индекс уровня развития электронного правительства, который может получить страна в рейтинге, составляет 1. У лидера рейтинга (Великобритания) этот показатель составляет 0.9193, у России – 0.7215. Индекс развития российского электронного правительства ООН оценивает как высокий. По сравнению с рейтингом 2014 года, Россия потеряла баллы в подындексах телекоммуникационной инфраструктуры и человеческого капитала, в то время как в подындексе онлайн-сервисов количество баллов выросло [12].

В октябре 2016 года Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России) разработало системный проект, который был представлен общественности в октябре 2016 года. Документ описывает цели и принципы развития электронного правительства России до 2020 года.

Документ предполагает два базовых направления преобразований в области электронного правительства: переход от ориентации на инфраструктуру к ориентации на потребности пользователя и внедрение современных управленческих подходов к развитию электронного правительства. Для реализации поставленных целей необходимы следующие меры.

Должны быть организованы единая система предоставления услуг (омниканальность) и комплексные услуги по жизненным и деловым ситуациям.

На уровне выгод для граждан и организаций от электронных услуг документ предполагает следующие изменения: сокращение сроков, снижение пошлин, экстерриториальность, возможность совершения электронных платежей, ограничение одним визитом в орган власти/МФЦ и наличие персонифицированной электронной среды.

Изменения на уровне электронного взаимодействия включают межведомственный обмен в режиме реального времени, голосовую и/или биометрическую идентификацию, использование сервисов электронного правительства всеми ветвями власти.

К этому же пункту относятся поддержка деятельности общественных организаций, включая НКО, интеграция информационных ресурсов сети МФЦ и электронного правительства, создание электронных архивов юридически значимой госинформации и трансграничный обмен юридически значимыми документами.

На уровне управления предполагается внедрение архитектурного подхода в координации информатизации, единая электронная система мониторинга развития электронного правительства и оказания услуг и вовлечение пользователей в процесс улучшений.

Переход к электронному правительству предполагает реализацию идей социального государства [10, C. 63-73]. Cтратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 – 2020 годы и на перспективу до 2025 года предполагает, что к указанному сроку доли электронных и традиционных госуслуг должны сравняться. В том случае, когда для получения услуги будет требоваться личное присутствие гражданина в МФЦ или органе власти, должно быть законодательно закреплено, что это должен быть максимум один личный визит. Планируется также переход к обслуживанию жизненных ситуаций: на портале госуслуг должны быть описаны различные ситуации и пути выхода из них с использованием госуслуг [19].

Швеция является одной из стран лидеров в области цифровизации, которая стала главным драйвером экономического развития страны в последние годы. Эксперты ОЭСР подготовили обзор цифровой трансформации в Швеции с целью разработать рекомендации для остальных стран, менее успешных в этом начинании.

Доля добавленной стоимости, производимой сектором информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в Швеции одна из самых высоких среди стран ОЭСР, более того, страна входит в десятку крупнейших экспортеров услуг ИКТ в мире. Однако, даже такая успешная страна сталкивается с трудностями в реализации своей Цифровой Стратегии.

Расширение охвата подключения
Шведское руководство поставило задачу по обеспечению 98% домашних хозяйств и фирм доступом к широкополосному интернету со скоростью 1 гигабит в секунду к 2025 году. Решение этой задачи требует, во-первых, усилить координацию между национальными, региональными и локальными стратегиями в этой сфере путем укрепления роли Форума широкополосной сети (Broadband Forum). Во-вторых, необходимо расширить доступ к высокоскоростному широкополосному интернету на малонаселенные территории, для этого нужно сконцентрировать совместные усилия шведской почты и телефонной связи (PTS), Форума и нового Совета по диджитализации. Интересна также рекомендация по стимулированию конкуренции в создании инфраструктуры между частным сектором и муниципалитетами, основанная на постоянной оценке сетевых моделей со стороны PTS.

Совершенствование навыков в области цифровой трансформации
В данной области предполагается совершенствование системы образования - поддержка применения цифровых технологий в школе в качестве одного из инструментов обучения, увеличение количества курсов по ИКТ и анализу данных в рамках высшего образования и увеличение их охвата, борьба с гендерным разделением в профессиях, связанных с программированиям и т.д.

Усиление институтов трудового рынка
Например, при помощи цифровых технологий можно продвигать услуги служб по обеспечению занятости среди рабочих, молодежи и других уязвимых групп. Необходимо также развивать регуляторную базу для новых форм работы.

Усиление цифровой безопасности
В 2017 году в Швеции была принята Национальная стратегия кибербезопасности, которая нацелена на внедрение этого измерения во все сферы управления. В этой области необходимо продвигать четкое понимание среди лидеров и управленцев своей социальной и экономической ответственности в сфере управления рисками цифровой безопасности. Необходимо создать четкий механизм кооперации между министерствами по данному вопросу с опорой на Совет по цифровизации.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Правительство Швеции. Презентация на заданную тему содержит 10 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Правительство Швеции - национальный кабинет министров и высший орган исполнительной власти Швеции. Правительство Швеции является коллегиальным органом и обладает коллегиальной ответственностью. Состоит из Премьер-министра Швеции, который назначается и освобождается от должности шведским Парламентом, заместителя Премьер-министра, а также других членов (министров) кабинета, которые назначаются и освобождаются от должности Премьер-министром Швеции. Правительство несет ответственность перед Риксдагом, то есть Парламентом Швеции.

Полномочия Правительства Шведский Парламент — Риксдаг, обладает более широкими полномочиями чем Правительство, несмотря на реформу Конституции 1974 года, когда к Правительству официально перешли полномочия Короля в сфере исполнительной власти. Кабинет министров отвечает за все основные вопросы экономической, социальной и политической жизни. После принятия новой Конституции Правительство признается главой исполнительной власти и формируется на основе соотношения политических сил в Парламенте. Правительство Швеции может получить часть делегированных Риксдагом полномочий, однако, в отношении конституционных прав и свобод делегировано может быть лишь право расширять средства защиты и осуществления данных прав и свобод. Согласно Акту о свободе печати от 1974 года, Правительство получило право вводить некоторые ограничения свободы печати, если физические или юридические лица злоупотребляют этой свободой, например нарушают закон о государственной тайне. Премьер-министр Швеции считается избранным, если против него не проголосует большинство членов парламента. Во время официального открытия сессии риксдага в сентябре Премьер-министр обычно докладывает о целях правительства на следующий год и рассказывает о приоритетах внутренней и внешней политики государства. Конституция накладывает на Правительство Швеции обязательство согласовывать все своим действия в области внешней политики с Риксдагом. Правительство выступает в качестве Высокой договаривающейся стороны при подписании соглашений и договоров с другими государствами или международными организациями (такими как, Европейский Союз, ЮНЕСКО и др.). В большинстве других стран парламентской системой эта формальная функция обычно возлагается на главу государства. Решения, принятые Правительством, не требуют подписи Короля, Король не присутствует на его заседаниях. Работу правительства контролирует Конституционная комиссия парламента. Обнаружив нарушение законов со стороны какого-либо министра, она вправе обратиться к Риксдагу с просьбой возбудить преследование

Отставка Правительства Правительство ответственно перед Риксдагом. Риксдаг может вынести Правительству, либо Премьер-министру Швеции или министру вотум недоверия, в данном случае Правительство уходит в отставку, а на очередной сессии Парламента он назначает нового Премьер-министра страны. Однако и Правительство имеет право досрочной отставки Риксдага. На практике же ни разу не Правительство, не Парламент не использовали это право, а достигали консенсуса

Министерства Нынешний Кабинет министров Швеции состоит из 24 министров (включая Премьер-министра), из них 18 представители социал-демократов и 6 представители партии зелёных. Ровно половина состава женщины. Государственные учреждения: 1. Офис Премьер-министра Швеции, объединяет Премьер-министра, заместителя Премьер-министра, Министра стратегического планирования и сотрудничества со странами Северного совета, а также Министра координации правительства и энергетики 2. Министерство иностранных дел Швеции, объединяет Министра иностранных дел, Министра международного сотрудничества и развития, Министра по делам Европейского Союза и торговле 3. Министерство юстиции Швеции, объединяет Министра юстиции и миграции, а также Министра внутренних дел 4. Министерство обороны Швеции возглавляет Министр обороны 5. . Министерство здравоохранения и социального развития Швеции, объединяет Министра социального обеспечения, Министра здравоохранения и спорта, а также Министра по делам детей, пожилых людей и гендерного равенства 6. Министерство финансов Швеции, объединяет Министра финансов, Министра по финансовым рынкам и вопросам защиты прав потребителей, а также Министра по вопросам государственного управления 7. Министерство образования и исследований Швеции, объединяет Министра образования, Министра по вопросам среднего образования, образования для взрослых и обучения, а также Министра высшего образования и научных исследований 8. Министерство окружающей среды Швеции, объединяет Министра по вопросам изменения климата и окружающей среды, а также Министра энергетики 9. Министерство предпринимательства, объединяет Министр по вопросам предпринимательства и инноваций, Министра жилищного строительства и городского развития, Министра по вопросам развития инфраструктуры, а также Министр по делам сельских районов 10. Министерство культуры Швеции возглавляет Министр культуры и демократии 11. Министерство занятости Швеции возглавляет Министр по вопросам занятости населения Другие офисы: 1. Управление по административным вопросам 2. Постоянное представительство Швеции в ЕС

Читайте также: