Эгалитаризм исторический и социологический анализ доклад

Обновлено: 16.05.2024

Эгалитаризм подвергается сомнению в основном в двух отношениях. Либо отмечается его побочный характер, либо подчеркивается, что он не учитывает многообразие критериев равенства. Есть, впрочем, и третья позиция, согласно которой принцип равенства получает неодинаковые интерпретации в различных теоретических системах[380], в частности в рамках утилитаризма, либертаризма, приоритаризма, марксизма. В связи с этими доводами защитники идеи равенства оказываются в сложном положении. Принцип равенства, некогда представлявшийся монолитным образованием, неожиданно теряет свое единство.

Основной аргумент защитников принципа равенства состоит в том, что его невозможно избежать и, следовательно, он должен приниматься без доказательства в качестве предположения[381]. Существует презумпция равенства. Если уж нечто нуждается в доказательстве, то не принцип равенства, а допущение неравенства. В упомянутом качестве принцип равенства имеет универсальное значение и является самым первым принципом политологии. Сначала вводится принцип равенства, и лишь затем можно перейти к принципам справедливости и свободы. В этой связи Б. Ладвиг отмечает, что в качестве ценности равенство не может быть поставлено в один ряд со свободой и благополучием. В отличие от них равенство является формой не содержания, а благожелательного рассмотрения[382]. Иначе говоря, речь идет о моральном идеале. В таком случае, вся проблематика принципа равенства начинает оцениваться не столько в политологическом, сколько в этическом аспекте. Наиболее показательна в этом отношении позиция Э. Тугендхата[383]. Она, безусловно, обладает некоторыми достоинствами. В частности, ставится под сомнение предпочтение некоторых стандартов. Их много. Едва ли с каждым из них следует связывать некоторый принцип. Таким образом, опровергается тезис о побочном характере равенства, которому не видно альтернативы на уровне принципов.

Наряду с презумпцией равенства, сторонники эгалитаризма не отказываются от понимания равенства как дистрибутивного отношения, предполагающего некоторое распределение ценностей между субъектами. В этом случае считается, что принцип равенства открывает дорогу принципу справедливости. Приходится, однако, отметить, что два толкования равенства не образуют органического единства.

Эгалитаристы признают положение о том, что равенство интерпретируется в различных теоретических системах неодинаково. Анализ соответствующей литературы показывает, что это обстоятельство вызывает у них затруднение. Им непонятно, каким образом может быть освоен эгалитарный плюрализм. Они стремятся найти некоторую общую точку зрения, но она не обнаруживается. В соответствии с интертеоретической трансдукцией остается предложить им построить проблемный ряд теорий. В таком случае различные точки зрения будут сведены воедино.

Настало время выразить по поводу принципа равенства авторскую точку зрения. Эгалитаристы, теснимые своими критиками, вполне правомерно переходят на этические позиции. В результате они не позволяют размыть постулируемый значительный потенциал принципа равенства. Можно констатировать, что косвенным образом они выражают актуальность этического подхода в политологии. Будучи аксиологической наукой, она действительно нуждается в этике.

Необходимое разъяснение

О необходимости проблемного анализа принципа равенства.Переосмысление принципа равенства приводит к принципу максимизации результативности и эффективности власти.

Впрочем, позиция сторонников эгалитарной этики автору не представляется последовательной. Дело в том, что этическая направленность их рассуждений не связывается непосредственно с принципами, выражающими специфику политологии. В параграфе 4.3 отмечалось, что указанная специфика наиболее органично выражается концептом власти, а именно принципом максимизации результативности и эффективности власти. Это обстоятельство сторонниками принципа равенства полностью игнорируется. В результате этика приобретает умозрительный характер, а этого следует избегать. Точка зрения автора состоит в том, что самым содержательным концептом политологии является принцип не равенства, а максимизации результативности и эффективности власти. Следование ему позволяет обеспечить все те идеалы, которые в умозрительном плане связываются с принципом равенства.

Выводы

1. В истории развития политологии принципу равенства, ставшему основой эгалитаризма, принадлежит почетное место. Однако постепенно были выявлены его многочисленные проблемные аспекты.

2. В наши дни наблюдается отчетливое противостояние двух основных точек зрения. Одна из них состоит в том, что равенство является побочным продуктом представления о политических стандартах жизни людей. Согласно другой позиции, принцип равенства является морально-политическим идеалом.

3. Автор полагает, что содержание принципа равенства нуждается в переосмыслении. Оно приводит к замене принципа равенства на принцип максимизации результативности и эффективности власти.

Принципы свободы

Рассматривая философские истолкования проблемы свободы, можно обратиться к длинному ряду имен, куда непременно следует включить Дж. Локка, И. Канта, А. Смита, Дж. С. Милля, М. А. Бакунина, Ф. фон Хайека, Р. Нозика (табл. 4.2).

Таблица 4.2.Концепции свободы

В последней трети XX столетия инициатива в философском рассмотрении феномена свободы перешла от экзистенциалистов к постсруктуралистам. В их воззрениях плюрализма еще больше, чем у экзистенциалистов. К тому же они тесно увязывают концепт свободы с языковыми играми. Согласно Ж.-Ф. Лиотару субъекты языковых игр в силу многообразия этих игр ни при каких условиях не могут прийти к согласию, между ними всегда сохраняется принципиальное несогласие, называемое дифераном[388]. Любое ограничение свободы оказывается тоталитарной акцией.

Очень часто принцип свободы связывается с наличием так называемых основных свобод личности, которые, как правило, указываются в конституциях многих стран мира. Речь идет о либеральных ценностях — неприкосновенность личности, свобода слова, свобода получения информации, свобода вероисповедания, свобода митингов и собраний. В отличие от обязанностей свободы всегда предполагают некоторый выбор. Права людей не совпадают с их свободами. Можно провозгласить право вероисповедания, отрицая при этом его понимание в качестве свободы.

Определенная часть политологов обеспокоена противостоянием двух трактовок свободы, негативной и позитивной, и ищет путь если не их примирения, то, по крайней мере, объединения[389]. Наиболее показательна в этом отношении попытка Дж. Мэйколэма. Он определяет свободу как триадическое отношение, сторонами которого являются, во-первых, субъекты, во-вторых, те или иные ограничения (препятствия), в-третьих, те или иные деяния[390]. Под это определение попадают определения как негативной, так и позитивной свободы. Решающая мысль Дж. Мэйколэма состоит в том, что есть различные виды свободы, обладающие, тем не менее, единством.

Новация Дж. Мэйколэма оказалась чисто формальным актом. Она не отменила различие концептов негативной и позитивной свободы и не дала рецептов сопоставления их актуальности. Он приравнял свободу к деяниям людей, совершающих поступки при некоторых внешних обстоятельствах. Аксиологическое содержание этих поступков уведено в тень. В результате не получает своего выражения аксиологическое содержание принципа свободы.

Ознакомившись с содержанием табл. 4.2, читатель без особого труда установит, что интерпретации содержания принципа свободы часто вступают в конфликт с требованием сочетания личного с общественным. Живя в обществе, невозможно быть свободным от него. Абсолютная свобода невозможна уже постольку, поскольку человеку приходится действовать при определенных условиях. Следовательно, принцип свободы имеет относительный характер. К тому же следует учитывать, что свобода одного не должна стать гнетом для другого. Иначе говоря, свобода воли предполагает четкое различение доброй и злой воли. Принцип свободы несовместим со злой волей.

Сторонникам принципа негативной свободы их оппоненты неизменно указывают, что люди, совершая поступки, действуют в рамках некоторых законов. Это замечание вполне правомерно. Дело в том, что очень часто принцип свободы формулируется концептуально неряшливо. А ведь концептуальная сторона свободы также должна привлекать внимание.

Теоретическая разработка

О концептуальной свободе.Что означает быть свободным в концептуальном отношении? Надо полагать, творчество относительно принципов, законов, ценностей и целей. О путях реализация творчества свидетельствует развитие теорий, например эволюция политологии. Таким образом, не следует связывать принцип свободы исключительно с поступками по достижению определенных целей. Генерация целей и достижение одной из них — это, несомненно, принцип свободы в действии. Но генерация и варьирование ценностей — это также реализация принципа свободы.

Актуальные выводы

1. Принципы устойчивее законов, законы подвластны изменениям в меньшей степени, чем ценности.

2. Если не могут быть изменены принципы, законы или доминирующие ценности, то, тем не менее, свобода возможна в их контексте.

3. Поведение человека в силу стохастического характера социальных, в том числе политологических, законов всегда является вероятностно-игровым.

Актуальность сформулированных выше выводов подтверждают достижения синергетики, в рамках которой значительное внимание уделяется, во-первых, упорядочению стохастических процессов, во-вторых, размыванию установившихся порядков, позволяют внести дополнительную ясность в вопрос о соотношении свободы и необходимости в поведении людей.

Выводы

1. Свобода издавна считается важнейшим политологическим принципом.

2. Проблемные аспекты этого принципа явным образом проявляются в противостоянии концепций негативной и позитивной свободы.

3. Рассмотрение концептуального содержания принципа свободы желательно проводить в контексте концептуальной трансдукции[391].

4.8. Принцип справедливости

При характеристике принципа свободы отмечалось, что в его формулировках часто не учитывается сочетание разнородных интересов различных индивидов. Именно в этой связи вводится принцип справедливости. Разумеется, принцип справедливости, подобно принципу свободы, интерпретируется по-разному.

Таблица 4.3.Концепции справедливости[392]

Авторы Содержание теорий
Платон Справедливость имеет место тогда, когда и поведение человека, и отношение к нему соответствуют своему назначению. Каждому — свое
Аристотель Справедливость — высшая добродетель. Лишь по справедливости можно дать меру всем благам, почестям и их антиподам. Справедливость предполагает пропорциональность
Фома Аквинский Справедливость — это жизнь в соответствии с божественным и космическим законом
И. Бентам Справедливость имеет место тогда, когда применительно к человеку и обществу максимизируется общая сумма счастья
К. Маркс Условием экономической справедливости является оплата труда по его количеству
6. Р. Нозик Справедливость состоит в такой защите граждан от насилия и мошенничества, которая обеспечивает передачу благ от одних лиц к другим ненасильственным путем
Дж. Ролз Справедливость состоит в равенстве в свободе, дополненной помощью обездоленным
А. Сен Справедливость состоит в развитии способностей людей и приоритетной помощи тем, кто лишен многих возможностей их развития
А. Макинтайр Справедливость осуществляется прежде всего обеспечением благ сообществ, а не отдельных их членов
Ю. Хабермас Справедливость конституируется в зрелом диалоге, в котором достигается согласие

"Эквалист" перенаправляется сюда. Чтобы узнать об антагонистах в The Legend of Korra, см. The Equalists .

Эта статья содержит ласковые слова : расплывчатые формулировки, которые часто сопровождают предвзятую или непроверяемую информацию . Такие заявления следует уточнить или удалить . ( Август 2020 г. )

Термин эгалитаризм имеет два различных определения в современном английском языке, [6] либо в качестве политической доктрины , что все люди должны рассматриваться в качестве равных и имеют одни и те же политические , экономические , социальные и гражданские права , [7] или как социальная философия , выступающие за устранение экономического неравенства между людьми , экономический эгалитаризм или децентрализация власти . Некоторые источники определяют эгалитаризм как равенство, отражающее естественное состояние человечества. [8] [9] [10]

Содержание

Некоторые специально сфокусированные эгалитаристские проблемы включают коммунизм , правовой эгалитаризм , эгалитаризм удачи , политический эгалитаризм , гендерный эгалитаризм , расовое равенство , равенство результатов и христианский эгалитаризм . Общие формы эгалитаризма включают политическую и философскую.

Один из аргументов состоит в том, что либерализм предоставляет демократическим обществам средства для проведения гражданской реформы, обеспечивая основу для разработки государственной политики и создавая правильные условия для людей для достижения гражданских прав. [11]

Английский Билль о правах 1689 и Конституции Соединенных Штатов использовать только термин люди в оперативном языке с участием основных прав и обязанностей, для (а) ссылок на мужчина в английском Билле о правах в отношении мужчин по суду за измену , за исключением; и (b) правило пропорционального представительства в Конгрессе в 14-й поправке к Конституции Соединенных Штатов .

В основе феминизма лежит эгалитарная философия, философия равенства, ориентированная на гендерные аспекты. Феминизм отличается от эгалитаризма тем, что он также существует как политическое и социальное движение. [12]

На культурном уровне теории эгалитаризма за последние двести лет стали изощреннее и популярнее. Среди известных широко эгалитарных философий - социализм , коммунизм , социальный анархизм , либертарианский социализм , левый либертарианство и прогрессивизм , некоторые из которых проповедуют экономический эгалитаризм . Была ли какая-либо из этих идей существенным образом реализована на практике, остается спорным вопросом. Антиэгалитаризм [13] или элитарность [14] - это оппозиция эгалитаризму.

Экономическая [ редактировать ]

Самым ранним примером равенства того, что можно было бы охарактеризовать как результат экономического эгалитаризма, является китайская философия земледелия , согласно которой экономическая политика страны должна основываться на эгалитарной самодостаточности. [15]

В социализме , общественная собственность на средства производства иногда считается формой экономического эгалитаризма , так как в экономике , характеризующейся социальной собственность прибавочный продукт , порожденный промышленности будет начисляться населению в целом , в отличие от класса частных собственников, тем самым предоставляя каждому человеку большую автономию и большее равенство в их отношениях друг с другом. Хотя экономиста Карла Маркса иногда ошибочно принимают за эгалитариста, Маркс вообще избегал нормативного теоретизирования моральных принципов. У Маркса действительно была теория эволюции моральных принципов, касающихся конкретных экономических систем . [16]

Американский экономист Джон Ремер выдвинул новую перспективу равенства и его отношения к социализму. Ремер пытается переформулировать марксистский анализ, чтобы приспособить нормативные принципы распределительной справедливости , смещая аргумент в пользу социализма от чисто технических и материалистических причин к аргументу распределительной справедливости. Ремер утверждает, что в соответствии с принципом справедливости распределения, традиционное определение социализма, основанное на принципе, что индивидуальная компенсация пропорциональна стоимости труда, затрачиваемого на производство (« Каждому в соответствии с его вкладом ") неадекватен. Ремер заключает, что эгалитаристы должны отвергнуть социализм в его классическом определении, чтобы равенство было реализовано. [17]

Современный эгалитаризм - это теория, которая отвергает классическое определение эгалитаризма как возможного достижения в экономическом, политическом и социальном плане. Современная теория эгалитаризма, или новый эгалитаризм, подчеркивает, что если бы у всех были одинаковые альтернативные издержки [ требуется разъяснение ], то не было бы никаких сравнительных достижений, и никто бы не выиграл от торговли друг с другом. По сути, огромная выгода, которую люди получают от торговли друг с другом, возникает из-за того, что они не равны по характеристикам и талантам - эти различия могут быть врожденными или возникшими так, чтобы люди могли получать выгоду от торговли друг с другом. [31]

Прием [ редактировать ]

Культурная теория риска имеет эгалитаризм, с фатализмом называют как его противоположность, [32] , как это определено отрицательное отношение к правилам и принципам; и положительное отношение к групповому принятию решений. [32] Теория различает иерархистов , которые положительно относятся как к правилам, так и к группам; и эгалитаристы, которые положительно относятся к группам, но отрицательно относятся к правилам. [32]

0

Эгалитаризм (от франц. egalite - равенство) - концепция, в которой проповедуется необходимость равенства как принципа организации общественной жизни. Невозможно говорить о равенстве вообще, без уточнения значения этого понятия.

В истории идея равенства понималась по-разному. Платон выступал за политическое равенство мужчин и женщин, Аристотель - за политическое равенство всех свободных граждан. Общая идея эгалитаризма впервые встречается у стоиков, сумевших преодолеть политический эгалитаризм, относившийся только к свободным гражданам, когда они стали утверждать, что все люди как рациональные существа равны и имеют одинаковые способности к добродетели. Христианский эгалитаризм - равенство всех людей перед Богом. Для Августина люди одинаково грешны. Современное понимание и политический смысл эгалитаризм приобретает в конце XVII и на протяжении XVIII вв. во время революционных выступлений буржуазии против привилегированных сословий и феодальных отношений вообще.

Понимаемый как естественное право политического равенства всех людей эгалитаризм получил теоретико-философское обоснование в трудах Гоббса, Люкка, Руссо и других мыслителей. Он стал мощным идеологическим лозунгом буржуазной революции наряду с лозунгом свободы (liberte) и братства (fraternite), которые в сжатой форме символично выражали их конечную цель. Из этих учений возникли основные идеи западноевропейской демократии и гражданского общества. Однако после этих революций выяснилось, что эгалитаризм сводился к формальному (правовому) равенству людей, за которым скрывалось их в первую очередь экономическое, а также политическое и социальное неравенство. Поэтому наиболее революционные силы, начиная с французской буржуазной революции вплоть до социалистических революций и антиколониальных движений, стремились понятие эгалитаризма распространить и на экономическое равенство. При этом не всегда удавалось избежать крайностей: эгалитаризм отождествлялся с однообразием, полным подчинением личности общности, уравниловкой и т. д. (Т. Моор, Т. Кампанелла и др.).

Ну, и для завершения гештальта – про эгалитаризм:)

Сложность же состоит в том, что в отличие от двух других рассмотренных принципов в данном случае мы имеем не один принцип, а скорее достаточно сложно устроенный и исторически гетерогенный комплекс принципов.

Исторически существовало множество форм идеологического оформления этих принципов. В отношении мышления эти принципы могут выступать в роли регулятивов рамочного типа, как правило, ограничительно-запретительных. Я думаю, что по отношению к мышлению эти принципы имеют в значительной степени функцию ограничителей его проектной и, в какой-то мере, онтологической экспансии. Именно поэтому, либеральный подход Поппера ограничен частичной социальной инженерией. Но это моя собственная трактовка.

В 20 веке с этим комплексом принципов была сопряжена довольно напряженная идеологическая борьба и проблематизация. Именно по этому с этим необходимо разбираться очень внимательно и вдумчиво, не редуцируя вопрос к плоским идеологическим полаганиям.

2. «…. я хотел бы кратко остановиться на том, что я считаю важнейшими принципами гуманистической и эгалитаристской этики.

1. Терпимость ко всем, кто сам терпим и не пропагандирует нетерпимость. Из этого принципа вытекает, в частности, что следует относиться с уважением к моральному выбору других людей, если этот выбор не противоречит принципу терпимости.

3. Говоря о зарождении принципов эгалитаризма в Афинах, Поппер указывал на два аспекта:

4. Принципы эгалитарной этики имеют у Поппера отчетливый жертвенный и предельный характер, что отличает его от утилитаристкой традиции в либерализме. Вот довольно откровенная цитата:

Я бы выделил в предложенной задаче несколько возможных уровней рассмотрения:

1) анализ взаимоотношений социологической традиции и упомянутых мной традиций: демократия, христианство, гуманизм, просвещение, либерализм. Т.е. анализ парадигмальных предпосылок и принципов социологического мышления под углом традиций и принципов эгалитаризма.

2) критическое рассмотрение отдельных социологических концепций под углом….,

3) критическое рассмотрение социальных практик использования и употребления социологического знания под углом…

4) критическое рассмотрение этоса белорусского социологического сообщества под углом…

  • Эгалитари́зм (фр. égalitarisme, от égalité — равенство) — концепция, в основе которой лежит идея, предполагающая создание общества с равными политическими, экономическими и правовыми возможностями всех членов этого общества. Противоположность элитаризма.

Связанные понятия

Социальное равенство — общественное устройство, при котором все члены общества обладают одинаковым статусом в определённой области.

Коллективи́зм (фр. collectivisme) — собирательный социально-психологический термин, характеризующий любую доктрину или другую социальную установку, делающую упор на важность и ценность коллектива.

Индивидуали́зм (фр. individualisme, от лат. individuum — неделимое) — моральное, политическое и социальное мировоззрение (философия, идеология), которое подчеркивает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость в рамках конституционного правопорядка. Индивидуализм противопоставляет себя идее и практике подавления личности обществом или государством. Индивидуализм — есть противоположность коллективизма.

Классический либерализм — политическая идеология, ветвь либерализма, которая утверждает гражданские права и политическую свободу. Классический либерализм особо подчеркивает необходимость экономической свободы.

Солидарность — это единство (группы или класса), которое порождает единство интересов, задач, стандартов и взаимопонимание, или же основывается на них. Данное понятие отсылает к таким связям в обществе, которые объединяют людей в единое целое. Оно используется преимущественно в социологии, а также в иных общественных (социальных) науках или философии.

Упоминания в литературе

В прошлые исторические эпохи консерваторы часто оказывались противниками демократизации, расширения избирательных прав, были совместимы с откровенно корпоративистскими недемократическими режимами. Современные консерваторы (особенно в Германии и Италии) крайне болезненно относятся к вопросу о заимствовании правыми тоталитарными режимами существенных элементов консервативной идеологии и отмежевываются от современных крайне правых политических сил. Напротив, для независимых исследователей консерватизма такая связь очевидна[2]. В корпоративизме, в том числе его тоталитарных инкарнациях, присутствуют важнейшие концептуальные конструкции, выработанные именно консерватизмом, освященные авторитетом папских энциклик и телеологической этикой католицизма. Главные из них – отрицание неизбежности классовых конфликтов и жестко закрепленные социальные роли в едином государственном механизме (т. е. иерархическое устройство общества). Корпоративизм всегда апеллирует к традиции, национальному единству, регулирует сферу общественной морали и семейных отношений, враждебен политической оппозиции и инакомыслию, грешит национализмом, освящает неравенство, в том числе – доминирование мужчины в семье, а антисемитизм был глубоко укоренен в консервативной традиции вплоть до Второй мировой войны и Холокоста. В современных условиях подобная установка консерваторов входит во все более острый конфликт с ценностями недискриминации, толерантности, эгалитаризма . Попытки стоящих у власти консерваторов найти компромиссные решения этих проблем воспринимаются частью консервативного сообщества как отход от основополагающих принципов консерватизма.

Связанные понятия (продолжение)

Во многих частях мира термин коммунализм используется для обозначения современной теории, которая описывает широкий диапазон социальных движений и социальных теорий, которые ориентируются на местное общинное самоуправление. Такая система самоуправления, по мнению её сторонников, должна исходить из принципов децентрализации и прямой демократии, опирающейся на местные муниципалитеты.

Капитали́зм — экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли.

Антикапитализм — широкий спектр движений, идей и подходов, которые выступают против капитализма. Антикапиталисты, в строгом смысле этого слова, это те, кто хотят полностью заменить капитализм другой системой.

Социа́льные кла́ссы (общественные классы) — выделение в обществе по отношению к собственности на средства производства и общественному разделению труда; большая группа людей, различающихся по отношению к собственности на средства производства и роду деятельности.

Утилитари́зм (от лат. utilitas — польза, выгода) — направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью. Под полезностью поступка подразумевается интегральное удовольствие или счастье, полученное всеми затрагиваемыми сторонами за время действия последствий поступка. Утилитаризм относится к консеквенциальной группе этических теорий, так как судит поступок не сам по себе, а по его результатам.

Социа́льный дарвини́зм (социа́л-дарвини́зм) — социологическая теория, согласно которой закономерности естественного отбора и борьбы за существование, выявленные Чарльзом Дарвином в природе, распространяются на отношения в человеческом обществе.

Полити́ческая систе́ма о́бщества или полити́ческая организа́ция о́бщества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Либертарный социализм — совокупность социалистических политических философий, посвящённых сопротивлению авторитарному принуждению и социальной иерархии, в частности институтам капитализма и государства.

Эмансипа́ция (лат. emancipatio) — отказ от различного рода социальных зависимостей, в том числе детей от родителей, женщин от мужчин, мужчин от женщин, прекращение дейтвия ограничений, приобретение адекватных прав и обязанностей.

Сре́дний класс — социальная группа людей, имеющая устойчивые доходы, достаточные для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей.

Критика либерализма — совокупность политических, экономических и философских идей, составляющих оппозицию либеральным идеологиям, организациям и правительствам.

Политический плюрализм — это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает легальное столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения. Другими словами — многопартийность.

Государство всеобщего благосостояния или государство всеобщего благоденствия (англ. Welfare state) — концепция политического строя, при которой государство играет ключевую роль в защите и развитии экономического и социального благополучия его граждан. Она основана на принципах равенства возможностей, справедливого распределения богатства и общественной ответственности за тех, кто не может обеспечить себе минимальные условия достойного уровня жизни.

Социа́льная иера́рхия — иерархическая структура отношений по поводу распределения в обществе власти, собственности, доходов, престижа и других ценностей.

Читайте также: