Доклад воспитание доброты у дошкольников

Обновлено: 18.05.2024

Автор: Каратаева Наталья Евгеньевна

Организация: МБДОУ № 51

Населенный пункт: Московская область, г. Балашиха

Аннотация. В данной статье описывается необходимость обучения дошкольников доброте как основополагающему навыку их будущей жизни, объясняется польза данного навыка как для ребенка, так и для всего общества.

Ключевые слова. Дошкольное воспитание, дошкольная педагогика, дошкольники, воспитание доброты, навык доброты, доброта.

Кажется, есть веские причины, по которым мы не можем насытиться этими вызывающими привыкание, приятными эмоциями, поскольку научные исследования доказывают, что доброта приносит много преимуществ для физического, эмоционального и психического здоровья.

По мере роста разума и тела становится совершенно ясно, что детям требуется здоровая доза теплоты и доброты, чтобы расти здоровыми, счастливыми и разносторонними людьми. Именно этим обусловлена актуальность исследуемой нами темы - воспитания такого качества как доброта у дошкольников.

Прежде чем углубиться в данную темы, хотелось бы дать определение доброте. В общепризнанном понимании, доброта есть проявление искренних, теплых чувств относительно кого-либо или чего-либо, именно она делает нас отзывчивыми и терпимыми, а также способными подарить окружающим нас людям (и не только) часть заботы и любви. Таким образом, доброта - это проявление искренних чувств человека, которые полезны другим, но в то же время, не требуют вознаграждения либо некого ответного действия, это чистый альтруизм и в делах, и в эмоциях. Доброта – это полностью самоотверженный поступок.

Для воспитания доброты в маленьких детях, в нашем случае - дошкольниках, важно научить пониманию других людей. На сегодняшний день, это настоящая проблема и бич нашей эпохи, ибо все чаще возникают такие явления как равнодушие, убивающее не хуже пули, эгоизм, а порой и еще хуже - ненависть, зависть, злоба. К сожалению, современные дети зачастую не понимают в чем смысл их жизни, не думают о чувствах окружающих людей, не заботятся о своей душе, а поэтому в дальнейшем живут в перманентном фоновом страхе и беспокойстве за свою жизнь, а порой и в трусости, подлости, распущенности и лени.

Однако не стоит спешить расстраиваться, ибо, по моему убеждению, доброте как любому навыку подобно езде на велосипеде возможно научиться, важно лишь не пропустить момент и вовремя уделить этому внимание; дошкольный возраст считается самым оптимальным временем воспитания доброты.

Лучший способ научить детей сочувствовать - это моделировать сочувствие по отношению к ним. Будьте открыты для эмоций, которые они выражают, и не пытайтесь их подавить. Некоторые чувства могут быть более комфортными, чем другие - для нас и наших детей. Но если мы сможем нормализовать эмоции наших детей и научить их распознавать и ценить свои собственные эмоции, они смогут научиться быть более восприимчивыми к чувствам других. [1]

Хотя мы не всегда точно знаем, что кто-то чувствует или думает, мы можем показать нашим детям, насколько важно задавать вопросы и внимательно выслушивать чьи-то ответы, чтобы лучше понять их ситуацию. Это учит детей, что то, что им может понадобиться в той или иной ситуации, не обязательно нужно другому человеку. Сочувствие - это осознание этого и попытка отреагировать таким образом, чтобы это было полезно или значимо для другого - то, что дети, даже с раннего возраста, способны делать. [1]

Когда мы связаны с другими и сочувствуем им, мы с большей вероятностью отдаем некий свой ресурс, ведь каждый из нас может что-то дать, будь то время, талант, знания или материальные блага. Отдавая другим и обучая этому наших детей, мы закладываем основу для их будущего счастья и здоровья.

Очень важно поговорить с детьми о том, почему мы даем то или иное благо и как это влияет на нас и других. Этот разговор с течением времени побуждает наших детей продолжать отдавать, когда они становятся взрослыми.

Образец заботы и сострадания - лучший способ научить своих детей доброте, а подавать хороший пример - это ключ к тому, чтобы заставить их применять эти ценности в своих отношениях и взаимодействии с другими людьми. Именно поэтому, по нашему мнению, наверное, главный шаг к воспитанию доброты – это помощь ближним.

В контексте педагогического мастерства, для реализации цели необходимо решить следующие задачи: развивать у детей умение различать хорошее и плохое; воспитывать милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь; развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Интересной чертой доброты является то, что она кажется самовоспроизводящейся, внушая доброту другим. Проще говоря, когда мы сами совершаем добрый поступок, это, скорее всего, побудит других действовать аналогичным образом. Одно доброжелательное действие может буквально стать первым в длинной череде добрых поступков, при этом доброта положительно влияет на многие другие, которые изначально вообще не участвовали.

Почему? Потому что доброта изменяет мозг благодаря опыту вознаграждения. Когда мы позволяем себе регулярно проявлять доброту, мы создаем нейронные пути, которые усиливают чувство благополучия и естественный поток эндорфинов – гормонов хорошего самочувствия и настроения. Это означает, что дети и подростки не учатся доброте, только думая о ней и рассуждая о ней в теории. Вместо этого доброту лучше всего усвоить, проявив ее, чтобы ребенок мог ее воспроизвести. Представьте себе влияние данной практики в детском коллективе! Именно поэтому важны практические проявления доброты в детских группах: чтение сказок, обсуждение добрых поступков, а также похвала детьми друг друга, создание ситуаций, где они могут помочь друг другу. [3]

Поскольку мы знаем, что наши дети внимательно смотрят на то, что мы делаем, и слушают то, как мы говорим, мы должны моделировать наличие связей со всеми типами людей - с теми, кто похож на нас, а также отличается от нас. Если, сознательно или бессознательно, мы негативно говорим об отдельных лицах или сообществах, не входящих в наши социальные группы (например, инвалидах), или если мы не допускаем определенных людей к нашим социальным группам, наши дети, скорее всего, испытают это влияние и будут отвергать изучение отношений с самими этими людьми/

Один из первых шагов в обучении детей доброте - это пример доброты. Фактически, проявление доброты - это не просто вопрос получения взамен большего количества доброты или даже акт альтруизма и самоотверженности. Это больше связано с видением самой общей картины - здоровой, надежной, функционирующей системы осторожного человеческого поведения - которая становится целью. Именно благодаря этой простой смене парадигмы мы, педагоги, можем достичь нового уровня профессиональной деятельности, удовлетворенности своим ремеслом и изменить жизнь в сообществах, которым мы служим.

Вокруг нас много людей, которым постоянно нужна помощь. Желание нести людям добро надо всячески культивировать в ребенке, потому что это делает из него гуманную личность. Доброта рождается в деятельности, настоящий гуманизм заключается в способности нести добро. В сознании подрастающего ребенка должен четко сформироваться образ доброго человека, сопереживающего и стоящего на стороне добра в противовес злу. Поощрять стремление ребенка к доброте - задача взрослых: и педагогов, и родителей в семьях. [4]

Педагогам стоит признать, что каждый день вы отдаете себя ученикам, их родителям и обществу, и искренне радоваться этому. Именно мы помогаем создавать новое поколение добрых людей. Этот факт должен быть основополагающим в нашей работе и наполнять душу теплом и смыслом.

Все люди добры с рождения, все мы запрограммированы на доброту. Практикуя эти ключи к доброте в детских садах, школах и дома, мы одновременно моделируем и помогаем нашим детям заложить основу для значимого взаимодействия с миром вокруг.

Каждый поступок доброты имеет значение. Даже малейший жест доброты говорит о том, что мы уважаем и ценим его. Благодаря доброте мы можем воодушевить наших детей стать силой добра и перемен в мире.

Список источников

Безрукова В.С. Педагогика: Учебное пособие. [Текст] / В. С. Безрукова. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 381 c.

Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. [Текст] / Б. З. Вульфов. – М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012. – 724 c.

Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 2006. № 3. – С. 12-17.

Сертификат слушателя вебинара

Сертификат слушателя вебинара

Сертификат автора статьи

Сертификат автора статьи

Диплом за участие в конкурсе

Диплом за участие в конкурсе

Сертификат участника конференции

Сертификат участника конференции

Диплом за детский конкурс

Диплом за детский конкурс

Каталог сайтов

- Добрый - делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества. Добрая душа. Добрые глаза.

- Добрый - несущий благо, добро, благополучие. Добрые вести. Доброе отношение.

- Добрый - хороший, нравственный. Добрые дела.

- Добрый - дружески близкий, милый.

- Добрый - благожелательный, отзывчивый, готовый помочь людям.

- Добрый - охотно делящийся с другими своими средствами, имуществом и т. п. ; щедрый.

- Добрый - свойственный доброжелательному, отзывчивому человеку.

- Добрый - выражающий расположение, сочувствие.

- Добрый - основанный на желании добра людям; нужный, полезный.

Воспитание доброты - одна из существенных сторон воспитания ребенка. Это связано с пробуждением в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, беде и умение радоваться и сопереживать успеху другого как своему собственному. Ребёнок должен приходить к этому не через порицание или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства.

Основными условиями воспитания доброжелательных отношений у дошкольников являются :

- создание эмоционально-положительного климата в группе;

- моделирование педагогических ситуаций, которые позволяют детям проявлять добрые чувства к окружающим.

Для формирования у воспитанников доброжелательных отношений, педагоги используют все доступные формы и методы работы:

•дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные и народные игры;

• непосредственно образовательная деятельность;

• моделирование и анализ заданных ситуаций;

• сочинение историй, сказок, заучивание стихов, потешек, прибауток;

• беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок;

• рассматривание картин и иллюстраций;

• решение кроссвордов, развлечения, просмотр видеофильмов;

• организация выставок детского творчества;

• метод проектов и др.

Ежедневно ребенок должен видеть и постигать азбуку нравственности в ближайшем окружении, в том числе в детском саду. Для этого создаю проблемные ситуации и упражнения добрых поступков, практические тренинги. Вот примеры некоторых из них:

1. У тебя хорошее настроение. Почему? (- мама улыбается; - солнце светит;.);

2. Нужно ли дружить? (- с неряхой; - с ребенком, который рвет книги;.);

3. Игра "Хорошо-плохо"- разделить хорошие и плохие поступки и явления, т. е. сделать шаг в формировании доброты на уровне представлений ;

4. Рассмотреть картинки с изображением положительных и негативных ситуаций;

5. Разучивание и применение на практике поэтической игры "Словарь вежливых слов"(растает даже ледяная глыба от слова теплого "Спасибо"; зазеленеет старый пень, когда услышит "Добрый день");

6. Игра "Подарки друг другу" - формировать социальную ориентировку на других людей, в т. ч. обездоленных; и другие.

Игра является наилучшим средством воспитания детей, т. к. именно в игре у детей лучше всего проявляются и закрепляются добрые чувства. Основное содержание игры малышей заключается в выполнении определенных действий с игрушками, воспроизведении действий людей; детей среднего возраста – в воспроизведении отношений между взрослыми; у старших дошкольников содержанием становятся правила общественного поведения и общественные отношения между людьми. Когда дети играют, ситуации проявления доброты, внимания организовать еще легче, чем просто в обычной жизни. Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства дошкольников. Необходимое условие этого – моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства.

Эффективным методом формирования доброжелательности является беседа, в ходе которой педагог имеет возможность привлечь внимание ребенка к страданиям другого человека. Беседа в повседневной жизни, перед игрой, во время ее и после нее способствует появлению отклика - сострадания, побуждает ребенка находить правильные способы проявления сочувствия, оказания помощи.

Общаясь с ребенком, не забывайте подавать ему примеры доброты. Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать. Известно, что легче чему-то научить дошкольника, чем что-либо положительное в нем воспитать. Поэтому на педагогах детского сада лежит ответственность за помощь тем родителям, которые вполне осознанно желают видеть своего ребенка добрым, вежливым и т. д.

Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное - воспитать доброту можно только добром. Родителям дошкольников предложили 10 заповедей:

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или таким, как ты хочешь.

2. Не думай, что ребенок твой, он божий.

3. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому - это необратимый закон благодарности.

4. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.

5. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его тяжела не менее, чем тебе твоя. А может и больше, потому что у него нет привычки.

7. Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь - если можешь, но не делаешь.

8. Помни - для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, чего не хотел бы, чтобы другие делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым, общаясь с ним радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.

Задача родителей - создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви, доброты, милосердия и взаимопомощи.

При работе с родителями я использовала активные формы и методы: родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей; выставки работ, изготовленных вместе с родителями; дни добрых дел; дни открытых дверей; активное привлечение родителей к жизни детского сада (помощь в подготовке и проведении праздников; создание предметно-развивающей среды; и. т. п.). Они позволили мне решать следующие задачи: активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; наладить тесный контакт с семьями воспитанников.

Формирование чувства доброты у дошкольников происходит посте пенно. Маленькие дети стремятся к добрым поступкам сначала ради по хвалы, одобрения взрослых. Постепенно привычка поступать хорошо, делать добро перерастает у них в чувство заботы о другом человеке, становится их естественной потребностью. А сочувствие, выражающееся в активной, бескорыстной помощи другому человеку, в заботе о нем, отказе от своего личного в пользу другого человека, является одним из первых пробуждающихся у дошкольников гуманных чувств.

1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. - СПб. – 1903г.

2. Кон И. С. Словарь по этике. - М. : Политиздат, 1981г.

3. Ожегов П. И. Словарь по этике. - М. : 1981г.

Патриотическое воспитание дошкольников На каждом этапе развития патриотизм и патриотическое воспитание имеют свои особенности. В раннем возрасте возникновение любви к Родине происходит.

Трудовое воспитание дошкольников Труд в наше время - это великое право и великая обязанность. Гюго В. Труд - целительный бальзам, он - добродетели источник. Гердер И. Каждый,.

Воспитание чувства доброты у детей старшего дошкольного возраста ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ДОБРОТЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Гейгер Н. А., воспитатель Султанова Е. В., воспитатель МБДОУ детский сад.

Экологическое воспитание дошкольников «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Педагогический опыт по теме

"Воспитание доброты

у детей дошкольного возраста в разновозрастной группе детского сада"

Самое главное - воспитать те нравственные

силы ребенка, без которых он не

может не делать добра, т.е. учить сопереживать.

Актуальность темы не вызывает сомнения, так как формирование этих исключительно важных качеств (доброты и отзывчивости) лежит в основе нравственного воспитания дошкольника. Основой нравственности человека являются те качества, которые определяют его моральный облик, делают внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни. Фундамент этого процесса должен быть заложен в детстве, в дошкольном возрасте.

Каждый ребенок рождается добрым. И для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты виноваты мы, взрослые. Наша задача не дать иссякнуть этому маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых, а также сверстников, они чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности и пренебрежения.

Дошкольное детство . В этом уникальном, самом нежном и чувственном периоде жизни, когда мир наполнен яркими красками, ребенок активно осваивает социальное пространство, приобретает знания об окружающем мире, формирует нравственные навыки и привычки, усваивает общечеловеческие ценности. Социальное развитие ребенка осуществляется в процессе освоения им различных видов деятельности, и одной из самых значимых в этом плане является такая деятельность, как общение. Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности. Быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть, помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия.

Ребенок с самого раннего возраста проявляет желание общения с другими детьми и по мере своего взросления вступает с ними в разнообразные отношения. В детском саду дети чаще всего имеют возможность общаться со сверстниками - ведь на практике формируются преимущественно одновозрастные группы . Однако это обедняет опыт детского общения .

В этой связи сельским садикам повезло больше, так как разновозрастные группы в детском саду позволяют повысить эффективность обучения в дошкольном учреждении, позволяют проявить характер ребенка. При таком общении маленькие тянутся к старшим , при этом они имеют более близкий и понятный образец для действия. Старшие лучше контролируют свое поведение и реализуют позицию " старшего ", "большого", у них появляется чувство ответственности и желание помогать младшим .

Основной моей задачей стали :

- обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений детей младшего и старшего дошкольного возраста в различных видах совместной деятельности;

- воспитывать гуманистическую направленность поведения, развивать нравственные, социально ценные чувства;

- пробуждать эмоциональную отзывчивость.

- воспитание доброты у детей дошкольного возраста.

Реализации этого проекта проходила по нескольким направлениям.

3. Старшие дети становятся незаменимыми помощниками малышам в сложных для них режимных моментах, например, одевании на улицу, дежурство, прогулках, на праздниках и утренниках.

При этом я выстроила работу таким образом, чтобы младший ребенок воспринимал старшего как партнера и друга в совместной с ним деятельности. Как показала практика, такой опыт взаимодействия дошкольников разных возрастов способствует более успешной адаптации малышей к условиям детского сада , помогает им быстрее овладеть культурно-гигиеническими навыками. Эмоциональное состояние малышей становится более стабильным. В свою очередь, старшие дети понимают свою значимость, это способствует формированию у них позиции взрослого, вырабатывается произвольность поведения. Старшие дошкольники становятся более внимательными и ответственными, что способствует формированию школьной готовности.

Использую в своей работе тематически подобранные картинки на тему доброты. Каждую ситуацию мы всей группой детей обсуждаем. Я задаю детям вопросы, как бы они поступили в данной ситуации. Ответы детей бывают разные, а цель моих бесед одна – показать детям, что ласковое, доброе слово действует быстрее и эффективнее, чем физическая сила.

Формировать гуманные представления у детей с помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого. В чем же должна проявляться эта способность? В умении относиться к другому как к самому себе, понимать, что другому может быть больно и неприятно, когда его обижают. В готовности прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если виноват. В умении считаться с желаниями и интересами друзей. В чуткости к настроению другого мы все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными, добрыми, отзывчивыми. И очень хочется, чтобы воспитанное в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке.

У детей появилась потребность быть аккуратными, внимательными друг к другу и проявлять эти качества не только на словах, но и на деле в детском саду, дома, на прогулке, в гостях.

Результатом этой работы стало, то, что дети научились обращать внимание на нравственную сторону поступков людей, задумываться над мотивами поведения. Благодаря литературным героям дети учатся оценивать свои поступки в различных ситуациях. Все дети владеют навыками драматизации, воспроизводят черты характера героя, используя мимику, жесты, речевую интонацию.

Работа по данной теме является не только очень нужной, но и очень интересной, и требует от взрослого человека большого терпения, потому, что воспитывая детей, человек воспитывает и себя самого. В дальнейшем я продолжу эту работу и буду с большим интересом, собирать и накапливать материал, различную информацию, изучать современные формы и методы работы в этом направлении и использовать их в дальнейшей своей работе.

Мы продолжим работать и прилагать все усилия к тому, чтобы наши дети во всех жизненных ситуациях были добрыми, чуткими, отзывчивыми, доброжелательными людьми. Ведь именно в них мы видим свое будущее, которое будет согревать наши сердца, вызывать у нас чувство гордости и уважения, обладать душевными ценностями личности Человека с большой буквы!


Доброта - это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Доброта - это проявление искренних чувств, полезных другим, и не требующих вознаграждения.

Чтобы воспитать в детях доброту, важно научить понимать других людей. Сегодня это непонимание широко выражается в равнодушии и эгоизме, а хуже в ненависти, зависти, злобе. Наши дети не понимают смысла жизни и сути души, следствием чего постоянным фоном жизни является страх и беспокойство за свою жизнь, а хуже трусость и подлость, распущенность, лень.

Ребенок впервые узнает из сказок, что вокруг него существует какая-то другая жизнь, основанная на взаимодействии двух составляющих: добра, которое всегда вознаграждается за положительные поступки и действия, и зла, которое непременно к концу сказки оказывается наказанным. Так они учатся быть добрыми и снисходительными к близким, друзьям и знакомым, жить в окружающем мире, творить добро, помогать тем, кто нуждается в помощи. Именно сказки прививают любовь к прекрасному, ответственность, целеустремленность, отзывчивость. Значение сказок для маленького ребенка велико: из обычных слов и рассказов родителей дети еще не в состоянии воспринять необходимые знания, а с помощью ярких образов и сюжетов сказок, в которых каждый ребенок ищет себя, проще усваивать жизненные ценности и приобретать необходимые навыки.

Добрый - делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества. Добрая душа. Добрые глаза. [2, с.30]

Добрый- несущий благо, добро, благополучие. Добрые вести. Доброе отношение. [2, с.30]

Добрый - хороший, нравственный. Добрые дела. [2, с.31]

Добрый - дружески близкий, милый. [2, с.31]

Добрый - благожелательный, отзывчивый, готовый помочь людям. [2, с.35]

Добрый - охотно делящийся с другими своими средствами, имуществом и т.п.; щедрый. [2, с.35]

Добрый - свойственный доброжелательному, отзывчивому человеку. [2, с.35]

Добрый - выражающий расположение, сочувствие. [2, с.36]

Добрый - основанный на желании добра людям; нужный, полезный. [4,с.45] Добрый - благой, добродетельный, доблестный, добродушный, благодушный, (добро)сердечный, гуманный, человечный, душевный, жалостливый, отзывчивый, чувствительный, (веро)терпимый, милосердый, ласковый; добряк, добрячок, душа-человек, золотое сердце, добрый самарянин, человек редкой души, ангел во плоти, доброта неизъяснимая; бравый, хороший; человеколюбивый, неплохой, большого сердца, добренький, предобрый, нравственный, близкий, сахарный, стоящий, большой, предобрейший, благий, основательный, славный, путный, простодушный, добрейший, добросердечный, завидный, первый сорт, участливый, важнецкий, приветливый, недурной, хоть куда, здоровый, безукоризненный, большущий, богоугодный, милостивый, порядочный, ладный, изрядный, отличный, недурственный, кроткий, мягкосердечный. [4, с.45]

Воспитание доброты - одна из существенных сторон воспитания ребенка. Это связано с пробуждением в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, беде и умении радоваться и сопереживать успеху другого как к своему собственному. Ребёнок должен приходить к этому не через порицания или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства. Действенное, искреннее проявление любви взрослого к ребёнку побуждает его к проявлению добрых чувств в общении с окружающими - это важное условие воспитания доброты.

Нами был разработан комплекс мероприятий, дающий первоначальные представления о доброте. Работа проходила поэтапно. На каждом этапе решались задачи:

  • сформировать у детей представление о доброте;
  • создать мотив быть добрым;
  • воспитывать положительное отношения к доброте;
  • формировать навыки и привычки быть добрым;
  • формировать поступки и поведение быть добрым.

1) Оля рисовала подарок маме. Брат побежал, рисунок упал на пол. Оля готова была заплакать, но братик сказал волшебное слово. Какое? Оля улыбнулась и сказала братику.

2) Бабушка сшила для Катюшиной куклы платьице, но оно оказалось маленьким. Катюша расстроилась, а бабушка попросила принести ей куклу сказала. Внучка была рада. Она.

Мы делили детей на группы. Раздавали каждой группе картинки с изображением различных ситуаций. Дети должны были охарактеризовать эти ситуации, выбрать поступки, которые можно охарактеризовать, как добрые.

На третьем этапе мы старались вызвать у детей положительное отношение к проявлению доброты. Подводили детей к мысли, что проявлять доброту может каждый человек. Беседовали о людях разных профессий. Как человек в этой профессии проявляет доброту.

Мы формировали у детей умение проявлять доброту. Проводили работу в уголке природы, где дети ухаживали за растениями. Дети самостоятельно определяли объекты природы, за которыми надо ухаживать. Такое задание способствовало формированию не только доброго, но и бережного отношения к природе.

Доброта - это помощь людям и животным. Добрый человек пожалеет несчастное животное, найдет слова, чтобы утешить, кому-то поможет в беде, кого-то удержит от ошибки. Проводили беседу с детьми, предлагали рассказать о своих добрых поступках. Зачем нужны добрые дела? Как можно сделать людей добрее?

Вокруг нас много людей, которым постоянно нужна помощь. Желание нести людям добро надо всячески культивировать в ребенке, потому что это делает из него гуманную личность. Доброта рождается в деятельности, настоящий гуманизм заключается в способности нести добро. В сознании подрастающего ребенка должен четко сформироваться образ доброго человека, сопереживающего и стоящего на стороне добра в противовес злу. Поощрять стремление ребенка к доброте - задача взрослых.

Читайте также: