Джордано бруно доклад скачать

Обновлено: 02.07.2024

Джордано Бруно больше всего известен как великий ученый. Свою жизнь он посвятил изучению текстов другого ученого - Коперника. Родился в 1548 году недалеко от Неаполя в семье солдата. При рождении Джордано получил имя - Филиппо. Но после обучения в монастыре сменил его и стал монахом. На него обратили внимание в 1575 году, когда начали подозревать его в чтении, запрещенных католической церковью, книг.

Бруно скрывался в Лондоне, где создал несколько учений. Он свято верил в учение Коперника и пытался разнести его труды среди людей. Главной их идеей был тот факт, что в центре системы планет находится Солнце, а не Земля, как принято было считать. Но, к сожалению, слушать его никто не стал.

В 1591 году молодой аристократ пригласил ученого в Венецию. Джордано обучал его, но скоро у них произошел разлад. А аристократ стал доносить инквизитору о Бруно. Ученый имел неосторожность высказаться о своих теориях о времени и пространстве, бесконечности вселенной и мыслях насчет библейских сюжетов. Он утверждал, что Иисус Христос был обычным магом и пытался избежать смерти, а не пошел на нее добровольно ради людей. После этого Джордано оказался в тюрьме в ожидании приговора. Из-за большого количества обвинений в ереси его отправили в Рим, потому что Венецианская инквизиция сама не могла совершить судебный процесс над ученым. Бруно провел в тюрьме около шести лет. Он не был согласен признать, что его идеи были ошибкой. Даже за решеткой он собирался их отстаивать.

В итоге Джордано признали еретиком и отлучили от церкви. Приговор был ужасным. Великого ученого приговорили к смерти через сожжение на костре.

В 1600 году Бруно сожгли на площади в Риме. Перед сожжением ему последний раз предложили отказаться от своих идей, но тот оставался непреклонен.

Все книги Джордано Бруно были запрещены католической церковью до 1948 года. А на месте его сожжения установили статую, так как в большинстве своих трудов он оказался прав.

Бруно был не просто великим ученым, но и храбрым человеком, который готов был пойти на все, чтобы найти истину. Когда его теории подтвердились, католическая церковь все равно считала действия римской инквизиции верными, так как приговор Бруно вынесли из-за богохульного отношения.

Он не смог добиться истины в свое время, но все его труды и учения послужили путеводителем для других молодых и гениальных ученых, которым удалось продолжить дело Джордано Бруно.

Доклад №2

Вблизи от Неаполя в провинции Нола в 1548 году в семье военного Джовани Бруно и крестьянки родился мальчик. Родители назвали его Филипп. С детства Филипп испытывал тягу к знаниям. В 11-тилетнем возрасте мальчика отправили в Неаполь изучать естественные науки. В 16 лет подросток стал монахом в монастыре Святого Доминикана и получил имя Джордано.

Свободное время он проводил в библиотеке монастыря, читая книги по философии, астрономии, диалектики, истории. Особенно он увлекся трудами Коперника о движении небесных тел. Джордано поддерживал идеи Коперника, что противоречило церковным традициям. Церковь считала, что Земля центр космоса, а небесные светила вращаются вокруг неё.

Мировоззрение созданное философом было новым и прогрессивным и по своим идеям не укладывалось в рамки того времени. Его труды опровергали существовавшие примитивные церковные догмы. За это церковь возненавидела ученого. Им удалось обманным путём вернуть Джордано в Италию, где инквизиция обвинила его в богоотступничестве. 7 лет учёный провёл в тюрьме, его подвергали пыткам, принуждая к отречению от своих идей.

Джордано остался верным своему учению, за что был сожжен в Риме на площади. На месте костра потомки воздвигли памятник философу и ученому Джордано Бруно.

5 класс, 7 класс кратко. краткая биография

Джордано Бруно

Джордано Бруно

В первой половине 20 века появилось новое направление в музыке – джаз. В нем смешались западноафриканская и западноевропейская музыка. Непростой ритм свидетельствует о том, что родиной джаза таки является Африка.

Бомбакс – редкое листопадное дерево из семейства Мальвовых, подсемейства Бомбаксовых. Достаточно крупные цветки, яркого красно-оранжевого цвета, лепестки утолщенные, отогнуты на внешнюю сторону,

Подростковый период очень активен в поиске новых ощущений, познавательных идей, проведение досуга просто в компании друзей. Все эти процессы объясняются физиологией и психологией молодежи.

Биография и интересные факты из жизни философа эпохи Возрождения Джордано Бруно. Предпосылки основных мировоззренческих оснований философии Дж. Бруно. Характеристика и новаторство его космологических взглядов, идеи о Боге, идеи о познании, душе, разуме.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 09.10.2017
Размер файла 30,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет дистанционного обучения

Кафедра истории и философии

Выполнила

Студентка 1 курса

Очно-заочной формы обучения

Факультет дистанционного обучения

Диана Олеговна Воскобойник

Научный руководитель:

к.ф.н., доцент З.В. Безвесельная

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Историко-биографические данные философа

1.1 Джордано Бруно - Жизнь итальянского мыслителя Возрождения

1.2 Интересные факты из жизни философа

Глава 2. Основные философские идеи Джордано Бруно

2.2 Идеи о Вселенной

2.3 Идеи о познании, душе, разуме

Используемая литература

ВВЕДЕНИЕ

Для мышления, идеологии и культуры эпохи Возрождения основная тенденция, характеризующая изменения - это переход от теоцентрического к антропоцентрическому восприятию мира. Этот процесс диалектический, противоречивый, сложный, осуществляющийся повсеместно, но в разных модификациях, вариантах, формах. Возрождение занимает ту отрасль истории, когда христианство уже не доминирует, и не имеет монопольного статуса. Эти изменения осуществляются, прежде всего, в религиозной отрасли; ни в философии, ни в искусстве или литературе сразу не уходит привычный образ мышления, который существовал столетиями. В борьбе с теократизмом Средневековья на первый план культуры эпохи Возрождения выходят гуманистические, антропоцентрические мотивы. Пренебрежение к земной сущности меняется признанием творческого потенциала человека, разума, стремления к счастью на земле.

Осуществление человечного предусматривает освоение достижений культурного багажа прошлых лет, поэтому гуманизм эпохи Возрождения будит интерес к культурному наследию античности, к овладению многоликим богатством древней философии.

Джордано Бруно был одним из известных деятелей философии эпохи Возрождения. Его жизнь и его смерть были примером философского и морального отношения к жизни и к миру.

Актуальностью этой работы является отношения личности философа и социума, внедрения новых идей в старые философские законы, что является проблемой и нашего времени.

Цель этого реферата - рассмотрение философских идей Джордано Бруно, характеристика их особенностей, которые, прежде всего, связаны с общей особенностью философии эпохи Возрождения.

Для достижения поставленной цели сформулированы главные задачи:

- рассмотреть биографию и предпосылки основных мировоззренческих оснований философии Джордано Бруно;

- исследовать его идеи о Боге;

- дать характеристику его космологическим взглядам, выявить их новаторство;

- раскрыть идеи о познании, душе, разуме

Реферат состоит из вступления, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.

философ бруно космологический душа разум бог познание

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ФИЛОСОФА

1.1 Джордано Бруно - Жизнь итальянского мыслителя

Джордано Бруно родился в Ноле в 1548 г. При крещении ему дали имя Филиппе; имя Джордано он получил в монастыре Сан-Доменико в Неаполе совсем молодым, а с 1572 г. стал священником.

Еще в годы студенчества проявился его характер мятежника, и в 1567 г. против него был начат процесс, который остался незавершенным. В 1576 г. было возбуждено новое дело, не столько по подозрению в ереси, сколько из-за убийства одного из собратьев-монахов, который донес на него. Он был изгнан из монастыря. Бруно бежал в Рим, затем Ноли, Турин, Венеция, далее Швейцария, Франция, где и примкнул к свите французского короля.

На протяжении всей его жизни, его сопровождали конфликты, ссоры, недопонимания, изгнания. Наверное, так о себе давал знать мятежный характер и итальянский темперамент. В Швейцарии сблизился с кальвинистами, но был изгнан позже, затем в Англии его обвинили в плагиате и использовании чужих лекций, которых так и не поняли англичане. После этого последовала бурная стычка с последователями Аристотеля уже во Франции. В 1589 году в Германии он вступил в лютеранскую общину, и вновь через год его изгнали

Во Франкфурте он через книгопродавцев получил приглашение от знаменитого венецианца, Джованни Мочениго, желавшего изучить мнемотехнику, в которой Бруно знал толк. Он неосторожно принял приглашение и вернулся в Италию в 1591 г. Но Мочениго донес на Бруно в Священную канцелярию. Ученого арестовали, так начался процесс над Бруно, который завершился его осуждением и казнью 17 февраля 1600 года.

1.2 Интересные факты из жизни философа

Джордано Бруно был человеком, сотканным из противоречий. Он страстно любил науку, пытался развенчать религиозные мифы, логически доказывал нелепость некоторых оберегаемых церковью догматов, и в то же время проявлял интерес к мистике и даже магии. Посмотрим, какие интересные факты из жизни Джордано Бруно известны сегодня историкам.

2. По свидетельствам современников, Джордано Бруно обладал неуживчивым характером, проявлял решительность и твердость, до конца отстаивал свою точку зрения. Он имел довольно бурный темперамент.

3. В отношении научных воззрений Бруно известно, что он принял гелиоцентрическую концепцию Коперника и постарался дать ей дальнейшее развитие. Ученый-монах полагал, что существует множество миров, что Вселенная полна звезд, подобных нашему Солнцу. Кроме того, некоторые светила могут дать жизнь окружающим их планетам. Согласно представлениям Бруно, Вселенная бесконечна. Разумеется, все эти представления шли вразрез с церковными догматами, которые в период Средневековья считались непреложной истиной.

4. Нельзя однозначно утверждать, что Бруно был осужден инквизицией на мучительную смерть только из-за своей верности гелиоцентрической системе Коперника. Существует еще ряд моментов, возмущавших святых отцов гораздо больше. В частности, Бруно позволил себе высказываться об Иисусе Христе как о личности, не желавшей погибнуть от рук человеческих и боровшейся за жизнь до последнего. Монах-ученый подвергал сомнению возможность непорочного зачатия Девы Марии.

7. Джордано Бруно обладал потрясающей памятью. Говорят, он помнил наизусть целые книжные тома. Еще одна область его интересов, лежавшая вне астрономических теорий, - это мнемоника (наука о развитии памяти). Собственно говоря, из-за нее он и погиб.

8. Джордано Бруно пользовался уважением аристократов и царственных особ. Он жил при дворе французского короля Генриха III, сумел установить почти дружеские отношения с английской королевой Елизаветой.

9. Однажды некий аристократ Мочениго, прослышавший об уникальной памяти Бруно, позвал его к себе, дабы узнать о методах, с помощью которых можно усовершенствовать свою память. Условия были выгодными, предложенная оплата - хорошей, и Бруно себе на беду согласился.

10. Занятия с Мочениго поначалу шли отлично, но затем произошла ссора. Что именно случилось - точно никто уже не узнает, но итогом ее стал донос Мочениго на своего учителя. Знатный венецианец подробно описывал такие прегрешения преподавателя мнемоники, как сомнение в непорочности Богоматери и в том, что плоть Христова превращается в хлеб.

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ ДЖОРДАНО БРУНО

2.1 Идеи о Боге

Способ постижения Бога Джордано Бруно можно назвать пантеистическим. Согласно такому подходу, вся природа сакральна. Представление о Боге можно получить, созерцая природу, поскольку Бог присутствует во всем, что нас окружает. Он находится во всем, что воспринимается нами, и во всем, что лежит за гранью нашего восприятия.

Таким образом, объектом философии Ноланца, как называет себя Бруно, становится созерцание единства природы. Бруно считал, что если религия опирается только на догматы, то это убивает разум, не приносит человеку ожидаемого покоя. Исполненный надежды на будущее, он видел впереди возможность появления некоторой философской религии, которая бы заменила все культы и объединила человечество.

«Вот, значит, никогда не обоготворялись сами по себе крокодилы, петухи, лук, репа, но боги и божество в крокодилах, петухах и прочем; божество, которое с течением времени, от места к месту, постепенно, то тут то там, проявлялось, проявляется и будет проявляться в различных предметах, хотя бы они и были смертны: египтяне смотрели на божество, как на близкое и дружественное им, а не как на высшее, заключённое в себе самом, не пребывающее в сотворённых вещах. Смотри же, как простое божество, которое находится во всех вещах, плодоносная природа, мать хранительница вселенной сообразно различным своим проявлениям отображается в различных предметах и принимает различные имена. Смотри, как к ней единой, различным образом должно восходить, приобщаясь к различным дарам: иначе напрасно будешь черпать воду сетями и ловить рыбу лопатой.

«Ты не знаешь, о Асклепий, что, как Египет -- образ неба… так наша земля -- мировой храм. Но, увы, наступит время, когда станет ясно, что Египет тщетно старался быть ревнивым хранителем божественного. О Египет, Египет, от твоих религий останутся только легенды.

2.2 Идеи о Вселенной

Бруно утверждал, что Вселенная бесконечна и существует бесчисленное количество миров. Воображение Бруно рисует те дали, существование которых с математической точки зрения подтверждает, причем не полностью, только наука ХХ века. О нашей Солнечной системе он образно говорит как о маленьком атоме, развивающемся и продвигающемся среди бесконечного числа ему подобных, внутри великого живого организма -- нашей Вселенной, не имеющей ни начала, ни конца. Наша Вселенная состоит не только из клеток -- галактик, но также из множества параллельных миров, постоянно трансформирующихся; в них проявляется бесконечное количество форм жизни и принципов эволюции.

«Итак, вселенная едина, бесконечна, неподвижна. Единая абсолютная возможность, единое действие, единая форма, или душа, единая материя, или тело, единая вещь, единое существо, единое максимальное и наилучшее, которое недоступно пониманию, она не может иметь границ и конца и потому безгранична и бесконечна, и, вследствие этого, неподвижна. Она не перемещается в пространстве, ибо не имеет вне себя ничего, к чему она могла бы переместиться, потому что она -- все. Она не возникает; ибо нет другого бытия, которого она могла бы желать или ожидать, поскольку она охватывает все бытие. Она не разлагается; потому что нет другой вещи, в которую бы она превратилась, поскольку она -- всякая вещь Она не может уменьшаться или расти, поскольку она бесконечна, а к этому нельзя ни прибавить, ни отнять.

2.3 Идеи о познании, душе, разуме

Джордано Бруно в своих работах говорит о трех разновидностях интеллекта -- божественном, мировом и множестве частных, но решающую роль приписывает именно мировому -- центральному, связующему звену этой триады.

Чтобы узнать окончательное отношение Бруно к познанию, необходимо прочитать миф об Актионе и Диане. В центре мифа рассказ об охотнике Актеоне, который, не успев налюбоваться Дианой, был превращен из охотника в оленя, дичь, за которой охотятся, и был растерзан своими собаками. Диана -- символ божества и единства Природе, а Актеон символизирует интеллект в погоне за истиной и божественной красотой; сторожевые псы -- желания, а борзые Актеона (более быстрые) символизируют мысли.

Итак, Актеон обращен в объект познания (дичь), а его псы (мысли и желания) -- в охотников. Почему? Да потому, что искомая истина -- в нас самих, и, открыв это, мы открываем суетность наших собственных мыслей и понимаем,

То есть, говоря иначе, чтобы обрести истину, нужно освободить себя, освободить свой разум и искать эту истину уже внутри себя!

Джордано Бруно - выдающийся ум своего времени, даже можно сказать, ум, опередивший свое время. Поэтому его не понимали, считали еретиком и мятежником. А он просто мыслил по-другому, твердо верил и отстаивал свои идеи. Он оказал огромное влияние на астрономию, математику и философию будущего.

Джордано Бруно до последней секунды отстаивал свои идеи. Это великое мужество, и оно было не напрасно, ведь если бы он отрекся от своих идей, то мы бы никогда не смогли узнать его ни как философа, ни как ученого-астронома.… Но он смог и теперь его имя навсегда вписано в историю…

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1) Бруно Джордано // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

2) Джордано Бруно перед судом инквизиции (Краткое изложение следственного дела Джордано Бруно) // Вопросы истории религии и атеизма. - 1958. - с. 349-416.

3) Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд. 2-е - Ростов н/Д: "Феникс", 2003. - 448 с.

4) Голубинцев, В.О. Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов./ Ростов-на-Дону.:Феникс, 2004.

5) История философии в кратком изложении. Пер. с чеш. И. И. Богута.-М.: Мысль, 1995- 590 с.

6) Спиркин А.С. Философия. М., 2001

7) Введение в философию. 2 части. М. 1983.

8) Философский словарь / под ред. Фролова И.Т. М. 1991.

9) Киссель М. А. Христианская метафизика как фактор становления и прогресса науки Нового времени// Философско-религиозные истоки науки. - М., 1997. - С. 265-318

10) Лоуренс С. Лернер, Эдвард А. Госселин, Галилей и призрак Джордано Бруно, "В мире науки" (русский перевод "Scientific American"). - № 1. - 1987 г.

Подобные документы

Воззрения Джордано Бруно, являющегося философом и поэтом, характеризуются как пантеизм. Биография. Труды и учение Джордано Бруно. Звездные миры Бруно и Вселенная христианской церкви. Единство и бесконечность мира, его несотворимость и неуничтожимость.

реферат [197,3 K], добавлен 21.03.2007

Биография Джордано Бруно: годы странствий; суд и гибель. Основные причины сожжения Джордано Бруно. Бог и Вселенная как "Близнецы братья". Материалистический пантеизм Бенедикта Спинозы. Лондонский период жизни Бруно. Философское наследие Ноланца.

доклад [44,0 K], добавлен 08.11.2009

Ориентация на искусство как важнейшая отличительная черта мировоззрения эпохи Возрождения и ее гуманизма. Философия бесконечности Николая Кузанского. Утопические и естественнонаучные социальные идеи эпохи Ренессанса (Томмазо Кампанелла, Джордано Бруно).

контрольная работа [25,5 K], добавлен 20.11.2010

Изучение антропоцентрической телеологии философии эпохи Возрождения. Значение термина "гуманизм". Развитие пантеизма и философии неоплатонизма. Исследование магико-алхимического понимания и величия природы, пантеистической натурфилософии Джордано Бруно.

контрольная работа [33,4 K], добавлен 20.01.2015

Особенности развития естественных наук в эпоху Возрождения. Появление натурфилософии, свободной от подчинения теологии. Философские учения Н. Кузанского - философа, теолога, ученого, церковно-политического деятеля. Джордано Бруно и бесконечная Вселенная.


Джордано Бруно – монах-доминиканец, философ, поэт, выдающийся мыслитель эпохи Возрождения, яркий представитель эзотеризма.

Детство

Родился Филипп Бруно в 1548 году в небольшом городке Нола рядом с Неаполем. Его родителями были наемный солдат Джованни и бедная крестьянка. В 1559-м, когда мальчику исполнилось 11 лет, его отправили на обучение в Неаполь. Среди прочих наук он изучал литературу, диалектику, логику. Спустя четыре года он оказался в монастыре, в котором жил на протяжении десяти лет. Там он сменил свое имя на Джордано и именно под ним вошел в историю.

Молодой монах вынужден спасаться бегством. В 1574 году он покинул Италию, и на протяжении семнадцати лет путешествовал по всей Европе. За это время он успел побывать в Англии, Швейцарии, Германии, Франции. В 1577-м Бруно выступал с лекциями во французской Тулузе, в 1579-м рассказывал парижской публике о философских трудах теолога Луллия, сторонником которых он был.

Джордано Бруно

Однако через 5 лет бывший священник Джордано Бруно оказался вовлеченным в конфликт с приверженцами теории Аристотеля, и это вынудило его уехать из Парижа. Теперь его путь лежал в Лондон, где он много работал и стал автором многочисленных философских трактатов. В 1586-м Бруно переселился в Германию, но его выступления в Марбурге оказались под запретом. Тогда Джордано переезжает в Виттенберг и там занимается преподавательской деятельностью.

Наука

Бруно трудился над созданием философских трактатов, участвовал в диспутах, выступал с лекциями, но каждый раз наталкивался на непонимание и требование прекратить пропаганду своих убеждений. Один из сановников, который спустя много лет станет одним из тех, кто вынес Бруно смертный приговор, говорил, что философ обладает выдающимся умом, начитанностью и незаурядными знаниями.

Труд Джордано стал основой в современном материалистическом природоведении, в которое входит и материальное единство мира, пространственная и временная бесконечность Вселенной.

Основой философии Джордано Бруно стал неоплатонизм, он верил в единоначалие, в то, что именно с него началась жизнь во Вселенной. Однако под единым началом он имел в виду не только Бога, но и природу, и человека. И именно это церковь ему не простила.

Джордано Бруно

По мнению современных исследователей, идеи Джордано не представляли научного интереса, потому что в основном, они стали продолжением открытий Коперника. Бруно просто расширил учение своего предшественника, но никакой доказательной базы не привел. В основном, открытия Бруно больше походили на психологические и мистические, чем астрономические исследования.

Но нельзя сказать, что Бруно вообще не внес никакого вклада в развитие современной науки. Именно ему принадлежит гипотеза о том, что континенты находятся в движении, что существуют дальние планеты, которые человек не может видеть и многое другое.

Могут быть знакомы

Личная жизнь

Джордано Бруно никогда не был женат, и не оставил после себя ни одного наследника. У него отсутствовали даже последователи и ученики. По мнению некоторых биографов, Бруно был гомосексуалистом, и это являлось не редкостью в средневековье, особенно для священнослужителей. Более точные сведения о личной жизни философа отсутствуют.

Джордано Бруно

До наших дней дошли портреты Бруно, где видно, что он имел хрупкое телосложение и задумчивое выражение лица. Он был полностью углублен в свои науки и мистику, которые поглощали его настолько, что отношения с прекрасным полом отошли на второй план.

Смерть

По возвращению на родину, в Италию, Бруно мгновенно оказался в руках инквизиции. Возможно, он и не получил бы смертный приговор, если бы перестал выступать с обличающими речами, в которых открывал правду о монастырских прибылях и недвижимости, и не выдвигал требования конфисковать это имущество. По мнению других исследователей, смертный приговор ему был вынесен исключительно из-за убеждений о строении Вселенной, о ее бесконечности и множестве миров, из которых она состоит. Именно это считали веским основанием для приговора к смерти.

Памятник Джордано Бруно

Но если смотреть объективно, то и Галилей опровергал церковные догмы, но к нему инквизиция применила более мягкое наказание. Современные исследователи считают, что все дело в методах, которые использовали Бруно и Галилей. Последний представлял собой классического ученого, в качестве доказательной базы использовал математические расчеты и теории, а Джордано воспринимали как мыслителя, мистика, который вместо науки пользовался магией.

Ученые, занимавшиеся исследованием биографии Бруно, уверены, что его приговорили к казни не столько из-за научных изысканий, а скорее в результате борьбы за власть. Джордано очень убедительно высказывал свои учения, и в основном призывал отвергать религию как таковую. А такое вольнодумие в те времена не прощалось. Арест философа последовал после доноса Мочениго, который и предъявил ему обвинения в еретических настроениях. Судебное разбирательство длилось на протяжении шести лет, и все это время Бруно не выпускали из римской тюрьмы.

И все же многие исследователи с уверенностью заявляют, что инквизиция предлагала Бруно полностью отречься от своих убеждений, и он мог рассчитывать на помилование. Джордано ответил отказом. Оригинальный текст приговора Бруно до наших дней не дошел, но то, что его виной были не научные труды, а богохульство, известно точно. Церковь не могла допустить угрозу своей власти над людьми, и вынесла смертный приговор еретику. Джордано Бруно сгорел на костре 17 февраля 1600 года в городе Риме, на площади Цветов.

Интересные факты

  • Джордано остался в истории как один из самых неординарных философов. До наших дней дошло больше вымыслов и мифов о нем, чем реальных фактов. Это вызвано тем, что исследователи неоднозначно трактовали его учения и исследования. Его биография содержит некоторые интересные факты, к примеру, то, что Бруно постоянно сомневался в непорочном зачатии Девы Марии, вызывая настоящий ужас у священнослужителей. Именно эти его слова звучали в качестве основного мотива при обвинении на суде.
  • Бруно обладал феноменальной памятью, которая позволила ему долго работать во Франции. Первым ее отметил король Генрих III, который просил Джордано дать ему несколько уроков мнемоники. Такие же уроки он давал и аристократу Мочениго из Венеции, донос которого и стал причиной ареста Бруно.
  • В своем доносе вельможа отметил, что философ относился к Иисусу как к магу, и утверждал, что тот принял случайную смерть не из-за искупления человеческих грехов. Бруно был точно уверен, что душа человека не бессмертна, что она обладает свойством реинкарнации после того, как умерло тело.
  • В приговоре было указано, что он подвергается казни без кровопролития, что означало только одно – сожжение. Все труды Джордано церковь запретила, и только в середине 20-го века этот запрет снят.
  • На месте казни Бруно – площади Цветов, поставили памятник выдающемуся мыслителю. Открытие мемориала было скандальным, собралась настоящая антикатолическая демонстрация. Церковь так и не реабилитировала Джордано Бруно, вместо нее это сделало светское общество. В 1973-м на одной из итальянских киностудий сняли картину, посвященную жизни и деятельности Бруно. Один из лунных кратеров тоже назван его именем.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Вы можете заказать написание любой учебной работы на любую тему.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Джордано Бруно Джордано Бруно принес новое мировоззрение , котор ое сразу же пришло в полное противоречие с господствовавшим у мственным и нравственным порядком . В конце концов , философия Бруно привела его на костер . Главным обвинением тамошних инквизиторов было утверждение о бесконечности миров. Бруно родился в семье военного в 1548 году в городе Ноле , что в неаполит анском королевстве . О его детстве мало что известно . Первые десять лет прошли доволь но безмятежно , насколько это было возможно в условиях жестоких притеснений со стороны испанских властей . Правил неаполита н ским королевством герцог Альба , и под его руководством из страны выгребалось в се , что имело хоть какую-то ценность . Но хуже всего была инквизиция , всюду преследов авшая свободу совести . Это была реальная в ласть , подчинившая себе весь уклад жизни . Люди истр е блялись по малейшему по дозрению . В этих условиях предстояло жить Джордано Бруно ! В десять лет Бруно покидает Нолу и поселяется в Неаполе у своего дяди , содержавшего там учебный пансион . В 15 лет Джордано поступает в доминиканский монастырь . Молодой челов ек уже с 12 лет ревност но изучает древнюю и новейшую философию и за время пребывания в монастыре получает обширнейшие сведения по самым разным отр аслям знания . Большое впечатление на него оказывают Эмпедокл , Платон , Аристотель , Плотин . Также он знакомится с Кабалой . Чит ает арабских мыслителей . Читает произведения Фомы Аквинского и Николая Кузанского. Тайно Бруно написал комедию , где сати рически изображались нравы тамошнего общества . Говорят , позднее Мольер заимствовал у него немало сцен для своих комедий. Пише т Бруно и сонеты. Год за годом выработалось новое миро воззрение . Конечно , так трудно сдержаться , и с уст срываются опасные слова . На него поступает первый донос , что Джордано выне с из своей келии всех угодников и ост авил одно только Распятие . Только молодо сть спасла Джордано. В 24 года он получает сан священника . Открываются новые возможности для труда и общения . Он читает труды первых гуманисто в , знакомится с книгой Коперника "О вращен ии небесных тел ". Церковному начальству становится известным "опасное умоуклонение " Бруно , и тому приходится бежать в Германию , сбросив монашес кое одеяние . Он едет в Нолу , потом в Савону , Турин . Так начинаются скитания . Тогд а же написана книга "Знамения времени ", бес следно исчезнувшая. Бруно прибывает в Тулузу, где е му удается получить вакансию на кафедре ф илософии . Здесь он не стесняется нападать на авториет Аристотеля , логику и физику ко торого наряду с астрономической системой Птол емея считали неотделимой частью христианской веры . И даже спустя четверть века п осле сожжения Бруно парламент Сорбонны постановил , что противоречить Аристотелю - значи т идти против церкви . Отрицательное отношение к Аристотелю и всему тогдашнему ученому сословию снискало Джордано враждебную атмосф еру , обратило жизнь в постоянную борьб у с ученым цехом . Ему приходится сде лать горький вывод , что "истина и справедл ивость покинули мир с тех пор , как мне ния сект и школ сделались средством к существованию " и что "самые жалкие из лю дей - это те , кто из-за куска хлеба зани маются философией ". Б руно перебирается в Париж , где правит король Генрих III, отличающийся веротерп имостью и расположением к наукам и искусс твам . Молва о громадной эрудиции и поразит ельной памяти Бруно идет впереди него , и он принимается высшими кругами парижского общества . О д нако из-за недовольства сторонников Аристотеля ему приходится покину ть Париж . Он отправляется в Англию. Здесь он появляется в 1583 году с пр екрасными рекомендательными письмами короля Фран ции . Его берут в Оксфордский университет . Маленький темпераментный итальянец говорит такие вещи , от которых краснеют стены бого словской аудитории : он толкует о бессмертии души и тела , как последнее разлагается и видоизменяется , как душа , покинув плоть , затем долгим процессом образует вокруг себя новое тело . "Природа душ и , - говор ит Бруно ,- одинакова у всех организованных существ , и разница ее проявлений определяется большим или меньшим совершенством тех ор удий , которыми оно располагает в каждом сл учае ". В конце концов "созвездие педантов " в ынуждает итальянского профессо ра прекратить свои лекции. Вот что утверждал Джордано Бруно. 1. Земля имеет лишь приблизительно шаро образную форму : у полюсов она сплющена. 2. И солнце вращается вокруг своей оси 3. ". земля изменит со временем центр тяжести и положение свое к полюсу ". 4. Неподвижные звезды суть также солнца. 5. Вокруг этих звезд вращаются , описывая правильные круги или эллипсы , бесчисленные планеты , для нас , конечно , невидимые вследст вие большого расстояния. 6. Кометы представляют лишь особый род план ет. 7. Миры и даже системы их постоянно изменяются и , как таковые , они имеют н ачало и конец ; вечной пребудет лишь лежаща я в основе их творческая энергия , вечной останется только присущая каждому атому внутренняя сила , сочетание же их постоянно изменяетс я. Изгнание из Оксфорда Бруно ознаменовал книгой , в которой он заклеймил грубость , с какой обошлись с ним , назвав Оксфор д "вдовой здравого знания ". В этом сочинени и Джордано Бруно изложил самые широкие вз гляды на строение Вселенной , и когда учены й Кеплер читал этот труд , то испытыв ал при этом головокружение ; тайный ужас ох ватывал его при мысли , что он блуждает в пространстве , где нет ни центра , ни начала , ни конца ! Бруно вернулся в Лондон и в тече ние двух лет написал еще несколько трудов , в частности : " О причине , начале всег о и едином ", "О бесконечном , вселенной и небесных телах ", "Изгнание торжествующего животн ого ", "Тайное учение Пегасского коня с прис оединением такого же учения Силенского осла ", "О героическом энтузиазме ". Не будем сейча с останавлива т ься на обсуждении э тих книг . Скажем только , что проблемы наук и и нравственности показаны в них с н еобыкновенной глубиной мысли и изяществом лит ературной обработки. В его книгах злая усмешка , уничтожающ ая ирония соединяются с героическим воодушевл ением ве чными идеалами человечности и твердой уверенностью в окончательной победе истины и справедливости . "Истина есть пища каждой истинно героической души ; стремление к истине - единственное занятие , достойное героя ." Джордано Бруно открыто отстаивает свои убе ждения . В Венеции он берет в ученики некоего патриция , тайным желанием к оторого было приобрести от Бруно какие-то особые магические познания . Не получив их , ученик совершает предательство - приводит в до м учителя капитана инквизиции . Бруно арестова н и отп р авлен в тюрьму . От бывшего ученика посыпались доносы - один гну снее другого. Многое пришлось говорить в свое опра вдание . "Я учу бесконечности вселенной как результату действия бесконечной божественной сил ы , ибо было бы недостойно Божества огранич иться со зданием конечного мира , в то время как оно обладает возможностью твор ить все новые и новые бесчисленные миры . Я утверждаю , что существует бесконечное мно жество миров , подобных нашей земле , которую я представляю себе , как и Пифагор , в виде небесного тела , п охожего на Луну . Планеты и другие звезды . Все они населены , бесконечное множество в безграничн ом пространстве образует вселенную . В последн ей существует всеобщее Провидение , благодаря которому все живое растет , движется и преу спевает в своем совершенствов а нии . Это провидение или сознание я понимаю в двойном смысле : во-первых , наподобие того , как проявляется душа в теле , то есть одновременно в целом и в каждой отдель ной части ; такую форму я называю природой , тенью или отражением Божества . Затем соз нанию при с уща еще другая форма проявления во вселенной и над вселенной , именно не как часть , не как душа , а иным , непостижимым для нас образом ". Под Духом Святым , объяснил Бруно на допросе , он понимает душу вселенной . От Святого Духа снисходит все живое - жизнь и душа . Она также бессмертна , как неуничтожаемая плоть . Жизнь есть расширение , с мерть - сжатие живого существа . Бруно все время настаивает , что все , чему он учил , он учил как философ , а не как теоло г , и догматов церковных не касался никогда . Его ответы н а вопросы инквизиции напоминают ответы на уроках катехизиса . О днако судьи этим не удовлетворяются . Инквизит ор предупреждает , что если обвиняемый станет упорно отказываться от всего , в чем в последствии он может быть изобличен , то ем у нечего будет удивлятьс я , если инквизиция в отношении его прибегнет к за конным средствам , которые предоставлены ей пр именять ко всем , кто не хочет познать милосердие Божие и христианскую любовь этого святого учреждения , и которые предназначены к тому , чтобы находящихся во тьме о б ращать к свету , а сбившихся с истинного пути - на стезю вечной жизни. Судьи стали угрожать , и Бруно идет на уступки . Он обещает отбросить все ош ибки и впредь не допускать их ; он раск аивается в содеянном и умоляет , снисходя к его слабости , разрешить ему в ернуться в лоно церкви и испытать на себе милость Божию. Джордано Бруно был передан на судили ще Римской инквизиции , ибо венецианская инкви зиция не осмелилась выносить приговор , которы й наверняка не привел бы к костру. 27 февраля 1593 года 45 лет от ро ду Джордано Бруно был перевезен в Рим . Ему был придан ранг вождя еретиков , и при говор был предопределен . Причем судьи прекрас но сознавали , что судят они в высшей с тепени эрудированного человека , выдающийся ум современности. Бруно намеревался повторить св ое отречение и в Риме . Но его свыше ше сти лет томили в тюрьме , хотя обычно т акие дела делались быстро . От него требова ли отречения от своих взглядов без всяких оговорок . Но может ли Свет служить ть ме , не погибнув ? Бруно не мог отрешиться от всего , что сос т авляло самую суть его . Тюрьма лишь укрепила его . Он не смог отказаться от своей философии , ибо это означало бы изменить Истине . Он лишь в религиозных чувствах готов был сделать уступки своим судьям. Сам он писал : " Храбро боролся я , д умая , что победа дос тижима . Но телу было отказано в силе , присущей духу , и злой рок вместе с природою подавляли м ои стремления . Я вижу , что победа есть дело судьбы . Силы мои направлены на то , чтобы заслужить признание будущего ." "Есть люди , у которых любовь к божествен ной воле так велика , что их не могут поколебать никакие угрозы или застращивания . Тот , кто заботится еще о своей плоти , не может чувствовать себя в общении с Богом . Лишь тот , кто мудр и добродетелен , может быть вполне счастлив , ибо он более не чувствует с т раданий ". Бруно отказался от своих пре жних отречений. 20 января 1600 года состоялось закл ючительное заседание по делу Бруно . 9 февраля был отправлен во дворец великого инквизито ра Мадручи , и там он был лишен священн ического сана и отлучен от церкви . Пос ле этого его предали светским властям , поручая им подвергнуть его "самому милос ердному наказанию без пролития крови ". Такова была лицемерная формула , означавшая требован ие сжечь живым. Бруно держал себя с невозмут имым спокойствием и достоинством . Только один раз он нарушил молчание : "Быть может , вы произносите приговор с большим страхом , чем я его выслушиваю ". На 12 февра ля было назначено исполнение приговора , но оно не состоялось . Инквизиция все еще н адеялась , что Бруно откажется от своих взг лядов . Но Д ж ордано Бруно сказал : "Я умираю мучеником добровольно и знаю , что моя душа с последним вздохом вознесет ся в рай " . 17 февраля . День казни . Ни од ной мольбы , ни одного стона не вырвалось из груди Джордано Бруно.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования Красноярского края

Философские идеи Дж. Бруно

Выполнил: Адаменко А. С.,

преподаватель Кисельман А. В.

1. Историко-биографические данные о Джордано Бруно……………………… 5

2. Основные Философские Идеи…………………………………………………. 7

2.1 Пантеизм Джордано Бруно……………………………………………………. 7

2.4 Идеи о Познании, Душе, Разуме…………………………………………… 15

Список используемой литературы…………………………………………….. 18

Для мышления, идеологии и культуры Ренессанса решающей тенденцией, которая характеризует переворот, является переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира. Это процесс диалектический, противоречивый, сложный, осуществляется он повсеместно, но в различных модификациях, вариантах, формах.

Ренессанс охватывает ту фазу истории, в которой христианская религия уже не имеет доминирующей, монолитной позиции. Этот переворот совершается, прежде всего, в религиозных рядах; ни в философии, ни в искусстве или литературе сразу не устраняется существовавший столетиями традиционный образ мыслей.

В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры Ренессанса выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремления к земному счастью. Реализация человечности предполагает освоение достижений культурного богатства прошлого, поэтому гуманизм Ренессанса побуждает интерес к античному культурному наследию, к овладению многоликим богатством древней философии. Джордано Бруно был одним из выдающихся деятелей возрожденческой философии. Его жизнь и его смерть были образцом философского и морального отношения к жизни и к миру. Историки уже давно спорят о том, почему, собственно, учение итальянского философа о бесконечности Вселенной и множественности в ней обитаемых миров показалось инквизиции настолько опасным, что для его искоренения 17 февраля 1600 г. в Риме на Площади цветов был разведен костер. Однако только сейчас, приступив к активным поискам сигналов от внеземных цивилизаций и перестав воспринимать как само собой разумеющееся идею о том, что если жизнь возникла на Земле, то почему она не может возникнуть вблизи других звезд, приходит в полной мере осознанность, насколько глубоким был разрыв между воззрениями Джордано Бруно и распространенными тогда взглядами на устройство мира и насколько все-таки земными остались его гениальные прозрения. Актуальность данной работы заключается в анализе взаимоотношений личности философа и общества, проникновения новых идей в устоявшиеся философские каноны, что является проблемой и в настоящее время.

Цель работы – раскрыть суть философских воззрений Джордано Бруно. Данная цель будет реализована в нижеперечисленных задачах. В работе будет показано, во-первых, что основные причины осуждения Бруно были обусловлены тем, что, развивая учение о множественности миров, он пошел гораздо дальше своих предшественников и, в частности, сумел выявить антихристианский потенциал этой древней идеи; во-вторых, что философская концепция Бруно принципиально не допускала дальнейшего развития. Поэтому ее автор стал заложником собственных взглядов, не желая отказываться от них совсем и не имея возможности разрабатывать их (как это сделал Галилей после вынужденного покаяния) в какой-то более приемлемой форме. Отсюда несговорчивость философа, ставшая причиной трагедии.

1. ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ О ДЖОРДАНО БРУНО

Джордано Бруно родился в Ноле в 1548 г. Джордано Бруно - великий итальянский ученый, философ, поэт, пламенный сторонник и пропагандист учения Коперника. С 14 лет обучался в доминиканском монастыре и стал монахом, сменив подлинное имя Филиппо на Джордано. Глубокие знания получил путем самообразования в богатой монастырской библиотеке. За смелые выступления против догматов церкви и поддержку учения Коперника Бруно вынужден был покинуть монастырь.

Еще в годы студенчества проявился его характер мятежника, и в 1567 г. против него был начат процесс, который остался незавершенным. В 1576 г. было возбуждено новое дело, не столько по подозрению в ереси, сколько из-за убийства одного из собратьев-монахов, который донес на него. Он был изгнан из монастыря. Бруно бежал в Рим, затем Ноли, Турин, Венеция, далее Швейцария, Франция, где и примкнул к свите французского короля.

На протяжении всей его жизни, его сопровождали конфликты, ссоры, недопонимания, изгнания. Наверное, так о себе давал знать мятежный характер и итальянский темперамент. В Швейцарии сблизился с кальвинистами, но был изгнан позже, затем в Англии его обвинили в плагиате и использовании чужих лекций, которых так и не поняли англичане. После этого последовала бурная стычка с последователями Аристотеля уже во Франции.

2. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ

2.1 ПАНТЕИЗМ ДЖОРДАНО БРУНО

К вершинам философской мысли Ренессанса бесспорно принадлежит пантеистическая философия природы Джордано Бруно, в которой наиболее полно выражен гуманистический стихийнодиалектический характер философии и науки Ренессанса. Творчество Бруно содержало в себе радикальные элементы средневековых традиций вольномыслия как в их аверроистском, так и в неоплатоновском варианте. Он развивает идеалы итальянского гуманизма в духе флорентийской платоновской Академии. Из современников наибольшее влияние на Бруно оказали астрономические открытия Коперника; философским источником его учения являются идеи Н. Кузанского и Б. Телезио.

Тем не менее, пантеизм Бруно не сводится к вульгарному материализму. Признавая наличие мирового духовного начала, Бруно видит его проявления во всех мировых явлениях и именно исходя из мощи мирового духовного начала, трактует он свои космологические теории.

Так Джордано Бруно отзывается о католицизме и предлогает свое видение религии.

Бруно говорит о жизни души и о вселенском разуме, который есть Бог, или Божественное.

2.3 ИДЕИ О ВСЕЛЕННОЙ

2.4 ИДЕИ О ПОЗНАНИИ, ДУШЕ, РАЗУМЕ

Джордано Бруно в своих работах говорит о трех разновидностях интеллекта — божественном, мировом и множестве частных, но решающую роль приписывает именно мировому — центральному, связующему звену этой триады.

Чтобы узнать окончательное отношение Бруно к познанию, необходимо прочитать миф об Актионе и Диане. В центре мифа рассказ об охотнике Актеоне, который, не успев налюбоваться Дианой, был превращен из охотника в оленя, дичь, за которой охотятся, и был растерзан своими собаками. Диана — символ божества и единства Природе, а Актеон символизирует интеллект в погоне за истиной и божественной красотой; сторожевые псы — желания, а борзые Актеона (более быстрые) символизируют мысли.

То есть, говоря иначе, чтобы обрести истину, нужно освободить себя, освободить свой разум и искать эту истину уже внутри себя.

1. Волков А. Земля и небо Джордано Бруно. – М., 2005.

2. Дынник М. А. Мировоззрение Джордано Бруно. – М., 1999.

3. Еремеева А. И. Джордано Бруно (к 450-летию со дня рождения) // Земля и Вселенная. – 1998. – № 6.

4. Канке В. А. Философия. – М., 1996. – 318 с.

5. Климишин И. А. Открытие Вселенной. – М.: Наука, 1987. – 103 с.

6. Левитан Е. За что сожгли Джордано Бруно // Наука и жизнь. – 2005. – № 4

7. Лернер Л. Джордано Бруно было сожжен за приверженность системе Коперника // Мифы современности. – 2002. – № 2.

8. Лернер Л., Госселин Э. Галилей и призрак Джордано Бруно // В мире науки. – 1997. – № 1.

10. Оренина И. Тайна гибели Джордано Бруно // Наука и жизнь – 2002. – №4.

11. Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – Т. I. – М., 2000. – 512 с.

12. Сикирич Е. Джордано Бруно (философ, мистик и пророк грядущих времен). – М.: Новый Акрополь, 1996. – 83 с.

13. Философия /Под общ. ред. Кохановского. – Ростов н/Д, 1999. – 345 с.

14. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991. – 427с.

Читайте также: