Экстремальные ситуации в жизни человека доклад

Обновлено: 19.05.2024

В течение последних десятилетий отмечается значительный рост числа чрезвычайных ситуаций. Многочисленные исследования показывают, что в различных чрезвычайных ситуациях большинство людей не обладают психологической устойчивостью: они не знают правил поведения в данной ситуации, теряют контроль над своими действиями, а так же легко поддаются воздействию различных негативных факторов. В повседневной жизни человеку постоянно приходится преодолевать опасности, которые несут угрозу его существованию. В связи с этим в рамках психологии большая значимость отводится проблеме психологических аспектов, так или иначе сопровождающих чрезвычайные ситуации. Именно освещению этих аспектов и посвящена данная работа.

Цель работы : выявление психологических аспектов поведения человека в чрезвычайных ситуациях.

Таким образом, объектом исследования в работе стало психологическое состояние людей в экстремальных ситуациях, а предметом исследования – его влияние на жизнь людей, попавших в такие ситуации.

Гипотеза исследования : чем неожиданнее чрезвычайная ситуация, тем менее человек морально подготовлен к ней и тем шире психологический аспект его поведения.

  1. Представить психологию поведения человека в чрезвычайных ситуациях;
  2. Рассмотреть особенности психологической устойчивости к действиям в чрезвычайных ситуациях;
  3. Познакомиться с методами психологического управления населением в чрезвычайных ситуациях;
  4. составить памятки - рекомендации для учащихся по данной теме

В процессе исследования были использованы следующие методы : поисковый (сбор информации по теме), практическая работа (составление памятки), систематизация (составление диаграмм), анализ, ИКТ (создание презентации).

С результатами данной работы следует ознакомиться всем ученикам школы, так как выбранная тема в современном мире имеет огромную актуальность. Данная работа может быть опубликована на сайте школы либо на сайте преподавателя (научного руководителя работы).

  1. Теоретическая часть
  1. Чрезвычайные ситуации и их классификации

Для того, чтобы понять, как психологически на нас воздействуют чрезвычайные ситуации, нужно иметь представление, что это такое. Трактовки данного определения разнятся, но при этом смысл остается неизменным: Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Таким образом, чрезвычайные ситуации подразделяются:

По масштабам возможных последствий на:

  1. Локальные - ЧС, в результате которых пострадало не более 10 человек, нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек;
  2. Местные – ЧС, в результате которых пострадало от 10 до 50 человек, нарушены условия жизнедеятельности от 100 до 300 человек, материальный ущерб составляет от 1 до 5 тысяч базовых величин и зона которой не выходит за пределы населенного пункта, города, района;
  3. Региональные – ЧС, в результате которых пострадало от 50 до 500 человек, нарушены условия жизнедеятельности от 300 до 500 человек, материальный ущерб составляет от 5 тысяч до 0,5 миллиона базовых величин и зона которой не выходит за пределы области;
  4. Федеральные – ЧС, в результате которых пострадало более 500 человек, нарушены условия жизнедеятельности более 500 человек, материальный ущерб составляет более 0,5 миллиона базовых величин и зона которой выходит за пределы более чем двух областей.

По скорости распространения опасности на:

  1. Внезапные (взрывы, землетрясения, транспортные аварии и др.);
  2. Стремительные (пожары, выбросы химически опасных веществ);
  3. Умеренные (половодье, выброс радиоактивных веществ и их распространение);
  4. Медленные (экологические отклонения, засухи, некоторые эпидемии).

По природе возникновения на:

  1. Природные - ЧС, связанные с проявлением стихийных сил природы (землетрясения, вулканы, цунами, бури и т.д.);
  2. Техногенные - ЧС, связанные с техническими объектами (пожары, взрывы, обрушения зданий, выброс радиоактивных веществ и т.д.);
  3. Экологические - ЧС, связанные с аномальными изменениями биосферы и природной среды (опустынивание, деградация почвы, загрязнение среды, разрушение озонового слоя и т.д.);
  4. Биологические - ЧС, связанные с распространением инфекционных заболеваний людей, животных и поражением сельскохозяйственных растений (эпидемии, эпизоотии, эпифитотии и т.д.);
  5. Социальные - ЧС, связанные с общественными событиями (терроризм, насилие, бандитизм, наркомания, алкоголизм и т.д.).

Психологические состояния людей при ЧС разнообразны. В начальный момент возникновения экстремальной ситуации поведенческие реакции людей определяются инстинктом самосохранения, но уровень таких реакций различен: от панических бессмысленных до сознательно целенаправленных действий.

Вот, в частности, как ведут себя в ЧС люди различных темпераментов:

Сангвиник — в опасных условиях мгновенно мобилизуется, действует решительно, хотя из-за избытка энергии может выбрать неправильный способ действий.

Флегматик — тоже мобилизуется, но действует более обдуманно и для принятия решения ему требуется определенное время.

Холерик — совершенно непредсказуем. Он может стать как лидером, организующим массы, так и источником паники, в зависимости от конкретной ситуации.

Меланхолик в этих ситуациях — самая опасная личность, т.к. он, как правило, нередко является источником паники.

Гипермобилизация в начальный период опасности присуща практически всем людям, однако если она сочетается с состоянием паники, то может и не привести к спасению человека. У человека происходит потеря ориентации, распадается структура действий и операций, обостряется оборонительная реакция, иногда он отказывается от деятельности, чем ускоряет свою гибель.

Люди, спасшиеся в экстремальной ситуации, долгое время испытывают те или иные патологические изменения в психической сфере. Среди психопатологических изменений после травм, аварий у людей чаще всего встречаются депрессивные состояния, психогенный ступор, общее психомоторное возбуждение, неадекватность, эйфория, ночные кошмары во сне, раздражительность, чувство вины, потеря желания жить и прочие проявления.

1.3 Психологические аспекты поведения человека в чрезвычайной ситуации

Хотя чрезвычайные ситуации различаются по своему характеру, а каждый индивидуум по-своему реагирует на создавшуюся ситуацию, можно сделать определенные обобщения относительно типичных реакций людей. Обычно эти реакции группируют в соответствии со стадиями чрезвычайной ситуации, которые следует разделить на период предостережения, период самой чрезвычайной ситуации и период восстановления и возобновления устойчивого жизненного порядка.

Чрезвычайная ситуация представляет опасность для жизни и здоровья человека, неблагоприятна для функционирования его психики. Факторы, порождающие психическую напряженность, могут в одних случаях оказывать положительное активизирующее влияние на человека, а в других - отрицательное воздействие, вызывающее панику, стресс. Выделим основные черты чрезвычайной ситуации:

  1. Ситуация вызывает возникновение достаточно сложной для субъекта задачи, "трудного" психического состояния.
  2. Это усложненные условия деятельности, которые субъективно воспринимаются, понимаются и оцениваются человеком как опасные, трудные и т.д.
  3. Это ситуация крайняя, с очень большим по силе воздействием, выходящим за пределы диапазона возможностей человека. Человек сталкивается с невозможностью реализации своих мотивов, интересов, стремлений, ценностей.
  4. Такая ситуация вызывает негативные функциональные состояния, нарушения психологической регуляции деятельности и тем самым снижает эффективность и надежность деятельности.

Во время чрезвычайной ситуации в организме человека происходит ряд изменений. Например, может наблюдаться снижение порогов ощущений, различные чувствительные и двигательные реакций будут происходить быстрее. Человек проявляет способность к более точной оценке раздражителей, повышается скорость реакции на любые изменения условий окружающей обстановки; одновременно наблюдается снижение утомляемости, - чувство усталости вовсе исчезает или притупляется. Очень часто во время чрезвычайной ситуации у человека наблюдается повышение выносливости и работоспособности, проявляется неприхотливость в сложных дискомфортных условиях. В непривычной опасной ситуации человек готов к решительным и смелым действиям. Выходят на первый план сильные волевые качества, увеличивается скорость принятия решения, прогнозирование развития ситуации оптимально сочетается со здравым риском, наблюдается активизация деловых мотивов, чувств долга. У человека появляется деловое возбуждение, конечная и промежуточная цели деятельности определяются отчетливо и однозначно. Человек проявляет остроту восприятия, активизируются резервы кратковременной и долговременной памяти. Также значительно активизируется познавательная деятельность. Актуализируются творческие способности, мышление характеризуется динамичностью, гибкостью, гибкостью, активным и успешным поиском нестандартных решений. Во время решения задач у человека мобилизуются его психологические возможности и специальные способности. Широко применяется интуиция, интерес, энтузиазм. Каждый человек характеризуется определенными особенностями реакций организма в определенных ситуациях. Поэтому не всегда чрезвычайная ситуация активизирует различные поведенческие реакции. В чрезвычайной ситуации у неподготовленных психологически, не закалённых людей появляется чувство страха и стремление убежать из места опасности, другими овладевает психологический шок, сопровождаемый оцепенением мышц. В такие моменты происходит нарушение процесса нормального мышления, контроль сознания над чувствами и волей ослабевает или полностью теряется. Нервные процессы (возбуждение или торможение) у всех проявляются по-разному. Например, у некоторых расширяются зрачки - говорят, "у страха глаза велики", ослабевают мышцы - "опустились руки или колени подогнулись", нарушается дыхание, учащается сердцебиение - "сердце готово выскочить из груди", спазмы периферических кровеносных сосудов - "побелел, как мел", появляется холодный пот, изменяется тембр голоса, а иногда теряется дар речи. Известны случаи смерти при внезапном страхе от резкого нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы. Такое состояние бывает довольно длительным - начиная от нескольких часов и продолжаясь до нескольких суток. При устранении последствий катастроф приходится иногда наблюдать людей, которые находятся в состоянии душевной подавленности, могут длительное время бесцельно бродить по развалинам. Неожиданность возникновения опасности, незнание характера и вероятных последствий стихийного бедствия или аварии, правил поведения в этой обстановке, отсутствие опыта и навыков в борьбе со стихией, слабая морально-психологическая подготовка - все это причины такого поведения людей.

Поведение людей в экстремальных ситуациях делится на две категории:

  1. Случаи рационального, адаптивного поведения человека с психическим контролем и управлением эмоциональным состоянием поведения. Во многих экстремальных ситуациях не наблюдалось патологического поведения людей; отмечалась их адаптация к обстановке, сохранялось спокойствие и выполнялись меры защиты, взаимопомощи, проводились мероприятия, восстанавливающие нарушенный порядок жизни. Такое поведение является следствием точного выполнения инструкций и распоряжений руководства в случаях ЧС. Следует помнить, что выполнение распоряжений и инструкций предупреждает распространение тревоги и беспокойства и вместе с тем не препятствует проявлению личной инициативы в области своей защиты.
  2. Случаи, носящие негативный, патологический характер, отличаются отсутствием адаптации к обстановке, когда люди своим нерациональным поведением и опасными для окружающих действиями увеличивают число жертв и дезорганизуют общественный порядок. В этом случае может наступить “шоковая заторможенность”, когда масса людей становится растерянной и безынициативной, а то и просто обезумевшей. Частным случаем “шоковой заторможенности” является паника, когда страх перед опасностью овладевает группой людей. Обычно паника проявляется как дикое беспорядочное бегство, когда людьми руководит сознание, низведенное до примитивного уровня (примитивная реакция человека на страх). Оно может сопровождаться настоящим неистовством, особенно, если на пути встречаются препятствия, преодоление которых сопровождается большим количеством человеческих жертв.

Панические реакции могут наблюдаться и у группы людей в замкнутых помещениях с неизвестной планировкой, когда человек ощущает угрозу своей жизни. Многие в этих случаях считают, что спастись почти нельзя, мгновенно подвергаются чувству массового страха, особенно, если в группе есть неуравновешенные люди, а таких может быть не более 2 % от числа всей группы.

В психологическом плане паника очень заразительна, так как связана с проявлением “стадного инстинкта”. Необходимо знать, что заранее принятые меры предосторожности не могут полностью гарантировать возможности возникновения паники, но могут ее существенно уменьшить, поэтому принятие таких мер обязательно.

В нашей сегодняшней совсем не спокойной жизни оказаться в экстремальной ситуации может любой человек в любой момент времени. Стихийные бедствия, катастрофы, взрывы, пожары, внезапные угрозы и многие другие явления незаметно стали частью нашей жизни, и стали оказывать заметное влияние на психику и поведение человека.
За короткое время происходит столкновение с реальной угрозой иногда и с угрозой смерти (в обычной жизни психика создает защиту, позволяя воспринимать смерть как нечто далекое или даже нереальное). Меняется образ мира, действительность представляется наполненной роковыми случайностями. Человек начинает делить свою жизнь на две части – до события и после него. Возникает ощущение, что окружающие не могут понять его чувств и переживаний.

Вложенные файлы: 1 файл

1.Влияние экстримальной ситуации на человека.docx

ВЛИЯНИЕ ЭКСТРИМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ НА ЧЕЛОВЕКА.

Понятие об экстремальной ситуации

В нашей сегодняшней совсем не спокойной жизни оказаться в экстремальной ситуации может любой человек в любой момент времени. Стихийные бедствия, катастрофы, взрывы, пожары, внезапные угрозы и многие другие явления незаметно стали частью нашей жизни, и стали оказывать заметное влияние на психику и поведение человека.

За короткое время происходит столкновение с реальной угрозой иногда и с угрозой смерти (в обычной жизни психика создает защиту, позволяя воспринимать смерть как нечто далекое или даже нереальное). Меняется образ мира, действительность представляется наполненной роковыми случайностями. Человек начинает делить свою жизнь на две части – до события и после него. Возникает ощущение, что окружающие не могут понять его чувств и переживаний.

Экстремальная ситуация — это ситуация, воздействующая на человека в самых крайних, неблагоприятных своих проявлениях. Экстремальной становиться любая ситуация, связанная с угрозой жизни и ущербу здоровья человеку, сложившаяся в результате стихийного бедствия, аварии, катастрофы, опасного природного явления. Каждая такая ситуация имеет только ей характерные причины, особенности и характер развития.

Классификация экстремальных ситуаций (ЭС)

ЭС могут классифицироваться по следующим признакам:

  • по степени внезапности: внезапные (непрогнозируемые) и ожидаемые (прогнозируемые). Легче прогнозировать социальную, политическую, экономическую ситуации, сложнее – стихийные бедствия. Своевременное прогнозирование ЭС и правильные действия позволяют избежать значительных потерь и в отдельных случаях предотвратить ЭС;
  • по скорости распространения: ЭС может носить взрывной, стремительный, быстрораспространяющийся или умеренный, плавный характер. К стремительным чаще всего относятся большинство военных конфликтов, техногенных аварий, стихийных бедствий. Относительно плавно развиваются ситуации экологического характера;
  • по масштабу распространения: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные.К локальным, местным и территориальным относят ЭС, не выходящие за пределы одного функционального подразделения, производства, населенного пункта. Региональные и федеральные ЭС охватывают целые регионы, государства или несколько государств;
  • по продолжительности действия: могут носить кратковременный характер или иметь затяжное течение;
  • по характеру: преднамеренные (умышленные) и непреднамеренные (неумышленные). К первым следует отнести большинство национальных, социальных и военных конфликтов, террористические акты и другие. Стихийные бедствия по характеру своего происхождения являются непреднамеренными, к этой группе относятся также большинство техногенных аварий и катастроф.

По источнику происхождения экстремальные ситуации подразделяются на:

  • ЭС техногенного характера;
  • ЭС природного происхождения;
  • ЭС биолого-социального характера.

Влияние экстремальной ситуации на психическое и психофизиологическое состояние человека

Экстремальная ситуация оставляет след в душе абсолютно любого человека, который оказался причастен к ней, и влияет на его убеждения, образ жизни, состояния и чувства. ЭС может вызвать стресс у каждого, вне зависимости от его жизненного и профессионального опыта, социального положения. Человек становиться жертвой обстоятельств.

Жертвы стихийных бедствий и катастроф страдают от следующих факторов, вызванных экстремальной ситуацией:

1. Внезапность. Лишь немногие бедствия ждут, пока потенциальные жертвы будут предупреждены – например, постепенно достигающие критической фазы наводнения или надвигающийся ураган, шторм. Чем внезапнее событие, тем оно разрушительнее для жертв.

2. Отсутствие подобного опыта. Поскольку бедствия и катастрофы, к счастью, редки – люди часто учатся переживать их в момент стресса.

3. Длительность. Этот фактор варьирует от случая к случаю. Например, постепенно развивавшееся наводнение может так же медленно и спадать, а землетрясение длится несколько секунд и приносит гораздо больше разрушений. Тем не менее, у жертв некоторых длительных экстремальных ситуаций (например, в случаях угона самолета) травматические эффекты могут умножаться с каждым последующим днем.

5. Горе и утрата. Жертвы катастроф могут разлучиться с любимыми или потерять кого-то из близких; самое наихудшее – это пребывать в ожидании вестей обо всех возможных утратах. Кроме того, жертва может потерять из-за катастрофы свою социальную роль и позицию. В случае длительных травматических событий человек может лишиться всяких надежд на восстановление утраченного.

6. Постоянные изменения. Разрушения, вызванные катастрофой, могут оказаться невосстановимыми: жертва может оказаться в совершенно новых и враждебных условиях.

7. Экспозиция смерти. Даже короткие угрожающие жизни ситуации могут изменить личностную структуру человека. Повторяющиеся столкновения со смертью могут приводить к глубоким изменениям на регуляторном уровне. При близком столкновении со смертью очень вероятен тяжелый экзистенциальный кризис.

8. Моральная неуверенность. Жертва катастрофы может оказаться перед лицом необходимости принимать связанные с системой ценностей решения, способные изменить жизнь, – например, кого спасать, насколько рисковать, кого обвинять.

9. Поведение во время события. Каждый хотел бы выглядеть наилучшим образом в трудной ситуации, но удается это немногим. То, что человек делал или не делал во время катастрофы, может преследовать его очень долго после того, как другие раны уже затянулись.

10. Масштаб разрушений. После катастрофы переживший ее, скорее всего, будет поражен тем, что она натворила с его окружением и социальной структурой. Изменения культурных норм заставляют человека адаптироваться к ним или остаться чужаком; в последнем случае эмоциональный ущерб сочетается с социальной дезадаптацией.

Внезапное возникновение события, оказывающего сильнейшее воздействие на эмоциональную, когнитивную, личностную сферы человека.

У большинства людей в экстремальной ситуации могут появляться следующие симптомы:

  • бред;
  • галлюцинации;
  • апатия;
  • ступор;
  • двигательное возбуждение;
  • агрессия;
  • страх;
  • истерика;
  • нервная дрожь;
  • плач.

Бред и галлюцинации. Критическая ситуация вызывает у человека мощный стресс, приводит к сильному нервному напряжению, нарушает равновесие в организме, отрицательно сказывается на здоровье в целом – не только физическом, но и психическом тоже. Это может обострить уже имеющееся психическое заболевание.

К основным признакам бреда относятся ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего невозможно разубедить.

Галлюцинации характеризуются тем, что пострадавший переживает ощущение присутствия воображаемых объектов, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств (слышит голоса, видит людей, чувствует запахи и прочее).

Апатия может возникнуть после длительной напряженной, но безуспешной работы; или в ситуации, когда человек терпит серьезную неудачу, перестает видеть смысл своей деятельности; или когда не удалось кого-то спасти, и попавший в беду близкий погиб.

Наваливается ощущение усталости – такое, что не хочется ни двигаться, ни говорить, движения и слова даются с большим трудом.

В душе – пустота, безразличие, нет сил даже на проявление чувств. Если человека оставить без поддержки и помощи в таком состоянии, то апатия может перейти в депрессию (тяжелые и мучительные эмоции, пассивность поведения, чувство вины, ощущение беспомощности перед лицом жизненных трудностей, бесперспективность и т.д.).

В состоянии апатии человек может находиться от нескольких часов до нескольких недель.

Основными признаками апатии являются:

  • безразличное отношение к окружающему;
  • вялость, заторможенность;
  • медленная, с длинными паузами, речь.

Ступор. Ступор – одна из самых сильных защитных реакций организма. Она наступает после сильнейших нервных потрясений (взрыв, нападение, жестокое насилие), когда человек затратил на выживание столько энергии, что сил на контакт с окружающим миром уже нет.

Ступор может длиться от нескольких минут до нескольких часов. Поэтому, если не оказать помощь и пострадавший пробудет в таком состоянии достаточно долго, это приведет к его физическому истощению. Так как контакта с окружающим миром нет, пострадавший не заметит опасности и не предпримет действий, чтобы ее избежать.

Основными признаками ступора являются:

Двигательное возбуждение. Иногда потрясение от критической ситуации (взрывы, стихийные бедствия) настолько сильное, что человек просто перестает понимать, что происходит вокруг него. Он не в состоянии определить, где враги, а где помощники, где опасность, а где спасение. Человек теряет способность логически мыслить и принимать, решения, становится похожим на животное, мечущееся в клетке.

Основными признаками агрессии являются:

  • раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу);
  • нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами;
  • словесное оскорбление, брань;
  • мышечное напряжение;
  • повышение кровяного давления.

Плач. Когда человек плачет, внутри у него выделяются вещества, обладающие успокаивающим действием. Хорошо, если рядом есть кто-то, с кем можно разделить горе.

Основные признаки данного состояния:

  • человек уже плачет или готов разрыдаться;
  • подрагивают губы;
  • наблюдается ощущение подавленности;
  • в отличие от истерики, нет признаков возбуждения.

Если человек сдерживает слезы, то не происходит эмоциональной разрядки, облегчения. Когда ситуация затягивается, внутреннее напряжение может нанести вред физическому и психическому здоровью человека.

Истерика. Истерический припадок длится несколько минут или несколько часов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Реферат по экстремальной психологии на тему: Психологическая характеристика экстремальной ситуации

Общая характеристика, предмет и задачи курса……………………………………….…4

Высококвалифицированные специалисты, работая в условиях чрезвычайной ситуации, оказываются под воздействием огромного количества стрессогенных факторов. Необходимость быстро принимать решения, от которых могут зависеть жизни людей, работа в нестандартных условиях с ненормированным режимом работы и дефицитом информации являются спецификой работы специалиста экстремального профиля.

В зоне чрезвычайной ситуации состояние специалистов подчиняется общим законам адаптации к стрессовой ситуации. Восприимчивость специалиста к стрессогенным факторам определяется индивидуальными психофизиологическими характеристиками, уровнем стрессоустойчивости, опытом работы. Хорошо, если специалист знает, что его может ждать.

Для специалистов, имеющих опыт работы в условиях чрезвычайной ситуации, это обстоятельство не является травмирующим, тогда как для молодого специалиста является одним из стрессовых факторов. Знание закономерностей психического реагирования на стрессовую ситуацию повышает толерантность организма к воздействию стресса.

Известно, что чрезвычайная ситуация может явиться отправной точкой будущих перемен в убеждениях, образе жизни, причиной изменения состояний и чувств или запуске механизма динамики уже имеющегося опыта травматических переживаний людей, оказавшихся в эпицентре событий. Это касается не только пострадавших, но и специалистов, которые оказывают им помощь. Обычно люди, работающие в чрезвычайных ситуациях, не задумываются, какой след в них самих оставила работа, хотя для них не проходит бесследно то, что они видят горе и страдания других людей. Очевидно, что не имея достаточных знаний о характере психологических последствий чрезвычайных ситуаций, навыков психической саморегуляции, специалисты экстремального профиля в дальнейшем более подвержены ухудшению самочувствия. У специалистов возникают защитные стили поведения, которые создают видимость того, что в их жизни ничего особенного не происходит. Среди них есть такие, которые помогают конструктивно защитить психику от воздействия травмирующих факторов чрезвычайных ситуаций, а есть те, что приводят к болезни, ухудшению состояния. В течение этого времени организм постепенно восстанавливается.

Общая характеристика, предмет и задачи курса

Психология экстремальных ситуаций является одним из важнейших разделов прикладной психологии и охватывает круг проблем, связанных с оценкой, предвидением и оптимизацией психических состояний и поведением человека в стрессовых ситуациях.

Психология экстремальных ситуаций имеет как теоретический аспект, так и практическое приложение, которое определяет направления, методы, техники, приемы психологической помощи: психологической коррекции, консультирования и психотерапии.

В теоретическом аспекте психологии экстремальных ситуаций значительное внимание уделяется выявлению, анализу и классификации разнообразных психических феноменов, возникающих у жертв, ликвидаторов последствий и участников экстремальных происшествий.

Психологическая помощь необходима для предотвращения нарушений поведения и профилактики психосоматических расстройств. Она предполагает нормализацию психического состояния с нивелированием негативных переживаний. Основной задачей психологической помощи является актуализация адаптивных и компенсаторных ресурсов личности, мобилизация психологического потенциала для преодоления негативных последствий чрезвычайных обстоятельств.[4]

1) повседневная напряженная деятельность, в которой опасность представлена как потенциально возможное событие (авиадиспетчеры, инкассаторы);

2) так называемые критические инциденты, при которых работники сталкиваются с человеческими жертвами и материальными потерями, с реальной опасностью для своей жизни, здоровья или системы ценностей, а также с угрозой жизни, здоровью, благополучию окружающих (спасатели, пожарные).

Необходимость изучения влияния экстремальных факторов на психику человека привела к возникновению и активному развитию новой сферы психологической науки и практики – экстремальной психологии.[3]

Экстремальная психология – отрасль психологической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в измененных (непривычных) условиях существования. Исследования в области экстремальной психологии имеют своей задачей совершенствование психологического отбора и психологической подготовки для работы в необычных условиях существования, а также разработку мер защиты от травмирующего воздействия психогенных факторов.[2]

Предметом изучения экстремальной психологии является психика, подвергающаяся воздействию экстремальных факторов, механизмы воздействия экстремальных факторов на человека, закономерности реагирования и переживания, возможные последствия и способы их коррекции.

Психологическое изучение деятельности в особых и экстремальных условиях может реализовываться по следующей схеме:

Экстремальные ситуации — те, что выходят за границы нормального существования и имеющегося жизненного опыта, связаны с непосредственной угрозой для здоровья и жизни человека, требуют от него принятия ответственных решений в ограниченный промежуток времени.

Отличительной особенностью их является исключительная опасность происходящих событий, которые ставят человека на грань выживания и приводят к пороговому уровню адаптации. Ему приходится взаимодействовать со сверхсложной обстановкой в условиях стресса и ограниченности информации, невозможности спрогнозировать развитие событий.

Все экстремальные ситуации, включая вооруженные конфликты, кризисы, аварии и катастрофы, стихийные бедствия имеют ряд общих признаков:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  1. Неожиданное наступление, требующее спецподготовки по поведению в экстремальной ситуации.
  2. Резкое нарушение допустимых границ приемлемого существования человека с реальной угрозой для его жизни и здоровья.
  3. Огромное количество возникших одновременно противоречивых проблем, которые необходимо оперативно решить.
  4. Отсутствие готовых решений в условиях резко ограниченного времени.
  5. Постоянно нарастающие изменения в окружающих условиях и обстановке.
  6. Прогрессирование уровня сложности ситуации в связи с меняющимися состояниями и появлением новых противоречивых условий.
  7. Нестабильность ситуации, близость к порогу критичности.
  8. Появление новых угроз для жизни и здоровья в связи с прогрессирующими изменениями (технические сбои в работе систем, гибель людей).
  9. Нарастание неопределенности в отношении вновь появившихся условий и состояний из-за их случайности, невозможности их предвидеть и исследовать.
  10. Постоянно растущая стрессовая напряженность участников в процессе реакции на происходящее.

Экстремальная ситуация заставляет индивида пережить сильнейший стресс и бороться за свое существование и жизнь попавших в беду людей.

Нахождение в ситуации неопределенности и непредсказуемости выявляет скрытый потенциал человеческих возможностей, включает процесс трансформации личности, стимулируя его духовное развитие (поиск смысла происходящего) и проявление морально-нравственных качеств (поддержка и помощь остальным участникам).

Экстремальное событие и экстремальная ситуация

В психологии близким по смыслу к экстремальной ситуации является понятие экстремального события. Оно трактуется как крайне редкое и исключительное, не имеющее системного характера. Оказывает на индивида значительное психологическое влияние и имеет для него значимые социальные последствия.

Эти два понятия имеют как общие черты, так и отличия. Основные отличия экстремального события от ситуации:

Среди объединяющих их характеристик можно отметить:

  • внезапность случившегося;
  • невозможность спрогнозировать, предсказать дальнейшее развитие;
  • глобальный масштаб;
  • эмоциональное и психологическое потрясение участников;
  • способность трансформировать личность (менять мировоззрение, духовные установки);
  • экстремальное событие может стать толчком к развитию экстремальной ситуации.

Виды экстремальных ситуаций

Все экстремальные ситуации можно классифицировать по ряду признаков:

  1. По источнику их возникновения (бытовые, социальные, природные, техногенные). К бытовым относятся взрывы газа, пожары локального масштаба по причине халатного обращения с бытовыми приборами. К социальным можно отнести массовые беспорядки, голодовки, террористические и другие акты массового насилия, включая военные конфликты и криминальные ситуации. Природные возникают из-за стихийных бедствий (лесные пожары, наводнения, цунами, торнадо, смерчи, землетрясения). Техногенные связаны с авариями и катастрофами на промышленных, производственных сооружения (взрывы на атомных электростанциях, аварии на очистных сооружениях, транспортные катастрофы, завалы в шахтах, обрушение конструкций).
  2. По характеру преднамеренности могут быть непреднамеренными (техногенные катастрофы, стихийные бедствия) и умышленными (терроризм, все виды военных, социальных, национальных конфликтов).
  3. По масштабу распространения их делят на трансграничные, государственные, федеральные, региональные, местные, объектовые локальные.
  4. По скорости распространения подразделяются на медленные и распространяющиеся со средней скоростью (постепенное ухудшение экологической обстановки, природные пожары, затопления), быстрые и стремительные (военные конфликты, землетрясения, ураганы и др. стихийные бедствия), взрывные (техногенные катастрофы).
  5. По продолжительности бывают затяжные (последствия экологических катастроф) и краткосрочные.
  6. По периоду ликвидации ущерба выделяют оперативные, стратегические, с локальными последствиями либо катастрофическими.
  7. По видам последствий (ущерб прямого или косвенного типа, с наличием человеческих жертв или нет);
  8. По размеру материального ущерба. Здесь выделяют сумму прямого ущерба и затраты на проведение спасательных и аварийных работ, мероприятий по эвакуации, ликвидации последствий, а также сумму косвенного ущерба.

В отдельную категорию обычно выводят экстремальные ситуации, связанные с опасными видами спорта (гонки на больших скоростях, подводное плавание, занятия спелеологией и альпинизмом). В отличие от остальных случаев, здесь обычно присутствуют элементы прогнозирования, можно заранее предусмотреть возможность экстремальной ситуации и разработать план по проведению спасательных работ.

По этому же принципу иногда рассматривают отдельно все ситуации, имеющие отношения к военным действиям. Приведенная классификация основана на характеристиках самой ситуации (источник возникновения, скорость распространения, масштаб, ущерб), что является необходимым для определения способа ликвидации ситуации и помощи пострадавшим.

Ее можно дополнить важным пунктом — наличием человеческого фактора, который играет огромную роль в образовании экстремальной ситуации. Человек причастен ко всему, кроме разве что таких стихийных бедствий, как землетрясения, смерчи, цунами или упавший метеорит.

Склонность людей к агрессии, стремление к власти, безответственное отношение к должностным обязанностям, природным ресурсам приводят к развязыванию военных конфликтов, террористическим актам, техногенным катастрофам, к созданию предпосылок для распространения пожаров и наводнений, авариям на транспорте и в быту, несчастным случаям.

Способы борьбы с экстремальными ситуациями

Основная роль в борьбе с экстремальными ситуациями отводится сотрудникам органов министерства чрезвычайных ситуаций (МЧС), отвечающих за безопасность гражданского населения. Именно от их действий зависит успешность операций по спасению людей, природных и технических объектов. Задача рядовых граждан — правильное поведение при попадании в подобную ситуацию, чтобы облегчить спасателям их задачу.

Рассмотрим основные правила поведения в различных ситуациях.

Как себя вести, если оказался в заложниках

  1. Нельзя паниковать, пытаться сопротивляться или самостоятельно освободиться — это может вызвать агрессию террористов. Надо настроиться на ожидание спасения.
  2. Постараться успокоиться, думать об отвлеченном (решать в уме задачи, вспоминать песни, кинофильмы, тексты книг, сочинять стихи, произносить молитву и т.д.).
  3. Не раздражать террористов, не привлекать к себе их внимание, выполнять требования. Держаться вместе со всей группой.
  4. Экономить силы, так как воды и еды может долго не быть.
  5. Меньше двигаться для экономии расхода кислорода в душном помещении.
  6. Делать простые физические упражнения на напряжение и расслабление мышц спины, рук и ног.
  7. Даже если террористы не ведут себя агрессивно по отношению к заложникам, не надо пытаться им сочувствовать.
  8. В случае штурма здания бойцами спецназа стараться держаться как можно дальше от террористов, а также от дверных проходов и окон.
  9. При использовании свето-шумовых гранат лечь на пол лицом вниз, закрыть глаза, голову прикрыть руками. Ждать, когда спецназ выведет из здания. Не предпринимать самостоятельных попыток выбраться.
  10. После освобождения дать себя осмотреть медикам и психологам для получения квалифицированной помощи.

Как себя вести при пожаре

В квартире

В лесу

  1. Если оказались вблизи лесного пожара, быстро перемещаться перпендикулярно линии огня, стараясь выйти на просеку, дорогу, к водоему, в поле или на широкую поляну. Ближе к земле воздух менее задымлен, дышать желательно через ткань.
  2. Тушить пожар у земли можно затаптывая ногами, забрасывая огонь влажным грунтом, заливая водой или сбивая ветками с листьями. Торф тушат, заливая водой и перекапывая.

В торговом центре

  1. Идти по указателям к пожарному выходу, не подниматься наверх, не пользоваться лифтами, не закрываться в помещении, не открывать окна.
  2. Двигаться аккуратно, не создавая панику и толкучку. Сдерживать натиск толпы спиной, держа ее в напряжении. Слегка нагнуться вперед, руки согнуть в локтях, кулаки сжать. Детей держать впереди себя, малышей взять на руки.
  3. Не перемещаться в сторону дыма и огня. При задымлении эвакуационного пути перемещаться на четвереньках, так как ближе к полу меньше концентрация дыма. По возможности дышать через влажную повязку.

Как вести себя, оказавшись в воде

  1. При неумении плавать надо лечь на воду лицом вверх, широко раскинув руки, дышать глубже и реже. В таком же положении на спине можно отдыхать и умеющим плавать. Находясь в вертикальном положении делать ногами движения, как при езде на велосипеде, а руками шлепать по воде, перенося часть нагрузки на них. Второй прием — сгибать обе ноги в коленях, разводя их в стороны. При замерзании можно согреться, поочередно напрягая руки и ноги. Не умеющим плавать надо продержаться на поверхности воды до прихода помощи. Тем, кто умеет плавать, после отдыха продолжать плыть к берегу.
  2. При попадании в воронку надо нырнуть, набрав воздух в легкие. Затем резко оттолкнуться ногами и отпрыгнуть в сторону.
  3. Если уносит сильным течением, надо плыть не против него, а по диагонали в сторону берега. На море следует дождаться, пока течение ослабнет и после этого плыть параллельно берегу, пока не выберетесь из него.
  4. Если вы ждете помощи, находясь далеко от берега без спасательных средств, поищите, нет ли рядом каких-то плавающих предметов, за которые можно ухватиться.
  5. После того, как кинут спасательный круг, следует сначала продеть в него одну руку и голову, приподняв с одного края. Затем продеть вторую руку.

Как действовать при обрушении здания

Как действовать, оказавшись в завале

  1. Глубоко дышать, унять панику, внушая себе, что помощь придет, вас найдут и освободят.
  2. Внимательно осмотреться, при возможности перемещаться найти наиболее удобное место, поискать возможный путь к выходу.
  3. Проверить, нет ли рядом других людей (прислушаться, подать голос), определить свое местоположение (если это возможно).
  4. Стараться экономить энергию и силы.
  5. Поискать рядом или у себя предметы, с помощью которых можно сигнализировать звуком или светом, постучать по трубе, по стенкам для привлечения внимания.
  6. Пытаясь протиснуться через узкий лаз, расслабить мышцы и двигаться с прижатыми к телу локтями.

Как действовать во время урагана, смерча

  1. Если ураган застал в здании, необходимо отключить электроэнергию, перекрыть газ, закрыть окна, двери, чердачные помещения. Найти себе безопасное укрытие в кладовой, погребе, подвале, ванной или туалетной комнате, около внутренних стен, под столом, держась подальше от окон. В качестве источников света использовать фонарики и свечи.
  2. Если ураган или смерч застали на улице, следует держаться дальше от легких конструкций и всего, что может обрушиться, а также озер и рек. Для защиты от летящих обломков, могущих причинить повреждения, использовать листы фанеры, картонные коробки, ящики из пластика. По возможности укрыться в подвалах или иных укрытиях населенного пункта. Не заходить в поврежденные строения.
  3. При нахождении на открытой местности найти углубление (ров, канава, овраг, яма, дорожный кювет) и спрятаться в нем, плотно прижавшись к земле. Голову прикрывать ветками деревьев или одеждой. Ни в коем случае не оставаться в автомобиле.

Как вести себя при радиационной аварии

Существует три способа защиты от радиации:

  • ограничение времени пребывания на загрязненной территории;
  • удаление от радиоактивной местности на значительное расстояние;
  • обеспечение защиты с помощью экранирования излучения и индивидуальных средств.

В случае нахождения на местности, где произошла радиоактивная авария, надо соблюдать определенные правила:

Патологическая тревога, хотя и может провоцироваться внешними обстоятельствами, обусловлена внутренними психологическими и физиологическими причинами. Она непропорциональна реальной угрозе или не связана с ней, а главное не адекватна значимости ситуации и резко снижает продуктивность и адаптационные возможности. Клинические проявления патологической тревоги разнообразны и могут носить… Читать ещё >

Экстремальная ситуация ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • Введение
  • 1. Понятие об экстремальной ситуации
  • 2. Влияние экстремальной ситуации на психическое и психофизиологическое состояние человека
    • 2. 1. Проявление индивидуально-психологических особенностей личности в кризисной ситуации. Понятие совладающего поведения
    • 2. 2. Особенности поведения в экстремальных ситуациях
      • 2. 2. 1. Поведение в состоянии аффекта
      • 2. 2. 2. Поведение в состоянии стресса
      • 2. 2. 3. Поведение в состоянии фрустрации
      • 2. 2. 4. Уровень тревожности в экстремальных ситуациях
      • 3. 1. Понятие адаптации и дезадаптации
      • 3. 2. Общая характеристика физиологических и психологических проявлений и последствий стресса

      В сложных видах деятельности могут возникать напряженные ситуаций обстоятельства, порождающие значительные трудности и в то же время требующие от человека быстрых, точных и безошибочных действий. Эффективность действий личности, коллектива, руководителя в напряженной ситуации в значительной степени определяется высоким уровнем их готовности к ним. Динамичность напряженных ситуаций, нередко крайне жесткие требования к своевременности и адекватности действий обусловливают необходимость заблаговременной психологической подготовки специалистов к выполнению внезапно возникающих усложненных задач профессиональной деятельности .

      Тема данного реферата является актуальной, так как в настоящее время назрела необходимость в обобщении результатов многих психологических исследований поведения и деятельности человека в экстремальных условиях. Актуальным является анализ содержания и структуры готовности к действиям в напряженных ситуациях. Такая готовность существенная предпосылка целенаправленности, устойчивости регуляции и эффективности деятельности в крайне усложненной обстановке, а, следовательно, и фактор предупреждения аварий, катастроф.

      Важно изучить также процесс формирования и поддержания, готовности личности, коллектива к напряженным ситуациям, обосновать пути и способы их преодоления, выхода из таких ситуаций.

      1 Понятие об экстремальной ситуации

      Одна из удачных попыток построения полной классификации ситуаций была предпринята А. М. Столяренко . Он разделяет ситуации на нормальные, параэкстремальные, экстремальные и гиперэкстремальные (в зависимости от требуемой активности и от позитивности достигаемого результата).

      По мнению А. М. Столяренко , к нормальным (обыденным) относятся те ситуации, которые не создают трудностей и каких-либо опасностей для человека, а требуют от него обычной активности. Они, как правило, заканчиваются позитивно. Параэкстремальные ситуации вызывают сильное внутренне напряжение, они способны приводить личность к неудачам. Экстремальные ситуации отличаются возникновением у человека предельного напряжения и перенапряжения. Они ставят перед личностью большие объективные и психологические задачи. В случае их возникновения резко снижается вероятность успеха и возрастает риск отрицательных последствий.

      Гиперэкстремальные ситуации предъявляют к человеку требования, превышающие его способности. Они приводят к значительному нарастанию внутреннего напряжения, нарушениям обычного поведения и деятельности. Такие ситуации имеют опасные для жизни человека последствия. В зависимости от особенностей и результатов личностно-обстановочного взаимодействия, экстремальные ситуации делятся им на объективные, потенциальные, лично спровоцированные (виктимные) и воображаемые (фантазийные, мнимые, иллюзорные).

      Экстремальная ситуация, как многомерное явление, представляет собой временное стечение негативных обстоятельств, выражающихся в особых, неблагоприятных условиях для деятельности человека.

      Экстремальная ситуация это такое усложнение условий деятельности, которое приобрело для личности, коллектива особую значимость. Другими словами, сложные объективные условия деятельности становятся напряженной ситуацией тогда, когда они воспринимаются, понимаются, оцениваются людьми как трудные, опасные и т. д.

      Любая ситуация предполагает включенность в нее субъекта. Это тем более относится к напряженной ситуации, объединяющей определенное содержание объективной действительности с потребностями, мотивами, целями, отношениями человека. Следовательно, напряженная ситуация, как и всякая ситуация, воплощает в себе единство объективного и субъективного. Объективное это усложненные условия и процесс деятельности; субъективное состояние, установки, способы действий в резко изменившихся обстоятельствах.

      В деятельности людей часто возникают напряженные ситуации. Важно, чтобы человек нашел выход из такой ситуации, сохранил высокий уровень и эффективность деятельности, несмотря на усложнение обстановки труда и возникновение больших психических нагрузок.

      Феноменология экстремальной ситуации детально изучена. Исследователи единодушно отмечают: вне зависимости от длительности экстремального события, его последствия разрушительны для личности. При этом клиническая картина не носит строго индивидуального характера, а сводится к небольшому числу довольно типичных проявлений, весьма напоминающих начальные симптомы соматических, а подчас и психических заболеваний.

      2 Влияние экстремальной ситуации на психическое и психофизиологическое состояние человека

      2.1 Проявление индивидуально-психологических особенностей личности в кризисной ситуации. Понятие совладающего поведения

      Так как в каждой ситуации решающее значение имеет субъект и степень проявления им активности, а любая ситуация воспрнимается как стрессовая или нет именно благодаря индивидуальным характеристикам человека, то можно говорить, что поведение в кризисных ситуациях детерминировано психологическими особенностями личности. У. Томас и Ф. Знанецкий считают, что совокупность экономических, социальных, религиозных и др. ценностей личности влияют на её психическое состояние в данный момент. Исходя из этого, каждая конкретная активность личности — это решение ею определенной ситуации.

      На восприятие человеком ситуации и оценки степени её трудности, экстремальности оказывают влияние также следующие факторы: степень позитивности самооценки, уверенность в себе, уровень субъективного контроля, наличие позитивного мышления, выраженность мотивации достижения успеха и другие. Поведение личности в ситуации детерминировано особенностями темперамента человека (тревожность, темп реагирования и др.) и его характера (выраженность определённых акцентуаций).

      Стратегии совладания по Фолкман и Лазарусу

      1) стратегия противостоящего совладания проявляется как агрессивная установка человека изменить ситуацию, сопровождается проявлениями неприязни и гнева;

      2) стратегия дистанцирования попытка отдалиться от проблемы, забыть о ней:

      3) стратегия самоконтроля стремление регулировать собственные чувства и действия;

      4) стратегия поиска социальной поддержки человек направляет усилия на поиск информации, получение материальной, информационной, эмоциональной поддержки;

      5) стратегия принятия ответственности человек признаёт свою роль в порождении проблемы и предпринимает попытку устранить ошибки;

      6) стратегия избегания человек стремиться уйти из ситуации;

      7) стратегия планового решения проблемы включает выработку плана действий и следование этому плану;

      8) стратегия позитивной переоценки интерпретация обстановки в позитивных терминах, поиск в любой ситуации позитивного смысла.

      Разработка проблемы совладающего поведения личности в кризисных ситуациях позволила выявить деструктивные и конструктивные стратегии, что явилось важным моментом для разработки рекомендаций и тренинговых программ по индивидуальной и групповой психологической подготовке к адекватному реагированию в таких ситуациях.

      2.2 Особенности поведения в экстремальных ситуациях

      Установлено, что поведенческие реакции человека в экстремальных условиях, их временные характеристики, вообще психофизиологические возможности людей величины чрезвычайно вариативные, зависящие от особенностей нервной системы, жизненного опыта, профессиональных знаний, навыков, мотивации, стиля деятельности.

      Исследуя зависимости поведения в экстремальных ситуациях от свойств личности, Л. Д. Битехтина пришла к выводу, что толерантность к стрессу имеет широкие индивидуальные различия, которые не позволяют четко определить пределы максимально возможных напряжений, общих для всех.

      В общем виде экстремальная ситуация представляет собой совокупность обязательств и условий, оказывающих сильное психологическое воздействие на человека.

      2.2.2 Поведение в состоянии стресса

      Стресс — эмоциональное состояние внезапно возникающее у человека под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения. Стресс как и аффект такое же сильное и кратковременное эмоциональное переживание. Поэтому некоторые психологи рассматривают стресс как один из видов аффекта. Но это далеко не так, так как они имеет свои отличительные особенности. Стресс, прежде всего, возникает только при наличии экстремальной ситуации, тогда как аффект может возникнуть по любому поводу. Второе отличие заключается в том, что аффект дезорганизует психику и поведение, тогда как стресс не только дезорганизует, но и мобилизует защитные силы организации для выхода из экстремальной ситуации.

      Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на личность. Положительную роль оказывает стресс, выполняя мобилизационную функцию, отрицательную роль — вредно действуя на нервную систему, вызывая психические расстройства и различного рода заболевания организма.

      Стрессовые состояние по разному влияют на поведение людей. Одни под влиянием стресса проявляют полную беспомощность и не в состоянии противостоять стрессовым воздействиям, другие, наоборот, являются стрессоустойчивыми личностями и лучше всего проявляют себя в моменты опасности и в деятельности, требующие напряжения всех сил .

      2.2.3 Поведение в состоянии фрустрации

      Особое место в рассмотрении стресса занимает психологическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели, называющееся фрустрацией.

      Защитные реакции при фрустрации связаны с появлением агрессивности или уходом от трудной ситуации (перенос действий в воображаемый план), а также возможно снижение сложности поведения. Фрустация может привести к ряду характерологических изменений связанных с неуверенностью в себе или фиксации регидных форм поведения.

      Выделяют положительные и отрицательные реакции на фрустрацию.

      Отрицательные реакции фрустрации могут вызвать также разные формы неконструктивного поведения. К ним относятся агрессия, регрессия, фиксация, отказ, негативизм, репрессия (5, "https://referat.bookap.info").

      2.2.4 Уровень тревожности в экстремальных ситуациях

      Тревога это эмоциональное переживание, при котором человек испытывает дискомфорт от неопределенности перспективы.

      Эволюционное значение тревоги заключается в мобилизации организма в экстремальных ситуациях. Определенный уровень тревоги необходим для нормальной жизнедеятельности и продуктивности человека.

      Нормальная тревога помогает адаптироваться к различным ситуациям. Она возрастает в условиях высокой субъективной значимости выбора, внешней угрозе при недостатке информации и времени.

      Патологическая тревога, хотя и может провоцироваться внешними обстоятельствами, обусловлена внутренними психологическими и физиологическими причинами. Она непропорциональна реальной угрозе или не связана с ней, а главное не адекватна значимости ситуации и резко снижает продуктивность и адаптационные возможности. Клинические проявления патологической тревоги разнообразны и могут носить приступообразный или постоянный характер, проявляясь как психическими, так и даже преимущественно соматическими симптомами.

      Однако чаще всего тревогу рассматривают как негативное состояние, связанное с переживанием стресса. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид, но переживание тревоги свойственно любому человеку в адекватных ситуациях.

      Причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение её уровня, многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека. Условно их разделяют на убъективные и объективные причины. К субъективным относятся причины информационного характера, связанные с неверные представлением об исходе предстоящего характера, приводящие к завышению субъективной значимости исхода предстоящего события. Среди объективных причин, вызывающих тревогу, выделяют экстремальные условия, предъявляющие повышенные требования к психике человека и связанные с неопределённостью исхода ситуации.

      Постстрессовая тревога развивается после экстремальных, обычно неожиданных ситуаций пожаров, наводнений, участия в боевых действиях, изнасилования, похищения ребенка. Обычно наблюдаются также беспокойство, раздражительность, головная боль, усиленный четверохолмный рефлекс (реакция на внезапный раздражитель), расстройства сна и кошмары, включающие картины пережитой ситуации, чувство одиночества и недоверия, ощущение собственной неполноценности, избегание общения и любых видов деятельности, которые могут напомнить происшедшие события. Если весь этот комплекс развивается спустя определенный латентный период после экстремальной ситуации и приводит к существенным нарушениям жизнедеятельности, то ставится диагноз посттравматического стрессового расстройства. Постстрессовая тревога реже развивается, если человек во время экстремальной ситуации активно действует .

      Читайте также: