Доклад восприятие запоминание и обработка информации человеком

Обновлено: 02.07.2024

Первой ступенью обработки любой информации, поступающей в мозг по тем или иным сенсо́рным каналам, является ее узнавание. Узнавание – это процесс сличе́ния новых данных с уже имеющимися в памяти, воспроизведения похожих сведений и их обработка. Например, один раз увидев предмет (допустим, кухонный стол), в следующий раз при виде какой-либо его разновидности (письменный или журнальный), вы будете твердо знать, что это именно стол, а не какой-либо другой предмет.

Процесс узнавания – вот основополагающий процесс, на котором строится весь механизм запоминания вещей, событий, действий. Кроме того, большую роль в запоминании играет ваше восприятие полученной информации. Чем выше ваш интерес к предмету, чем ярче впечатления от него, тем скорее и надежнее он вам запомнится.

В произвольном запоминании, таким образом, главными движущими силами являются интерес к предмету, мотивация к его изучению и запоминанию, интеллектуальная работа с новой информацией (осмысле́ние увиденного, услышанного или прочитанного).

Как уже говорилось, лучше всего запоминаются важные для человека события и факты, а также та информация, которая имеет яркую эмоциональную окраску. Нейтральная информация, не вызывающая эмоционального отклика (параграф из школьного учебника, материал для доклада) требует нескольких повторений для запоминания. Причем здесь действует следующее правило: вы́ученное в первую очередь запоминается лучше. После определенного объема материала вся поступающая свежая информация запоминается только после ее осмысления и осознания.

3.2. Виды памяти: можно ли развить их все?

О произвольной и непроизвольной, а также кратковременной и долговременной памяти мы уже говорили. Поговорим теперь о тех видах памяти, которые зависят от вида поступающей информации и способности ее воспринимать. Существует слуховая, зрительная, вкусовая, такти́льная, эмоциональная память. По названиям нетрудно догадаться, что эти виды памяти отвечают за усвоение информации, поступающей по тому или иному сенсо́рному каналу.

Есть еще процеду́рная память (запоминание проделанных действий и алгоритмов работы), о́бразная (осмысление поступающей информации через созданные в воображении образы и смысловые связи), словесно-логическая или семанти́ческая (запоминание определенных фактов, полученных в процессе учебы знаний, накопленного жизненного опыта).

Почти у каждого человека один из видов памяти развит лучше остальных, у кого-то таких видов несколько, но все равно есть более сильные и более слабые. Можно ли одинаково хорошо развить все виды памяти? Скорее всего, это будет трудная и бесплодная попытка, которая закончится неудачей и разочарованием в тренировке памяти в целом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Раздел 1. Восприятие , обработка и хранение информации человеком

1.1 Определение восприятия, обработки, хранения информации

Список использованных источников и литературы

Введение

Информация - есть совокупность сведений, воспринимаемыми людьми, животными или техническими устройствами в виде факторов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия независимо от формы их представления. В основном выделяются три концепции информации.

Третья концепция основана на логико-семантическом подходе. (Семантика - раздел лингвистики, изучающий смысловое значение единиц языка) Смысл этой теории в том, что само понятие информации означает, что это – фактическая, полезная часть сведений, использующаяся для активного действия, для самоуправления. Представитель данной концепции - В.Г. Афанасьев.

В настоящее время термин информация имеет глубокий и разносторонний смысл. Есть множество определений, множество понятий об информации, но при этом академик Н.Н. Моисеев считал, что даже в силу широты этого понятия нет и не может быть строгого и достаточно универсального определения информации.

Все процессы связаны с информацией и распространяются не только на деятельность человека, но и на жизни животных и работу техники. Разные животные общаются и передают информацию между собой с помощью звуковых сигналов. Тот же самый компьютер, он получает, обрабатывает информацию и выдает ее нам. Все перечисленное можно назвать информационным процессом.

Информационный процесс - процесс получения, создания, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и использования информации.

Восприятие - это процесс познания сложных вещей и явлений, существующих в мире, их представления в сознании человека в виде образов. Образ восприятия представляет собой совокупность ощущений, которые получает человек при восприятии того или иного, целостного предмета или явления. В образе отдельные, входящие в него ощущения закономерным образом связаны так, что изменение одного из этих ощущений влияет на другие ощущения и образ в целом.

Ощущения, входящие в состав образа, обычно воспринимаются не как отдельные ощущения, а как свойства, присущие воспринимаемым предметам или явлениям - тем, к которым данный образ относится. Если отдельные ощущения, не связанные в образ, мы как бы помещаем внутри нас и не относим к каким-либо реально существующим предметам или явлениям, то ощущения, входящие в состав образа, всегда локализуются вне нас, в окружающем нас мире, в существующих в нём вещах и явлениях, т.е. имеют предметную отнесенность. Кроме того, образ восприятия как целое обладает набором характерных для него специфических свойств, отсутствующих у отдельных ощущений.

Основные виды восприятия человека - это зрение и слух, поэтому большинство образов, которыми пользуются люди, являются зрительные или слуховые. Кроме того, иногда говорят о тактильном и осязательном восприятии, имея ввиду образы, возникшие в результате воздействия предметов на кожу человека; о вкусовом и обонятельном восприятии. Понимая под ним, соответственно, совокупности вкусовых и обонятельных ощущений, порождаемых воздействием химических свойств, предметов и явлений. Таково деление восприятия на виды по органам чувств. В нём также можно выделить виды восприятия в пределах одного и того же органа чувств. Так, например, выделяют и отдельно рассматривают зрительное и слуховое восприятие движений, пространства, времени и человека человеком. Восприятие может быть совершенно разным по своим свойствам, виду и индивидуальным характеристикам человека. Всё это выполняется благодаря помощи органам чувств человека, которыми он наделён от природы.

Обработка информации - совокупность операций сбора, накопления, ввода, вывода, приема, передачи, записи, хранения. Также это процесс получения новой информации на базе уже имеющейся. Этот процесс может происходить формально, по заданному алгоритму. Либо создается новая система действий.

Информация распространяется не только в пространстве, но и во времени. Наскальные рисунки, древние рукописи, книги, все это - источники информации из глубины времен. Так мы храним нашу историю и находим новую информацию о ней.

Чтобы использовать информацию в дальнейшем, пользуются внешние носители - записные книжки, картины, фото, магнитные записи. Все эти носители хранятся в своих хранилищах, например, книги - в библиотеках, картины - в музеях, документы – в архивах и т. д. Также наша техника дала нам возможность хранить информацию в более компактном варианте - электронные, магнитные и оптические носители.

Заключение:

Информационный процесс состоит из трех частей: сбор, обработка и хранение информации. На протяжении всей жизни человек собирает информацию с целью познания чего-то нового. Процесс обработки информации не всегда связан с получением каких-то новых сведений. Человечество способно хранить и передавать информацию от поколения к поколению. На протяжении всей нашей жизни будет накапливаться история, традиции и обычаи.


Процесс принятия решения потребителем о покупке можно рас­сматривать как информационный процесс, т.е. как процесс обработ­ки потребителем информации (стимулов). Покупка — результат про­цесса обработки информации. В стремлении управлять решением о Покупке потребителя маркетер адресует потребителю маркетинговые стимулы — комплекс
Обработка информации (information processing)— это процесс получения стимулов, их интерпретации ( трансформации в инфор­мацию), хранения и использования.

Покупка и решения о потреблении

Обработка информации для принятия решения потребителем

Восприятие (perception)— процесс отбора, организации и интер­претации стимулов (в том числе маркетинговых); начальная часть про­цесса обработки информации потребителем. В психологии воспри­ятие — целостное отражение объектов при их воздействии на органы чувств. Восприятие — это критически значимая деятельность, связы­вающая индивидуального потребителя с группой, ситуацией и влияни­ем маркетера. Маркетинговые коммуникации должны строиться на основе знания механизмов восприятия и обработки информации по­тенциальными потребителями. Ошибки маркетеров в использовании механизмов восприятия ведут к избыточным затратам — на рекламу, которую не смотрят, на прямую рассылку, которую выбрасывают не глядя, на презентации продуктов, которые не покупают.

Наиболее традиционной сферой интереса к обработке информа­ции потребителем является реклама. Однако эта модель актуальна для всех коммуникаций. Персональные продажи, продвижение про­даж и паблик рилейшнз — не менее значимые сферы использования модели обработки информации целевыми группами.

Процесс обработки информации для принятия потребительского решения включает четыре основных этапа: экспозиция, внимание, интерпретация и память. Первые три этапа вместе составляют про­цесс восприятия.

Экспозиция (exposure) — ситуация доступности индивидуума стимулу, при которой существует возможность активирования одного или более его органов чувств. Интересно, что в американской терминоло­гии экспозиция предполагает представленность потребителя стимулу, а не наоборот, т.е. потребитель представлен (экспонирован) рекламе, а не реклама представлена потребителю. Экспозиция имеет место, на­пример, когда продукт или реклама появляется в сфере сенсорных воспринимающих нервов — зрения, слуха, осязания, обоняния, слуха.

Внимание (attention) возникает, когда стимулы активируют один или более рецепторов сенсорных нервов и возникшее ощущение пе­редается в мозг для обработки. Внимание означает размещение вхо­дящих стимулов в операционно-ресурсной среде когнитивной систе­мы человека.

Память (memory) служит хранилищем информации. Она обеспе­чивает краткосрочное использование значений ощущений (инфор­мации) для немедленного принятия решений или более долгосроч­ное удержание значений ощущений (информации).

Поток информационных процессов — от экспозиции к памяти — Линейный. Сигнал должен пройти несколько этапов до того, как он достигнет памяти. Соответственно эффективность коммуникации зависит от ее способности сохраняться и проходить все этапы процесса информационной обработки.

212 Глава 7. Восприятие

Нередко информационные процессы (экспозиция, внимание, интерпретация, запоминание) возникают практически одновременно и явно интерактивны. Это значит, наша память влияет на информа­цию, которой мы представлены и заняты, и на нашу интерпретацию этой информации. В то же время память формируется информацией, которую она получает.

Как восприятие, так и память чрезвычайно селективны. Из всей массы доступной информации индивидуум может быть экспонирован, или представлен, только ог­раниченному количеству информации. Из всей информации, кото­рой индивидуум представлен, только относительно небольшая часть занимает индивидуума (т.е. привлекает его внимание) и проходит к центральной обрабатывающей части мозга для интерпретации. Толь­ко часть интерпретированной информации сохраняется в памяти. В силу селективности процесса обработки информации часть интер­претированной информации не будет доступна для активной памяти, когда индивидууму нужно принять решение о покупке. Очевидно, что коммуникатируя с потребителем, маркетер должен решать про­блемы управления процессом обработки информации потребителем. Рассмотрим подробнее стадии процесса восприятия и возможности его оптимизации коммуникатором.

Индивидуум обычно представлен очень малой части стимулов из числа доступных. Человек смотрит только одну телевизионную программу в момент времени, читает один журнал, га­зету или книгу. Что же определяет — какому конкретному стимулу индивидуум будет экспонирован? Является ли экспонирование слу­чайным процессом или целенаправленным?

Свидетельством активной, самоизбирательной сущности экспо­нирования является переключение каналов телевизора при появле­нии рекламы на экране. Изобретение дистанционно-управляемого телеприемника и видеомагнитофона позволило большинству потре­бителей с таким оборудованием активно избегать рекламы.

Выбор вариантов экспонирования направляется потребностью в Информации, полезной индивидууму в достижении целей. Эти цели могут быть немедленными/срочными или долгосрочными. Немед­ленной целью может быть поиск стимула, таких как телепрограмм для развлечения, рекламы для помощи в покупочном решении или комплимента для улучшения нашей самоконцепции. Долгосрочны­ми целями могут быть изучение дисциплины в надежде сдать будущий экзамен, обретение специальности и статуса лучшего марке­тинг-менеджера, или все три вместе взятые. Цели индивидуума и типы информации, необходимой для достижения этих целей, явля­ется функцией существующего и желаемого жизненного стиля индивидуума, а также таких краткосрочных мотивов , как голод или любопытство.

Экспонирование большому количеству стимулов происходит на более или менее случайной основе в течение нашей повседневной деятельности. Например, передвигаясь по улице, мы видим рекламные щиты, которые не искали целенаправленно.

Для активации сенсорных рецепторов стимул должен иметь оп­ределенный уровень интенсивности . Будучи представленными сти­мулу достаточной силы, сенсорные рецепторы активируются и коди­рованная информация передается по нервным тканям к мозгу. Эта активация называется ощущением. Появление ощущения связано с тремя пороговыми значениями интенсивности стимулов:

нижним, или абсолютным, порогом. Это минимум стимульной энергии или интенсивности, необходимой для возникновения ощущения;

верхним порогом. Это точка, в которой дополнительный рост интенсивности стимула не оказывает влияния на ощущение;

порог различия — минимальное изменение в интенсивности стимула, замечаемое индивидуумом.

Практика маркетинга нередко требует оценить, какие стимульные различия будут восприняты потребителем. Например, какой должна быть скидка с цены для того, чтобы потребители оценили ее как значимую. Или каким должно быть различие между старой и но­вой версией продукта, чтобы оно было замечено потребителем. По­роговое различие необходимо для генерирования восприятия изме­нения. Закон Вебера связывает величину изменения (дельта I) с начальной величиной значения стимула (I):

I— константа, различная для органов чувств.

Так, например, известно, что скидка , способная привлечь к рас­продаже, составляет 15%. Это значит, что для продукта начальной стоимостью 100 долл. потребитель воспримет как минимально зна­чимое снижение цены на 15 долл.

Селективность, или избирательность, имеет большое значение для маркетинга и коммуникаций с потребителями.

Поскольку одновременная обработка всех доступных стимулов невозможна, когнитивная система осуществляет постоянный мони ­торинг сенсорных сигналов, выбирая некоторые из них для дальней­шей обработки. Такое отслеживание возникает на предсознательном уровне и представляет собой обработку на стадии предвнимания. Стимулы, прошедшие процесс отслеживания, поступают на вторую стадию модели процесса информационной обработки — внимание. Внимание определяется как представление стимулу процессинговых ресурсов индивидуума.

Признавая реальность селективности внимания, важно знать — какие факторы влияют на размещение потребителем этого ограни­ченного ресурса. Факторы, определяющие внимание, можно разде­лить на три группы: стимульные, индивидуальные (персональные) и ситуационные.

Похожие страницы:

Модель обработки информации при возмещении налога на добавленную стоимость

. информацию в виде, наиболее удобном для восприятия человеком. Общие задачи обработки данных . обработки экономической информации выполняется в удобном для восприятия пользователем режиме. Как технологический процесс обработки экономической информации .

Нейроподобные растущие сети новая технология обработки информации

. информационной технологии были проанализированы технологии обработки информации в семантических сетях, растущих пирамидальных сетях . зоны, позволяют на соответствующие условия (восприятие информации) вырабатывать управляющие воздействия во внешний .

Анализ технологических процессов обработки информации

. получения результатов обработки в форме, удобной для восприятия Технологический процесс обработки информации - . совокупность взаимосвязанных ручных и машинных операций по обработке информации .

Методы сбора и обработки информации в системе управления на примере ФГУЗ Центр гигиены и эпидем

. взаимодействующих людей: ее функции заключаются в восприятии определенных проблем организации (входов) и . сбора и обработки информации разбивается на несколько этапов (методов обработки информации): первоначальные сбор и обработка информации из внешних .

Методы получения и обработки информации о ситуации принятия управленческого решения

. связана с периодичностью получения информации, своевременность информации определяет выбор средств обработки информации, а оперативность - выбор . Информационный потенциал менеджера должен обеспечить восприятие всех видов информационных потоков, чтобы .

Реферат по теме

Министерство образования и науки Пермского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

РЕФЕРАТ

Понятие информации.

Восприятие информации. Свойства информации.

Предмет: Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Ф.И.О.

Группа

Дата

Подпись

Обучающийся

Щеколдина П.С.

Руководитель

Жуланова Ю.М.

Человек получает информацию о внешнем мире с помощью своих органов чувств. Практически около 90% информации человек получает при помощи органов зрения, примерно 9% - при помощи органов слуха, и только 1% при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания). Следует отметить, что органы чувств человека получили название анализаторов, поскольку именно через эти органы информация попадает в головной мозг. А вот, например, для лисы, собаки и многих других животных основная информация та, которая поступает через нос. У них хорошо развито обоняние. Для летучих мышей главная информация - звуковая, они воспринимают ее своими большими, чуткими ушами.

Компьютер, помогающий человеку хранить и обрабатывать информацию, приспособлен в первую очередь для обработки текстовой, числовой, графической информации.

В связи с этим цель работы - изучить понятие, восприятие информации и ее свойства. Для достижения этой цели нужно достичь следующих задач:

1) рассмотреть и изучить литературу, соответствующую теме работы;

2) дать понятие информации;

3) изучить восприятие информации;

4) рассмотреть свойства информации.

1. Понятие информации

Информация - это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается различный смысл в технике, науке и в житейских ситуациях.

Информация - сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.

2. Восприятие информации

Теперь нужно изучить восприятие информации. Жизнь современного человека трудно представить без информации. Средства массовой информации буквально изобилуют всевозможными событиями, которые могут заинтересовать личность. На сегодняшний день нет недостатка информации в какой – либо области; напротив, наблюдается ее переизбыток. Люди часто путаются в одних и тех же понятиях, поскольку информация об одном и том же предмете может быть противоречивой. Поэтому, чтобы разобраться в сложном вопросе, иногда приходится изучить кучу различных позиций.

Восприятие – это процесс отражения в сознании личности явлений и предметов в сумме их свойств, состояний, компонентов. Данный процесс тесно связан с органами чувств, поскольку мы получаем любую информацию посредством участия зрительных, слуховых и иных ощущений.

Процесс восприятия информации представляет собой высокоорганизованную внутреннюю работу, в которой участвуют все психические процессы: внимание, воображение, память, мышление. Для того, чтобы поступающая в мозг информация лучше усваивалась, ее необходимо осознавать или осмысливать. Восприятие как раз и выполняет функцию своеобразного проводника между новой информацией и ее осознанием.

Восприятие информации человеком происходит на нескольких уровнях. Все они, так или иначе, затрагивают органы чувств и связаны с познавательными процессами.

Под каналами восприятия понимают преобладающую направленность в сторону одного органа чувств, которая обеспечивает лучшее усвоение поступающей информации. Стоит учесть тот фактор, что у каждого человека доминирует своя индивидуальная направленность. Кому–то для усвоения достаточно один раз прочитать материал, другому необходимо прослушать лектора на эту же тему и т.д.

· Аудиальный канал. Направлен на усвоение информации путем концентрации преимущественно на слуховых образах. Если преобладает данный канал восприятия, у человека отмечается высокая способность к запоминанию через прослушивание нужного материала. Студенты, у которых доминирует аудиальный канал, прекрасно усваивают предложенную информацию во время лекции и могут дома ничего не учить – все и так легко улеглось в голове, так что не осталось лишних вопросов! Если возникают сложные моменты, материал сложный и непонятный, такая личность обычно стремится сразу уточнить важные детали и разобраться на месте, задав лектору соответствующие вопросы.

· Кинестетический канал. Направлен на усвоение информации путем сосредоточения преимущественно на физических ощущениях. Кинестетическое восприятие тесно связано с органами осязания, поэтому такому человеку во время разговора обязательно требуется прикасаться к собеседнику. Запах, вкус тоже имеют для этой личности первостепенное значение – она более всего внимательна к деталям и собственным чувствам. Если вы спросите человека, что с ним происходит, он сможет в красках описать свои эмоции, распознать их подлинные проявления.

Перечисленные каналы восприятия являются ведущими, но кроме них имеются и другие: вкусовой, обонятельный, семантический и т.д. В соответствии с представленными особенностями каждого из каналов в психологии выделяют следующие виды восприятия информации: зрительный, слуховой, осязательный, речемыслительный. Каждый из перечисленных видов полностью соотносится с выше обозначенными каналами восприятия информации.

3. Свойства информации

И последнее, рассмотрим свойства информации. Как и всякий объект, информация обладает свойствами. Характерной отличительной особенность информации от других объектов природы и общества, является дуализм: на свойства информации влияют как свойства исходных данных, составляющих ее содержательную часть, так и свойства методов, фиксирующих эту информации.

С точки зрения информатики, наиболее важными представляются следующие общие качественные свойства: объективность, достоверность, полнота, точность, актуальность, полезность, ценность, своевременность, понятность, доступность, краткость и пр.

Объективность информации. Объективный – существующий вне и независимо от человеческого сознания. Информация – это отражение внешнего объективного мира. Информация объективна, если она не зависит от методов ее фиксации, чьего-либо мнения, суждения.

Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, так как, преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знаний конкретного субъекта.

Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:

· преднамеренное искажение (дезинформация) или непреднамеренное искажение субъективного свойства;

Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.

Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.

Актуальность информации – важность для настоящего времени, злободневность, насущность. Только вовремя полученная информация может быть полезна. Полезность(ценность) информации.

Полезность может быть оценена применительно к нуждам конкретных ее потребителей и оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью.

Самая ценная информация – объективная, достоверная, полная, и актуальная. При этом следует учитывать, что и необъективная, недостоверная информация (например, художественная литература), имеет большую значимость для человека. Социальная (общественная) информация обладает еще и дополнительными свойствами:

· имеет семантический (смысловой) характер, т. е. понятийный, так как именно в понятиях обобщаются наиболее существенные признаки предметов, процессов и явлений окружающего мира.

· имеет языковую природу (кроме некоторых видов эстетической информации, например изобразительного искусства). Одно и то же содержание может быть выражено на разных естественных (разговорных) языках, записано в виде математических формул и т. д.

С течением времени количество информации растет, информация накапливается, происходит ее систематизация, оценка и обобщение. Это свойство назвали ростом и кумулированием информации. (Кумуляция – от лат; cumulatio – увеличение, скопление).

Старение информации заключается в уменьшении ее ценности с течением времени. Старит информацию не само время, а появление новой информации, которая уточняет, дополняет или отвергает полностью или частично более раннюю. Научно-техническая информация стареет быстрее, эстетическая (произведения искусства) – медленнее.

Логичность, компактность, удобная форма представления облегчает понимание и усвоение информации.

Читайте также: