Электронное и смешанное обучение доклад

Обновлено: 30.06.2024

Смешанное обучение – формат обучения, который предполагает интеграцию разных видов обучения: например, очного обучения в аудиториях, лабораториях и онлайн-обучения либо самостоятельного обучения и онлайн-обучения.

Нередко смешанное обучение называют гибридным. И в этом плане его легко сравнить с гибридным автомобилем, у которого – два двигателя: один классический ДВС и другой – на электротяге. Каждый из них включается при своих обстоятельствах. Это очень рационально и продуктивно.

Модели смешанного обучения

Организовать деятельность учащихся можно по-разному. И важно понимать специфику разных моделей смешанного обучения.

  • Преподаватель дает учащимся материал (тексты, видео, аудиоподкасты) для самостоятельного изучения дома, тесты на начальное усвоение материала.
  • На занятиях, которые организуются в классе, аудитории или дистанционно, происходит обсуждение и закрепление материала, проводится контрольная оценка знаний, усвоенная теория трансформируется непосредственно в навыки, умения.

Удачна такая модель и для развития проектной работы. В этом случае специальные станции могут быть нацелены на проведение небольших исследований, групповые практико-ориентированные задания.

Автономная группа

Обучение всех этих групп организуется в одном пространстве (в аудитории или на виртуальной площадке). При этом подход к каждой группе – дифференцированный (в контексте её целей).

Flex-модель

Большинство занятий происходит в онлайн-режиме. В том числе, в режиме онлайн возможна индивидуальная поддержка учеников учителем.

Flex-модель в странах СНГ, особенно в России, несколько последних лет становится достаточно популярной для организации очно-заочного обучения в ВУЗах и колледжах. Большинство занятий проводятся онлайн, но есть ряд учебных мероприятий, которые требуют личного присутствия учащихся. Также очно проводится сдача экзаменов, защита дипломных проектов.

Нередко модель Flex практикуется и в языковых школах. Два-три раза в неделю проводятся онлайн-уроки, а раз в неделю или месяц – живые беседы с носителем языка.

Self-blend модель

Появление и развитие смешанного обучения

Такую же модель, кстати, нередко подхватывают и учебные центры при компаниях, где у сотрудников – ненормированный рабочий день и ритм работы зависит преимущественно не от них самих, а количества клиентов в данный момент.

Даже если сегодня – внезапный шквал клиентов – учебный материал опять-таки легко наверстать по материалам для самостоятельного изучения.

А вот популяризации Flex-модели особенно способствовала пандемия в 2020-м году. Многие учебные заведения столкнулись с тем, что если перевести на дистанционку лекции и практические (особенно если есть онлайн-симуляторы) они в силах, то полноценное онлайн-тестирование, экзамены организовать далеко не всегда возможно.

Большим толчком для развития смешанной модели обучения стали впечатляющие результаты эмпирических исследований. Так в США анализировали традиционное, онлайн и смешанное обучение на протяжении достаточно большого пласта времени – порядка 12 лет, и оказалось, что смешанное обучение - эффективнее, чем обучение, полностью происходящее в режиме онлайн.

Нельзя забывать и о том, что очные и онлайн-занятия должны не дублировать, а дополнять друг друга. И нужно продумывать разные формы работы с учебным содержанием. Просто проведение лекций очно, а затем тестов в очном и онлайн-формате и отсутствие иных форм обучений (практических занятий, симуляций) – риск плохой отдачи от образовательной программы.

Формат активно способствует формированию стратегий самостоятельной работы, гибкости, которые сейчас особенно ценятся. На самостоятельную работу учащихся ставки теперь делают все больше авторитетных колледжей, университетов.

Советы по организации смешанного обучения

Сложности и риски при внедрении смешанного обучения

Нельзя забывать и о том, что очные и онлайн-занятия должны не дублировать, а дополнять друг друга. И нужно продумывать разные формы работы с учебным содержанием. Просто проведение лекций очно, а затем тестов в очном и онлайн-формате и отсутствие иных форм обучений (практических занятий, симуляций) – риск плохой отдачи от образовательной программы.

Что такое смешанное обучение

Смешанное обучение (англ. “Blended Learning”) – это сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения, в котором используются специальные информационные технологии, такие как компьютерная графика, аудио и видео, интерактивные элементы и т.п.

Учебный процесс при смешанном обучении представляет собой последовательность фаз традиционного и электронного обучения, которые чередуются во времени. Пример такого чередования приведен на рисунке [2]:

Смешанное обучение: рекомендуемая последовательность

Этапы в системе смешанного обучения фирмы RWD Technologies

Принципы смешанного обучения

Появление и развитие смешанного обучения

Существует несколько причин для перехода от классической формы обучения к смешанной. В высших учебных заведениях это объясняется прежде всего широко распространившейся в конце XX века тенденцией к оптимизации бизнес-процессов.

В университетском учебном процессе под оптимизацию первыми попали самые неэффективные и одновременно самые нелюбимые преподавателями виды работ:

  • очные консультации: студенты часто приходят с вопросами, которые не пытались решить самостоятельно. Методы отслеживания самостоятельной работы студента в современных системах смешанного обучения позволяют преподавателям принимать вопросы только у тех, кто добросовестно работал самостоятельно;
  • проверка контрольных заданий (в смешанном обучении проверка может быть автоматически выполнена системами тестирования).

Достижения информационных технологий сами по себе способствовали развитию смешанного обучения, прежде всего благодаря возможности делиться информацией через интернет. Вопросы к экзаменам, образцы выполнения проектных заданий, учебные материалы можно просто выложить в университетский интранет или разослать студентам по e-mail.

son1
Помещения для кратковременного сна

В 2014 были получены прямые доказательства этой гипотезы. Профессор Нью-Йоркского университета Вэньбяо Гань наблюдал изменения в мозге крысы, происходящие во сне: как выяснилось, именно во время сна образуются новые соединения нейронов, которые отвечают за запоминание информации, полученной перед сном.

По заказу федерального департамента по образованию США специалисты Стэнфордского университета провели анализ более тысячи эмпирических исследований, в которых сравнивалось традиционное, онлайн и смешанное обучение [3]. Результаты анализа позволили авторам утверждать, что в период с 1996 по 2008 год онлайн-обучение не имело значительного преимущества перед традиционными формами обучения. Однако смешанное обучение оказалось значительно эффективнее, чем обучение, полностью происходящее в режиме онлайн. Это исследование существенно укрепило позиции смешанного обучения и придало еще большую динамику его развитию.

Перечисленные выше факторы привели к появлению в сфере электронного обучения отдельного сектора со своим кругом задач и специалистами по созданию и использованию систем смешанного обучения:

Специалисты в системе смешанного обучения

Специализация деятельности в системе BL ITyStudio

Главная задача СДО для смешанного обучения

Очевидно, что эффективность смешанного обучения в первую очередь зависит от правильной постановки целей электронного обучения и от возможностей достичь этих целей с помощью конкретной СДО. Четко установить цели можно опираясь на теорию обучения. Однако число таких теорий настолько велико, что это может значительно усложнить процесс.

Разумеется, по мере накопления знаний о работе мозга число альтернативных теорий будет сокращаться. А пока наиболее популярной у преподавателей и разработчиков СДО является бихевиористская (поведенческая) теория обучения, в которой от обучаемого ожидается четко определенная реакция на ту или иную ситуацию, а в том случае, если она отклоняется от “нормы”, учащемуся ставятся дополнительные условия (подкрепление), которые должны привести к ожидаемому результату. Несмотря на почти столетнюю историю успешного развития данной технологии, у нее появилось много критиков (достаточно вспомнить, сколько копий сломали в дискуссиях о ЕГЭ), которые указывали на сложность создания тестов, проверяющих не столько наличие в памяти обучаемого фактов, определений и правил , сколько умение выстраивать на их основе план решения предложенной задачи.

Важно начинать именно с разработки тестов, а затем переходить к созданию самих учебных материалов. При таком подходе уже в самом начале разработки фазы электронного обучения будет четко определено, что должен знать обучаемый после ее прохождения. Это позволит наиболее эффективным образом выстроить сам учебный материал.

Таким образом, создание модулей Ситуация→Реакция→Подкрепление является главной задачей СДО в рамках смешанного обучения.

Как главная задача СДО решается в iSpring

Для создания электронного учебного курса с помощью iSpring вовсе не требуется команда, изображенная на рисунке; достаточно усилий одного преподавателя. Если у него уже есть готовые презентации, аудио и видео, их можно одним кликом загрузить в инструмент для создания курсов iSpring Suite. Из отдельных материалов легко можно собрать готовый электронный курс и разместить его в СДО.

Для создания тестов существует инструмент iSpring QuizMaker, который позволяет создавать аудио- и видеовопросы, добавлять ссылки, изображения и формулы как в вопросы, так и в варианты ответа. Таким образом, с iSpring QuizMaker можно создавать полноценные модули Ситуация→Реакция→Подкрепление.

Процессом тестирования можно управлять с помощью настраиваемых сценариев, задающих:

  • ветвление по вопросу;
  • ветвление по группе вопросов;
  • ветвление по слайдам;
  • ветвление по ответу.

Готовый тест можно опубликовать в формате Flash для прохождения на компьютере, причем без установки флэш-проигрывателя, или в формат HTML5 для размещения на сайте или просмотра на мобильных устройствах.

Основой инструктивных и подкрепительных материалов для теста может служить презентация, созданная в PowerPoint. При конвертировании этих материалов в формат Flash, iSpring обеспечивает отличную поддержку всех эффектов PowerPoint: анимаций, эффектов перехода, SmartArt-фигур и даже триггер-анимаций и гиперссылок. Полная поддержка триггер-анимаций является уникальной особенностью продуктов iSpring. Кроме того, СДО iSpring Online сохраняет подробную статистику по прохождению каждым студентом учебных модулей.

Смотрите подборку видео о смешанном обучении.

Использование методик смешанного и перевернутого обучения в одной из московских школ:

Профессор Наталия Любомирская анализирует опыт внедрения смешанного обучения в России и за рубежом:

Список источников:

  1. И.Б. Государев К вопросу о терминологии электронного обучения ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 1 (42) 2015, стр.180-183.
  2. Larry Bielawski David Metcalf Blended eLearning: Integrating Knowledge, Performance, Support, and Online Learning, 2003 by HRD Press, Inc.
  3. Means, B., Toyama, Y., Murphy, R., Bakia, M., & Jones, K. (2010, September). Evaluation of Evidence-Based Practices in Online Learning: A Meta-Analysis and Review of Online Learning Studies.

Организуйте полный цикл дистанционного обучения быстро и без лишних затрат. Загружайте курсы, формируйте группы учащихся и получайте подробную статистику обучения.


Подробнее о iSpring Online → 14-дневная пробная версия

Система дистанционного обучения для бизнеса

Поставит на автопилот развитие сотрудников.
Быстрый старт онлайн‑обучения за 1 день.

Система дистанционного обучения для бизнеса

Редактор iSpring. Рассказываю об инструментах для онлайн-обучения, пишу пошаговые инструкции для разработчиков курсов и перевожу полезные материалы по eLearning.

Смешанное обучение (англ. “Blended Learning”) – это сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения, в котором используются специальные информационные технологии, такие как компьютерная графика, аудио и видео, интерактивные элементы и т.п. Учебный процесс в этом случае представляет собой чередование фаз традиционного и электронного обучения. Смешиваться могут очное и дистанционное, структурированное и неструктурированное, самостоятельное и коллаборативное обучение. В подобном ключе можно смешивать учебу и работу, а также другие сферы, связанные с образованием.
Смешанное обучение призвано помочь преодолеть минусы технологий, используемых сегодня в практике обучения. При очном, классно-урочном, обучении, во-первых, не всегда можно реализовать требование включенности каждого ученика в образовательный процесс. Не все и не всегда могут участвовать в обсуждениях, в силу определенного распределения социальных ролей в классе (ведомый-лидер), особенностей темперамента (пассивный-активный), объективных обстоятельств (отсутствие по уважительной причине). Во-вторых, временные рамки урока не позволяют многим достичь желаемой глубины понимания обсуждаемых вопросов, что не дает возможность реализовать требование гибкости образовательного процесса, предусматривающее удовлетворение различных персональных познавательных стилей ученика. При дистанционном обучении за счет утраты спонтанности образовательного процесса нивелируется такой этап, как естественное и быстрое выстраивание цепочек ассоциативных идей и интуитивных открытий, нарушается требование включения нового знания в уже имеющееся. Кроме того, при дистанционном обучении возможна тенденция к отсрочке учебных действий, поскольку данная среда воспринимается многими учащимися из-за отсутствия личных прямых контактов обезличенной, что может вызывать неудовлетворенность образовательным процессом, нарушающее требование психологической комфортности образовательной среды.Преимуществами смешанного обучения, таким образом, являются формируемые в классно-урочном режиме личные (человеческие) связи, спонтанность, дающая возможность более быстрого усвоения новых знаний, и формируемые при электронном обучении в информационно-образовательной среде гибкость, адаптивность, индивидуализация, интерактивность обучения и глубина рефлексии.

1.Появление и развитие смешанного обучение

Обратимся к истории появления смешанного обучения. Почему смешанное обучение стало актуальным и как оно возникло?Рассмотрим эволюцию применения компьютеров в образовательных учреждениях. Еще до появления персональных компьютеров ученые разных стран искали способы применения технических средств, для того чтобы сделать обучение массовым и одинаково доступным для каждого. Первые обучающие машины, тренажеры, позволяющие проводить тестирование с множественным выбо-

ром и тренировать практические навыки, были разработаны еще в середине 20-х годов прошлого века, 100 лет назад. В 50-е годы Скиннером была разработана теория программированного обучения, и в это же время появились первые адаптивные системы, предназначенные для обучения большого количества учащихся. Уже в начале 60-х годов был первый опыт массового использования компьютеров для обучения учителей. Можно считать это первым опытом смешанного обучения, так как учителя обучались в индивидуальном темпе и не были ограничены по времени. Термин смешанное обучение появился в конце 90-х годов, на заре Интернета. В литературе использовались термины смешанное обучение и гибридное обучение.Первое определение трактовали как обязательное присутствие

учителя в образовательном процессе и онлайн-методов обучения в различных пропорциях. Существует несколько определений смешанного обучения, но мы будем пользоваться определением, которое предложено Институтом Клейтена Кристенсена. Оно отличается от широкой трактовки смешанного обучения. Институт Клейтена Кристенсена изучает прорывные инновации, т. е. инновации, меняющие соотношение ценностей на рынке.

При этом старые продукты становятся неконкурентоспособными просто потому, что параметры, на основе которых раньше происходила конкуренция, становятся не важны. Предпосылками к возникновению смешанного обучения стали, во-первых, повышение доступности персональных компьютеров и гаджетов.В 80-е годы XX столетия персональные компьютеры стали доступны широким слоям населения за рубежом, а в 90-е началось стремительное распространение персональных компьютеров в России. На данный момент практически все российские образовательные учреждения оборудованы персональными компьютерами.

Во-вторых, это высокий уровень проникновения интернета и расширение каналов, позволяющих передавать с хорошим качеством не только текст, но и видео, а также рост количества различных обучающих роликов и других учебных материалов в сети Интернет. В последние годы возможность посмотреть видеоролики онлайн из любой точки мира появились у каждого обладателя смартфона.В-третьих, это развитие теорий и практики программированного обучения.Возникшее в 50-е годы XX в., это направление в психологии образования стремительно развивается.

Потребность в современных формах образования, развития новых компетенций является, наверное, основной предпосылкой для появления

смешанного обучения и для его актуализации в период перехода к постиндустриальной экономике.Существует несколько причин для перехода от классической формы обучения к смешанной. В высших учебных заведениях это объясняется прежде всего широко распространившейся в конце XX века тенденцией к оптимизации бизнес-процессов.


  • очные консультации: студенты часто приходят с вопросами, которые не пытались решить самостоятельно. Методы отслеживания самостоятельной работы студента в современных системах смешанного обучения позволяют преподавателям принимать вопросы только у тех, кто добросовестно работал самостоятельно;

  • проверка контрольных заданий (в смешанном обучении проверка может быть автоматически выполнена системами тестирования)


В 2014 были получены прямые доказательства этой гипотезы. Профессор Нью-Йоркского университета Вэньбяо Гань наблюдал изменения в мозге крысы, происходящие во сне: как выяснилось, именно во время сна образуются новые соединения нейронов, которые отвечают за запоминание информации, полученной перед сном.По заказу федерального департамента по образованию США специалисты Стэнфордского университета провели анализ более тысячи эмпирических исследований, в которых сравнивалось традиционное, онлайн и смешанное обучение. Результаты анализа позволили авторам утверждать, что в период с 1996 по 2008 год онлайн-обучение не имело значительного преимущества перед традиционными формами обучения. Однако смешанное обучение оказалось значительно эффективнее, чем обучение, полностью происходящее в режиме онлайн. Это исследование существенно укрепило позиции смешанного обучения и придало еще большую динамику его развитию. Перечисленные выше факторы привели к появлению в сфере электронного обучения отдельного сектора со своим кругом задач и специалистами по созданию и использованию систем смешанного обучения:


Специализация деятельности в системе BL ItyStudiо

2.Преимущества и недостатки использования смешанного обучения

Рассмотрим преимущества смешанного обучения, а также те проблемы, с которыми мы можем столкнуться при его внедрении. Смешанное обучение имеет ряд особенностей, которые, на наш взгляд, наглядно демонстрируют его преимущество. Во-первых, в смешанном обучении мы помещаем студента в центр образовательного процесса и позволяем ему реализовать

индивидуальную образовательную траекторию. Во-вторых, в смешанном обучении в качестве наиболее актуальной выступает личная ответственность обучающихся за результаты собственного обучения. Оказавшись в онлайн-среде, в которой студент может выбирать, что ему делать, с какой скоростью выполнять задания, в среде, которая подстраивается под его потребности, проблемы и интересы, студент обретает ту самую свободу, которой нет в других ситуациях и которая позволяет ему вместе с теми требованиями, которые мы предъявляем, вместе с теми границами, которые мы выставляем, развить ответственность за результаты собственного обучения. Студент сам решает, хочет ли он изучать материал на базовом уровне или на углубленном, причем он сам может перейти с уровня на уровень, уведомив об этом вас, и нести ответственность за тот выбор, который он сделает.

В-третьих, в смешанном обучении мы способствуем появлению коммуникативных компетенций обучающихся. Работа на проектной станции, например в ротации станций и вообще различные виды проектной деятельности позволяют выработать у студентов способность находить единомышленников, создавать команды, работать в командах, убеждать друг друга, видеть общие цели. В-четвертых, мы развиваем регулятивные ком-

петенции учащихся по постановке целей, планированию, прогнозированию, контролю, коррекции и оценке собственных действий.Работа в коллективно-распределенной учебной среде над проектами позволяет студентам научиться ставить общие цели, планировать свою работу не только при решении различных задач, но и при выполнении каких-то практических проектов, прогнозировать свою работу, предполагать, с какими сложностями они столкнутся, находить пути решения проблем, контролировать свое движение к цели, корректировать отклонение от цели и после достижения ре-

зультата оценивать проделанную работу и, опираясь на эту оценку, делать выводы, которые в дальнейшем будут использованы при работе над другими проектами.В-пятых, смешанное обучение позволят повысить предметные результаты студентов.Проведенные измерения в России и за рубежом показывают, что смешанное обучение дает приращение предметных результатов, и самое главное – смешанное обучение позволяет сделать работу преподавателя максимально эффективной, позволяет экономно использовать его рабочее время. Отметим роль преподавателя в смешанном обучении. Если преподаватель делит учебную группу на несколько небольших и в каждый момент времени работает с обучающимися, объединенными общими проблемами и общими потребностями, он может максимально эффективно дать этим детям все необходимое.

Он может поддержать их, может помочь им выявить проблемы, с которыми

они столкнулись, и решить их. Смешанное обучение позволяет решить новые задачи, выдвигаемые сегодня в сфере образования:


  • стимулировать формирование субъектной позиции обучающегося: повышения его мотивации, самостоятельности, социальной активности, в том числе в освоении учебного материала, рефлексии и самоанализа и, как следствие, повышение эффективности образовательного процесса в целом;

  • трансформировать стиль педагога: перейти от трансляции знаний к интерактивному взаимодействию с обучающимся, способствующему конструированию обучающимся собственных знаний;

  • персонализировать образовательный процесс, побудив учащегося самостоятельно определять свои учебные цели, способы их достижения, учитывая собственные образовательные потребности, интересы и способности, учитель же является помощником обучающегося

Однако при внедрении смешанного обучения мы можем столкнуться с различными проблемами, надо не забывать об этом

и выстраивать свою работу так, чтобы максимально компенсировать эти проблемы.К проблемам внедрения смешанного обучения, по нашему мнению, следует отнести следующие:

– во-первых, учителю сложно перестроиться и начать работать

в новой парадигме. Одна из причин возникновения этой ситуации – ему приходится менять свою роль носителя знаний на роль тьютора и проводника;

– во-вторых, возникает проблема формирования новой учебной культуры группы, изменение отношения студентов кучебе. Не все студенты готовы к тому, чтобы взять на себя ответственность за собственные результаты, столкнуться с какими-то сложностями и неудачами;

в-третьих, администрация образовательных учреждений не всегда готова поддерживать инновации в моральном и в материальном плане. Иногда мы сталкиваемся с тем, что в аудиториях недостаточно оборудования, или руководство против того, чтобы в аудитории были переставлены парты. Но каждый раз, когда вы пробуете что-то новое, надо быть готовым к тому,

что, преодолев трудности, вы получите грандиозный результат. Итак, мы рассмотрели основные проблемы, которые могут возникнуть при внедрении смешанного обучения.

3.Основные модели смешанного обучение

Структура смешанного обучения может варьироваться, существует множество форм и способов организации смешанного обучения. Институтом Клейтона Кристенсена выделено более 40 моделей смешанного обучения, но не все они одинаково эффективны. В лучших моделях присутствуют персонализация, развитие личной ответственности за собственное обучение, переход каждого ребёнка к изучению нового материала только после того, как он подтвердит овладение предыдущим. Важную роль в смешанном обучении играет проектная практико-ориентированная работа (не только индивидуальная, но преимущественно коллективная). Базовые и наиболее эффективные модели смешанного обучения в школе: перевернутый класс, ротация станций, ротация лабораторий и гибкая модель.


  • учителя готовят мини-видеолекции и выкладывают их в сеть;

  • учащиеся смотрят дома видеолекции, подготовленные учителем. Это позволяет им осваивать материал в своем темпе, не будучи зажатыми временными рамками урока, дает возможность общаться со сверстниками и учителем, используя систему онлайновых дискуссий;

  • урочное время используется для совместной деятельности по изученной теме: решение задач, создание мини-проектов, составление алгоритмов, проведение экспериментов и др.

В этом случае рекомендуется проводить уроки проектной работы или занятия в интерактивной форме не реже, чем каждый третий-четвертый урок. Возможен и вариант с четырьмя станциями — станция работы с учителем, станция онлайн-работы, станция работы над коллективным проектом, станция индивидуальной самостоятельной работы.

Ротация лабораторий . Модель ротация лабораторий менее эффективна, чем модель ротация станций, из-за отсутствия обязательной проектной коллективной работы в структуре, но её легче реализовать, используя стационарный компьютерный класс или класс планшетов.Ротация лабораторий прекрасно работает для учащихся любого возраста при наличии адекватной возрасту онлайн-среды. Часть занятий у учащихся проходит в обычных классах, но на один урок дети переходят в компьютерный класс (лабораторию), где индивидуально работают в онлайн-среде (LMS), углубляя или закрепляя полученные на предыдущих уроках знания.Эта модель похожа на перевёрнутый класс, реализованный без работы учащихся дома. В онлайн-среде учащиеся могут как знакомиться с новым материалом (смотреть видео, отвечать на вопросы, проверяющие понимание), так и тренировать навыки или участвовать в проектной работе. Проводить занятия с ротацией лабораторий можно, начиная с 1 класса.Используя данную модель, учитель имеет возможность отслеживать динамику роста предметных знаний с помощью LMS.

Гибкая модель. Гибкая модель - это самая сложная для реализации, но и самая многообещающая модель. Чтобы работать в ней, у учеников должны быть развиты навыки самоорганизации, поэтому гибкую модель обычно применяют у учащихся старших классов.Реализация в конкретной школе зависит от её физического пространства. Обычно используется большое центральное помещение, в котором у каждого учащегося есть индивидуальное рабочее место — мини-офис. У каждого ученика есть компьютер (или планшет), с помощью которого он занимается онлайн. По периметру этого пространства расположено множество зон для работы в малых группах, для дискуссий, а также учебные лаборатории.Кроме того, есть зона социализации, в которой дети могут размещаться на диванах или пуфиках, чтобы общаться и учиться. Главное — чтобы школьники могли свободно перемещаться и группироваться с учётом своих потребностей.

Смешанное обучение является перспективной системой обучения, которая совмещает преимущества традиционного и интерактивного обучения. Развитие смешанной формы обучения может стать одним из ключевых направлений модернизации всей образовательной сферы.

В России смешанное обучение пока переживает этап становления и развития. Всё больше людей видит в нём образование будущего, позволяющее преодолеть типичные затруднения, с которыми педагоги сталкиваются в ходе аудиторных занятий.Для учеников смешанное обучение может стать первым шагом к осознанному обучению на протяжении всей жизни. Да ещё и с удовольствием.Можно ностальгировать по миру без компьютеров, а можно учиться искать плюсы и точки роста. Может, в будущем школьнику не придётся просыпаться в 6 и проводить в школе 7-10 часов, а учебные задания он будет выполнять с радостью, поскольку всё зависит от него самого?

Список литературы


Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, электронное обучение, смешанное обучение.

В настоящее время информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью образовательного процесса в высших учебных заведениях мира. Одним из наиболее эффективных инструментов данных технологий принято считать смешанное обучение. Применение модели смешанного обучения позволяет расширить возможности образования за счет обращения к образовательному контенту сети Интернет. Современные студенты активно пользуются Интернетом, который перестал быть только социально-информационной средой, но уже превратился в единое образовательное пространство [1, c.48]. Они перестали ходить в библиотеки, и всю информацию, необходимую им для обучения, они получают в свободном доступе из сети Интернет.

Исходя из названия смешанной модели обучения, можно говорить о том, что она предлагает сочетать инновационные технические достижения электронного обучения и проверенный годами опыт традиционного взаимодействия студентов и преподавателя в рамках аудиторных занятий [2, c.11]. Электронное обучение в чистом виде при большом количестве преимуществ всегда критиковали за отсутствие живого человеческого общения. В смешанном обучении данный недостаток исчезает, позволяя взять самое лучшее из всех моделей обучения и достичь высоких результатов.

Смешанное обучение характеризуется высокой степенью индивидуализации обучения за счет вариативности заданий в электронном курсе и возможностью их прохождения в индивидуальном темпе. Таким образом, смешанное обучение предлагает оптимальные условия для реализации индивидуального потенциала студентов [3, 410].

Внедрение модели смешанного обучения в образовательный процесс достаточно трудоемкая и сложная задача. Рассмотрим несколько шагов к успешной реализации смешанного обучения.

1. Постановка целей внедрения смешанного обучения.

Постановка целей — это первоочередная задача учебного заведения, разрабатывающего стратегию обучения. Необходимо четко понимать, что именно хочет получить вуз в результате внедрения той или иной технологии или метода обучения. Для большинства вузов современной России, внедряющих смешанное обучение, эти цели можно сформулировать следующим образом:

- повышение качества обучения;

- обеспечение конкурентоспособности на современном рынке образовательных услуг;

- повышение ресурсоэффективности образовательного процесса;

- расширение контингента студентов (в т. ч. из числа лиц с ограниченными возможностями и иностранных граждан) за счет использования доступной электронной среды и гибких условий обучения.

2. Построение единой электронной информационно-образовательной среды.

Данная среда должна включать в себя систему формирования, учета и роста компетенций обучаемых, систему формирования индивидуальных траекторий обучаемых, систему формирования персонального образовательного пространства и т. д. Одной из наиболее эффективных платформ для создания электронной информационно-образовательной среды является Moodle. С учетом непрерывного процесса совершенствования системы Moodle уже несколько лет занимает лидирующую позицию в мире среди бесплатных платформ с открытым кодом.

В отличие от коммерческих разработок Moodle нацелен больше на самообучение. Доставка учебной информации не является приоритетным направлением, более важным считается ее совместное обсуждение в процессе обучения. Еще одним важным отличием Moodle как открытой системы является огромное сообщество единомышленников, сформировавшихся вокруг него, которые постоянно обмениваются информацией, помогают друг другу, предлагают новые идеи для развития, указывают на ошибки и т. д. [6, c. 19].

3. Обеспечение процесса смешанного обучения высококвалифицированными педагогическими и техническими кадрами.

Очень часто в вузах можно наблюдать картину, когда преподаватели стихийно внедряют информационные технологии, не имея определенной подготовки и не зная степени их эффективности. Во избежание подобных проблем в вузе должны быть разработаны и реализованы программы повышения квалификации для преподавателей. Внедрение смешанного обучения требует системного подхода, и здесь должны быть задействованы не только преподаватели, но и технические специалисты, которые должны выполнять определенные функции. Они обязаны развивать и поддерживать сервисы электронной образовательной среды, организовать работу службу поддержки пользователей по вопросам организации учебного процесса, проводить регулярный анализ современных систем электронного обучения с целью выявления новых программных решений и их внедрения.

4. Формирование нормативной базы.

Процесс смешанного обучения должен быть обеспечен нормативной и организационно-методической документацией, на основе которой должен осуществляться постоянный мониторинг учебного процесса. При этом на стадии создания все электронные курсы должны проходить методико-технологическую экспертизу по единому стандарту и требованиям. Поэтому необходимо заранее подготовить набор элементов учебного комплекса, который будет определять состав и возможности электронного курса. Авторы-разработчики должны также знать требования к дизайну и расположению материала, им может быть предоставлена возможность использования единых шаблонов, созданных техническими специалистами.

5. Обеспечение методической поддержки преподавателей, внедряющих смешанное обучение.

Успех смешанной модели лежит в правильном выборе методики проведения обучения, поэтому своевременная методическая поддержка преподавателей со стороны соответствующего отдела вуза будет способствовать эффективной реализации смешанного обучения. В процессе внедрения смешанного обучения у преподавателей может возникать много вопросов, таких как: Каково должно быть соотношение аудиторных и онлайн занятий? Какого рода задания лучше размещать в электронном курсе, а какие целесообразнее прорабатывать со студентами при очной встрече? и т. д. Все эти вопросы должны быть своевременно сняты и не должны препятствовать работе.

Деятельность преподавателя, использующего модель смешанного обучения, носит часто экспериментальный характер, поскольку даже при очень тщательном проектировании курса постоянно требуется его текущий анализ, корректировка и обновление [7, c. 190]. При эксплуатации электронного курса преподаватели-тьюторы должны обеспечивать его регулярную актуализацию с учетом опыта использования в учебном процессе и новых научных данных.

В заключение хочется добавить, что смешанная модель обучения предоставляет широкие возможности преподавателям и студентам, перестраивая коренным образом весь учебный процесс. Для успешного внедрения данной модели необходимо предпринять целый комплекс работ, который приведет в конечном счете к повышению качества образования, что обеспечит максимально высокий уровень конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг.

1. Варенина Л. П. Эффективность смешанного метода обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. Шолохова. Педагогика и психология. 2012. № 2. С.48–52.

2. Краснова Т. И. Смешанное обучение: опыт, проблемы, перспективы // В мире научных открытий. 2014. № 11. с. 10–26.

3. Краснова Т. И., Сидоренко Т. В. Смешанное обучение как новая форма организации языкового образования в неязыковом вузе // Образовательные технологии и общество. 2014. № 17(2). с. 403–414.

4. Поползина Н. С. Апробация модели смешанного обучения для решения проблемы качественной подготовки специалистов на студентах магистратуры // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7(1). С. 36–38.

5. Краснова Т. И. Принцип индивидуализации в контексте смешанного обучения иностранному языку в вузе // Молодой ученый. 2014.№ 7(66). С. 519–521.

6. Гильмутдинов А. Х., Ибрагимов Р. А., Цивильский И. В. Электронное образование на платформе Moodle. — Казань: Изд-во КГУб 2008.

7. Мацкевич Е. Э., Флаксман А. А. Использование модели смешанного обучения (blended learning) в преподавании иностранного языка для студентов нелингвистических специальностей // Вестник НГЛУ. Межкультурная коммуникация и обучение иностранным языкам. Актуальные проблемы образования. 2013. № 22. С. 186–194.

Основные термины (генерируются автоматически): смешанное обучение, электронный курс, учебный процесс, электронное обучение, образовательный процесс, преподаватель, система формирования, процесс обучения, смешанная модель обучения, электронная образовательная среда.

Читайте также: