Доклад великая отечественная война глазами современных детей

Обновлено: 14.05.2024

Исследовательская работа проводилась целью выявления пробелов в знаниях темы о Великой Отечественной войне современными пятиклассниками.

Целью работы было : выяснение, на сколько пятиклассники владеют информацией о Великой Отечественной войне.

Методы и приёмы исследования:

- теоретический - анализ (изучение информационных источников, чтение художественной литературы, просмотр художественных фильмов о Великой Отечественной войне), обобщение и систематизация материала.

Практическая значимость работы в том, что необходимо больше уделять внимания такому периоду нашей истории, как великая Отечественная война. Это могут быть круглые столы, классные часы, творческие работы, акции, экскурсии, конкурсы рисунков. Больше проводить мероприятий в Парке Победы, где находится Мемориал боевой и трудовой славы забайкальцев у которого горит Вечный огонь, в парке ОДОРА. Надеемся, что наше исследование поможет нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Наша задача: провести анкетирование среди пятиклассников, направленное на выяснение проблемы изучения темы Великой Отечественной войны современными подростками и отношения к этим историческим событиям; на основе анкетирования провести исследование.

Гипотеза: мы предполагаем, что наша работа может подтолкнуть современных школьников к более тщательному изучению такого периода истории нашей страны, как Великая Отечественная война .

Цель исследования – выяснить, что знают современные пятиклассники о Великой Отечественной войне.

В связи с этим мы ставим следующие задачи:

  1. провести анкетирование среди обучающихся пятых классов школы по теме исследования;
  2. проанализировать анкеты;
  3. выступить на классном часе с результатами анкетирования;

Объект исследования: Великая Отечественная война.

Предмет: наличие знаний пятиклассниками об истории Великой Отечественной войны.

Почему новые поколения все меньше интересуются историей своей семьи, своей Родины? Почему с каждым годом все меньше чувствуется единение со своими предками и нет понимания, что портреты, которые несут частники полка – это не просто фотографии, это дань памяти участвовавшим в страшных событиях и отдавшим свои жизни?

В анкетах мы увидели, что и родители мало рассказывают о Великой Отечественной войне. На вопрос о значении войны для нашей страны положительный ответ дали только 17 человек из 56. Остальные написали, что не знают и с родителями не беседовали.

На наш взгляд каждый подросток нашего города должен знать, что события Великой Отечественной войны затронули и Забайкальский край. В память об участниках боевых действий и тружениках тыла в Чите есть Парк Победы . Там же находится Мемориал боевой и трудовой славы забайкальцев у которого горит Вечный огонь. Забайкальцы помнят всех поименно, кто дошел и не дошел до Победы. В честь них и был открыт Мемориал.

Когда 22 июня 1941 года, фашистская германия напала на Советский союз, никто не знал, что продлится эта война 3 года 10 месяцев и 18 дней или 1418 дней и ночей, что унесет война до 27 млн. человек. [3].

Наши соотечественники принимали участие в таких крупных сражениях как бои за Брестскую крепость, за Москву, за Ленинград, на Курской дуге, в Сталинградской битве.

Первыми приняли на себя удар пограничники – защитники Брестской крепости. Бои велись около месяца, хотя Гитлер отводил на ее взятие всего несколько часов. В боях принимали участие до 4 тыс. человек более 30 национальностей.

В одном из ключевых сражений – битве за Москву в 1941-1942 гг. сибирские, забайкальские и дальневосточные дивизии под командованием К.К. Рокоссовского преградили путь фашистам к Москве. Эта битва в последующем определила дальнейший ход боевых действий.

Победа Красной Армии, в Курской битве, изменила дальнейший ход второй мировой войны. В результате этой битвы 100 тыс. человек награждены орденами и медалями.

17 июля 1942 года началась одна из величайших битв Великой Отечественной и второй мировой войны – Сталинградская битва, которая продолжалась 200 дней и ночей. В этой битве отличилась Забайкальская 304 стрелковая дивизия. Для Германии битва под Сталинградом была тягчайшим поражением в её истории, для России – её величайшей победой. Сталинградская битва положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны.

Проявили себя забайкальцы и при наступлении на Берлин. Например, приняли бой у Бранденбургских ворот.

30 апреля 1945 года советские воины водрузили Красное Знамя (Знамя Победы) над рейхстагом в Берлине. Знамя было водружено разведчиками 150-й стрелковой дивизии М.А. Егоровым и М.В. Кантария.

Взятие Берлина и водружение Красного Знамени над рейхстагом было заключительным торжественным аккордом в победе над гитлеровской Германией.

9 мая объявлен Днем Победы в связи с тем, что 8 мая 1945 года в предместье Берлина Карсхорсте в 22 часа 43 минуты по центрально-европейскому времени (9 мая в 0:43 по московскому времени) был подписан окончательный Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и ее вооруженных сил.

Генералиссимус Советского Союза и Верховный Главнокомандующий Вооружённых сил СССР И.В. Сталин поручил принимать парад маршалу Жукову, командовать парадом – маршалу Рокоссовскому.

Парад Победы в ознаменование победы СССР над Германией в Великой Отечественной войне состоялся 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади - это триумф народа победителя, военного искусства наших полководцев: маршалов Жукова, Рокоссовского, Василевского, Конева, Шапошникова, и других.

В анкете, мы решили узнать, может быть пятиклассники смотрят художественные фильмы о Великой Отечественной войне или читают книги.

Таким образом, мы выяснили, что не только пятиклассники, но и взрослые мало интересуются историей Великой Отечественной войны. Одним из вопросов в анкете, мы спросили: стоит ли в школе изучать историю Великой Отечественной войны? 46 человек ответили, что нужно.

Мы предлагаем в больше проводить совместных мероприятий для детей и родителей по теме Великой Отечественной войны. Это могут быть круглые столы, классные часы, творческие работы, акции, экскурсии, конкурсы рисунков. Например, можно не только нарисовать какое-либо событие войны, но и защитить свой рисунок т.е. рассказать об этом событии. Больше проводить мероприятий в Парке Победы, где находится Мемориал боевой и трудовой славы забайкальцев у которого горит Вечный огонь, в парке ОДОРА.

Мы должны помнить о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Это история нашей Родины.

Литература и интернет-ресурсы:

Приложения

image%28137%29.jpg

image%28138%29.jpg

image%28139%29.jpg

image%28140%29.jpg

image%28141%29.jpg

image%28142%29.jpg

image%28143%29.jpg

image%28144%29.jpg

image%28145%29.jpg

image%28146%29.jpg

image%28147%29.jpg

image%28148%29.jpg

image%28149%29.jpg

image%28150%29.jpg

image%28151%29.jpg

Опрошено 56 учеников, обучающихся 5-х классов

Не знаю\Не помню

Самый популярный ответ

1.Какой праздник мы отмечаем ежегодно в России 9 мая? Напишите название.

2.Говорили ли Вам ваши родители,родственники, бабушки,дедушки о значении и роли нашей страны в ВОВ?Напишите, что Вам говорили.

Ничего не говорили; Мы не разговариваем на такие темы; Не знаю

3.Знаете ли Вы кто победил в этой войне?Напишите кто.

СССР; Сталин; Кутузов, Немцов

4.Читали ли Вы или слышали о том,сколько человек погибло,сражаясь за Победу?Напишите количество человек.

5.Есть ли у Вас родственники,принимавшие участие в ВОВ? Напишите кто.

Папа; дядя; прабабушка

6.Знаете ли Вы что с недавних пор по всей стране проходит шествие Бессмертный полк?К чему приурочено данное шествие.

Знаю, и однажды ходил(а); не знаю

7.Принимаете ли Вы со своими родителями участие в этом шествии и почему?

Иногда; На вопрос- почему, не ответили

8.Как Вы думаете,стоит ли в школе изучать историю ВОВ?

9.Когда Вы станете взрослыми,будете ли рассказывать своим детям о событиях ВОВ?

10.Какие фильмы о ВОВ вы знаете и смотрели?Напишите 2-3 названия. Какие книги читали?

11.Считаете ли Вы что праздник 9 мая один из самых главных в нашей стране?Почему?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

XXIV РЕСПУБЛИКАНСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Автор: Набиева Джамиля Сахратулаевна

Республика Дагестан

город Хасавюрт

Научный руководитель Джумакова Фарида Рашитбековна

учитель истории

МКОУ «Гимназия №2 им.А.М. Сайтиева

-формулировка целей исследования

-выдвижение гипотезы исследования

а) изучение источников

б) анализ событий

ГЛАВА I : ДАГЕСТАН И ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА. 5

1.1 Дагестанцы герои в Великой Отечественной войне. 6

1.2. Подвиг Абдулхакима Исмаилова Героя России. 7

1.3. Жизнь как подвиг А. Исмаилова. 9

Слово война - очень страшное слово. Война - это взрывы снарядов, бомб, это плач детей, седина матерей. Война - это смерть многих тысяч людей. Война - это еще и Память, вечная и верная память. Память о тех, кто сражался на фронтах 2-ой мировой войны. Кто вернулся домой и кто не вернулся. Военные пути наших земляков - ветеранов пропахли порохом, овеяны ветрами и грозами. Наши земляки - солдаты. Они освобождали нашу Родину, освобождали и другие страны.

22 июня 1941 года фашистская Германия, нарушив договор о ненападении, вероломно напала на нашу страну. Со времён, когда на полях Великой Отечественной войны смолкли последние выстрелы, прошло 74 года. За эти годы пройден немалый и нелёгкий путь. В том, что было достигнуто за последние время, отразились сознательность наших людей, их действенный патриотизм и преданность делу, за торжество которого в годы Великой Отечественной войны сражались воины Советской Армии.

Летопись ратного подвига поколения победителей будет долго сохранять актуальность как могучий нравственный фактор, поучительный пример мужества, стойкости, самоотверженности, что также определяет и практическую значимость работы.

Цель исследования: изучение подвига А. Исмаилова

1. Проанализировать биографию ветерана – земляка ВОВ.

2. Изучение источников по данной теме.

Для исследования проблемы были использованы следующие методы работы:

1. Работа с книгами

2. Исследование публикаций в местных газетах.

4 Анализ, изучение и обобщение собранного материала.

Глава I : Дагестанская и Великая Отечественная Война

1.1 Дагестанцы герои в Великой Отечественной войне.

1.2 Подвиг Абдулхакима Исмаилова Героя России.

1.История Дагестана с древнейших времен до наших дней т.2 М.Г.Гаджиев, О.М. Давудов, Г. Ш. Каймаразов, отв.ред. А. И. Османов Москва Наука,2005 г.с.236-260

1.3 Жизнь как подвиг Абдулхаким Исмаилов.

После войны Исмаилов вернулся в свое родное село Чагаротар. Был избран председателем Чагаротарского сельского исполкома. С 1955 года до ухода на заслуженный отдых работал в Юзбашско-Аксаевской оросительной системе. Находясь в заслуженном отдыхе принимал активное участие в общественно-политической жизни Дагестана, проводил большую работу по нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В 1995 Судьба героя, но без Золотой Звезды , сложилась далеко не соответственно тому вкладу, который он внес в Победу над фашизмом. Достаточно отметить ,что в свое время ему не дали даже республиканской (РСФСР) пенсии, ограничившись местной. В 1995 году Государственный Совет Республики Дагестан обратился с ходатайством о присвоении ветерану звания героя России.

Награжден 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 2-й степени, Славы 3-й степени, медалями. Ушел из жизни 17 февраля 2010 года.


Ванюшкина Анастасия,
Ученица 10а класса

Помню и горжусь!

«Редела ночная мгла. Наступал день, которому суждено было навечно сохраниться в памяти народной, - воскресенье, 22 июня 1941 года.
Стрелки часов приближались к половине четвертого. В эти секунды население деревни заметило стремительно надвигавшиеся с запада тучи. Вдруг предрассветную тишину нарушили резкий свистящий звук и рев моторов. Границу пересекали сотни самолетов. Видны были черные кресты и свастика. Одновременно по ту сторону загрохотала артиллерия.
Через мгновение земля содрогнулась от разрывов вражеских снарядов и бомб. Над деревней прокатился гром, раскаты которого не прекращались весь день. Приграничные районы заволокло дымом и пылью, во многих местах вспыхнули пожары.

Война. Как много значит это слово для каждого человека. Война лишила многих матерей своих сыновей и дочерей, но было и так, что сам маленький оставался сиротой. В истории моей семьи нет никакого исключения. Как и многие пожилые люди, некоторые бабушки и дедушки хотят забыть об этих страшных днях. Хотят, но не могут. Они об этом помнили, помнят и будут помнить до конца своих дней. Для большинства это огромная душевная травма, воспоминания о которой заставляют испытывать старую боль, страдания и переживания. Может быть, именно поэтому мои бабушка и дедушка рассказали совсем немногое.
Перед тем, как немцы без предупреждения атаковали границы Советского Союза, мой прадедушка работал начальником охраны на заводе. В то воскресенье он, как и все жители села, работал в огороде, выполнял какие-то личные дела и поручения жены. А может просто отдыхал от тяжелых будней. Как только по радио объявили о начале войны, он в течение первых же дней пошел в военкомат, чтобы стать одним из защитников Отечества. Ведь и он не был безразличным к судьбе своей Родины.

Однажды моей прабабушке Ульяне пришло письмо о том, что ее муж пропал без вести. Однако все было намного хуже, так как некоторое время спустя к ней приехал человек, воевавший в одном полку с прадедушкой. На его глазах мина разорвала Александра Иосифовича. Для Ульяны это второй удар. При оккупации Донбасса, она и еще трое ее сыновей бежали в укрытие. Обстрел и бомбежки кругом. Маленький сын держится за руку матери, самый крошечный Валентин, теперь уже мой дедушка, прижат другой рукой к сердцу, ну а самый старший, Василий, бежал где-то впереди. Среднего сына, Геннадия, покинула жизнь, унесенная то ли разорвавшейся неподалеку бомбой, то ли пулями.
Бабушка же мне говорила про свою мать. Прабабушка Поля жила тогда со всей семьей на Кавказе. Если быть точнее, то в Целинограде, ныне Астана. Военная жизнь бабушки Поли не была такой кровавой, но не менее тяжелой. Пелагея Васильевна работала стрелочницей на железной дороге. Работников не хватало, так что приходилось трудиться с утра до ночи, а иногда и круглосуточно. Все должно было быть строго по плану, графику. Неизвестность пугала прабабушку, особенно когда она видела, что или кого переправляли на поездах. Так она осознавала масштабность этой кровопролитной войны. Бабушку Полю наградили медалью за доблестный труд в период войны.
Это лишь та малая часть истории, которая произошла в моей семье. Война отобрала многие невинные жизни, не дав нам, внукам, взглянуть на своих бабушек и дедушек, и наоборот, отважным ребятам в будущем посмотреть на своих детей и внуков.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




ВОЙНА ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ


Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С каждым годом все дальше и дальше в глубь истории уходят события Великой Отечественной войны, а память вновь возвращает нас к грозным событиям 1941 года.

Меня всегда интересовала история моей большой и дружной семьи. В семейном архиве бережно хранятся письма с фронта моего прадеда и его братьев, ордена и медали, документы и военные фотографии, газетные статьи.

В прошлом году я занимался исследованием боевого пути моего прадеда Алексеенкова Григория Макаровича. Благодаря своей работе я узнал, какой славный путь от младшего лейтенанта до капитана прошел он, какие героические подвиги совершил, какими орденами и медалями был награжден. Я смог составить карту его боевого пути.

Крестьянская семья моего прадеда была большая: мать, отец, четыре брата (Григорий, Павел, Иван, Василий) и две сестры (Анна и Настасья). Летом 2015 года мы с мамой ездили в село Усох Трубчевского района, Брянской области в дом моего прадеда. Из всей семьи осталась только его младшая сестра Настасья, моя двоюродная прабабушка. (Приложение 1, рис.1.) Сейчас ей 86 лет. Во время войны она была 11 – летней девочкой, которой пришлось оказаться в пекле страданий и невзгод, осилить, вынести на своих плечах то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.

Война отобрала у этих мальчиков и девочек детство - настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом и играми. Что помнят они - дети войны? Что могут рассказать?

Актуальность темы. Все меньше и меньше становится тех людей, что пережили войну. Именно они, дети военной эпохи, живая нить, связующая нас с историей страны и, чем меньше рядом с нами очевидцев той страшной войны, тем тоньше та нить. Страшно осознавать, что эта нить может оборваться. Поэтому так важны и каждое слово, и каждый факт из истории этих людей.

Цель исследования:узнать, какие испытания вынесли дети военных лет, как выжили.

Задачи:

собрать сведения о родственниках, чье детство пришлось на военные годы, познакомиться с семейным архивом;

побывать на родине прабабушки Анастасии Григорьевны Алексеенковой, записать её воспоминания о военном детстве;

Объект исследования: проблема военного детства.

Предмет исследования: воспоминания о военном детстве моей прабабушки Анастасии Григорьевны Алексеенковой.

Методы: изучение литературных источников и семейного архива, интервьюирование, анализ, сравнение, обобщение.

Глава 1.Воспоминания моей прабабушки

Анастасии Григорьевны Алексеенковой о военном детстве

Дети и оккупация

В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. И никто не подозревал, что и бытовые хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово - война.

Немецко-фашистская оккупация Трубчевского района, места, где жила семья моей прабабушки, продолжалась 2 года: с 9 октября 1941 года по 18 сентября 1943 года. Отказавшись от наступления на хорошо укрепленный Брянск, генерал – полковник немецких сухопутных войск Гейнц Вильгельм Гудериан 26 августа 1941 года повернул свой 47 танковый корпус на Труб-чевск. Город, ближайшие деревни и села не остались в стороне от грозных событий. Наши войска почти два месяца удерживали оборону города, а некоторые деревни переходили из рук в руки по нескольку раз. [4, с. 35]

В октябре 1941 года наши войска были вынуждены оставить город и близлежащие территории. Трубчевск, оказался в глубоком тылу немцев. Для жителей наступили тяжелые дни. Начались грабежи, расстрелы, людей угоняли в рабство в Германию, отправляли на тяжелые работы. [ 6 ]

Дом моего прапрадеда (Приложение 1, рис.3.) заняли немцы, а всю семью выгнали на улицу. Мама и младшие дети: Василий (мой двоюродный пра-дед), которому было всего шестнадцать лет и его сестры: одиннадцатилетняя Настя и десятилетняя Аня (мои прабабушки) жили в подвале. (Приложение 1, рис.2.) Василий сплёл корзины, чтобы все не замерзли и могли в них спать на стылой земле.

1.2. Маленькие герои большой войны

Занимаясь исследованием по данной теме, я узнал, что края, где жили мои родные, являлись центром партизанского движения Трубчевского района Брянской области. Все взрослые мужчины, а также многие женщины и даже дети, которые в период оккупации решили своими силами сражаться с ненавистным врагом, ушли в партизаны. А всё местное население оказывало им посильную помощь: пекли хлеб, отдавали кое-какие продукты с маленьких огородов. [1, с.34]

Из воспоминаний моей прабабушки я узнал, что ее брат Василий, которому в то время было 16 лет, тоже очень рвался в партизаны, но мать, боясь расстрела всей семьи, не отпустила его. Тогда Василий с соседскими мальчишками организовали в селе подполье. Они помогали партизанам: собирали оружие на местах боев и передавали его в партизанские отряды, по просьбе взрослых оставляли в укромных местах сведения о месторасположении противника, участвовали в нападении и поджоге комендатуры, убили одного немца.

Фашисты и мысли не допускали о том, что дети могли быть разведчиками и выполнять задания партизанских отрядов. Но кто-то из перебежчиков выдал ребят. Немцы арестовали всех мальчишек в возрасте пятнадцати лет и старше. Арестовали и Василия. Местным жителям объявили, что все подпольщики будут казнены.

Мама собрала для мальчишек немного хлеба и попросила Настю отнести его. Полицаи пропустили девочку к арестантам. Василий успел шепнуть сестре на ухо, что завтра утром их проведут по центральной улице села Усох на окраину на расстрел. Тогда Настя побежала по всем домам и попросила всех жителей утром отворить свои калитки и выйти на улицу.

Много лет спустя, прадедушка вспоминал, что ему часто снится сон, как он бежит в то утро, а сзади раздаются выстрелы. И все его ощущения переместились в спину, которая ждёт, что в неё вот-вот вопьётся немецкая пуля.

Наступление Советских войск было стремительным и немцы не смогли уничтожить Усох, хотя так повезло не всем деревням и селам, многие из них были сожжены дотла. [ 6 ]

Жизнь после оккупации

Можно считать, что война тогда отступила от их дома, ее гул доносился откуда-то с запада. Жизнь помаленьку налаживалась. Колхоз получил скотину. Отремонтировали скотный двор и школу.

С фронта приходили победные сводки, а вместе с ними и похоронки.

Не обошла эта страшная участь и нашу семью. Пришла похоронка на отца моей прабабушки, он погиб под Киевом, а один из ее старших братьев, Павел, пропал без вести подо Ржевом. В это время забрали в армию и младшего из братьев, Василия. Дома остались лишь мать и сестры Анна и Настасья.

Во многих семьях дети были основной рабочей силой. Помогали родителя по хозяйству, ходили за скотиной, а еще и работали в колхозе. Как вспоминала прабабушка, им приходилось и сено косить, и коров доить, и в поле работать. Все это легло тяжелым бременем на хрупкие детские плечи. [3, с.21]

Из воспоминаний прабабушки я узнал, что много еще было в ее жизни всякого и хорошего, и плохого. Конечно хорошего больше. Многое прошло, не оставив в памяти заметного следа. Но детство и война - эти две темы запомнились навсегда.

Глава 2. По следам войны

Годы сменяют друг друга, люди живут своей жизнью и не задумываются, что война - это не то, что было когда-то и больше не повториться. Война реальна и страшна, именно об этом думаешь, когда попадаешь в то место, где все происходило на самом деле, где земля, деревья, небо, помнят о тех далеких, трагических, военных годах.

А за обелиском находится Стена Памяти, на которой увековечено восемь тысяч имен воинов из 27 партизанских отрядов, что в военные годы действовали на Брянщине. Строка за строкой – фамилии тех, кто не дожил до великой Победы. (Приложение 2, рис.2.)

Перед обелиском на площадке, выложенной бетонными плитами, горит вечный партизанский костёр. (Приложение 2, рис.3.)

По дорожкам, что идут от мемориала, можно выйти к выставке военной техники под открытым небом (Приложение 2, рис.4.),музею истории партизанского движения (Приложение 2, рис.5.), к землянкам партизан. (Приложение 2, рис.6.) Здесь размещены портреты партизан, Героев Советского Союза, которые воевали на Брянщине, множество ценных экспонатов, документов, фотографий.

Открыта здесь и диорама "Взрыв голубого моста", а в апреле 1980 года участники Всесоюзной встречи партизан и подпольщиков, проходившей в Брянске, заложили Аллею партизанской славы. (Приложение 2, рис.7)

Заключение

Война и дети… Это одна из наиболее горьких страниц истории Великой Отечественной. Можно много говорить о детях войны, об их детстве, которого не было. Но я думаю, что и этого будет достаточно, чтобы показать, что не только через 70 лет, но и через 100 лет память о Великой Отечественной войне будет жить. Наши потомки тоже будут помнить и подвиг солдат, и трудовой героизм тех, кто оставался в тылу. А также о тех маленьких детях, кто нес на своих плечах непосильную ношу военных лет. В способности помнить, любить, дорожить, ценить заключена огромная нравственная сила, которая помогает человеку глубже понять себя, оценить своё достоинство, разобраться в окружающей жизни.

Изучив литературу по теме исследования и проанализировав воспоминания прабабушки, я пришёл к следующим выводам:

1. Война – это не только человеческие жертвы, потери в бою, это, прежде всего искалеченное детство. Во все времена, во всех войнах были убитые и пленные, но ни в одной войне так не страдали дети.

2. Трудно и страшно было оставаться на оккупированной территории. Дети военных лет воевали наравне с взрослыми. Они вынесли все тяготы войны на своих детских плечах.

3. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг, как и весь народ, заплатив страшную цену, за победу в Великой Отечественной войне.

4. Посетив Партизанскую поляну, я почувствовал всю трагичность тех времён, представил ужасы военного времени и ещё сильнее ощутил, как хорошо жить в мире, где нет войны.

Список литературы и интернет – источников

Беликов В. Н. Война. Впечатления деревенского подростка. – М.: Яуза, Эксмо, 2006.

Максимова Э. Дети военной поры: Сборник публицистических рассказов. – М.: Политиздат, 1988.

Петрова Н.К. Война глазами детей. – М.: Вече, 2011.

Тихонов Н.А. Десять веков Трубчевска. - Тула, 1980.

Оборона Трубчевска. 1941 год - Великая Отечественная война. Документальный фильм. [Электронный ресурс], – Режим доступа: nauchno_populjarnye_filmy/oborona_trubchevska_1941.

Семейный архив

Рис. 2. Настасья (крайняя слева) с мамой, братом Иваном и сестрой Аней (1946 г.)

Читайте также: