Экономическая безопасность франции доклад

Обновлено: 30.06.2024

Повышенное внимание Франции к проблемам национальной безопасности обусловлено и тем, что, оставшись после распада колониальной империи в 1950-1970-х годах средней европейской державой с глобальными амбициями и ядерным оружием [1, 13], страна по-прежнему ведет активную внешнюю и военную политику в Европе и за ее пределами - в Средиземноморье, Африке, на Ближнем Востоке и т. д. В связи с брекзитом Франция вообще остается единственной державой ЕС, имеющей ядерное оружие и право постоянного членства в Совете Безопасности ООН, а следовательно, будет нести повышенную ответственность за обеспечение не только европейской, но и глобальной безопасности. В связи с этим актуальность обретает вопрос: каковы сегодня основные вызовы внешней и внутренней безопасности Франции и какими силами и средствами обладает Париж для их обеспечения?

Внешние вызовы для безопасности Франции

В докладе выражается беспокойство Парижа по поводу межгосударственных противоречий на Балканах, конкуренции США и Китая в Азии, проблем ядерного распространения Индии и Пакистана, кризисов вокруг Ирана и КНДР; сложной обстановки в Африке, тяжелой ситуации в Афганистане [2, 25]. В нем также указаны невоенные угрозы для безопасности Франции, исходящие из разных регионов мира: демографический рост и миграционные потоки, изменение климата, распространение вирусов, проблемы энергобезопасности, организованная преступность [2, 32]. В обзоре прописаны киберугрозы для Франции. Отмечено, что все возрастающее движение развитых стран к оцифровке данных и объединению систем повышает их уязвимость [2, 35].

Страна ведет передовые ядерные разработки, продолжая совершенствовать вооружения (боеголовка М-51.2) [4, 80-82]. Но сами французские военные признают, что при этом армия Франции не способна решать стратегические задачи и может участвовать лишь в региональных операциях ограниченного масштаба [5]. Об этом свидетельствуют ее участие в операции в Ливии 2011 года, миротворческие операции в странах Африки (Чад, Кот-д'Ивуар, ЦАР), военная кампания в Мали, начатая в 2012 году. Подтверждением служит и тот факт, что у Франции отсутствует парк тяжелой военно-транспортной авиации, необходимый для переброски войск на большие расстояния [6, 166].

Первый практический шаг в этом направлении был сделан 13 ноября 2017 года, когда 23 государства - члена ЕС подписали соглашение о вхождении в постоянное структурированное сотрудничество в оборонной сфере (PESCO). Его целью являются повышение обороноспособности стран ЕС и подготовка их вооруженных сил к операциям отдельно от НАТО или в сотрудничестве с ним. Оно предполагает уменьшение раздробленности европейских военных расходов и осуществление большого числа совместных проектов для уменьшения повторных и чрезмерных затрат на оборону (например, Франция там курирует разработку европейской программно-определяемой радиосистемы ESSOR).

Актуальные угрозы для внутренней безопасности Франции

Находясь в центре Западной Европы, Франция в последнее время испытала на себе почти все угрозы, с которыми столкнулся ЕС. Для внутренней безопасности ключевыми из них видятся две - это миграционный кризис и рост исламистского терроризма.

С проблемой миграции Франция знакома уже несколько веков, но массовый масштаб этот процесс приобрел после Второй мировой войны. Сегодня на ее территории насчитывается примерно 6-7 млн. легальных мигрантов, что представляет собой серьезную демографическую нагрузку при общей численности населения около 67 млн. человек. Волна миграции, накрывшая Европу в 2015-2016 годах, принципиально не сказалась на ситуации во Франции, поскольку страна стала транзитером для мигрантов, направлявшихся из Средиземноморья в Германию, страны Бенилюкса и Скандинавии.

Причины этого в том, что французские пособия мигрантам значительно меньше, а условия проживания (объемы социального жилья) - хуже, чем в Германии и Скандинавских странах. К тому же миграционное законодательство во Франции - одно из самых жестких в Европе. В 2017-2018 годах миграционный напор на Европу значительно уменьшился: если в 2015-2016 годах число мигрантов, прибывших в Европу, насчитывало около 1,8 млн. человек, то в 2017 году это число сократилось до 204 734 человек, на 77% меньше [11]. Но возникла проблема с распределением их в странах ЕС, поскольку его восточноевропейские члены отказываются принимать прибывающих беженцев.

Для того чтобы разрешить этот кризис, грозящий единству ЕС, Макрон, поддерживая, как и канцлер А.Меркель, принцип равномерного распределения мигрантов в странах ЕС, предложил разработать программу развития стран Африки, чтобы предотвратить массовый выезд их граждан в Европу, создать в ЕС закрытые центры приема мигрантов, а также особые службы, задачей которых должна стать отправка на родину мигрантов, получивших отказ в праве на убежище. Макрон высказался также за введение финансовых санкций против стран ЕС, отказывающихся принимать мигрантов согласно установленным квотам.

Французы прекрасно знакомы с проблемами нелегальной миграции, символом которой стал печально известный лагерь беженцев во французском городе Кале, на берегу Ла-Манша. Если раньше они достаточно лояльно относились к приезду в страну мигрантов, то сейчас рост миграции все больше беспокоит французов. Так, в 2007 году 49% французов считали, что прием иммигрантов - это шанс для развития Франции, а 45% полагали, что власти эффективно борются с нелегальными мигрантами, сейчас же таковых - 30 и 24%, соответственно [12, 10]. В ходе выборов 2017 года миграционный вопрос стал одним из центральных в повестке кампании, позволив лидеру ультраправого Национального фронта М.Ле Пен выйти во второй тур президентских выборов. В июле 2018 года 57% французов высказывали недовольство уже иммиграционной политикой Макрона [13].

Сегодняшняя Франция далека от стабильности и всеобъемлющей безопасности, и французы не скрывают своей озабоченности проблемами безопасности, как внутренней, так и внешней, которые в последнее время оказались тесно связаны. В череде самых разных угроз для безопасности страны, военного и невоенного характеров, наиболее острой стала террористическая угроза, часто имеющая внешнее происхождение, но проявляющая себя на территории Франции. В связи с этим за последние годы во Франции заметно усилилось осознание необходимости надежной обороны.

По оценкам аналитиков, такая тенденция будет нарастать и благодаря обостряющейся ситуации на Ближнем Востоке, в Передней Азии и особенно в Африке. Внешнее происхождение имеет и миграционная проблема, но ее последствия (рост оргпреступности, проблемы адаптации мигрантов во французском обществе) несравнимы с террористической, хотя джихадисты пользуются миграционным потоком для проникновения во Францию. Разумеется, существуют и другие риски, указанные выше, - ядерное распространение, экономические, энергетические, климатические, санитарные и киберугрозы. О взаимосвязи внешних и внутренних вызовов говорит и то, что в целях их предотвращения используются (или могут использоваться) одни и те же структуры: армия, силы и средства ЕС и НАТО.

Общность вызовов, с которыми столкнулись как Франция и другие страны ЕС, так и Россия (терроризм, ядерное распространение, климат, вирусы и т.д.) объективно способствует развитию диалога в сфере безопасности между Россией и Евросоюзом - причем не только в классической военной области, но и других измерениях. В этом контексте нельзя не обратить внимание на заявления Макрона о необходимости пересмотра отношений с Россией, сделанные в августе 2018 года в Париже и Хельсинки [23]. Хотелось бы верить, что за ними последует продолжение: действия, помогающие сформировать повестку, отвечающую интересам Брюсселя и Москвы и главное реализуемую, несмотря на существующие серьезные противоречия по ряду острых международных проблем.

Списоклитературы

4. Тимофеев П.П. Особенности ядерной политики Франции в начале XXI века // Мировая экономика и международные отношения 2017. Т. 61. №4. С. 81-90.

6. Зуева К.П. Атлантическое направление внешней политики президента Э.Макрона // Франция при Президенте Э.Макроне: в начале пути / Отв. ред.: М.В.Клинова, А.К.Кудрявцев, Ю.И.Рубинский, П.П.Тимофеев. М.: ИМЭМО РАН, 2018. С. 161-167.

Сегодня объективно сохраняется общность интересов России и других государств по многим проблемам безопасности. Однако многосторонние механизмы поддержания мира и безопасности как на глобальном уровне (ООН), так и в регионах (ОБСЕ, СНГ) еще недостаточно эффективны. Это ограничивает возможности их использования для обеспечения интересов национальной безопасности политико-правовыми средствами.

Во Франции отсутствует единый документ, в котором регулируются вопросы обеспечения национальной безопасности. Основные положения в сфере обеспечения безопасности Франции содержатся в Ордонанс \"О национальной обороне" (от 7 января 1959 г.), а также в оборонных и внешнеполитических доктринах и стратегиях.

Так, выделяются следующие виды угроз для страны: терроризм, региональный и национальный экстремизм, торговля наркотиками, неконтролируемое распространение информации. В настоящее время российская сторона предложила Франции провести заседание в Москве по противодействию угрозам. Как отметил российский министр, это позволит теснее координировать совместные действия по борьбе с терроризмом, наркопреступностью и преступностью в целом.

Выделяют три категории национальных интересов: жизненно важные, стратегические интересы, интересы, связанные со статусом Франции как мировой державы. Французские специалисты в области национальной безопасности считают, что не следует стремиться к точному определению жизненно важных интересов, потому что это может повлиять на свободу действий, оценок и принятия решений руководителями государства в случае возникновения угроз.

К жизненно важных интересам относятся: территориальная целостность, суверенитет, защита населения. Стратегические интересы заключаются в: поддержании мира на европейском континенте, в зонах, к нему прилегающих с востока и юга, в средиземноморском бассейне и на Ближнем Востоке; в сохранении полноценной экономической активности страны, свободы внешней торговли и коммуникаций, безопасности морских путей. Интересы, связанные со статусом Франции как мировой державы заключаются в: обеспечении независимости страны, выполнении международных обязательств, укреплении демократии и правопорядка.

Франция уделяет значительное внимание поддержанию высокого технологического потенциала на уровне современных требований с учетом международной обстановки. Важным стратегическим инструментом является разведка, в задачи которой входит: сбор, анализ и оценка информации с целью выработки решений по предотвращению угроз национальной безопасности.

Среди прочих национальных особенностей формирования политики национальной безопасности можно отметить следующие. Во Франции существует устойчивое внутреннее согласие о том, что страна является великой мировой державой. В отличие от США, Франция никогда не стремилась к одностороннему гегемонизму.

Отличительной особенностью руководства обеспечением национальной безопасности Франции является особая роль президента республики, что определено конституцией 1958 г., согласно которой президент является “гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров”, а также главой вооруженных сил.

В силу особого положения президента в сфере национальной безопасности, огромное значение приобрела и его функция основного идеолога ее обеспечения. Именно национальные доктрины и концепции, принятые за основные направления обеспечения безопасности, являются теми рамками, которые определяют текущие решения и дают ориентиры для перспективных. При разработке программных документов в области национальной безопасности президент опирается на советников из канцелярии президента при Елисейском дворце.

Большую роль в формировании национальной безопасности Франции играют МИД, в рамках которого функционирует Центр анализа и прогнозирования, а также Министерство национальной обороны и Генеральный штаб, отвечающие за разработку национальной военной доктрины.

Таким образом, в заключении можно сказать, что национальная безопасность Франции имеет свои особенности, достоинства возможно и недостатки. Но главное для обеспечения интересов национальной безопасности каждого государства должны использоваться политико-правовые средства.

"О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"

Эволюция политики военно-политической сдержанности к политике военных интервенций, проводимой Францией в отношении африканских стран. Анализ причин перехода к интервенционизму. Взаимодействие Франции и Великобритании в области национальной безопасности.

Рубрика Политология
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 27.11.2018
Размер файла 23,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова

Современная французская политика национальной безопасности

В статье рассматривается французская политика в области национальной безопасности и обороны. Анализируется эволюция от политики военно-политической сдержанности к политике военных интервенций, проводимой Францией в отношении африканских стран. Описываются причины данной сдержанности, а также причины перехода к политике военных интервенций. Представлено взаимодействие Франции и Великобритании в области обороны за последние пять лет.

Ключевые слова и фразы: Франция; национальная безопасность и оборона; Белая книга по обороне; интервенционизм; Франсафрика; НАТО; военная политика.

Odnostalko M.A. Modern french national security policy

The article examines the French policy in the sphere of national security and defense. The paper analyzes the evolution from the policy of military and political restraint towards the policy of military interventions conducted by France regarding African countries. The author describes the reasons for this restraint and the reasons for the transition to the policy of military interventions. The research focuses on the interaction of France and Great Britain in the sphere of defense over the last five years.

Key words and phrases: France; national security and defense; White Paper on Defence and National Security; interventionism; Franзafrique; NATO; military policy.

Произошло ли качественное изменение политики национальной обороны и безопасности французского государства? С чем связан отход Франции от политики военно-политической сдержанности на африканском континенте?

Я утверждаю, что французская политика безопасности является больше отображением непрерывности, чем изменением. Париж, наряду с Лондоном, в настоящее время заполняет пустоты, оставленные более сдержанной политикой США. Несмотря на сокращение бюджета, Франция будет по-прежнему готова и способна вмешаться в защиту своих интересов и ценностей.

Через год после избрания Франсуа Олланда в мае 2012 г. одно стало ясно: первый с 1988 г. социалистический президент Франции не будет проводить революцию в области национальной безопасности и обороны. Во время президентской кампании 2011/2012 Олланд объявил, что его основными намерениями в этой области будут вывод французских войск из Афганистана и внесение некоторых корректив в оборонную политику, таких как оживление европейского сотрудничества в области обороны. Он подчеркнул, что является больше сторонником преемственности политики своих предшественников, чем изменения. Олланд также четко дистанцировался от некоторых из его более радикальных политических союзников, объявив, что он будет полностью поддерживать и модернизировать ядерное сдерживание страны и не будет выбирать военный бюджет в качестве дойной коровы для уменьшения дефицита бюджета [3].

Можно отметить два основных принципа в деятельности президента Олланда во внешней политике и политике национальной безопасности. Один из них в том, что он явно хочет оторваться от стиля поведения и, соответственно, политики его предшественника: он стремился быть более суровым, но в то же время более последовательным. (Саркози был воспринят обществом как склонный к резким изменениям и переориентации внешней политики.) Другой, учитывая его неопытность в международных делах и обороне (хотя он был членом Комитета обороны Национального собрания), ? это осторожность, прагматичность и консервативность, как это было в период президентства Франсуа Миттерана (1981-1995). Таким образом, политика Олланда содержит несколько крупных существенных отличий от политики Саркози.

После избрания президентом Олланд заявил о своем намерении сохранить крепкие отношения с Соединенными Штатами и о том, что не будет дан обратный ход решению Саркози 2008 г. о воссоединении с военным командованием Организации североатлантического договора (НАТО) [5]. Он поручил подготовить доклад об отношениях Франции с НАТО бывшему министру иностранных дел Юберу Ведрину, который рекомендовал сохранить пребывание в составе НАТО [9].

В ходе Чикагского саммита сразу после избрания Олланд настаивал, как и его предшественник, на важности НАТО как ядерного альянса. Он выступил за поступательное развитие союзных систем ПРО на пяти условиях, которые были приемлемы с французский точки зрения: система ПРО должна дополнять, а не заменять ядерное сдерживание; политический контроль должен осуществлять надзор за её использованием; французская промышленность должна иметь свободу участия в проекте; расходы должны быть допустимыми, и диалог с Москвой следует продолжать [6].

Единственное изменение, внесенное Олландом в политику обороны и национальной безопасности, - решение по созданию расписания вывода французских войск из Афганистана в течение одного года.

Он также вернулся к классической французской позиции, подчеркивая, что миротворчество и гуманитарные операции должны двигаться только с мандатом Совета Безопасности ООН.

По сирийскому вопросу им также была выбрана преемственность: Олланд заявлял, что он может подписаться под идеей иностранного военного вмешательства в гражданскую войну в стране, учитывая мандат ООН. Таким образом, не стало удивительным, что Франция признала сирийскую Национальную коалицию как законное правительство в ноябре 2012 г. и что через два года после начала Сирийского восстания в марте 2013 г. Париж объявил, что будет стремиться к снятию эмбарго ЕС на вооружение (Европейское решение было принято 28 мая 2013 г.).

Сирийский кризис показал еще один элемент преемственности: готовность действовать, не дожидаясь Вашингтона, но в сотрудничестве с Лондоном, как это случилось с Ливией. Франция также взаимодействует с Соединенным Королевством относительно снятия эмбарго ЕС на поставки оружия в Сирию [2]. Действительно, сотрудничество с Великобританией является очень важным для Франции. Во время президентства Саркози англо-французские отношения укрепились посредством заключения договора дома Ланкастеров (2010 Lancaster House Treaty) и исторического 50-летнего соглашения, включая военное сотрудничество и обмен ядерными секретами. Для себя Олланд признал, что Великобритания остается естественным военным партнером Франции, даже если две страны решительно не согласны по многим другим европейским проблемам, таким как финансовые вопросы, экономическая политика и политическая интеграция ЕС.

Особым вопросом в области безопасности для Франции является вопрос взаимоотношений с Франсафрикой (Franзafrique).

На данный момент Франция обладает контингентом более 10 000 солдат в зарубежных интервенциях, большинство из них - в Афганистане, Ливане и Африке (около 7000 в Мали, Чаде, Кот-д'Ивуаре и Центральноафриканской Республике). Кроме того, Париж расположил почти 4000 военнослужащих на базах в Джибути, Габоне, Сенегале и в Объединенных Арабских Эмиратах. Наконец, его военное присутствие в мире также включает базы и постоянное размещение около 9000 военнослужащих во французских заморских департаментах и общинах [5].

Как объяснить этот объем военных интервенций в столь сложные экономические времена?

Франция продолжает считать, что она имеет глобальные обязанности из-за её статуса постоянного члена в Совете Безопасности ООН, что она может быть силой добра, защищая универсальные ценности. С конца Холодной войны Франция продвигает идею гуманитарного вмешательства.

Французская стратегия, конечно, содержит сильный элемент реализма. Несмотря на растущий интерес к Азии, французский стратегический фокус остается сконцентрированным на Европе, в районе Северной и Западной Африки, а также Ближнем Востоке, где находятся основные европейские интересы и где Париж сохранил крепкие экономические, культурные и политические связи.

В конце концов, Франция на данный момент имеет бюджетную и финансовую ситуацию, которая будет замедлять модернизацию и увеличивать нагрузки на вооруженные силы. Это приведет к повышению готовности Франции объединять и разделять ресурсы с некоторыми из европейских партнеров, в первую очередь, с Великобританией. Тем не менее, Париж сохраняет способность и готовность действовать самостоятельно, если это необходимо.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: политика Франции в области национальной безопасности - непрерывна, интервенционна и последовательна.

Список литературы

1. Коновалов И.П. Военные операции Франции в Африке. Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2014. 148 с.

2. Baldacchino J. Syrie: la France et la Grande-Bretagne veulent lever l'embargo sur les armes [Электронный ресурс].

3. Discours de Franзois Hollande sur la dйfense nationale а Paris le 11 mars 2012 [Электронный ресурс].

4. Discours du Prйsident de la Rйpublique а l'occasion de la XXиme Confйrences des Ambassadeurs [Электронный ресурс].

5. Forces prepositionnees [Электронный ресурс].

6. Jauvert V., Halifa-Legrand S. Mali: histoire secrиte d'une guerre surprise [Электронный ресурс].

7. Merchet J.-D. Otan: Franзois Hollande ne s'est pas opposй au bouclier antimissile [Электронный ресурс].

8. Point de presse final de M. Franзois Hollande Prйsident de la Rйpublique Franзaise au sommet de l'OTAN [Электронный ресурс].

9. Vedrine H. Report for the President of the French Republic on the Consequences of France's Return to NATO's Integrated Military Command, on the Future of Transatlantic Relations, and the Outlook for the Europe of Defence [Электронный ресурс].

Подобные документы

Внешние и внутренние политические проблемы Франции на современном этапе. Основные направления во внешней и внутренней политике Франции в начале XXI века. Формирование политики безопасности. Особенности политики нового президента Франции Николя Саркози.

реферат [24,2 K], добавлен 22.04.2011

Конфликтные способы взаимодействия в социуме. Понятие "национальной безопасности" РФ. Влияние конфликта на систему национальной безопасности. Уровень военного потенциала государства. Внутренние и внешние конфликтные угрозы национальной безопасности.

дипломная работа [83,9 K], добавлен 01.10.2014

Методология исследования национальной безопасности. Характеристика среды безопасности современной России. Основные направления деятельности государственных органов власти по предупреждению и локализации угроз внутренней безопасности России.

курсовая работа [69,7 K], добавлен 01.06.2004

Структура и стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Анализ поняти "идеология" во взаимосвязи с национальной безопасностью. Современные тенденции в развитии идеологии в РФ. Сравнительная характеристика идеологий ведущих стран мира.

реферат [53,7 K], добавлен 16.06.2010

Геополитический потенциал России и факторы обеспечения национальной безопасности государства на современном этапе. Угрозы национальной безопасности и пути их преодоления. Анализ концепций национальной безопасности России и США, преимущества и недостатки.

дипломная работа [94,0 K], добавлен 23.06.2011

Значение защищенности институциональной подсистемы для политической безопасности. Первоосновы, обуславливающие необходимость обеспечения политической безопасности страны. Объективные предпосылки для развития национальной безопасности в современной РФ.

реферат [31,6 K], добавлен 24.03.2013

Национальная безопасность как система взглядов, представлений, идей о безопасности личности, общества и государства. Глобальные проблемы современности, направления и перспективы их разрешения в будущем. Обеспечение национальной безопасности Беларуси.

ПАРИЖ, 1 марта. /ТАСС/. Президент Франции Эмманюэль Макрон опубликовал специальное обращение к личному составу национальных вооруженных сил, в котором напомнил о "регулярных трениях" французских и российских сил в прошлом, а также призвал их гарантировать безопасность Франции. Текст обращения распространила в понедельник вечером пресс-служба Елисейского дворца.

Военная операция на Украине.

"В этом контексте высокой напряженности Франция знает, что она вновь может рассчитывать на свои вооруженные силы, - говорится в заявлении Макрона. - Вместе мы будем противостоять этому кризису, сохраним наши постоянные позиции, которые гарантируют безопасность французского народа, и продолжим выполнять наши оперативные обязательства".

По мнению президента Франции, Россия начала специальную военную операцию на Украине в условиях, когда "не подвергалась агрессии или угрозам", предпочтя "использовать силу как средство выражения в международных отношениях". Он выступил с утверждением, что Россия "нарушила принципы свободы, суверенитета, права, соблюдения данного ею слова и демократии, которые разделяет Европа со своими союзниками".

Французский лидер назвал военную операцию РФ на Украине "самой серьезной и несдерживаемой демонстрацией силы со стороны России после распада СССР". В то же время, по его словам, это не первое подобное проявление, французские вооруженные силы, как он утверждает, "регулярно сталкиваются с этим, особенно в последние годы".

"Таким образом, под водой, на море, в воздухе, в космосе и на суше, в Атлантике, на Ближнем Востоке, в Средиземноморье и в Африке, в материальной и нематериальной областях, французские силы испытывают трения с российскими силами, регулярными или нерегулярными", - утверждал Макрон.

"Вооруженные силы республики, вы несете наследие, накопленное со временем, размышлениями и действиями. Я выражаю вам свое личное доверие, я знаю, что могу рассчитывать на то, что при выполнении ваших задач вы проявите высокую бдительность и необходимую сдержанность во время возможных вмешательств", - подчеркнул президент.

Боевые действия на Украине

Президент России Владимир Путин 24 февраля заявил, что в ответ на обращение руководителей республик Донбасса принял решение о проведении специальной военной операции. Российский лидер подчеркнул, что в планы Москвы не входит оккупация украинских территорий. Минобороны РФ сообщило, что российские военные не наносят удары по городам Украины, высокоточными средствами выводится из строя военная инфраструктура. Гражданскому населению ничего не угрожает, заверили в ведомстве.

Читайте также: