Экосистема аквариума 3 класс доклад

Обновлено: 05.07.2024

По программе "2100" учебник А.А. Вахрушева изучаются различные экосистемы и одна из них "Аквариум- маленькая искусственная экосистема". Преддагаю справочный материал по данной теме.

Похожие презентации

2 Подготовила: Мищенко Ольга Анатольевна Учитель начальных классов ГБОУ школы 106 г.Санкт-Петербурга

3 Аквариум это экосистема. Ведь именно так мы называем сообщество животных и растений, существующее в определенных условиях. Как и другие экосистемы, аквариум включает в себя несколько основных групп организмов, между которыми происходит непрерывный обмен веществ. Все подобные сообщества обладают определенным сходством.

4 ПРИЗНАКИ ЭКОСИСТЕМЫ 1. Организмы экосистемы самодостаточны и могут существовать неограниченно долгое время, если условия остаются постоянными. 2. В каждой экосистеме можно выделить следующие составляющие: производители потребители разрушители 3. Несмотря на круговорот веществ внутри экосистемы, часть энергии все же поступает в нее извне, а часть теряется ею.

5 Аквариум, по сути, тоже является уменьшенной моделью гидро- экосистемы. Между аквариумом и природным водоемом, разумеется, существует множество различий, однако основные законы протекания всех процессов для них общие. Никакая экосистема не вечна, - и как любой другой организм, она имеет три условные стадии развития: молодость (или становление) зрелость (или стабильное развитие) старость (или деградация), после прохождения которых первоначальная экосистема переходит в другую.

6 Особенности При подборе обитателей домашнего водоёма, необходимо научиться следить за тем, чтобы физические особенности и жизненные потребности одних питомцев не наносили ущерб другим. К примеру, нельзя совмещать в одном аквариуме одновременно и водные растения, и рыб, которые их поедают. То же касается рыб и хищников, которые на них охотятся. Кроме того, нельзя совмещать рыб с разными требованиями к среде обитания: освещению, температуре, составу воды. Таким образом, важным условием продолжительного здоровья экосистемы является уравновешенный и разумный подбор обитателей аквариума по их функциональному назначению.

7 ГРУНТ КИСЛОРОД Грунт – почва, образующая дно водоёма. Грунт нужен для того, чтобы в нём росли растения. Грунт не должен иметь острых кромок, о которые могут пораниться рыбы. Грунт – это крупный песок. Чтобы положить его в аквариум, его промывают от грязи. Лучше всего ещё и прокипятить. Потом ещё раз промывают под краном и засыпают на дно аквариума. Кислород нужен для дыхания растений и животных. Рыбы дышат кислородом, который растворён в воде. Ясно, что чем дальше от поверхности, тем меньше кислорода в воде. Нужен дополнительный источник кислорода. Например, компрессор.

8 ОСВЕЩЕНИЕ Аквариумные растения и рыбки нуждаются в правильном освещении. Свет, которым освещена комната, для них недостаточен. Вот почему для освещения аквариума используют люминесцентные лампы и лампы накаливания. Светильники с люминесцентными лампами более яркие и потребляют меньше электроэнергии. При слабом освещении растения плохо растут, при слишком ярком их угнетают водоросли. Лампы устанавливают в крышках или рефлекторах, которые хорошо отражают свет. Лампы располагают ближе к переднему стеклу: в этом случае рыбы выглядят наиболее ярко и естественно, а растения поворачивают свои листья к зрителю.

9 ОБИТАТЕЛИ Живородящие рыбки. Это, пожалуй, самые распространенные питомцы аквариумистов, неприхотливые, разнообразные по форме и расцветкам, плодовитые. Мальки этих рыбок развиваются в организмах самок, появляясь на свет примерно через 30 дней. Новорожденные рыбешки тотчас после рождения могут питаться мелкими циклопами и умеют спасаться от врагов в зарослях растений. (Гуппи, Меченосцы) Лабиринтовые рыбки. Эти рыбки дышат не только растворенным в воде кислородом, но и атмосферным воздухом, который периодически заглатывают ртом, поднимаясь для этого на поверхность. А икру и молодь лабиринтовых рыбок спасает от кислородного голодания своеобразная забота о потомстве, которую проявляют самцы. В период нереста они строят плавающие гнезда из пузырьков воздуха, каждый из которых заключен в слизистую оболочку. (Ляпиус, Бойцовая)

11 Растения в аквариуме выполняют различные функции необходимые как для рыб, так и для аквариума в целом. Живые растения в аквариуме - это прежде всего активный потребитель нежелательных в аквариуме органических веществ, таких как нитраты. При помощи растений в аквариуме устанавливается биологическое равновесие. Это источник кислорода для рыб, кроме того, многие виды рыб используют растения как укрытия и субстрат для нереста, например: скалярии, разборы и многие другие. Кроме того, хорошо растущие и развивающиеся растения - это несомненное украшение аквариума, придающее ему более естественный и привлекательный вид.

12 Компоненты экосистемы Аквариум – ЭКОСИСТЕМА? Участие человека Выводы Памятка начинающего аквариумиста ВОДА + 1. Воду отстоять. ПОЧВА + Грунт 2. Промыть средних размеров грунт. СВЕТ + лампа 3. Использовать лампу и компрессор. ВОЗДУХ + компрессор ПРОИЗВОДИТЕ ЛИ + растения 4. Посадить растения. ПОТРЕБИТЕЛИ + рыбы 5. Немного неприхотливых обитателей. РАЗРУШИТЕЛИ +/- 6. Следить за чистотой. П О Д У М А Й!

13 Вставь подходящие по смыслу слова Мы узнали, что почва в аквариуме называется____________. Источником кислорода для рыб являются ______________________________________________ _______________________________________________ Перед помещением рыб в аквариум необходимо____________________________________ Аквариумные растения и рыбки нуждаются в правильном_________________________________.


Всю неделю дети были исследователями живых организмов аквариума. Для этого они разбились на 4 группы.1 группа изучала растения,2 группа - животных аквариума,3 группа - мусорщиков,4 группа - объекты неживой природы. Мы их назвали историками – аквариумистами. Дети посетили зоомагазин, библиотеку, взяли интервью у опытного аквариумиста, читали энциклопедию, Интернет. Вот что у них получилось.


Содержимое разработки

Окружающий мир, 3 класс

Окружающий мир, 3 класс

Аквариум – это маленькая искусственная экосистема.

Но и она подчиняется законам

природы. Ты забыла поселить там одного из важнейших

обитателей экосистемы.

Почему мне приходится постоянно продувать

воздух и часто менять воду в моём аквариуме?

О каких обитателях аквариума забыла Лена?

На какой вопрос вы будете искать ответ?

Какие живые организмы населяют аквариум?

Из каких частей состоит экосистема? Воздух Производители Потребители Почва Разрушители Горные породы Вода Что такое искусственная экосистема?

Из каких частей состоит экосистема?

Производители

Потребители

Разрушители

Горные породы

Что такое искусственная экосистема?

Совместное открытие знаний

Назовите все части экосистемы, которые мы можем найти в аквариуме.

Потребители

Производители

Разрушители

Совместное открытие знаний С помощью текста и рисунков выясните, кто живёт в аквариуме (с.75-77). Водные растения (производители) Эхинодорус Валлиснерия Элодея

Совместное открытие знаний

С помощью текста и рисунков выясните, кто живёт в аквариуме (с.75-77).

Водные растения (производители)

Валлиснерия

Совместное открытие знаний Основные виды аквариумных рыбок. Гуппи Барбус Гурами Скалярия Меченосец Сомики Тепловодные аквариумные рыбки

Совместное открытие знаний

Основные виды аквариумных рыбок.

Тепловодные аквариумные рыбки

Совместное открытие знаний Основные виды аквариумных рыбок. Карась Обыкновенная золотая рыбка Комета Телескоп Вуалехвост Холодноводные аквариумные рыбки

Совместное открытие знаний

Основные виды аквариумных рыбок.

Обыкновенная золотая рыбка

Холодноводные аквариумные рыбки

Совместное открытие знаний Обитатели аквариума. Рак Почему раков и черепах в аквариумах содержат гораздо реже? Улитка-катушка Черепаха

Совместное открытие знаний

Обитатели аквариума.

Почему раков и черепах в аквариумах содержат

гораздо реже?

Улитка-катушка

Совместное открытие знаний Аквариум — маленькая искусственная экосистема, населённая растениями и животными. Если вы всерьёз захотите сделать свою маленькую искусственную экосистему, то найдите книгу об аквариумах и внимательно прочитайте её. Тогда ваш подводный мир получится по-настоящему устойчивым и долго будет радовать.

Совместное открытие знаний

Аквариум — маленькая искусственная экосистема, населённая растениями и животными.

Если вы всерьёз захотите сделать свою маленькую

искусственную экосистему,

то найдите книгу об аквариумах и внимательно прочитайте её.

Тогда ваш подводный мир получится по-настоящему

устойчивым и долго будет радовать.

Применяем знания Выполните в рабочей тетради задание 1 (Н) стр.35. Проверьте себя. вода 5 потребители производители 2 3 потребители 4 7 6 1 разрушители грунт (горные породы)

Применяем знания

Выполните в рабочей тетради задание 1 (Н) стр.35. Проверьте себя.

потребители

производители

потребители

разрушители

грунт (горные породы)


-75%

ВложениеРазмер
akvarium_ekosistema.pptx 694.29 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Производители (“кормильцы”) – живые организмы (главным образом, растения), создающие органические вещества из неорганических, минеральных веществ.

Разрушители Разрушители (“мусорщики”) - живые организмы (главным образом, бактерии и грибы), использующие для питания остатки умерших организмов. Они перерабатывают органические вещества, разлагая их на более простые органические и минеральные вещества. Улитка-катушка Ампулярия Рак Черепаха

Рыбы Потребители (“едоки”) - живые организмы (главным образом, животные), использующие в качестве пищи готовые органические вещества. Карась Неон Скалярия Сомик Карамелька

Советы начинающим аквариумистам. Новый аквариум нужно тщательно вымыть и положить на дно слой (4-6 см.) тщательно промытого речного песка или гальки. Класть на дно аквариума ракушки не следует, так как вода от них становится жёсткой. Водопроводную воду для аквариума отстаивают 5-7 дней. Рыб для аквариума подбирают либо таких видов, которые обитают в природе в одних районах (географический принцип), либо таких видов, которые живут в одинаковых условиях окружающей среды (биологический принцип). Рекомендуется холодноводных рыб содержать отдельно от тепловодных, хищных – от нехищных. Важное место в аквариуме занимают растения. Растения в аквариуме служат не только декоративным целям, но являются поставщиками кислорода. Круглый год хорошо растут в тепловодных и холодноводных аквариумах валлиснерия, кубышка, риччия , элодея. Питаются рыбки планктоном, водорослями, бактериями. Но золотое правило аквариумиста – не перекармливать рыбок, кормить понемногу, но часто.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Аквариум - маленькая искусственная экосистема", УМК "Школа 2100", 3 класс.

Данный конспект урока разработан с применением ИКТ, что позволяет повысить интерес учащихся к данной теме.

Аквариум – маленькая искусственная экосистема.

Аквариум – маленькая искусственная экосистема.

Презентация к уроку "Аквариум-маленькая искусственная экосистема"

Презентация к уроку "Аквариум-маленькая искусственная экосистема" по программе "Школа2100" в 3 классе.

Конспект урока окружающего мира в 3 класса, программа "Школа 2100" Аквариум- маленькая искусственная экосистема"

Урок окружающего мира, раздел "Обитатели Земли" , тема урока " аквариум - маленькая искусственная экосистема".

Экосистема – единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных “профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.

Цепь питания– последовательность видов организмов, каждый следующий из которых ест предыдущего.

  • Производители (“кормильцы”) – живые организмы (главным образом, растения), создающие органические вещества из неорганических, минеральных веществ.
  • Потребители (“едоки”) - живые организмы (главным образом, животные), использующие в качестве пищи готовые органические вещества.
  • Разрушители (“мусорщики”) - живые организмы (главным образом, бактерии и грибы), использующие для питания остатки умерших организмов. Они перерабатывают органические вещества, разлагая их на более простые органические и минеральные вещества.

Аквариум – сосуд с водой, населённый водными обитателями.

План урока:

Тест “Экосистема поля”

Объяснение нового материала.

Работа с учебником.

  1. Орг. Момент
  2. Проверка знаний учащихся

1. Блиц-опрос

2. Тест “Экосистема поля”

  1. Поле – это…
  1. природная экосистема;
  2. искусственная экосистема.
  1. Культурные растения – это…
  1. одуванчик, вьюнок, осот;
  2. подсолнечник, лён, рис.
  1. Василёк, осот, вьюнок в экосистеме поля – это…
  1. сорняки;
  2. яркие цветы.
  1. Биологическая борьба – это способ защиты с использованием…
  1. ядохимикатов;
  2. живых помощников.

Проверьте свою работу.

Оцените. После урока работы проверю и оценю я.

- Каковы главные отличия полей от природных экосистем? (Огромная зависимость от человека. Круговорот веществ на полях незамкнут, поэтому поле не может жить без помощи человека. Эта экосистема искусственная)

- Какие “профессии” в круговороте на полях приходится выполнять человеку? (разрушителей -(внесение минеральных веществ, вспашка полей, прополка, борьба с вредителями; производители; потребители -собирает урожай)

2. Постановка проблемы

Каждый человек при желании может создать небольшую экологическую систему. Для этого не надо быть волшебником.

Попробуем определить тему и задачи урока. Отгадайте загадку.

Этот дом не деревянный, щелчок
Не из камня этот дом. щелчок
Он прозрачный, щелчок
Он стеклянный, щелчок
Нет и номера на нём … щелчок
И жильцы в нём не простые, щелчок
Не простые, золотые. щелчок
Эти самые жильцы
Знаменитые пловцы.

- доказать, что аквариум это искусственная экосистема;

1. Эвристическая беседа

2. Объяснение нового материала.

Слайд 9 (Просмотр презентации)

- В аквариуме разводят разнообразных красивых рыбок. Но чтобы рыбки жили долго да ещё могли размножаться, необходимо подготовить для них соответствующую среду обитания.

Слайд 10 - С чего же начать? (С подготовки грунта.)

Слайд 11 - С подготовки грунта. Для этого специально подбирают промытый, крупнозернистый песок или гальку (слой 4-6 см). Класть на дно аквариума ракушки не следует, так как вода от них становится жёсткой. Водопроводную воду для аквариума отстаивают 5-7 дней. Затем в специальную стеклянную ёмкость наливают воду и укладывают грунт.

Слайд 12 Через пару дней в аквариум высаживают водные растения. Они составляют основу создаваемой экосистемы, обеспечивая производство кислорода, поглощение углерода и создание органических веществ, необходимых рыбкам для питания. Так же растения служат декоративным целям.

Слайд 13 Круглый год хорошо растут в тепловодных и холодноводных аквариумах валлиснерия, элодея, риччия.

Слайд 14 Из тропических растений распространены: криптокорины с разноцветными листьями, стрельчатый эхинодорус, глянцевитая людвигия, пушистый мириофиллю, ротала, роголистник, кабомба, пистия.

Затем необходимо ввести в водную среду микроорганизмы – различные бактерии, простейшие, микроскопические водоросли. Они являются важнейшим элементом экосистемы, обеспечивающим восстановление среды обитания.

Слайд 15 Теперь условия среды позволяют помещать в рукотворный водоём и более крупных обитателей – рыбок. Для аквариума подбирают таких рыб, которые обитают в природе в одних районах (географический принцип), либо таких, которые живут в одинаковых условиях окружающей среды (биологический принцип). Рекомендуется холодноводных рыб содержать отдельно от тепловодных, хищных – от нехищных.

В домашних условиях легче создать режим тепловодного аквариума, чем холодноводного. Поэтому рыбки тропиков – более частые обитатели комнатных аквариумов.

Слайд 16 В тепловодном аквариуме содержат породы американских рыб: гуппи, Слайд 17 меченосцев, Слайд 18 сомиков, пецилий, лимий, Слайд 19гирардинусов.

Часто в одном аквариуме поселяют азиатских рыбок данио, барбусов, кардиналов или южно-американских светящихся рыбок неонов, светлячков и других.

Слайд 20 В холодноводном аквариуме живут рыбы, обитающие в водоёмах России: верховка, карась, горчак, мелкие особи щиповки, карпа, линя.

Слайд 21 А также содержат породы золотых рыбок: вуалехвостов, телескопов, Слайд 22 львиноголовок.

Слайд 23 В аквариум иногда поселяют других животных: моллюсков, рачков, черепах, улиток.

- У кого из вас есть аквариум с его обитателями?

- Какие советы вы могли бы дать тем ребятам, которые хотят иметь аквариум и заниматься разведением рыб?

Самое главное – нужно понимать, что создать искусственную экосистему, даже маленькую, трудно. Для этого нужны знания, терпение, любовь к маленьким друзьям. Если вы всерьёз хотите сделать свою маленькую искусственную экосистему, найдите книгу об аквариумах и внимательно прочитайте её. Или посетите специальный сайт в Интернете.

3. Работа с учебником

- Рассмотрите рисунок в задании 2 на стр.72.

- Что дают производители другим организмам, а что получают?

- А что дают потребители?

Производители дают кислород и органические вещества, а получают углекислый газ и минеральные вещества.

Потребители дают углекислый газ и органические вещества, а получают кислород и органические вещества.

  1. Физкультминутка.
  2. Первичное закрепление изученного материала.

1. Беседа

- Почему аквариум называют маленькой искусственной экосистемой? (Аквариум – экосистема, потому что в нём есть все компоненты экосистемы. Её называют искусственной потому, что она создаётся человеком)

- Перечислите всех участников круговорота веществ в аквариуме. (Производители – водоросли (растения). Потребители – рыбы. Разрушители – сомики (рыбы), микробы, улитки)

2. Выполнение задания 4 на стр.76.

- Какую ошибку допустил хозяин первого аквариума? (В аквариуме мало растений.)

- Какая ошибка допущена в содержании рыбок на втором рисунке? (В аквариуме очень много рыбок. Нужно купить аквариум большего размера или отсадить часть рыбок в другой аквариум)

- Главное условие успешного содержания рыб в холодноводном аквариуме, например, породы золотых рыбок – малая плотность их посадки, то есть на каждую рыбку длиной 5 см должно приходиться не менее 5 литров воды. Воду в таких аквариумах необходимо продувать и фильтровать. (Соотносят размер пятилитровой банки и рыбки (5см))

3. Выполнение задания 5 на стр.76.

- Ребята, вам нужно определить, в каких частях света находится родина аквариумных рыб, затем подписать названия рыб.

Слайд 24, щелчок

Сомик родился в Южной Америке (Бразилия, Уругвай).

Слайд 25, щелчок

Меченосец – в Северной Америке (Южная Мексика, Гватемала).

Слайд 26, щелчок

Родина гуппи – Южная Америка (Гайана, Венесуэла).

Слайд 27, щелчок

Родина скалярии – Южная Америка.

Слайд 28, щелчок

Барбус родился в Южной Азии (Индия).

Слайд 29, щелчок

- Какое условие нужно соблюдать, чтобы аквариум существовал? (Нужно, чтобы в нём присутствовали все компоненты экосистемы, а его обитатели поддерживали круговорот веществ.)

Моделирование на доске (2 аквариума: тепловодный, холодноводный)

- Что нового узнали на уроке?

1. Устное задание: читать учебник-тетрадь (А.Я. Вахрушев с.72-76)

2. Письменное задание: ответить на вопросы 10, 11, 12, 13 в учебнике на стр.77

Видеофрагмент “Коралловый рай”

Учитель: Мы заканчиваем знакомство с экосистемой - аквариум, его прекрасными растениями, разнообразными животными. Аквариум является как бы частицей подводного мира, перенесенного в комнату. Он таит немало загадок, а наблюдения за ним необычайно увлекательны. В то же время аквариум - искусственно вырванный кусок подводного царства, который обречен влачить жалкое существование во имя удовлетворения прихотей его обладателя. Оба эти утверждения верны, потому что, с одной стороны, никогда не удастся в точности скопировать все детали природных водоемов, а с другой - благополучие аквариумного мира целиком в руках владельца. Экологически грамотное обращение с аквариумом максимально приблизит условия обитания питомцев к естественным, а незнание законов жизни подводного мира приведет к нарушению гармонии и гибели питомцев. Надеюсь, что урок был увлекательным и интересным для вас, вы узнали много нового об аквариуме. Давайте улыбнемся на прощание всем обитателям аквариума, улыбнемся друг другу, понаблюдаем за обитателями аквариума в их естественной среде обитания – коралловых рифах и порадуемся нашей чудесной природе.

Читайте также: