Доклад в поисках подземных кладовых
Обновлено: 05.07.2024
1. По карте на с. 58—59 определи, какими условными знаками обозначают различные полезные ископаемые. Есть ли среди них те, которые добывают в вашем крае? Узнай по карте, где ещё их добывают.
Каждому ископаемому на карте соответствует свой особенный условный значок. Например, нефть показывается чёрной пирамидкой, уголь — чёрным квадратиком, железные руды — чёрным треугольником, а золото — чёрно-белым кружком.
В нашем крае добывают несколько видов таких ископаемых. Это каменный уголь, железные руды, торф, апатиты, золото.
Практическая работа
1. Определите название ископаемого, образец которого вам выдан учителем. Используйте для этого атлас-определитель.
Учитель выдал нам образец каменного угля. Это кусок камня, чёрного цвета, блестящий на сколах, твёрдый и хрупкий.
2. Изучите его свойства и заполните таблицу в рабочей тетради.
К основным свойствам каменного угля относятся:
Состояние плотное, твёрдое. Цвет чёрный, непрозрачный, блестит. Каменный уголь горючий, очень хрупкий.
3. Познакомьтесь с его применением. Эти сведения найдите в учебнике.
Каменный уголь используют как топливо и как сырьё для химической промышленности.
4. Узнайте, где и как добывают в вашем крае данное ископаемое. Эту информацию можно найти в краеведческой литературе.
Каменный уголь добывают на востоке Новосибирской области, на Колыванском угольном разрезе.
5. Обобщите изученное. С этой целью составьте описание изученного ископаемого по плану:
Вариант 1
- Название — каменный уголь.
- Условное обозначение на карте — чёрный квадрат.
- Основные свойства — твёрдый, чёрного цвета, непрозрачный, горит.
- Применение — топливо и сырьё для химической промышленности.
- Места и способы добычи в нашем крае — Колыванский разрез, добыча открытым способом.
Вариант 2.
Учитель выдал образец нефти. Это густая маслянистая жидкость тёмного цвета.
К основным свойствам нефти относятся:
Жидкое состояние, цвет чёрный, отсутствие блеска, но резкий запах. Нефть — горючее вещество.
Нефть используют для получения топлива, пластмасс, химического волокна.
В Тюменской области нефть добывают на севере, в Ханты-мансийском автономном округе.
- Название — нефть.
- Условное обозначение на карте — чёрная пирамидка.
- Основные свойства — жидкая, чёрная, непрозрачная, горит, резко пахнет.
- Применение — топливо, получение пластмасс, химических волокон.
- Места и способы добычи в нашем крае — Ханты-мансийский автономный округ, добыча из скважин.
6. Прочитай текст. Используй его при рассказе о подземных кладовых и богатствах.
Рассказ о подземных богатствах для 4 класса
Эти богатства бывают неорганическими, то есть изначально являвшимися объектами неживой природы. Таковы: гранит, железные руды, золото и многие другие горные породы и минералы.
Но есть под землёй богатства, которые были образованы из останков живых существ, обитавших на нашей планете миллионы лет назад. Эти существа давно умерли, их останки стали торфом, углём, нефтью, а мы до сих пор используем эти подземные богатства в своих целях.
Это показывает, какой глубокой может быть связь между природой и человеком.
Проверь себя
1. Определи по образцам и назови важнейшие полезные ископаемые своего края.
Важнейшими в Московской области являются: гранит, известняк, кварц, торф.
2. Опиши любое ископаемое вашего края (по своему выбору).
Это твёрдая горная порода, состоящая из зёрен шпата, кварца и слюды. Гранит очень твёрдый, непрозрачный, блестит. Негорючий. На карте обозначается тремя крестиками.
Добывается гранит в разрезах, открытым способом. Месторождение находится в Волоколамском районе.
Применение гранита — строительство.
3. Почему к подземным богатствам нужно относиться бережно?
Богатств под землёй много, но их запасы не безграничны. И если тратить их бездумно, расточительно, то очень скоро запасов ископаемых на планете не останется.
Задания для домашней работы
1. Подумай, использует ли твоя семья в домашнем хозяйстве какие-нибудь полезные ископаемые или продукты их переработки. Если да, то какие и с какой целью?
В нашей семье используются:
Поваренная соль для приготовления пищи. Используются пластмассы, масла, бензин для автомобиля — это продукты переработки нефти. Мы пользуемся металлической посудой и инструментами — это продукты переработки железных и цветных руд. Мы пользуемся карандашами, в которых стоят стержни из графита. Мы используем электронику, электропроводку, электроприборы, в которых используются медь, алюминий, кремний, золото, серебро. Мы используем стекло, которое является продуктом переработки песка и кварца. Даже наш дом сделан из кирпича, цемента, бетона, железа.
2. В краеведческом музее познакомьтесь с разделом о полезных ископаемых вашего края и их переработке. На каких предприятиях вашего края их перерабатывают? Что из них производят?
В нашем крае много месторождений железной руды. Её перерабатывают на металлургических предприятиях, комбинатах. Там из железной руды сперва получают чугун, потом сталь, из которой делают много полезных вещей.
А также у нас в крае есть месторождения нефти, которую перерабатывают на химических предприятиях, где получают пластик, ткани, лекарства, бензин, бытовую химию.
Этот рассказ учит нас бережно относиться к объектам неживой природы, в частности к камням и скалам. Камни-валуны являются свидетелями древнего оледенения, они часть истории нашего края. Скалы — красивы сами по себе, а разные надписи на них только портят эту чистую природную красоту.
На следующем уроке
Вспомни, что такое почва. Каково её главное свойство?
Почва — это верхний тонкий слой поверхности планеты. Её главное свойство — плодородие.
Аккуратно перерисовываем на контурную карту все условные значки полезных ископаемых. В качестве ориентира для правильного расположения значков используйте линии рек.
Цель работы: определить название и свойства полезного ископаемого.
1. Рассмотрите образец полезного ископаемого. Пользуясь иллюстрациями учебника или атласом-определителем, узнайте его название.
2. Установите свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое, другие (например, блеск, запах). Узнайте у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.
Описание свойств некоторых полезных ископаемых.
Поваренная соль — твердая, сыпучая (рыхлая), белого цвета, непрозрачная, блестит, не горючая, хорошо растворяется в воде.
Торф — твердый, темно-коричневого цвета, непрозрачный, рыхлый, горючий, хорошо впитывает влагу, специфический запах (может пахнуть землей, тиной, илом)
3. Подготовьте устное описание полезного ископаемого по плану, приведенному в учебнике.
Признаки для сравнения | Нефть | Природный газ |
Происхождение | из остатков растений и животных живших миллионы лет назад | из остатков растений и животных |
Свойства | густая маслянистая жидкость темного цвета, с резким запахом, горючая | бесцветный, легкий, горючий, не имеет запаха |
Применение | жидкое топливо (бензин, керосин, мазут), смазочные масла, пластмассы, волокна для тканей | топливо, для получения пластмасс, волокон и других материалов |
Способы добычи | буровые вышки, скважины | скважины |
Способы транспортировки | по нефтепроводам, по железной дороге в цистернах, на нефтеналивных танкерах | газопроводы, танкеры-газовозы |
Бережное отношение | нельзя допускать разлива нефти при ее добыче и транспортировке | газ нужно экономить и на производстве и в быту |
Коридоры пустынны, все студенты на парах. Из аудиторий геологоразведочного факультета, который теперь переименован в институт геологии и минеральных ресурсов, доносятся голоса. Мой проводник, старший преподаватель кафедры общей геологии и геологического картирования Софья Межеловская просит подождать, пока начнется перемена, и рассказывает, что в свое время определило ее жизненный выбор.
— О, это целая история, — улыбается она. — Мне с детства нравились камни, собирала коллекции минералов. Примерно с пятого класса решила стать геологом. После школы поступила в наш вуз, окончила его, теперь обучаюсь в аспирантуре. Недавно защитила кандидатский минимум. В горном деле меня привлекает многогранность. Это целый сплав наук, любовь к которым я стараюсь передать своим студентам. Ну, и, конечно, без романтики в нашей работе никак не обойтись: экспедиции, поиск полезных ископаемых, песни у костра под гитару.
Наш разговор прерывает звонок. Из аудитории выходят первокурсники, около 30 парней и девушек. Софья подзывает одного из студентов, худощавого юношу в модных очках. Знакомимся: 19-летний туляк Кирилл Юшин. Улыбчивый, общительный, стремительный в движениях.
— Почему я хочу стать геологом? Потому что нравится. Чувствую, это мое призвание. У меня в школе была замечательная учительница по географии, она сумела привить нам любовь к природе. Поэтому в выборе специальности я никогда не сомневался. Как и с выбором вуза — несколько раз еще до поступления приезжал сюда на олимпиады. Мне нравится атмосфера университета, она очень дружеская и доброжелательная. Меня привлекают кристаллография, геохимия и петрография.
Еще одна наша собеседница, 20-летняя москвичка Наталия Иванова, заканчивает второй курс. О любви к своей специальности горного инженера, разведчика месторождений, говорит с улыбкой:
— Моя семья не имеет отношения к геологии, мама и папа работают на телевидении. Но еще с дошкольных времен меня заинтересовали вулканы. Потом этот интерес оформился в общую любовь к геологии и природе. К девятому классу я определилась с выбором вуза. И поступила. По окончании университета хочу заниматься фундаментальными исследованиями вулканов. Значит, здравствуй, Камчатка! Родители с моим выбором уже смирились.
Вадим Косьянов, Проректор МГРИ-РГГРУ:
1. Образовательные: Познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.
2. Развивающие: Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы.
3. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
- Учится определять свойства полезных ископаемых и их применение;
- Описывать полезное ископаемое по плану;
- Пользоваться картой полезных ископаемых.
Метапредметные:
Познавательные УУД :
-Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; определять круг своего незнания.
-Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
-Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
Коммуникативные УУД:
-Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-Формируем умение слушать и понимать других;
-Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД:
-Самостоятельно организовывать свое рабочее место;
-Следовать режиму организации учебной деятельности;
-Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Личностные УУД:
-Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
-Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-Развивать способность к самооценке.
Оборудование: учебник, презентация, карточки с заданиями, коллекция полезных ископаемых.
1.Мотивация к познавательной деятельности
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Олеговна и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.
Сегодня у нас с вами не обычный урок. Вы видите, что на партах у вас много интересного. У нас сегодня урок-исследование.
Как вы думаете, а кто такой исследователь?
А вы когда-нибудь были исследователями?
Вы готовы совершить сегодня открытие?
Поэтому надо всем быть более внимательными, собранными и аккуратными.
Исследователь — тот, кто проводит исследование, занимается научными изысканиями.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Продолжите определение: «Равнины – это…
Продолжите определение: «Горы – это…
Перечислите формы земной поверхности
Какая форма земной поверхности составляет большую часть территории России?
Что выше: холм или гора?
«Равнины – это ровные или почти ровные участки земной поверхности.
«Горы – это очень неровне участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью.
Перечислите формы земной поверхности: равнины, горы, низменности, возвышенности, холмы, балки, овраги.
Какая форма земной поверхности составляет большую часть территории России? Равнины
Что выше: холм или гора? Холм
3.Выявление места и причины затруднения
Край наш горный, заповедный.
Я горой владею Медной,
И тому, кто любит труд,
Пусть находит изумруд,
Кому принадлежат эти слова?
Как вы понимает слова “кладовые земли”?
На слайде появляются слова: Кладовые земли,
Если бы нам удалось собрать все закопанные клады с золотом, серебром, драгоценными камнями, то в сравнении с богатствами, которые запасла под землей сама природа, наши находки оказались бы сущим пустяком. Без сундуков, шкатулок, ларцов с сокровищами можно обойтись. А вот без полезных ископаемых людям пришлось бы плохо.
Ребята, как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня? А какая будет цель?
Хозяйке Медной горы
В поисках подземных кладовых. Знакомство с полезными ископаемыми.
4. Построение проекта выхода из создавшейся ситуации
Как мы будем добиваться своей цели?
План нашей работы:
1.Узнать, что такое полезное ископаемые?
2.Какие полезные ископаемые бывают?
3.Как называются места, где залегают полезные ископаемые?
Мы научимся определять, где имеются залежи полезных ископаемых, их свойства и использование в хозяйстве
1.Все природные богатства, которые человек добывает из глубин земли или с ее поверхности- это полезные ископаемые.
5.Реализация проекта выхода из затруднений
На территории России сосредоточены необычайное запасы сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. В частности имеются: крупные месторождения нефти, газа угля, калийных солей, никеля, олова, алюминиевого сырья, вольфрама золота, платины, графита, слюды и других полезных ископаемых. На территории нашей страны построено огромное количество шахт и вышек для добычи различных природных ресурсов. Часть полезных ископаемых в России идет на экспорт в другие страны. Все эти факты говорят о больших запасов природных ископаемых в нашей стране.
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Читайте также: