Доклад взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка

Обновлено: 02.07.2024

В процессе взаимодействия педагогов и родителей можно решить любую проблему развития личности. Главное, применяя любую воспитательную технологию, необходимо руководствоваться первой медицинской заповедью: “Прежде всего, не навреди”.

Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся должна осуществляться через изучение семьи, ее воспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания.

Исходя из единых взаимных нравственных позиций, вырабатываются единые педагогические требования к учащимся, которые реализуются в разнообразных формах совместной деятельности.

Показателем успешности в этом случае будет являться умение классного руководителя сделать родителей своими союзниками в педагогическом процессе.

Мы устроены так, что всегда верим в лучшее. Поэтому для достижения результатов необходимо видеть конечную цель воспитания. Это становится возможно только при определении основных целей, задач, при осознании необходимости единства усилий семьи и школы в воспитании и развитии учащихся. Добиться положительных результатов в решении такой многогранной педагогической проблемы можно лишь при взаимодействии всех сторон педагогического процесса.

В своей практической деятельности я как классный руководитель использую сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Притом, что в обоих случаях реализуются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. К традиционным формам работы относят:

- конференции по обмену опытом;

- общеклассные и общешкольные конференции;

- групповые и индивидуальные консультации педагога;

- посещения на дому.

Универсальной формой считается родительское собрание.

Родительское собрание - это возможность продемонстрировать достигнутые ребенком успехи. К родительскому собранию я подготовлю не только отчет о выполненном учебном плане, но и выставки творческих работ учащихся.

Чтобы привлечь внимание, готовлю официальное приглашение на родительское собрание для каждого из родителей. При проведении собрания, так же готовлю различного рода анкеты, тестирования психолого--педагогического характера. Такая форма работы помогает мне составить более полное представление о ребенке и о его семье. Немало важным является подготовка наглядности. Это могут быть: карточки--памятки родителям с полезными советами; плакаты с афоризмами известных педагогов или психологов.

Классные родительские собрания провожу один раз в четверть. Но при необходимости их можно проводить чаще. На родительском собрании должен происходить процесс просвещения родителей, расширения их педагогического кругозора, стимулирования желания быть педагогически--подкованными родителями.

Общешкольные родительские собрания, обычно, проводятся не более двух раз в год. Темой для таких собраний служит отчет о работе школы за определенный период времени. На таком собрании присутствует и выступает директор, его заместители, отчитываются о работе родительский комитет школы. А так же, для демонстрации положительного опыта воспитания в семье, возможно проведение церемонии награждения семей, которые достигли положительного результата в воспитания детей.

Не менее эффективной формой педагогического просвещения родителей являются родительские конференции. Они могут быть общеклассными и общешкольными. Их основной задачей является проведение социологических и психологических исследований по заданным проблемам. А также подробный анализ участниками конференции результатов исследований.

Использую групповые формы с привлечением родителей определенных детей, которые испытают трудности в учебном процессе. При планировании урока, я делаю акцент именно на этих детях. После проведения занятия вместе с родителями пытаютсь найти способы оказать помощь детям.

Индивидуальные консультации - одна из наиболее важных форм взаимодействия. Она особенно необходима на начальном этапе. При знакомстве с классом. Чтобы преодолеть психологический барьер родителей в разговоре о своем ребенке, проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями.

Зачастую, родительская оценка поступков и оценка личности ученика не совпадает с моей оценкой. Поэтому создаю неофициальную атмосферу для каждого родителя, чтобы наладить доверительные отношения, выявить трудности и точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Родитель, в свою очередь, должен раскрыться и рассказать то, что он считает необходимым учителю в его профессиональной работе с ребенком: особенности его здоровья; его увлечения, интересы; предпочтения в общении, в семье; поведенческие реакции; особенности характера; мотивация учения; моральные ценности семьи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Педсовет: 06.01.2016 год

Цель: поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка

Обобщить и систематизировать теоретические сведения о формах взаимодействия семьи и школы.

Определить основные проблемы во взаимодействии семьи и школы.

Разработать принципы эффективного взаимодействия семьи и школы.

На сегодняшний день остро стоит проблема привлечения родителей в образовательный процесс школы. Многие родители просто не понимают, что нужно уделять внимание образованию своих детей.

Родители являются первыми воспитателями своего ребенка и именно они оказывают на него самое сильное влияние.

Еще Ж.Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Если родители с первых дней жизни ребенка уделяют ему должное внимание, формируют в нем какие-то творческие способности и интересы, то в будущем они будут для ребенка авторитетом.

Современные семьи развиваются в новых условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению её значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем.

Это, прежде всего экономическая сторона, падение жизненного уровня большинства семей, что приводит к росту числа разводов.

А развод это возникновение неполноценной семьи, что отрицательно влияет на психику детей.

Так же сейчас очень часто можно встретить семьи имеющие всего одного ребенка, эти семьи и конкретно дети, требующие к себе особого внимания.

В нашей деревни только 68% детей воспитывается в полных семьях, 26% в неполных (отсутствует либо мать либо, чаще всего отец) и 6% детей воспитывается с бабушками и дедушками.

Но, что и говорить, даже полные семьи в условиях современной рыночной экономики имеют проблемы с воспитанием детей. А именно большинство родителей занято вопросами материального обеспечения семьи, своего ребенка, времени на духовное общение почти не остается. К сожалению, некоторые родители устраняются от выполнения своих прямых обязанностей по воспитанию и обучению детей, перекладывая их на плечи бабушек, дедушек и ШКОЛЫ.

А школа к сожалению не может заменить или хотя бы частично компенсировать, то, что должен получать ребенок от родителей!

Большинство семей, даже имея свободное время, испытывают затруднения в вопросах современного воспитания, т.к. культурный уровень многих семей достаточно низкий (родители не имеют образования, мало читаю).

Все это значительно усложняет задачи школы , главные из которых:

Единство процесса воспитания в школе и семье с целью всестороннего развития личности каждого ребенка.

Оказание воспитательной помощи семье.

Совместная работа педагогического коллектива и родителей по преодолению трудностей в воспитании ребенка.

Взаимодействие школы и семьи имеет разные формы:

(Перед тем как их озвучить, каждый из учителей заполняет кластер)

Родительские собрания

Индивидуальные консультации

Открытые уроки и внеклассные мероприятия

Родительский комитет

Посещение на дому

Общение с родителями посредством записей( ведение дневника)

Телефонные звонки

РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ - к сожалению, родительские собрания очень часто сводятся к обсуждению результатов успеваемости и поведения учащихся, решению каких-либо хозяйственных вопросов. Родительское собрание не должно быть только монологом классного руководителя!

Классный руководитель, готовясь к родительскому собранию, более всего должен заботиться об эмоциональном уровне собрания.

Лучше всего, когда в проведении собрания активную роль играют сами родители и, если это необходимо, ученики.

У родителей только тогда появляется любовь к школе и классу, когда они много и по-хорошему принимают участие в жизни класса.

Некоторые рекомендации по проведению родительских собраний :

Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.

Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

К родительскому собранию нужно добросовестно готовиться.

Если технические возможности позволяют, то можно использовать презентации, видеофильмы при проведении родительских собраний.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ - Организация консультаций для родителей учеников в школе – одно из самых актуальных и востребованных на сегодняшний день направлений сотрудничества школы и семьи. Большая часть родителей, которые не находят времени для систематического самообразования, обычно обращаются в школу за разовыми консультациями, как правило, в экстренных случаях: неуспеваемость ребенка, плохое поведение, конфликты с учителем.

Задача школы на этом этапе – попытаться оказать семье не только информационно-педагогическую поддержку, но и эмоциональную. Здесь так же уместно привлечение в некоторых вопросах психолога, который может так же провести консультацию с родителями.

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ И ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ – приглашение родителей на открытые уроки, делает процесс обучения детей более прозрачным. Присутствуя на уроке родитель может увидеть все плюсы и минусы своего ребенка. Обратить внимание на существующие проблемы по данному предмету и конкретно по поведению в классе.

Приглашение, а еще лучше привлечение родителей во внеклассную работу своих детей это одна из очень важных форм взаимодействия семьи и школы. Присутствуя на праздничных концертах или тематических мероприятиях, родители могут увидеть таланты своего ребенка, оценить работу учителей по внеклассному воспитанию. Вовлечение родителей в совместную с детьми творческую и социально значимую деятельность, повышает авторитет родителя в глазах его ребенка.

РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ – это родительский актив, который является основой педагога в решении задач общеобразовательного процесса. Он работает на основе Положения о родительском комитете школы, которое разрабатывается совместно педагогическим коллективом школы и родителями. Члены родительского комитета вместе с классными руководителями (директором школы) планируют, готовят и проводят совместную работу по подготовке и проведению различных мероприятий, а также, принимают активное участие в работе школы (питание, медицинское обслуживание и др. направления).

ПОСЕЩЕНИЕ НА ДОМУ - огромный диагностический материал классному руководителю (учителю) дает посещение семей школьника. При посещении семьи для классного руководителя может быть интересна следующая информация:

Состав родителей и общие сведения о них;

Общие сведения о детях (количество, возраст, интересы);

Жилищные условия, материальная обеспеченность;

Общая атмосфера, микроклимат в семье;

Общий порядок в доме: есть ли у школьника специально выделенное место для занятий, где находятся его вещи, учебные принадлежности, книги, игрушки. Есть ли в доме радио, телевизор, домашняя библиотека, что читает ребенок. Как организуется свободное время ребенка.

Воспитательные возможности семьи. Уровень педагогической культуры родителей. Кто в основном занимается учеником или контролирует его учебную деятельность. Выполняется или нет режим дня. Какие трудовые обязанности имеет ребенок в семье;

Увлечения в семье. Чем увлекаются старшие члены семьи. Приобщены ли дети к этим увлечениям;

На основе диагностической работы по изучению семьи составляется социальный паспорт класса, школы, выделяются типы семей, и планируется дифференцированная работа с ними, составляются акты обследования семей.

Конечно телефонные разговоры с родителями не в коем случае не должны заменять живое общение.

Все это направлено на создание тесного взаимодействия, контакта между учителями и родителями. И это возможно только тогда, когда и те и другие осознают, что у них общая цель – хорошее воспитание и образование детей, которую можно достичь только общими усилиями. Поэтому учителю необходимо руководствоваться следующими правилами взаимодействия и способами установления контактов с семьей:

1 . Действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе классного руководителя, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей – взаимное уважение. Тогда и формой контроля становится обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у учителей, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.

2. Повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания учебного заведения. Поэтому учитель должен уметь призвать даже тех родителей, которые не имеют педагогической подготовки и образования, с глубоким пониманием и ответственностью относиться к воспитанию детей.

3. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель – лицо официальное. Но с другой стороны хороший классный руководитель в семье не чужой. В поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.

4. Ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога. Необходимо помнить, что неразрешимых проблем нет, есть неправильные решения. Педагог всегда должен верить в ребенка, найти в нем положительные качества и опираться на силы семьи.

Итак, по средствам этих форм и правил взаимодействия семьи и школы, начиная от момента когда ребенок ступает на порог школы, должно быть направлено на формирование его личности ребенка.

Начиная с работы с родителями будущих первоклассников, психолог и учителя начальных классов проводят психолого- педагогическую диагностику уровня готовности ребенка к школе, с последующими консультациями и оказанием необходимой помощи в адаптации ребенка к обучению в школе.

Учителя начальной школы занимаются диагностикой, изучая семьи учащихся, и передают свои профессиональные знания родителям, повышая их педагогическую культуру.

Переходя в основную школу классными руководителями проводятся тематические классные собрания, согласно возрастным особенностям учеников. Проводятся беседы медицинского работника по ходу физиологического формирования ребенка.

В старших классах, учителя предметники, классные руководители направляют учеников на выбор своей будущей профессии. Проводят классные часы по профориентации. Психолог проводит беседы и подготавливает учеников к сдачи выпускных экзаменов и ЕНТ.

Так ШКОЛА и СЕМЬЯ взявшись за руки из года в год выпускает новых, ХОРОШИХ людей в самостоятельную жизнь!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель является связующим звеном между школой и семьёй. Общение учителя с родителями учащихся влияет на процесс формирования личности ребёнка, на процесс обучения. Воспитание детей осуществляется наиболее успешно, если между школой и семьёй существуют тесные контакты.

« Взаимосвязь семьи и школы

Подготовила: Фёдорова О.М.

учитель начальных классов

Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит.

(Саади.)

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем.
Воспитание - важнейшее явление духовной жизни общества для всех времен и народов. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, ибо его назначение - передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению. В этом заинтересованы все: и учителя, и родители, и сами дети, и все жители страны.

Школа. Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, учителя с этим словом. Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.

Учитель является связующим звеном между школой и семьёй. Общение учителя с родителями учащихся влияет на процесс формирования личности ребёнка, на процесс обучения. Воспитание детей осуществляется наиболее успешно, если между школой и семьёй существуют тесные контакты. От характера отношений учителя с ребёнком, учителя с его родителями, зависят не только самочувствие ребёнка, но и его успехи в обучении и воспитании. Помня об этом, учитель и должен строить свою работу с родителями учащихся.

Классный руководитель должен сформировать классный коллектив, в котором должен быть создан благоприятный психологический климат, должен следить за негативными проявлениями среди учащихся и отсутствием правонарушений, организовать взаимодействие с родителями и многое другое.

Анализируя работу педагогов нашей школы, можно сказать, что все стараются вовлечь учащихся и их родителей в процесс коллективной работы.

В данном плане я провожуи индивидуальную, и групповую, и массовую форму работы:

индивидуальные беседы с детьми и их родителями,

педагогическое наблюдение (которое фиксируется в дневнике классного руководителя),

беседы с родителями по телефону,

вызов родителей для консультаций по воспитанию детей и моральному образу жизни родителей,

посещение семей на дому.

Всестороннее изучение ученика в школе и семье помогает учителям выявить интересы детей и родителей, формы воспитания детей, обеспечить единую линию взаимодействия на ребёнка со стороны семьи и школы.

В моей работе предусмотрены мероприятия по просвещению родителей по проблемам воспитания. Нередко наблюдается неблагополучие в процессе воспитания, которое идет из-за отсутствия необходимых психолого-педагогических знаний и практических навыков у родителей. В связи с этим проводится индивидуальная работа с данными семьями.

Мной проводятся консультации по воспитанию детей, даю, если обращаются родители, советы.

Родительское собрание- это универсальная форма работы педагога, которая позволяет решить ряд задач.

В современной педагогической практике существуют разные виды родительских собраний, среди которых можно выделить:

- организационные, на которых разрабатываются и утверждаются планы работы, избираются родительский комитет класса, распределяются поручения среди родителей;

- тематические, посвященные обсуждению актуальных вопросов воспитания и развития учащихся;

- итоговые, имеющие целью обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления в жизни классного коллектива и школы.

К сожалению, посещаемость родительских собраний оставляет желать лучшего.

Одно из важнейших направлений деятельности классного руководителя – профилактическая и коррекционная работа с учениками. От активности родителей в значительной мере зависят результаты такой важной задачи, как профилактика правонарушений среди школьников.

Значительная роль в процессе воспитания подрастающего поколения отводится сотрудничеству семьи и школы. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Однако высокий уровень занятости, низкая педагогическая культура родителей негативно влияют на нравственное развитие детей.

Единство требований к детям, согласованность действий, совместная работа по закреплению и развитию успехов, а также преодоление недостатков в формировании личности школьника - все это обеспечивает положительный результат общих усилий семьи и школы в воспитании детей.

Возникшие проблемы и задачи нужно решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов. Общеизвестно, что родители, например, младших школьников испытывают огромный интерес к делам школы, поэтому именно этот период следует использовать для укрепления единства семьи и школы в деле воспитания.

Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание школьников, их важнейших качеств личности. В семье ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности школьника.

Велика роль семьи в развитии духовных потребностей, интересов, склонностей ребенка. Таким образом, гармоничное развитие личности немыслимо без семейного воспитания, которое должно сочетаться и подкрепляться общественным.

Если наши дети приучены к труду, не боятся трудностей, выходят из стен школы всесторонне развитыми, хорошо подготовленными к жизни людьми, то это результат хорошо спланированной творческой работы семьи и школы.

Классный руководитель, как педагог, обладающий большой компетентностью в области психолого-педагогических знаний лучше знающий детей в широкой социальной среде, в общении со сверстниками, может организовать психолого-педагогическое просвещение родителей. Наиболее продуктивным является сотруднический тип взаимодействия, который позволяет получить объективные знания о семье, опираться на лучшие стороны семьи, адекватно его оценивать, способствует формированию гуманных, доброжелательных и доверительных взаимоотношений с семьей. Сотрудничество возможно при активности взаимодействующих сторон, когда они осознают общие цели и действия. Учитель является связывающим звеном между школой и семьями учащихся.

Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Одна из обязанностей классных руководителей школы- изучение семьи школьника, её воспитательных возможностей, атмосферы семейного и патриотического воспитания.

Очень важны и необходимы для развития и воспитания личности ребёнка встречи, которые проходят между учениками школы и представителями старшего поколения – ветеранами ВОВ, тружениками тыла. Мероприятия эти тематические, посвященные праздникам и различным датам, к каждой встрече ветеранов готовятся и учителя, и ученики школы. Вот уже который год ребята к 9 Мая совместно со своей семьёй пишут письма своим погибшим на войне родственникам, пишут о том, как живут сейчас без войны, как учатся, как благодарны им, защитившим мир от фашизма. После таких встреч и мероприятий не приходится долго объяснять школьникам, что надо уважать пожилых людей, они понимают это сами.

Читайте также: