Экологическая культура как условие достижения устойчивого развития общества и природы доклад

Обновлено: 08.07.2024

Первостепенную роль в обеспечении устойчивого развития человечества играет экологическое образование и просвещение. Одной из важнейших задач является воспитание у молодого поколения активной гражданской позиции в вопросе сохранения природы, ее богатств, в частности, биологического разнообразия, как гаранта целостности и устойчивости биосферы.

ВложениеРазмер
ekologicheskoe_prosveshchenie_kak_neobhodimoe_uslovie_ustoychivogo_razvitiya_obshchestva.docx 16.45 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое просвещение как необходимое условие устойчивого развития общества.

Первостепенную роль в обеспечении устойчивого развития человечества играет экологическое образование и просвещение. Одной из важнейших задач является воспитание у молодого поколения активной гражданской позиции в вопросе сохранения природы, ее богатств, в частности, биологического разнообразия, как гаранта целостности и устойчивости биосферы.

Воспитание и образование молодежи — приоритетное направление развития любого общества вне зависимости от политического устройства и экономических формаций. Назревший еще на пороге третьего тысячелетия глобальный экологический кризис современной технологической цивилизации вынуждает человечество создать систему непрерывного экологического воспитания и образования, результатом которых являлось бы формирование экологического мышления — способности оценивать результаты своей деятельности с точки зрения воздействия на Природу. При этом должно оцениваться не только каждое непосредственное (сиюминутное) воздействие, но и их отдаленные последствия, сказывающиеся на последующих поколениях.

Утрата способов существования в природе, возможности взаимодействовать с ней, оторванность от природы неизбежно ведет к исчезновению связи между человеком и природой. Как следствие, накладывается отпечаток на образ жизни ребенка, его поступки.

В городской среде, в условиях недостаточной возможности общения с природой необходимо использовать среду естественно-научных музеев для формирования экологической культуры молодого поколения. Основное направление проекта «Вращение БЛАГ. Сферы Земли - изучение предметов естественнонаучного цикла в музейных комплексах за счет выхода за пределы классного помещения.

Музеи – не только научно-исследовательские, но и научно-просветительные учреждения. Сегодняшний школьник – будущий исследователь.

Человек не может жить вне природы, он един с нею (хотя это единство и противоречиво, поскольку человек вынужден преобразовывать окружающую среду, и не может жить иначе), и поэтому то, что плохо для природы, в конечном счете, отрицательно сказывается и на человеке.

Экологическое образование молодежи должно начинаться в семье, а продолжаться в детских учреждениях (детских садах и т. п.), школах и вузах. В соответствии с современным Экологическим Кодексом РК экологическое воспитание, образование и просвещение признаны одним из средств реализации государственной экологической политики нашей страны.

Экологическую безопасность человечества предусматривает концепция устойчивого развития человечества, когда удовлетворение потребностей осуществляется без ущерба для будущих поколений. Жить в соответствии с принципами устойчивого развития – значит сохранить потомкам такую Землю, которую мы получили от отцов и дедов, т.е. сохранить в естественных экосистемах процессы самоуправления, ведущие к гомеостазу экосистем.

Концепция устойчивого развития обусловливает систему приоритетов в решении экологических проблем. Она выступает как программа действий для длительного, благополучного существования и развития человечества. Стратегическим направлением здесь должна быть не система ограничений для грядущих поколений, а концентрация усилий на предотвращение негативных воздействий на окружающую среду и биосферу в целом. Поэтому экологическое образование стало частью мировой стратегии в развитии общего образования. В настоящее время главной целью экологического образования стало развитие экологической культуры.

Экологическая культура – это важнейшая часть общей культуры современного человека, проявляющегося во всей его духовной жизни и поступках как особое свойство личности, характеризуемое совокупностью системы знаний по экологии и умений рациональной природопользовательной деятельности, а также уважительным гуманистическим отношением ко всему живому, к человеку и к окружающей среде.

1. Экологическая культура выражает характер и качественный уровень отношений между обществом и природой.

2. Она проявляется в системе духовных ценностей, всех видах и результатах человеческой деятельности, связанных с познанием и преобразованием природы.

4. Имеет существенное значение для определения этапов движения человечества в ноосфере.

Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры. Из него вырастает экологическая культура общества и каждой личности, интегрирующая в себе связи общества, природы и человека, и проявляющаяся в общей культуре человека как ее важнейшая часть. Схематически эти зависимости показаны на рисунке (9.13. стр. 519).

Исследованиями ученых доказано, что экологическая культура – соединяет социальное с природным.

Таким образом, развитие социальных аспектов в экологии позволило поднять естественнонаучную экологическую проблематику данной области знаний на уровень решения гражданских и общемировых проблем.

В связи с этим ставятся следующие задачи:

1. Объяснить происходящие в природе изменения, вызванные человеком и обществом;

2. Найти пути безопасного и бесконечного существования человечества в цивилизованном виде;

3. Подчеркнуть ценность естества природы и экологической культуры человека;

4. Сконструировать модель такого общества, в котором интеллект человека и общества достигнет наивысшего развития и восторжествуют идеалы гуманизма и ноосферологии.

Решение этих вопросов служит гарантом безопасности цивилизации и ее устойчивого развития.

Вопрос для обсуждения

С какими трудностями сталкивается решение проблемы охраны природы в нашей стране ?

Задание

Охарактеризуйте, как Вы представляете свое участие в решение региональных экологических проблем?


Наиболее актуальными и обсуждаемыми в современном обществе, являются проблемы в сфере экологии. В процессе решения экологических проблем, затрачивается огромное количество денежных средств, однако состояние окружающей среды не улучшается, при этом человечество стремительно теряет возможность контролировать, и предусматривать природные явления.

Далеко не каждый индивид способен осознать, что экологические проблемы способны возникать, в результате влияния его образа жизни, на экологическую ситуацию как в стране, так и во всём мире.

Конференция ООН по окружающей среде и устойчивому развитию в 1992 году в Рио-де-Жанейро продемонстрировала миру чрезвычайный характер несоответствия культурной рефлексии мирового сообщества и глобальных экологических проблем [3].

Появляются системы целенаправленного обеспечения детей знаниями, ценностными ориентирами, необходимыми для воспитания экологической культуры, формирования эколого-осознанного поведения в природной среде, привития природоохранных навыков, творческой активности ребенка, использование разнообразных форм и методов экологического образования.

Актуальными остаются поиски эффективных стратегий и технологий экологического образования. При всем их многообразии сторонники различных точек зрения, едины в отношении необходимости формировать экологическое сознание личности. Однако все еще не выработан единый подход к целям и задачам экологического образования дошкольников как первой ступени системы непрерывного экологического образования, отбору его содержания; не сложилось единой концепции, системы организации, слабо разработана проблема критериев и диагностики результатов, не детских образовательных учреждениях определены пути и условия экологического образования. Тем не менее, возникает потребность воспитания экологически образованной, гуманной личности, которая не только владеет экологическими знаниями, но и уважает ценность другого человека, личности способной к проявлению гуманных чувств: доброты, отзывчивости, любви и сострадания.

Утрата способов существования в природе, возможности взаимодействовать с ней, оторванность от природы неизбежно ведет к исчезновению связи между человеком и природой. Как следствие, накладывается отпечаток на образ жизни ребенка, его поступки.

Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства, и происходить это должно в специальных образовательных учреждениях.

Формирование начальных основ экологической культуры у детей требует включения определенных методов и форм работы, а так же создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.

Все мероприятия и проводимые проекты в экологических центрах должны довести экологические идеи до детей и подростков, привлечь молодежь к обсуждению проблем защиты окружающей среды. В результате добиться того, чтобы они в будущем принимали верные решения по тем вопросам, по которым сейчас принимают решения взрослые, и, в конечном итоге, сформировать у подрастающего поколения развитое экологическое сознание.

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, экологическое образование, экологическая культура, устойчивое развитие, природа, проект, Россия, непрерывное экологическое образование, Российская Федерация, современное общество.

Проблема взаимодействия общества и природы выдвинулась в одну из актуальных проблем современности. Не случайно экологическая проблема охраны и рационального использования природных ресурсов связаны не с природой вообще, а с природной средой общества как планетарным явлением.

Зависимость человека от окружающей его природы, точнее - от географической среды, не оспаривалась никогда, хотя степень этой зависимости расценивалась различными учеными различно (3). К тому же природная среда рассматривается как результат предшествующего процесса взаимодействия человеческого общества и природной среды его обитания. И общество понимается как субъект, оказывающий посредством своего материального производства глобальное воздействие на географическую среду. Темпы, рост и масштабы воздействия на окружающую среду обществом переросли в настоящее время в экологическую проблему.

Географическая среда, изменяясь под воздействием предметно-практической деятельности общества, в тоже время сама осуществляет все более значительное влияние на него. Общество и географическая среда становятся взаимно реагирующими на те или иные изменения части единой системы и, как следствие, являются взаимозависимыми и взаимообусловленными.

В настоящее время происходят значительные изменения в окружающей нас среде, обусловленные разноплановыми преобразованиями в жизни всего человеческого общества. Мир вступил в эпоху глобализации, информатизации и всеобщей коммуникации.

В этих условиях роль экологической культуры в сознании населяющих планету людей, несомненно, будет возрастать. При этом следует сказать, что экологические изменения в природе не являются чем-то противоестественными, это закономерный процесс, только в последнее время под действием антропогенного влияния они заметно ускорились. В результате расточительных методов сжигания нефти, каменного угля и других каустобиолитов, хищнического сведения лесов, безответственного внесения токсичных веществ в почвы и водоисточники, а также неконтролируемого выброса в атмосферу вредных автомобильных и промышленных газов, сегодня нарушено хрупкое равновесие в природной системе. Серьезный ущерб нанесен всем геосферным оболочкам Земли. Человечество подорвало систему собственного жизнеобеспечения, и последствия этого могут оказаться необратимыми.

Чтобы понять сущность происходящих процессов, необходимо уяснить характер и масштабы влияния антропогенной деятельности на природные компоненты, а помощь этому пониманию должна оказать экологическая культура.

В основе формирования экологической культуры, прежде всего, необходимо отстаивать экоцентрический подход, при котором в центре экологических проблем ставятся выносливость живой природы и зависимость от нее человеческого общества. В отличие от антропоцентризма, экоцентризм исходит из представления объективного существования единой системы, в которой все живые организмы Земли, включая людей с их ресурсами, хозяйством, техникой и культурой, взаимодействуют между собой и с окружающей природной средой. Этот принцип целостности очень важен для понимания проблем современной экологии; он все больше влияет на теоретическое осмысление взаимоотношений человека и природы, заставляет искать соизмерения естественных и искусственно созданных потенциалов планеты (1).

Экологическая культура интегрирует естественные, общественные и технические элементы научного знания, т.е. пространственно-временные взаимосвязи и взаимодействие в географической действительности, представляющей собой формирование целостной системы.

Формирование экологической культуры человека- это способ гармонизации отношений между обществом и природой, направленный на сохранение жизни планеты, на сознательную социально-экономическую деятельность общества, на понимание бытия трех самоценных начал: Природа - Человек - Общество.

Цель формирования геоэкологической культуры состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы по формированию системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, умение и навыков по ее изучению и охране, а также грамотному использованию природных ресурсов, что к сожалению, на практике в настоящее время не всегда выполняется.

Экологическая культура соотносится не столько в расширение экологической информации, сколько в формировании экологического мышления (5). Одним из определяющих элементов экологического мышления, является то, что человек-биосоциальное существо, и его рассматривают и как часть биосферы (природа в целом), и как часть общества. При этом общественный ракурс экологических проблем следует рассматривать как целостный блок знаний о моральных и нравственных основах взаимодействия с природой, традициях отношения человека к природе, трансформациях эколого-эстетического идеала.

Необходимо сформировать систему экокультурных ценностей с учетом современной картины мира, преодоления антропоцентризма с позиций холизма, синергетики, коэволюции, гармонии Человека и Природы (2).

Экологическую культуру следует понимать как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе исторического развития. Это результат совокупности объективных и субъективных характеристик, основу которых составляет ценностное отношение к экологически чистой окружающей среде. При этом экологическая культура характеризуется такими основными признаками как:

- экологическая образованность, экологическое сознание, стремление к сохранению и улучшению географической среды и её составляющих как основу существования общества;

- умение использовать экологические знания на практике и в повседневной жизни;

- способность видеть реальные экологические проблемы и находить их оптимальные решения и т.д.

Важно и то, что экологическая культура интернациональна по существу, это часть культуры того или иного народа или нации. Она включает культуру взаимодействия с природой, культуру межнациональных отношений, этнокультуру, региональную культуру труда, тесно связна с характером местной природы, с историко-географической обстановкой, с многовековыми традициями народа. Экологическая культура, таким образом, генетически взаимосвязана с фундаментом воспитательной и просветительной деятельностями.

Становление экологической культуры - процесс длительный. Здесь, прежде всего, необходимо обеспечить фундаментальность и аксиологичность экологических знаний, как базы развития личности и будущего экологически грамотного поведения. На этой базе формируется система ценностей и убеждений, необходимых для принятия природоохранных и природопреобразующих решений. А на этой основе сформировать экологическое конвергентное мышление, обеспечивающее экологически грамотное и природосберегающее поведение для дальнейшей интеллектуальной мотивационной деятельности.

Уровень понимания формирования экологической культуры это лишь один из многих факторов, - и объективных и субъективных, - от которых зависит приобщение людей к новому формату взаимодействия с окружающей средой. Глубокое понимание человеком сущности и значения экологической культуры является необходимой предпосылкой и ориентиром, направленной на это формат (4).

В овладение экологической культурой, должна прослеживаться тесная взаимосвязь с такими науками, как философия, психология, экономика, право, этика. Не стоит забывать и об эстетической составляющей, так как сохранение красивых ландшафтов в эстетическом отношении не менее важны, как и сохранение древних памятников культуры. Природа должна рассматриваться как источник творчества человека и, как эстетическая ценность, в которой задействован весь потенциал естественных эстетических наслаждений и эмоциональных человеческих чувств.

Выявить динамику современного экокультурного процесса, передать ощущение его сложности и интенсивности, напряженного и беспокойного ритма, в котором отражается дух обновления, происходящих в обществе перемен - эту задачу необходимо решать всем обществом.

Рассматривая аксиологические функции экологической культуры, прежде всего, необходимо обратить внимание на взаимосвязь ценностно-когнитивного, эмоционально-ценностного и ценностно-деятельностного аспектов этой культуры.

Ценностно-когнитивный аспект связывается с раскрытием теорий, понятий, имеющих аксиологическую и экологическую нагрузку; универсальной ценности компонентов природы (живой и неживой) как системы жизнеобеспечения; индивидуальное и общественное здоровье как условие благополучия и адаптации к жизни; экологическая безопасность среди жизни как условие устойчивого развития живой природы и географической оболочки. С этим же аспектом связано и личностное приобщение к общечеловеческим ценностям, развитее в себе гуманизма.

Эмоционально- ценностный аспект ориентирован на развитие чувств и эмоциональных переживаний, связанных с красотой живой природы, совершенством форм, разнообразием красок и проявлений жизни, личностного смысла их восприятия.

Ценностно-деятельностный аспект отражает результаты человеческой деятельности и направлен на формирование ценностного отношения к природе. Под ценностным отношением к природе понимается устойчивое личностное преобладание познавательного интереса, адекватное отношение к особенностям природы, соблюдение норм экологически грамотного поведения, понимание уникальности природы, осознание ее роли в развитии личности, умение взаимодействовать с природой на основе пространственно-временного единства, соблюдение нравственных ограничений и применение природосохраняющих технологий.

В заключение хотелось бы отметить, что экологическая культура включает в себя творческую деятельность человека в процессе познания природы и, как самореализация личности, носит продуктивный и творческий характер в динамично развивающейся природно-общественной системе. Такие качества, как готовность к природоохранной деятельности, экологически ориентированные оценочные суждения, направленность потребностей, социальная активность, основанные на системе экологических взглядов и убеждений, должны стать неотъемлемыми качествами современного человека, обладающего экологической культурой. Формирование экологической культуры - приоритетное направление развития любого общества вне зависимости от политического устройства и экономической формации.

Экологическая культура – это термин, получивший широкое распространение во второй половине XX в. Его появление связано с необходимостью внесения изменений в мировоззрение людей в связи с радикальной трансформацией биосферы. Эта трансформация создала угрозу существования как отдельных социумов, так и всего человечества. Масштабные угрозы требуют принятия мер не только на уровне правительств и крупных производителей – ответственность за любые действия ложится на каждого человека. В этом и проявляется культура жизни на планете Земля.

Что такое экологическая культура

Культура – это самоограничение. Оно может быть следствием собственных убеждений или стереотипов поведения, сформированным в данном обществе. Культурным человеком считается индивидуум, живущий так, чтобы не доставлять беспокойства другим и соответствовать всем требованиям общества. Эти два компонента культурного человека представляют собой единство и борьбу противоположностей – личности, как самодостаточного явления, и человека, находящегося под постоянным контролем общества.

Под экологической культурой граждан понимается такая система самоограничений, которая направлена на сохранение оптимального состояния окружающей среды.

Движущей силой возникновения этого вида культуры явилось состояние ресурсов. На протяжении всей истории существования людей природные ресурсы истощались, что приводило к гибели населения данной территории, к миграциям и изменению состояния общества.

Истощение основных природных ресурсов и трансформация экологической среды порождали экологический кризис. Выход из кризисной ситуации заключался:

  • в переходе на другие ресурсы;
  • в формировании новых правил поведения;
  • в принятии законов на государственном уровне.

Экокризис, порожденный вырубкой лесов в Европе, мог привести к гибели цивилизации на этой территории. Однако древесину, как энергоресурс, заменили углем. В результате стали развиваться промышленность и сельское хозяйство.

Такое решение проблемы не повлияло на стереотипы поведения. Люди, для которых лес был кормильцем и домом, теперь перестали от него зависеть. Несмотря на то что промышленность развивалась преимущественно на угле, лес истреблялся еще больше. Его вырубали не только на дрова и доски, но и для того, чтобы освободить площади для пастбищ и сенокосов.

Экологическое поведение было характерно для древних народов, живших общинами. Широколиственные леса были для первобытных европейцев не только источником ресурсов, но и местом естественной и магической защиты. Это заставляло их делить свою территорию на участки. Одна часть находилась в хозяйственной эксплуатации, другая приобретала статус священной земли, на которой могли находиться только представители касты магов.

Культурные ценности экологического характера, сформированные на уровне народных традиций, становятся наиболее устойчивыми стереотипами поведения. Запреты на уровне государственных законов в меньшей степени влияют на выработку устойчивых механизмов поведения. Людям свойственно осознанное или подсознательное противостояние государственной системе. Для того чтобы природоохранные запреты и ограничения стали частью ценностей личности, необходима длительная работа по профилактике и пресечению нарушений природоохранного законодательства.

В качестве примера можно привести запрет на охоту у водопоев. Такие запреты существуют в аридных зонах. Поскольку здесь воды мало, охотники, находясь у водоемов, могут уничтожить всю дичь, обитающую на большой территории. Такой запрет существовал у народов всегда. Однако при появлении государственных законов, регламентирующих охоту, население стало активнее охотиться на водопоях.

Этот парадокс объясняется сочетанием большой плотности населения с его независимостью от ресурсов данной территории. В результате моральное осуждение поступков со стороны жителей данного социума уже перестает играть значимую роль. В этом случае движущим механизмом поведения становится страх перед юридическим наказанием или мировоззрение, сформированные на его основе знания и моральные ценности.

Виды экологии

Впервые этот термин появился в 1866 г. Его автор – Эрнст Геккель – определил эту сферу знаний как науку о взаимодействии организмов со средой их обитания. Причем компонентами этой среды были не только неорганические объекты. Ее частью являлись и организмы разных видов, вступавшие во взаимодействие с данным биологическим объектом.

В таком понимании экология развивалась до середины XX в. Основным результатом развития следует считать переход экологии в разряд системных наук. Это означает, что теперь объектом данной сферы знаний стала система, которая получила название экологической.

Таким образом, экология в современном понимании является наукой, изучающей закономерности функционирования экологических систем. Таковыми являются системы, образованные живыми организмами разных видов, находящимися в постоянном взаимодействии друг с другом и с компонентами неживой среды.

Со второй половины XX в. появились и стали достоянием масс такие понятия, как экологические проблемы, кризисы и катастрофы. Исходя из приведенного определения, в первом случае речь должна вестись о сложностях в функционировании и развитии экосистем.

Под кризисом следует понимать такое состояние, при котором проблемы, нарастающие как снежный ком, могут привести к разрушению экосистемы. Катастрофа – это гибель экосистемы. Причем это не означает, что на данном месте не будет ничего живого. Даже место атомного взрыва постепенно заполняется живыми организмами. Только они уже будут формировать другую экосистему взамен безвозвратно погибшей.

Для леса любой пожар – это катастрофа, потому что на месте деревьев появляются не лесные виды. Причем пожар на больших территориях может создать ситуацию безвозвратной гибели прежней экосистемы.

Катастрофой является и создание водохранилища ГЭС. При радикально измененных условиях среды (скорость течения воды, химический состав, изменение кормовой базы и т.п.) на месте речных экосистем появляются совсем другие сообщества с доминированием иных видов.

Войдя в повседневный обиход людей, не являющихся специалистами, это понятие приобрело не один, а множество смыслов. Появились экологии:

  • организмов (изначальное понимание термина);
  • популяционная (расширенный аналог биогеографии);
  • эволюционная (влияние среды на эволюцию);
  • географическая (геоэкология, называемая еще ландшафтной);
  • геохимическая (круговороты веществ и элементов);
  • прикладная (разработка норм воздействия на среду и ресурсы);
  • промышленная (воздействие хозяйственной деятельности на состояние среды);
  • социальная (взаимодействие людей с экосистемами).

Раздробление какой-либо сферы научных знаний на множество разделов свидетельствует о научной и практической востребованности. Чрезмерная популярность может приводить и к появлению ложных понятий. К таковым, например, необходимо отнести следующие словосочетания: экология души, чувств, медицины, химии и т.д. Эти понятия являются безграмотными и не имеют ничего общего с экологией, посвященной взаимоотношениям объектов живой и неживой природы. Эти взаимоотношения материальны, поскольку их проявлением служат круговороты веществ и элементов.

Что такое экологическая культура и как она формируется

Состояние экокультуры человека в современном мире

Каждый человек живет в обществе, развивается под воздействием социума, оказывая, в свою очередь, влияние на других людей. В этом плане поступки людей – это их отношение друг к другу. Этот тезис полностью относится к охране природы.

Человек заботится о каком-нибудь тигре или цветке не только из-за чувства жалости к другим существам, но и ради самоуважения. Кроме того, он заботится о природе ради будущих поколений. Охрана природы – это проявление отношения людей друг к другу в масштабах человечества и биосферы.

Экологическая культуризация – это процесс, связанный с глобализацией сознания. Проблемы, кризисы и катастрофы, несмотря на их преимущественно локальное проявление, современными людьми все в большей степени рассматриваются как ситуации, затрагивающие интересы всех и каждого.

Однако процессы культуризации происходят неравномерно. Это связано с низким уровнем образованности, живучестью устаревших стереотипов и противодействием со стороны организаций и лиц, заинтересованных в получении максимальной прибыли от эксплуатации природных ресурсов.

В качестве примера можно привести пиротехнический стереотип природопользования. Это традиция применять огонь в виде палов. Данный стереотип сформировался давно, еще в палеолите. Человек – это единственное животное, не боящееся огня. Способность управлять процессом горения и вывела людей из палеолита в неолит, а потом и в индустриальное общество.

В результате сильно изменилось состояние биосферы, уменьшилась площадь лесов, в т. ч. влажных тропических, начал меняться климат, а люди по-прежнему убеждены в том, что, сжигая природу, они делают не только полезное, но и экологически адекватное дело.

Палы, т. е. преднамеренные поджоги, трансформируют леса, способствуя их полному исчезновению. Устраняя органику, огонь снижает количество гумуса, замедляя или даже прекращая процесс почвообразования.

В лесах, неоднократно пройденных пожарами, уменьшается количество деревьев на единицу площади, что приводит к бурному разрастанию травы. В результате увеличивается горимость растительности, поскольку трава является хорошим проводником огня. Чем чаще человек производит палы, тем сильнее развиваются пожары.

Таким образом, палы порождают регулярные катастрофические пожары, распространяющиеся на больших территориях. В результате гибнут не только животные, но и люди. Несмотря на очевидность вреда, люди не спешат отказываться от палов. Каждым поджигателем руководит инстинкт пирофила, заложенный у человека на генетическом уровне. Кроме того, пиротехнический стереотип природопользования формировался на протяжении многих тысяч лет. Эта веками поддерживаемая привычка снижает уровень экологической культуры современного человека.

Таких примеров, тормозящих развитие культуры, можно привести много. Это сбор цветов, способствующий вымиранию видов, рубка елей на Новый год и т.д. Традиции делают общество сплоченным, но они же тормозят развитие культуры.

Что такое экологическая культура и как она формируется

Как формируется и развивается экокультура человека

Экологическая культура личности формируется под воздействием общества и собственных убеждений. Однако в одних и те же условиях могут появиться люди с разными убеждениями. Это связано с тем, что каждый человек неповторим. Личность формируется в семье, в школьном коллективе, в социуме. Ребенок подражает взрослым, поэтому его убеждения зависят от того, в какой среде он вырастет. Убеждения формируются на основе моральных ценностей, знаний и личного опыта.

Ответственность за формирование экологических убеждений лежит на государственной системе. Одна из функций государства – это передача знаний от одного поколения другому. Кроме того, государство создано для того, чтобы обеспечить людям защиту от неблагоприятных воздействий любого характера. Это не означает, что семья не должна воспитывать культурных людей. Основной воспитательный процесс в наше время по-прежнему происходит в семьях. Однако только государство представляет собой самовоспроизводящуюся систему, способную планомерно менять общество.

Читайте также: