Философия и культура доклад кратко

Обновлено: 24.04.2024

Культура (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание) — исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Рассмотрение философии как культурно- исторического явления позволяет охватить также весь динамический комплекс ее проблем и функций, удается проследить их сложные взаимосвязи и взаимозависимости в конкретных исторических типах культур. Философское мышление, обращенное ко всему полю культуры, называется критически-рефлексивным.

БИЛЕТ 3. Структура философского знания.

Основные направления философии:

Гносеология – теория познания, процессуальность истины.В любой истине сущ. 2 момента: относит и абсолютная практика. Истина всегда конкретна. Связана с уровнем знаний и уровнем практики.

БИЛЕТ 4. Философская мысль Древней Индии, учение Вед, основные идеи

Несмотря на все различия школ индийской философии, они все в своей основе опираются на древнеиндийскую мифологическую традицию, связанную с ведами. Веды – древние священные тексты индийской культуры, играющие в ней роль, подобную роли Библии в христианских культурах. Основные идеи этой философии: 9 основных философских школ, 2 группы: ортодоксальные - Астика - 6 штук; неортодоксальные - Настика - 3 штуки. Эти школы впоследствии отождествились с классическим индуизмом.

Школы ньяя и вайшешика .В школе ньяя - разработано учение об особом виде умозаключения – так называемом пятичленном силлогизме. Утверждение: Основание: Пример: Применение: Следствие: Философия вайшешики разрабатывала более онтологические вопросы. Мир проходит в своем развитии циклы. В конце каждого цикла наступает разрушение и хаос. Утверждалось, что материя состоит из атомов, которые распадаются в конце каждого мирового цикла, чтобы затем вновь возникнуть в новых комбинациях.

Школы санкхья и иога. Школа санкхья (была основана древнеиндийским мудрецом Капилой) утверждает существование 2 высших начал в мире – пуруши и пракрити (сознания и энергии) Пракрити состоит из 3 первоэнергий – Гун: 1) Гуна саттва - активное положительное начало, 2) Гуна раджас – активное отрицательное начало, 3) Гуна тамас представляет пассивное и инертное начало бытия. Сочетания гун образуют 24 первоэлемента, лежащие в основании бытия. Считается, что философия иоги была основана мудрецом Патанджали Иога, предлагает различные техники упражнения и медитации, выделяет разнообразные состояния сознания человека, учит достижению высшего состояния сознания. Путь совершенствования человека проиходит 8 основных ступеней, подобных классам школы. Это: 1. Соблюдение нравственных законов. 2. Дисциплина (очищение). 3. Асаны – различные позы, совершенствующие дисциплину тела. 4. Достижение контроля над дыханием. 5. Отвлечение чувств от внешних объектов. 6. Концентрация мыслей на одном объекте. 7. Медитация. 8. Самадхи – высшее состояние сознания, выражающее полное освобождение человека от силы материи - пракрити.

Школы миманса и веданта. Миманса связана с разработкой методов понимания и толкования текстов вед, в то время как веданта представляет собственно философское учение. Основателем школы веданты был индийский философ 9-го века н.э. Шанкара. В философии веданты с особенной силой утверждается бытие только высшего единого начала – Брахмана, в то время как весь остальной мир – результат майи (иллюзии), нечто подобное человеческому сну.

БИЛЕТ 5. Ортодоксальные школы индийской философии

Школы ньяя и вайшешика .В школе ньяя - разработано учение об особом виде умозаключения – так называемом пятичленном силлогизме. Утверждение: Основание: Пример: Применение: Следствие: Философия вайшешики разрабатывала более онтологические вопросы. Мир проходит в своем развитии циклы. В конце каждого цикла наступает разрушение и хаос. Утверждалось, что материя состоит из атомов, которые распадаются в конце каждого мирового цикла, чтобы затем вновь возникнуть в новых комбинациях.

Школы санкхья и иога. Школа санкхья (была основана древнеиндийским мудрецом Капилой) утверждает существование 2 высших начал в мире – пуруши и пракрити (сознания и энергии) Пракрити состоит из 3 первоэнергий – Гун: 1) Гуна саттва - активное положительное начало, 2) Гуна раджас – активное отрицательное начало, 3) Гуна тамас представляет пассивное и инертное начало бытия. Сочетания гун образуют 24 первоэлемента, лежащие в основании бытия. Считается, что философия иоги была основана мудрецом Патанджали Иога учит достижению высшего состояния сознания. Путь совершенствования человека проиходит 8 основных ступеней, подобных классам школы. Это: 1. Соблюдение нравственных законов. 2. Дисциплина (очищение). 3. Асаны – различные позы, совершенствующие дисциплину тела. 4. Достижение контроля над дыханием. 5. Отвлечение чувств от внешних объектов. 6. Концентрация мыслей на одном объекте. 7. Медитация. 8. Самадхи – высшее состояние сознания, выражающее полное освобождение человека от силы материи - пракрити.

Школы миманса и веданта. Миманса связана с разработкой методов понимания и толкования текстов вед, в то время как веданта представляет собственно философское учение. Основателем школы веданты был индийский философ 9-го века н.э. Шанкара. В философии веданты с особенной силой утверждается бытие только высшего единого начала – Брахмана, в то время как весь остальной мир – результат майи (иллюзии), нечто подобное человеческому сну.

БИЛЕТ 12. Софисты и Сократ.

СОКРАТ (469—399 до н.э.)— древнегреческий философ-идеалист, выступивший против материализма, естественно-научного знания и безбожия с проповедью религиозно-нравственного учения. Цель философии, по Сократу, — научить людей добродетельной жизни. Сократ не оставил после себя письменных трудов, он всегда выступал устно. Главная идея Сократа состоит в том, чтобы не выбирать из многообразия философских систем и точек зрения какую-то одну, но – собрать все эти точки зрения в некоторое более целостное учение, синтезировать их. Метод Сократа называют также методом античной диалектики. В составе этого метода можно выделить 3 основных этапа: 1)Полилог – разговор многих (или диалог – разговор двоих) - первый этап познания, когда происходит порождение множества точек зрения, подходов к решению той или иной проблемы. 2)Монолог – разговор одного, на втором этапе мыслитель должен уйти в себя, оттолкнуться от наработанного вначале многообразия разных точек зрения и погрузиться в свой внутренний мир. 3)Собственно диалектика – третий этап метода Сократа, как единство полилога и монолога. Теперь, владея многообразием полилога и принципом единства, постигнутого в монологе, необходимо скоординировать между собою эти два – анализ и синтез – вида бытия.

Главная проблема - человек и его сознание. Главная задача - научить человека думать. Сократ впервые указал на значение понятий, на важность их определения. Душа, по его мнению, является антиподом тела: если тело природно и состоит из частиц, то душа своим содержанием имеет понятия. Высшие понятия - Добро, Справедливость, Истина. Благодаря душе человек познаёт вещи, их место в мире, а главное - отношение человека к человеку, к самому себе.

БИЛЕТ 52.

ОБЩЕСТВО — понятие, фиксирующее предмет социальной философии: в качестве базисной категориальной структуры фундирует собою концепции, развивающиеся в русле социального реализма; в традиции историцизма, фокусирующей внимание на истории как истории духа и на имманентных индивидуальных импульсах совершения человеком того или иного поступка, а не на интегральных (со стороны О. как общего) детерминантах, практически не употребляется.

БИЛЕТ 55. Аксиология.

Аксиоло́гия — теория ценностей. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

1. Эго единое – целостность, связ с Я. Эго-единое есть такая сила жизни субъекта, которая строит его внешнее тело и организует изображения его внутреннего мира, соединяя эти две реальности между собой. Функции: строительство внешнего тела (эмбриогенез), создание внутреннего мира, обеспечение их единства, получение порции опыта. Жизненный опыт зависит от тела, от размера. Опыт растёт всегда и хороший, и плохой. Он может быть получен и сквозь отрицат. Плохое заставляет человека меняться.Хорошее делает человека эгоистом. Останавливает человека в развитии. При плохом есть мотивация.

3. Закон эгореализации – закон субъективности роста показателем главного эгомера. Выражение активности в повышении или снижении показаний эгомера. Закон эгореализации выражается в том, что 1) получает свою оценку текущая ситуация, в которой находится субъект, 2) формируется представление о желательной ситуации, где эгомер даст высокую величину, 3) по противоположности, исходя из принципов несовместимого в данной онтологии, формируется представление о ситуации, которая несовместима с желательной ситуацией, 4) рождается побуждение достичь желательной ситуации и избегать нежелательной ситуации. 5) Необходимо далее сформулировать гипотезу о возможном пути перехода от текущей ситуации к желательной – так, 6) чтобы этот путь мог быть реализован эфферентными активностями субъекта, т.е. был телесно реализуемым в конкретной внешней среде и при данном конкретном теле субъекта.

4. Эгомерная модель живого существа. Субъект предстает как система эгомеров – от самого главного ко все более частным, так что образуется иерархия эгомеров, вплоть до самых простых эгомеров. Каждому простому эгомеру сопоставлена законом эгореализации некоторая типичная деятельность на основе эфферентных органов субъекта, которая повышает значения данного эгомера. В каждый момент времени у субъекта есть множество эгомеров, но не все из них активны, выражаясь в соответствующих эгоповышающих деятельностях. Часть эгомеров активны, реализуя себя в эгоповышающих деятельностях, а часть ждут своей очереди, чтобы активироваться.

5. Элементы социальной аксиологии. Между человеком и обществом формируется базовый ценностный обмен. В составе общества создаются разного рода ценности, распределяются тем или иным образом между субъектами и потребляются ими. Отсюда три основных сферы социальной жизни – создание, распределение и потребление ценностей. Если общество строится на принципах общественного разделения труда, то удается создавать более качественные ценности, но затем нужно обменивать их между разными специалистами, используя ту или иную систему распределения.

Смысл жизни

Альберт Камю решает проблему смысла жизни:

Смысл жизни нужно искать во внутреннем мире человека

2 условия нахождения смысла жизни: 1. Бытие Бога 2. Должна быть потенциальная возможность для меня лично, для индивида приобщиться к Богу. Я должен быть уверен в том, что я могу, если захочу, заполнить свою жизнь Богом.

Представление атеистического направления- марксистская философия. Смысл жизни человека видит всю активной преобразующей силе.

Эти два подхода дополняют друг друга.

1. смысл жизни изначально присущ жизни, он скрыт в ее глубинных основаниях. Смысл жизни не имеет временных рамок. Данная позиция характерна для религиозного толкования смысла жизни. Цель смысла жизни- служение высшему началу.

2. Смысл жизни- за пределами настоящей жизни. Светская интерпретация религиозного толкования. Наше поколение живет для того, чтобы жило другое поколение и тд.–прогрессирует

3. Смысл жизни создается самим субъектом. Жизнь не имеет смысла, который происходил бы из прошлого и будущего, создается самим человеком.

Проблема смысла жизни имеет еще одно прочтение в рамках проблемы бытия. Смысл проблемы человеческого бытия многие философы видят, что в жизни человека соперничают 2 установки: 1. Установка на бытие. 2. Установка на обладание.

Установка на бытие: то есть внутренние блага, которые нам присущи: знания, мысли, чувства, переживания- внешние усилия не властны.

Обладания- имущество, слава, почести, доблести- то, что мы не можем себе постоянно гарантировать.

Большинство мыслителей утверждали, что более ценной является установка на бытие. Обладание- необходимое условие существования счастливой жизни. Обладание- приятное, но необязательное условие. Обладание- не нужно, отрекались от всего внешнего.

Человек есть то, сколько он стоит.

Преимущество установки на бытие в плане психологического комфорта более приемлемо, так как человек, ориетированный на обладание, живет в постоянном страхе перед его утратой. Примирение позиций на бытие и на обладание послужило развитием предпринимательства в Западной Европе (Лютеранская церковь)

БИЛЕТ 118. Основные понятия медицины (здоровье, болезнь, саногенез, патогенез) и их связь с методологией критериев оптимальности.

Три комплексные меры благополучия — меры телесного благополучия (мы ее обозначим символом Vф, меры социального благополучия sc) и меры духов­ного благополучия (VSP). Все три меры вносят свой частичный вклад в интегральную меру благополучия V, так что V= V(Vф, Vsc, VSP) — интегральная мера оказывается функцией от трех более частных мер. Максимум интегральной меры достигается только в том случае, когда каждая из более частных мер достигает своего максимального значения. Это означает, что интуиция международного медицинского сообщества предпола­гает в данном случае, что интегральная мера благополучия возра­стает по каждой своей более частной мере, так что максимизация всех частных максимизирует и интегральный параметр.

САНОГЕНЕЗ -малого здоровья, противопоставлен патогенезу. Способен впустить в себя патогенез, поставивший его себе на службу – мета – саногенезом.

ПАТОГЕНЕЗ –переходит из статуса разрушителя в состоянии критика и трансформатора.

БИЛЕТ 119. Идея интегральной медицины и ее соотношение с частными медицинами.

В интегральной медицине организм рассматривается не только как анатомо-физиологическая субстанция, но и как живая пирамида структурных (организационных) биофизических уровней в строгой зависимости и соподчиненности.

Первый уровень - элементарный, фундаментальный, где основное действующее начало элементарные частицы атомов тех веществ, из которых состоит биологический объект - человек. Второй уровень - атомарный, где основное действующее начало - атом. Все свойства этой ступени определяются свойствами атомов тех элементов таблицы Менделеева, которые составляют основу биологической ткани - Н, О, С, S, N, Р. Третий уровень - молекулярный., состоит из множества атомов, соединенных в молекулярные связи и образующих вещества с определенными химическими свойствами: молекулы воды, кислорода, азота, углеводородов. Из них в основном и состоят биологическая ткань, ферменты и многие другие органические и неорганические соединения. Четвертый уровень - клеточный, где главная структурная единица - живая клетка. На этом уровне, являя собой более сложную организацию, появляются свойства дифференцирован-ности и авторитма - характерных признаков живой клетки. Пятый уровень - тканевой, состоит из структурных объединений множества клеток по признакам дифференциации и совместной функции, в зависимости от органной принадлежности самой биологической ткани. Шестой уровень - органный, где разнородные тканевые образования сформированы в анатомические структуры - органы. Седьмой уровень - системный, где группы органов, объединенных взаимосопричастными функциями, образуют системы жизнеобеспечения организма с более широкими функциями:. Восьмой уровень - центральных регуляторов. Это нейроэндокринные структуры мозга, управляющие и согласующие работу всех систем.. Девятый уровень - корковый. Это кора головного мозга с ее громадой нейронов и нейронных связей, лежащих в основе нейропсихической деятельности человека, формирующей его сознание на базе условных и безусловных рефлексовДесятый - уровень независимой субстанции - определяет бессознательную деятельность, яркой категорией которой выступает интуиция и другие трансцендентальные возможности человека. ". . Человек - не только анатомо-физиологи-ческая субстанция, состоящая из органов и систем, а сложная многоуровневая биофизическая структура - живая пирамида, - существующая в условиях и по законам окружающего пространства и времени, состоящая с ними в сложных энергоинформационных отношениях. Во всех изменениях, наступивших в живой пирамиде, принимают участие всеобъемлющие связи с внешним миром и внутри пирамиды. Всякая полноценная коррекция внутри пирамиды возможна только с учетом сбоев на всех ее уровнях.

БИЛЕТ 2. Философия в системе культуры.

Культура (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание) — исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Рассмотрение философии как культурно- исторического явления позволяет охватить также весь динамический комплекс ее проблем и функций, удается проследить их сложные взаимосвязи и взаимозависимости в конкретных исторических типах культур. Философское мышление, обращенное ко всему полю культуры, называется критически-рефлексивным.

Культура — совокупность проявлений жизни, творчества и достижений народа или группы народов.

По своему содержанию культура расслаивается на самые разные области и сферы:

— язык и письменность;

— характер одежды, поселений, работы;

— политическое и государственное устройство;

— как способ возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправление пороков общества;

— как действительно существующий и исторически изменяющийся образ жизни людей, который обусловлен достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. Культура взаимосвязана с цивилизацией. Цивилизация — это все человечество в широком проявлении символических богатств. Культура — это достижение работы цивилизации, самое совершенное в которой — триумф человеческого. С точки зрения философии культура — это внутреннее духовное содержание цивилизации, тогда как цивилизация — лишь внешняя материальная оболочка культуры.

Культура представляет собой средство и способ развития духовного начала в человеке, своей целью имея формирование и удовлетворение его духовных запросов; цивилизация же дает людям средства существования, она направлена на удовлетворение их практических нужд.

Культура являет собой духовные ценности, достижения науки, философии, искусства, образования, а цивилизация — это степень развития общества с технологической, хозяйственной, социально-политической стороны.

Культура является отличительной особенностью человеческого образа жизни от животного, но при этом неся в себе не только позитивные, но и негативные, нежелательные проявления человеческой активности.

В философии под культурой понимается сфера информационного обеспечения общества. Культура в этом смысле является коллективным интеллектом, коллективным разумом, который формирует, накапливает и хранит социальную информацию, используемую человеком для преобразования окружающего мира и самого себя. Социальная информация кодируется с помощью созданных людьми знаковых средств. Важнейшим из знаковых средств является язык.

Люди отличаются от животных своим осмыслением действительности при помощи социальной информации. В социальной информации различают три основных типа смыслов: знания; ценности; регулятивы (правила действий).

Взаимосвязи между знаниями, ценностями и регу-лятивами определяют особенности:

— духовной культуры (мифологии, религии, искусства, философии);

— социальной культуры (нравственной, правовой, политической);

— технологической культуры (технической, научной, инженерной).

Все народы в процессе своего исторического развития создают свою национальную культуру. Но существуют и культурные универсалии — общие черты, которые характеризуют культуру как развивающийся во времени коллективный интеллект всего человечества в целом.

Тема 16. Общество и культура как предмет философского анализа. 16.1. Философия истории.

Тема 16. Общество и культура как предмет философского анализа. 16.1. Философия истории. Г. Ф. В. ГЕГЕЛЬПодобно тому, как зародыш содержит в себе свою природу дерева, вкус, форму плодов, так и первые проявления духа виртуально содержат в себе всю историю.Гегель Г. Ф. В. Сочинения.

Искусство, культура, философия

Искусство, культура, философия Уайльд, подхватывая голос Ренессанса, определил искусство как кривое зеркало, в котором угадывается правда. С ним нельзя согласиться. Это, скорее, лицедейство, которое противоречит божественной простоте. Великие полотна писали ничтожные

В.С.Стёпин Философия, культура, личность философа

В.С.Стёпин Философия, культура, личность философа СТЕПИН Вячеслав Семенович — доктор философских наук, академик РАН, директор Института философии РАН. Я хотел бы начать с ответа на кардинальный вопрос нашей дискуссии: нужны ли философы и философия сегодня? Именно в этом

45. Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности

45. Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности Культура — это сумма материальных, творческих и духовных достижений народа или группы народов.Понятие культуры многогранно и вбирает в себя, как глобальные

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА И ФИЛОСОФИЯ

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА И ФИЛОСОФИЯ Начиная с XII в. Европа главным образом через арабское и еврейское посредничество знакомилась с наследием Аристотеля, в частности с неизвестными до того времени его метафизическими и физическими трактатами. Арабские версии переводились на

ЭПОХА, КУЛЬТУРА, ФИЛОСОФИЯ

ЭПОХА, КУЛЬТУРА, ФИЛОСОФИЯ Эпоха, культура, философия. Ренессанс определяется как исторический процесс идейного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций, имеющий самобытную ценность. Его элементы начинают проявляться на поздней фазе феодализма и

1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество

1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии, и притом с самых разнообразных сторон. Философия

2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизнь

2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизнь Киркегард особенно настаивает на личном, субъективном характере философии, на жизненном присутствии философа во всяком философствовании. Он противополагает это

8. ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА

8. ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА Культура — совокупность проявлений жизни, творчества и достижений народа или группы народов.По своему содержанию культура расслаивается на самые разные области и сферы:— нравы и обычаи;— язык и письменность;— характер одежды, поселений,

Глава X. МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА И ФИЛОСОФИЯ

Глава X. МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА И ФИЛОСОФИЯ Нападения, которым подверглись Восточная империя, Африка и Испания, в двух отношениях отличались от нападений северных варваров на Западную империю: во-первых, Восточная империя просуществовала до 1453 года, почти на тысячу лет

Глава 23 Культура, как основа взаимодействия видов и форм жизни. Качества и способности личности. Этика, нравственность, физическая культура, интеллект, мораль, духовность и другие качества человека. Мир иллюзий и фантазий

Глава 23 Культура, как основа взаимодействия видов и форм жизни. Качества и способности личности. Этика, нравственность, физическая культура, интеллект, мораль, духовность и другие качества человека. Мир иллюзий и фантазий Книгопечатание если и способствовало более

Культура народа и культура личности Шесть лекций

Культура народа и культура личности Шесть лекций Предисловие Культура народ а и культура личности — для многих это понятия различные, как небо и земля. Лучшие люди нашего времени стремятся достигнуть только первой или только второй. Исходным же пунктом настоящих лекций

Для определения линий взаимосвязи философии и культуры важно уяснить исходный, базовый тезис, что культура во всех своих проявлениях и формах, исторически (генетически) и субстанциально (по своей сущности) детище человека, различных видов его деятельности в личностных, групповых и общественных рамках. Это – объективная реальность, в которой воплощены способы и результаты деятельности людей – подлинных творцов культуры.

Развитие культуры находится в прямой связи с освобождением человека от природной зависимости, его порабощения государством, обществом, собственными пороками. Свобода, являющаяся центральной проблемой философской антропологии, по мере ее достижения определяет развитие человека результатами собственной деятельности, а не вмешательством внешних, в том числе сверхъестественных, посторонних сил. Тем самым культура получает глубинные философские основания реализации возможностей освобожденного труда в создании материальных и духовных ценностей. Некоторые из них носят уникальный характер, отличаются неповторимостью, имеют общекультурное значение.

Философия, используя аксиологический, т.е. ценностный подход, раскрывает соотношение внутреннего мира человека, его мировоззренческих ориентиров, мотиваций, потребностей и интересов, достигнутого в целом уровня личностной культуры и внешних форм жизнедеятельности, направленной на создание общезначимых образцов материальной или духовной культуры. Тем самым она образует сферу проявления подлинной сущности, выступает одновременно как побудительный стимул, необходимое условие и совокупный результат его развития.

Выработанная в философии и культурологии категория культуры фиксирует меру освоенности человеком своего внутреннего и внешнего мира; определенную систему способов и средств, методов и регулятивов человеческой деятельности. Философская теория культуры и культурного развития исходит из того, что это – бесценный источник прогресса социума и человека.

Философский смысл имеет широкая проблематика культуры, включая определение системы ее ценностей и норм, степени их укорененности в обществе; ее социальных носителей, теоретического и художественного содержания; закономерностей наследования культуры, преемственного развития в духовной сфере; типа взаимосвязи культуры с социальной действительностью; социально-территориальных особенностей, соответствия национальному характеру, ментальным особенностям населения, ее отношения к власти, общественному и государственному строю и др.

Как показывает история культуры, философия многовариантна по своей форме и содержанию. Даже в европейской культуре она принимала самые разнообразные формы. Это не удивительно, ибо философия, как любовь к мудрости, подобно мифическому Протею, может принимать обличья тех форм культуры и знания, в которых она видит источник жизненной мудрости.

Однако не только форма, но и содержание философии варьируется в зависимости от исторической эпохи и культурной среды, ее порождающей. Оно может детерминироваться социальным заказом, злобой дня, вызовом времени, кризисом глобального порядка. Однако какую бы форму ни принимала философия, как бы ни изменялось ее содержание, она всегда хранила в себе некий инвариант социокультурных задач, которые и выполняла с разной степенью успеха в жизни общества и человека.

Мир дан нам как совокупность самых разнородных явлений, и главная задача философии, ее специфическая функция заключается в том, чтобы представить его как нечто целостное, единое, имеющее один общий источник и основание.

Культура как явление общественной жизни является объектом изучения для многих наук. Ее исследуют история и эстетика, психология и социология, археология, этнография.

Например, этнографию интересует культура этноса, т.е. конкретной народности, нации или всего народа. Эстетика изучает художественную культуру, которая создается в рамках различных видов искусства. Каждая наука реализует свой специфический интерес при изучении этого сложного феномена.

Философия также изучает культуру, но не ее единичные проявления. Она рассматривает культуру как целостное и многомерное явление общественной жизни. Философия стремится ответить на вопросы о том, что такое культура, какое место она занимает в историческом процессе и какую роль играет в социализации человека. Философию интересуют самые общие проблемы, касающиеся сущности культуры и ее роли в общественной жизни.

Что же такое культура с точки зрения философии?

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

В средние века культура ассоциировалась, прежде всего, с личным совершенством человека. Культура – это богоподобие человека, самопознание, его служение Богу и самоукрощение.

В эпоху Возрождения под культурой стало пониматься соответствие человека высокому гуманистическому идеалу. Культурным считался универсально развитый человек, разумный и деятельный.

Просветители XVIII в (Ф. Вольтер, Д. Дидро и др.) смотрели на культуру как на воплощение разумного. Соответственно, культурность нации противопоставлялась ими варварскому состоянию народов, их дикости. Культура измерялась достижениями наук и ремесел, а ее целью считалось сделать всех людей счастливыми. В то же историческое время появилась и пессимистическая трактовка культуры, критика ее негативных сторон и противопоставление культуры природе. Такую позицию исповедовал Ж.Ж. Руссо, считавший, что культура является источником несправедливости и зла в обществе. По его мнению, она разрушает нравственность людей и не делает их более богатыми и счастливыми. Руссо считал, что все пороки в человеке идут не от природы, а от достижений культуры. Он делал категоричный вывод о том, что человеческие души развращались по мере того, как совершенствовались науки и искусства, и поэтому образованные нации (например, Египет, Греция) легче всего становились добычей иноземных завоевателей. Руссо призывал жить в согласии с природой, вдалеке от городов, а воспитание человека осуществлять на лоне природы и в соответствии с ее требованиями. В немецкой классической философии культура воспринималась как сфера духовной свободы человека. Эта философия решительно разделила весь окружающий мир на мир природы и мир культуры. Подчеркивалось, что культура – это мир идей и вещей, созданный в ходе человеческой деятельности. Рост культуры рассматривался как один из законов истории общества. Такой подход наиболее отчетливо проявился в творчестве И. Гердера. Он обосновывал идею о том, что культура – это прогресс в развитии способностей человеческого ума. Важнейшим проявлением культуры является, по мнению философа, язык.

В классической марксистской философии XIX в. понятие культуры стало употребляться для характеристики творческих сил человека и совокупных результатов его деятельности. В марксизме подчеркивалась идея обусловленности культуры конкретным способом материального производства, характером общественно-экономической формации и исторической эпохи. Считалось, что культура всегда носит конкретно-исторический характер (первобытная, буржуазная и т.д.), а ее высшим проявлением станет культура коммунистического общества. В марксизме исследовались различные проявления культуры – культура труда, политическая культура и др.

Основатель психоанализа З. Фрейд исходил из идеи вечного и неустранимого противоречия между человеком и культурой. По его мнению, человек – это существо исключительно природное, наделенное совокупностью потребностей и инстинктов. Культура же враждебна человеку, поскольку она ограничивает свободу его действий. Уже первобытный коллектив был инструментом подавления человека с помощью норм и запретов. Фрейд был убежден, что современный человек является в большей степени пленником культуры в сравнении с его первобытными предками, и эта тенденция в итоге погубит все человечество.

В XX в. имелись и иные представления о культуре. Так, в некоторых учениях (Д. Белл, Р. Арон и др.) культура сводилась, прежде всего, к достижениям науки и техники, которые якобы способны обеспечить стремительный прорыв человечества в блестящее будущее.

Таким образом, в истории философии выделялись и изучались различные стороны культуры.

Интегрирующая роль философии в культуре тесно связана с ее аналогичным значением в жизни человека. Будучи мировоззрением, она соединяет всю совокупность знаний и ценностей, которыми живет человек, в единое целое. Имея мировоззрение, сознательное представление о мире в целом и о себе, как части этого целого, человек является носителем определенных убеждений. Чем более выражены в нем убеждения, тем более яркой и значительной личностью предстает он перед другими людьми. Личность созидается истиной, добром и красотой, в ней заключенных. Чем более слаженны между собой эти понятия, тем более целостной и гармоничной является личность, тем, стало быть, ближе она к мудрости. Философские учения, созданные профессиональными мыслителями, дают людям необходимый материал для строительства каждым своей личности, для постижения Истины, Добра и Красоты.

Главный вывод, который вытекает из рассмотрения вопроса о соотношении философии и культуры, состоит в том, что в этом мире только от человека зависит, какую культуру от создаст и в какой мере она облагородит (или подорвет) его бытие и возвысит (или унизит) его дух.

Гост

ГОСТ

Философия культуры – это направление философии, которое занимается исследованием принципов и закономерностей развития культуры.

Становление и развитие философии культуры

Философия культуры является относительно молодым направлением философии, которое возникло только в 20 веке. Однако история ее формирования достаточно длинная. В ранних цивилизациях культура не была предметом для размышления философов, поскольку в высшем обществе понятие о культуре совпадало с религиозным культом, а в народном варианте - с бытовавшими традициями. Только греческие софисты подняли вопрос культуры общества. Они противопоставили мир человека и тех предметов, который он создает своим умом и руками, объективному миру природы. Этим, с одной стороны, наметилось разграничение естественнонаучного и гуманитарного знания, с другой стороны, начало формироваться понятие о культуре как особом типе реальности. Однако идеи об особенности культуры в древнегреческом обществе не нашли должного развития, поскольку господствовала идея природы как единственной всеохватывающей реальности.

В эпоху европейского гуманизма происходит отделение культуры от религиозного культа, возрождается былой античный антропоцентризм, а сама культура достигает высокой степени автономии. Утверждается идея о культурном плюрализме. Однако даже в это время культура не становится самостоятельным объектом философии, поскольку все внимание сосредотачивается на природе, которая представляется как универсум явлений. Культура – это ее лишь копия, соответственно, необходимо изучать не копию (культуру), а сам оригинал (природу). Намечавшему прогрессу в философии культуры помешала реформация, которая изменила направление философской мысли.

Готовые работы на аналогичную тему

Изменение в философии наблюдается только в 18 веке. Этому способствовали следующие обстоятельства:

  • формирование принципа историзма в науке;
  • утверждение культурного релятивизма;
  • рост индивидуальности человека, что начало проявляться в творчестве;
  • повышение внимание к социальной истории;
  • развитие археологии, лингвистики, педагогики, востоковедения и других наук.

Эти причины создают основу для формирования нового представления о человеке, природе и культуре. Д. Вико создает свою теорию истории, которая представляет собой смену культурных циклов, на протяжении которых развивается самосознание и самопознание человечества. Руссо рассуждает о культуре человека как о свободном акте и способе творить свою сущность.

Настоящий спектр вариантов культуры дает философия 20 века. Однако в это же время зарождается культурология, которую не всегда можно отличить от философии культуры. Создаваемые концепции философов достаточно разнообразны, среди них:

  • философия жизни Г. Зиммеля;
  • философия символических форм Э. Кассирера;
  • рациовитализм Х. Ортега-и-Гасета;
  • экзистенциальная концепция культуры М. Хайдеггера и К. Ясперса;
  • исторические теории культуры А. Тойнби и Й. Хейзинги;
  • социология культуры Вебера, Манхейма и др.

Это только немногие имена тех, кто занялся проблемами культуры, человека и общества в данном контексте.

Предмет философии культуры

С точки зрения Лапиной, философия культуры должна заниматься вопросами ее основания, т.е. искать то, чем культура детерминирована, откуда она берет свое начало, с чем связана, какими формами определяется, что она, в свою очередь, обусловливает. Как подчеркивает Гуревич, конкретным знанием о культуре должна заниматься культурология, философия занимается метафизическим постижением культуры.

Многообразие подходов к пониманию культуры

Сложности в определении предмета философии культуры проистекают и сложности самого явления. Культура представляет собой сложное фундаментальное понятие, определений которого насчитывается около 400 вариантов. При этом с попытке определить сущность культуры выделяют две ее основные стороны. Во-первых, культура выражает устойчивость, неизменность человеческого бытия, во-вторых, она изменчива, потому и существует множество подходов к ее определению.

Согласно философско-антропологическому подходу культура равна человеческой природе. Согласно Тейлору культура предстает как развитие человеческой цивилизации, при этом культура выводится из биологии человека. Исторический подход к культуре гласит, что в человече существует то, что его отличает от животных, средство и результат этого – культура. Гердер считал, что человечество движется от варварства к цивилизации через просвещение. Социологический подход к культуре предусматривает, что культура выступает фактором организации общества. Культурные ценности создают люди, но потом эти ценности сами влияют на общество и определяют его развития. Над человеком господствует то, что рождено им самим.

Природа культуры раскрывается через ряд контрастов. В самом широком смысле, культура — это то, что создается человеческой деятельностью. В этом отношении культура как искусственная среда контрастирует с природой как природной средой. Однако не все созданное человеком можно назвать культурой. Культура — это противоположность варварству или дикости. Культура — это создание и сохранение позитивных ценностей, накопление человеческих достижений, возможностей. Варварство проявляется либо в неспособности иметь дело с ценностями, либо в разрушении ранее накопленных положительных ценностей. Культура иногда контрастирует с цивилизацией. В этом смысле культура включает в себя духовные ценности, а цивилизация — материальные.

Философия культуры - Культура как объект философских знаний

Культура как объект философских знаний

Философия культуры, философия культуры — это отрасль философии, изучающая природу и значение культуры. Термин был введен в начале XIX века немецким романтиком А. Мюллером. Философию культуры следует отличать от философии истории, поскольку процесс культурного созидания человечества в ее ритмах не совпадает с этапами исторического развития, и от социологии культуры, которая рассматривает культуру с точки зрения ее функционирования в данной системе общественных отношений.

Проблема философии культуры впервые признана софистами, которые сформулировали антиномию природы и морали (отождествленную с культурой): так, по Гиппийскому мнению, человеческие предписания (обычаи, законы)… часто оскверняют нас против природы.

Период проблема философии и культуры

От Ф. Ницше и частично от русских славянофилов мы можем датировать существование философии культуры в узком смысле — как философского понимания различных этапов эволюции человеческой культуры. Сейчас внимание сосредоточено на сопоставлении культуры как органического целого — цивилизации как проявлении механического и утилитарного подхода к жизни (Г. Симмел, О. Шпенглер, Л. Клагес, Х. Кайзерлинг, Х. Ортега-и-Гассет и другие представители философии жизни, в России — К. Н.Леонтьев, Н.Я.) Данилевский и Шпенглер объединили эту идею с постулатом абсолютной изоляции и взаимной непроницаемости различных (национальных или исторических) культур, что сопровождалось отрицанием универсального смысла культуры. Желание избавиться от релятивизма и скептицизма в понимании культуры привело А. Тойнби, чтобы возродить религиозные и философские идеи Августина. С.Л. Франк попытался представить культуру и цивилизацию как различные, в то же время необходимые этапы в развитии культуры.

Марксизм рассматривает все проблемы, связанные с пониманием культуры (связь общества с природой, преемственность в развитии форм общественного сознания, связь между развитием духовного и материального производства и т.д.) как часть исторического материализма и понимает культуру как исторически детерминированный уровень развития общества и человека, как универсальное и классовое явление, обусловленное социально-экономическими формациями, со сменой культурных типов; новая культура берет и прежде всего

Подходы к пониманию культуры

Очевидно, что конкретная трактовка творческих и самосозидательных способностей человека — их происхождения, смысла, проявлений — была совершенно иной, так как напрямую зависела от общего характера мировоззрения философа; Произошли некоторые изменения в позиции размышлений о культуре в общем поле проблем философской мысли — от случайного обсуждения таких вопросов на периферии онтологической или гносеологической, естественно-философской или социологической теории до трансформации размышлений о природе культуры в ядро философской доктрины (в так называемой. антропологическая философия). Так или иначе, в различных концептуальных формах и теоретических объемах, во взаимосвязи с другими частями философских знаний и другими науками о человеке, философский анализ культуры, или, короче говоря, философия культуры, с середины XIX века стал существенной и органичной частью философского анализа бытия, мира и человека в мире.

Решение этой проблемы осложняется все еще существующими различными представлениями о том, что такое культура.

Например, в Пояснительном словаре русского языка перечислены его шесть основных значений и несколько оттенков:

Разнообразие культур

Культурологические исследования возникли в результате открытия множества культур, с которыми мы, разумеется, связаны не через жизнь, а чисто теоретически через познание их. Понятно, что эти культуры существуют для нас как природные явления — как объект научного изучения, дистанцированный от нас. Каждый из них достоин такого изучения. Задача науки — понять, чем отличается одна культура от другой, что их разделяет, где находится граница между разными культурами.

Но это не исчерпывает задачи понимания культуры в современном мире. В ситуации культурного плюрализма, с которой мы знакомы, для каждого человека возникает вопрос о границе между культурой, которую он считает своей собственной, и культурой, которая ему чужда. Нелегко ответить на этот вопрос, когда мы знаем, что существует множество культур. Ведь привязанность к собственной культуре автоматически никому не гарантируется, потому что она, так сказать, есть в крови или в генах. Можно быть русским по крови, а не русским по культуре, или наоборот. На чем основана эта связь?

Важнейшим признаком культурной принадлежности является, конечно же, язык. Однако существуют различные культуры, говорящие на одном языке (например, английский и американский, испанский и латиноамериканский), и культуры, говорящие на двух или более языках (индийском или еврейском). Более того, при наличии в современном мире межэтнических языков (например, английского или русского в России) для многих родной язык является не единственным критерием их культурной самоидентификации. Человек, говорящий на двух или более языках, вряд ли будет идентифицировать себя с моноязычной культурой.

Культурное разнообразие, изучаемое наукой, предстает, с одной стороны, как множество культурных форм, включая миф, искусство, религию, философию и саму науку, и, с другой стороны, как историческое разнообразие, сформированное культурами разных стран, эпох и народов. Философская идея культуры позволяет придать первому множеству системное единство, а второму — типологическое отличие. Философская идея культуры как бы включает в себя принцип единства всех культурных составляющих, с одной стороны, и их разделения на исторические типы, с другой. Без типологии невозможна культурная систематика и типология.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: