Доклад воспитанием дитя занимайтесь не шутя

Обновлено: 30.06.2024

Доклад на тему: “Воспитанием дитя занимайтесь не шутя. ”
“У ребенка одна модель мужчины и женщины – его отец и мать.
Всегда, в течение всей жизни, сыновьи глаза взирают на наши души”.
(Э. Базен, французский писатель)
Воспитание-процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.
Методы воспитания многообразны, по своей сущности они едины в школьном и семейном воспитании. Однако в семье их применение носит более индивидуализированный характер, окрашивается особой эмоциональностью, родительской любовью.
Выбор методов воспитания определяется целями, которые ставят перед собой родители. Например, если хотят добиться послушания ребенка, то все воспитательные воздействия сводятся к одному: меньше рассуждай, а выполняй то, что требуют взрослые. Если в ребенке видят и формируют личность, то учат его видеть и поступать самостоятельно, проявлять инициативу, организованность.
Характеризуя методы воздействия на сознание, следует, прежде всего, выделить метод убеждения, разъяснения, требования, внушения.
Наиболее распространенным методом в семейном воспитании является требование. Оно может быть прямым (“сделай”, “сходи”, “убери”) и косвенным (совет, просьба, пожелание). Требования нужно варьировать.
Родителям нужно помнить, что требование – распоряжение срабатывает при учете ряда условий, а именно:
в семье должен царить спокойный, уравновешенный тон;
распоряжение должно быть коротким, не должно вызывать сомнений в его правильности и неизбежности;
распоряжение должно отдаваться доброжелательно;
нельзя проявлять педантизм, нужно считаться с просьбами и делами детей. Уступать, но не отменять: “хорошо, не можешь сегодня – сделай завтра”.
Для нормального развития в детстве необходима атмосфера порядка и дисциплины. В это понятие входят: определенный распорядок времени, труда и развлечений, исполнение известных обязанностей, вежливость, правдивость, ответственность за порученное дело. Детство, проникнутое любовью к детям, внимательностью и пониманием и в то же время подчиненное определенной дисциплине, дает прочную основу для нормального развития духовной жизни.
Перед родителями часто встает еще один вопрос: какой мой родительский авторитет? Насколько он силен и продуктивен?
Авторитет- это источник нравственной силы, к которому обращаешься в случаях неуверенности, колебаний, когда не знаешь, какое решение принять.
Когда в ребенке развивается его нравственное сознание, авторитет родителей устанавливает границы между тем, что "плохо" и тем, что "хорошо" между беспорядочными порывами, случайным "А я хочу!" и трезвым "Сейчас нельзя!" или "Так надо!"
В методах формирования нравственного поведения главным показателем воспитанности являются поступки детей. Приобретение опыта нравственного поведения начинается с приучения к послушанию, порядку, организованности. Нужно добиваться, чтобы дети поступали в соответствии со своими взглядами, убеждениями. Этому способствуют выполняемые ими систематические поручения; наличие обязанностей, ответственность перед другими членами семьи, упражнения в хороших делах. Можно применить метод естественных последствий: “Насорил - убери”, “Поломал – почини”.
При использовании метода стимулирования поведения многие родители подсознательно воспитывают своих детей по своему образу и подобию, нередко так, как их самих когда – то воспитывали. “Меня отец бил, и я благословляю его руку, потому что благодаря этому стал порядочным человеком”, - говорят некоторые самодовольные родители. А ведь главным источником недостатков в личности ребенка являются унижения и побои. “Родителям хочется видеть сразу результат воспитательного влияния, запугать, усмирить, сделать больно”. Наказание выполняет роль возмездия. Такие дети потом сами начинают унижать других, в них развивается жестокость, агрессивность.
Родительский труд очень тяжёл. Это, пожалуй, самая трудная на свете душевная работа, требующая сверхтерпения, самообуздания, постоянного самосовершенствования.
Родители своим поведением всегда должны показывать пример чуткого и внимательного отношения к окружающим. Одним из условий культурно поведения школьников является приучение их к вежливой и культурной речи. Речь, это средство общения между людьми. Поэтому надо не допускать грубых слов и выражений как в речи учащихся, так и взрослых. Для повышения культуры человека очень важно развивать у него хороший вкус. Самых ранних лет надо прививать детям вкус к красивой, аккуратной одежде.
Нет единого на все случаи жизни правила о том, как воспитывать ребенка. Все дети разные. Каждый ребенок уникален, уникальны и ваши с ним отношения. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди. Те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви и ответственности, заботе и уважению.

Преимущества нашего сервиса

1. По ФГОС

Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

Каждый родитель и педагог хочет, чтобы ребенок в будущем был счастливым. Именно поэтому делается упор на хорошее здоровье, высокую успеваемость, адекватное поведение. Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки правильного поведения, формируемые у ребенка в школе. Когда учитель и родители действуют согласованно, как правило, лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в школе и более успешно идет процесс воспитания детей в семье.

Во время выступления используется презентация, притча о Человеке-пустоцвете. Родителям предлагается прослушать Заповеди успешного воспитания.

ВложениеРазмер
vystuplenie_na_roditelskom_sobranii.rar 523.88 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на общешкольном родительском собрании:

Воспитанием дитя занимайтесь не шутя.

Воспитание-процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.

Вы доверяете нам самое дорогое — ваших детей. В школе дети проводят очень много времени. В течение дня дети общаются с различными взрослыми. Для нас очень важно понять, какую роль играют взрослые и в жизни детей, что они могут им дать

Для нормального развития в детстве необходима атмосфера порядка и дисциплины. В это понятие входят: определенный распорядок времени, труда и развлечений, исполнение известных обязанностей, вежливость, правдивость, ответственность за порученное дело. Детство, проникнутое любовью к детям, внимательностью и пониманием и в то же время подчиненное определенной дисциплине, дает прочную основу для нормального развития духовной жизни.

Вне семьи - в детском саду, в школе, - ребенок включается в определенный распорядок дня, но это дисциплина другого рода, дисциплина общественная. Ее нравственные ценности заключаются в том, чтобы научиться, как соблюдать очередь, как делать все вовремя, как не портить вещи, не мешать другим, слушаться указаний, делать все, как указано. Цель такой дисциплины заключается в том, чтобы жизнь коллектива шла гладко. Семейная же дисциплина основана на любви и воспитании в детях способности любить и быть внимательным к другим. Нравственные ценности, внушаемые в семье детям, - это, прежде всего не огорчать, не делать больно другому, говорить правду, пожалеть, признать свою вину, попросить прощения, простить.

Семейная дисциплина основана на вере в ребенка, а общественная дисциплина на пользе и нуждах коллектива. Эти два вида дисциплины дополняют друг друга, так как они затрагивают разные области душевной жизни ребенка.

Перед родителями часто встает еще один вопрос: какой мой родительский авторитет? Насколько он силен и продуктивен?

Авторитет - это источник нравственной силы, к которому обращаешься в случаях неуверенности, колебаний, когда не знаешь, какое решение принять.

Присутствие в жизни ребенка такого облеченного его доверием человека необходимо для нормального детского развития. Родительский авторитет проводит ребенка сквозь весь беспорядок, всю непонятность окружающего его нового мира. Распорядок дня, когда вставать, когда ложиться спать, как умываться, одеваться, сидеть за столом, как здороваться, прощаться, как просить чего-нибудь, как поблагодарить - все это определяется и поддерживается авторитетом родителей, все это создает тот устойчивый мир, в котором может спокойно расти и развиваться маленький человек. Когда в ребенке развивается его нравственное сознание, авторитет родителей устанавливает границы между тем, что "плохо," и тем, что "хорошо," между беспорядочными порывами, случайным "А я хочу!" и трезвым "Сейчас нельзя!" или "Так надо!"

Для счастливого и здорового развития ребенка в семейной обстановке нужно, чтобы было место для свободы, для творчества, но ребенку необходим, и опыт разумного ограничения этой свободы.

Ребенок растет, нравственно развивается, и понятие авторитета тоже принимает более полный и глубокий смысл. Если ребенок чувствует и видит, что родители честны, ответственны, действительно верны правде, долгу, любви в их повседневной жизни, он сохранит доверие и уважение к родительскому авторитету. Авторитет родителей – это влияние на детей, основанное на их уважении и любви к родителям, доверии к жизненному опыту, словам, поступкам взрослых. Дети ценят высокие моральные качества родителей: мужество, честность, скромность, справедливость, доброжелательность. Даже в малом дети стремятся быть похожими на своих родителей

Родительский труд очень тяжёл. Это, пожалуй, самая трудная на свете душевная работа, требующая сверхтерпения, самообуздания, постоянного самосовершенствования.

Нет единого на все случаи жизни правила о том, как воспитывать ребенка. Все дети разные. Каждый ребенок уникален, уникальны и ваши с ним отношения. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди. Те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви и ответственности, заботе и уважению. Послушайте притчу.

Народная сказка-притча о Человеке-Пустоцвете

Любил тот человек петь, веселиться, но не мог долго задерживаться на одном месте – все время переезжал с зеленой нивы в цветущий сад, с цветущего сада в тенистую рощу. И вот родился у него сын. Повесил Человек-Пустоцвет колыбельку на дубовую ветку и сидит, поёт. А сын не по дням, а по часам растёт. Выпрыгнул из колыбельки, подошёл к отцу и говорит:

- Отец, покажите мне, что вы сделали собственными руками.

Удивился отец таким мудрым речам своего сына, улыбнулся. Подумал, что же показать сыну? Ждёт сын, а отец молчит, и петь перестал. Смотрит сын на высокий дуб.

- Может быть, это вы посадили дуб?

Склонил отец голову, молчит. Повел сын отца в поле, смотрит на полный колос пшеницы, спрашивает:

- Может быть, вы вырастили колос?

Ещё ниже опустил отец голову, молчит. Пришёл сын с отцом к глубокому пруду, смотрит сын на синее небо, отразившееся в воде, и говорит:

- Отец, скажите мудрое слово…

А Человек-Пустоцвет не только руками ничего не может делать, но и слова мудрого сказать не может. Ещё ниже опустил голову, молчит…

Так и превратился он в траву – пустоцвет. Цветет она с весны до осени, а ни плодов, ни семян не даёт.

Как величайшее горе, бойтесь родители войти в жизнь пустоцветом. Чтобы не было стыдно перед сыном или дочерью за бесцельно прожитую жизнь. Мало родить, нужно ещё воспитать, воспитать личность значимую.

Великий педагог Антон Семенович Макаренко сказал: "Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наше счастливая старость; плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной" . Так, давайте воспитывать наших детей трудолюбивыми людьми, а учеба - это главный труд учащихся. И успехи в учебе напрямую зависят от качественного выполнения домашних заданий

Родитель! Люби свое дитя! Но не слепо. Не потакая его капризам, а требовательно и нежно, воспитывая ЛИЧНОСТЬ!

Каждый родитель и педагог хочет, чтобы ребенок в будущем был счастливым. Именно поэтому делается упор на хорошее здоровье, высокую успеваемость, адекватное поведение. Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки правильного поведения, формируемые у ребенка в школе. Когда учитель и родители действуют согласованно, как правило, лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в школе и более успешно идет процесс воспитания детей в семье.

Заповеди для родителей

- Всегда внимательно слушайте ребенка.
- Есть дети, на которых не повлияешь наказаниями, но великодушное отношение, в конце концов, спасает их.
- Будьте примером во всем.
- Не унижайте ребенка.
- Помните, что, повышая голос или поднимая руку на ребенка, вы сокращаете возможность взаимопонимания с ним в будущем, и в ближайшем, и в отдаленном.
- Избегайте в общении с ребенком выражений, которые вызывают у него неприятие.
- Не вымогайте обещаний.
- Не потакайте прихотям.
- Относитесь к ребенку как к личности

И помните, дорогие родители, что:

Ребёнок-это солнышко,
Ребёнок-это ветер,
Ребёнок-это главное,
Что есть у нас на свете.

Ребёнок-это забота,
Ребёнок-это отрада,
Успехи его и удача -
Для матери каждой награда.

Ребёнок-это волнения,
Ребёнок-это тревоги.
Господь только знает, какие
Ждут малыша тревоги.

Ребёнок-это учитель,
Ребёнок-это заслуга,
Он может стать врагом,
А может - лучшим другом.

Каким же быть ему?
Ответственность большая
Ложится на тебя,
О, взрослый человек!

Позволь ему взрослеть
Без спешки, не мешая,
И с радостью в душе
Войти в грядущий век.

Только хорошо продуманная совместная работа семьи, педколлектива обеспечивают должный эффект в воспитательной работе и позволяют использовать все резервы, которыми обладает сегодня наше общество для решения этой задачи.

Согласованность в деятельности всех воспитательных инстанций во многом определяет результаты воспитания. И только помогая друг другу, и во всём поддерживая друг друга, учитель и родители смогут воспитать всесторонне развитого человека, духовно богатого творца – созидателя нашего будущего.

В семейной жизни всем желаем счастья!
Пусть ваши дети крепко любят вас!
Пусть стороной вас обойдут несчастья.
И солнечным пусть будет каждый час!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Выступление на родительском собрании по теме "Безопасный Интернет"

С 01 сентября 2012 года вступил в силу ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" . Закон предусматривает ряд ограничений.

Выступление на родительском собрании на тему "Развитие речи Вашего малыша"

выступление на родительском собрании в 1 младшей группе на тему "Развитие речи Вашего малыша" (с исользованием ИКТ). К выступлению прилагается анкета для родителей.

Выступление на родительском собрании по теме "Режим дня школьника"

Выступление на классном родительском собрании по теме "Режим дня школьника" для родителей 6 класса.


Выступление на родительском собрании по теме "Как помочь детям подготовиться к экзаменам"

Материалы содержат рекомендации для родителей по организации и планированию эффективных занятий, режима дня и отдыха, а также психологической поддержки детей в период подготовки учащихся к ЕГЭ и .


Выступление на родительском собрании по теме: "Воспитание детей без насилия" с презентацией.

Материал может использоваться на общешкольных и классных родительских собраниях как в специальных (коррекционных) школах 8 вида, так и в массовых школах.

Выступление на родительском собрании "Духовно-нравственное воспитание"

Сегодня совершенно очевидно, что нравственные болезни общества отрицательно действуют на все стороны человеческой жизни, в первую очередь на детей и молодежь. Современное падение нравов – это страшное.


Беседа с родителями: Воспитанием дитя занимайтесь не шутя..
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выступление на общешкольном родительском собрании

Воспитанием дитя занимайтесь, не шутя. (5 апреля 2019 г.)

А что же такое воспитание?

Воспитание-процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.

Для нормального развития в детстве необходима атмосфера порядка и дисциплины. В это понятие входят: определенный распорядок времени, труда и развлечений, исполнение известных обязанностей, вежливость, правдивость, ответственность за порученное дело. Детство, проникнутое любовью к детям, внимательностью и пониманием и в то же время подчиненное определенной дисциплине, дает прочную основу для нормального развития духовной жизни.

Социологические исследования показывают,

что на воспитание ребенка влияют:

- СМИ, телевидение - 30%

- Улица- 10%, школа -10%

Вне семьи - в детском саду, в школе, - ребенок включается в определенный распорядок дня, но это дисциплина другого рода, дисциплина общественная. Ее нравственные ценности заключаются в том, чтобы научиться, как соблюдать очередь, как делать все вовремя, как не портить вещи, не мешать другим, слушаться указаний, делать все, как указано. Цель такой дисциплины заключается в том, чтобы жизнь коллектива шла гладко. Семейная же дисциплина основана на любви и воспитании в детях способности любить и быть внимательным к другим. Нравственные ценности, внушаемые в семье детям, - это, прежде всего не огорчать, не делать больно другому, говорить правду, пожалеть, признать свою вину, попросить прощения, простить.

Семейная дисциплина основана на вере в ребенка, а общественная дисциплина на пользе и нуждах коллектива. Эти два вида дисциплины дополняют друг друга, так как они затрагивают разные области душевной жизни ребенка.

Перед родителями часто встает еще один вопрос: какой мой родительский авторитет? Насколько он силен и продуктивен?

Авторитет - это источник нравственной силы, к которому обращаешься в случаях неуверенности, колебаний, когда не знаешь, какое решение принять.

Когда в ребенке развивается его нравственное сознание, авторитет родителей устанавливает границы между тем, что "плохо," и тем, что "хорошо," между беспорядочными порывами, случайным "А я хочу!" и трезвым "Сейчас нельзя!" или "Так надо!"

Для счастливого и здорового развития ребенка в семейной обстановке нужно, чтобы было место для свободы, для творчества, но ребенку необходим, и опыт разумного ограничения этой свободы.

Ребенок растет, нравственно развивается, и понятие авторитета тоже принимает более полный и глубокий смысл. Если ребенок чувствует и видит, что родители честны, ответственны, действительно верны правде, долгу, любви в их повседневной жизни, он сохранит доверие и уважение к родительскому авторитету. Авторитет родителей – это влияние на детей, основанное на их уважении и любви к родителям, доверии к жизненному опыту, словам, поступкам взрослых. Дети ценят высокие моральные качества родителей: мужество, честность, скромность, справедливость, доброжелательность. Даже в малом дети стремятся быть похожими на своих родителей.

Неблагоприятные факторы семейного воспитания .

Однако не надо путать родительский авторитет с чрезмерной требовательностью и авторитарностью родителей, чрезмерным удовлетворением потребностей ребенка (гиперопекой). К сожалению, нужно отметить, что в некоторых семьях дети страдают от недостаточного внимания любовью со стороны родителей.

Родительский труд очень тяжёл. Это, пожалуй, самая трудная на свете душевная работа, требующая сверхтерпения, самообуздания, постоянного самосовершенствования.

Все дети разные. Каждый ребенок уникален, уникальны и ваши с ним отношения. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди. Те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви и ответственности, заботе и уважению. Послушайте притчу.

Народная сказка-притча о Человеке-Пустоцвете

Любил тот человек петь, веселиться, но не мог долго задерживаться на одном месте – все время переезжал с зеленой нивы в цветущий сад, с цветущего сада в тенистую рощу. И вот родился у него сын. Повесил Человек-Пустоцвет колыбельку на дубовую ветку и сидит, поёт. А сын не по дням, а по часам растёт. Выпрыгнул из колыбельки, подошёл к отцу и говорит:

- Отец, покажите мне, что вы сделали собственными руками.

Удивился отец таким мудрым речам своего сына, улыбнулся. Подумал, что же показать сыну? Ждёт сын, а отец молчит, и петь перестал. Смотрит сын на высокий дуб.

- Может быть, это вы посадили дуб?

Склонил отец голову, молчит. Повел сын отца в поле, смотрит на полный колос пшеницы, спрашивает:

- Может быть, вы вырастили колос?

Ещё ниже опустил отец голову, молчит. Пришёл сын с отцом к глубокому пруду, смотрит сын на синее небо, отразившееся в воде, и говорит:

- Отец, скажите мудрое слово…

А Человек-Пустоцвет не только руками ничего не может делать, но и слова мудрого сказать не может. Ещё ниже опустил голову, молчит…

Так и превратился он в траву – пустоцвет. Цветет она с весны до осени, а ни плодов, ни семян не даёт.

Как величайшее горе, бойтесь родители войти в жизнь пустоцветом. Чтобы не было стыдно перед сыном или дочерью за бесцельно прожитую жизнь. Мало родить, нужно ещё воспитать, воспитать личность значимую.

Великий педагог Антон Семенович Макаренко сказал: "Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наше счастливая старость; плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной" . Так, давайте воспитывать наших детей трудолюбивыми людьми, а учеба - это главный труд учащихся. И успехи в учебе напрямую зависят от качественного выполнения домашних заданий.

Родитель! Люби свое дитя! Но не слепо. Не потакая его капризам, а требовательно и нежно, воспитывая ЛИЧНОСТЬ!

Заповеди для родителей

- Всегда внимательно слушайте ребенка.
- Есть дети, на которых не повлияешь наказаниями, но великодушное отношение, в конце концов, спасает их.
- Будьте примером во всем.
- Не унижайте ребенка.
- Помните, что, повышая голос или поднимая руку на ребенка, вы сокращаете возможность взаимопонимания с ним в будущем, и в ближайшем, и в отдаленном.
- Избегайте в общении с ребенком выражений, которые вызывают у него неприятие.
- Не вымогайте обещаний.
- Не потакайте прихотям.
- Относитесь к ребенку как к личности.

Существует 5 законов семейной жизни:

Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

Члены семьи должны уважительно относиться друг к другу.

В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

Дети — свидетели, они учатся жить у жизни

Ребенка постоянно критикуют, он учится . (ненавидеть).

Ребенок живет во вражде, он учится. (быть агрессивным).

Ребенок живет в упреках, он учится. (жить с чувством вины).

Ребенок растет в терпимости, он учится. (понимать других).

Ребенка хвалят, он учится . (быть благородным).

Ребенок растет в честности, он учится . (быть справедливым).

Ребенок растет в безопасности, он учится . (верить в людей).

Ребенка поддерживают, он учится . (ценить себя).

Ребенка высмеивают, он учится . (быть замкнутым).

Живет в понимании и дружбе, он учится . (находить любовь в мире).

И помните, дорогие родители, что только хорошо продуманная совместная работа семьи, педколлектива обеспечивают должный эффект в воспитательной работе и позволяют использовать все резервы, которыми обладает сегодня наше общество для решения этой задачи.

Подготовка: среди учащихся класса проводится анкетирование, графический тест "Рисунок семьи", тест-сочинение "Я и моя семья". Анкеты и тесты обрабатываются и выявляются проблемные вопросы по теме семинара.

  1. Вступительное слово классного руководителя.
  2. Проблемные задачи
  3. Выступление школьного психолога. Анализ анкетирования учащихся.
  4. Правила родительской гармонии.
  5. Анкетирование родителей.
  6. "Театр жизни" - обсуждение ситуаций.
  7. Итог собрания.

Ход собрания

Большое спасибо, что вас заинтересовала тема нашего родительского собрания, и вы пришли сегодня в наш уютный класс, чтобы поговорить и посоветоваться по вопросам, без анализа которых невозможно построить правильное воспитание ребёнка в семье.

Из глубины веков пришла к нам утвердившаяся в народной мудрости истина: хорошие дети - честь отца и матери, плохие дети - горе, несчастье, страдания.

В извечном стремлении к отцовству и материнству выражается духовный, нравственный порыв человека, постигнутый им как счастье. Это стремление к тому, чтобы продолжить себя в своих детях, утвердить нравственные ценности, обретённые и постигнутые предыдущими поколениями, умноженные крупицей собственного опыта, творения и творчества.

Сказанное ниже не легенда, а быль, истинное событие, которое произошло в старинном селе на берегу Днепра.

Жила в этом селе старая-престарая женщина. Вырастила она пять сыновей и семь дочерей. От каждого сына и от каждой дочери по нескольку внуков. У каждого внука по двое, а то и по трое детей. Лишь у одной внучки Веры, вышедшей замуж несколько лет назад , не было детей.

В тёплый весенний день исполнилось Праматери - так называл весь ёе род - 107 лет. Пришли поздравить её с днём рожденья дети, внуки, правнуки. Стали вокруг неё в яблоневом саду, поклонились, пожелали доброго здоровья, сильного духа, ясной мысли, зоркого взгляда и справедливого слова. Посмотрела Праматерь на свою родню и видит: все пришли, а Веры нет. Заболело старое сердце. Только хотела спросить: "А Веры почему нет?" - как вдруг прибежала соседка, поклонилась и говорит: "У Веры родился сын!"

Вздохнула с облегчением Праматерь. Радость засветилась на её лице. Посмотрела она в глаза каждому своему родственнику и тихо сказала: "Я умираю".

И умерла самым счастливым человеком на земле.

II.

Точка, точка, запятая -
Вышла рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречик -
Получился человечек:
Что увидят эти точки?
Что построят эти ручки?
Далеко ли эти ножки уведут его?
Как он будет жить на свете?
Мы за это не в ответе.
Мы его нарисовали - только и всего.
Что вы! Что вы! Это важно!
Чтобы вырос он отважным,
Чтобы мог найти дорогу, рассчитать разбег.
Это трудно, это сложно,
Но иначе невозможно.
Только так из человечка
Выйдет ЧЕЛОВЕК.

А для чего рождается человек? С какими из суждений о смысле жизни вы согласились бы?

1) Человек живёт, чтобы вырастить детей и подлить свой род.

2) Человек живёт, потому что родился, другого смысла нет.

3) Смысл жизни в служении людям и отечеству.

4) Человек живёт только для своего удовольствия.

5)Смысл жизни в самореализации, раскрытии своих способностей, талантов.

6) Есть какой-то высший, но недоступный человеку, смысл жизни.

7) Смысл жизни в познании самого себя и осознании окружающего мира.

8) Ваш вариант ответа.

Одно из составляющих сущности человека - выбор своего предназначения. Сегодня мы вместе попробуем определить, что нужно для того, чтобы человек, идущий дорогой жизни, мог стать человеком, и какую роль в это играет семья.

III. Анализ данных анкетирования.

Классный руководитель предоставляет слово школьному психологу для анализа анкет детей, детских рисунков "Моя семья", а также данных других психологических исследований.

Семья - это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. И каким будет ребёнок - благополучным или нет - зависит от того, каковы взаимоотношения в семье между её членами. Анализ данных социологического опроса показал, что, с точки зрения детей, семья - это, прежде всего, любовь друг к другу. Главными и значимыми критериями существования семьи, по мнению детей, являются взаимопонимание, уважение, отсутствие лжи во взаимоотношениях.

На вопрос: "Хотели бы вы, чтобы ваша будущая семья была чем-то похожа на ту, в которой вы растёте" 86% учащихся ответили утвердительно. 40% школьников обратили внимание на те проблемы, которые их более всего волнуют. 63% считают, что они в семье "на втором месте". И это при том, что абсолютно для всех семья имеет самое главное значение в их жизни.

IV. Светлые впечатления, верные взгляды, полученные в детстве, оставляют след на всю жизнь и как броня защищают душу от всех плохих влияний. С другой стороны, тяжёлые впечатления тоже остаются в сознании. Всё это надо учитывать в воспитании.

При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого оптимизма идеала, нормы. Конечно, в воспитательной деятельности такой нормы не существует, но мы сегодня попытаемся найти правильные требования, которые бы одновременно подходили абсолютно всем.

  • В проявлении каких родительских чувств нуждается ребёнок?
  • Нужно ли устанавливать равенство позиций ребёнка и взрослого?
  • На чём необходимо строить контакт с ребёнком?
  • Всегда ли ребёнок должен походить на родителей?
  • Как правильно создать эмоциональный фундамент взаимных отношений?

(Групповая работа, изложение своих доводов, обсуждение, можно задавать вопросы. Записываются предложенные выводы.)

  • Любовь, сознание уверенности в том, что ребёнка любят;
  • Искренняя заинтересованность во всём, что происходит в жизни ребёнка;
  • Эмоциональный контакт, взаимодействие;
  • Принятие и признание прав ребёнка на индивидуальность и непохожесть на других

Проверим, существует ли гармония отношений между вами и вашими детьми.

V. Анкета для родителей

  1. Говорят ли с вами дети "по душам", советуются ли "по личным делам"?
  2. Интересуются ли они вашей работой?
  3. Знаете ли вы друзей ваших детей?
  4. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?
  5. Проверяете ли вы, как они учат уроки?
  6. Есть ли у вас общие с ними занятия и увлечения?
  7. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
  8. А "детские праздники" - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их "без взрослых"?
  9. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
  10. А телевизионные передачи и фильмы?
  11. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках, концертах?
  12. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристских походах?
  13. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?
  • Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми в основном можно считать благополучными.
  • От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.
  • Менее 10 баллов. Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

VI. А теперь у нас театр жизни. Вашему вниманию предлагаются ситуации, в которых мы, как родители, могли бы оказаться. Как поступить достойно?

На семейном совете за чашечкой вечернего чая было решено, что Ирочка, баловень семьи, эмоциональная и очень восторженная девочка, должна обязательно ходить в музыкальную школу, как когда-то в детстве хотела её мама. Но лицо девочки от принятия такого решения не осветилось радостью, а выразило огорчение. Недоумевая, мама решительно отвергла все появившиеся сомнения и твёрдым голосом объявила, что дети всех подруг занимаются дополнительным образованием, и она хотела бы, чтобы её дочка нашла возможность реализовать свои природные способности.

Как же нужно было поступить?

Душа ребёнка равно сложна, как и наша собственная, полна противоречий, в тех же трагических бореньях; стремлюсь и не могу, знаю, что надо, и не умею себя заставить.
Я.Корчак

  • Как правильно поступить?
  • Какие формы наказания существуют
  • Можно ли лишать части родительской любви?

Упрямство не что иное, как искажённое стремление к свободе.
Н.Ушинский

  • Как быть родителям?
  • Как найти выход из клубка противоречивых отношений?

(после обсуждения ситуаций экспертная группа подводит итоги и вручает активным участникам семинара знаки отличия)

VII. В жизни сегодняшнего общества от родителей требуются значительные усилия для достижения любовного взаимопонимания с ребёнком. Наши дети взрослеют, и больше труда мы должны вложить в создание и упрочение гармонии отношений в семье. Но для этого мало только хотеть любить, необходимо приобщение родителей ко всем достижениям и ценностям социального прогресса. Именно родителям предстоит развивать и совершенствовать способность своего ребёнка к различным формам проявления любви. Давайте будем помнить, что уметь любить ребёнка - значит много думать, много размышлять, отказываться от шаблонов, уметь уважать!

Быть родителем - значит пройти великую школу терпения. Нам следует помнить простые истины.

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить родителей с методами, приемами и стилями семейного воспитания.

Воспитание-процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.

Методы воспитания многообразны, по своей сущности они едины в школьном и семейном воспитании. Однако в семье их применение носит более индивидуализированный характер, окрашивается особой эмоциональностью, родительской любовью.

Выбор методов воспитания определяется целями, которые ставят перед собой родители. Например, если хотят добиться послушания ребенка, то все воспитательные воздействия сводятся к одному: меньше рассуждай, а выполняй то, что требуют взрослые. Если в ребенке видят и формируют личность, то учат его видеть и поступать самостоятельно, проявлять инициативу, организованность.

Характеризуя методы воздействия на сознание, следует, прежде всего, выделить метод убеждения, разъяснения, требования, внушения.

Наиболее распространенным методом в семейном воспитании является требование. Оно может быть прямым (“сделай”, “сходи”, “убери”) и косвенным (совет, просьба, пожелание). Требования нужно варьировать.

Родителям нужно помнить, что требование – распоряжение срабатывает при учете ряда условий, а именно:

в семье должен царить спокойный, уравновешенный тон;

распоряжение должно быть коротким, не должно вызывать сомнений в его правильности и неизбежности;

распоряжение должно отдаваться доброжелательно;

нельзя проявлять педантизм, нужно считаться с просьбами и делами детей. Уступать, но не отменять: “хорошо, не можешь сегодня – сделай завтра”.

Для нормального развития в детстве необходима атмосфера порядка и дисциплины. В это понятие входят: определенный распорядок времени, труда и развлечений, исполнение известных обязанностей, вежливость, правдивость, ответственность за порученное дело. Детство, проникнутое любовью к детям, внимательностью и пониманием и в то же время подчиненное определенной дисциплине, дает прочную основу для нормального развития духовной жизни.

Перед родителями часто встает еще один вопрос: какой мой родительский авторитет? Насколько он силен и продуктивен?

Авторитет - это источник нравственной силы, к которому обращаешься в случаях неуверенности, колебаний, когда не знаешь, какое решение принять.

Когда в ребенке развивается его нравственное сознание, авторитет родителей устанавливает границы между тем, что "плохо," и тем, что "хорошо," между беспорядочными порывами, случайным "А я хочу!" и трезвым "Сейчас нельзя!" или "Так надо!"

Авторитет родителей – это влияние на детей, основанное на их уважении и любви к родителям, доверии к жизненному опыту, словам, поступкам взрослых. Дети ценят высокие моральные качества родителей: мужество, честность, скромность, справедливость, доброжелательность. Даже в малом дети стремятся быть похожими на своих родителей. В семейном воспитании велика роль примера родителей во всех аспектах жизни детей, особенно в воспитании культуры чувств: сопереживание, сочувствие, сострадание.

В методах формирования нравственного поведения главным показателем воспитанности являются поступки детей. Приобретение опыта нравственного поведения начинается с приучения к послушанию, порядку, организованности. Нужно добиваться, чтобы дети поступали в соответствии со своими взглядами, убеждениями. Этому способствуют выполняемые ими систематические поручения; наличие обязанностей, ответственность перед другими членами семьи, упражнения в хороших делах. Можно применить метод естественных последствий: “Насорил - убери”, “Поломал – почини”.

При использовании метода стимулирования поведения многие родители подсознательно воспитывают своих детей по своему образу и подобию, нередко так, как их самих когда – то воспитывали. “Меня отец бил, и я благославляю его руку, потому что благодаря этому стал порядочным человеком”, - говорят некоторые самодовольные родители. А ведь главным источником недостатков в личности ребенка являются унижения и побои. “Родителям хочется видеть сразу результат воспитательного влияния, запугать, усмирить, сделать больно”. Наказание выполняет роль возмездия. Такие дети потом сами начинают унижать других, в них развивается жестокость, агрессивность.

Родительский труд очень тяжёл. Это, пожалуй, самая трудная на свете душевная работа, требующая сверхтерпения, самообуздания, постоянного самосовершенствования.

Нет единого на все случаи жизни правила о том, как воспитывать ребенка. Все дети разные. Каждый ребенок уникален, уникальны и ваши с ним отношения. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди. Те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви и ответственности, заботе и уважению. Послушайте притчу.

Народная сказка-притча о Человеке-Пустоцвете

Любил тот человек петь, веселиться, но не мог долго задерживаться на одном месте – все время переезжал с зеленой нивы в цветущий сад, с цветущего сада в тенистую рощу. И вот родился у него сын. Повесил Человек-Пустоцвет колыбельку на дубовую ветку и сидит, поёт. А сын не по дням, а по часам растёт. Выпрыгнул из колыбельки, подошёл к отцу и говорит:

- Отец, покажите мне, что вы сделали собственными руками.

Удивился отец таким мудрым речам своего сына, улыбнулся. Подумал, что же показать сыну? Ждёт сын, а отец молчит, и петь перестал. Смотрит сын на высокий дуб.

- Может быть, это вы посадили дуб?

Склонил отец голову, молчит. Повел сын отца в поле, смотрит на полный колос пшеницы, спрашивает:

- Может быть, вы вырастили колос?

Ещё ниже опустил отец голову, молчит. Пришёл сын с отцом к глубокому пруду, смотрит сын на синее небо, отразившееся в воде, и говорит:

- Отец, скажите мудрое слово…

А Человек-Пустоцвет не только руками ничего не может делать, но и слова мудрого сказать не может. Ещё ниже опустил голову, молчит…

Так и превратился он в траву – пустоцвет. Цветет она с весны до осени, а ни плодов, ни семян не даёт.

Как величайшее горе, бойтесь родители войти в жизнь пустоцветом. Чтобы не было стыдно перед сыном или дочерью за бесцельно прожитую жизнь. Мало родить, нужно ещё воспитать, воспитать личность значимую.

Великий педагог Антон Семенович Макаренко сказал: "Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наше счастливая старость; плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной".

Памятка для родителей

Будьте внимательны к свому ребенку, чувствуйте его эмоциональное напряжение.

Учитесь слушать и слышать своего ребенка.

Не запрещайте ребенку выражать свои отрицательные эмоции, а вникайте в их суть.

Умейте принимать и любить своего ребенка таким, какой он есть.

Предъявляйте к ребенку разумные требования.

Не критикуйте действия учителей и воспитателей в присутствии ребенка, а предъявите свое неудовольствие при личной встрече с ними.

Агрессивность в семье приводит к агрессивности ребенка.

Поощряйте своего ребенка взглядом, жестом, действием, ласковым словом и т.д.

Наказание допустимо, если оно: следует немедленно за поступком; объяснено ребенку; не жестокое (хотя может быть и суровым); оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества; не унижает ребенка, а способствует пониманию негативности его поступка.

Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих “да” и “нет”.

Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и во взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для вашего ребенка, и для вас, родители!

Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся,

умных и благородных детей!

А сейчас мы с вами узнаем, какие вы родители. Предлагается тест “Какой ты родитель?”, в котором они должны отметить наиболее часто употребляемые фразы.

Тест “Какой ты родитель?”

Сколько раз тебе повторять!

Посоветуй мне, пожалуйста!

Не знаю, что бы я без тебя делала!

И в кого это ты только уродился?

Какие мы замечательные друзья!

Ну на кого же ты похож?

Вот я в твое время

Ты моя опора и помощник!

Ну что за друзья у тебя?

О чем ты только думаешь?

Ах, какая ты у меня умница!

А как ты считаешь, сынок?

У всех дети, как дети, а ты…

Какой ты у меня сообразительный!

Родители выполнили тест. Подсчитали набранное количество баллов. После этого дается ключ теста.

Результаты теста

7-8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности!

9 -10 баллов – вы непоследовательны в общении со своим ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Родитель! Люби свое дитя! Но не слепо. Не потакая его капризам, а требовательно и нежно, воспитывая ЛИЧНОСТЬ!

Каждый родитель и педагог хочет, чтобы ребенок в будущем был счастливым. Именно поэтому делается упор на хорошее здоровье, высокую успеваемость, адекватное поведение. Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки правильного поведения, формируемые у ребенка в школе. Когда педагоги школы и родители действуют согласованно, как правило, лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в школе и более успешно идет процесс воспитания детей в семье.

В семейной жизни всем желаем счастья!
Пусть ваши дети крепко любят вас!
Пусть стороной вас обойдут несчастья.
И солнечным пусть будет каждый час!

1.Н.Ф.Дик. Настольная книга учителя начальных классов. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2007.

2.Ж.И.Мицкевич. Социальная работа с семьей: мир взрослых и детей.– Минск,2002 3.Н.А.Максименко. Дарите детям любовь. – Волгоград: Учитель,2006.

4.Л.И. Саляхова. Настольная книга классного руководителя. – М.: Глобус,2007.

5.Е.О.Яременко Е.К.Лобачева. Родительские собрания. – М.: Экзамен, 2009.

6. И.А.Каиров О.С. Богданова. Азбука нравственного воспитания. – М.: Просвещение, 1975.

Читайте также: