Гчп в странах ес доклад

Обновлено: 01.06.2024

Данная статья представляет собой обзор опыта зарубежных стран с наиболее успешной практикой применения государственно-частного партнерства и реализацией соответствующих проектов. Автор проводит анализ европейского рынка, выделяет наиболее востребованные отрасли, в отношении которых заключаются ГЧП-контракты. Также автор статьи задается вопросом, как именно наличие собственной законодательной базы влияет на эффективность реализации проектов. На основе полученных данных, автор пытается определить ключевые особенности, благодаря которым происходит эффективное управление и реализация проектов ГЧП.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, взаимодействие государства и бизнеса, зарубежный опыт.

INTERNATIONAL EXPERIENCE OF PPP DEVELOPMENT

Fadyushin I.S. *

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

Abstract

This article is a review of foreign countries experience with the most successful practice of public-private partnerships and the implementation of relevant projects. The author analyzes the European market, identifies the most sought-after sectors in which PPP contracts are concluded. Also, the author considers the question of how exactly the presence of its own legislative basis affects the efficiency of project implementation. Based on the data obtained, the author tries to identify key features that lead to effective management and implementation of PPP projects.

Keywords: public-private partnership, the interaction between government and business, foreign experience.

Введение

В современном мире все большую актуальность приобретают различные методы, которые способны оказать содействие государству в выполнении его задач. В условиях дефицита бюджетных средств, государственные органы прибегают к поиску новых источников, позволяющих привлечь внебюджетное финансирование для реализации инфраструктурных проектов. В связи с этим особый интерес у государства будут иметь проекты, основанные на принципах государственно-частного партнерства.

Для этого государственным гражданским служащим необходимо получить принципиально новые компетенции, в рамках которых они должны будут понимать не только особенности функционирования бизнеса, но и уметь взаимодействовать с ним по принципам равноправия и равенства сторон для достижения взаимовыгодных целей. Именно посредством такой кооперации государство сможет добиться положительных результатов в развитии страны.

Первостепенным в данном случае выступает учет зарубежного опыта, для которого применение ГЧП является одним из наиболее оптимальных способов решения социально-экономических проблем.

Великобритания

Великобритания является одной из первых стран, где государственно-частное партнерство получило законодательное оформление.

– публичный партнер брал на себя обязанность компенсировать затраты частной стороны и обеспечить норму прибыли после ввода объекта в эксплуатационный период;

– государство осуществляло регулярные платежи из бюджета.

Данная концепция пользовалась успехом вплоть до наступления мирового кризиса в 2008 году. Тогда многие проекты были приостановлены ввиду отсутствия финансирования.

На сегодняшний день британское правительство выделяет следующие основные формы взаимодействия государства и частного бизнеса:

1) акционирование – передача государственной собственности в руки частного бизнеса путем образования смешанных предприятий или продажа части акций государственной компании;

2) частная финансовая инициатива – заключение долгосрочных соглашений между публичным и частным партнерами на строительство, финансирование, управление, эксплуатацию объектов государственной собственности;

3) аутсорсинг – передача бизнесу государственных функций.

Необходимо отметить, что одной из особенностей британской модели ГЧП является свобода выбора договорной формы для каждого проекта ввиду отсутствия единого закона о ГЧП. Однако не все инвестиционные проекты могут быть отнесены к ГЧП: существует определенный алгоритм и ряд требований, основные положения которых регулируются Регламентом государственных закупок [7].

В настоящее время в Великобритании реализуется более 700 ГЧП-проектов в самых различных сферах. Их стоимость оценивается в более чем 54 млрд. фунтов стерлингов, при этом больше всего инвестиций было привлечено в транспортную сферу – более 26 млрд. фунтов стерлингов. В свою очередь, наибольшее число проектов реализуется в сферах здравоохранения и образования. Следует отметить, что в качестве приоритетных инвесторов британское правительство придает особое значение страховым и пенсионным фондам, которые обладают значительными финансовыми ресурсами. Кроме того, с течением времени все чаще начали использоваться государственные гарантии. Как следствие, изменения PFI привели к появлению новой модели под названием PF2 [1].

К особенностям PF2 относится:

– повышенная бюджетная эффективность;

– для обеспечения прозрачности государство будет стремиться быть миноритарным инвестором в проектах (не более 30%);

– разделение рисков, четко отраженных в соглашениях;

– упрощенный доступ к заемному капиталу.

Одной из первых программ, заключенных в рамках модели PF2, была Программа по приоритетному строительству школ (Priority School Building Programme), принятая в 2011 году. Стоимость проекта оценивается в 4,4 млрд. фунтов стерлингов, а совокупное число школ, которые попали в данную программу, приравнивается к 537. Завершение программы планируется в 2021 году [6].

Помимо этого, в Великобритании действует Фонд обеспечения регионального экономического роста (Regional Growth Fund), который был создан британским правительством для привлечения внебюджетного финансирования. По состоянию на 2018 год, фонд располагает бюджетом в 2,6 млрд. фунтов стерлингов [8].

Канада

Так как Канада представляет собой государство с федеративным устройством, развитие ГЧП в этой стране началось в 1980-х гг. на уровне провинций. Особый вклад в развитие данного направления сделали провинции Онтарио, Британская Колумбия, Альберта и Квебек.

К примеру, в Онтарио реализацией программ ГЧП занимается государственная Инфраструктурная корпорация. В период с 2006 по 2014 годы ей была реализована масштабная инфраструктурная программа Ontario’s Infrastructure Investment Program, затраты на которую составили около 96,7 млрд. долларов. Стоит отметить, что программа имела следующий экономический эффект:

– средний вклад в реальное ВВП составил 11,3 млрд. долларов ежегодно;

– рост корпоративных прибылей на 2,2 млрд. долларов в год;

– снижение уровня безработицы;

– 16,7 млрд. долларов дополнительных налоговых поступлений;

– 166 тыс. новых рабочих мест [3, С. 5-6].

На национальном уровне важную роль играют Министерство инфраструктуры Канады (Infrastructure Canada) и Совет по государственно-частному партнерству Канады (The Canadian Council for Public-Private Partnerships). К основным обязанностям последних относится информационное консультирование, аналитика и распространение лучших практик ГЧП, в то время как Министерство инфраструктуры Канады занимается распределением средств Фонда ГЧП (The P3 Canada Fund).

Фонд ГЧП является одним из инструментов поддержки региональных и местных правительств по поводу реализации проектов ГЧП в самых различных сферах. Финансирование осуществляется посредством нескольких способов, а распределение средств происходит на конкурсной основе. Следует отметить, что максимальный размер поддержки Фонда не может превышать 25% от общей стоимости проекта. По состоянию на 2018 год, фонд оказал поддержку 25 различным проектам по всей стране. Совокупная стоимость проектов насчитывает более 6 млрд. долларов, инвестиции со стороны фонда составили около 1,3 млрд. долларов [5].

Европейский рынок проектов ГЧП

Согласно исследованиям Европейского инвестиционного банка [2], в 2018 году совокупная стоимость проектов ГЧП, прошедших стадию финансового закрытия, составляет 14,6 млрд. евро, что на 4% меньше, чем в 2017 году (15,2 млрд. евро).

25-04-2019 16-42-28

Рис. 1 – Динамика ГЧП проектов в Европе с 2009 по 2018 гг

На основе данных, представленных на рисунке 1, можно сделать следующие выводы:

– общее число проектов снизилось до 39, в то время как в 2017 их количество приравнивалось к 44. Это наименьшее число проектов, начиная с 1997 года;

– увеличилась средняя стоимость отдельно взятого проекта до 375 млн. евро (345 млн. евро в 2017);

– 51% всех транзакций составили платежи со стороны публичного партнера (в большинстве в форме платы за доступность).

Необходимо отметить, что 66% (9,6 млрд. евро) от всей стоимости проектов ГЧП на европейском рынке составили 8 проектов:

– Мост Чанаккале (3,1 млрд. евро, Турция);

– Автомагистраль Анкара-Нигде (1,2 млрд. евро, Турция);

– Сеть широкополосного доступа в Жиронде (1,2 млрд. евро, Франция);

– Тоннель Бланкенбурга (1 млрд. евро, Нидерланды);

– Шоссе A16 в Роттердаме (930 млн. евро, Нидерланды);

– Дамба Афслейтдейк (810 млн. евро, Нидерланды);

– Лаборатория в Билкентском университете (711 млн. евро, Турция);

– Шоссе A10/A24 Нойруппин-Панков (652 млн. евро, Германия).

На основе вышеперечисленного, можно утверждать, что транспортный сектор для ГЧП является одним из наиболее востребованных в странах Европы. Совокупная стоимость всех проектов, реализуемых в данной отрасли, приравнивается к 7 млрд. евро. Следует отметить, что в 2017 году их стоимость составляла примерно 7,6 млрд. евро.

Лидером по совокупной стоимости проектов ГЧП в 2018 является Турция с показателем в 5,1 млрд. евро, хоть это и меньше, чем в 2017 году (6 млрд. евро). В то же время, наибольшее число проектов было реализовано во Франции – сразу 15 проектов прошли стадию финансового закрытия (см. рисунок 2).

25-04-2019 16-43-56

Рис. 2 – Совокупная стоимость и количество проектов ГЧП по странам Европы в 2018 году

Следует отметить, что в пяти странах было реализовано как минимум 2 проекта, в то время как минимум 1 проект был реализован в десяти странах. Также особое внимание обращает на себя Великобритания, которая при относительно небольших затратах (менее 500 млн. евро) сумела реализовать около 8 проектов ГЧП.

Важную роль при реализации проектов сыграли страховые компании и пенсионные фонды. 21 проект ГЧП из 39 в 2018 году получил дополнительные средства благодаря институциональным инвесторам посредством использования различных финансовых моделей.

Что касается отраслевого разделения, то наиболее затратным остается транспортный сектор. При этом в данной отрасли согласовано столько же проектов (7), сколько и в сферах телекоммуникаций и экологии. Отметим, что проекты в сфере телекоммуникаций получили наибольшее распространение во Франции, где 6 проектов прошли стадию финансового закрытия. Тем не менее наибольшее число проектов (9) реализуется в сфере образования, при этом их совокупная стоимость составляет около 952 млн. евро.

Как следует из вышеприведенных данных, ГЧП используется немного реже, чем это было еще несколько лет назад. По-прежнему большой интерес инвесторы проявляют к проектам транспортной отрасли, даже несмотря на их высокую стоимость. Очевидно, что постепенно все большую популярность и развитие будут получать проекты в сфере телекоммуникаций. Прежде всего, это связано с общемировой тенденцией к технологическому и цифровому развитию.

Для более полного понимания мирового опыта в развитии ГЧП также необходимо проанализировать, в каких странах ГЧП оформлено законодательно на федеральном уровне (см. таблицу 1).

Таблица 1 – Законодательная база в сфере ГЧП на федеральном уровне в странах мира

Не менее важным фактором в развитии ГЧП играет наличие органов государственного управления, а также уровень эффективности выполнения государственными служащими своих обязанностей. Опираясь на опыт зарубежных стран, выделяются две базовые модели: создание специализированных органов управления ГЧП и в рамках общей системы государственного управления. Отметим, что большая часть европейских стран предпочитает идти по первому пути, причем это относится и к той категории стран, в которой отсутствует специализированное законодательство. Очевидно, что создание таких органов позволяет осуществлять более эффективное управление проектами ГЧП, содействие их реализации, выполнять функции контроля и мониторинга. Особое место здесь занимает и финансовое содействие проектам ГЧП: оно может включать как льготное кредитование, так и меры налогового характера. В некоторых странах (Великобритания, Австралия) создаются целевые фонды, основным предназначением которых является софинансирование ГЧП проектов.

Заключение

В течение последних нескольких десятков лет феномен ГЧП значительно видоизменился и претерпел ряд изменений. Число проектов постепенно увеличивается, происходит укрепление правовой основы, а также расширяется отраслевая сфера применения. Анализ зарубежного опыта свидетельствует о том, что происходит централизация государственного управления в данной сфере: публичные институты играют все более важную роль в становлении института ГЧП и его превращения в инструмент развития инфраструктуры.

Активным и последовательным сторонником передачи частным компаниям объектов госсобственности и прав на предоставление общественных услуг выступает Европейский Союз и его члены – Великобритания, Швеция, Ирландия. Они первыми в Европе стали создавать законодательную базу и органы управления ГЧП.

Причинами такого внимания правительств стран ЕС к ГЧП явились прежде всего либерализация экономики и требование расширения конкуренции на уровне муниципальных услуг, а также допуск иностранных компаний на национальные рынки общественных услуг, необходимость сокращения бюджетных расходов, недостаточное качество государственной инфраструктуры и услуг, передача полномочий с федерального и национального уровней на местный.

ГЧП охватываются в первую очередь проекты инфраструктурного характера, в частности в области транспорта, общественного здравоохранения, образования, безопасности граждан.

В разных странах развитие ГЧП происходит различными темпами: если в Великобритании, Франции, Германии и Испании данный рынок уже достаточно сформирован, то другие страны еще только начали развивать такого рода программы. В то же время многие страны ЕС не обладают значительным опытом в применении ГЧП, а некоторые не имеют его вообще.

С 1990 по 2010 в ЕС были реализованы 1452 проекта ГЧП на сумму 272 млрд. евро. Только в 2010 их было 112, стоимость которых сост. 18,3 млрд. евро.

Объемы соглашений ГЧП неуклонно росли вплоть до 2007 г. Однако последовавший вслед за этим мировой кризис значительно сбавил активность взаимодействия частного сектора с госструктурами. Впрочем, уже результаты 2010 г. явно продемонстрировали готовность европейских ГЧП к восстановлению докризисных объемов в краткосрочном периоде до максимальных показателей 2007г. - 29,6 млрд. евро, а в дальнейшем - и превысить их.

По количеству соглашений ГЧП бесспорным лидером является Великобритания, на экономику которой по итогам 2010 г. приходится 44 сделки из 112 проектов в ГЧП в целом по ЕС. Вторая Испания, третья Франция. Государства Восточной Европы только начинают перенимать опыт.

По итогам 2010 года лидером по количеству соглашений ГКЧП в ЕС является сфера образования (34%), опережающая традиционную транспортную сферу (21%), здравоохранение (17%).

Формы ГЧП.В странах Евросоюза, как и в ЕС в целом различают институализированные ГЧП действующие путем создания юридического лица со смешанным капиталом, и контрактные ГЧП, основанные исключительно на договорных отношениях между государством и отдельным предпринимателем или предприятием.

Проекты государственно-частного партнерства в России и в зарубежных странах

Projects of public-private partnerships at regional level

Авторы

Аннотация

Рассматривается механизм функционирования проектов государственно-частного партнерства в современной экономике. Проанализирована мировая практика реализации проектов на основе принципов государственно-частного партнерства. Определены основные тенденции развития проектов государственно-частного партнерства на региональном и местном уровнях.

Ключевые слова

Государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство, региональный проект государственно-частного партнерства.

Рекомендуемая ссылка

Authors

Abstract

The article deals with the mechanism of functioning of public-private partnership in the modern economy. Is analysed the world practice implementation of projects on the principles of a-public-private partnerships. It’s shown the main trends in the development of public-private partnership projects at the regional and local levels.

Keywords

Public-private partnerships, municipal-private partnership, regional project of public-private partnership.

Suggested Citation

Введение

На фоне активного роста общественных потребностей, ограниченности финансовых ресурсов государства возрастает потребность в проектах, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП) и муниципально-частного партнерства (МЧП). Реализация таких проектов является одним из важнейших факторов развития производственной и социальной инфраструктуры, повышения инвестиционной и инновационной активности, роста конкурентоспособности региона и страны в целом.

Механизм выполнения проектов ГЧП и МЧП активно исследуется в России и в зарубежных странах. Различные аспекты данной проблемы нашли свое отражение в работах таких российских авторов как А.А.Алпатов, Г.А. Борщевский, В. Г. Варнавский, А. Г.Зельднер, Н.А. Игнатюк, В.Н. Иванов, В. А. Кабашкин, В.Ю. Катасонов, В.В. Максимов и др. Среди зарубежных исследователей следует выделить труды Э. Аткинсона, Дж. Делмона, Э. Р. Йескомба, В.Каттари, В.В. Кнауса, М.К. Льюиса, Ф. Марина, У. Смита, Г. Таллока, Э. Фаркухарсона др.

1. Механизм функционирования проектов на принципах ГЧП

Изучение научной литературы по различным аспектам ГЧП позволяет сделать вывод, что существует большое количество определений ГЧП. В наиболее общем виде определение ГЧП дано в документах Всемирного банка. В соответствии с ним под ГЧП понимаются договорные отношения, оформленные в виде соглашения между государством и частной компанией на предмет производства чего-либо или оказания каких-либо услуг. Соглашение заключается в целях привлечения дополнительных инвестиций для реализации проекта, а также с целью повышения эффективности государственного бюджетного финансирования.

В нормативно-правовых документах США под ГЧП понимается соглашение, закрепленное в договорной форме, которое заключают между собой государство и одна либо несколько частных компаний. Это соглашение дает право частным компаниям принимать участие в реализации государственных публичных функций и иметь право собственности на государственное имущество. Соглашение на предмет реализации проекта ГЧП обычно предусматривает наличие контракта, предметом которого чаще всего выступают определенного виды общественные блага. Основные права собственности, даже при передаче частного права собственности частной компании остаются за государством.

Большое внимание пониманию сущности ГЧП, его функциям в современной экономике уделяется в странах Европейского Союза (ЕС). В Великобритании, являющейся лидером реализации проектов на принципах ГЧП, такая форма взаимодействия публичных и частных партнеров рассматривается как важнейший инструмент государственной стратегии.

В российской научной литературе наблюдаются различные подходы к определению ГЧП. Проанализировав и обобщив их, можно сделать вывод, что под ГЧП рассматриваются юридически оформленные отношения органов власти и субъектов предпринимательства в отношении объектов, находящихся в юрисдикции государства, основанные на обязательном разделении рисков, учете интересов и координации усилий сторон, осуществляемые в целях наиболее эффективной реализации проектов, имеющих публичное значение.

Российское федеральное законодательство, опираясь на накопленный мировой опыт, определяет ГЧП и МЧП как особую форму взаимодействия публичных и частных партнеров, оформленную юридически в виде контракта или соглашения на определенный отрезок времени. Результат такого взаимодействия выражается в привлечении дополнительных частных инвестиций в экономику, обеспечении доступности и роста качества общественных благ, оказываемых населению [1, ст.3].

ГЧП является эффективным средством реализации инновационной и инвестиционной политики, укрепления экономики, расширения инфраструктуры, реализации масштабных социальных проектов. Это альтернатива, как государственному предпринимательству, так и полной передаче соответствующей хозяйственной деятельности в частный сектор, в том числе через приватизацию соответствующих активов.

Приоритетными направлениями реализации проектов ГЧП являются: развитие производственной и транспортной инфраструктуры; модернизация жилищно-коммунального хозяйства; развитие инновационной инфраструктуры, стимулирование наукоемких производств; поддержка высшего образования и системы переподготовки кадров; модернизация здравоохранения; обеспечение консалтинговой поддержки деятельности малого и среднего бизнеса и др.

Проекты ГЧП реализуются на основе проектного финансирования, механизм которого в мировой практике позволяет привлекать для осуществления крупных инвестиционных проектов средства различных финансово-кредитных структур на основе сложных схем долгосрочного перекрестного финансирования, гарантий, ответственности, перераспределения рисков и т.д. В основе проектного финансирования лежит принцип финансирования проектов за счет прибыли, которая будет получена специально создающейся структурой (обычно проектной организацией) в ходе реализации проекта.

В мировой практике сложилось большое разнообразие различных форм, моделей, типов и вариантов взаимного сотрудничества государства и частного сектора. В научно-практической литературе, посвященной ГЧП, приводятся классификации основных схем ГЧП. Наибольшее распространение получила классификация, включающая пять базовых моделей сотрудничества государства и частного сектора, различающихся особыми формами собственности, финансирования и управления. Это: модель оператора; модель кооперации; модель концессии; модель договорная; модель лизинга. На практике указанные формы встречаются в чистом виде редко, как правило, функционируют смешанные модели, различающиеся в зависимости от объема передаваемых частному партнеру правомочий собственности, инвестиционных обязательств сторон, принципов разделения рисков между партнерами, ответственности за проведение различных видов работ и т.д.

Проекты ГЧП реализуются в различных организационно-правовых формах. Наиболее распространённой формой является концессия (концессионное соглашение). Государство (муниципальное образование) в рамках партнерских отношений, уполномочивает частный бизнес выполнять в течение определенного срока оговариваемые в соглашении функции и наделяет его с этой целью соответствующими правомочиями, необходимыми для обеспечения нормального функционирования объекта концессии, оставаясь полноправным собственником имущества, составляющего предмет концессионного соглашения. На условиях, отраженных в концессионном соглашении, концессионер вносит плату за пользование государственной или муниципальной собственностью. Интерес частного партнера к таким проектам возникает только в случае, если они с приемлемыми рисками позволяют обеспечить необходимую норму доходности на вложенный капитал. Срок концессионных соглашений, как правило, длительный — от10 до 30 лет.

Еще одной формой ГЧП, которая часто применяется на практике, является соглашение о разделе продукции. Соглашения о разделе продукции применяются главным образом в сфере поисков, разведки и добычи минерального сырья и проведения других работ, связанных с этим видом деятельности.

2. Мировая практика реализации проектов ГЧП

В настоящее время проекты ГЧП оказывают существенное влияние на достижение стратегических целей социально-экономического развития страны в целом и ее отдельных регионов. Разработка и реализация проектов на принципах ГЧП осуществляется во многих развитых и развивающихся странах. Наиболее успешно проекты ГЧП реализуются в таких странах как Великобритания, США, Ирландия, Израиль, Франция, Италия, Германия, Япония. Признанными лидерами в области государственно-частных проектов являются США, Великобритания, Франция и Германия. Проекты ГЧП реализуются во многих отраслях и областях экономики, но преимущественно такие проекты сосредоточены в сфере инфраструктуры, ЖКХ, строительства и реконструкции дорог, образования, здравоохранения.

Изучение статистических данных, публикуемых европейским центром ГЧП, показывает, что в странах ЕС за последнее десятилетие несколько сократилось количество проектов, реализуемых на принципах ГЧП (рисунок 1).

Количество проектов ГЧП, достигших завершения, в странах ЕС в 2009-2015 годах

Рисунок 1. Количество проектов ГЧП, достигших завершения, в странах ЕС в 2009-2015 годах [5,6,7,8]

В тоже время стоимостная оценка проектов практически не изменилась за 2009-2015 гг. Средняя стоимость проектов ГЧП, достигших стадии закрытия, в 2015 году составила 15.6 млрд. евро, что на 17% ниже по сравнению с 2014 годом (18.7 млрд. евро). В 2015 году были завершены пять крупных проектов, по сравнению с двумя проектами в 2014 году. Их совокупная стоимость составила около 62 % от общей стоимости проектов ГЧП на европейском рынке. Три крупных проекта ГЧП реализуются в Турции (строительство аэропорта, двух медицинских центров). Один крупный проект выполняется во Франции (строительство порта) и один проект в Нидерландах (строительство морского шлюза). Государство принимало участие в оплате более 85 % проектов ГЧП [5].

Турция является лидером по стоимости проектов ГЧП (9,2 млрд. евро) по итогам 2015 года. Далее следует Великобритания и Франция. По количеству завершаемых проектов сохраняет лидерство Великобритания, здесь в 2015 году закончено 15 проектов против 24 в 2014 году.

Что касается отраслевой принадлежности проектов ГЧП, реализуемых в ЕС, то лидером остается транспортный сектор, на который приходится свыше 60 % от общей рыночной стоимости всех проектов. Проекты в сфере здравоохранения являются вторыми в стоимостном выражении. Третье место занимает образование. По такому критерию как количество завершенных проектов ГЧП в 2015 году лидирует образование (15 проектов), далее транспорт (12 проектов) и здравоохранение (10 проектов).

Из общего количества проектов ГЧП в странах ЕС, завершенных в 2015 году (49 проектов), более 40 % (20 проектов) были выполнены с учетом предоставления финансовых средств институциональными инвесторами (страховые компании, пенсионные фонды) посредством различных финансовых моделей. В целом, институциональные инвесторы предоставили около 1,2 млрд. евро (2,8 млрд. евро в 2014 году) участникам европейского рынка проектов ГЧП. При этом сроки погашения задолженности составили в среднем 25 лет (максимум – 31 год). Задолжниками институциональных инвесторов являются восемь стран: Великобритании, Бельгия, Дания, Франция, Ирландия, Финляндия, Турция и Нидерланды. Следует отметить, что сохраняется важная роль организаций ЕС, национальных правительств и государственных финансовых учреждений (национальных или наднациональных) в финансировании ряда проектов ГЧП. Например, проект по созданию электронного документооборота в судах Греции, осуществлялся при существенной финансовой поддержки со стороны ЕС. Европейский инвестиционный банк профинансировал 11 проектов ГЧП, общая сумма кредитования составила 1,2 млрд. евро. Другие международные финансовые институты, такие как Европейский банк реконструкции и развития, также участвовали в финансировании крупных проектов ГЧП [5].

3. Региональные и муниципальные проекты ГЧП в Российской Федерации

Особое место занимают проекты ГЧП, реализуемые на региональном и муниципальном уровне, поскольку посредством них удается во многом удовлетворить потребности населения в общественных благах и услугах качественно нового уровня.

По данным на конец 2016 года в российской экономике на принципах ГЧП реализуется около 900 проектов, по которым заключены соответствующие соглашения. В результате на различных стадиях реализации находится более 1300 проектов. Суммарный объем частных инвестиций превышает 640,0 млрд. руб. Основная доля проектов ГЧП приходится на муниципальный уровень — 86,7% от общего количества проектов. Региональный и федеральный уровень составляют соответственно 11,9 % и 1,4 % (рисунок 2).

Проекты государственно-частного партнерства в Российской Федерации и их основные характеристики в 2015 году

Рисунок 2. Проекты государственно-частного партнерства в Российской Федерации и их основные характеристики в 2015 году [2]

Количество проектов ГЧП, прошедших стадию коммерческого закрытия, существенно увеличилось за 2013-2015 годы с 86 до 875 проектов. Среднегодовой темп роста числа проектов ГЧП в России, прошедших стадию коммерческого закрытия, составляет 115 %. Преимущественно проекты ГЧП реализуются в сфере транспорта, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Около 16% проектов, выполненных на основе механизма ГЧП, приходится на социальную сферу, при этом их основная часть сосредоточена в здравоохранении.

Как отмечалось ранее, проекты ГЧП в мировой практике осуществляются посредством проектного финансирования. В Российской Федерации есть проекты ГЧП, которые выполняются исключительно на основе частных инвестиций. В тоже время можно выделить проекты ГЧП, в которых доля государственных бюджетных средств достигает 90 и более процентов.

В России основная форма проектов ГЧП реализуется в форме концессии. На региональном уровне часто используется соглашение о ГЧП в целях реализации проектов преимущественно в социальной сфере. На региональном и муниципальном уровне также реализуются проекты на основе договорных обязательств, обязательств частного партнера по финансированию на стадии капитальных инвестиций, долгосрочных обязательства сторон и распределения рисков и ответственности сторон в рамках ведения проекта ГЧП. Кроме того, используется контракт жизненного цикла.

Отраслевая характеристика регионального рынка проектов ГЧП показывает, что последние в основном сосредоточены в социальной сфере (здравоохранение), транспортной и коммунальной инфраструктурах. Появляются проекты в таких сегментах как железнодорожный и общественный транспорт общего пользования, в системе контроля безопасности ПДД, весогабаритного общественного порядка и др.

Отраслевая структура региональных проектов ГЧП в России в 2015 году

Рисунок 3. Отраслевая структура региональных проектов ГЧП в России в 2015 году,[3, с.11]

Следует отметить, что проекты ГЧП неравномерно распределены по российским регионам. Наибольшее количество проектов ГЧП ведется в таких регионах как г. Москва, Санкт-Петербург, Самарская область и др. В тоже время есть регионы (Республика Северная Осетия — Алания, Карачаево-Черкесская Республика, Чукотский автономный округ и др.) в которых такие проекты отсутствуют или ведутся в минимальном количестве и часто имеют невысокое качество проработки.

В связи с недавним введением законодательства о государственно-частном партнёрстве и муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации на федеральном уровне, перед органами государственной власти регионов поставлена задача приведения регионального законодательства в соответствие с нормами федерального закона о ГЧП. В настоящее время такая работа уже проведена в 33 субъектах Российской Федерации.

Заключение

Становление и развитие проектов ГЧП является реальной предпосылкой роста инвестиционной и социальной привлекательности российских регионов, укрепления их конкурентоспособности, формирования положительного образа страны и отдельных регионов. В связи с этим большое внимание должно быть уделено наличию необходимых профессиональных компетенций в области проектного управления у государственных и муниципальных служащих, формированию и развитию региональных команд, способных управлять проектами на основе современных стандартов и технологий [4]. Существенное внимание следует уделить организационной структуре проектной деятельности, ее эффективному взаимодействию с имеющейся системой управления.

Читайте также: