Доклад возникновение ислама основы мусульманского вероучения

Обновлено: 02.07.2024

Собрала для вас похожие темы рефератов, посмотрите, почитайте:

Введение

Коран — самая важная священная книга для мусульман, как Пятикнижие Моисея для иудеев, Евангелие для христиан. Этика ислама довольно элементарна. Это предписано быть справедливым, платить за добро, платить за зло, быть щедрым, помогать бедным и т.д. В отличие от христианства, в исламе нет незаменимых моральных правил.

Происхождение, вероисповедание и культовые характеристики

Ислам — самая молодая религия в мире. Он появился в Аравии в VII веке. Однако мусульмане считают, что их вера существовала намного раньше и является основой как иудаизма, так и христианства.

  • признание единого Бога, Аллаха и Мухаммада, Его посланника;
  • Обязательная молитва (салат);
  • Пост (хм ура);
  • Налог для бедных (Закат) — благотворительность;
  • Паломничество в святой город Мекка (хадж);
  • к которому прилагается наставление о священной войне веры (джихад).

Только тот, кто, согласно мусульманской вере, воспринимает существование Аллаха в своем сердце, может стать последователем ислама. Имеет личный опыт познания Аллаха. Кто чувствует полную открытость — в мыслях, в поступках перед Богом. Кто определил главную цель жизни через служение Аллаху.

Исламская традиция давно выработала отрицательное отношение к эстетической форме сознания у мусульман. Запреты на различные виды искусства были необходимы с исламской точки зрения для развития глубокой веры среди мусульман. Отказ от художественного восприятия мира также рассматривался как способ преодоления страстей. Кроме того, ислам пытался создать у каждого мусульманина ощущение покорности Богу. Человек должен знать свое место, понимать, что его способности и таланты ни в чем не равны его собственным, и поэтому не должен стремиться к созданию чего-то нового. Но поскольку, несмотря на все запреты, человек не может полностью отказаться от искусства творения, эта естественная потребность человека воплощается в определенных областях искусства. В мусульманском мире великих высот декоративная живопись достигла своего апогея. Коран содержит примеры высокоразвитого художественного и творческого мышления. Арабская каллиграфия была специально разработана. Эти направления эмоционально-художественного осмысления мира были также глубокими экспонатами мусульманской философии: совершенство, гармония и красота небесного мира и стремление к нему; твердость и окаменение в сочетании с идеей абсолютной изменчивости, неуверенностью во всем реальном, непреложностью единственного социального идеала. Ислам не имеет представления о будущем, новом, как о лучшем. Все хорошее лежит в прошлом. Поэтому искусство призвано выражать социальную однозначность и постоянство.

Через каллиграфию мусульмане старались выразить свой самый интимный опыт, чувственность. Таким образом, письмо сравнивается с объектами красоты и эмоционального притяжения. Почерк, который можно пережить как радость и удовольствие, имеет большое значение. Даже форма букв, их взаимное расположение может представлять собой любовные отношения.

Мусульмане также глубоко верят в магическую силу слов. Читая Коран, молясь, каждая речь, произнесенная на арабском языке, имеет особый, мистический смысл.

Ислам возник, когда буддизм и христианство, ряд других религий уже существовали как развитые религиозные системы. Поэтому в исламе можно выделить ряд концепций иудаизма и христианства, которые переосмысливаются арабским сознанием. Вместе с иудаизмом и христианством в исламе — это идея Высшего Начала. Бог есть трансцендентное начало, Он един, никто не способен постичь Его, никто не знает Его истинного имени. Творение мира и человека, акт непослушания первых людей и изгнание их из рая — это повторение библейской истории.

Учение и догматика ислама просты и доступны, нет сложного, развитого ритуала. В исламской религиозной системе ритуал и дисциплина превыше всего.

Источники мусульманского права

Таким образом, Коран и Сунна являются источником знаний о том, какое поведение и какой образ мышления угоден Богу. Изучение сунны является неотъемлемой частью религиозного образования и религиозного обучения. Глубокое знание сунны является критерием авторитета мусульманина.

Наиболее противоречивыми источниками мусульманского права являются Кияс. Кияс — это решение судебных дел по аналогии. По мнению Кияса, правило, закрепленное в Коране, Сунне или Иджме, может быть использовано для дела, которое напрямую не охватывается этими источниками права.

Мусульманское право называется шариатом. В его основу положены, прежде всего, Коран и Сунна, а также другие источники. Это правовые нормы, которые напрямую связаны с богословием ислама. Мусульмане рассматривают правовую систему как откровение единого божественного правопорядка. Шариат приписывается божественное значение. Шариат превратился в строго конфессиональный закон. В качестве источника права шариат допускал существование местных обычаев, не противоречащих принципам и нормам мусульманского права. Соблюдаются правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе. А также народы, которые находились под влиянием мусульман. За соблюдением шариата следили мусульманские богословы.

Направления ислама

Ислам не однороден. Направления ислама включают суннизм, шиизм, суфизм, ваххабизм и другие. Большинство мусульман мира принадлежат к ортодоксальному исламу — суннитам. Они признают суннитов вместе с Кораном святым источником веры.

Суфизм — это мистическо-аскетическое, полумонастическое течение. Она проповедует мистическую любовь к Аллаху, желание приблизиться к Нему. Конечная цель — освободиться от личных черт и слиться с божественной истиной. Движение тарикатов исторически связано с суфизмом.

Ислам и общество. Характеристики духовного мира мусульманина

Каждая религия, в том числе и ислам, несет с собой свою культуру, свой образ жизни и быта, создает определенную духовную атмосферу, в которой, в отличие от других типов личностей, развивается особая, отличная от других личность. Каждая религиозная система обладает способностью извлекать некоторые аспекты из всего многообразия космических контекстов, придавать им сакраментальный смысл и по-своему вводить их в сознание людей. Каждая религиозная культура имеет свои сильные стороны и в то же время лишена того, что присутствует в другой.

Ислам проповедует послушание. Он абсолютизирует его как важнейший, необходимый принцип существования. Недостижимый, непонятный Творец и невмешательство в то, что Он создал, должны, кажется, образовывать пассивную, неинициативную, невольную личность, которая подчиняет все, что происходит в мире, воле Аллаха. В реальной жизни, однако, это не так. Мусульманский мир характеризуется высокой активностью, главным образом политической, быстрой реакцией на все негативные факторы, которые происходят в отношении мусульманского государства, религиозной общины, любой ситуации, в которой оказываются мусульмане. Мусульманин — это решительный, активный, целеустремленный, бесстрашный человек, обладающий развитым чувством достоинства и справедливости и готовый бороться за их восстановление. Исламская религиозная система имеет свое собственное видение того, как должна проявляться истинная вера. Поэтому в его рамках, помимо общих принципов, были разработаны специальные средства и специальный механизм его формирования. На развитие мусульманской духовности повлияли века исламской культуры и традиций. Но, с другой стороны, сами эти культуры и традиции развивались исходя из специфики региона и уровня развития сознания его народа. Поскольку ислам появился намного позже других религий, кажется, что он должен быть более полным и сложным и нести в себе определенный потенциал, которого не было у более ранних религий. Но, похоже, неправильно сравнивать духовные явления, фокусируя внимание на историческом периоде их возникновения в качестве одного из критериев. Несмотря на влияние других религий, которые уже функционировали в развитой форме в то время, ислам имел специфическую направленность на определенный образ жизни, особый тип сознания и менталитета, политическую задачу объединения разрозненных арабских племен.

Благодаря общности морально-этических принципов, заложенных в мировых религиях, личностные типы верующих действительно формируются со значительными различиями.

Заключение

Статья посвящена изучению предмета — ислама. В ходе изучения материалов можно подвести следующие итоги проделанной работы.

Ислам — одна из самых интересных религий в мире. Изучение материала помогает понять многие вещи, которые до сих пор ускользали от внимания. На национальном уровне ислам играет важную роль, поскольку он является вторым наиболее представительным религиозным движением.

Ислам сыграл важную роль в истории и культуре не только арабов, их первых и важнейших последователей, но и всех народов ближневосточного региона, а также иранцев, турок, индийцев, индонезийцев, многих народов Центральной Азии, Кавказа, Поволжья, Балкан и значительной части населения Африки. В результате арабского завоевания и под прямым влиянием ислама сформировались не только судьбы народов, но и их культурные традиции, их идеологический багаж, нормы быта и нравственности, их мифопоэтические и эпические образы и легенды, которые во многом определяют их жизнь и сегодня.

Конечно, страны и народы, покоренные арабами, сохранили и развили собственные доисламские культурные традиции — и тем более в тех странах, куда ислам вторгся мирным путем. Однако в течение веков почти абсолютного правления ислама доисламские традиции либо безвозвратно уходили в прошлое, либо изменялись таким образом, что практически сводились к национальным культурным особенностям. Конечно, эта специфика очень дорога сердцам каждого из народов исламского мира, так как отражает их лицо и придает им свой неповторимый облик. И в этом смысле его нельзя недооценивать, считать чем-то второстепенным. Однако следует подчеркнуть, что в каждом мусульманском народе он пересекается с комплексом общих для всех норм и правил ислама.

Необходимо подчеркнуть, что идея ислама, основанная на предрассудках и определенных стереотипах, сложилась неправильно. В результате возникает объективная потребность в конкретных знаниях об особенностях ислама, его духовности и культуре, социально-психологических характеристиках мусульман. Сегодня публикуется большое количество литературы по исламу. Существует также литература, написанная самими мусульманами, в которой в популярной форме описаны их религия и образ жизни, а также разъяснены требования и социальные нормы, сложившиеся в исламской религиозной системе.

Список литературы

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

история ислама

Ислам – религия, которая является самой молодой в истории человечества, а по числу приверженцев занимает в мире второе место, число приверженцев ислама составляет около двух миллиардов человек.

Мусульмане проживают в ста двадцати пяти странах по всему земному шару, и в двадцати восеми государств мира ислам является официальной государственной религией.

Мусульмане, в большинстве принадлежат к течению суннитов, составляет от 85 до 90% всех последователей ислама, а остальные подразделяются на шиитов и ибадитов.

Ислам и его источники

Посланник Аллаха Пророк Мухаммед ﷺ – проповедник ислама, а основным источником ислама является Священная Книга Коран, а также Сунна Пророка Мухаммеда ﷺ, которая является вторым по значению источником исламского права и вероучения. Сунна – это совокупность хадисов Пророка Мухаммеда ﷺ или преданий, рассказов, в которых сообщается о жизни Посланника Аллаха ﷺ, его изречениях и мудрых высказываниях, о его деяниях. Исламские богослужения совершаются на арабском языке.

Первые мусульмане

Ислам считает первыми мусульманами первых людей на земле Адама и Еву или Хавву. В ряду исламских пророков называют Нуха или Ноя, Ибрахима или Авраама, Давуда или Давида, Мусу или Моисея, Ису или Иисуса, а также ряд других.

Зарождение Ислама

Точный год возникновения ислама определить нельзя: зарождение ислама связывают с городом Меккой в Западной Аравии и началом седьмого века. В этот период истории господствующей религией было язычество, и каждое племя почитало своих богов, идолы которых были установлены в Мекке. На этом отрезке истории началось постепенное разрушение родоплеменного патриархального строя, и общество начинает разделяться на классы, в результате чего должно было появиться нечто, что объединило бы людей духовно.

В этих условиях и возникает Ислам, который является религией авраамической, как иудаизм и христианство, которые также восходят своими корнями к самым древним формам монотеизма, то есть все эти религии объединяет с исламом принципиально единая картина мира, и относится к богооткровенной или ревелятивной традиции.

Осознание монотеизма происходило на самых ранних этапах зарождения ислама, и это было выражено в проповедях, с которыми обращался к своей умме Пророк Мухаммед ﷺ, главной идеей которых была мысль о необходимости очищения единобожия или таухида от тех искажений, которые были внесены многобожниками, христианами и иудеями.

Религиозная и историческая ситуация в Аравии накануне зарождения Ислама

В преддверии возникновения ислама на Аравийском полуострове господствовала ханифия или автохтонный аравийский монотеизм, уходящий своими корнями к пророку Аврааму (Ибрахиму). Современная концепция указывает на наличие в тот период двух относительно независимых монотеистических традиций, которые в итоге объединились в аравийское пророческое движение. В период, когда возник ислам, то есть до момента прихода к пророческой миссии Мухаммеда ﷺ, в Аравии уже действовали несколько авраамических пророков, но именно на Мухаммеда ﷺ была возложена Богом миссия распространения Ислама. Пророка Мухаммед ﷺ существенно отличался от остальных пророков, как с политической, так и с идейной точки зрения, что явилось одной из главных составляющих успеха ислама.

Частично население Аравийского полуострова в этот период времени приняли иудаизм, частично – приняли христианство, а в некоторых государствах, таких, как Йемен и Бахрейн, проповедовали зороастризм. Аравийский полуостров в этот исторический период делили между собой княжество Лахмидов, которое являлось союзником с Ираном, где правили Сасаниды, и княжество Гассанидов, которое являлось вассалом Византии.

Центральная же Аравия осталась свободной после того, как на Мекку совершил поход эфиопский царь, и чудесным образом мекканцам удалось спастись, а армия царя и сам эфиопский царь были уничтожены раскаленными камнями, которые скидывали на них прилетевшие с неба птицы. Данное событие было известно арабскими и мекканскими современниками и описывается в суре Корана "Слон".

Саудовская Аравия в эпоху зарождения Ислама

Саудовская Аравия в эпоху зарождения Ислама

Основатель ислама: пророческая деятельность Мухаммеда ﷺ

Пророк Мухаммед ﷺ, будучи мекканцем по своему происхождению и рождению, выходцем из курайшитов, вел активную деятельность мекканского ханифа: с момента рождения до начала своей пророческой миссии он вел обычную жизнь, позже занимался скотоводством и перегонял караваны. Мухаммад ﷺ принимал активное участие в восстановлении курайшитами общеарабской святыни Каабы.

Когда ему исполнилось сорок лет, в 610 году, Мухаммед ﷺ объявил, что он – расуль, то есть посланник, и наби, то есть пророк Аллаха, Единого Бога. После этого Пророк Мухаммад ﷺ начал проповедовать новую религию ислам в Мекке. Первые аяты Корана были произнесены Пророком Мухаммедом ﷺ в это же время. В его проповедях звучали призывы вернуться к монотеизму, к вере Ибрахима или Авраама, к вере пророков Мусы или Моисея и Исы или Иисуса, произносить молитвы и держать пост, давать милостыню и честно производить торговые сделки. В своих призывах во время проповедей Посланник Всевышнего говорил о необходимости веры в Единого Бога, о том, что верующие должны сплотиться в единое братство и соблюдать простые нормы морали.

По словам Мухаммеда ﷺ, всем народам были посланы пророки, появление которых было связано с тем, что они должны были наставить на истинный путь людей. Одними из главных вопросов, на которые обращал внимание Пророк Мухаммад ﷺ, был вопросы веры (имана) и неверия (куфра), вопросы загробной жизни, Ада и Рая.

Противостояние распространению Ислама

Но мекканская знать не поддержала идеи Мохаммеда ﷺ и встретила его пророческую проповедническую деятельность враждебно. История возникновения Ислама рассказывает о тех тяжелых испытаниях, которые испытывал Пророк Мухаммад ﷺ поначалу, ведь очень немногие люди приняли для себя новую веру с самого начала: только сам Пророк Мухаммад ﷺ и его жена Хадиджа приняли ислам, а также его двоюродный брат Али ибн Абу Талиб, которого он взял на воспитание, в возрасте 9 лет. Также к числу первых мусульман присоединился Абу Бакр, который был богатым купцом, а также еще сорок человек, среди которых были богатые и бедные люди преимущественно в молодом возрасте, которые впоследствии стали первыми сподвижниками Пророка Мухаммада ﷺ.

От преследований соотечественников многобожников Пророк Мухаммед ﷺ вынужден был спасаться бегством в сопровождении своих последователей.

Переселение мусульман

В Ясрибе (Йасрибе) люди питали надежду на то, что появление Пророка Мухаммада ﷺ положит конец войнам и междоусобицам своим справедливым судом. В Медине Пророк ﷺ и его сподвижники оказались практически без средств к существованию, и местные ансары из числа мединских мусульман помогали им.

В Медине Мухаммаду ﷺ удалось сплотить вокруг себя местное население, и в городе была создана первая мусульманская умма или община. Но религиозная борьба (газават) между мединскими мусульманами и многобожниками Мекки продолжалась еще восемь лет.

переселение в Медину (хиджра)

Причина битв Пророка ﷺ

Пророк Мухаммад ﷺ оправдал надежды мединцев и прекратил конфликты, которые происходили внутри, но мекканские многобожники все еще притесняли мусульман из Мекки, и с 623 года начали происходить военные столкновения мединцев и мекканцев. В 624 году произошла битва при Бадре, которая закончилась поражением мекканцев, хотя их количество превышало количество мусульман в три раза. Многие мекканцы были захвачены в плен, Пророк Мухаммад ﷺ предложил, чтобы пленные обучали грамоте детей мединцев в обмен на их свободу.

Позже в 625 году состоялась битва при Ухуде, в которой верх взяли уже мекканцы. Через год войско из Мекки совместно с племенами Аравийского полуострова пришло к городу Медине, чтобы покончить с исламом раз и навсегда. Мекканским многобожникам также помогало иудейское племя в Медине, нарушившее договор с Мухаммедом ﷺ о взаимопомощи и ненападении. Мусульмане, обладавшие армией в четыре раза меньше, но будучи более мудрыми в тактике и стратегии, сумели противостоять мекканцам, которые вынуждены были вернуться домой ни с чем.

Мухаммад ﷺ покорил Мекку в 630 году, уже установив контроль над большей частью Аравии.

Распространение ислама

Всего за 23 года благодаря пророческой деятельности Мухаммеда ﷺ новая вера ислам быстро распространилась на территории Аравийского полуострова.

Существует предание, по которому Пророк Мухаммед ﷺ отправил письмо с призывом принять ислам тогдашним правителям Византии, Персии (Ирана), Эфиопии и Египта. Все, кроме царя Персии, приняли послов благосклонно: иранский же царь письмо разорвал, но вскоре после этого события иранский царь Хосров Парвиз умер.

Пророк Мухаммад ﷺ умер в 632 году, и к этому году почти все племена арабов приняли ислам.

Успех в распространении ислама во многом был обусловлен тем, что учение Мухаммада ﷺ осуждало неравенство между людьми, ростовщичество, несло справедливость и развитие.

Когда же мусульмане в 630 году завоевали Мекку, ислам стал общей религией всех арабов, а сама Мекка стала центром ислама. В период с пятого по седьмой века древние государства Киндитов, Гассанидов и Лахмидов, Пальмира, Саба, Химьяр и Набатея пришли в упадок и распались, и этот процесс способствовал активной исламизации региона.

История развития ислама после смерти Пророка Мухаммеда ﷺ: Праведный халифат

Появление ислама кардинально изменило всю политическую, социальную, экономическую, бытовую жизнь многих народов от Испании до берегов Индонезии.

После кончины Пророка Мухаммада ﷺ образовалось первое мусульманское государство Халифат, в котором власть, как светская, так и духовная, была сосредоточена в руках халифа. Первыми халифами государства были Абу Бакр, а затем Умар, Усман, Али, после них к власти пришла династия Омейядов, а затем их сменила династия Аббасидов. В результате проводимых Халифатом завоевательных войн в течение седьмого и восьмого веков ислам распространился на Среднюю и Переднюю Азию, а также на Северную Африку, Закавказье, Индию, а затем на Балканский полуостров через Турцию.

Правление Абу Бакра ас-Сиддыка

История ислама гласит, что Абу Бакр сделал многое для распространения ислама: успел начать боевые действия против Персии и Византии, которые в то время были самыми могущественными империями. Накануне своей кончины Абу Бакр назначил Умара (Омара) своим преемником.

Правление Умара ибн аль-Хаттаба

Омар (Умар) стал вторым халифом исламского государства, и он, продолжив военные походы на Византию, отвоевав Сирию, а также захватив Египет, Палестину, частично Магриб, который располагался на территории Северной Африки.

При халифе Умаре мусульмане вели военные действия и против династии Сисанидов, правившей в Персидской империи: в битве при Кадисии и Нихавенде он нанесли армии Ирана тяжелые поражения, а вскоре и заняли столицу государства Сисанидов Ктесифон, который находился неподалеку от Багдада. Мусульмане также заняли Армению, Азербайджан, Ирак, Мазендаран, Хузестан и часть Фарса, что составляло основные территории Ирана.

Во время правления Омара были проведены реформы, которые заложили основы мусульманской государственности: был определен порядок налогообложения, установлены законы. На покоренных территориях халиф Омар придерживался политики веротерпимости, христианам и иудеям была предоставлена защита и свободное вероисповедание своей религии.

Праведный Халифат

Расширение Халифата во времена праведных халифов

Правление Усмана ибн Афвана

Следующий халифом избрали Османа (Усмана), в тот период Усман был самым достойным титула халифа человеком, и выбор членов совета был верным и справедливым.

При нем все ключевые посты в государстве занимали его родственники Омеяды, по этой причине в сторону Усмана (Османа) поступало много критики, в результате поднялся бунт, в ходе которого мятежники убили халифа. Осман сделал важный шаг в дальнейшем развитии ислама и создании основ религии – во время его правления был составлен полный канонический текст Священной Книги Коран. До этого момента текст Корана существовал только в памяти хафизов – людей, заучивших текст Священной Книги Коран наизусть в момент, когда появлялся каждый аят, будучи ниспослан Посланнику Аллаха ﷺ еще при жизни Пророка Мухаммада ﷺ. Осман отдал приказ собрать весь Коран и записать его тогда, когда сразу семьдесят хафизов погибло в одном из воинских сражений.

Правление Али ибн Абу Талиба

Следующим халифом стал Али ибн Абу Талиб, который прославился как мужественный, справедливый халиф, который внес огромный вклад в становление ислама и чьи заслуги перед исламом огромны. Во время правления халифа Али была развернута борьба с коррупцией, халиф стремился распределить государственные доходы так, чтобы разрыв между богатыми и бедными гражданами государства сократился максимально.

Четыре первые халифа вошли в историю ислама как Праведные халифы, а государство, во главе которого они стояли, получило название Праведный халифат.

Развитие Халифата

Первые три века существования ислама, когда он зародился и распространился, вошли в историю как золотой период арабской культуры – были сформированы первые мусульманские религиозные школы, сформулированы этические, философские и правовые положения, а также сформированы правила арабского языка, было положено начало таким наукам, как литература, химия, география и медицина.

История ислама продолжилась в феодальном государстве, которое стало преемником Праведного халифата – Омейядском халифате или Дамасском халифате, во главе которого стояла династия Омеядов. Во время существования этого государства исламский мир распространился на Северную Африку, частично Пиренейский полуостров - Андалусию, а также на Табаристан, Синд, Джурджан, Среднюю Азию, Юго-Восточную Азию, включая Малайзию и Индонезию.

Ислам в современном мире играет в жизни верующих большую и важную роль: это не только религиозная идеология, дошедшая со времени возникновения ислама до наших дней, но и идеология, определяющая светскую жизнь мусульман, мерило их гражданского поведения, системы ценностей. Исламская религия, мусульманство оказывает большое влияние на все сферы жизни мусульман.

История исламского мира является отдельным направлением для многих историков и исследователей, охватывая более 14 веков жизни человечества, именно, благодаря мусульманским ученым удалось сохранить научное наследие предыдущих цивилизаций и развить новые направления в науке, культуре и искусстве.

История возникновения и основы вероучения ислама вызывают большой интерес у историков и религиоведов. Одна из самых молодых религий на земле относится одновременно к самым многочисленным. Ее последователи существуют в каждом уголке на планете и ежегодно их количество продолжает увеличиваться. Все больше людей интересуются самим исламом и основами вероучения, чтобы понять, насколько они сочетаемы с мировосприятием современного человека. На самом деле история возникновения данного религиозного течения крайне интересна, ведь ислам сумел завоевать большое количество последователей еще при жизни Пророка, за первые десятилетия существования религии. В нашей статье мы расскажем, какие положения составляют основу вероучения в исламе, а также разберем, как именно возникло это верование среди арабов, проживающих на Аравийском полуострове.

ислам основы вероучения

Аравийский полуостров в начале седьмого века

Прежде чем приступать к изучению основ вероучения ислама, стоит понять, в каких условиях возникла данная религия. Пророк Мухаммад появился на свет на Аравийском полуострове, населенном арабами. Интересно, что к началу седьмого века этот народ не имел единой веры и рядом спокойно уживались язычники, последователи зороастризма, христиане разных направлений и иудеи. Никогда между столь разными вероисповеданиями не возникало распрей и разногласий, ведь главной целью арабов была забота о зарабатывании средств для того, чтобы достойно содержать свои семьи. Стоит отметить, что этот труд был нелегким. Большая часть жителей полуострова жила крайне бедно, хотя и довольно мирно. Доход в основном приносили купцы, которые водили караваны через пустыню и останавливались на отдых в оазисах.

Хочется уточнить, что Аравийский полуостров нельзя воспринимать как единую территорию. Сами арабы делили его на несколько частей. К первой относилась узкая полоса земли, тянущаяся вдоль побережья Красного моря. Здесь кроме каменистых кусков встречается множество оазисов с источниками, ставшими впоследствии главной артерией для небольших городков. В них часто останавливались купцы, чтобы запастись водой и купить фиников.

Большую часть территории Аравийского полуострова занимает пустыня, однако она не является безжизненной, поэтому большое количество людей успешно проживали на этих землях. В пустыне часто выпадали осадки, через определенные промежутки времени встречался растительный покров, а воздух был довольно влажным. В таких условиях племена из поколения в поколение успешно перегоняли верблюдов, чем и зарабатывали себе на жизнь.

Южную часть Аравии мы сегодня знаем под названием Йемен. Здесь были плодородные земли, где росли многочисленные плодовые деревья, а народ не знал нужды в воде и пище.

Однако арабы, проживающие на разных территориях, были крайне разобщены, чему отчасти способствовало и отсутствие единой религии. Но возникновение вероучения ислама полностью изменило ситуацию на Аравийском полуострове.

основы вероучения ислама кратко

Жизнь Пророка

Мухаммад появился на свет в пятьсот семидесятом году в довольно состоятельной семье. О первых годах будущего основателя ислама (основы вероучения мы изложим в следующих разделах статьи) известно немного. Считается, что его детство было счастливым, но в шесть лет мальчик лишился родителей и перешел жить в семью своего деда. После его смерти заботиться о мальчике стал его дядя, воспитывавший Мухаммада как своего сына.

Как только юноша подрос, он начал помогать дяде заниматься торговлей и проявил большой талант к этому делу. В тридцатилетнем возрасте Пророк принял участие в реконструкции Каабы. Эта святыня считается общеарабской, поэтому многие дали деньги на проведение работ. Дядя Мухаммада в этот период испытывал серьезные финансовые затруднения, так как должен был в силу своего высокого положения кормить всех паломников. Чтобы помочь своему родственнику, Пророк взял на воспитание его сына.

Стоит упомянуть, что в двадцать пять лет Мухаммад женился. Его женой стала состоятельная вдова старше его на пятнадцать лет. Эта женщина была самой верной спутницей и последовательницей пророка и родила ему нескольких детей. Деньги жены упрочили финансовое состояние Пророка, позволив ему занять более весомое положение в обществе.

Возникновение ислама

Краткую историю возникновения ислама и основы вероучения сегодня знает практически каждый мусульманин. Если вы спросите любого последователя этой религии, то он назовет вам дату, от которой принято отсчитывать годы победного шествия ислама по планете. За эту точку принимают шестьсот десятый год, когда сорокалетний Пророк получил свое первое откровение от ангела Джабраила.

С этого мгновения жизнь Пророка полностью изменилась, ведь он полностью посвятил себя служению Богу. И до самой своей смерти читал проповеди, стараясь всеми силами увеличить количество последователей новой религии.

основы вероучения буддизма христианства ислама

Первые проповеди Мухаммада

Возникновение ислама и основ мусульманского вероучения – это процессы, которые происходили вовсе не одновременно. Новое религиозное течение появилось в одно мгновение, а вот его главные постулаты были сформированы со временем. О них на протяжении всей жизни говорил Пророк, дабы научить своих последователей основам праведной жизни. В дальнейшем все они были изложены в Коране.

Многие религиоведы отмечают, что основы вероучений буддизма, христианства и ислама очень похожи. И в этом нет ничего удивительного, ведь сам Мухаммад в своих первых проповедях говорил о том, что Бог един. Он утверждал, что Творец уже не единожды посылал к людям своих пророков и сейчас настало время последнего из них. В число посланников Божьих он включал Адама, Ноя, Давида и Соломона. Он призывал своих соплеменников отвернуться от язычества и многобожия, обратившись лицом к истинному Творцу. Нередко Пророк рассказывал о том, что когда-то раньше люди знали обо всех заповедях праведной жизни, но со временем отвернулись от них и разуверились. Однако настала пора вновь вспомнить об истинном Боге, ведь других шансов сделать этого уже не будет.

Именно все эти утверждения в дальнейшем составили основу вероучения ислама. Буддизм и христианство с самого начала своего существования придерживались подобных догматов, что объединяет между собой все перечисленные религиозные верования.

Кратко основы вероучения ислама мы изложим чуть позже, а сейчас поговорим о том, как именно новая религия получила свое название.

Помимо того, что Пророк часто говорил в своих проповедях о самой вере в Бога, он старался охватить в них все стороны жизни будущих правоверных мусульман. Своими словами Мухаммед призывал их быть скромнее, не предаваться чревоугодию, раздавать милостыню нуждающимся и справедливо поступать со всеми. Также он рассказывал и о том, как вести торговые дела, чтобы получать милость Аллаха.

Благодаря этой терминологии, можно понять базовые основы вероучения ислама, к которым мы перейдем чуть позже.

ислам краткая история возникновения и основы вероучения

Становление новой религии

Первые проповеди Мухаммада не пользовались большой популярностью. За несколько лет новую религию приняли только девять человек. Среди них были жена Пророка, его девятилетний племянник и дядя. Эти люди стали самыми преданными последователями ислама, готовыми идти за Мухаммадом в любую точку земного шара.

За последующие годы ряды мусульман пополнили еще сорок человек. Примечательно, что после возникновения ислама основы вероучения одинаково изучали богатые и бедные. Новая религия постепенно стала завоевывать доверие арабов, количество мусульман уверенно росло, и это стало вызывать серьезное беспокойство знати города Мекки. Богатые купцы начали притеснять новоиспеченных последователей ислама, но натолкнулись на яростное сопротивление с их стороны. Все мусульмане искренне верили в своего Пророка и придерживались его проповедей. Это не могло не раздражать мекканскую знать, поэтому было задумано убить Мухаммеда и тем самым избавиться от новой религии. Узнав о коварном замысле, Пророк был вынужден покинуть Мекку вместе со своими последователями и создать новую общину.

Хиджра и введение нового летоисчисления

Небольшой оазис, где и решил остаться Мухаммад, в дальнейшем превратился в процветающий город Медину. Свое название он получил в честь Пророка, но в годы его появления в оазисе он был населен различными племенами, объединенными в общины. Между собой они постоянно враждовали, поэтому на территории поселения нередко вспыхивали настоящие вооруженные конфликты.

Мухаммад организовал свою общину и с огромным удовольствием принимал в нее новых членов. А отбоя от них не было, так как в рядах мусульман не было рабов. Каждый, кто приходил сюда и принимал в свое сердце ислам, становился свободным и равноправным членом общины. Со временем она разрослась до невероятных размеров и стала самой влиятельной в городе.

С этого момента Мухаммад приступил к уничтожению язычников, христиан и иудеев. Еще при своей жизни он сумел взять под контроль большую часть Аравийского полуострова, в том числе и Мекку, в которую он вернулся победителем.

Через двадцать два года после возникновения новой религии ее приняли все племена на полуострове. Именно в этот год Пророк покинул наш мир, оставив после себя большое количество последователей, которые продолжили дело своего учителя, неся основные догматы и основы вероучения ислама по всему миру.

основные догматы и основы вероучения ислама

Несколько простых слов об исламе

Подводя итоги, хочется сказать, что ислам был образован абсолютно бескорыстными людьми. Они не преследовали никаких материальных целей и слепо верили в идеалы, о которых говорил их учитель.

Однако, как утверждают историки, ничего нового Мухаммад не предложил. Он всего лишь сумел отвернуть людей от язычества, предоставив им альтернативу в виде монотеистической религии. При этом он разработал целый ряд предписаний, которые регламентируют все стороны жизни мусульманина. Так как все они были очень подробными, то практически лишали новообращенного риска совершить ошибку. Он всегда мог сопоставить свои действия с правилами и убедиться в том, что не отступает от основ вероучения ислама.

Кратко можно сказать, что каждый человек, принявший новую религию, менял не просто веру, но и судьбу.

какие положения составляют основу вероучения в исламе

Возникновение ислама и основы мусульманского вероучения (кратко)

Все догматы ислама очень доступным языком изложены в Коране. Эта книга является священной для мусульман, ведь считается, что ее текст был передан Пророку самим Всевышним. Каждый последователь ислама верит в то, что Коран не был создан человеком. Его тексты собрали воедино уже после смерти Мухаммада, но до этого он получил их от Божьего ангела и цитировал по памяти. Священная книга поделена на сто четырнадцать глав, которые предлагается ежедневно читать каждому правоверному.

Вторым по важности источником вероучения считается Сунна. В этой книге описана вся жизнь Пророка и его изречения, а также этапы становления религии. Здесь изложены основные догмы ислама, по которым можно проникнуться его сутью. Интересно, что ислам признает священными и книги других религиозных культов. К примеру, к такой категории относятся Евангелие и Тора.

возникновение ислама основы мусульманского вероучения кратко

  • чтение основного положения;
  • ежедневная пятикратная молитва, которую можно произносить только после тщательного омовения;
  • подаяние, раздающееся всем нуждающимся, призванное очистить от грехов;
  • пост в Рамадан (воздержание от пищи и воды до заката);
  • хадж (каждый мусульманин должен совершить паломничество в храм Кааба и другие святые места).

Не стоит забывать и о шариате. Этот свод законов регламентирует поведение каждого правоверного. Если описывать шариат кратко, то можно сказать, что он включает в себя моральные, правовые и культурные нормы. Стоит отметить, что в разных течениях ислама допускаются некоторые расхождения в трактовке этих норм. Но в целом это не противоречит принятым религиозным нормам.

Особое значение в исламском культе занимают праздники и богослужения. Большая часть религиозных праздников имеют свою историю, а потому их смысл понятен даже малышам. Мечети, в которых проводятся молитвы, считаются центром духовной жизни общины. При них организовываются школы, совершаются обряды и производятся пожертвования.

В заключение хотелось бы сказать, что на сегодняшний момент ислам объединяет более полутора миллиардов человек и занимает по количеству последователей второе место в мире среди других религиозных течений.

Ислам - это одна из мировых религий. Другое определение - мусульманство. Два разных названия имеют одинаковый смысл - “предание себя единому Богу”. Количество тех, кто исповедуют эту религию, насчитывает около миллиарда человек в мире, и постоянно увеличивается. Чем она привлекательна для этих людей? Каковы мотивы тех, кто становится ее последователем?

  • История возникновения
  • Распространение религии
  • Основные положения ислама
  • Исламские государства
  • Особенности ислама
  • Влияние ислама на культуру

История возникновения

Религия зародилась на Аравийском полуострове в VII веке. Мухаммед - основатель ислама, родился в Мекке. Этот город находился на пересечении торговых путей, был центром торговли и религии. Именно в этом месте находились главное для аравийцев святилище - Кааба и идолы, которых почитали многочисленные племена арабов.

Рис. 1. Первая страница священного Писания мусульман

Рис. 1. Первая страница священного Писания мусульман Мухаммед имел незнатное происхождение. Известна дата рождения будущего пророка - 570 год. С ранних лет он отправлялся в торговые караванные походы, много чего повидал и узнал. Сколько испытаний прошел - неизвестно.

Важно! В одном из таких путешествий с ним и произошло чудо: ангел в облике человека объявил его посланником Аллаха. Так Мухаммед стал проводником слова Божьего. Он настаивал на том, что откровения, вложенные в его уста, есть мысли Всевышнего.

Распространение религии

Естественно, что откровения Мухаммеда вызвали неоднозначную реакцию и число сторонников поначалу было немногочисленно. Но постепенно их число растет. А когда пророк переселился в Йасриб, где примерил два враждовавших между собой племени, его авторитет резко возрос. Город получил название Мадинат ан-наби или город Пророка. Так появилась столица мусульманского мира - Медина. А дата переселения Мухаммеда из Мекки положила начало летоисчислению. Через 8 лет языческая Мекка стала мусульманской, а вскоре ислам утвердился среди большинства арабских племен.

Рис. 2. Мавзолей-мечеть Тадж-Махал. Индия

Основные положения ислама

  • Бог - един.
  • Вера в ангелов: слуг Бога.
  • Вера в Писания.
  • Вера в пророков и посланников.
  • Вера в Судный день.
  • Вера в предопределение.
  • Шахада - свидетельство о двух главных истинах: “Свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаха, а Мухаммед - посланник его”. Достаточно произнести в присутствии двух мусульман эту фразу, и можно считать себя представителям ислама.
  • Ежедневная молитва - намаз: 5 обязательных и любое количество добровольных, обязательное очищение перед ними, читаются на арабском языке.
  • Очистительная милостыня - своеобразная форма налога в пользу неимущих.
  • Традиционный пост в месяц рамадан.
  • Паломничество в города Мекку и Медину.

Важно! После смерти Мухаммеда возникла Сунна - жизнеописание пророка, созданное исламскими богословами.

Исламские государства

В VII веке близлежащие страны познакомились с арабами: начинается эпоха их завоеваний. Результат - образование государства, просуществовавшего почти четыреста лет. Глава государства - халиф. Государство получает название Арабский халифат.

Рис. 4. Мусульманки в хиджабе и никабе Новый взлет славы и могущества мусульманский мир достигает в период существования Османской империи. Появление этого государства связано с завоеваниями турок-османов. Они установили контроль над Северной Африкой, Ближним Востоком и Балканами. Империя просуществовала с XV по XIX век.

Важно! В современном мире государства, народы, которых исповедуют ислам, распространены в Азиатском регионе, в Африке и на Ближнем Востоке. Растет их число и в Европе.

Собрала для вас похожие темы рефератов, посмотрите, почитайте:

Введение

Коран — самая важная священная книга для мусульман, как Пятикнижие Моисея для иудеев, Евангелие для христиан. Этика ислама довольно элементарна. Это предписано быть справедливым, платить за добро, платить за зло, быть щедрым, помогать бедным и т.д. В отличие от христианства, в исламе нет незаменимых моральных правил.

Происхождение, вероисповедание и культовые характеристики

Ислам — самая молодая религия в мире. Он появился в Аравии в VII веке. Однако мусульмане считают, что их вера существовала намного раньше и является основой как иудаизма, так и христианства.

  • признание единого Бога, Аллаха и Мухаммада, Его посланника;
  • Обязательная молитва (салат);
  • Пост (хм ура);
  • Налог для бедных (Закат) — благотворительность;
  • Паломничество в святой город Мекка (хадж);
  • к которому прилагается наставление о священной войне веры (джихад).

Только тот, кто, согласно мусульманской вере, воспринимает существование Аллаха в своем сердце, может стать последователем ислама. Имеет личный опыт познания Аллаха. Кто чувствует полную открытость — в мыслях, в поступках перед Богом. Кто определил главную цель жизни через служение Аллаху.

Исламская традиция давно выработала отрицательное отношение к эстетической форме сознания у мусульман. Запреты на различные виды искусства были необходимы с исламской точки зрения для развития глубокой веры среди мусульман. Отказ от художественного восприятия мира также рассматривался как способ преодоления страстей. Кроме того, ислам пытался создать у каждого мусульманина ощущение покорности Богу. Человек должен знать свое место, понимать, что его способности и таланты ни в чем не равны его собственным, и поэтому не должен стремиться к созданию чего-то нового. Но поскольку, несмотря на все запреты, человек не может полностью отказаться от искусства творения, эта естественная потребность человека воплощается в определенных областях искусства. В мусульманском мире великих высот декоративная живопись достигла своего апогея. Коран содержит примеры высокоразвитого художественного и творческого мышления. Арабская каллиграфия была специально разработана. Эти направления эмоционально-художественного осмысления мира были также глубокими экспонатами мусульманской философии: совершенство, гармония и красота небесного мира и стремление к нему; твердость и окаменение в сочетании с идеей абсолютной изменчивости, неуверенностью во всем реальном, непреложностью единственного социального идеала. Ислам не имеет представления о будущем, новом, как о лучшем. Все хорошее лежит в прошлом. Поэтому искусство призвано выражать социальную однозначность и постоянство.

Через каллиграфию мусульмане старались выразить свой самый интимный опыт, чувственность. Таким образом, письмо сравнивается с объектами красоты и эмоционального притяжения. Почерк, который можно пережить как радость и удовольствие, имеет большое значение. Даже форма букв, их взаимное расположение может представлять собой любовные отношения.

Мусульмане также глубоко верят в магическую силу слов. Читая Коран, молясь, каждая речь, произнесенная на арабском языке, имеет особый, мистический смысл.

Ислам возник, когда буддизм и христианство, ряд других религий уже существовали как развитые религиозные системы. Поэтому в исламе можно выделить ряд концепций иудаизма и христианства, которые переосмысливаются арабским сознанием. Вместе с иудаизмом и христианством в исламе — это идея Высшего Начала. Бог есть трансцендентное начало, Он един, никто не способен постичь Его, никто не знает Его истинного имени. Творение мира и человека, акт непослушания первых людей и изгнание их из рая — это повторение библейской истории.

Учение и догматика ислама просты и доступны, нет сложного, развитого ритуала. В исламской религиозной системе ритуал и дисциплина превыше всего.

Источники мусульманского права

Таким образом, Коран и Сунна являются источником знаний о том, какое поведение и какой образ мышления угоден Богу. Изучение сунны является неотъемлемой частью религиозного образования и религиозного обучения. Глубокое знание сунны является критерием авторитета мусульманина.

Наиболее противоречивыми источниками мусульманского права являются Кияс. Кияс — это решение судебных дел по аналогии. По мнению Кияса, правило, закрепленное в Коране, Сунне или Иджме, может быть использовано для дела, которое напрямую не охватывается этими источниками права.

Мусульманское право называется шариатом. В его основу положены, прежде всего, Коран и Сунна, а также другие источники. Это правовые нормы, которые напрямую связаны с богословием ислама. Мусульмане рассматривают правовую систему как откровение единого божественного правопорядка. Шариат приписывается божественное значение. Шариат превратился в строго конфессиональный закон. В качестве источника права шариат допускал существование местных обычаев, не противоречащих принципам и нормам мусульманского права. Соблюдаются правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе. А также народы, которые находились под влиянием мусульман. За соблюдением шариата следили мусульманские богословы.

Направления ислама

Ислам не однороден. Направления ислама включают суннизм, шиизм, суфизм, ваххабизм и другие. Большинство мусульман мира принадлежат к ортодоксальному исламу — суннитам. Они признают суннитов вместе с Кораном святым источником веры.

Суфизм — это мистическо-аскетическое, полумонастическое течение. Она проповедует мистическую любовь к Аллаху, желание приблизиться к Нему. Конечная цель — освободиться от личных черт и слиться с божественной истиной. Движение тарикатов исторически связано с суфизмом.

Ислам и общество. Характеристики духовного мира мусульманина

Каждая религия, в том числе и ислам, несет с собой свою культуру, свой образ жизни и быта, создает определенную духовную атмосферу, в которой, в отличие от других типов личностей, развивается особая, отличная от других личность. Каждая религиозная система обладает способностью извлекать некоторые аспекты из всего многообразия космических контекстов, придавать им сакраментальный смысл и по-своему вводить их в сознание людей. Каждая религиозная культура имеет свои сильные стороны и в то же время лишена того, что присутствует в другой.

Ислам проповедует послушание. Он абсолютизирует его как важнейший, необходимый принцип существования. Недостижимый, непонятный Творец и невмешательство в то, что Он создал, должны, кажется, образовывать пассивную, неинициативную, невольную личность, которая подчиняет все, что происходит в мире, воле Аллаха. В реальной жизни, однако, это не так. Мусульманский мир характеризуется высокой активностью, главным образом политической, быстрой реакцией на все негативные факторы, которые происходят в отношении мусульманского государства, религиозной общины, любой ситуации, в которой оказываются мусульмане. Мусульманин — это решительный, активный, целеустремленный, бесстрашный человек, обладающий развитым чувством достоинства и справедливости и готовый бороться за их восстановление. Исламская религиозная система имеет свое собственное видение того, как должна проявляться истинная вера. Поэтому в его рамках, помимо общих принципов, были разработаны специальные средства и специальный механизм его формирования. На развитие мусульманской духовности повлияли века исламской культуры и традиций. Но, с другой стороны, сами эти культуры и традиции развивались исходя из специфики региона и уровня развития сознания его народа. Поскольку ислам появился намного позже других религий, кажется, что он должен быть более полным и сложным и нести в себе определенный потенциал, которого не было у более ранних религий. Но, похоже, неправильно сравнивать духовные явления, фокусируя внимание на историческом периоде их возникновения в качестве одного из критериев. Несмотря на влияние других религий, которые уже функционировали в развитой форме в то время, ислам имел специфическую направленность на определенный образ жизни, особый тип сознания и менталитета, политическую задачу объединения разрозненных арабских племен.

Благодаря общности морально-этических принципов, заложенных в мировых религиях, личностные типы верующих действительно формируются со значительными различиями.

Заключение

Статья посвящена изучению предмета — ислама. В ходе изучения материалов можно подвести следующие итоги проделанной работы.

Ислам — одна из самых интересных религий в мире. Изучение материала помогает понять многие вещи, которые до сих пор ускользали от внимания. На национальном уровне ислам играет важную роль, поскольку он является вторым наиболее представительным религиозным движением.

Ислам сыграл важную роль в истории и культуре не только арабов, их первых и важнейших последователей, но и всех народов ближневосточного региона, а также иранцев, турок, индийцев, индонезийцев, многих народов Центральной Азии, Кавказа, Поволжья, Балкан и значительной части населения Африки. В результате арабского завоевания и под прямым влиянием ислама сформировались не только судьбы народов, но и их культурные традиции, их идеологический багаж, нормы быта и нравственности, их мифопоэтические и эпические образы и легенды, которые во многом определяют их жизнь и сегодня.

Конечно, страны и народы, покоренные арабами, сохранили и развили собственные доисламские культурные традиции — и тем более в тех странах, куда ислам вторгся мирным путем. Однако в течение веков почти абсолютного правления ислама доисламские традиции либо безвозвратно уходили в прошлое, либо изменялись таким образом, что практически сводились к национальным культурным особенностям. Конечно, эта специфика очень дорога сердцам каждого из народов исламского мира, так как отражает их лицо и придает им свой неповторимый облик. И в этом смысле его нельзя недооценивать, считать чем-то второстепенным. Однако следует подчеркнуть, что в каждом мусульманском народе он пересекается с комплексом общих для всех норм и правил ислама.

Необходимо подчеркнуть, что идея ислама, основанная на предрассудках и определенных стереотипах, сложилась неправильно. В результате возникает объективная потребность в конкретных знаниях об особенностях ислама, его духовности и культуре, социально-психологических характеристиках мусульман. Сегодня публикуется большое количество литературы по исламу. Существует также литература, написанная самими мусульманами, в которой в популярной форме описаны их религия и образ жизни, а также разъяснены требования и социальные нормы, сложившиеся в исламской религиозной системе.

Список литературы

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: