Эдгар фор доклад учиться быть образование сегодня и завтра

Обновлено: 18.05.2024

ОА: Доклады такого рода публикуются нашей организацией не впервые. ЮНЕСКО , которая всегда служила площадкой для размышлений над актуальными вопросами современности, стремится каждый раз, когда того требуют исторические и социальные реалии, информировать международную общественность о положении дел в области образования и определять нынешние и будущие проблемы и задачи, требующие решения на мировом уровне.

В образовании будущего важное место должно отводиться сознательной вовлеченности учащихся

Школы должны играть большую роль в обеспечении здоровья и благополучия детей

Целью этой инициативы, которая начала осуществляться еще до пандемии, но в которой будут учтены все сделанные в ходе нее выводы, является выработка нового видения образования на период до 2050 года и последующее время. Поскольку образование — это фундамент для будущего, нам показалось крайне важным задуматься о будущем образования. Это и стало главной задачей инициативы, в которой приняли участие специалисты, около 200 кафедр ЮНЕСКО , более 400 ассоциированных школ, а также более миллиона добровольцев из числа молодежи, преподавателей, представителей гражданского общества, правительств и деловых кругов. Было необходимо сделать обсуждения максимально демократичными, потому что в образовании будущего важное место должно отводиться активному участию и сознательной вовлеченности как самих учащихся, так и всего образовательного сообщества.

Как образование может способствовать построению общего будущего сейчас, когда миру угрожают изменение климата, поляризация общественного мнения и рост ненавистнических высказываний?

Центральное место в образовании будущего должно занимать экологическое просвещение. Это важно по двум причинам. Во-первых, потому что борьба с изменением климата — процесс длительный, который предполагает, что мы должны в корне изменить свое отношение к живому миру. А разве есть для этого более действенный способ, чем образование? Во-вторых, потому что мы в большей степени склонны защищать то, что нам понятно. Понимание — обязательное условие успешной защиты.

Центральное место в образовании должно занимать экологическое просвещение

Однако, как признается в докладе ЮНЕСКО , нам предстоит очень большая работа. Потребуется мобилизовать все международное сообщество, поощрять инициативы в этом направлении, добиваться конкретных обязательств. К примеру, в ходе Всемирной конференции по образованию, прошедшей в Берлине в мае этого года, правительства 80 стран обязались существенно усилить экологическую компоненту учебных программ к 2025 году. ЮНЕСКО окажет им в этом свое содействие.

Экологическое просвещение также подразумевает укрепление научного образования, значение которого возросло не только в свете изменения климата, но и в связи с пандемией.

Пандемия ускорила идущие в обществе цифровые преобразования. Какими новыми знаниями следует вооружить молодое поколение в этой связи?

ОА: Я вижу здесь несколько направлений работы. Прежде всего нужно отметить, что под влиянием социальных сетей кардинально изменилось наше отношение к информации, СМИ и данным вообще. Следует продолжать усилия по повышению цифровой грамотности, так как если доступ к информации улучшился, то контроль за качеством этой информации и профессионализмом работников этой сферы снизился. На фоне увеличения потока дезинформации, поддельных новостей и фейковых видеороликов, способных существенно повлиять на, скажем, результаты выборов, налицо необходимость усилить образование в области медийной и информационной грамотности.

Образование в области медийной и информационной грамотности должно развивать рациональное и критическое мышление

Эта дисциплина должна развивать рациональное и критическое мышление, навык подвергать любое утверждение сомнению. Умение кодировать информацию, безусловно, важно, но еще важнее умение ее декодировать, разбираться в непрерывно несущемся на нас потоке информации. ЮНЕСКО всячески содействует формированию этих навыков. К примеру, мы обновили и дополнили нашу программу по медийной и информационной грамотности для педагогов, и я уверена, что она будет обновляться и в дальнейшем.

Кроме того, больше внимания в образовании следует уделять предотвращению всех форм расизма и антисемитизма. Пандемия наглядно показала нам, что расистские рефлексы, соблазн найти козла отпущения, все эти установки никуда не исчезли и по-прежнему угрожают нашему обществу. И потому нам нужно учиться жить вместе, понимать, откуда мы пришли, чтобы знать, куда мы идем. Например, изучая историю происхождения человека и его эволюцию как вида, каждый сможет увидеть, что у всех нас общие корни, и понять истинную сущность человечества.

Наконец, нужно усилить трансдисциплинарность. Я уже упомянула взаимосвязь научного и экологического образования. Нам также необходимо навести мосты между образованием, культурой и наследием, в частности в рамках художественного образования. Как правило, при работе с многоаспектными темами, которыми невозможно овладеть усилиями лишь одной дисциплины, ученые и преподаватели только выигрывают, если сотрудничают со специалистами из других областей. Учебные программы должны поощрять такое взаимодействие.

Как и общество в целом, учебные заведения все больше внедряют цифровые технологии. Как следует к ним относиться и какое место они должны занять в учебном процессе?

ОА: В учебных заведениях цифровые технологии должны быть не самоцелью, а средством. При этом надо четко понимать их ограничения и связанные с ними риски. Безусловно, новые технологии, цифровые устройства и искусственный интеллект несут в себе огромные возможности, особенно в плане индивидуального подхода к обучению, развития творческих способностей и облегчения труда учителей за счет автоматизации рутинной работы. Однако не следует видеть в них панацею от всех бед.

Нужно отдавать себе отчет в том, что цифровые технологии связаны с определенными рисками, главными из которых я бы назвала риск усиления неравенства и педагогический риск.

Цифровые технологии изменят облик школы и работу учителей, но не смогут и не должны заменять их собой

Прежде всего — и, на мой взгляд, это один из важнейших уроков пандемии — переход к цифровым технологиям усиливает неравенство в сфере образования. В последние полтора года о дистанционном обучении было сказано очень многое, однако для слишком многих людей эта форма обучения является недостижимым идеалом — в частности в Африке, где у 90 % учащихся просто нет компьютера. Так что нет ничего удивительного в том, что при переходе на дистанционное обучение более 500 млн учащихся полностью выпали из учебного процесса. Во многих регионах, преимущественно в сельской местности, дистанционное обучение продолжит и впредь означать обучение при помощи радио и телевидения.

Что касается педагогических рисков, то никакой экран не заменит преподавателя-человека. Даже самый совершенный алгоритм не способен привнести в учебный процесс ту эмоциональную составляющую и живое общение, которые может дать учитель со свойственной ему человечностью, эмпатией и чуткостью — всеми теми качествами, развитию которых будет отводиться центральное место в подготовке педагогов в будущем. Учитель и компьютер могут только дополнять друг друга, а в какой степени — будет зависеть от каждого конкретного случая. Авторы доклада ЮНЕСКО в этом отношении категоричны: цифровые технологии изменят облик школы и работу учителей, но не смогут и не должны заменять их собой.

Помимо целей, задуматься следует и о средствах. Насколько велика роль международного сотрудничества в обеспечении того, чтобы образование было признано всеобщим благом?

ОА: Вопрос средств весьма актуален, ибо, учитывая нанесенный пандемией ущерб, у государств может возникнуть искушение — поддаться которому было бы крайне контрпродуктивно — сэкономить средства за счет сокращения расходов на образование, которому приходится конкурировать с другими отраслями. Согласно совместному докладу ЮНЕСКО и Всемирного банка , опубликованному в феврале 2021 года, две трети стран с низким уровнем дохода уже сократили бюджет образования по сравнению с началом пандемии.

Решить неотложные проблемы в сфере образования можно только при наличии бюджета

Однако следует помнить, что решить неотложные проблемы в сфере образования можно только при наличии бюджета. Сейчас страны повсеместно работают над планами по восстановлению экономики, и нам следует использовать эту возможность для того, чтобы отнестись к расходам на образование так, как они того заслуживают — то есть не как к текущим расходам, а как к самым окупаемым инвестициям в будущее страны. Экономика знаний предполагает существенные вложения в образование, и увеличение финансирования образовательной сферы — это вопрос не только прав и ценностей, но и развития экономики и конкурентоспособности.

Наряду с финансовыми средствами, для достижения поставленных целей нам требуется также соответствующий институциональный потенциал. И в этом отношении в полный рост встает необходимость международного сотрудничества: поскольку образование — это общественное благо, то и действовать следует сообща. В этой связи в докладе Международной комиссии содержится призыв к сотрудничеству между всеми субъектами образования регионального и мирового масштаба. В этом заключается и цель созданной ЮНЕСКО Глобальной коалиции по вопросам образования, деятельность которой охватывает более сотни стран. Необходимо заключать и другие партнерства, например, с частным сектором и лидерами в сфере цифровых технологий.

И последний вопрос. В докладе о перспективах образования был сформулирован ряд рекомендаций. Что дальше?

ОА: Публикация этого доклада, ставшая результатом долгой работы под руководством президента Эфиопии г-жи Сахле-Ворк Зевде , — лишь первый этап большого пути. Ибо доклад представляет собой не конечную цель этой работы, а лишь средство, призванное привести нас к цели. Его задача — наметить план действий по выработке образовательной политики и методик обучения на грядущие годы.

Даже самый совершенный алгоритм не способен привнести в учебный процесс ту эмоциональную составляющую и живое общение, которые может дать учитель

В докладе также подчеркивается необходимость в новом общественном договоре в области образования — таком, который позволил бы нам перестроить свое отношение к другим людям, планете и технологиям, устранить последствия прошлой несправедливости и изменить будущее в лучшую сторону.

Ставки высоки, и мы надеемся, что начатая нами дискуссия продолжится. Я уверена, что так и будет: в процессе подготовки доклада стало очевидно, насколько эта тема волнует всех — и экспертов, и педагогов, и молодежь, которая, понимая, что на карту поставлено ее будущее, приняла в дискуссии активное участие. В докладе описывается существующее положение вещей и предлагаются направления для будущей деятельности. Он дает нам в руки компас, и теперь наша задача — двигаться дальше.

ЮНЕСКО опубликовала новый Всемирный доклад по мониторингу образования. Согласно документу, в нынешнем столетии образованию отводится ключевая роль. От его уровня, качества и доступности будет зависеть не только судьба отдельного человека, но и жизнь планеты в целом. Подробности — в материале RT.

На годы вперёд

Без образования нет будущего — ни у человека, ни у человечества. Современное же состояние образования не соответствует уровню стоящих перед нами глобальных проблем и нуждается в реформировании. Вот основные посылы доклада ЮНЕСКО.

Прежде всего, необходимо охватить средним образованием всю планету. Эта задача уже была поставлена, но темпы её выполнения, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Так, согласно выводам ЮНЕСКО, мир отстаёт от графика всеобуча более чем на 50 лет. Реализация поставленной задачи была запланирована на 2030 год. Реальные же сроки таковы: всеобщий охват законченным начальным образованием будет достигнут лишь к 2042 году, на уровне неполной средней школы это произойдет только в 2059 году, а всеобщий охват полным средним образованием станет возможен не раньше 2084 года.

Если бы план по всеобучу в странах с низким уровнем дохода был выполнен в срок, это позволило бы к 2050 году вызволить из нищеты примерно 60 млн человек. Но, увы, светлого будущего придётся ждать ещё лет пятьдесят.

Золотая дюжина

Только 12 стран — Россия, Южная Корея, Грузия, Канада, Беларусь, Туркменистан, Чехия, Япония, Сингапур, Словакия, Армения и Польша — выполнят к 2030 году взятые на себя международные обязательства в сфере образования.

Любопытно, что в отстающие попали такие законодатели образовательной моды, как США, Германия, Франция, Швейцария.

В качестве подтверждения черепашьих темпов распространения образования по планете ЮНЕСКО приводит удручающую статистику. В 17 странах мира более 25% детей никогда не ходили в начальную школу. В 8 странах более 50% молодых людей в возрасте 20-24 лет имеют меньше двух классов образования. В 27 странах 9 из 10 женщин из беднейших слоёв населения не закончили начальных классов. В 21 стране менее 50% детей младшего школьного возраста освоили основы математики. В 35 странах более 75% подростков не закончили среднюю школу.

Трудности перевода

Для преподавания школьных дисциплин на национальных языках необходимо не только написать учебники, но и разработать соответствующую терминологию. А это не всегда возможно.

Однако проблема остаётся: усваивать материал на неродном языке детям сложно.

Экологическая грамотность

Напрямую от образования зависит экология планеты. Эксперты ЮНЕСКО ратуют за то, чтобы системы образования способствовали переходу к более экологичным видам экономической деятельности и поиску инновационных решений существующих экологических проблем. Этот тезис встречает только всеобщее одобрение. Однако на деле ситуация пока обстоит не лучшим образом. Так, согласно данным ЮНЕСКО, в странах Организации экономического сотрудничества и развития около 40% учащихся в возрасте 15 лет обладают лишь базовыми познаниями в области охраны окружающей среды.

В прямой зависимости от образования находится и уровень насилия. При изучении данных по 22 странам Африки было отмечено, что в регионах с крайне низкими средними показателями в сфере образования вероятность возникновения конфликтов за последний 21 год составляла 50%.

Стратегия и тактика

Однако на одном среднем образовании далеко не уедешь. Современный сплошь автоматизированный мир требует от человека массы специальных навыков. И задача образования XXI века — этим навыкам людей обучить. Особенно актуально это для развивающихся экономик. Однако образовательная стратегия ЮНЕСКО зачастую идёт вразрез с тактическими планами воротил бизнеса.

Глобальные угрозы?

"Проба пера" на тему самообразования в контексте непрерывного образования специалистов. Не судите строго!

ВложениеРазмер
statya.docx 29.65 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование в контексте непрерывного профессионального образования специалистов.

На современном этапе социальной жизни, образование становится главным условием прогрессивного развития общества.

Общечеловеческая и философская значимость этой идеи велика, так как её смысл заключается в том, чтобы обеспечить каждому человеку возможность постоянного совершенствования, творческого и профессионального развития, обновления знаний, умений, навыков и качеств на протяжении всей жизни, что способствует процветанию всего общества.

Концепция непрерывного образования впервые была представлена на форуме ЮНЕСКО (1965 г.) крупнейшим теоретиком П. Ленграндом , который полагал, что человеку следует создать условия для полного развития его способностей на протяжении всей жизни. В этой концепции по-новому рассматривались этапы жизни человека, устраняющие её традиционное деление на период учёбы, труда и профессиональной дезактуализации.

В концепции Федеральной целевой программы развития образования Р.Ф. на 2016 – 2020 годы указывается, что «необходимо добиться устойчивого процесса непрерывного образования как важнейшей составляющей образования российских граждан в течение всей жизни.[10]

С этих пор главное назначение образования состоит в подготовке будущего взрослого человека к различным формам самостоятельной деятельности и самообразованию.

Взрослые учащиеся – это зачастую вполне успешные люди с достаточно высоким уровнем развития. Целью их образование является – развитие способностей и опыта для дальнейшей успешной жизни.

Для достижения этой цели в практике организации российского образования используются все сложившиеся в мире к этому времени формы непрерывного образования:

• Формальное образование, которое предполагает организацию обучения, отвечающую пяти основным требованиям:

1) оно приобретается обучающимися в специально предназначенных для обучения учреждениях (в школах разного типа, в техникумах, вузах и т. д.);

2) обучение должно осуществляться специально подготовленным персоналом (проблема подготовки квалифицированных кадров медиа педагогов, особенно для непрофессионального медиа образования, должным образом не решена);

3) формальное образование предполагает получение документа об образовании, в котором фиксируются все пройденные предметы, в том числе медийной тематики;

4) в рамках данного вида образования осуществляется систематизированное обучение;

5) обучение характеризуется целенаправленной деятельностью обучающихся.

• неформальное (отличается систематизированностью и целенаправленным характером деятельности обучающихся, но без выдачи документа об образовании) Процесс получения новых знаний зачастую протекает вне специализированного образовательного пространства, при этом существуют конкретные цели, методы и методики, а главное, результат обучения.

• информальное (неорганизованное, спонтанно личностное) образование (самообразование с использованием консультаций и информационной поддержки высокого уровня). Индивидуальная деятельность человека, направленная на познавательный процесс, который сопровождает его повседневную жизнь, при котором не всегда существует конкретный результат.

Москвич Ю. Н. отмечает, что сегодня главной задачей непрерывного образования является развитие инновационного мышления, а основными его принципами должны стать:

1) опора не на окружающую реальность, а на видение будущего страны как инновационного общества;

2) ускоренная адаптация своего и чужого иного позитивного опыта;

3) поощрение создания в образовании большого числа полезных инноваций;

4) первичность инвестиций в человеческий капитал как учащихся, так и преподавателей;

5) развитие непрерывного образования как опережающего на инновационной основе.[8 ]

Главной задачей нового инновационного непрерывного образования должно стать в первую очередь развитие инновационного мышления.

Поэтому особое значение в процессе образования на протяжении всей жизни приобретает готовность к постоянному самообразованию.

Способность к самообразованию является ключевой для творческой индивидуальности специалиста. Самообразование выступает средством самосовершенствования специалиста и способствует развитию различных сфер личности.

В настоящее время проблеме самообразования человека посвящены философские, социологические и психолого-педагогические исследования.

В философии самообразование понимается как частный случай познавательной деятельности (В. П. Шуман), как самостоятельное познание (Б.Т. Ительсон)как индивидуально-личностный процесс познания окружающего мира, как частный случай познавательной деятельности.

В социологических исследованиях самообразовательная деятельность рассматривается как основа жизнедеятельности и эффективного функционирования человека на разных этапах социализации.

Непрерывная целевая профессионально-образовательная подготовка специалистов, в том числе и через самообразование, обеспечивает рост их профессионализма, повышение компетентности, адаптируемость к новым условиям, сочетание стратегического мышления и оперативности в выполнении своих функциональных обязанностей.

Процесс самообразования рассматривается с разных позиций.

С. В. Юдакова считает, что «самообразование — самостоятельная познавательная деятельность человека, которая включает в себя следующие компоненты:

- целенаправленную самореализацию на основе внутренней свободы личности;

- удовлетворение потребностей в социализации; продуктивную часть личности на основе осознания познавательных потребностей;

Взаимосвязь образования и самообразования ориентирует специалиста на освоение знаний, умений в своей сфере, обеспечивает формирование опыта в своей профессиональной деятельности, а так же опыта эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, направлена на развитие навыков управления собой.

Содержание и характер успешной деятельности определяется комплексом побуждений и мотивов. Мотивация специалиста к самообразованию начинается с диагностики профессиональных интересов и профессиональных затруднений. Следствием такой работы является выбор профессионалом для себя метода повышения квалификации. В ходе работы разрабатывается система действий специалиста по реализации конкретной задачи.[7].

Брязгунова Е. Н. выделяет следующие цели самообразования:

Самоцельное самообразование – это определенный вид деятельность, который провоцирует и создает мотивы у человека для устойчивого интереса и освоения знаний: ПК, астрономии, психологии и др.

Попутное самообразование: Занимаясь целенаправленной деятельностью, человек узнаёт что-то новое, позволяющее ему использовать эти знания и умения дальше.

Целенаправленное самообразование, связано с тем, что человек сам ставит себе цель в определённой области. Эта цель определяет дальнейшие шаги, поиск средств для реализации цели, самостоятельность в постановке задач, в их решении и в анализе результатов.

М. Князева выделяет несколько функций самообразования:

1. экстенсивная — накопление, приобретение новых знаний;

2. ориентировочная — определение себя в Культуре и своего места в обществе;

4. саморазвития — совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств;

5. методологическая — преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира;

6. коммуникативная — установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами;

7. сотворческая — сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее;

8. омолаживания — преодоление инерции собственного мыш ления, предупреждения застоя в общественной позиции (чтобы жить полноценно и развиваться, нужно время от времени отказы­ваться от положения учащего и переходить на положение учащегося);

9. психологическая (и даже психотерапевтическая) — сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества;

10. геронтологическая — подержание связей с миром и через них жизнеспособности организма. [11]

По мнению Безниско Е. Д. [1], проблему самообразования специалистов стоит рассматривать в контексте непрерывного образования, которое трактуется как интегральное образование, дающее возможность человеку приспосабливаться к жизни, адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. В основе данного подхода лежит идея повышения профессионального образования, квалификации.

Задача достижения определенного социального статуса специалиста решается как в системе непрерывного профессионального образования, так и в рамках его социальной составляющей. Этот сегмент непрерывного образования обеспечивает разнообразным группам населения возможность адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Таким образом непрерывное профессиональное самообразование можно охарактеризовать как сложный динамический процесс формирования системы личностных основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, как процесс саморазвития и самореализации личностных и профессиональных возможностей, намерений и планов.

Соответственно программа по самообразованию современных специалистов в контексте непрерывного образования обычно включает в себя, с одной стороны, программы базового образования (общего образования), позволяющие, в частности, получить более четкое представление об основах современного устройства государства и экономики, а с другой—программы профессиональной подготовки, обеспечивающие, в том числе, приобретение новых профессий, развитие имеющихся навыков и знаний, что облегчает доступ на рынок труда.

Технология организации самообразования специалистов может быть представлена, по мнению Н.Г. Алдакаевой , в виде следующих этапов:

1 этап – установочный. Этап предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из формулирования личной индивидуальной темы, осмысления последовательности своих действий.

2 этап – обучающий. Этап, на котором специалист-технолог знакомится с педагогической и методической литературой по выбранной проблеме.

3 этап – практический. Этап, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов.

4 этап – теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективные формы работы.

5 этап – итогово-контрольный.

Этап, на котором специалист должен подвести итоги своей работы, обобщить наблюдения, оформить результаты, сформулировать выводы на определение перспектив в работе. [11]

Таким образом, самообразование в контексте непрерывного образования специалиста выполняет следующие функции: дополняет, углубляет, расширяет имеющиеся знания; компенсирует недостатки базового образования и является средством его приобретения; способствует формированию индивидуального стиля педагогической деятельности; является средством самопознания и самосовершенствования.

Для успешной деятельности и самосовершенствования в условиях динамично развивающегося общества современному специалисту необходимо личностное и профессиональное развитие, непрерывность этапов всей образовательной системы. Под самообразованием в контексте непрерывного образования специалистов следует понимать личностно регулируемую творческую познавательную деятельность, побуждаемую развитыми личностно - и общественно значимыми мотивами и направленную на саморазвитие и самовыражение субъекта образования через непрерывное приобретение знаний при использовании различных ресурсов [4]

В ходе самообразования специалист может использовать разнообразные источники информации: прослушивание лекций, докладов, концертов, консультации специалистов, просмотр спектаклей, кинофильмов, телепередач, посещение музеев, выставок, галерей, различные виды практической деятельности – опыты, эксперименты, моделирование и т.п.

Различные формы образовательной деятельности (курсы, семинары) лишь тогда можно считать эффективными, когда они нацеливают специалиста на творческое переосмысление содержания, которое реализуется через различные формы методической деятельности и может стать хорошей основой для дальнейшей самостоятельной работы.

Современный специалист, ориентированный на профессию и желающий совершенствоваться и обучаться обязательно достигнет хороших результатов и определенного профессионального уровня.

Для этого надо осознавать и решить три основных задачи:

1. учитывать изменения в профессиональной среде, происходящие под влиянием процессов информатизации, социально-экономических реформ;

2. постоянно работать над повышением своего профессионального мастерства;

3. обновлять знания и умения, обеспечивающие ему хорошую творческую форму, способность к активному усвоению современных достижений и экспериментальному поиску; искать пути и активно использовать методы самообразования, саморазвития и самосовершенствования.

В организации работы по самообразованию необходимо учитывать факторы, определяющие ее результативность. Факторы, определяющие результативность работы по самообразованию:

1. Наличие учебной, методической литературы, нормативных документов, наглядных пособий (методический кабинет учреждения должен являться подлинной базой самостоятельной работы с литературой, пособиями).

2. Наличие времени для самостоятельной работы.

3. Учет уровня развития умений и навыков самостоятельной работы, профессионального опыта, индивидуальных интересов и склонностей педагога при организации работы по самообразованию

В последнее десятилетие резко изменились требования к профессиональному уровню специалистов. Современные специалисты в конкретной деятельности должны хорошо знать документно-информационные потоки и массивы, знать пользователей, их информационные потребности, хорошо ориентироваться в различных информационных продуктах и услугах.

Одной из важных составляющих в организации процесса подготовки специалистов в настоящее время является включенность их в научно-исследовательскую деятельность, открывающую возможность развивать творческие способности в различных формах профессиональной деятельности, побуждать стремление к углублению знаний, к поиску, формировать аналитические, прогностические, коммуникативные умения, профессиональные и личностные качества. Карьера современного специалиста напрямую зависит от способностей, которыми он овладел в процессе обучения.

Эффективность процесса формирования профессиональных компетенций специалистов обеспечивается при многообразии различных подходов к его осуществлению, при этом ведущим является компетентностный подход. Компетентностный подход связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания человека не только как специалиста, но и как личности. Компетентность всегда проявляется в деятельности. Профессиональная компетентность специалиста обнаруживается при решении профессиональных задач. Как правило, под компетентностью понимают владение специалистом набором необходимых для его работы компетенций, либо соответствие данного специалиста требованиям его должности, либо способность специалиста эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность.

В ноябре 1991 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО предложила Генеральному директору “созвать международную комиссию для разработки вопросов образования и обучения для XXI века”. Федерико Майор обратился к Жаку Делору с просьбой стать председателем этой Комиссии, в которую также вошли 14 других видных деятелей, представляющих все регионы мира, различные культуры и являющихся специалистами в разных областях

Международная комиссия по образованию для XXI века официально была создана в начале 1993 г. Финансируемая ЮНЕСКО и работающая на основе секретариатского обслуживания, обеспечиваемого Организацией, Комиссия имела возможность опереться на значительные ресурсы и ценный международный опыт ЮНЕСКО, а также использовать большой объем информации, оставаясь при этом совершенно независимой в своей работе и в подготовке своих рекомендаций.

У ЮНЕСКО уже был накоплен заметный опыт в выпуске международных исследований, посвященных вопросам и приоритетам образования в разных частях мира. В 1968 г. вышла работа Филипа Х Кумбса, бывшего в то время директором Международного института планирования образования ЮНЕСКО (МИПО), где на основе деятельности Института рассматривались проблемы, стоящие перед образованием, и содержался ряд рекомендаций, касающихся перспективных инноваций

В 1971 г., когда уже три года во многих частях мира бушевали студенческие волнения, Рене Майо (бывший в то время Генеральным директором ЮНЕСКО) обратился к бывшему премьер-министру и министру образования Франции Эдгару Фору с просьбой возглавить группу из семи человек, перед которыми была поставлена задача определить “те новые цели, которые следует поставить перед образованием в свете быстрых преобразований, охватывающих знания и общество, требований развития, устремлений каждого отдельного человека и безусловной потребности в обеспечении международного взаимопонимания и мира”, а также выдвинуть “предложения, касающиеся тех интеллектуальных людских и финансовых средств, которые необходимы для достижения поставленных задач”. Доклад Комиссии Фора, опубликованный в 1972 г под названием “Учиться быть”, был примечателен прежде всего тем, что в нем со всей настойчивостью утверждалась концепция образования на протяжении всей жизни, причем это происходило в тот период, когда под вопрос ставилась ценность традиционных систем образования.

Читайте также: