Экономический суд снг доклад

Обновлено: 07.07.2024

Экономический Суд Содружества Независимых Государств является одним из уставных постоянно действующих органов СНГ, который обеспечивает единообразное применение соглашений государств – участников Содружества и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений.

Организация, порядок деятельности, компетенция Экономического Суда СНГ определяется межгосударственными соглашениями и Положением о нем. Процедура разрешения споров устанавливается Регламентом, утверждаемом Пленумом Экономического Суда Содружества.

Экономический Суд СНГ был образован согласно ст. 5 Соглашения Совета глав государств Содружества Независимых Государств о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран – участниц Содружества от 15 мая 1992 г.

6 июля того же года Совет глав государств – участниц СНГ утвердил Соглашение о статусе Экономического Суда и Положение о нем. 5 июля 1994 г. был утвержден Регламент этого суда. В 1995 г. принят Закон о статусе судей Экономического Суда Содружества.

В соответствии со ст. 3 Положения к ведению Экономического Суда СНГ относится разрешение межгосударственных экономических споров: возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества; о соответствии нормативных и других актов государств-участников Содружества, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам Содружества.

Соглашениями государств-участников Содружества к ведению Экономического Суда могут быть отнесены другие споры, связанные с исполнением соглашений и принятых на их основе иных актов Содружества. В частности, Экономический Суд СНГ разрешает споры о толковании межгосударственных и межправительственных договоров, соглашений государств-участников Содружества.

Экономический Суд СНГ образуется из равного числа судей (по два) от каждого государства-участника.

Судьи избираются (назначаются) в порядке, установленном в государствах-участниках для избрания (назначения) судей высших хозяйственных, арбитражных судов государств-участников Содружества, сроком на 10 лет, на строго профессиональной основе из числа судей хозяйственных, арбитражных судов и иных лиц, являющихся специалистами высокой квалификации в области экономических правоотношений, имеющих высшее юридическое образование (ст. 7 Положения об Экономическом Суде СНГ).

Председатель названного суда и его заместители избираются судьями этого суда большинством голосов и утверждаются Советом глав государств Содружества сроком на пять лет.

Каждый судья обязан при вступлении на должность на заседании Экономического Суда принять присягу следующего содержания: “Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, быть беспристрастным и справедливым, как велят долг судьи и моя совесть” (п.2.8. Регламента).

Правовой статус всех судей данного суда, включая председателя и его заместителей, характеризуется тем, что они не могут быть досрочно отозваны, а также отстранены от должности любым иным способом, за исключением отзыва избравшими (назначившими) их органами в случаях злоупотребления служебным положением, совершение преступного деяния, болезни.

На судей Экономического Суда Содружества по истечении их полномочий, при уходе в отставку, в том числе по болезни, распространяются гарантии, предусмотренные законодательством государств-участников для судей в этих государствах.

Судьи этого суда независимы и неприкосновенны; они не подпадают под юрисдикцию государства пребывания. Судьи не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности в судебном порядке, арестованы, подвергнуты приводу без согласия Экономического Суда.

Вместе с тем судья этого Суда не является представителем государства, избравшего (назначившего) его. Он также не может представлять интересы государства, его избравшего (назначившего) в силу специального поручения, невзирая на уровень органа (должностного лица), давшего такое поручение.

Экономический Суд как судебный орган включает в себя: состав Суда (коллегии), полный состав Суда, Пленум Суда.

Коллегии Суда формируются в количестве пяти судей и назначаются Экономическим судом сроком на один год.

В необходимых случаях может быть образована коллегия Суда в составе трех судей. Дело, начатое одной коллегией Суда, должно быть рассмотрено этой же коллегией.

Коллегиальным органом является Экономический Суд в составе избранных (назначенных) в установленном порядке судей, разрешающий споры и осуществляющий толкование актов, принятых Советом глав государств и правительств, решающий организационные, кадровые и другие вопросы, а также вопросы, связанные с судопроизводством, но не входящие в компетенцию Пленума или Председателя Суда. Решение Экономического Суда правомочно, если в его заседании участвуют и принимают участие в голосовании более половины избранных (назначенных) и приступивших к исполнению своих обязанностей судей.

Высшим коллегиальным органом Экономического суда является Пленум, который состоит из Председателя суда, его заместителей и судей этого Суда. В него входят также председатели высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших государственных органов, разрешающих в государствах-участниках экономические споры.

Пленум наделен следующей компетенцией: рассматривает жалобы на решения Экономического Суда в порядке, установленном регламентом. Пленум проводит свои заседания не реже одного раза в квартал. Его решения принимаются большинством участников Пленума и являются окончательными; принимает рекомендации по обеспечению единообразной практики применения соглашений, других актов Содружества и его институтов при разрешении экономических споров; разрабатывает и вносит на рассмотрение государств – участников, институтов Содружества предложения по устранению коллизий в законодательстве государств-участников.

Председатель суда осуществляет процессуальные, организационно-распорядительные функции в соответствии с Положением об Экономическом Суде Содружества и его Регламентом.

Решения Экономического Суда и постановления его Пленума подлежат обязательному опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств-участников.

В штате аппарата Суда имеется также должность Генерального секретаря и Генерального советника. Генеральный секретарь суда организует делопроизводство, связанное с работой суда, выполняет определенные административные и иные функции. Генеральный советник по поручению суда может проводить расследование, составляет заключение по материалам дела и проведенному им расследованию.

Генеральный секретарь и Генеральный советник суда назначаются на три года из лиц, имеющих высшее юридическое образование и не менее пяти лет стажа по специальности.

При суде действует Научно-консультативный совет.

Экономический суд СНГ работает на постоянной основе и является юридическим лицом. Имеет печать со своим наименованием.

В настоящее время идет, как известно, процесс совершенствования организации и деятельности СНГ и его органов, в том числе Экономического Суда Содружества. В частности, обсуждается вопрос о расширении компетенции этого суда и круга субъектов, имеющих право обратиться в этот суд.

Договором Республики Беларусь и Российской Федерации о создании Союзного государства, заключенным 8 декабря 1999 г. и ратифицированным Парламентами обеих стран, предусмотрено образование Суда этого государства. В соответствии со ст. 50 Договора этот Суд призван обеспечить единообразное толкование и применение Договора, нормативно-правовых актов Союзного государства.

В состав Суда входят девять судей, назначаемых Парламентом Союзного государства по представлению Высшего Государственного Совета.

Судьи назначаются и действуют в личном качестве из граждан Союзного государства, обладающих высокими профессиональными и моральными качествами, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым для назначения на высшие судебные должности в государствах-участниках.

В составе Суда не должно быть более 5 судей, являющихся гражданами одного государства. Судьи независимы. Каждое государство-участник, органы Союзного государства могут передавать на рассмотрение Суда любые вопросы, связанные с толкованием и применением указанного Договора, нормативно-правовых актов Союзного государства.

Решения Суда имеют обязательную юридическую силу и подлежат официальному опубликованию. Они принимаются двумя третями голосов от общего числа судей в соответствующем судебном заседании.

Вопросы организации и компетенции Суда союзного государства регулируются ст.ст. 50-54 Гл. IV Договора о создании Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации. Составляется программа обобщения, куда включаются вопросы о качестве предварительного следствия и дознания, недостатках и ошибках судебной деятельности по данной категории дел, причинах и условиях, способствующих совершению преступлений и т.п. Наметив период (квартал, полугодие, год и т.д.) и программу обобщения, изучается каждое дело избранной категории и даются ответы на поставленные вопросы.

В заключении формулируются выводы и разрабатываются предложения по устранению выявленных недостатков и улучшению деятельности суда и правоохранительных органов на территории района (города).

Для подготовки обобщения используется и статистическая отчетность, которая постоянно ведется в районном (городском) суде. Она включает ежеквартальные отчеты о работе суда по рассмотрению гражданских, уголовных и административных дел, отчет о работе судебных исполнителей. Основой этих статистических отчетов служит первичный учет, который заключается в ведении учетно-статистической карточки на каждое дело, исполнительное производство и статистический карточки на подсудимого.

Организация повышения квалификации судей и работников аппарата районного (городского) суда возложена на его председателя. Формы повышения квалификации разнообразны и зависят от профессионального уровня работника: стажировка в вышестоящих судах, обучение на краткосрочных курсах, в средних и высших юридических учебных заведениях, производственные совещания и семинары.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие судебной системы и принципы ее построения в Республике Беларусь.

2. Понятие и виды звеньев судебной системы Республики Беларусь.

3. Понятие, виды и полномочия судебных инстанций в Республике Беларусь.

4. Суды первой инстанции в Республике Беларусь, их виды и полномочия.

5. Суды второй (кассационной) инстанции в Республике Беларусь, их виды и полномочия.

6. Суды надзорной инстанции в Республике Беларусь, их виды и полномочия.

7. Суды феодальной Беларуси.

8. Судебная система России после реформы 1864 года.

9. Основные этапы истории суда в РБ (БССР) и бывшем СССР.

10. Действующая судебная система Республики Беларусь. Общая характеристика.

11. Районный (городской) суд. Место в судебной системе, полномочия, организация.

12. Судебный исполнитель. Задачи и порядок назначения.

13. Минский городской суд и областные суды. Место в судебной системе, полномочия, структура, порядок формирования.

14. Верховный Суд Республики Беларусь. Место в судебной системе, полномочия, структура.

15. Состав и полномочия Президиума и Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

16. Военные суды Республики Беларусь. Их задачи и подсудность.

17. Система военных судов Республики Беларусь. Состав и порядок формирования.

18. Конституционный Суд Республики Беларусь. Задачи, порядок формирования и полномочия.

19. Хозяйственные суды Республики Беларусь. Задачи, порядок формирования и полномочия.

В Соглашении о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., государства-учредители поставили перед собой задачи всестороннего и сбалансированного развития государств, в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции, отказа от применения силы, экономических или любых других методов давления.

Содержание

История суда;
Структура Экономического Суда СНГ;
Судьи Экономического Суда СНГ;
Совершенствование деятельности Экономического Суда СНГ;
Экспертно-аналитическая деятельность Экономического Суда СНГ;
Аппарат;
Компетенция Экономического Суда СНГ;
Порядок обращения в Экономический Суд СНГ;
Порядок обращения в Экономический Суд СНГ с запросами о толковании.

Вложенные файлы: 1 файл

Doklad-Ekonomichesky_sud_SNG_Ivanov_Kolina.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики

Институт Международного Бизнеса и Права

Кафедра: таможенного дела и логистики

Выполнили: студенты 1 курса гр. 1440

Иванов И.А, Колина Д.И.

Хейфец Виктор Лазаревич

  1. История суда;
  2. Структура Экономического Суда СНГ;
  3. Судьи Экономического Суда СНГ;
  4. Совершенствование деятельности Экономического Суда СНГ;
  5. Экспертно-аналитическая деятельность Экономического Суда СНГ;
  6. Аппарат;
  7. Компетенция Экономического Суда СНГ;
  8. Порядок обращения в Экономический Суд СНГ;
  9. Порядок обращения в Экономический Суд СНГ с запросами о толковании.

В Соглашении о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., государства-учредители поставили перед собой задачи всестороннего и сбалансированного развития государств, в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции, отказа от применения силы, экономических или любых других методов давления.

В Алма-Атинской декларации, принятой 21 декабря 1991 года заявлено о том, что взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества.

Одновременно в рамках СНГ начала активно формироваться правовая основа межгосударственного сотрудничества в самых разных сферах. Данное обстоятельство выявило необходимость безотлагательного создания эффективного международного института разрешения возможных споров между суверенными субъектами международного права, исходя из необходимости обеспечения в рамках Содружества равных возможностей для надлежащей защиты прав и законных интересов участников международных экономических отношений. Актуальность проблемы обуславливалась в значительной мере и тем обстоятельством, что в рамках Содружества отсутствовала независимая структура, наделенная полномочиями осуществлять разъяснение точного смысла положений заключаемых в СНГ международных соглашений, актов органов СНГ, количество которых неуклонно росло.

Кроме того, на протяжении ряда лет с момента создания Содружества продолжали действовать отдельные акты законодательства бывшего Союза ССР. В связи с этим на практике периодически возникал конфликт компетенций между ними и международно-правовыми актами СНГ.

Данные обстоятельства также показали необходимость создания международного судебного органа, обладающего необходимыми правомочиями по разрешению дел, не относящихся к компетенции национальных судов государств-участников СНГ.

Дальнейшее изучение вопроса о наиболее адаптированной к реалиям Содружества организационно- правовой формы института разрешения споров позволило сделать однозначный вывод в пользу учреждения именно международного судебного органа, исключив элементы арбитража, как не отвечающего по ряду принципиальных позиций специфическим целям и задачам разрешения дел в сфере межгосударственного сотрудничества. Тем более, как ранее доказала практика иных авторитетных международных организаций (ООН, ЕС), только судебный институт является наиболее эффективным, действенным и результативным для цивилизованного разрешения споров.

Решение о создании Хозяйственного Суда Содружества — так первоначально был обозначен Экономический Суд СНГ — было принято при заключении Соглашения о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран-участниц СНГ от 15 мая 1992 года в г.Ташкенте.

Целью Хозяйственного Суда Содружества определено разрешение межгосударственных экономических споров, которые не могут быть отнесены к компетенции высших хозяйственных (арбитражных) судов государств Содружества (статья 5).

Одновременно государствами- участниками данного Соглашения поручено высшим хозяйственным и арбитражным судам государств-участников СНГ внести на очередное заседание Совета глав государств-участников СНГ предложения по персональному составу Хозяйственного Суда Содружества и проект Положения об этом Суде.

В рамках выполнения данного поручения при подготовке статутных документов создаваемого суда было принято решение назвать его Экономическим Судом Содружества Независимых Государств, что наиболее полно отражало задачи, которые предстояло решать первому на пространстве Содружества международному судебному органу.

6 июля 1992 года на заседании высшего органа Содружества — Совета глав государств СНГ в городе Москве руководителями восьми стран — Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан подписано Соглашение о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств, которым одновременно утверждено Положение об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств.

Подписанием данного международного договора была открыта страница международного правосудия в Содружестве. Государства-участники СНГ подтвердили свое стремление неуклонно следовать общепризнанным нормам и принципам международного права, одним из которых является разрешение споров и урегулирование конфликтов мирными средствами.

Соглашением о статусе Экономического Суда СНГ от 6 июля 1992 года местом нахождения Экономического Суда определен город Минск (статья 3).

22 ноября 1996 года заключен Договор между между Республикой Беларусь и Экономическим Судом Содружества Независимых Государств об условиях пребывания Экономического Суда Содружества Независимых Государств на территории Республики Беларусь. Договор ратифицирован Законом Республики Беларусь от 2 июня 1997 года № 42-З.

Пунктом 15 Положения об Экономическом Суде СНГ установлено, что Экономический Суд СНГ является юридическим лицом, имеет печать со своим наименованием.

Структура Экономического Суда СНГ

Коллегии Экономического Суда СНГ создаются полным составом Экономического Суда СНГ из числа судей Экономического Суда СНГ в количестве трех или пяти судей для рассмотрения споров, отнесенных к компетенции Экономического Суда СНГ Регламентом.

Деятельностью коллегии Экономического Суда СНГ руководит председательствующий, избираемый полным составом Экономического Суда СНГ из числа судей Экономического Суда СНГ, входящих в состав коллегии.

Коллегия Экономического Суда СНГ правомочна принимать решения в случае, если в ее составе не менее трех судей.

Полный состав Экономического Суда СНГ состоит из всех судей Экономического Суда СНГ.

Полный состав Экономического Суда СНГ правомочен принимать решения в случае, если на его заседании присутствуют не менее двух третей от числа избранных (назначенных) и приступивших к исполнению своих обязанностей судей Экономического Суда СНГ.

Высшим коллегиальным органом Экономического Суда СНГ является Пленум Экономического Суда СНГ (далее — Пленум).

В состав Пленума входят:

-судьи Экономического Суда СНГ;

-председатели верховных, высших хозяйственных (арбитражных) судов и иных высших государственных органов, разрешающих в государствах-участниках Соглашения о статусе Экономического Суда СНГ от 6 июля 1992 года экономические споры.

Председатель Экономического Суда СНГ является Председателем Пленума.

Секретарь Пленума избирается членами Пленума из его состава большинством голосов открытым голосованием сроком на пять лет.

В соответствии со статьей 25 Регламента Пленум:

-рассматривает жалобы на решения коллегий Экономического Суда СНГ;

-принимает рекомендации по обеспечению единообразной практики применения договоров, а также актов Содружества при разрешении экономических споров;

-разрабатывает и вносит на рассмотрение государств-участников Соглашения о статусе Экономического Суда СНГ от 6 июля 1992 года, органов и институтов Содружества предложения по устранению коллизий в законодательстве государств-участников Содружества;

-в пределах своей компетенции принимает Регламент и другие акты, регулирующие деятельность Экономического Суда СНГ, вносит в них изменения и дополнения;

-определяет функции судей Экономического Суда СНГ, выполняемые ими в период между сессиями;

-определяет основные направления деятельности Экономического Суда СНГ, заслушивает информацию о его работе;

-рассматривает вопросы, связанные с финансированием Экономического Суда СНГ;

-выполняет функции, отнесенные к его ведению Советом глав государств Содружества.

Пленум является правомочным при условии участия на его заседании не менее двух третей от общего числа его членов.

По предложению Председателя Экономического Суда СНГ либо не менее одной трети состава Пленума созывается внеочередное заседание Пленума.

На заседании Пленума по приглашению Председателя Экономического Суда СНГ могут присутствовать представители органов, институтов Содружества и другие лица.

Вопросы, выносимые на рассмотрение заседания Пленума, подготавливаются Председателем Экономического Суда СНГ совместно с Секретарем Пленума. Вопросы, требующие безотлагательного решения, а также иные вопросы в повестку дня очередного и внеочередного заседания Пленума включаются по предложению более половины членов Пленума, а также по инициативе Председателя Экономического Суда СНГ.

Повестка дня заседания Пленума доводится до сведения членов Пленума за пятнадцать дней до даты созыва заседания Пленума, кроме случаев созыва внеочередного заседания, когда повестка дня должна быть доведена до сведения членов Пленума за три дня до заседания.

Работой заседания Пленума руководит Председатель Экономического Суда СНГ.

Очередность рассматриваемых на заседании Пленума вопросов определяется повесткой, если Пленум не решит иное.

Участвующие в заседании члены Пленума не вправе воздерживаться от голосования.

Решение Пленума является окончательным, принимается в форме постановления и подписывается Председателем Экономического Суда СНГ и Секретарем Пленума.

Судьи Экономического Суда СНГ

В соответствии с пунктом 6 Положения об Экономическом Суде СНГ Экономический Суд СНГ образуется из равного числа судей от каждого государства-участника. Соглашением о статусе Экономического Суда СНГ от 6 июля 1992 года квота числа судей от государств-участников была установлена в количестве двух человек (статья 2).

Решением Совета глав государств СНГ о мерах по дальнейшему повышению эффективности деятельности органов Содружества Независимых Государств и оптимизации их структуры от 2 октября 2002 года число судей Экономического Суда СНГ с 1 января 2003 года доведено до одного от каждого государства-участника.

В соответствии с Положением об Экономическом Суде СНГ судьи Экономического Суда СНГ избираются (назначаются) в порядке, установленном в государствах-участниках для избрания (назначения) судей высших хозяйственных, арбитражных судов государств- участников Содружества, сроком на 10 лет на строго профессиональной основе из числа судей хозяйственных, арбитражных судов и иных лиц, являющихся специалистами высокой квалификации в области экономических правоотношений, имеющих высшее юридическое образование.

Довольно широко распространено мнение о том, что принятые главами государств и правительств СНГ более четырехсот соглашений и договоров не работают, само Содружество создавалось лишь для цивилизованного "развода" республик при распаде бывшего СССР, а процесс интеграции государств Содружества застопорился, по существу не начавшись. Подобные взгляды, во многом справедливые, не должны затмевать тот "конструктив", который уже имеется либо четко обозначился в деле укрепления СНГ, в том числе в вопросе создания и совершенствования его организационно-правовой базы.

В своем развитии эта база, если рассматривать схематично, прошла несколько этапов, практически каждый из которых характеризуется принятием "ключевого" межгосударственного соглашения:

1) декабрь 1991 года-январь 1993 года - провозглашение создания СНГ, формирование его исходной правовой базы в форме отдельных межгосударственных соглашений, принятие решений об образовании отдельных координационно-руководящих и иных органов Содружества и начало их работы;

2) январь 1993 года-сентябрь 1993 года - разработка и принятие Устава СНГ, начало деятельности его органов и институтов;

3) сентябрь 1993 года-октябрь 1994 года - разработка и заключение Договора о создании Экономического союза, деятельность органов и институтов СНГ в режиме межгосударственной координации;

4) октябрь 1994 года-настоящее время - реализация положений Договора об Экономическом союзе, создание Межгосударственного экономического комитета (МЭК) - первого в СНГ органа с надгосударственными полномочиями.

Таким образом, в своих организационно-правовых формах развитие интеграции в СНГ за три с небольшим года прошло немалый путь. Сегодняшнее же состояние организационно-правовой базы Содружества можно оценить следующим образом:

а) создан правовой "каркас", "скрепляющий" суверенные государства в Содружестве (прежде всего это Устав СНГ и Договор о создании Экономического союза);

б) образованы и действуют (не все - по разным причинам) органы и институты Содружества; всего их создано более пятидесяти, в основном (более сорока) они дислоцируются в г.Москве; это и уставные органы, в том числе Советы: глав государств, глав правительств, министров обороны, министров иностранных дел, а также Экономический суд и Исполнительный секретариат, и координационноотраслевые, работающие в сферах экономики, культуры, здравоохранения, оборонной, образования и пр.;

в) заключены и в определенной мере исполняются многосторонние межгосударственные и межправительственные соглашения по самым различным направлениям;

г) разработан, утвержден и начал претворяться в жизнь Перспективный план интеграционного развития СНГ (в основном речь идет о разработке правовых документов Содружества на перспективу).

Экономический суд СНГ создан и развивается не изолированно от других органов и институтов Содружества - все вышесказанное имеет к нему и к его деятельности самое прямое отношение. По своей организационной форме Экономический суд, в отличие от многих иных органов СНГ, работающих в "импульсном" режиме, является постоянно (с октября 1993 года) работающей структурой. По своей природе это межгосударственный судебный орган с обязательной для участвующих в Соглашении о его статусе государств юрисдикцией, правомочный выносить решения только рекомендательного характера. С принятием в июле 1994 года Пленумом Экономического суда Регламента Экономический суд приобрел помимо материально-правовой и процессуально-процедурную основу своей деятельности. За время своего существования Экономический суд рассмотрел три дела: о толковании межгосударственных соглашений и спор экономического характера между Республикой Беларусь и Республикой Казахстан (декабрь 1994 года).

Малое число судебных дел, рассмотренных Экономическим судом СНГ, объясняется, во-первых, тем, что Содружество пока находится в стадии формирования, обретения своей стабильной правовой базы; во-вторых, известным правовым нигилизмом чиновников любого уровня фактически всех государств Содружества, предпочитающих решать спорные правовые вопросы не судебным путем, и, в-третьих, безусловно изначально необоснованно суженной компетенцией самого Экономического суда.

Но сначала о тех спорах, которые в принципе и не должны быть предметом "забот" Экономического суда Содружества, хотя они являются межгосударственными либо подлежащими разрешению на межгосударственном уровне. Это споры межгосударственные, например территориальные, дела "надгосударственные", например о соблюдении прав человека, и ряд иных категорий.

Кроме того, рядом межгосударственных и межправительственных соглашений государств Содружества предусмотрено, что разрешение споров, вытекающих из этих соглашений (по их применению, толкованию и пр.), будет осуществляться Экономическим судом СНГ. При этом либо целиком данные соглашения, либо их отдельные разделы или статьи нельзя отнести к категории чисто экономических. Речь, в частности, идет о Соглашении от 24 сентября 1993 года о совместных мерах по предупреждению и предотвращению блокады, о Соглашении от 23 декабря 1993 года о межгосударственных перевозках опасных и разрядных грузов, о Решении от 21 октября 1994 года об Общем положении о межгосударственных (межправительственных) органах Содружества и Примерном соглашении межгосударственного (межправительственного) органа Содружества с государством местонахождения об условиях его пребывания (речь идет именно о разрешении споров между органом Содружества и государством его местонахождения по условиям соглашения между ними). Подобные споры, видимо, правильнее было бы назвать спорами организационного характера, а последний - даже не межгосударственным по своему субъектному составу.

Таким образом, в Содружестве существует осознаваемая потребность в создании механизма разрешения межгосударственных и "надгосударственных" споров, а также споров с иным субъектным составом неэкономического характера.

На сегодняшний день в Содружестве заключено 25 межгосударственных и межправительственных многосторонних соглашений, разрешение споров по которым должно проходить по иным процедурам, не предусматривающим передачу дела в Экономический суд СНГ. Обычно речь идет о процедурах взаимных консультаций, переговоров, создания специальных комиссий из представителей спорящих сторон и пр., хотя этот путь разрешения споров заведомо неэффективен.

Интеграция государств в Содружестве требует сближения, синхронизации национального законодательства государств Содружества.

Учитывая общепринятый примат межгосударственных соглашений над национальным законодательством, в СНГ необходима надгосударственная судебная структура, позволяющая определять соответствие (или несоответствие) Конституции или иного закона (его конкретного положения) государства Содружества межгосударственному соглашению либо иному акту Содружества.

Надгосударственный судебный орган в Содружестве необходим и для рассмотрения дел о нарушениях прав человека. Эта проблема сегодня актуальна для всего без исключения пространства бывшего СССР. Обеспечение прав человека при их нарушениях в государстве - не дело только этого государства, тем более если эти нарушения допускают органы данного государства. Органами СНГ принят ряд документов по проблемам прав человека в СНГ, в том числе Декларация глав государств о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод (Москва, 24 сентября 1993 года).

Готовится Конвенция СНГ по правам человека, утверждено Положение о Комиссии по правам человека в СНГ (вступление в действие которого, правда, отложено до дополнительного решения Совета глав государств Содружества). Эти документы вопрос о судебной защите прав человека в СНГ на межгосударственном уровне не решают. В соответствии со ст. 33 Устава СНГ Комиссия по правам человека является лишь консультативным органом Содружества и призвана наблюдать за выполнением обязательств по правам человека, взятых на себя государствамичленами в рамках Содружества. Поэтому представляется, что оптимальным решением указанной проблемы будет создание судебного органа СНГ по правам человека.

И наконец, еще об одной категории споров, изначально не предназначенных, исходя из их природы, для разрешения Экономическим судом. Это трудовые споры, в которых одной стороной является орган, институт Содружества, а другой - работники этих органов, институтов как межгосударственные служащие, обладающие иммунитетом от национальной юрисдикции.

А теперь о тех спорах и тех делах, которые могли бы быть "включены" в компетенцию Экономического суда.

В соответствии с Положением об Экономическом суде СНГ, утвержденным Соглашением Совета глав государств Содружества 6 июля 1992 года, Экономический суд разрешает лишь межгосударственные экономические споры (то есть субъектами споров могут быть лишь государства, а сами споры должны носить экономический характер), и только двух категорий: а) возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями Совета глав государств, Совета глав правительств (актов Содружества) и других его институтов;

б) о соответствии нормативных и других актов государств - участников Содружества, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам Содружества. При этом обязательная юрисдикция Экономического суда распространяется не на все государства Содружества. В силу действующих конституционных процедур Азербайджан, Грузия, Молдова и Туркменистан (они же члены Экономического союза) как не подписавшие либо не ратифицировавшие (равно не сдавшие ратификационные грамоты государству-депозитарию) Соглашение о статусе Экономического суда СНГ от 6 июля 1992 года под его обязательную юрисдикцию не подпадают.

Следовательно, рассмотрение межгосударственных споров, когда:

а) одной стороной является государство - участник Соглашения от 6 июля 1992 года, а с другой государство - член Содружества, но не участник этого Соглашения;

б) лишь одной стороной является государство - член Содружества;

в) все спорящие стороны - члены Содружества, но не участники Соглашения от 6 июля 1992 года;

г) все стороны - не члены Содружества (это вообще-то для СНГ несколько гипотетическая ситуация) - выходит за рамки компетенции Экономического суда.

Разумеется, для этих категорий межгосударственных споров вполне доступны судебные органы ООН, в котором все государства Содружества состоят, но преимущества Суда СНГ здесь настолько очевидны, что в какой-либо аргументации этот постулат не нуждается. Поэтому представляется важным эти категории межгосударственных споров с участием государств - участников Содружества "включить" в сферу юрисдикции Экономического суда. В принципе эта задача может быть решена, если Экономический суд Содружества станет органом добровольной юрисдикции и будет действовать в режиме третейского судопроизводства. Характерно, что в таком режиме Экономический суд может работать и как институциональный орган и как ad hoc, но в любом случае вопросы передачи споров на его разрешение и процедуры их разрешения должны быть согласованы между сторонами в споре и с Судом.

Нет оснований считать,что межгосударственных споров

экономического характера между государствами Содружества или с их

участием в ближайшей перспективе будет много. Однако сам факт

существования Суда, наличие возможности решить многие спорные вопросы

в судебном порядке играет свою умиротворяющую и стабилизирующую для

Содружества роль. Кстати, и Суд ЕС в первые годы своего существования также разрешал одно-два дела в год, да и сейчас для Суда ЕС межгосударственные споры - явление исключительное.

В последнее время многие субъекты Российской Федерации заключают договоры с государствами СНГ; заключаются также договоры и между областями разных государств СНГ. Правовая основа таких договоров выражена слабо, они имеют скорее политическую окраску, однако стороной в гражданских отношениях в России в соответствии со ст. 124 нового ГК РФ теперь могут выступать субъекты Федерации (практически идентична этому редакция ст. 148 части первой проекта Гражданского кодекса государств СНГ). Это позволяет всем государствам Содружества ввести в гражданский оборот новый субъект права - административно-территориальные единицы.

Становятся ли области государств СНГ (в том числе российские), выступая во внешних для своего государства экономических отношениях, субъектами международного права? А главное - кто и в каком порядке будет разрешать возникшие при исполнении таких договоров споры? Ведь приравнять экономические споры между, например, субъектом Российской Федерации, с одной стороны, и любым государством Содружества (за исключением, разумеется, России) - с другой, и даже между двумя областями разных государств Содружества (вытекающие из заключенных между ними договоров) к обычному спору, основанному на гражданскоправовых отношениях, будет - с точки зрения правовой природы этих споров - неправильно. Следовательно, действующий сегодня организационно-правовой механизм разрешения споров между хозяйствующими субъектами разных государств Содружества неприменим. Но поскольку это заведомо не межгосударственные споры, в компетенцию Экономического суда СНГ они также не входят.

На "подходе" же еще один, более сложный субъект "внешних" для своего государства споров. Речь идет об ассоциациях экономического взаимодействия (добровольных объединениях) субъектов Российской Федерации типа "Большая Волга", "Нечерноземье", МАСС (всего их восемь). Их уставы предусматривают возможность заключения договоров с государствами СНГ или с их крупными административно-территориальными единицами.

Практически открытыми на сегодня являются вопросы о том, кто и в каком порядке будет разрешать споры между:

а) органами, институтами Содружества;

б) органом, институтом Содружества, с одной стороны, и государством Содружества - с другой;

в) государством Содружества и хозяйствующим субъектом другого государства Содружества;

г) государством Содружества и межгосударственным хозяйствующим субъектом Содружества (транснациональным объединением, финансово-промышленной группой и т. п.);

д) хозяйствующими субъектами разных государств Содружества, входящими, к примеру, в одно транснациональное объединение, либо между хозяйствующим субъектом и органом управления объединения (в тех, разумеется, случаях, когда учредительными документами объединения либо актами Содружества этот вопрос не решен);

е) органом, институтом Содружества, с одной стороны, и хозяйствующим субъектом государства Содружества либо межгосударственным хозяйствующим субъектом Содружества - с другой, и ряд других.

Наконец, представляется несовершенным существующий ныне механизм разрешения экономических споров между хозяйствующими субъектами разных государств Содружества, когда такой спор разрешает в силу соответствующих межгосударственных соглашений арбитражный (хозяйственный) суд государства Содружества, обычно по месту нахождения стороныответчика. Проблемы здесь состоят прежде всего в том, что суд при разрешении спора руководствуется законодательством (весьма обширным) именно своего государства, труднодоступным или вообще недоступным для истца, дислоцирующегося в другом государстве. Это приводит к осознанию предпринимателями и хозяйственными руководителями того обстоятельства, что, заключая договор с иностранным партнером, они и при нарушении договора контрагентом могут оказаться фактически в неравноправном положении без необходимой судебной защиты своих прав. Это иногда влечет отказ от заключения сделок с иностранными партнерами даже при очевидной их выгодности, чем в немалой степени объясняются разрывы хозяйственных связей в Содружестве. Ясно, что здесь нужен судебный орган, не "принадлежащий" к государству одной из спорящих сторон и не использующий при разрешении спора национальное законодательство одной из спорящих сторон.

Обозначенные выше проблемы могут быть, по-видимому, решены единственным способом - созданием на базе Экономического суда СНГ (соответствующим решением глав государств) суда с надгосударственными полномочиями. Этот суд мог бы рассматривать дела по определенным категориям. Для этого целесообразно образовать в нем следующие коллегии:

а) по разрешению межгосударственных экономических споров (здесь сохраняется и даже расширяется юрисдикция Экономического суда СНГ за счет передачи споров с участием органов, институтов Содружества, крупных административно-территориальных единиц государств СНГ и т. д.);

б) по разрешению межгосударственных споров (территориальных, "организационных" и т. п.);

в) по рассмотрению дел о соответствии конституций и законов государств - участников Содружества межгосударственным соглашениям и иным актам СНГ;

г) по делам о соблюдении прав человека в Содружестве;

д) по разрешению трудовых споров между органами, институтами Содружества и работниками этих органов, институтов, обладающими иммунитетом от национальной юрисдикции;

е) по разрешению экономических споров между хозяйствующими субъектами разных государств в Содружестве (отличающихся несколькими признаками, например: крупных; между предприятиями разных государств, но одного транснационального объединения; прямо вытекающих из межгосударственного соглашения и т. д.).

Суд Содружества изначально мог бы быть наделен правом работать также в режиме третейского судопроизводства. Необходимо будет создать

- в форме, например, Регламентов - различные процедуры рассмотрения дел разных категорий (точнее, процессуально-правовые базы деятельности разных коллегий Суда). Желательно предусмотреть возможность привлечения к процессу рассмотрения дел органов, институтов Содружества. Есть смысл в создании в этом Суде кассационной и надзорной инстанций - в виде Президиума и Пленума, в работе которых принимали бы участие руководители всех ветвей судебной власти государств Содружества - Конституционных, Высших арбитражных (хозяйственных) и Верховных судов. Важно осознать, что необходимая динамика в процессе интеграции государств Содружества без подобного судебного органа попросту невозможна.

Список литературы

М. КЛЕАНДРОВ, судья от Российской Федерации в составе Экономического суда СНГ, доктор юридических наук, профессор. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СНГ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Теги: Экономический суд СНГ: проблемы и перспективы Реферат Международное право


После распада СССР в странах, которые ранее считались ее республиками, начала создаваться коалиция, которая получила название СНГ, или Содружество Независимых Государств. Ежегодно их правительства и главы принимают огромное количество соглашений и договоров, которые на международном уровне практически не котируются. В частности, подобная оценка имеется, поскольку процесс международной интеграции этих стран во многом так и не продолжился, а уже долгие годы стоит на одном месте. Только в последнее время созданные когда-то органы и институты начали работать на более или менее должном уровне. Одним из них смело можно назвать Международный экономический суд СНГ.

Историческая справка

Создание особого органа, который мог бы вмешаться в экономические споры между странами СНГ, было изначально предусмотрено по принятому ими Соглашению о мерах обеспечения улучшения расчетов между хозяйственными организациями. Именно этот документ был заложен в основу Положения об экономическом суде СНГ.

Флаг СНГ

Дальнейшее развитие данного органа продолжалось одновременно с иными институтами, однако при этом имелись свои особенности. К примеру, согласно заключенному соглашению, данный суд должен работать постоянно, а не периодами, как многие иные органы власти стран СНГ. Все это сделало экономический суд СНГ межгосударственным судебным органом, который имеет обязательную юрисдикцию в странах, подписавших Соглашение, то есть в СНГ.

Структура суда

На основании последних изменений, которые были внесены в 2017 году, экономический суд СНГ имеет следующую структуру (на ее основании он и функционирует):

  1. Пленум экономического суда Содружества Независимых Государств.
  2. В полном составе (то есть помимо Председателя суда) заседает по одному судье на каждую страну-участницу СНГ.
  3. В составе палат, в деятельность которых входит решение спорных ситуаций и рассмотрение проблем, касающихся толкования норм права.

экономический суд СНГ

Для разрешения любого дела собирается специальная палата, которая состоит из трех судей. Они назначаются Председателем экономического суда СНГ по запросу одного из государств-участников в соотношении по одному судье от каждой из сторон, а третьего - в качестве нейтральной стороны.

Председатель

На данный момент обязанности Председателя выполняет Каменкова Людмила Эдуардовна. Представляет она в экономическом суде СНГ Республику Беларусь. Свои обязанности исполняет с 15 декабря 2011 года, то есть уже довольно долгий срок. Выбрана она была на основе решения остальных судей. Имеет большое количество наград и званий. До непосредственного перехода в данный суд работала в Министерстве иностранных дел Белорусии.

Компетенция

На настоящий момент в компетенцию экономического суда СНГ входит обеспечение экономических обязательств между всеми этими странами. Непосредственно на их рассмотрение отправляются дела, которые возникли из-за споров в области экономических обязательств. Однако по решению стран-участниц им могут быть назначены и другие дела, предусмотренные соглашением. Довольно часто они также толкуют нормы экономического права и консультируют законодательные акты по вопросам в экономической сфере.

заседание экономического суда СНГ

Из этого следует, что в ведении данного суда находятся дела, которые:

  • возникли непосредственно при исполнении экономических обязательств между странами Содружества и их институтов;
  • дают заключение о том, что принятые в странах нормативно-правовые акты по экономическим соглашениям и вопросам соответствуют уже существующим актам и не затрагивают чьих-либо прав.

Права и обязанности

Как и любой государственный орган, Международный экономический суд СНГ имеет свой ряд прав и обязанностей. Например, он имеет право запрашивать необходимые для рассмотрения дел материалы у любой из участвующих стран и их органов власти. Все решения экономического суда СНГ должны приниматься внимательно и тщательно. Следует принять во внимание, что ответить отрицательно на требования суда не может ни одна из стран-участниц, пока он действует в пределах своей компетенции.

Закон и справедливость

Первым делом осуществлять свою деятельность они должны, полностью опираясь на существующий Регламент экономического суда СНГ. Ведется процесс судопроизводства на едином языке, признанном межгосударственным.

Принятые решения

Вопрос о том, являются ли решения данного суда обязательными, остается во многом спорным, поскольку их правовая сила не указана ни в одном из учредительных документов. Именно поэтому считается, что такие решения станут обязательными только в плане юридической квалификации имеющихся обстоятельств дела, а во всех остальных - в каком именно объеме следует устранять последствия и нарушения виновному государству - лишь рекомендательным. Несмотря на то, какую степень власти подобные решения имеют, они в обязательном порядке должны после принятия быть опубликованы в СМИ и официальных изданиях всех стран, которые входят в состав Содружества.

Порядок обращения в суд

Любое обращение в экономический суд СНГ изначально бесплатно и не облагается пошлиной. При желании заинтересованного государства-участника или их властных органов и представителей может быть направлено заявление. Оно обязательно должно быть оформлено в надлежащем письменном виде, а затем направлено по фиксированному виду связи. В таком документе должны быть перечислены все требуемые данные, а также дополнительные документы, которые могут помочь суду в принятии решения.

Молоток судьи

После того как заявление попадает в суд, оно направляется на рассмотрение Председателю, который передает дело коллегии и назначает судей в течение десяти дней. В течение месяца коллегия принимает решение, взять ли данное дело к производству или отказать. Единственным основанием для отказа является неподсудность дела данному судебному органу. Только после этого в пятидневный срок заинтересованные лица извещаются о том, что дело начало двигаться к решению, а также назначается дата его рассмотрения.

Практика экономического суда СНГ

Несмотря на то что данный орган власти функционирует почти 20 лет, количество рассмотренных им дел довольно мало, поэтому судебная практика их решений ничтожна. При этом следует учитывать, что основная часть из них касается исключительно толкования экономических норм. Всего судебных экономических споров между государствами было решено около 13. Единым значимым для международной практики делом было Решение по делу "о защите прав инвесторов", рассмотрение которого проходило в сентябре 2014 года.

Законные акты

Именно поэтому практический смысл данного судебного органа следует искать в сфере толкования. Оно достаточно масштабно используется в странах СНГ, особенно в Беларуси и России, а также часто учитывается экспертами, которые пишут содержание договоров.

Основные недостатки

Как можно понять из всего вышеперечисленного, экономический суд имеет ряд весомых проблем, которые не дают ему работать на полной мощности.

  1. Первым делом следует понять, что его компетенция весьма ограничена, особенно если сравнивать с полномочиями иных судов регионального уровня.
  2. Из-за отсутствия правового статуса решений данного суда они остаются рекомендательными, поэтому их неисполнение не ведет к наказанию.
  3. Состав аппарата суда назначается странами СНГ, что дает весомые ограничения, ведь сами участники не могут назначить желаемую кандидатуру.

Богиня правосудия

Все это ведет к тому, что становится просто не понятно, может ли такой орган считаться вообще судебным. Больше всего он напоминает попытку ранее единых стран создать структуру, напоминающую арбитражный суд, однако на практике получился какой-то наблюдательный орган, который только и может выступать в качестве советника и толкователя.

Именно поэтому важно реформировать данный институт, основательно изменив его учредительные документы, чтобы не только расширить компетенцию, но и сделать решения обязательными к исполнению.

Читайте также: