Доклад жилые помещения в общежитиях

Обновлено: 02.07.2024

(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 182-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Нуждающимся в жилых помещениях в общежитиях обучающимся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения и на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации обучающимся по данным образовательным программам по заочной форме обучения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, предоставляются жилые помещения в общежитиях при наличии соответствующего жилищного фонда у этих организаций.

2. Жилые помещения в общежитиях предоставляются обучающимся в порядке, установленном локальными нормативными актами организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Обучающимся, указанным в части 5 статьи 36 настоящего Федерального закона, жилые помещения в общежитиях предоставляются в первоочередном порядке. С каждым обучающимся, проживающим в жилом помещении в общежитии, заключается договор найма жилого помещения в общежитии в порядке, установленном жилищным законодательством. При наличии обучающихся, нуждающихся в жилых помещениях в общежитиях, не допускается использование таких жилых помещений для целей, не связанных с проживанием в них обучающихся.

3. Наниматели жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) и плату за коммунальные услуги.

4. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся устанавливается организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в зависимости от качества, благоустройства, месторасположения и планировки жилых помещений в общежитии. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся определяется локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (при их наличии). Размер определенной в указанном акте платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся не может превышать максимальный размер такой платы, установленный учредителями этих организаций.

5. Порядок определения размера платы за коммунальные услуги, вносимой нанимателями жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии, устанавливается Правительством Российской Федерации.

6. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и (или) размер платы за коммунальные услуги в общежитии для обучающихся или не взимать такую плату с отдельных категорий обучающихся с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (при их наличии). Лица, указанные в части 5 статьи 36 настоящего Федерального закона, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии.

Сегодня растет потребность населения в решении жилищной политики. Непосредственной формой удовлетворения жилищных потребностей граждан является предоставление населению жилых помещений в общежитиях. Для начала давайте определимся с основными понятиями, а также отдельными категориями, которые будут рассматриваться далее.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), одновременно закрепляет соответствующие права и свободы человека и гражданина, в том числе право на жилище, обязывая органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (статья 40).

Опираясь на Жилищный кодекс РФ, можно констатировать, что жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы или службы, а также студентов в период их обучения, не имеющих жилья в данном городе (населенном пункте).

В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса РФ общежития, так же как и весь остальной специализированный жилищный фонд, создаются следующими органами:

  • Правительством Российской Федерации - в домах государственного жилищного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации;
  • органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в домах государственного жилищного фонда, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
  • органами местного самоуправления - в домах муниципального жилищного фонда.

Существуют определенный порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (жилые помещения) к специализированному жилищному фонду.

Общежития относятся к одному из видов жилых помещений, отнесенных к специализированному жилищному фонду, и их назначение установлено Жилищным кодексом Российской Федерации.

Отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.

Жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

К общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.

Жилое помещение в общежитии предоставляется гражданам из расчета не менее 6 кв. метров жилой площади на 1 человека.

Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Для отнесения жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда заявитель должен представить в орган управления следующие документы:

  • заявление об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда;
  • документ, подтверждающий право собственности, либо право хозяйственного ведения, или оперативного управления на жилое помещение;
  • технический паспорт жилого помещения;
  • заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям.

Указанное заявление рассматривается органом управления в течение 30 дней с момента подачи документов. При этом орган управления в данный срок обязан принять решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении.

Информация о принятом органом управления решении направляется заявителю в течение 3 рабочих дней с момента принятия такого решения.

Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с момента принятия такого решения.

Отказ в отнесении жилого помещения к определенному виду специализированного жилищного фонда допускается в случае несоответствия жилого помещения требованиям, предъявляемым к этому виду жилых помещений.

Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Есть некоторые условия, соблюдение которых необходимо для дальнейшего заключения договора, например, вселяемые в общежитие граждане должны состоять в официальных отношениях с наймодателем, например в трудовых отношениях с предприятием, в хозяйственном ведении которого находится общежитие, или учебным учреждением (обучается либо работает по контракту в учебном заведении), в оперативном управлении которого находится общежитие. При этом обратим особое внимание на то, что вселение иных граждан в общежитие не допускается.

По принятии определенного решения с гражданами, вселяемыми в общежитие, организация, в хозяйственном ведении которой находится общежитие, и учебное учреждение заключают договор найма жилого помещения в общежитии. Такой договор найма жилого помещения в общежитии может заключаться на период трудовых отношений или срок обучения.

Форма заключения такого договора найма жилого помещения в общежитии должна быть обязательно письменная, удостоверенная со стороны наймодателя печатью. В данном случае предметом договора выступает изолированное жилое помещение. Здесь существует оговорка на то, что в общежитиях возможно вселение в одну комнату лиц, не имеющих родственных отношений, это наиболее распространено в общежитиях учебных заведений.

При заключении договора найма жилого помещения в общежитии должны учитываться права сторон, а соответственно и их обязанности. Рассмотрим их наиболее подробно, к примеру, наниматель, а также члены его семьи могут иметь следующие права.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

К обязанностям нанимателя следует отнести: использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации; осуществлять пользование жилым помещением с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан, соседей; обеспечивать сохранность жилого помещения, не допускать выполнения в жилом помещении работ или совершения других действий, приводящих к его порче; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, а также помещений общего пользования, соблюдать чистоту и порядок в жилом помещении, в подъездах, кабинах лифтов, на лестничных клетках, в других помещениях общего пользования, обеспечивать сохранность санитарно-технического и иного оборудования; немедленно принимать возможные меры к устранению обнаруженных неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, и в случае необходимости сообщать о них наймодателю или в соответствующую управляющую организацию; производить текущий ремонт жилого помещения; своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента заключения договора найма специализированного жилого помещения в соответствии с законодательством); допускать в заранее согласованное время в жилое помещение работников наймодателя или уполномоченных им лиц, представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, а также для выполнения необходимых ремонтных работ; не производить переустройство и (или) перепланировку жилого помещения в нарушение установленного порядка; при прекращении права пользования жилым помещением сдавать по акту наймодателю в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, оплачивать стоимость не произведенного нанимателем ремонта жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, или производить ремонт за свой счет, а также погашать задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Акцентируем внимание на том, что несвоевременное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги влечет взимание пеней в порядке и размере, которые установлены ст. 155 Жилищного кодекса РФ. Также к обязанностям нанимателя следует отнести обязанность: переселяться на время капитального ремонта жилого дома с членами семьи в другое жилое помещение, предоставленное наймодателем (когда ремонт не может быть произведен без выселения); в случае отказа нанимателя и членов его семьи от переселения в это жилое помещение наймодатель может потребовать переселения в судебном порядке; допускать в жилое помещение в заранее согласованное время представителя наймодателя для осмотра технического состояния жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, а также для выполнения необходимых работ; при обнаружении неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, немедленно принимать возможные меры к их устранению и в случае необходимости сообщать о них наймодателю или в соответствующую эксплуатирующую либо управляющую организацию; осуществлять пользование жилым помещением с учетом соблюдения прав и законных интересов соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства; при освобождении жилого помещения сдать его в течение 3 дней наймодателю в надлежащем состоянии, оплатить стоимость не произведенного нанимателем и входящего в его обязанности текущего ремонта жилого помещения, а также погасить задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; при расторжении или прекращении настоящего договора освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение наниматель и члены его семьи подлежат выселению в судебном порядке. Важным моментом является то, что временное отсутствие нанимателя и членов его семьи не влечет изменения их прав и обязанностей по настоящему договору. При этом наниматель не вправе осуществлять обмен жилого помещения, а также передавать его в поднаем, а члены семьи нанимателя имеют право на пользование жилым помещением наравне с нанимателем и имеют равные права и обязанности по заключенному договору. Дееспособные члены семьи нанимателя несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из настоящего Договора. Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя, но продолжает проживать в жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи.

Что касается порядка и размеров оплаты студентами образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования за проживание в общежитиях и взимания платы за другие коммунальные услуги, Госкомвуз России разъяснил, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 407 от 28.04.94, п. 8, руководителям учебных заведений разрешено самостоятельно устанавливать плату за эти услуги. При этом руководители учебных заведений могут руководствоваться следующим.

Размер платы за проживание студентов в общежитиях не должен превышать установленный органами исполнительной власти в данной местности уровень платы за жилье и коммунальные услуги в жилых муниципальных домах. От платы за проживание в общежитиях освобождаются лица, находящиеся на полном государственном обеспечении, а также инвалиды I и II группы. Размер устанавливаемой платы за проживание в общежитиях, коммунальные и бытовые услуги должен быть согласован с профкомом студентов, с ним необходимо ознакомить всех студентов, пользующихся этими услугами.

Отметим, что в Определении ВС РФ от 15 мая 2007 года N 57-В07-6 суд признал за истцами право на приватизацию и заключение с администрацией города в установленном законом порядке договора на передачу в собственность жилого помещения; поскольку спорный дом был принят в муниципальную собственность в соответствии с постановлением главы администрации города, то после вступления в силу Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" статус данного дома как общежития был утрачен в силу закона и у граждан, в том числе истцов по настоящему делу, занимающих в этом доме изолированные жилые помещения, имеется право приобрести их в собственность согласно статье 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Рекомендованный порядок не распространяется на лиц, поступающих обучаться с полным возмещением затрат на обучение (в том числе иностранных), которые должны оплачивать указанные услуги в полном объеме.

На сегодняшний день существуют определенные ограничения при использовании жилых помещений в качестве общежитий. К таким ограничениям следует отнести:

  • аренду,
  • коммерческий наем,
  • приватизацию.

Такие ограничения установлены для органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также юридических лиц, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится общежитие.

На сегодняшний день жилищным законодательством предусмотрено три вида расторжения договора найма специализированного жилого помещения, возможного:

  • по соглашению, т.е. взаимному согласию наймодателя и нанимателя;
  • по инициативе нанимателя;
  • по инициативе наймодателя. В последнем случае расторжение договора производится в судебном порядке (ст. 101 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшимся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

С введением нового Жилищного кодекса многое поменялось в сфере приватизации жилых помещений в общежитиях. С 1 января 2007 года приватизация жилья стала платной.

Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" отмечает, что, разрешая споры о выселении из общежития, следует проверять, является ли общежитием помещение, занимаемое ответчиком, для чего необходимо выяснять следующие обстоятельства: находится ли дом, в котором расположено помещение, в ведении истца; построен ли он в качестве общежития либо специально переоборудован для этой цели; имеется ли разрешение санэпидемстанции на его заселение как общежития; выдавался ли в установленном порядке ордер на занятие жилой площади в общежитии; укомплектован ли дом (жилое помещение) мебелью, специальным оборудованием, инвентарем, культурно-бытовыми предметами, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан; имеются ли штаты для обслуживания общежития; взимается ли плата за пользование им и др.

Полученные доказательства должны быть исследованы в судебном заседании и оценены в совокупности. Только после этого суд вправе решить вопрос о том, распространяется ли на помещение, по поводу которого возник спор, правовой режим общежития.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

1. Жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека.

2. Договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.

Комментарии к ст. 105 ЖК РФ

1. Вселяемые в общежитие граждане должны состоять в трудовых отношениях (или обучаться в учебном заведении) с предприятием, в хозяйственном ведении которого находится общежитие, или с учреждением, в оперативном управлении которого находится общежитие. Вселение иных граждан в общежитие не допускается.

Жилое помещение в общежитии предоставляется в размере не менее 6 кв. м жилой площади на одного человека. Семьям предоставляется изолированное жилое помещение.

2. На основании принятого решения с гражданами, вселяемыми в общежитие, предприятие, учреждение заключают договор найма жилого помещения в общежитии. Договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений или учебы.

Плата за пользование жилым помещением в общежитии и предоставление коммунальных услуг не должна превышать размер оплаты жилья и коммунальных услуг, предусмотренный для нанимателей, проживающих по договору социального найма.

Кроме того, некоторые ограничения в отношении пользования общежитием установлены для заселения гражданами освободившихся в общежитии комнат. Граждане, проживающие в общежитиях, не имеют право требовать предоставления им освободившихся комнат. Таким образом, правила, установленные ст. 59 ЖК РФ, не применяются в общежитиях.

3. Комментируемая статья предусматривает условия прекращения договора найма жилого помещения в общежитии. Прекращение трудовых отношений, увольнение со службы или окончание срока пребывания на выборной должности являются основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Лица, вселенные в общежитие согласно срочному трудовому договору, сезонные работники, прекратившие работу, а также учащиеся и студенты, прекратившие обучение в образовательных учреждениях, обязаны освободить занимаемое в общежитии жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение в общежитии они подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения. Для данной категории лиц основанием выселения без предоставления другого жилого помещения является прекращение работы или учебы, так как они уже не являются субъектами права пользования жилыми помещениями в общежитии.

Основанием для прекращения трудовых отношений в названных случаях может быть заявление работника об увольнении по собственному желанию или увольнение работника по инициативе работодателя.

Граждане, проживающие в общежитии, подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, кроме случаев, перечисленных в ч. 2 ст. 103 настоящего Кодекса (см. комментарий к ст. 103 ЖК).

Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения (ст.94 ЖК РФ).

В ЖК РФ, иных нормативных актах, теории и судебной практике были названы следующие разноплановые характеристики общежития:

  1. Общежитие – это специально построенный или оборудованный для целей временного проживания рабочих, служащих и учащихся дом.
  2. Имеется разрешение санэпидемстанции на заселение дома как общежития.
  3. Принят административный акт о вселении в общежитии.
  4. Дом укомплектован мебелью, инвентарем и другими культурно-бытовыми предметами, предназначенным для проживания и отдыха.
  5. Установлен штат для обслуживания дома (комендант, вахтер, уборщица и т.п.).
  6. Действуют специальные правила оплаты за пользование жилыми помещениями в общежитии[6]. В этой связи возникает вопрос: насколько важно в настоящий момент выделять признаки общежития и можно ли ссылаясь на их отсутствие признать жилой дом и помещения в нем имеющими общий правовой режим?

В ныне действующем законодательстве (ст. 94 ЖК РФ) общежитиями признаются специально построенные или переоборудованные дома либо части домов, предназначенные для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Таким образом, в настоящее время в качестве общежитий могут быть использованы и части домов, что ранее законом не допускалось (ст. 109 ЖК РСФСР). Оправданность такого подхода вызывает сомнения: обособленность дома, в котором предоставляются комнаты в общежитии, один из важнейших признаков общежитий, позволяющих обеспечить его специальный правовой режим, поддерживать в нем соответствующий распорядок и обеспечивать жилищные и иные права проживающих.

Приведенные положения ст. 7 Вводного закона также вызывают целый ряд вопросов. В частности, имеет ли правовое значение факт заключения (переоформления) договора найма. Отсутствие решения собственника фонда об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда и договора социального найма не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов, что подтверждается выводом Верховного Суда РФ[7].

Сходная ситуация возможна и в отношении служебных жилых помещений, но в отличие от общежитий данный вопрос законодательно не разрешен. Указанный пробел устранен судебно практикой, согласно выводам Верховного Суда РФ служебные жилые помещения, переданные в муниципальную собственность также утрачивают статус специализированных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений по договору социального найма[9].

Ряд общежитий были переданы после 1 марта 2005г либо жилые помещения в них в качестве общежитий предоставлялись после указанного срока – в этой связи возник вопрос об их правовом режиме.

В ЖК РФ не предусмотрено классификаций общежитий. В теории предложено проводить их деление по следующим критериям.

В зависимости от субъектного состава на стороне нанимателей выделяют общежития, предоставляемые только нанимателям или нанимателю и членам его семьи (возможен также смешанный вариант).

В зависимости от условий заключения договора следует обозначить общежития, предоставляемые в связи с работой, предоставляемые в связи с прохождением службы и в связи с обучением. Правовое значение представленных классификаций состоит в различии содержания правоотношений по найму, сроках проживания и ответственности нанимателей.

[4] См., например: Лукьяненко М.Ф. Жилищное право Российской Федерации: учебное пособие. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2005. – С. 10 и др.

[5] См.: Горина Э.Д. Особенности правового режима общежитий по российскому законодательству // Юридический мир. – 2010. — № 10.

[6] См.: Толстой Ю.К. Жилищное право: Учебное пособие. – М.: Пост-Фактум, 1996. – С. 41; Богданов Е.В. Право на жилище. – Мн. Университетское, 1990. — С. 89; Ким Е.П. Техническая инвентаризация зданий жилищно-гражданского назначения и оценка их стоимости: Практическое руководство. – М.: Экспертное бюро-М, 1997. – С. 11.

[7] См.: Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3.04.2007 № 57-ВО7-2.

[8]См., например: Филимонов С.Л., Шешко Г.Ф. Комментарий к новому Жилищному кодексу РФ. – М.: Ф53 МЦФЭР, 2005. – С. 308.

[9] См. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006г. (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. – сентябрь. — 2006. — № 9.

Читайте также: